Научная статья на тему 'Представления осужденных о собственном поведении в правовой сфере'

Представления осужденных о собственном поведении в правовой сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
360
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СОБСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПРАВОВОЙ СФЕРЕ / СОВЕРШЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПОНЕСЕННОЕ НАКАЗАНИЕ / CONVICTS / SOCIAL VISIONS / OWN BEHAVIOUR IN LEGAL SPHERE / COMMITTED CRIME / PUNISHMENT SERVED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сучкова Елизавета Львовна

В статье анализируется содержание представлений осужденных о собственном правовом поведении. Выявлена и описана структура представлений (ядерные и периферические элементы) о совершенном преступлении и понесенном наказании, рассмотрены когнитивные и эмоциональные компоненты репрезентаций содеянного и его последствий. Общие и специфические черты указанных представлений рассматриваются в зависимости от социально-демографических и криминологических характеристик респондентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Convicts’ Vision of their own Conduct in Legal Sphere

The researcher analyses the content of convicts’ visions of their own legal conduct. The article reveals and describes the structure of visions (its core and peripheral elements) about the crime committed and punishment served, considers cognitive and emotional components of representations of the committed act and its consequences. Common and specific features of the visions mentioned are studied from the point of socially demographic and criminological characteristics of the respondents.

Текст научной работы на тему «Представления осужденных о собственном поведении в правовой сфере»

коррекция и регуляция состоянии

УДК 343.953: 343.957

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ О СОБСТВЕННОМ ПОВЕДЕНИИ В ПРАВОВОЙ СФЕРЕ

Е. Л. Сучкова

В статье анализируется содержание представлений осужденных о собственном правовом поведении. Выявлена и описана структура представлений (ядерные и периферические элементы) о совершенном преступлении и понесенном наказании, рассмотрены когнитивные и эмоциональные компоненты репрезентаций содеянного и его последствий. Общие и специфические черты указанных представлений рассматриваются в зависимости от социально-демографических и криминологических характеристик респондентов.

Ключевые слова: осужденные, социальные представления, собственное поведение в правовой сфере, совершенное преступление, понесенное наказание.

Целью реформирования отечественной уголовноисполнительной системы является сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы. Для достижения указанной цели предполагается решить задачу по изменению идеологии применения основных средств исправления осужденных, с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки к жизни в обществе '. Необходимым условием для осознания своей ответственности за противоправные действия и их последствия, принятия правовых требований общества является адекватная оценка осужденными собственного поведения в правовой сфере.

В проведенных в советский период юридико-психологических исследованиях указывалось на то, что у преступников отсутствует внутреннее принятие правовых норм, они воспринимаются как навязанные требования, обязанности, диктуемые обществом, которые далеко не всегда согласуются с собственными желаниями и побуждениями. Если, оценивая противоправные действия других преступников, осужденные проявляют известную критичность, то при оценке собственного поведения она, как правило, утрачивается, к себе они чрезвычайно снисходительны 2. Иссле-

дование отношения осужденных к наказанию, проведенное В. А. Елеонским, показало, что воспринимается оно в большинстве случаев как незаслуженное. Неадекватная оценка криминальной ситуации, облагораживание мотивов и целей, оправдание своих действий предопределяют отношение к наказанию, которое не воспринимается осужденным как справедливая реакция общества на совершенное 3.

В проведенном нами исследовании представлений осужденных об обстоятельствах совершенных преступлений с учетом криминологических характеристик респондентов были получены данные о том, что общими для осужденных за различные виды преступлений являются: расхождение с материалами дела, формальное признание вины, претензии к справедливости вынесенных приговоров. Все категории осужденных прибегали к оправданию своих действий в форме общих рассуждений о чести, достоинстве, долге, справедливости, поборниками которых они себя представляют. Проявилась тенденция оправдывать свое преступное поведение тем, что российское законодательство, по мнению опрошенных, отвечает интересам обеспеченных слоев населения и поэтому действует избирательно. В качестве примера респонденты приводили вынесенные им судебные приговоры 4.

