ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОТВОРЕНИИ МИРА В ЭПИЧЕСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ ЯКУТОВ
© 2022 г. А.А. Кузьмина
Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук, Якутск, Россия
Дата поступления статьи: 11 мая 2020 г. Дата одобрения рецензентами: 19 ноября 2021 г. Дата публикации: 25 июня 2022 г. https://d0i.0rg/10.22455/2500-4247-2022-7-2-248-263
Аннотация: Статья посвящена представлениям о сотворении мира в эпическом фольклоре якутов. Актуальность работы обусловлена недостаточной изученностью этой темы в якутской фольклористике. Цель статьи состоит в выявлении и анализе традиционных представлений о сотворении мира на основе фольклорных материалов. Новизна исследования заключается в том, что данная тема впервые специально изучается с привлечением широкого круга материалов по мифологии и фольклору, проводится сопоставление с устной традицией других народов. В мифах, народных песнях и героическом эпосе якутов автором выявлены мотивы о сотворении мира, которые реализуются различными способами (расширение, добывание, изготовление, номинация) и показывают разновременные слои в традиционной картине мира народа саха: «Мир расширился из маленькой точки» («Расширяющаяся Вселенная»), «Ныряльщик вытаскивает землю из моря», «Земля и ее обитатели появились после высыхания первичного моря», «Мир создан богом», «Мир создан богом и дьяволом», «Мир создан тремя братьями-богами», «Вселенная разделена на три мира в результате конфликта трех создателей», «При сотворении Вселенной Средний мир разделился на восточную и западную Сибирь», «Небесные богатыри создают Средний мир». Обнаружены тесные связи с мировоззрением эвенков, эвенов, проживающих по соседству с якутами, а также алтайцев, монголоязычных народов.
Ключевые слова: представления о сотворении мира, космогенез, космогония, картина мира, якутский эпический фольклор.
Информация об авторе: Айталина Ахметовна Кузьмина — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук, ул. Петровского, д. 1, 677027 г. Якутск, Россия. ORCID ID: https://0rcid.0rg/0000-0001-7051-9009
E-mail: [email protected]
Для цитирования: Кузьмина А.А. Представления о сотворении мира в эпическом фольклоре якутов // Studia Litterarum. 2022. Т. 7, № 2. С. 248-263. https://d0i.0rg/10.22455/2500-4247-2022-7-2-248-263
Научная статья / Research Article
https://elibrary.ru/EMQMTY УДК 398.2 + 398.5 ББК 82.3
PERCEPTION OF THE CREATION MYTH IN YAKUT EPIC FOLKLORE
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
© 2022. Aitalina A. Kuzmina
The Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North of the Siberian branch of the Russian Academy of Sciences, Yakutsk, Russia Received: May 11, 2020 Approved after reviewing: November 19, 2021 Date of publication: June 25, 2022
Studia Litterarum, vol. 7, no. 2, 2022
Abstract: The article is devoted to the ideas about the Creation myth in the Yakut epic folklore. This topic is little-known in Yakut folklore studies, which indicates the relevance if the research. The author of the article identifies and examines traditional ideas about the creation of the world, using the folklore recordings. The novelty of the research lies in the fact that it reveals this issue with involvement of a wide range of materials on mythology and folklore, and also presents a comparison with the oral tradition of other peoples, for the first time. The author identifies motifs about the creation of the world, which are implemented in various ways (expansion, extraction, production, nomination), and shows diachronous coats in the traditional worldview of the Sakha people in the Yakut myths, folk songs and the epic poems, such as "The world has expanded from a small point" ("Expanding Universe"), "A diver pulls the Earth out of the sea," "The Earth and its inhabitants appeared after the drying up of the primary sea," "The world was created by God," "The world was created by God and the devil," "The world created by three brother-gods," "The Universe is divided into three worlds as a result of the conflict of three creators," "At the creation of the Universe, the Middle World was divided into eastern and western Siberia," "Heavenly heroes create the Middle World." The author founds close connections with the worldview of the Evenks, the Evens living in the neighborhood with the Yakuts, as well as the Altai, Mongol-speaking peoples.
bywords: perception of the Creation myth, cosmogenesis, cosmogony, picture of the world, Yakut epic folklore.
