Научная статья на тему 'Представления о славе и героизме в контексте становления гражданской активности личности'

Представления о славе и героизме в контексте становления гражданской активности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
620
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / СЛАВА / ГЕРОИЗМ / ПОСЛОВИЦЫ / МОЛОДЕЖЬ / CIVIL STANDING / GLORY / FAME / HEROISM / IDIOMS / YOUTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шнейдер Л.Б.

Рассматривается возможность формирования гражданской позиции молодежи с ис пользованием представлений о славе и героизме. Феномен славы рассматривается дву сторонне : как личная слава и как народная слава. Автор иллюстрирует мысли приме рами из народной мудрости ( пословиц )

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of glory and heroism in the context of the creation of person’s civil activity

This article speculates the possibility to create a civil position of young people using the image of glory and heroism. The researched phenomenon of glory is described as twofold (personal fame and public fame). The author also uses national idioms to illustrate ideas

Текст научной работы на тему «Представления о славе и героизме в контексте становления гражданской активности личности»

УДК 37.017.4

Л.Б. ШНЕЙДЕР

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЛАВЕ И ГЕРОИЗМЕ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Рассматривается возможность формирования гражданской позиции молодежи с использованием представлений о славе и героизме. Феномен славы рассматривается дву-сторонне: как личная слава и как народная слава. Автор иллюстрирует мысли примерами из народной мудрости (пословиц).

Ключевые слова: гражданская позиция, слава, героизм, пословицы, молодежь.

This article speculates the possibility to create a civil position of young people using the image of glory and heroism. The researched phenomenon ofglory is described as twofold (personalfame and public fame). The author also uses national idioms to illustrate ideas.

Key words: civil standing, glory, fame, heroism, idioms, youth.

Перед современным образованием встают новые воспитательные задачи, которые ждут своего безотлагательного решения. Среди них одна из первоочередных: формирование личности с устойчивой гражданской жизненной позицией. В настоящее время российское общество, как никогда, нуждается в гражданах, которые способны конструктивно и продуктивно влиять на социокультурную ситуацию в стране. Это обусловлено особой остротой экономических и социальных проблем, многоэтническим и поликонфессиональным составом населения. В этом смысле проблема наличия гражданской позиции личности или отсутствие таковой является одним из основных критериев сформированности гражданского общества.

Позиция личности - явление сложное, включающее знания, чувства, отношения личности, формирующееся

© Шнейдер Л.Б., 2015

Статья выполнена при поддержке РГНФ, проект 15-26-01008/15.

и проявляющееся в деятельности и социальном поведении. Цель гражданского воспитания - формирование гражданственности как качества личности, определяющего сознательное и активное выполнение молодым человеком гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом, семьей; разумное использование своих гражданских прав, соблюдение и уважение законов страны. По сути, ключевым моментом в гражданском воспитании становится формирование гражданской позиции. Ее становление начинается с представлений человека о себе самом, своей семье, родной стране. В семье ребенок получает первые уроки гражданственности, при участии родителей формирует отношение к себе, родным и близким, друзьям, окружающей природе, рукотворному миру, своей стране, ее народу [15, 16]. Далее процесс продолжается в школе, где происходит сознательное усвоение истории, политических, правовых и нравственных норм, дей-

ствующих в обществе, принятие их как основы своих действий, гражданского мировоззрения. Психологическим основанием гражданского мировоззрения являются представления о героизме и славе родного Отечества, своей семьи и себя самого. Все это выражается и проявляется в формирующемся гражданском поведении человека.

Гражданская позиция основана на общечеловеческих ценностях: нельзя уважать и чтить только свою страну и свой народ, «уничтожая» другой. Поэтому формирование гражданской позиции - это, прежде всего, гуманистическое позиционирование, основанное на самоценности человека. Трудно любить и уважать просто «страну», можно любить и уважать конкретных людей, а через них - свой народ и Родину.

Стержнем гражданского воспитания является патриотическое воспитание личности, знающей историю, нравы, обычаи, героев своего народа, уважающей и любящей свою Родину (как «великую», так и «малую»), чувствующей ответственность за нее [6].