Малоосознанная эмоциональная реакция на обвинительный приговор, лишение свободы и связанное с ним снижение общественной оценки и престижа личности, лишение определенных материальных и моральных благ стимулируют осужденных к своеобразной «идеализации» себя и своего образа жизни, что проявляется в преднамеренной самозащите и самооправдании. Психологические защиты препятствуют формированию адекватной правовой самооценки. Наказание при таком отношении к нему не может служить стимулом к критическому пересмотру своей жизненной позиции, переоценке своего «Я». Осужденный не испытывает внутреннего дискомфорта, переживаний в связи с чувством стыда или укоров совести.

Восприятие осужденными себя как невиновных и несправедливо наказанных обществом является существенным препятствием для интериоризации правовых норм и формирования ориентации на правопослушное поведение. Изучение содержания ментальных конструкций, с помощью которых осужденные воспринимают и ин-

терпретируют собственное поведение в правовой сфере, поможет более эффективно выстроить процессы социализации и ресоциализации в исправительных учреждениях. Кроме того, для эффективной психокоррекционной работы весьма актуальной проблемой является учет особенностей содержания ментальных репрезентаций содеянного и его последствий в зависимости от социально-демографических и криминологических характеристик осужденных.

В целях выявления общих и специфических моментов в представлениях различных категорий осужденных о собственном правовом поведении нами был проведен цикл эмпирических исследований. В качестве методологической основы изучения представлений осужденных выступила концепция социальных представлений и разработанные в ее рамках подходы к анализу обыденного сознания больших социальных групп. Социальные представления являются способом обыденного познания действительности, ментальным образованием, с помощью которого конструируется внутренняя социальная реальность, картина мира, определяющая как способ существования группы в социуме, так и стратегии ее воздействия на него. Таким образом, социальные представления помогают человеку и группе, в которой он состоит, создать понятную и непротиворечивую картину окружающей действительности.

Эмпирические исследования проводились на базе следующих учреждений: ВК-1 УФСИН России по Архангельской области (приняли участие 52 несовершеннолетних осужденных), ИК-31 УФСИН России по Республике Коми (приняли участие 50 женщин, неоднократно отбывавших наказание в местах лишения свободы), ИК-8 УФСИН России по Ярославской области (приняли участие 60 мужчин: 30 неоднократно отбывали наказание в местах лишения свободы, 30 осуждены впервые). Под нашим руководством в сборе и обработке эмпирических данных принимали участие К. П. Козлова, А. В. Гуцал, М. А. Ефимова.

Когнитивная и эмоциональная составляющие представлений о совершенном преступлении и понесенном наказании изучались с помощью нестандартизирован-ного интервью. Респондентам предлагалось ответить на ряд вопросов о том, какие обстоятельства предшествовали и способствовали совершению преступления, какие мысли, чувства были до и после случившегося, а также на вопросы, касающиеся оценки общественной опасности содеянного и справедливости понесенного наказания. Ответы обрабатывались с помощью частотного анализа.

Более половины (58%) несовершеннолетних осужденных заявили о том, что «отношения с друзьями» явились обстоятельством, способствовавшим совершению преступления («если бы я не пошел, друзья считали бы меня слабаком и перестали бы со мной общаться», «если все мои друзья пошли, что я должен был им сказать, что не пойду, я боюсь?»). При этом воспитанники акцентировали внимание на том, что не знали, что совершают преступление. Рассказывая об обстоятельствах содеянного, несовершеннолетние осужденные возлагали вину

либо на свое окружение (друзей), либо на потерпевших, создавших благоприятные условия, или подчеркивали случайность совершения преступления.

Не считают себя виновными в совершенном преступлении 58% опрошенных несовершеннолетних (такие ответы в основном давали те, которые отрицательно относятся к судебной системе и считают назначенное наказание несправедливым). Около четверти (28%) подростков частично признают себя виновными в совершенном преступлении, аргументируя это тем, что «мне уже все равно: скоро на волю», «считаю, но не полностью». Только 14% респондентов считают себя виновными. Такие ответы характерны для осужденных к небольшим срокам наказания и готовящихся к освобождению («меня справедливо осудили», «да, все равно уже отсидел», «да, за что и понес наказание»).

