Научная статья на тему 'Представления русских книжников о «Царской» власти конца XV - первой трети XVI В. В отечественной историографии'

Представления русских книжников о «Царской» власти конца XV - первой трети XVI В. В отечественной историографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
475
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНО-ВИЗАНТИЙСКИЕ ТРАДИЦИИ / ЦАРСКАЯ ВЛАСТЬ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / BYZANTINE-ORTHODOX TRADITION / ROYAL GOVERNMENT / RUSSIAN HISTORIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шевченко М. Н.

Исследуется историография вопроса о генезисе и эволюции представлений русских книжников о «царской» власти в период становления Московского централизованного государства (конец XV первая треть XVI вв.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian scribes representations of the "imperial" power of the end of XV - the first third of the XVI century in the Russian historiography

In this paper, the historiography of the question of the genesis and evolution of the Russian scribe's idea about 'imperial' power during the formation of Moscow centralized state (the end of XV first third of the XVI century).

Текст научной работы на тему «Представления русских книжников о «Царской» власти конца XV - первой трети XVI В. В отечественной историографии»

ИСТОРИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 1. С. 136-139.

УДК 930

М.Н. Шевченко

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РУССКИХ КНИЖНИКОВ О «ЦАРСКОЙ» ВЛАСТИ КОНЦА XV - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVI В. В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Исследуется историография вопроса о генезисе и эволюции представлений русских книжников о «царской» власти в период становления Московского централизованного государства (конец XV - первая треть XVI вв.)

Ключевые слова: православно-византийские традиции, царская власть, отечественная историография.

В дореволюционной исторической литературе изучение вопросов формирования представлений русских книжников о «царской» власти и международном религиозно-политическом статусе Московского государства было тесно связано с отношением исследователей к вопросу о византийском влиянии на формирование этих представлений.

Одни исследователи во главе с B.C. Иконниковым безоговорочно признавали влияние византийских религиозно-политических идей на формирование воззрений русских книжников [1]. Другие вслед за Н.М. Карамзиным полагали, что оно было куда менее значимо по сравнению с основополагающим влиянием золотоордынских политических порядков [2]. Третья группа исследователей во главе с В.И. Сергеевичем вообще отрицала подобное влияние на развитие русской политической мысли второй половины XV - первой трети XVI в. [3]. Историки полагали, что идея самодержавия русских князей «не есть продукт византийских влияний, это плод освобождения от этих влияний». В. Савва не разделял полностью позицию В.И. Сергеевича, считая, что византийские религиозно-политические идеи, взятые за основу, были существенным образом переосмыслены на Руси.

В контексте формирования представлений о пределах и прерогативах царской власти, ее церковно-политическом статусе во всем православном мире и международных отношениях находится (Сказание о князех владимирских». В дореволюционной историографии его возникновение было принято связывать с падением Византии. Считалось, что «Сказание» появилось между 1480 и 1523 г. [4]. Большинство исследователей рассматривало его в комплексе идей «Москва - Третий Рим». Было принято полагать, что легенды о приобретении Владимиром Мономахом «царского» венца из Византии и происхождении русских князей от Пруса, родственника Августа, римского императора, были придуманы для доказательства прав русских на византийское наследие и объединены в одно произведение Спиридоном-Саввой [5].

В историографии советского периода закрепилось мнение, что «Сказание о князех владимирских» подчеркивало единство процесса русской истории, устанавливая связь между князьями киевскими, владимирскими и московскими, говорило о месте Русского государства в мировой истории. Считалось, что его появление было вызвано потребностью молодого Русского государства в укреплении власти великого князя, что оно отразило идеи, уже назревшие в русской действительности и русской литературе, и что оно, скорее, говорило не о

О М.Н. Шевченко, 2012

праве русских князей на византийские земли, а об их праве на все русские земли, в том числе и на киевские [6].

После того как были опубликованы сочинения старца псковского Елеазарова монастыря Филофея [7], историософская модель Третьего Рима надолго приковала к себе внимание исследователей. Изучение проблемы модели Третьего Рима в последней трети XIX в. осуществлялось в двух руслах - научном и философско-публицис-тическом. У истоков научного направления стоял Н.Ф. Каптерев, философско-публицистического - B.C. Соловьев [8]. Н.Ф. Каптерев писал о постепенном формировании у русских книжников взгляда на Русь как «на представительницу и хранительницу истинного, неповрежденного православия...»; на Москву как на наследницу павшей Византии и других православных «царств», как на новый Третий Рим, на московского великого князя как на прямого потомка и наследника бывших греческих императоров, как на «главу православного государства, как представителя, поборника и защитника вселенского православия». При этом автор добавлял, что «московские цари хотели быть наследниками византийских императоров, не выступая, однако, из Москвы и не вступая в Константинополь». B.C. Соловьев приводил два образа Третьего Рима - исторический и проективный; один он соотносил с допетровской Русью, второй - с будущей миссией или задачей, завершающим, примиряющим этапом в вековом соперничестве Востока и Запада.