Information about the author: Aitalina A. Kuzmina, PhD in Philology, Senior Researcher, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North of the Siberian branch of the Russian Academy of Sciences, Petrovsky 1, 677027 Yakutsk, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7051-9009
E-mail: [email protected]
For citation: Kuzmina, A.A. "Perception of the Creation Myth in Yakut Epic Folklore." Studia Litterarum, vol. 7, no. 2, 2022, pp. 248-263. (In Russ.) https://doi.org/10.22455/2500-4247-2022-7-2-248-263
Введение
Тема сотворения мира (Вселенной, космоса, земли) характерна для мифологии и фольклора многих народов. В якутской мифологии эти сюжеты разработаны довольно слабо [12, с. 3]. Некоторые исследователи даже отмечали полное отсутствие представлений о сотворении мира: «Якуты берут мир, т. е. землю, как нечто от века пребывающее, не интересуясь ее происхождением, точно так же они не интересуются и происхождением человека» [15, с. 22-23]. Однако космогенез встречается в эпическом фольклоре якутов.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью традиционных представлений якутов о сотворении мира. Фольклорная картина мира якутского народа состоит из разных напластований, поэтому изучение космогонических представлений якутов позволит выявить как древние слои мировоззрения народа, так и современные его трансформации. Кроме того, сопоставление якутских мотивов сотворения Вселенной с представлениями народов, проживающих по соседству с якутами или имеющих родственные с ними корни, дает возможность определить типологическую схожесть, выявить заимствования и взаимовлияния.
Цель статьи состоит в выявлении и анализе представлений о сотворении мира в эпическом фольклоре якутов. Новизна работы заключается в том, что традиционные представления якутов о сотворении мира впервые проанализированы и систематизированы с привлечением широкого круга фольклорных материалов, сопоставлены с представлениями других народов; также рассмотрена трансформация этих представлений в современных авторских текстах на основе олонхо. Материалы по эпическому фольклору якутов выступают ценными источниками из-за отсутствия ранних пись-
менных памятников. Использованы опубликованные и неопубликованные (архивные) фольклорные записи, заметки этнографов и фольклористов.
Тема сотворения мира в мифологических представлениях
и фольклоре якутов
Согласно мифологической и фольклорной картине мира якутов, Вселенная (Аан ийэ дойду) состоит из трех миров: Верхнего (Yвhээ дойду), Среднего (Орто дойду) и Нижнего (Аллараа дойду). Верхний мир населен богами айыы и частично племенем чудовищ-абаасы; в Среднем мире живет племя людей — айыы аймага; в Нижнем мире обитают только чудовища-абаасы [4; 6]. Эти три мира связывает священное дерево АалЛуук Мас, источающее живительную влагу, придающую отведавшим ее бодрость и новые силы.
Рассмотрев мифологему сотворения мира в эпическом фольклоре, мы выявили следующие мотивы: «Мир расширился из маленькой точки», «Ныряльщик вытаскивает землю из моря», «Земля и ее обитатели появились после высыхания первичного моря», «Мир создан богом», «Мир создан богом и дьяволом», «Мир создан тремя братьями-богами», «Вселенная разделена на три мира в результате конфликта трех создателей».
Содержание мотива «Мир расширился из маленькой точки» состоит в том, что первоначально земля и небо были малы по размеру, затем они выросли и расширились. Я.И. Линденау в книге «Описание народов Сибири» писал: «Мир, который они создали, состоял из неба, которое было как маленькое кольцо, и земли, которая была похожа на Tellak (тэллэх — коврик. — АХ), но только она была большая. Позже она еще значительно увеличилась. По мнению якутов, этот мир будет стоять еще два поколения, 200 лет, после чего он погибнет от огня. Останутся только двое детей — мальчик и девочка, а небо опять будет как кольцо, а земля как Tellak. Мир будет отдан этим детям и будет опять расширяться, как было раньше» [7, с. 45].
По предположению А.И. Гоголева, представление о четырехугольной земле было характерно для древних тюрков, которые в свою очередь могли перенять такую идею у древнего ираноязычного населения Центральной Азии [1, с. 95]. Мотив «Мир расширился из маленькой точки» часто встречается у соседних народов — эвенков и эвенов.
Мотив «Ныряльщик вытаскивает землю со дна моря» распространен у многих народов мира, согласно которому мир вначале состоял из воды;
суша (земля) появляется, когда со дна первичного моря ныряльщик (птица или чудовище) вытаскивает горстку земли. С развитием дуалистических представлений вместо птицы стали использовать бога или его антипода, иногда превращавщихся в птиц [5; 10, с. 70].
Для северо-западных якутов1 был характерен миф о вытаскивании гагарой в клюве со дна моря (океана) нескольких песчинок, из которых выросла земля. Точно такие же мифы встречаются у эвенов и эвенков [3; 24]. Иногда гагару посылал бог Айыы-тойон (Создатель-господин), который принимал участие в сотворении земли из вытащенного ила или песка [2, с. 191]. Образ гагары в якутской и тунгусской мифологии также играет роль шаманской птицы.