По мнению 72% опрошенных несовершеннолетних, совершенное ими преступление не имеет последствий как для потерпевших, так и для других людей («никаких», «ничего плохого я никому не сделал, кроме того, что нажил себе проблем», «я им никаких последствий не оставил, зато они мне...»). Большинство (67%) не считают назначенное им судом наказание справедливым. Аргументируя свою точку зрения, респонденты заявили о несправедливости судебной системы, заключающейся в строгости наказания без учета всех обстоятельств совершенного преступления и предвзятости судейского отношения («суд не учел того, что я защищался», «наказание несправедливое, срок слишком большой», «суду надо было по-хорошему разобраться, кто прав, а кто виноват»). Только около трети (33%) опрошенных признали, что суд назначил им справедливое наказание. Восприятие наказания как справедливого, как правило, связано с согласием со сроком наказания («да, дали мало, думал, что больше дадут», «да, каждый должен отвечать за свои поступки»). В основном такие ответы встречались у воспитанников, осужденных к небольшим срокам наказания, подходящим к окончанию.

Анализ данных, полученных с помощью интервью в группе неоднократно судимых женщин, показал, что, отвечая на вопросы об обстоятельствах, предшествовавших и способствовавших совершению преступления, никто из опрошенных не указал на наличие своей вины в происшедшем. Большинство ответов имели самооправдательный характер. Вина за содеянное возлагается на потерпевших («хвастаются своим богатством», «здесь моей вины нет»), государство, политика которого не направлена на предоставление своим гражданам всех благ для достойного существования. По мнению опрошенных, совершению преступлений способствует социальное неравенство, а своими действиями они пытаются восстановить социальную «справедливость».

Более половины осужденных женщин (60%) уклонились от ответа на вопрос о том, что происходило в момент совершения преступления. Стремление избежать обсуждение ситуации совершения преступления и (или) переложить вину за него на потерпевших свидетельствует об интенсивном функционировании пси-

хологических защит, позволяющих минимизировать отрицательные переживания, устранить дискомфортные эмоциональные состояния и сохранить позитивный образ «Я».

Большинство (84%) опрошенных женщин считают, что совершенное ими преступление имеет низкую общественную опасность («не настолько оно серьезно, чтобы находиться здесь», «ни насколько», «считаю нецелесообразным наказывать за это», «преступление незначительное, я считаю, потому что есть несправедливость в законе по статье»). Только 10% респондентов признали достаточно высокую общественную опасность содеянного, остальные 6% опрошенных затруднились дать ответ. Назначенное судом наказание справедливым не считают 82% осужденных женщин. Респонденты заявили о несправедливости судебной системы, которая заключается в неверной, на их взгляд, классификации мотивов совершения преступления («суд неверно квалифицировал мои действия в данном преступлении»), в широком диапазоне судейского усмотрения («наказание несправедливое, так как срок слишком большой», «нет, можно было дать менее суровое»).

Данные, полученные с помощью интервью в группе осужденных мужчин, сопоставлялись по подгруппам лиц, неоднократно отбывавших наказание в местах лишения свободы и осужденных впервые. Отвечая на вопрос об обстоятельствах совершения преступления, треть (33,3%) неоднократно судимых сослались на состояние алкогольного опьянения, 26,7% респондентов возложили вину за случившееся на других лиц, столько же указали на тяжелое материальное положение. В группе осужденных в первый раз 26,7% опрошенных акцентировали внимание на том, что криминальная ситуация возникла случайно.

Оценивая общественную опасность содеянного, большинство (80%) осужденных, отбывающих наказание впервые, заявили, что считают совершенное преступление серьезным, а большинство (66,7%) неоднократно отбывавших наказание в местах лишения свободы, напротив, низко оценили опасность содеянного. На вопрос о последствиях совершенного преступления для себя лично и своих близких 93,3% неоднократно судимых мужчин заявили о том, что «последствий нет», в то время как 66,7% впервые судимых указали: происшедшее повлекло за собой переживания для их близких. На вопрос о справедливости понесенного наказания более половины (53,3%) осужденных мужчин, впервые отбывающих наказание, ответили отрицательно, солидарны с данной точкой зрения большинство (86,7%) неоднократно судимых.

В целом результаты проведенного интервью свидетельствуют о том, что осужденные пытаются избежать осознания своей роли в совершенном преступлении. Рассматривая последствия содеянного, они указывают в первую очередь на негативные последствия для себя и только потом для своих родственников. Оценивая последствия совершенного для потерпевшего и других людей, они акцентируют внимание на том,

что последствия не очень серьезны. Осужденные мужчины, впервые отбывающие наказание в местах лишения свободы, в большей степени по сравнению с неоднократно судимыми согласны признать общественную опасность содеянного, но такая оценка в первую очередь связана со страхом снова попасть в исправительное учреждение. Низкая оценка общественной опасности совершенного преступления осужденными усиливает восприятие назначенного судом наказания как несправедливого. В большинстве ответов, в которых указывалось на несправедливость судебной системы, отмечались отсутствие подробной мотивировочной части в обвинительном заключении и широкий диапазон судейского усмотрения.