Одним из важнейших моментов в гражданском развитии личности является формирование самосознания, позитивного самоотношения, возникновение потребности в самовоспитании и самогероизации. При этом мерилом его отношения к себе и к миру является значимый «Другой». В противном случае, при отсутствии жизненного опыта и достоверных моральных критериев, могут быть избраны в качестве образцов поведения ложные кумиры, возможен сход со «Стези Прави» [5].

Сформированность гражданской позиции способствует проявлению инициативы, самостоятельности и создает возможность для вовлечения в разнообразную социальную деятельность.

Гражданскому обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, люди, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу своего государства. Формирование гражданской позиции личности связано с развитием ее представлений о славе как сущностном свойстве сознания и поведения, так как гражданская позиция, как уже упоминалось, базируется на представлениях о славе и доблести, запечатленных в образе родной страны, своей семьи и интрое-цированных в Я-концепцию личности.

Становление гражданской активности - сложный и длительный процесс, предполагающий не только идеологическое и социокультурное новаторство, но и тщательное изучение существующих в среде молодежи представлений о родной стране и ее героях, своей семье и себе самом как носителе гражданского мировосприятия. На наш взгляд, для формирования гражданской позиции личности необходимо изучать представления о славе как сущностной характеристике сознания и поведения.

Кросскультурные исследования, психологические подходы и философская традиция способны обогатить современную науку и социальную практику концепцией гражданской активности личности, построенной на изучении славы как сущностного свойства сознания и поведения посредством выявления гражданских, семейных и личностных представлений о ней. Представления о славе относительного своей Родины, семьи и самого себя, о героизме и героях Отечества могут стать

основой для семейного и школьного воспитания, гражданского становления современников, что, в свою очередь, будет способствовать созданию новой гражданской идеологии российского патриотизма, веры в нашу Родину, в ее будущность и высокое предназначение.

Вместе с тем, проблема изучения славы, любви к Родине, поведенческих проявлений доблести, гражданственности личности в своем становлении и развитии прошла долгий и сложный путь. Ее истоки - в философских воззрениях мыслителей Древнего Востока и Античности, положивших начало собственно теоретическому исследованию славы и доблести в контексте гражданской активности и героизма личности и представивших широкий спектр ее толкований. Важные сведения о неподвластных времени аспектах прославления личности, ее достойной деятельности и поведения обнаруживаются и в трудах, пришедших к нам из Средневековья, из Нового и Новейшего времени.

Наряду с этим при достаточно широком распространении понятия «гражданская активность» слава как сущностная характеристика сознания и поведения практически не являлась

предметом самостоятельного изучения, а рассматривалась, как правило, контекстно. Тем не менее, анализ трудов ведущих отечественных и зарубежных ученых дает достаточно оснований для рассмотрения славы как сущностного свойства сознания и поведения российской молодежи. Такая проблематика относится к области социально-философского и социально-психологического знания и находится в стадии разработки, постоянно пополняясь новыми данными, которые предоставляет нестабильная социокультурная ситуация нашего общества.

Сложность изучения феномена славы связана с ее неоднозначным характером. Слава предстает и как добрая, и как дурная, как личная, так и народная. Этот феномен может быть раскрыт через внешние проявления (известность, признание (почести), расширение властных полномочий, доступ к ресурсам, финансовый и материальный успех) и через внутренние составляющие (доблесть, самоуважение, поглощенность любимым делом, ощущение самоэффективности). Соответственно пути ее достижения тоже разные (рис.).

1 путь. Воздаяние: жизнь для себя

Деятельностная канва

Активность Успех Признание Почести Известность Личная слава

Личностная канва

Жажда славы Предприимчивость Борьба за место под Солнцем «Возня» Заслуги Страх утраты

Деятельностная канва

Призвание Деяния Результативность Достижения Успех Народная слава

Личностная канва

Служение Поглощенность Самоэффективность Мастерство Доблесть Умиротво-ре-ние

Рис. Два пути достижения славы

2 путь. Воздаяние: жизнь для других

На рисунке наглядно показаны разные условия старта, жизненного продвижения и, соответственно, разные итоги жизни. Личная слава трактуется нами как «звездность», знаменитость, а народная слава - как память людская, память человечества.