Мотив «Земля и ее обитатели появились после высыхания первичного моря» встречается в мифологическом рассказе С.Г. Игнатьева «Происхождение Вселенной», записанном в 1938 г. [28, с. 293]. В отличие от других мифов, здесь не упоминается о боге-творце или о каких-либо антропоморфных персонажах, участвующих в создании мира. Как в олонхо, имеется образ священного дерева Луук мас, которое ломается на куски во время пестрого вихря.
Мотив «Мир создан богом» широко распространен в мифах многих народов мира. Так, указатель С. Томпсона начинается с мотива A0-A99 «Создатель» [17]. Однако этот мотив нечасто встречается у сибирских народов: «Вопрос о том, кто же создал Вселенную, кто был первотвор-цом этого мира и каково его могущество, для народов Сибири, как это ни удивительно, совершенно неактуален. Во многих этнических традициях о создателе, первотворце мира вообще ничего не говорится» [13, с. 10]. В якутских текстах образу создателя уделяется мало внимания, в основном дается развернутое описание мира. В песне «Аан дойду айыллыбыт ырыата» («Песнь о создании изначальной страны») поется о том, что восьмикрайняя «изначальная мать-страна» была создана всевышним божеством Юрюнг Айыы (Белый Создатель), который сначала посовещался с восемью небожителями, в том числе Джесегеем, Джылга-Хаа-ном, Одун-Биисом, Тюмэн-Биисом, Чынгыс-Хааном. В этой песне не говорится о том, как создавалась земля, что вначале появилось и т. д.,
1 Северо-западные якуты — этнолокальная группа якутов-оленеводов, сложившаяся,
по И.С. Гурвичу, в XVII-XIX вв. на северо-западе Якутии и Красноярском крае [2, с. 3].
т. е. мир создается в результате номинации, говорения бога-создателя [29, с. 25-26].
В следующей песне «Сир-халлаан Ysскээбит ырыата» К.Г. Оросина («Песня о возникновении земли и неба») под влиянием православного христианства, которое якуты приняли в XVIII-XIX вв., появились образы ангелов, апостолов, пророков, которые сопровождают бога Юрюнг Аар Тойона (Белый Великий Господин), взявшего из щеки Сатаны землю, взвалившего ее на спину трем щукам, плавающим на «Ноевом потопе», и трижды благословившего эту землю [29, с. 28-29]. Здесь верховное божество активно действует при создании земли, отбирая ее у Сатаны — представителя мира демонов. Также имеется мотив «Земля держится на трех рыбах» (опора земли), только вместо китов, часто встречающихся в мифах, в этой песне представлены щуки. А тройное благословение выступает в роли завершающего ритуала при создании земли2. Следует отметить, что в этой песне встречается несколько мотивов создания мира, которые выделены нами выше.
Мотив «Мир создан богом и дьяволом» возник в результате дуалистического представления: он берет свое начало, с одной стороны, в исконно якутских традиционных верованиях, а с другой — в христианстве, принятом позднее. У северо-западных и вилюйских якутов бытовал мифологический рассказ о создании земли и людей в результате соревнования между богом Айыы-тойон (Создатель-господин) и дьяволом Аллараа-огонньор (букв. Старик из Нижнего мира): «Аллараа-огонньор нырнул в воду за землей, но достал только несколько крупинок, которые застряли под ногтями. Вынырнув, он упал и потерял сознание. В это время Айыы-тойон похитил у него эти крупинки земли. И когда Аллараа-огонньор, очнувшись, вновь нырнул в воду, Айыы-тойон сотворил из них землю. Вновь поднявшись из воды с землей, зажатой в руке, Аллараа-огонньор убедился, что его опередили, и с досады бросил свою горсть земли на уже созданную землю. От этого образовались горы» [2, с. 192].
Почти идентичный мифологический рассказ встречается и у якутов из центральной Якутии. Только добавляется, что бог создал затем человека и все на земле, а дьявол сотворил рыб и вредные, бесполезные вещи; «бог благословил воду и рыб, потому стало возможным человеку питаться
2 Для эвенкийской мифологии, имеющей многие общие черты с якутской устной традицией, характерно пение творца Хэвки при акте творения средней земли [3, с. 12].
рыбой» [6, с. 14-15]. В записях А.Ф. Миддендорфа отмечается, что творец создал землю красивой, тогда спустился злой дух и хотел испортить и разрушить ее, топча ногами, царапая руками, однако вместо этого появились горы, реки и долины [9, с. 820]. Почти аналогичная легенда встречается у алтайцев-теленгитов [26, с. 118-119]. Данный мотив подчеркивает дуалистический характер этих мифов, где показана борьба между добром и злом, светом и тьмой, полезным и вредным, космосом и хаосом, созидательным и разрушающим началом.
