Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЧАСТЬЕ КАК ПРЕДИКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ КУРСАНТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЧАСТЬЕ КАК ПРЕДИКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ КУРСАНТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
34
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДИКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ / ФАКТОРЫ БЛАГОПОЛУЧИЯ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЧАСТЬЕ / ИНДИКАТОРЫ СЧАСТЬЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ворожейкин Сергей Андреевич

В данной статье приведены характеристики представлений курсантов о счастье как предикторы компонентов субъективного благополучия. Такое знание поможет в разработке программ социально-психологического сопровождения военнослужащих с целью снижения факторов, оказывающих негативное воздействие на их моральнопсихологическое состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ворожейкин Сергей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTS OF HAPPINESS AS PREDICTORS OF SUBJECTIVE WELL-BEING OF CADETS OF THE TROOPS OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION

This study examines the characteristics of cadets’ ideas about happiness as predictors of subjective well-being components. Such knowledge will help in the development of programs for the socio-psychological support of military personnel in order to reduce the factors that have a negative impact on their morale and psychological state.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЧАСТЬЕ КАК ПРЕДИКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ КУРСАНТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

► СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-90-104

ББК 88.5

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЧАСТЬЕ КАК ПРЕДИКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ КУРСАНТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

CONCEPTS OF HAPPINESS AS PREDICTORS OF SUBJECTIVE WELL-BEING OF CADETS OF THE TROOPS OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION

Ворожейкин Сергей Андреевич

Адъюнкт, Саратовский военный ордена Жукова Краснознамённый институт войск национальной гвардии Российской Федерации E-mail: vorozhoff@mail.ru

Vorozheikin Sergey A.

Adjunct at the postgraduate course, Saratov military Order of Zhukov Red Banner Institute of National Guard Troops E-mail: vorozhoff@mail.ru

Аннотация. В данной статье приведены характеристики представлений курсантов о счастье как предикторы компонентов субъективного благополучия. Такое знание поможет в разработке программ социально-психологического сопровождения военнослужащих с целью снижения факторов, оказывающих негативное воздействие на их морально-психологическое состояние.

Abstract. This study examines the characteristics of cadets' ideas about happiness as predictors of subjective well-being components. Such knowledge will help in the development of programs for the socio-psychological support of military personnel in order to reduce the factors that have a negative impact on their morale and psychological state.

Ключевые слова: предикторы субъективного благополучия, факторы благополучия, представления о счастье, индикаторы счастья.

Keywords: predictors of subjective well-being, factors of well-being, ideas about happiness, indicators of happiness.

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Ворожейкин С. А., 2023

Для цитирования: Ворожейкин С. А. Представления о счастье как предикторы субъективного благополучия курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации // Проблемы современного образования. 2023. № 2. С. 90-104. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-2-90-104.

Cite as: Vorozheikin S. A. Concepts of Happiness as Predictors of Subjective WeU-Being of Cadets of the Troops of the National Guard of the Russian Federation. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 2, pp. 90-104. DOI: 10.31862/22188711-2023-2-90-104.

Введение

Актуальность изучения факторов, оказывающих влияние на субъективное благополучие курсантов, исходит из необходимости получения нового научного знания, позволяющего глубже понять внутреннюю картину этого феномена, когнитивные механизмы его строения и изменений. Такое знание, исходя из оценки представлений курсантов, позволит выстроить систему социально-психологического сопровождения курсантов с целью повышения их субъективного благополучия.

Научное основание, актуализирующее данное исследование, лежит в области недостаточной изученности представлений субъекта о счастье во взаимосвязи с его субъективным благополучием. Как считает Р. М. Шамионов, разработка проблемы субъективного благополучия продиктована общественной потребностью в выработке путей создания оптимальных внешних и внутренних условий, которые способствовали бы оптимальной и конструктивной самореализации личности [1, с. 4]. В рамках военно-профессиональной социализации это может быть показателем эффективности педагогического воздействия, а также положительного влияния сформированного морально-психологического климата на личность курсантов, исходя из предположения, что представления о счастье закладываются вместе с ценностями, воспитываемыми у курсантов в процессе военно-профессиональной социализации.