Специфика изучения славы как сущностного свойства сознания и поведения у современной российской молодежи состоит, прежде всего, в том, что молодое поколение является не столько объектом воспитания, сколько субъектом социального действия. У молодых людей сложились гражданские, семейные и персональные представления о славе, которые, несмотря на повышение общего уровня социальной активности, используются еще явно недостаточно. Наблюдается распространение различных форм деструктивной гражданской активности молодежи: как в рамках участия в деятельности общественных объединений, так и в индивидуальных проявлениях [16].

Большое внимание к изучению гражданских, семейных и персональных представлений о славе у молодых россиян объясняется тем, что решение проблем, стоящих перед нашим обществом сегодня, во многом будет определяться гражданским самосознанием и социальным поведением молодежи.

И здесь уместно остановиться на существующих в бытийном сознании представлениях о славе. Для этого обратимся к пословицам. Они весьма «живучи», глубоко укоренены в ментальной картине человека, напоминают о себе каждый день, даже если никто их не произносит. Поскольку они - сама жизнь, ее отражение, то их роль как ментальных и поведенческих регуляторов весьма значительна.

Во-первых, в пословицах точно подмечена жажда личной славы.

Хоть денег ни гроша, зато слава

хороша.

Недолго да славно умер.

Земле нужна влага, мужу - слава.

Слава не поляжет, а про тебя

расскажет.

Огонь гаснет, слава - нет.

К такого рода выраженным в пословицах личным установкам, которые хорошо усваиваются в юном и молодом возрасте, вплотную «примыкает» свойственная возрасту жажда приключений, романтика, повышенная обидчивость и ранимость. Этот «зов медных труб» не поддается рациональному осмыслению, о нем много не размышляют. Как известно, свойственная возрасту психологическая незрелость дополняется категоричностью, также присущей молодости. Погоня за быстрой славой и стремление достичь ее любыми путями может привести к непредсказуемым последствиям, поскольку плохо поддается внешнему воздействию. Возвращаясь к представлениям о славе, заметим, что такую ситуацию отмечает с горечью и народная мудрость. Как говорится: и Сатана в славе, да не по добру.

Становление гражданской активности молодых людей - это подготовка к несению ими своих общественных обязанностей, к выполнению ими своего долга по отношению к миру. Здесь немалую роль может сыграть обращение к героическому [8].

Однако, формируя новую социальную, политическую и экономическую реальность, россияне с большим удовольствием создавали будущее, чем хранили прошлое, и при этом значи-

тельно подрастеряли ценное и положительное. Представления об истинном героизме сошли на нет. «Грандиозный маскарад зла смешал все этические понятия. То, что зло является под видом света, благодеяния, исторической необходимости, социальной справедливости, вконец запутывает тех, кто исходит из унаследованного комплекса этических понятий <...>» [3].

Но идеал героического достаточно живуч, сам по себе заманчив и привлекателен. «Героическое» является своеобразной точкой отсчета, фиксирующей социальную идентификацию населения, которая позволяет ориентироваться и развиваться соответственно тому или иному сценарию [13].

Представления о славе смыкаются с героизмом, что в пословицах выражается следующим образом.

Слава герою, презрение трусу.

На героя и слава бежит.

За великими подвигами следует

великая известность.

Пример героя зовет на подвиг.

Велик почет без геройства не живет.

Исторически сложилось, что личность воспитывается на идеалах, на образцах поведения, на героическом. Сознательно или нет, но с героизмом соотносили и соотносят себя миллионы людей, а европейская традиция без героического немыслима [17].

Роль героического в жизни общества и становлении гражданской активности личности не только значима, но и необычайно многообразна. Ценные идеи о воспитательном значении, роли героического в общественной жизни, его особенностях в искусстве высказывались М.С. Боура, С.Н. Булгаковым, Т. Карлейлем, С.М. Штутом и др. В фи-

лософии и педагогике проблема героического не раз становилась предметом специального изучения. Ему посвящены труды О.А. Никитиной, Н.И. Ки-ященко, О.А. Дороховой, П.А. Сапронова, А. Рено, О.П. Теряевой и др.

В оценке внешних черт героического авторы, как правило, единодушны и связывают его с выдающимися по своему общественному значению поступками, требующими от человека готовности к самопожертвованию. В этом ключе Т. Карлейль описал героя как божество, как пророка, как пастыря, представил его в образах поэта и писателя. Сущностью героического у него является способность субъекта к особой форме самовыражения, характеризующейся готовностью к совершению или совершением значительных по своему общественному звучанию действий, отвечающих потребностям исторического развития, прогрессивным гуманистическим идеалам [7].