В исследовании по изучению структуры представлений осужденных о совершенном преступлении и понесенном наказании приняли участие лица, неоднократно отбывавшие наказание в местах лишения свободы. Структура представлений мужчин и женщин анализировалась с помощью методики, предложенной П. Вержесом (в отечественной психологии указанный методический прием апробирован И. Б. Бовиной) 5. Респондентам предлагалось назвать по три и более ассоциации с объектами «совершенное мной преступление», «понесенное мной наказание». Испытуемым задавали уточняющие вопросы для получения подробной информации. Все ассоциации были проанализированы, что позволило составить список наиболее часто встречающихся ассоциаций для последующего изучения структуры представления. Полученные понятия были подвергнуты прототипическому и категориальному анализу, использовались два параметра: частота появления того или иного понятия в ответах респондентов и ранг появления понятия.

Для каждого понятия были рассчитаны ранг его появления и частота встречаемости. Частота ассоциации была рассчитана при помощи компьютерной программы для статистической обработки данных SPSS. Ядро представления образуют те элементы, которые имеют низкий ранг (< среднего ранга) и высокую частоту встречаемости понятия (> медиане частоты). В первую периферическую систему (потенциальную зону изменения) входят две группы элементов: имеющие высокий ранг (> среднему рангу) и высокую частоту встречаемости понятия (> медиане частоты), имеющие низкий ранг (< среднего ранга) и низкую частоту встречаемости понятия (< медианы частоты). Вторую периферическую систему, или собственно периферическую систему, составляют элементы, имеющие высокий ранг (> среднему рангу) и низкую частоту встречаемости понятия (< медианы частоты). Таким образом, учитывая количественные и качественные параметры ассоциаций, выработанных респондентами, представляется возможным получить гипотетическую структуру представления.

Анализ структуры представления осужденных женщин о совершенном преступлении показал, что среди элементов, образующих ядерную структуру (ранг ассоциации < 1,6; частота встречаемости > 13,0) оказались понятия «страх» (1,1; 28,0) и «пропасть» (1,4; 21,0).

Под страхом понимается страсть, боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия. Пропасть обозначает долгое падение вниз. В нее падают, срываются, бросаются, но в то же время в нее всматриваются, ее созерцают. Анализ словарной сочетаемости понятия «пропасть» показывает, что она не только страшит, но и завораживает, вызывает восторг, удивляет, поражает воображение. Это слово акцентирует внимание на эмоционально окрашенном отношении человека к видимому пространству. Пропасть предполагает невозможный опыт, встречу с чем-то безусловно особенным, с тем, чья данность не может быть предсказана. Это может быть весьма специфическое удовольствие, как удовольствие через неудовольствие, как воодушевление, сопряженное со страхом. Таким образом, в представлении осужденных женщин совершенное преступление является тревожащим феноменом, который может привести к окончательному падению, не предоставив шанса вернуться назад к тому, что было в их жизни до его совершения.

В число элементов периферической системы, составляющих потенциальную зону изменения представления, вошли следующие понятия: «кровь» (1,7;

22,0), «чернота» (2,1; 19,0), «равнодушие к окружающему миру» (2,3; 15,0), «вред своему здоровью» (1,4; 13,0), «омерзительно» (1,4; 10,0), «мрак» (1,5; 9,0) «желание» (1,5; 8,0). «Кровь» олицетворяет принцип жизни, душу, силу. В этой зоне «кровь» расположена рядом с «чернотой», что позволяет предполагать: «кровь» является негативным элементом, несущим отрицательные эмоции. Здесь находится также понятие «равнодушие к окружающему миру», которое может означать притупление острых переживаний, своеобразную психологическую защиту от них. В собственно периферической зоне находятся понятия, обозначающие последствия совершенного преступления: «крах семьи» (2,5; 12,0), «утрата родных и близких» (2,8; 11,0).