Мотив «Мир создан тремя братьями-богами» представляет собой эволюционное развитие предыдущего мотива. Я.И. Линденау в XVIII в. записал миф о сотворении мира, где повествуется о том, что Аар Тойон (Великий Господин), Юрюнг Тойон (Белый Господин) и Сюгэ Тойон (Топор Господин) создали небо, землю, воду, человека, животных, а их брат-антипод Аджарай Бёгё — метеоры: он хотел подчинить себе всю вселенную, за что его прокляли братья и отправили в Нижний мир, откуда он временами прорывается морозом, снегом и дождем [7, с. 44-45].
Мотив « Три мира (Верхний, Средний, Нижний) появились в результате конфликта жителей одного мира» характерен для легенды «Происхождение трех миров», записанной от С.Г. Игнатьева из Вилюйского района, где говорится о том, что в глубокой древности был Средний мир, в котором жили предки людей, и они начали уничтожать друг друга, бичуя огнем; наступил момент, когда все живое могло сгореть, и часть жителей «страны Айыы» поднялась в Верхний мир, часть спустилась в Нижний мир [28, с. 265-266]. Здесь речь идет прежде всего о заселении трех миров своими жителями. Интересно, что в предыдущем рассказе С.Г. Игнатьев повествовал о том, что земля и ее обитатели появились после высыхания первичного моря, т. е. у одного и того же рассказчика обнаруживаем два мотива о сотворении мира. Второе повествование данного рассказчика представляется продолжением первого рассказа. Следовательно, по С.Г. Игнатьеву, земля (Средний мир) возникла после высыхания первичного моря, затем после «мирового пожара», войны между предками людей появляются Верхний и Нижний миры, когда как во многих мифологических рассказах роли творцов играют божества и хтонические существа.
Фольклористика / А.А. Кузьмина Сотворение мира в олонхо
Якутское олонхо относится к архаическому типу эпоса и имеет глубокую мифологическую основу. В зачине представлен первоначальный пространственно-временной фон, описывается происхождение героя, его внешность, жилище. При этом эпический хронотоп олонхо почти соответствует хронотопу монголоязычных эпосов, где дается описание «раннего времени», эпохи «расширяющейся вселенной», только что созданного мира как «райской земли» [11]. Следует отметить, что представления о первоначальных образах мира и человека тесно связаны. М. Элиаде писал по этому поводу так: «Эмбриональное развитие будущего главы рода сопровождается как будто бы повторением рождения космогонической системы, истории мира и истории племени» [16, с. 33]. В дальнейшем разворачивании сюжета олонхо «начало времен» эволюционирует в многослойное понятие «героического века» [14, с. 76].
Сотворение мира в олонхо реализуется разными способами, но они не так многочисленны, как в других жанрах фольклора. Для систематизации и анализа за основу взяли исследование Е.М. Мелетинского о мотиве творения. Ученый определил мотив как «одноактный микросюжет, основой которого является действие», и выделил следующие виды мифологического мотива творения: номинация, порождение, испускание, изготовление, превращение, перемещение, добывание [8, с. 118-119].
Мотив «Мир расширился из маленькой точки» («Расширяющаяся Вселенная») встречается во всех локальных (региональных) традициях якутского героического эпоса, чаще всего — в олонхо Вилюйского регио-на3. При этом не упоминается, чем является эта маленькая точка, однако из контекста можно выявить, что расширяются земля и небо, которые были размером с пятку серой белки (земля) и ухо лысого оленя (небо) [21; 22; 30]. Сравнение с частями тела этих животных может варьироваться в зависимо-
3 Особое место занимают современные авторские олонхо (авторские тексты на основе олонхо), в которых тема сотворения мира встречается очень редко и передается новыми способами. Так, в произведении «Богатырь Уол Туйгун» описывается, как земля вращается по орбите вокруг своей оси сутки, а в году — 365 суток, т. е. здесь уже очевидно влияние современной научной картины мира. Автор статьи была свидетелем устного исполнения авторского олонхо, где изображены астрономическая картина мира, появление Вселенной и галактики. Однако не все современные авторы меняют традиционное представление о сотворении мира. Так, С.С. Егоров, Ю.П. Борисов в своих авторских текстах используют традиционный мотив «Мир расширился из маленькой точки» [19; 20].
сти от ареала бытования. В олонхо сказителей из некоторых районов центральной Якутии рассказывается, что изначально земля имела маленький размер — не больше округлого дна берестяного сосуда чабычах или емкости из кожи для кумыса сири ^ит [20, с. 166; 30], рысьей шкуры, шляпы [24]. Для северных олонхо характерно сопоставление с растянутой постелью [25], медвежьей шкурой и червонным тузом4.