Обычно истоки героизма и гражданской активности видят в верности общественному долгу. В нем непременно обнаруживается борьба за общественные интересы при напряжении всех нравственных и физических сил человека. Истинно героическое деяние в значительной степени принадлежит к сфере нравственной. Оно сопрягается с представлениями о добре, совершенстве, идеале, доблести, славе.

Герой - не тот, кто не знает страха, а тот, кто умеет побороть его в себе. Герой, преодолевающий страх и побеждающий страшное, вызывает чувство восхищения и преклонения перед силой человека. Героическое деяние наполняет человека оптимизмом и ведет не к абстрактной, а к действительной свободе, поскольку в сознательном героическом действии человек осознает

необходимость борьбы, на которую он идет, необходимость единства своих личных интересов с интересами общественными.

Это, так или иначе, зафиксировано и в пословицах.

Кто храбр да стоек,

тот десятерых стоит.

Герой - за Родину горой.

Герой, героическое прошлое и настоящее страны задают структурированную картину мира и места человека, героизм укоренен в глубинах душевной жизни и в то же время является реальностью поступков, предельно конкретен.

Эти же настроения схватывают и передают доступным образом пословицы.

Кто честно служит,

с тем слава дружит.

Кто в опасности спокоен,

тот славы достоин.

Подвиг делает тот, кто вперед идет.

Почет и славу собирают по капле.

Всякое дело человеком ставится, человеком и славится.

Героический поступок не укладывается в морально-нормативные требования к поступкам людей, так как он превышает обычные, рядовые возможности человека. Героическое не связано и с повторяющимися, типичными ситуациями, в которых обычно действуют нормативные предписания. Героическое выступает по отношению к нормам морали как явление сверхнормативное. Об этом точно подмечено:

Подвиг делает тот, кто вперед идет.

О.А. Теряева указывает на значимую для становления гражданской актив-

ности двойственную природу категории «героическое»: с одной стороны, -нравственное чувство, а с другой -моральная доктрина и воспитанное ею моральное сознание.

Героическое отличается активностью, действенностью, будь то героическое устремление к Истине, к богатой духовной культуре или личная страсть.

Об этом в народе говорят:

Славу наживать -

на печи не лежать.

Героическое есть проявление человеколюбия личности, более всего ценящей жизнь человеческую. Герои -творцы истории, обладающие самодисциплиной, терпением, выносливостью. Героический поступок оценивается как наиболее совершенное поведение личности и вызывает в людях чувство преклонения и поклонение. Это же подмечено и в пословицах.

По очкам справа, по делам и слава.

Для превращения человека в героя, по С.Н. Булгакову, необходима мечта -быть спасителем человечества или, по крайней мере, своего народа. Для него необходим героический максимум. Максимализм - это сама душа героизма, ибо герой вообще не останавливается на малом, в мыслях он занят только максимальными, грандиозными прожектами. Такой максимализм имеет признаки идейной одержимости, самогипноза, он сковывает мысль и вырабатывает фанатизм, глухой к голосу жизни [2].

Думается, что в противовес этому процессу стоит, вслед за С.Н. Булгаковым, остановиться на ином варианте истинного героизма. Когда герой, не связывая со своим индивидуальным

усилием судеб истории и человечества, обязан исполнять с наибольшей полнотой, а равно, проявить возможную энергию и самоотверженность при отыскании того, что составляет его дело и обязанность.

По мнению С.Н. Булгакова, для истинного героизма нормой является ровность течения, «мерность», выдержка, неослабная самодисциплина, терпение и выносливость - качества, как раз отсутствующие у молодежи. Врач и инженер, профессор и политический деятель, предприниматель и его рабочий одинаково при исполнении своих обязанностей могут руководствоваться не своим личным интересом, духовным или материальным - все равно, но совестью, велениями долга. По этому поводу высказался и Поль Брюла: «Достаточно мгновения, чтобы стать героем, но необходима целая жизнь, чтобы стать достойным человеком» (URL: urkmore.to/An_Hero).