Рассмотрим структуру представления осужденных мужчин о совершенном ими преступлении. Среди элементов, образующих ядерную структуру (ранг ассоциации < 1,8; частота ассоциации > 3,5), оказались понятия: «проступок, грех, напасть» (1,5; 18,0); «наказание, следствие, суд, статья» (1,2; 12,0) и «жертва» (1,6; 5,0). Одной из наиболее часто упоминаемых ассоциаций является понятие «наказание, следствие, суд, статья». «Наказание — это мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление» 6. Наказание, таким образом, является своего рода социальным последствием преступления.

Интересно то, что в зону ядра попали такие понятия, как «проступок», «грех», «напасть». Полученные данные согласуются с тезисом о представленности в групповом правосознании осужденных обыденных правовых взглядов населения, опирающихся на традиционный опыт 7. В правосознании российских крестьян (составлявших большинство населения) преступление рассматривалось как «беда» или «грех», а провинившийся считался несчастным человеком. Слово «преступле-

ние» употреблялось редко, его заменяли слова «вина», «проступок», «злодеяние». Подобные события считали воздействием порчи, наведенной на человека 8.

В число элементов периферической системы, составляющих потенциальную зону изменения представления, вошли следующие понятия: «кража; наркотики» (1,8; 5,0); «страх; угроза» (2; 4); «предательство» (1,6; 3,0); «жестокость» (1,5; 2,0). Собственно периферическая система представления осужденных мужчин о совершенном преступлении образована понятиями «ущерб, ответственность» (2,6; 3,0); «тяжесть» (2; 2); «мрак, темнота» (2,25; 2,00).

Среди элементов, образующих ядерную структуру представлений осужденных женщин о понесенном наказании (ранг ассоциации < 1,9; частота ассоциации > 17), оказались понятия: «несправедливое» (1,2; 32,0); «кошмар» (1,4; 26,0); «зона» (1,6; 20,0); «печаль» (1,8;

17.0). В число элементов периферической системы, составляющих потенциальную зону изменения представления, попали следующие понятия: «суровость» (2,1;

22.0); «тюрьма» (2,2; 20,0); «тьма» (2,3; 19,0), «болото» (2,4; 17,0); «яма» (1,7; 15,0); «колония» (1,8; 13,0); «лишение свободы» (1,8; 11,0). Собственно периферическая система представления о совершенном преступлении образована понятиями: «чернота» (2,5; 2,0); «тяжба» (2,7; 1,0); «перелом в судьбе» (2,8; 1,0). Таким образом, у большинства осужденных женщин понесенное наказание связано с сильными эмоциональными переживаниями его несправедливости и суровости, ассоциируется с лишением свободы и нахождением в исправительном учреждении, что влечет за собой сильные мучения и вызывает печаль.

В представлении осужденных мужчин о наказании ядерными элементами (ранг ассоциации < 2; частота ассоциации > 7) являются следующие понятия: «режим, колония, камера, решетка, железная дверь» (1,4; 25,0); «несправедливость, строгость» (1,7; 8,0). Таким образом, у осужденных мужчин понесенное наказание чаще всего ассоциируется с условиями отбывания наказания в исправительном учреждении, с несправедливым отделением их от такой значимой ценности, как свобода, что влечет за собой переживание обделенности.

В периферической системе, которая составляет потенциальную зону изменения, присутствуют понятия «отпечаток, черная полоса» (2,4; 8,0), связанные с определенной стигматизацией, обусловленной нахождением в местах лишения свободы; «стыд, унижение» (1,8; 6,0), свидетельствующие о сильных эмоциональных переживаниях. В собственно периферическую систему вошли понятия «срок» (2; 16,0), «закон» (2,3; 3,0) и «искупление» (2,6; 3,0), отражающие кару за содеянное.

Таким образом, структурный анализ представлений осужденных о совершенном преступлении и понесенном наказании выявил, что их ядерные элементы включают понятия, которые связаны с утратой привычного статуса и мироощущения и порождают сложные, амбивалентные чувства с сильной отрицательной аффективной составляющей, что согласуется с данными, полученными с помощью интервью.

В целом полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что в представлениях осужденных о собственном поведении в правовой сфере общие моменты (вне зависимости от социально-демографических и криминологических характеристик респондентов) — отсутствие чувства вины и неприятие ответственности за содеянное, низкая оценка общественной опасности совершенного преступления и его последствий, восприятие назначенного судом наказания как несправедливого и повлекшего за собой ограничения, которые являются крайне неприятными и вызывают сильные негативные эмоциональные переживания.

