Научная статья на тему 'Представления профессиональных журналистов о проблемах перехода к модели виртуальной редакции: оценка опыта региональных СМИ'

Представления профессиональных журналистов о проблемах перехода к модели виртуальной редакции: оценка опыта региональных СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
193
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕДАКЦИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ОПРОС / ИНТЕРВЬЮ / WEB 2.0

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Юферева Анастасия Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению особенностей функционирования виртуальных редакций СМИ. Акцентируется внимание на таких концептах, как «виртуальная реальность»,«виртуальное рабочее место», «виртуальная редакция», а также раскрываются ключевые характеристики этих феноменов. Автор обращается к опыту мировых и отечественных изданий, которые использовали возможности штатных виртуальных сотрудников. Для оценки перспектив перехода к модели виртуальной редакции на региональном уровне автор представляет результаты социологического исследования итоги интервью с 20 профессиональными журналистами г. Екатеринбурга (ноябрь-декабрь 2016 г.), которые обозначили спектр проблем, препятствующих переходу их редакции к виртуальной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Юферева Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представления профессиональных журналистов о проблемах перехода к модели виртуальной редакции: оценка опыта региональных СМИ»

УДК 070

А. С. Юферева

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина,

Екатеринбург

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ О ПРОБЛЕМАХ ПЕРЕХОДА К МОДЕЛИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕДАКЦИИ: ОЦЕНКА ОПЫТА

РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ

Статья посвящена рассмотрению особенностей функционирования виртуальных редакций СМИ. Акцентируется внимание на таких концептах, как «виртуальная реальность», «виртуальное рабочее место», «виртуальная редакция», а также раскрываются ключевые характеристики этих феноменов. Автор обращается к опыту мировых и отечественных изданий, которые использовали возможности штатных виртуальных сотрудников. Для оценки перспектив перехода к модели виртуальной редакции на региональном уровне автор представляет результаты социологического исследования - итоги интервью с 20 профессиональными журналистами г. Екатеринбурга (ноябрь-декабрь 2016 г.), которые обозначили спектр проблем, препятствующих переходу их редакции к виртуальной форме.

Ключевые слова: виртуальная редакция, средства массовой информации, профессиональные журналисты, интернет-технологии, опрос, интервью, web 2.0.

Современному рынку средств массовой информации свойственны следующие тенденции: стремительный рост конкуренции (издания конкурируют за «хрупкое» внимание аудитории не только друг с другом, но и с другими участниками «сетевых дискуссий» - блогерами, гражданскими журналистами) [3]; увеличение доли бесплатного контента в сети Интернет [1. С. 115]; повышение уровня расходов на типографские услуги и др. Поскольку организация и поддержка стабильного функционирования издательского процесса требуют значительного уровня расходов, то предстоит определить, какие перспективы ожидают СМИ в случае перехода к модели виртуальной редакции.

В первую очередь целесообразно разобраться с дефиницией «виртуальная реальность». К настоящему моменту сложилось достаточное количество определений, в которых данный феномен раскрывается через призму разных точек зрения. С одной стороны, виртуальная реальность -созданный посредством применения передовых технических средств «мир», «пространство», «среда», где индивид ощущает себя близко к тому, как он себя ощущает в реальном мире [2. С. 62]. С другой стороны, виртуальная реальность - инспирированный многообразием технических средств мир (многообразные его объекты, субъекты), передаваемый человеку посредством органов его чувств (осязание, обоняние и пр.) [2. С. 62]. Вполне обоснованным является и другое определение, в котором виртуальная реальность осмысляется в онтологическом контексте: компьютерными средствами искусственно созданная «оболочка», среда, в которую индивид имеет возможность проникнуть, менять ее изнутри, наблюдать трансформации, испытывать все многообразие воспринимаемых органами чувств ощущений [7].