А.П. Решетникова считает, что в олонхо данный мотив встречается редко, «как реликт малосохранившихся в эпосе космогонических мифов» [14, с. 72]. Однако это относится к центральной эпической традиции, образцы текстов которой записаны и изданы в большем объеме, чем эпос периферийных районов, до которых фольклористы в силу объективных причин не могли доехать, чтобы собрать материал. Мотив «Мир расширился из маленькой точки» довольно часто встречается в вилюйской и северо-восточной традициях олонхо.
Данный мотив также присутствует в эвенкийском эпосе [14, с. 72-73]. А.П. Решетникова выдвинула гипотезу, что представление о расширяющихся земле и небе больше относится к эвенкийской мифологии [14, с. 73-74]. Однако якутско-эвенкийские фольклорные связи изучены недостаточно, и говорить о первичности или вторичности, о заимствовании какого-либо явления преждевременно, пока можно только сделать предположение о взаимовлиянии указанных эпосов.
В олонхо «Кыыс Дэбилийэ» Н.П. Бурнашева встречается мотив «При сотворении Вселенной Средний мир разделился на восточный и западный Си-биир», согласно которому в западном Сибиире находится прекрасная страна Унаарытта, где обитает Сарахана Кююкэнньик — младшая дочь владыки Нижнего мира Арсан Дуолая. Здесь нашло отражение то, что в традиционном мировоззрении якутов направления света имеют свою семантику: так, запад означает место заката солнца, обитания чудовищ-абаасы [23].
Иногда сотворение мира представлено в виде целой цепочки действий. Так, в олонхо М.Т. Шараборина-Кумаарап «Куллуйа Куллустуур»5
4 Никулин Г.Ф. Эрис халлаан уола Эр Совотох / записано А.А. Саввиным в 1940 г.
в Абыйском районе // Рукописный фонд Архива Якутского научного центра Сибирского отлеления Российской академии наук. Ф. 5. Оп. 7. Ед. хр. 108. Л. 57.
5 Шараборин М.Т.-Кумаарап. Куллуйа Куллустуур / записано Егоровым, Сыллыровым в 1940 г. // Рукописный фонд Архива Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. Ф. 5. Оп. 7. Ед. хр. 48. Л. 279.
мотив «Небесные богатыри создают Средний мир» состоит из следующих последовательных актов:
- «Небесные богатыри извлекают драконовых рыб ханг луога моря»,
- «Небесные богатыри изготавливают опору Среднего мира из драконовых рыб»,
- «Небесные богатыри изготавливают землю из глины, песка и камней»,
- «Небесные богатыри благословляют землю».
Здесь сначала повествуется о том, как верховное божество Юрюнг Аар Тойон (Белый Великий Господин), живущий в Верхнем мире, сетуя на свою старость и близость смерти, решает создать Средний мир, чтобы там обитали люди. По его указанию девять лучших небесных богатырей отправляются к морю Арат и достают из него трех драконовых рыб ханг луога, из которых делают «потолок и столб» Среднего мира. Затем они изготавливают землю из глины, песка и камней и благословляют ее, т. е. процесс создания Среднего мира завершается произнесением сакрального слова. Небесные богатыри выступают представителями верховного божества, которое в силу своей старости не может заниматься сотворением земли. В этом олонхо не повествуется, как были созданы Верхний и Нижний миры.
В олонхо К.В. Сивцева-Мурун «Сын земли Джиэрбэк Бэргэн» описано, как мир был создан богом: «В первую очередь Юрюнг Аар Тойон создал небо и звезды. В то время айыы и абаасы жили все вместе. А Средний мир Юрюнг Аар Тойон создал позднее. Он достал со дна моря одну табакерку земли и благословил землю. Приплыли две щуки и легли перед Юрюнг Аар Тойоном крест-накрест. Юрюнг Аар Тойон подул поверх рыб на землю и начал топтать ее ногами. Земля стала расширяться и расширяться. На этой земле первыми людьми были Адаам Тойон, Иэбэ Хотун, Нуой Тойон и Буойум Тойон» [20, с. 185-186].
В данном тексте заметно влияние христианства. Здесь встречаются имена библейских персонажей Адама, Евы, Ноя. Однако в роли бога-творца выступает традиционно якутский Юрюнг Аар Тойон. Сотворение мира осуществляется несколькими последовательными способами: изготовление, добывание, благословение, расширение. В виде мотивов их можно представить следующим образом: «Бог создает небо и звезды», «Бог создает
Средний мир», «Бог достает землю со дна моря», «Бог благословляет землю», «Земля расширяется».
