В. С. Собкин, действительный член Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, директор Института социологии образования Российской академии образования (ИСО РАО)
К. Н. Скобельцина, заместитель руководителя Центра развития психологической службы образования ФГУ «Федеральный институт развития образования», научный сотрудник ИСО РАО, сотрудник Московского городского психолого-педагогического университета
Представления родителей об особенностях общения их ребенка с компьютером
Стремительное развитие техноэволюцион-ных процессов приводит к тому, что компьютер начинает играть особую роль не только в жизни взрослого человека, но и ребенка. Исследователи отмечают, что дети 3-4 лет, как правило, свободно ориентируются в компьютерном игровом пространстве, развивающих и обучающих программах, рассчитанных на данный возраст. В этой связи возникает проблема научного осмысления степени и значения все возрастающего воздействия компьютерного информационного пространства на социализацию дошкольника. Иными словами, проблема психолого-педагогических последствий внедрения компьютерных технологий в различные сферы деятельности дошкольника требует особого внимания1.
Психологи расходятся во взглядах на данную проблему. В последнее время исследователи и практики обращают внимание на повышение творческого потенциала тех детей, которые регулярно пользуются компьютерами в игре и на занятиях. В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, развиваются различные психические качества (понятийное мышление, воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), ведущие к резкому повышению творческих способностей детей2.
1 Леонова Л. А., Маркова Л. В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. - М.: Вентана-Граф, 2004; Новоселова С. Л., Петку Г. П. Компьютерный мир дошкольника. - М., 1997; Смирнова Е. О., Радева Р. Е. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Т. V. Вып. VII. - М.: Центр социологии образования РАО, 2000. - С. 330-369.
2 Габдуллина З. М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2010; Долинский М. С., Кутейко М. А. Компьютерные средства развития мышления у дошкольников и младших школьников // Информатика и образование. - 2011. - №6 (224).
Вместе с тем ребенок, который всем остальным развлечениям и увлечениям предпочитает лишь компьютерные игры, пусть даже и развивающие, подвергается риску возникновения серьезных проблем. Существует мнение, что если ребенок младше 10 лет пристрастился к компьютеру, то это может замедлить его развитие, как физическое, так и психическое3.
Данная статья посвящена изучению роли компьютера в жизни ребенка-дошкольника с точки зрения их родителей. Особое внимание в ней будет уделено выявлению наличия у детей опыта взаимодействия с компьютером, их предпочтениям при общении с компьютером, а также роли родителей в данном процессе (включенность взрослых в совместное использование компьютера). В ходе анализа мы будем учитывать влияние ряда демографических (пол и возраст) и социально-стратификационных факторов (уровень материального обеспечения, полнота семьи и др.) на представления родителей об особенностях общения их ребенка с компьютером. Статья основана на материалах, полученных в ходе социологического опроса 1936 родителей, чьи дети посещают детские сады г. Москвы. Она продолжает цикл наших публикаций по социологии дошкольного детства4.
3 Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. - М. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995; Самылки-на Н. Н. ИКТ для детей с ограниченными возможностями / Информатика и образование. - 2004. - №4.
4 Собкин В. С., Иванова А. И., Казначеева К. Н. Ребенок в детском саду: мнение родителей // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXIV. - М.: Институт социологии образования РАО, 2010. - С. 65-83; Собкин В. С., Казначеева К. Н., Иванова А.И. Дошкольник у телеэкрана: мнение родителей // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXIV. - М.: Институт социологии образования РАО, 2010.- С. 83-95; Собкин В. С., Марич Е. М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст. Труды по социологии образования. Т. VII. Вып. XII. - М.: Центр социологии образования РАО, 2002; Собкин В. С., Скобельцина К. Н. Игровые предпочтения современных дошкольников (по материалам опроса родителей) // Психологическая наука и
Опыт взаимодействия с компьютером. В ходе анкетного опроса родителей дошкольников просили указать, знаком ли их ребенок с компьютером. Более половины респондентов (57,1%) отметили, что у их ребенка есть опыт взаимодействия с компьютером, причем родители мальчиков указывают на его наличие чаще, чем родители девочек (63,1% и 51,2% соответственно, р < .0001). Важно проследить возрастную динамику изменения числа детей знакомых с компьютером (см. рисунок 1).