Обобщение вышеизложенных определений понятия позволяет отметить, что под виртуальными рабочими местами следует понимать рабочую среду [5], оснащенную всеми необходимыми технологиями (операционная система, сеть Интернет, приложения и др.), обеспечивающими сотруднику поддержку взаимодействия с другими работниками / руководством и позволяющими ему реализовывать свою профессиональную деятельность за пределами компании, в которой он работает.

Разработка и внедрение виртуальных рабочих мест является актуальной задачей, имеющей высокое прикладное значение. Особенности развития виртуальных рабочих мест детерминированы следующими аспектами. Во-первых, следует выделить возможность достижения целей и решения задач в режиме реального времени. Во-вторых, актуализируется практика имитации окружающей обстановки с высокой степенью реализма [2]. В-третьих, создание виртуальных

рабочих мест позволяет существенно сократить расходы и обеспечить стабильное финансовое развитие организации [1].

Очевидно, что перечисленные положения являются актуальными и для современных изданий, которые также могут использовать возможности штатных виртуальных работников и ориентироваться на экономию временных, финансовых и других ресурсов.

Как показывает практика, в истории мирового медиабизнеса отмечаются успешные примеры применения технологии виртуальной редакции.

Достоверно известно, что одна из таких первых редакций была создана шотландцем П. Кэшмором в 2005 году. В рамках стартапа - новостного портала Mashable (https://mashable. com) о развлечениях и технологических новинках - были использованы возможности работников, которые работали удаленно. Спустя годы ресурс стал настолько популярным, что был отмечен журналом Times как один из 25 лучших блогов 2009 года, а по подсчётам аналитической организации Alexa Mashable занял 125 место по популярности в Америке и 221 в мире [1. С. 116]. При этом директор по стратегии портала Адам Остроу в одном из интервью заявил: «Многие не понимают, что первые четыре или пять лет мы были полностью виртуальной организацией» [4]. Согласно его замечанию, первый офис был открыт, когда в компании работало пятнадцать человек. Из данного примера видно, что возможности виртуальной компании достаточно широки, учитывая, что такой формат организации рабочего процесса отличается достаточным уровнем экономии ресурсов (временных, финансовых и др.) и может быть эффективным для таких проектов, которые недавно вышли на рынок.

Вместе с тем, в зарубежной медиапрактике фиксируются примеры, когда виртуальной становится редакция, имеющая солидный опыт существования на рынке. Так, в 2009 году одна из самых тиражных (300 тыс. экземпляров) ежедневных франкоязычных газет США Le Journal de Montreal (http://www.journaldemontreal.com) стала виртуальной. «Новости происходят не в ньюсруме, они на улице, там, где люди. И именно там находятся мои корреспонденты», - рассказал главный редактор издания Дэни Дусет. По его словам, журналисты приходят в редакцию только если им действительно есть чем заняться в офисе. «В центре ньюсрума Le Journal de Montreal находятся два ряда круглых столов, где вместе сидят веб-редакторы и руководители направлений. Рядом с окном находятся 12 рабочих мест с ноутбуками, куда репортеры могут приходить и печатать статьи между редакционными заданиями. Каждое утро в редакции проходят летучки через конференц-связь» [8].

В России одна из первых идей о переводе штатной работы в виртуальное пространство была реализована в интернет-издании Chaskor.ru [6] в 2008 году. В редакции основной акцент был сделан на написании обзорных и аналитических материалов. Руководителем данного издания стал И. Засурский, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ. Концепция виртуальной редакции была предложена неслучайно: коллектив таким образом решил сэкономить на аренде помещения. В течение последующих лет своей работы Chaskor.ru стал достаточно известен, несмотря на небольшой объем тех ресурсов, которые были потрачены на его создание.

С целью обеспечения целостного понимания перспектив реализации концепции виртуальной редакции автором было проведено социологическое исследование в ноябре-декабре 2016 года в г. Екатеринбурге в форме глубинного полуструктурированного интервью.