В олонхо сотворение мира в большинстве случаев упоминается при описании эпического времени. Информация о том, как именно мир был сотворен, кто в этом участвовал и т. д., не дается. Например: «В давние времена образовалась Сибиир-земля, со всех сторон окружают ее моря и горы» [20, с. 22], «В то время, когда начала образовываться матушка-земля, у стечения четырех морей жил да был богатырь по имени Мюгюлю Бёгё» [20, с. 53], «Давным-давно, когда только образовалась земля-матушка, жил богатырь по имени Бэриэт Мэргэн» [20, с. 171].
Встречается немало записей олонхо, где вообще не говорится о сотворении мира. Тем не менее и в этих текстах можно выявить представления о сотворении мира. Так, в эпических формулах описания мира иногда встречаются пояснения, из чего состоит изначальная земля, например: «...с окружностью из моря-трясины, с подпоркой из белорыбицы, с опорой из рыбы кит, с застежкой из рыбы осетр, с колышком из рыбы ерш, с балками из рыбы таймень, со столбами из рыбы сиг, с опорой из рыбы нерпа» [20, с. 319]. Здесь рыбы выполняют функцию опоры земли, т. е. подразумевается, что земля была добыта со дна мирового океана.
Заключение
Таким образом, представления о сотворении мира встречаются в мифах, народных песнях и героическом эпосе якутов, где отражены различные способы сотворения: расширение, добывание, изготовление, номинация. Мы полагаем, что эти способы также показывают разновременные слои в традиционном мировоззрении народа саха. Наиболее древним, на наш взгляд, является мотив «Мир расширился из маленькой точки» («Расширяющаяся Вселенная»), характерный и для эпоса соседних тунгусо-маньчжурских народов. Мотив добывания земли со дна моря ныряльщиком (птица / бог / дьявол), встречающийся в мифологии многих народов мира, также относится к раннему слою представлений о сотворении мира. При этом установление рыб в качестве опоры земли, на наш взгляд, имеет двоякое происхождение: с одной стороны, оно связано с древними представлениями якутов, имеющими типологические сходства с тюрко-монгольскими, тунгусо-маньчжурскими народами, с другой стороны, обусловлено влиянием
православного христианства. Затем развивается идея о творце-боге, его помощниках и противниках.
Сюжет об изготовлении Среднего мира органически связан с мотивом добывания земли со дна моря. Два мифологических рассказа (мотивы «Земля и ее обитатели появились после высыхания первичного моря», «Вселенная разделена на три мира в результате конфликта трех создателей»), записанные от С.Г Игнатьева, являются взаимосвязанными, дополняющими друг друга повествованиями о сотворении мира. Благословение как сакральный акт творения также имеет место в эпическом нарративе якутов.
Выявили, что в якутском героическом эпосе дается лишь упоминание о сотворении мира в составе эпической формулы времени. В период угасания эпосотворчества многие олонхосуты, в основном из центральных районов Якутии, вообще перестали уделять внимание этой теме, что заставляет нас думать о частичной демифологизации олонхо.
Список литературы Исследования
1 Гоголев А.И. Основные сюжетные вариации в якутской мифологии // Язык — миф — культура народов Сибири: сб. науч. тр. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1988.
С. 93-102.
2 Гурвич И.С. Культура северных якутов-оленеводов. К вопросу о поздних этапах формирования якутского народа. М.: Наука, 1977. 248 с.
3 Дьяконова М.П. Миф в фольклоре эвенков и эвенов (цикл творения мира): авто-реф. дис. ... канд. филол. наук. Махачкала, 2016. 17 с.
4 Емельянов Н.В. Якутские мифы и олонхо // Поэтика эпического повествования: сб. науч. тр. Якутск: Якутский научный центр СО РАН, 1993. С. 3-19.
5 Кузнецова В.С. Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фольклорной традиции. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1997. 250 с.
6 Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск: Якутское кн. изд-во, 1979. 484 с.
7 Линденау Я.И. Описание народов Сибири / первая половина XVIII века / : Исто-рико-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. Магадан: Кн. изд-во, 1983. 182 с.
8 Мелетинский Е.М. Семантическая организация мифологического повествования и проблема семиотического указателя мотивов и сюжетов // Текст и культура. Труды по знаковым системам. Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1983. Т. XVI. С. 115-125.
9 Миддендорф А.Ф. Путешествие на север и восток Сибири. Север и восток Сибири в естественно-историческом отношении. Коренные жители Сибири. СПб.: [б. и.], 1878. Ч. 2. Отдел 6. 252 с.
10 Напольских В.В. Миф о возникновении земли в прауральской космогонии: реконструкция, параллели, эволюция // Советская этнография. 1990. № 1. С. 65-74.
11 Неклюдов С.Ю. Морфология и семантика эпического зачина в фольклоре монгольских народов // Китай и окрестности: мифология, фольклор, литература: к 75-летию акад. Б.Л. Рифтина. М.: РГГУ, 2010. С. 185-198.