КЛ
НЛ 714
им ^^ • тиш
».в
•АН ип ЛШ 24 Ю__ --V}' --*■* {Ьчнн —р—Ид....... - ■*-
М
1,5 > ЗГП4* 3 4ГП4* »■Т1ИГ
Рисунок 1. Возрастная динамика увеличения числа родителей, указывающих на наличие у детей опыта общения с компьютером (%)
Как видно из рисунка, число детей, имеющих опыт взаимодействия с компьютером, значительно возрастает от ясельного к пред-школьному возрасту. Таким образом, мы можем сделать вывод, что к моменту поступления в школу уже более 70% детей имеют опыт общения с компьютером. При этом заметим, что в раннем возрасте не наблюдается различий по данному вопросу между мальчиками и девочками. Однако к предшкольному возрастному периоду родители мальчиков значительно чаще, чем родители девочек, указывают на то, что у их детей есть опыт взаимодействия с компьютером (р < .0001).
Помимо половозрастных факторов на ответы родителей влияют и социально-стратификационные характеристики. Так, например, родители из высокообеспеченных семей чаще указывают на то, что у их ребенка есть опыт взаимодействия с компьютером, чем родители из семей с низким достатком (61,5% и 48,8% соответственно, р < .0001). По-видимому, уровень материальной обеспеченности семьи является
образование. - 2011. - № 2. - С. 56-67; Социология дошкольного воспитания: Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XIX. - М.: Центр социологии образования РАО, 2006.
важным дифференцирующим признаком, определяющим доступность освоения компьютерной грамотности в дошкольном возрасте.
Заметим, что семейный статус матери (замужняя/незамужняя) также оказывает влияние на наличие у дошкольника опыта взаимодействия с компьютером (см. рисунок 2).
Рисунок 2. Мнение родителей (отцов, замужних и незамужних матерей) об опыте общения с компьютером у мальчиков и девочек (%)
Замужние матери значительно чаще незамужних указывают на то, что их ребенок общается с компьютером (58,8% и 48,4% соответственно, р < .002). Иными словами, рисунок 2 фиксирует, что в полной семье дошкольники чаще имеют опыт взаимодействия с компьютером, чем в неполной. При этом важным моментом здесь является то, что мальчики, независимо от социального статуса семьи, имеют больший опыт общения с компьютером, чем девочки. Из вышесказанного можно сделать вывод, что освоение ИКТ оказывается более доступным дошкольникам из полных семей, чем из неполных. На наш взгляд, данная тенденция может быть объяснена двумя особенностями социальной ситуации развития ребенка в полной и неполной семье. С одной стороны, в семье, где мать воспитывает ребенка самостоятельно, меньше средств для полноценного приобщения ребенка к освоению компьютера, что зачастую связано с недостаточным материальным обеспечением. Второй важный момент, на который следует обратить внимание, заключается в том, что в полной семье именно отец, как правило, является транслятором опыта общения с компьютером. В ситуации же неполной семьи мать оказывается неспособной в полной мере компенсировать отсутствие отца в вопросах включения ребенка во взаимодействие с ИКТ. В целом, можно сделать вывод, что общение с компьютером и использование ИКТ является частью мужской субкультуры. Это особым образом проецируется и в семейную ситуацию воспитания ребенка-дошкольника.
Предпочтения при использовании компьютера. Особый интерес представляет изучение детских предпочтений при использовании компьютера. В таблице 1 приведены результаты ответов родителей на вопрос о предпочитаемых их детьми компьютерных программах.
Таблица 1. Предпочитаемые дошкольниками программы при использовании компьютера, по мнению родителей (%)
Общее Родители мальчиков Родители девочек р <
Игровые 35,4 41,1 29,1 .0001
Обучающие 13,5 12,7 14,8 -
Просмотр мультфильмов и худ. фильмов 5,8 5,7 5,6 -
Ребенок не общается с компьютером 45,3 40,5 50,5 .0001
Из таблицы 1 видно, что, по мнению родителей, дошкольники чаще всего используют компьютер для игр (35,4%), каждый седьмой (13,5%) предпочитает обучающие программы и лишь немногие (5,8%) смотрят мультфильмы и художественные фильмы. При этом 45,3% респондентов указывают на то, что их ребенок не общается с компьютером.
Из приведенных в таблице 1 данных можно сделать вывод о явных гендерных различиях в детских компьютерных предпочтениях. Так, родители мальчиков чаще отмечают, что их ребенок любит играть на компьютере, в то время как родители девочек чаще указывают на отсутствие у ребенка опыта взаимодействия с компьютером.
Наблюдается явная возрастная динамика в детских компьютерных предпочтениях (см. рисунок 3).