В интервью приняло участие 20 человек: 5 сотрудников печатных СМИ (2 респондента из газетных изданий; 3 - из журнальных изданий); 3 сотрудника радиостанций; 4 — телекомпаний; 3 — из информационных агентств; 2 — работают на городских порталах; 3 - преподавателя с факультета журналистики (2 респондента работают на кафедре периодической печати Института гуманитарных наук и искусств Уральского федерального университета, 1 - на факультете теле-, радиожурналистики Гуманитарного университета).

Интервью проходило анонимно. Автор исследования фиксировал пол, возраст, образование (направление подготовки), опыт работы в журналистике, должность.

В опросе участвовали 15 мужчин и 5 женщин различных возрастных категорий: в возрасте от 20 до 29 лет — шесть респондентов, в возрасте от 30 до 39 лет - шесть респондентов, в возрасте от 40 до 49 лет - пять респондентов, в возрасте от 50 лет и выше -три респондента.

Шестнадцать респондентов имеют высшее журналистское образование (двое из них имеют второе высшее образование по специальностям «Экономика» и «Политология»). Два респондента имеют высшее экономическое образование. Два информанта имеют высшее образование по специальностям «Филология» и «Культурология» соответственно.

Два респондента имеют опыт работы в журналистике от 1 до 4 лет, два респондента - от 5 до 9 лет, семь респондентов - от 10 до 14 лет, два респондента - от 15 до 19 лет, четыре респондента -от 20 до 24 лет, два респондента - от 25 до 29 лет, один респондент - от 30 и больше.

В рамках исследования одна из задач заключалась в том, чтобы выяснить возможность перевода всех сотрудников редакции СМИ на удаленную основу. Показательно, что в печатных изданиях, информационных агентствах и на порталах г. Екатеринбурга определенное число штатных журналистов работает на удаленной основе. Однако возможность перехода к формату «виртуальной редакции» многие респонденты посчитали идеалистической по ряду причин.

Первая причина - уровень развития технологий коммуникации пока не достиг такого уровня, который обеспечил бы высокую эффективность производства и распространения контента, а также возможность оперативного решения срочных вопросов. Данное обстоятельство свидетельствует о низкой степени доверия специалистов СМИ к технологиям коммуникации, которые пока не в состоянии заменить межличностную коммуникацию.

Теоретически - это возможно, однако на практике мы видим, что средства коммуникации пока недостаточно развиты для оперативного решения срочных вопросов. В особенности это касается обсуждения процесса создания печатной версии издания, при котором коллективу нужно присутствовать и обсуждать (женщина, 25 лет, опыт работы в журналистике - 7 лет, начальник отдела в газете, образование высшее, направление подготовки - «Журналистика»).

Вторая причина касается индивидуальных особенностей человека, связанных с умением организовать трудовой процесс. Респонденты пояснили, что в редакциях СМИ устанавливаются дедлайны таким образом, чтобы поддерживать дисциплину на приемлемом уровне.

У нас есть сотрудники, которые работают удаленно. Однако работа с ними организована плохо. Что касается причины, то, выражаясь символически, людей манит «холодильник». Сейчас нет никаких препятствий для того, чтобы работать удаленно - технические возможности для этого существуют. Проблема состоит во внутреннем желании и самоорганизации сотрудника. Поэтому я не делаю больших ставок на человека, который находится вне редакции, так как он ненадежный (мужчина, 40 лет, опыт в журналистике - 12 лет, директор портала, главный редактор информационного агентства, образование высшее, направление подготовки - «Экономика»).

Третья причина связана с тем, что, как отметили опрошенные респонденты, пребывание журналиста в редакции СМИ положительно сказывается на его работоспособности, повышает мотивацию к осуществлению трудовой деятельности.

Я считаю, что работа на удаленной основе имеет свои плюсы и минусы. Минус в том, что я нахожусь вне потока. Когда твои товарищи под боком, то возникающие вопросы решаются быстро благодаря их поддержке (женщина, 42 года, опыт работы в журналистике - 23 года, журналист газеты, образование высшее, направление - «Журналистика»).