12 Новгородова Л.И. Тема творения в традиционной культуре якутов (семантика фольклорного и ритуального текста): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Якутск, 2000. 24 с.
13 Пушкарева Е.Т., Бурыкин А.А. Фольклор народов Севера (культурно-антропологические аспекты). СПб.: Петербургское Востоковедение, 2011. 390 с.
14 Решетникова А.П. Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте. Якутск: Бичик, 2005. 408 с.
15 ТрощанскийВ.Ф. Эволюция черной веры (шаманства) у якутов. Казань: Типо-лит. Императорского ун-та, 1902. 200 с.
16 Элиаде М. Аспекты мифа / 4-е изд. М.: Академический Проект, 2010. 251 с.
17 Thompson S. Motif-index of folk-literature: a classification of narrative elements in folktales, ballads, myths, fables, medieval romances, exempla, fabliaux, jest-books, and local legends // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. URL: https://www.ruthenia.ru/folklore/thompson/index.htm (дата обращения: 15.03.2020).
Источники
18 Борисов Ю.П. Ба^фдастаах аттаах Баабый Баатыр: олокхо [Баабый Баатыр с белоногим конем: олонхо]. Якутск: Сайдам, 2014. 80 с. (На якут. яз.)
19 Егоров С.С. Богатырь Кюн Тэгиэримэн. Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2017. 70 с.
20 Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. М.: Наука, 1980. 376 с.
21 Еремеев-Дэдэгэс С.И. Тебет Мэник бухатыыр: олокхо [Богатырь Тёбёт Мэник: олонхо]. Якутск: Бичик, 2017. 176 с. (На якут. яз.)
22 Каратаев С.Н. Суулэлдьин Боотур [Сююлэлджин Боотур]. Якутск: Цумори пресс, 2011. 122 с. (На якут. яз.)
23 Кыыс Дэбилийэ: Якутский героический эпос. Новосибирск: Наука, Сиб. издат. фирма, 1993. 330 с.
24 Оконешников И.Д. Тамаллаайы Бэргэн [Тамаллаайы Меткий]. Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2012. 320 с. (На якут. яз.)
25 Томская Д.А. Хаан Илбистээн бухатыыр. Кемус Мекулукээн одонньор, Элгээн Иэйэхсит эмээхсин: олокхолор [Богатырь Хаан Илбистээн. Старик Золотой Мё-
кюлюкээн, старуха Элгээн Иэёэхсит: олонхо]. Якутск: Алаас, 2016. 128 с. (На якут. яз.)
26 Яданова К.В. Предания, легенды, былички теленгитов долины Эре-Чуй. Горно-Алтайск: Горно-Алтайская типография, 2013. 256 с.
27 Ядрихинский П.П. Дьырыбына Дьырылыатта Кыыс бухатыыр: Олокхо [Дева-богатырка Джырыбына Джырылыатта: Олонхо]. Якутск: Кн. изд-во, 1981. 200 с. (На якут. яз.)
28 Якутские мифы = Саха ес-номохторо: [сборник]. Новосибирск: Наука, 2004. 450 с.
29 Якутские народные песни = Саха народнай ырыалара. Якутск: Якутское кн. изд-во, 1976. Ч. 1. 236 с.
30 Якутский героический эпос. «Могучий Эр Соготох». Новосибирск: Наука, Сибирская издат. фирма РАН, 1996. 440 с.
References
1 Gogolev, A.I. "Osnovnye siuzhetnye variatsii v iakutskoi mifologii" ["The Main Plot Variations in Yakut Mythology"]. lazyk — mif — kul'tura narodov Sibiri: sbornik nauchnykh trudov [Language — Myth — Culture of the Peoples of Siberia: Collection of Research Works]. Yakutsk, Yakut State University Publ., 1988, pp. 93-102. (In Russ.)
2 Gurvich, I.S. Kul'tura severnykh iakutov-olenevodov. K voprosu o pozdnikh etapakh formirovaniia iakutskogo naroda [The Culture of the Northern Yakut Reindeer Herders. To the Question of the Late Stages of the Yakut People Formation]. Moscow, Nauka Publ., 1977. 248 p. (In Russ.)
3 D'iakonova, M.P. Mif v folklore evenkov i evenov (tsikl tvoreniia mira) [The Myth in Evenks and Evens' Folklore (the Cycle of the Creation Myths): PhD Thesis, Summary]. Makhachkala, 2016. 17 p. (In Russ.)
4 Emel'ianov, N.V. "Iakutskie mify i olonkho" ["Yakut Myths and Olonkho"]. Poetika epicheskogopovestvovaniia: sbornik nauchnykh trudov [The Poetics of Epic Narrative: Collection of Research Works]. Yakutsk, Iakutskii nauchnyi tsentr SB RAS Publ., 1993, pp. 3-19. (In Russ.)