Как показано на рисунке 3, с возрастом все больше дошкольников активно включаются в различные виды компьютерной активности. К моменту поступления в школу лишь треть детей (31,9%) не участвует в постоянном виртуальном взаимодействии посредством ИКТ. Однако, на наш взгляд, наиболее значимым здесь является то, что почти половина (48,1%) дошкольников в 5-7 лет использует компьютер именно для игры, а не для обучения или художественного развития.
»
ас Н,1 V
те и ^^ И» пли м км
1С У* 11П>р.
К
■ Н - ЛЛ ■«"» ■НФС
10 - ид Ц1
¡■II«-
Рисунок 3. Возрастная динамика изменения представлений родителей о детских компьютерных предпочтениях (%)
Обратим внимание на влияние такого социально-стратификационного фактора, как материальный статус семьи. Так, респонденты из семей с высоким достатком чаще, чем малообеспеченные, указывают на то, что их дети предпочитают игровые (37,7% и 29,9% соответственно, р < .002) и обучающие (15,5% и 9,6% соответственно, р < .001) программы. Малообеспеченные родители чаще отмечают, что их дети вообще не общаются с компьютером (52,5% и 41,7% соответственно, р < .0001). Таким образом, можно сделать вывод, что общение с компьютером оказывается более доступным детям из семей с высоким достатком, в то время как дошкольники из малообеспеченных семей не имеют возможности осваивать ИКТ.
Время ежедневного общения с компьютером. В ходе исследования специальное внимание было уделено интенсивности взаимодействия ребенка-дошкольника с компьютером. Для этого родителей просили указать, сколько времени их ребенок ежедневно проводит за компьютером. Большинство (79,1%) отметили, что их ребенок общается с компьютером не более 30 минут в день, а 20,3% указали, что на это ежедневно тратится от получаса до полутора часов.
Особый интерес представляет анализ половозрастной специфики общения дошкольников с компьютером. В ходе исследования было выявлено, что мальчики проводят за компьютером больше времени, чем девочки (см. рисунок 4).
На рисунке 4 видно, что родители девочек чаще, чем родители мальчиков указывают на то, что их ребенок проводит перед компьютером менее получаса ежедневно (р < .0001). Напротив, родители мальчиков значительно чаще отмечают большую продолжительность сеансов общения их ребенка с компьютером -от 0,5 до 1,5 часов каждый день (р < .0001).
Рисунок 4. Интенсивность ежедневного общения с компьютером у мальчиков и девочек (% )
Заметим, что с взрослением ребенка интенсивность его общения с компьютером заметно увеличивается (см. рисунок 5).
120 -"-М*чК 30 МНГ
100 И* К1 ___Ш -Ф-СгИ до 1.5
и
№
Ш
¡0 *А ц 16.« нщ
1.1-1 таи 1- 7 г*
Рисунок 5. Возрастная динамика изменения интенсивности общения дошкольника с компьютером (%)
Рисунок 5 фиксирует явную возрастную динамику изменения времени, которое дошкольник ежедневно проводит за компьютером. Если в раннем возрасте 95,4% родителей отмечали, что их ребенок общается с компьютером менее получаса каждый день, то к предшколь-ному возрасту таких заметно меньше - 69,2%. Среди родителей детей 5-7 лет практически треть (29,8%) указывает на то, что их ребенок проводит перед монитором до полутора часов ежедневно. На наш взгляд, данная тенденция может свидетельствовать о попустительском отношении взрослого к интенсивности пользования ребенка компьютером, его самоустранении в данном вопросе. Более того, подобная ситуация несоблюдения допустимого режима общения с компьютером в детском возрасте (считается, что дошкольник должен проводить за компьютером не более 30 минут в день) может привести в дальнейшем к проблемам со здоровьем, как физическим, так и психическим.
Важно заметить, что социально-стратификационные факторы не оказывают значительного влияния на интенсивность общения ребенка с компьютером. Можно сделать
вывод о значимости половозрастных характеристик при изучении времени ежедневного взаимодействия ребенка-дошкольника с компьютером.
Включенность взрослых в совместное использование компьютера. При проведении исследования нас интересовал вопрос о включенности взрослого в совместное с ребенком использование ИКТ. Родителей просили указать, совместно с кем из членов семьи дошкольник пользуется компьютером или он общается с ним самостоятельно. Полученные ответы приведены в таблице 2.