Все изложенное выше существенно затрудняет использование в пенитенциарной практике коррекционных программ, направленных на осознание вины в совершенном преступлении и формирование установки на правопослушный образ жизни, ориентированных на использование когнитивно-поведенческого подхода. Сильные эмоциональные переживания и интенсивные психологические защиты блокируют открытое обсуждение деталей совершенного преступления, препятствуют рефлексивному анализу причин его совершения и осознанию последствий.

Полученные эмпирические данные свидетельствуют о необходимости избегать прямого обсуждения деталей совершения преступления в ходе психокоррекционной работы и использовать косвенные приемы, которые будут минимизировать проявления психологических защит. Для рефлексии осужденными собственного поведения в правовой сфере можно проводить групповые обсуждения ситуаций совершения преступлений. В проведенном нами исследовании 9 по изучению возможности использования средств групповой психологической работы для коррекции неадекватных правовых представлений осужденных в целях ослабления действия психологических защит в качестве материалов для проведения групповых занятий использовались описания обстоятельств совершения преступлений, сделанные другими осужденными (не членами группы). В описаниях сохранялась авторская лексика, ситуации содержали типичные самооправдания, что делало предлагаемый для обсуждения материал «своим» для осужденных и тем самым ослабляло их сопротивление новой информации. Основой для обсуждения могут послужить и ситуации, предложенные участниками группы.

Программа коррекции представлений осужденных о собственном поведении в правовой сфере должна начинаться с создания позитивного эмоционального фона, связанного с возможностью построения положительного образа своего будущего. Для того чтобы создать позитивный эмоциональный фон и мотивировать участника на работу по осознанию событий, оказавших заметное влияние на его дальнейшую жизнь, необходимо включить в программу индивидуальных

и групповых занятий упражнения и задания, направленные на осознание своего личностного потенциала, возможностей, а затем и на формирование жизненных планов, стратегий. А. Н. Сухов справедливо указывает на то, что если человеку «есть что терять», то любой вид наказания существенен. И напротив: если на свободе «нечего терять», то «тюрьма» становится домом родным 10. Коррекционная работа будет способствовать пониманию сделанных ошибок, а также того, что все еще в своей жизни можно изменить.

В исследовании были получены данные о том, что более половины несовершеннолетних осужденных, называя обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, прежде всего указали на отношения с друзьями. Под влиянием зависимости от дружеской компании, неумения противостоять групповому давлению они совершают преступления. С учетом вышеизложенного считаем, что с несовершеннолетними осужденными необходимо проводить тренинговые занятия по формированию умений противостоять групповому давлению. В связи с тем что осужденные подростки низко оценивают общественную опасность совершенных ими преступлений и не видят их отрицательных последствий ни для кого, кроме себя, не испытывают сочувствия к своим жертвам, с ними необходимо проводить работу по развитию социальной сензитивности и эмпа-тических способностей.

1 О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 43, ст. 5544. С. 12130-12146.

2 Ратинов А. Р., Ефремова Г. Х. Правосознание и преступное поведение // Правосознание и правовое воспитание осужденных: сб. науч. тр. М., 1982. С. 28.

3 Елеонский В.А. Отношение осужденных к наказанию и вопросы повышения эффективности их исправления и перевоспитания в местах лишения свободы. Рязань, 1976. С. 124-125.

4 Сучкова Е. Л. Обстоятельства совершенных преступлений в представлениях осужденных // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. №3 (19). С. 66-68.

5 Бовина И.Б. Социальные представления о здоровье и болезни: структура, динамика, механизмы: дис. ... д-ра пси-хол. наук. М., 2009. С. 223-225.

6 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.

7 Сучкова Е. Л. Правовые представления осужденных: монография. Вологда, 2012. С. 69.

8 Шатковская Т. В. Обычное право российских крестьян второй половины Х1Х-ХХ века: историко-правовой аспект: ав-тореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2009. С. 45-46.

9 Сучкова Е. Л. Психологическая коррекция неадекватных правовых представлений осужденных // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. №2 (53). С. 45-48.

10 Сухов А. Н. Социально-пенитенциарная психология: теоретические и прикладные аспекты // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. №2 (53). С. 73-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.