5 Kuznetsova, V.S. Dualisticheskie legendy o sotvorenii mira v vostochnoslavianskoi fol'klornoi traditsii [Dualistic Creation Myths in the East Slavic Folk Tradition]. Novosibirsk, SB RAS Publ., 1997. 250 p. (In Russ.)
6 Kulakovskii, A.E. Nauchnye trudy [Research Works]. Yakutsk, Iakutskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1979. 484 p. (In Russ.)
7 Lindenau, Ia.I. Opisanie narodov Sibiri/ pervaiapolovina XVIII veka/: Istoriko-etnograficheskie materialy o narodakh Sibiri i Severo-Vostoka [Description of the Peoples of Siberia / First Half of the 18th Century /: Historical and Ethnographic Materials about the Peoples of Siberia and the North-East]. Magadan, Knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1983. 182 p. (In Russ.)
8 Meletinskii, E.M. "Semanticheskaia organizatsiia mifologicheskogo povestvovaniia i problema semioticheskogo ukazatelia motivov i siuzhetov" ["The Semantic Organization of Mythological Narrative and the Problem of the Semiotic Index of Motifs and Plots"]. Tekst i kul'tura. Trudy po znakovym sistemam [Text and Culture. Proceedings on Sign Systems], vol. XVI. Tartu, Tartu State University Publ., 1983, pp. 115-125. (In Russ.)
9 Middendorf, A.F. Puteshestvie na sever i vostok Sibiri. Sever i vostok Sibiri v estestvenno-istoricheskom otnoshenii. Korennye zhiteli Sibiri [Travel to the North and East of Siberia. The North and East of Siberia in the Natural-Historical Relation. Indigenous People of Siberia], part. 2, dep. 6. St. Petersburg, [s. n.], 1878. 252 p. (In Russ.)
10 Napol'skikh, V.V. "Mif o vozniknovenii zemli v praural'skoi kosmogonii: rekonstruktsiia, paralleli, evoliutsiia" ["The Myth of the Origin of the Earth in the Praural Urals Cosmogony: Reconstruction, Parallels, Evolution"]. Sovetskaia etnografiia, no. 1, 1990, pp. 65-74. (In Russ.)
11 Nekliudov, S.Iu. "Morfologiia i semantika epicheskogo zachina v fol'klore mongol'skikh narodov" ["Morphology and Semantics of the Epic Conception in the Folklore of
the Mongolian Peoples"]. Kitai i okrestnosti: mifologiia, fol'klor, Uteratura: k 75-letiiu akademika B.L. Riftina [China and Surroundings: Mythology, Folklore, Literature: on the 75th Anniversary of Academition B.L. Riftin]. Moscow, RSUH Publ., 2010, pp. 185-198. (In Russ.)
12 Novgorodova, L.I. Tema tvoreniia v traditsionnoi kul'ture iakutov (semantika fol'klornogo i ritual'nogo teksta) [The Theme of Creation in the Yakut Traditional Culture (Semantics of Folklore and Ritual Text): PhD Thesis, Summary]. Yakutsk, 2000. 24 p. (In Russ.)
13 Pushkareva, E.T., Burykin, A.A. Fol'klor narodov Severa (kul'turno-antropologicheskie aspekty) [Folklore of the North Peoples (Cultural and Anthropological Aspects)].
St. Petersburg, Peterburgskoe Vostokovedenie Publ., 2011. 390 p. (In Russ.)
14 Reshetnikova, A.P. Fond siuzhetnykh motivov i muzyka olonkho v etnograficheskom kontekste [Fund of Plot Motifs and Olonkho Music in an Ethnographic Context]. Yakutsk, Bichik Publ., 2005. 408 p. (In Russ.)
15 Troshchanskii, V.F. Evoliutsiia chernoi very (shamanstva) u iakutov [The Evolution of the Black Faith (Shamanism) among the Yakuts]. Kazan', Tipo-litografiia Imperatorskogo universiteta Publ., 1902. 200 p. (In Russ.)
16 Eliade, M. Aspekty mifa [Aspects of the Myth]. Moscow, Akademicheskii Proekt Publ., 2010. 251 p. (In Russ.)
17 Thompson, S. "Motif-index of folk-literature: a classification of narrative elements in folktales, ballads, myths, fables, medieval romances, exempla, fabliaux, jest-books, and local legends." Fol'klor ipostfol'klor: struktura, tipologiia, semiotika [Folklore and Postfolklore: Structure, Typology, Semiotics]. Available at: https://www.ruthenia.ru/folklore/ thompson/index.htm (Accessed 15 March 2020). (In English)