Когда журналист работает в редакции, то он «пропитывается» творческой средой. На него можно воздействовать гораздо быстрее и эффективнее, нежели на журналиста, который работает удаленно. У журналиста, который работает в редакции, выше ответственность. Он всегда готов к тому, что если он сделал что-то не так по работе, то его сразу же отчитают (мужчина, 30 лет, опыт работы в журналистике - 13 лет, заместитель главного редактора журнала, руководитель проектного направления аналитического центра, образование - высшее, направление подготовки - «Журналистика»; на данный момент - магистрант экономического факультета).

Следующая причина - формат СМИ не предполагает, что сотрудники могут работать на удаленной основе.

В настоящее время это просто не вписывается в наш формат. И в среднесрочной перспективе формат СМИ вряд ли поменяется (мужчина, 35 лет, опыт работы в журналистике - 17 лет, обозреватель в ИА, образование высшее, направление подготовки - «Журналистика»).

Если вы имеете в виду тех сотрудников, которые не приходят на работу в редакцию, то таких нет. Мы - городское телевидение. Нет возможности делать сюжет за пределами нашего

СМИ. Мы может взять сюжеты у наших коллег из другой телекомпании, спросив разрешение и добавив логотип (мужчина, 47 лет, опыт работы в журналистике - 28 лет, ведущий на телеканале, образование - высшее, специальность - «Журналистика»).

Сотрудники нашего агентства работают исключительно в редакции. Думаю, что в будущем перевод на удаленную основу не предвидится, так как работа в ньюсруме требует постоянного нахождения журналиста в редакции. Так намного удобнее совершать оперативную координацию их деятельности. Новость - это всегда эмоция. Как только в редакции появляется новость, то все мы заряжаемся ее энергетикой. Это настраивает на рабочий процесс (мужчина, 27 лет, опыт работы в журналистике - 14 лет, шеф-редактор ИА, образование - высшее, направление подготовки - «Журналистика»).

Таким образом, на основании проведенного исследования сделаем выводы.

Во-первых, виртуальные рабочие места предполагают создание рабочей среды за пределами компании, которые оснащены необходимыми технологиями, позволяющими сотруднику поддерживать взаимосвязь с коллективом и реализовывать профессиональную деятельность в режиме реального времени.

Во-вторых, концепция виртуальной редакции считается перспективным направлением в сфере массмедиа, если учитывать возможность привлечения к работе штатных виртуальных работников, а также обеспечения процесса экономии временных, финансовых ресурсов.

В-третьих, как показал опыт региональных средств массовой информации, не все редакции готовы перейти в виртуальное пространство. Среди наиболее частных причин были выделены следующие: уровень развития технологий коммуникации пока не достиг такого уровня, который обеспечил бы высокую эффективность производства и распространения контента; пребывание журналиста в редакции СМИ положительно сказывается на его работоспособности; формат СМИ не предполагает работы сотрудников на удаленной основе.

Список литературы

1. Борисова, С. Г., Бирюков, В. А., Королев, Д. А. Организация деятельности современной виртуальной редакции средств массовой информации // Проблемы экономики медиабизнеса. 2015. № 5. С. 115-121.

2. Бутылин, К. Б. Влияние виртуализации рабочих мест на работу редакций электронных периодических журналов // Проблемы современной науки и образования. 2018. № 4 (124). С.62-64.

3. Грабельников, А. А. Аудитория как конкурент средств массовой информации // Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации: Труды пятой международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону. 2017. С. 21-30.

4. Данные исследования Telework Research Network «The State of Telework in the U.S. How Individuals, Business, and Government Benefit». URL: http://www.workshifting.com/downloads/ downloads/Telework-Trends-US (дата обращения: 25.06.2018).

5. Жмылёв, С. А., Кулаченко, О. О. Сравнительный анализ способов виртуализации персональных рабочих мест // Известия высших учебных заведений. Приборостроение. 2016. Т. 59. № 12. С. 997-1001.

6. Интернет-издание «Частный корреспондент». URL: http://www.chaskor.ru/ (дата обращения: 25.06.2018).