Таблица 2. Совместно с кем ребенок-дошкольник пользуется компьютером (%)
Общее Мальчики Девочки Р <
С папой 19,1 20,1 18,6 -
С мамой 11,1 10,8 11,8 -
С другими родственниками 4,1 3,4 4,4 -
Сам 21,4 25,5 16,6 .0001
Не общается с компьютером 44,3 40,2 48,6 .0004
Из приведенных в таблице 2 данных видно, что практически каждый третий дошкольник пользуется компьютером совместно с родителями (с отцом - 19,1%, с матерью -11,1%), в то время как каждый пятый (21,4%) имеет навык самостоятельного использования ИКТ. Важно отметить, что если девочки чаще вообще не имеют опыта общения с компьютером, то среди мальчиков больше тех, кто использует его самостоятельно без помощи взрослых.
Особый интерес здесь представляет не только анализ влияния пола ребенка, но и родительская полоролевая позиция. Как мы видим из таблицы, именно отец (по сравнению с матерью) играет большую роль в совместном с ребенком использовании компьютера. Это свидетельствует о том, что освоение ИКТ и использование компьютера является частью мужской субкультуры. Отцы больше, чем матери, используют компьютер для общения с ребенком. Таким образом, в данном виде деятельности общение ребенка с отцом опосредствовано таким техническим средством, как ПК.
Наблюдается интересная возрастная динамика использования ИКТ детьми-дошкольниками (см. рисунок 6).
Рисунок 6. Возрастная динамика использования компьютера дошкольниками (%)
Рисунок 6 фиксирует общее увеличение интенсивности использования ИКТ к пред-школьному возрасту. Однако крайне важным, на наш взгляд, является увеличение доли самостоятельного общения дошкольника с компьютером к 5-7 годам: треть опрошенных родителей (32,2%) детей данного возраста указывают, что их ребенок пользуется компьютером самостоятельно.
Следует заметить, что социальный статус семьи (полная/неполная) также оказывает влияние на включенность взрослого в освоение ИКТ дошкольником. Так, замужние матери значительно чаще матерей, не состоящих в браке, отмечают, что их ребенок общается с компьютером совместно с отцом (21,5% и 6,5% соответственно, р < .0001). Напротив, незамужние матери чаще, чем замужние, указывают на свою роль в приобщении ребенка к ИКТ (21,4% и 10,1% соответственно, р < .0001). Иными словами, незамужняя мать берет на себя функцию по приобщению ребенка к компьютеру, которую в полной семье
традиционно исполняет отец. Соотнося этот вывод с вышеизложенными результатами важно заметить, что в неполной семье мать вынуждена принимать на себя традиционно мужскую функцию по ознакомлению ребенка с ИКТ. Однако, как было показано выше, она оказывается неспособной в полной мере компенсировать отсутствие отца в вопросах включения ребенка во взаимодействие с ИКТ.
Анализ ответов родителей о роли компьютера в жизни ребенка-дошкольника позволяет выделить ряд основных моментов.
1. Более половины опрошенных родителей указывают на наличие у их ребенка опыта взаимодействия с компьютером. При этом к моменту поступления в школу уже более 70% детей активно используют ИКТ.
2. Мальчики по сравнению с девочками оказываются более активными и опытными пользователями ПК: они чаще имеют опыт общения с компьютером и ежедневно проводят за ним больше времени. При этом они чаще предпочитают использовать его именно для игры.
3. По мере взросления ребенка значительно увеличивается роль ИКТ в структуре досуга дошкольника. К предшкольному возрасту существенно возрастает интенсивность использования компьютера (каждый третий проводит перед монитором до полутора часов ежедневно). При этом треть детей предпочитают общаться с компьютером самостоятельно, без помощи родителей. Важной особенностью также является то, что почти половина дошкольников в 5-7 лет используют компьютер для игры, а не для обучения или художественного развития.
4. Наблюдается явное влияние полороле-вой позиции родителей на приобщение дошкольника к ИКТ. Общение с компьютером и использование ИКТ является в большей степени частью мужской субкультуры, в связи с чем в семье именно отец оказывается транслятором данного опыта ребенку-дошкольнику. В ситуации неполной семьи мать берет на себя данную функцию, но, тем не менее, оказывается неспособной в полной мере компенсировать отсутствие отца в вопросах включения ребенка во взаимодействие с ИКТ.
5. Социально-стратификационные факторы являются важными дифференцирующими признаками, определяющими доступность освоения компьютерной грамотности в дошкольном возрасте: дети из богатых и полных семей чаще имеют опыт общения с компьютером. ■
* * *