Дух мира сегодня настолько силен, полон соблазнов и греховности, что способен проникать в молодые души через все мыслимые и немыслимые ограды. Наша молодежь буквально травмирована антигероями, антипримерами, антипедагогикой (антипросвещением, антипропагандой). Стремление к героическому в делах, поступках, достижениях замещается стремлением к индивидуальной успешности (в статусе, карьере, богатстве) любой ценой. Слава наполняется смыслом только в координатах персональной жизни субъекта. Самое печальное в этой кар-

тине - это духовно-нравственное обнищание общества и разрушение полноценной личности человека [6].

Тем не менее, и сегодня многие люди верят, что Россия - великая страна из-за наличия природных богатств и огромной территории. Но именно гражданское мужество, добродетель россиян - истинное природное богатство России. Славу страны обеспечивают ее граждане, по их делам и речам судят о величии государства.

В связи с этим следует обратить внимание на жизнеутверждающий характер молодости, на ее высокий энергетический, интеллектуальный и гражданский потенциал. «...Молодежь на самом деле весьма изобретательна, находчива и проницательна, . она обладает невероятной способностью направлять энергию негативных эмоций. в русло позитивной деятельности» (К. Килбургер, цит. по [11]).

Каждый человек выбирает определенное поведение в определенных обстоятельствах. Но конкретное поведение - это один из выборов. Свободная личность - это ответственная личность. И в этом заключается оптимистический пафос в работе с экстремистскими установками молодежи. Но в этом же и главная сложность.

Важно, чтобы каждый молодой человек понимал, в чем смысл героического в своей повседневной жизни, и простраивал героическую самоориентацию в соответствии с требованиями разума, благочестия, долга, ответственности и совести.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Боура С.М. Героическая поэзия. М.: Новое СПб.: Изд-во «Петербург - XXI век», со-литературное обозрение, 2002. вместно с ООО «Светлячок», 1998. С. 13.

2. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. 4. Дорохова О.А. Героический этос в истоМ.: Русская книга, 1992. 528 с. рии морали: дис. ... канд. филос. наук. М,

3. Гензбиттель М. На стороне ученика. 2005.

5. Зыкова М.Н., Шнейдер Л.Б. Психологические категории «норма» и «правило» в обсуждении поведенческой активности детей и подростков // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. 2009. № 3 (12). С. 70-77.

6. Калинина И.А. Представления о патриотизме как «заряжающая» идея молодежного экстремизма//Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. 2014. № 3 (32).

7. Карлейль Т. Герои и героическое в истории. М, 2001.

8. Киященко Н.И. Эстетика. М, 2002.

9. Никитина О.А. Герой в современной га-зетно-журнальной периодике в контексте кризиса идентичности: дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2006.

10. Рено А. Героизм: примеры героизма и нравственной энергии из истории всех времен и народов. СПб., 1896.

11. Робинсон К. Найти свое призвание. Как открыть свои истинные таланты и наполнить жизнь смыслом. М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2014. С. 207.

12. Сапронов П.А. Феномен героизма. СПб., 2005.

13. Теряева О.А. Дегероизация современности. URL: www.pokrov-forum.ru/. ../txt/ terjeva_O.php

14. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М, 1997. 158 с.

15. Шнейдер Л.Б. Современная семейная проблематика в социокультурном контексте // Психолого-педагогическое сопровождение семьи в реалиях современного социокультурного пространства: материалы Междунар. науч.-практ. конф. УрГПУ. Екатеринбург, 2012. С. 18-24.

16. Шнейдер Л.Б. Семья: оглядываясь вперед. СПб.: Питер, 2013.368 с.

17. Шнейдер Л.Б., Вальцев С.В. Социально-психологические особенности национального менталитета. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009.208 с.

18. Штут С.М. Каков ты, Человек. Героическое в советской литературе. М.: Советский писатель, 1964.

УДК 378:001.891

Д.С. КОВАЛЕВ

ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНИХ ВЫЗОВОВ

Раскрываются условия и возможности развития государственно-частного партнерства в системе профессионального образования, его роль и возможности.

Ключевые слова: внешнеэкономические условия, профессиональное образование, государственно-частное партнерство, производство.

The article describes the conditions and opportunities for the development of public-private partnerships in vocational education, the role and capacity.

Key words: external economic conditions, vocational training, public-private partnership, production.

© Ковалев Д.С., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.