Другой вариант трактовки «восточного вопроса», Третьего Рима и его связи с «национальным самосознанием» представлен в трудах византиниста Ф.И. Успенского. Автор увидел то звено историософской модели Третьего Рима, которое отождествляло Российское «царство» с «Ромейским царством». Не менее тонко он уловил разницу между идеей Третьего Рима и идеей «константинопольской вотчины» московских великих князей: «не одно и то же -создавать политическую идею и принимать меры к ее осуществлению». Если идея Третьего Рима выводится Ф.И. Успенским из эволюции «национального самосознания» и трактуется в терминах ответственности России за судьбы порабощенных Турцией христиан, то идея «константинопольской вотчины», по мнению автора, «впервые высказана не в русских памятниках, а, так сказать, подсказана нам из Рима в начале XVI в.» [9].

М.А. Дьяконов, указывая на «Изложение пасхалии» митрополита Зосимы, по-

лагал, что «старец Филофей не был творцом теории о Москве - Третьем Риме. Элементы этой теории были уже налицо, и ему принадлежит только окончательная и полная ее формулировка. Но в истории идей это была, бесспорно, важная заслуга». Мнение М.А. Дьяконова разделял и П.Н. Милюков [10].

Самым значительным явлением в исследовании идеи Третьего Рима стала книга В.Н. Малинина «Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания» [11], где было опубликовано литературное наследие Филофея Псковского и другие сочинения, составлявшие, по мнению автора, его литературный контекст. Книга вплоть до 70-х гг. XX в. оставалась единственной специальной работой на эту тему. Хотя полемика по поводу происхождения, содержания, смысла идеи продолжалась, никто не обращался к исследованию рукописной традиции, так как она казалась исчерпанной.

Из представителей русского зарубежья особого внимания заслуживает Г.В. Фло-ровский, который рассматривал теорию Третьего Рима в «перспективах апокалиптического беспокойства» Х1У-ХУ вв., усиленного падением Константинополя. Он называл ее эсхатологической теорией, строго выдержанной «в эсхатологических тонах и категориях». Третий Рим Г.В. Фло-ровский рассматривает в рамках концепции «кризиса русского византинизма», и в соответствии с этим автор утверждает, что он «заменяет», а не продолжает Второй [12].

В отечественной историографии советского периода долгое время не было специальных исследований, посвященных идее Третьего Рима. В работе по национальному самосознанию Древней Руси Д.С. Лихачев дифференцировал разные течения в представлении русских книжников. Он обозначил три важных разграничения: во-первых, между идеей «константинопольской вотчины» и «греческой идеей», во-вторых, между «политической теорией, направлявшей меч великокняжеской власти», и «мистической теорией», зревшей в среде русского духовенства и связанной отчасти с «греческой идеей», в-третьих, между теорией «Москва - Третий Рим», не вышедшей, по преимуществу, за пределы церковных кругов, и идеями «Сказания о князех владимирских», получившими широкое распространение как в дипломатической практике, так и официальной литературе XVI в. Вслед за П. Пирлингом и Ф.И. Успенским [13] Д.С. Лихачев полагал, что идея «констан-

138

М.Н. Шевченко

тинопольской вотчины», «византийского наследия» внушалась русскому правительству западными державами в расчете на участие России в борьбе с Турцией, однако в самой Москве никогда не ссылались на права Московского престола, полученные через брак Иоанна III с Софьей Палеолог [14].

Заметный вклад в исследование идеи Третьего Рима внесли работы A.A. Гольд-берга, опубликованные в 70-е гг. XX в. Исследователю удалось существенно расширить источниковедческую базу. Введение в научный оборот нового рукописного материала позволило по-другому решать проблемы генезиса, атрибуции, датировки изучаемых текстов, взаимоотношения между ними, последовательности их создания, а на основе этого предлагать более аргументированные решения, касающиеся содержания и смысла теории [15].

Широкий подход к теории Третьего Рима отличает работу Международного семинара исторических исследований «От Рима к Третьему Риму». Исследовательская программа семинара - это «Истори-ко-религиозные и юридические аспекты идеи Рима: традиция и преобразования». Одной из ведущих тем семинара является пространственно-временное распространение римских традиций, их взаимодействие с национальными культурами, своеобразие привлечения и преломления этого опыта в разные эпохи у разных народов [16].

В работе Н.В. Синицыной рассматривается проблема генезиса и эволюции историософской модели Третьего Рима. В своей книге автор проводит качественный историографический обзор и опирается на все последние достижения отечественной исторической науки по проблеме «Третьего Рима» [17].