7. Коротков, А. В., Карякина, К. А. Интернет в системе мировых информационных процессов. М.: МГУ, 2014. 148 с.

8. Стечкин, И. В. Редакции витают в облаках: к вопросу об использовании облачных технологий в редакционной практике // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). С. 29-40.

REPRESENTATIONS OF PROFESSIONAL JOURNALISTS ABOUT PROBLEMS OF TRANSITION TO THE VIRTUAL NEWS MEDIA MODEL: ASSESSMENT OF EXPERIENCE OF REGIONAL MEDIA

Yufereva A. S., Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin,

Yekaterinburg, a.s.iufereva@urfu.ru

The article is devoted to considering ofcharacteristics ofthe functioning ofvirtual news media. The concepts "virtual reality", "virtual workplace", "virtual news media" are analyzing in more detail. Also, the features of virtual news media are considered. The author examines the successful examples of Western and Russian virtual news media. In order to appreciate the perspectives of transition to the virtual news media model, the author addresses to results of sociological interviews. The interviews with 20 mass media professionals have been conducted in November - December 2016. The professional journalists outlined a variety ofproblems that have been preventing transition to the virtual news media model. Among the most particular reasons were the following: the level of development of communication technologies has not yet reached a level that would ensure high efficiency ofproduction and distribution ofcontent; the presence of a journalist in the editorial office ofthe media positively affects his work capacity; the format of the media does not involve working on a remote basis.

Key words: virtual edition, mass media, professional journalists, Internet technologies, interview, web 2.0.

References

1. Borisova, S. G. (2015). Organizaciya deyatel'nosti sovremennoj virtual'noj redakcii sredstv massovoj informacii [Organization of the activity of modern virtual edition of mass media]. Problemy ekonomiki mediabiznesa [Problems of economics of media business], 5, pp. 115-121 (in Russ.).

2. Butylin, K. B. (2018). Vliyanie virtualizacii rabochih mest na rabotu redakcij elektronnyh periodicheskih zhurnalov [Influence of virtualization of workplaces on the work of editions of electronic periodicals]. Zhurnal "Problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya" [Journal of Problems of Modern Science and Education], 4 (124), pp. 62-64 (in Russ.).

3. Grabel'nikov, A. A. (2017) Auditoriya kak konkurent SMI [Audience as a media competitor]. Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu: traditsii i innovatsii: Trudy pyatoy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Advertising and Public Relations: Traditions and Innovations: Proceedings of the Fifth International Scientific and Practical Conference], Rostov-on-Don, pp. 21-30 (in Russ.).

4. Dannye issledovaniya Telework Research Network «The State of Telework in the U.S. How Individuals, Business, and Government Benefit» (2018). [Data from the Telework Research Network "The State of Telework in the U.S. How Individuals, Business, and Government Benefit], available at: http:// www.workshifting.com/downloads/downloads/Telework-Trends-US (accessed 25.06.2018) (in Russ.).

5. Zhmylyov, S. A. (2016). Sravnitel'nyj analiz sposobov virtualizacii personal'nyh rabochih mest [Comparative analysis of the ways of virtualization of personal workplaces]. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Priborostroenie [News of higher educational institutions. Instrument making], 12, pp. 997-1001 (in Russ.).

6. Internet-izdanie «Chastnyj korrespondent» [Mass media «Chastnyj korrespondent»], available at: http://www.chaskor.ru/ (accessed 25.06.2018) (in Russ.).

7. Korotkov, A. V. (2014). Internet v sisteme mirovyh informacionnyh processov [Internet in the system of world information processes], M., MGU. 148 p. (in Russ.).

8. Stechkin, I. V. (2015). Redakcii vitayut v oblakah: k voprosu ob ispol'zovanii oblachnyh tekhnologij v redakcionnoj praktike [Editions are hovering in the clouds: to the question of using cloud technologies in editorial practice]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University], pp. 29-40 (in Russ.).

Юферева Анастасия Сергеевна - ассистент кафедры Интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина.

a.s.iufereva@urfu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.