В исторической науке констатируется факт перенесения на московских государей «царских» титулов и регалий в связи с Ферраро-Флорентийской унией, падением Константинополя и освобождением от зо-лотоордынского ига. Однако исследователи зачастую представляют в своих работах только выводы, конечный этап своих рассуждений. До сих пор неясно, в чем именно заключалось переосмысление право-славно-византийских традиций на Руси, имела ли место эволюция взглядов русских книжников или же представления о «царской» власти были взяты ими в готовом виде и не претерпели существенных изменений. Если эволюция взглядов русских книжников о сущности и характере «царской» власти имела место, то с какими ис-

торическими явлениями и событиями она была связана, а также о каких этапах эволюции этих представлений может идти речь. В литературе остается открытым вопрос о позиции Церкви и государства в отношении развития церковно-государст-венных отношений как основы общественно-политического созидания.

В целом, несмотря на определенные успехи, достигнутые в решении проблемы, ее изучение в публикациях современных авторов далеко от завершения. Отсутствие до сих пор специальных обобщающих трудов по проблемам генезиса и эволюции представлений русских книжников о «царской» власти, недостаточная изученность многих важных вопросов, стремление исследователей воздержаться от теоретических обобщений, наличие в литературе спорных точек зрения - все это свидетельствует о необходимости дальнейшей разработки указанной темы.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Иконников В. С. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории. Киев, 1869; Дьяконов М. А. Власть московских государей: очерки из истории политических идей Древней Руси до конца XVI в. СПб., 1889; Сокольский В. Участие русского духовенства и монашества в развитии единодержавия и самодержавия в Московском государстве в конце XV и первой трети XVI вв. Киев, 1902 ; Вальденберг В. Е. Древнерусские учения о пределах царской власти: очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVII века. Пг., 1916.

[2] Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн. II. М., 1989. Т. VI. Гл. 2, 3. Стб. 37 -126; Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. III. М., 1989. Т. V. Гл. 2, 3. С. 45-88; Ключевский В. О. Курс русской истории. Ч. II. М., 1988. С. 99-112, 130-162.

[3] Сергеевич В. И. Русские юридические древности. Т. II. Вып. 2. СПб., 1900; Савва В. Московские цари и византийские Василевсы: к вопросу о влиянии Византии на образование идеи царской власти московских государей. Харьков, 1901.

[4] Жданов И. Н. Повести о Вавилоне и «Сказание о князех владимирских». СПб., 1891; Архангельский А. С. Из лекций по истории русской литературы. Литература Московского государства (конец XV - XVII вв.). Казань, 1913.

[5] См. об этом: Иконников В. С. Указ. соч. С. 370; Дьяконов М. А. Указ. соч. С. 73-78; Пирлинг П. Россия и Восток: царское бракосочетание в Ватикане. Иван III и Софья Палеолог. СПб., 1892. С. 158-165; Сокольский В. Указ. соч. С.104-114.

[6] История русской литературы. Т. II. Ч. I. М. ; П., 1945. С. 307; История Москвы. Т. I. М., 1952. С. 127; Лихачев Д. С. Национальное самосознание Древней Руси. М. ; П., 1945. С. 103-104; Гудзий Н. К. История древней русской литературы. М., 1956. С. 244-246; Дмитриева Р. П.

Сказание о князьях владимирских М. ; П., 1955. С. 13, 152-156; Памятники литературы древней Руси. Конец XV - первая треть XVI вв. М., 1984. Комментарии. С. 725-726; др.

[7] Православный собеседник. 1861. № 5. С. 78-96.

[8] Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1883— 1884; Его же. Характер отношений России к православному Востоку. М., 1885. С. 348; Соловьев В. С. Великий спор и христианская политика // Русь. 1883; Его же. Сочинения: в II т. Т. I. Философская публицистика. М., 1989. С. 59, 71-72.

[9] См. подробнее: Успенский Ф. И. Как возник и развивался в России восточный вопрос. СПб., 1887.

[10] Дьяконов М. А. Указ. соч.; Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Ч. II. СПб., 1897. С. 22.

[11]Малинин В. Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901.

[12] Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Париж, 1983. (1-е изд. - Париж, 1937.) С. 10-12.

[13] Пирлинг П. Россия и папский престол. Кн. I. М., 1912; Успенский Ф.И. Указ. соч.; Его же. Брак царя Ивана Васильевича III с Софией Палеолог // Исторический вестник. 1887. Декабрь. С. 680-693.

[14] Лихачев Д. С. Указ. соч. С. 100, 104.

[15] Гольдберг А. Л. Три «послания Филофея» (опыт текстологического анализа) // Труды отдела древнерусской литературы. П., 1974. T. XXIX. С. 177-205; Его же. К предыстории идеи «Москва - Третий Рим» // Культурное наследие Древней Руси. Истоки. Становление. Традиции. М., 1976. С. 115-116.

[16] Римско-Константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика : IX Международный семинар исторических исследований: «От Рима к Третьему Риму». Москва, 29-31 мая 1989. М., 1995.

[17] Синицына Н. В. Третий Рим: истоки и эволюция русской средневековой концепции. М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.