Анализируя факторы, оказывающие влияние на субъективное благополучие личности, очевидной становится его множественная предикция, требующая новых научных подтверждений. В сфере военной службы, в частности в процессе военной социализации, вопросы, связанные с социально-психологическими факторами, оказывающими влияние на субъективное благополучие курсантов, такие как влияние типа семейного воспитания, локус контроля, социальной активности и отношений, рассмотрены в диссертационном исследовании А. А. Шадрина, которое расширяет картину данного феномена применительно к курсантам [2, с. 19].

Однако для более полного понимания природы формирования данного феномена, а также с целью прогнозирования факторов, оказывающих как положительное, так и отрицательное воздействие на субъективное благополучие курсантов, требуется проведение дальнейших исследований, затрагивающих такие сферы личности, как эмоциональный интеллект, социальные навыки, идентичность, а также их представления

о счастье. Особый интерес представляют предикторы, обусловленные специфическими особенностями среды, в которой происходит социализация личности.

Целью исследования явилось изучение роли представлений курсантов войск нацио -нальной гвардии (далее - ВНГ) о счастье в субъективном благополучии. В исследовании принимали участие 350 курсантов в возрасте от 18 до 26 лет с I по V курс обучения пропорционально каждому курсу обучения М = 20,4 лет SD = 1,55. Для изучения структуры представлений курсантов о счастье и благополучии автором была разработана анкета, включающая 76 утверждений (индикаторов), характеризующих переживание счастья, выявленных на стадии пилотажного исследования, в котором курсантам предлагалось ответить на вопрос: «Что для вас значит счастье?». Для оценки уровня субъективного благополучия курсантов был использован опросник Р. М. Шамионова и Т. В. Бесковой, позволяющий оценить как общий уровень субъективного благополучия, так и отдельные его структурные компоненты, такие как эмоциональное благополучие, экзистен-циально-деятельностное, эго-благополучие, гедонистическое и социально-нормативное благополучие [3].

Логика исследования такова. Вначале анализируются индикаторы представлений курсантов о счастье как предикторы интегрального показателя благополучия, а затем как предикторы его компонентов и обсуждается их состав. Для статистических процедур был применен регрессионный анализ с применением программы Statistical Package for the Social Sciences 20.0.

Результаты исследования

Для анализа представлений курсантов о счастье как предикторов субъективного благополучия в качестве зависимой переменной был введен в регрессионное уравнение интегральный показатель шкалы субъективного благополучия и его отдельные компоненты, а в качестве независимых переменных - индикаторы представлений. В результате регрессионного анализа по методу шагового отбора получено регрессионное уравнение, описывающее 80% дисперсии интегрального показателя субъективного благополучия.

Из табл. 1 видно, что основными категориями представлений о счастье, являющимися положительными предикторами субъективного благополучия курсантов, являются такие категории, как «следование традициям общества» (И 55), «эмпатия как способность понимать чувства и эмоции других» (И 71), «уверенность в завтрашнем дне, в будущем» (И 14), «хорошие отношения с коллективом» (И 5), «удача, благоприятное стечение обстоятельств» (И 74), «здоровье, отсутствие болезней у родных и близких» (И 2), «финансовая стабильность, достаток, отсутствие нужды» (И 4), «наличие идеологии в государстве, обществе» (И 42), «хорошее чувство юмора» (И 22), «наличие страниц в различных социальных сетях» (И 54).

Отрицательными предикторами субъективного благополучия курсантов, оказывающих негативное влияние, выступили такие категории представлений о счастье, которые характеризуют: «наличие модной одежды и аксессуаров» (И 52), «возможность пользоваться современными гаджетами, цифровыми устройствами» (И 40), «возможность

творческого самовыражения» (И 12), «почитание памятных дат, дней воинской славы» (И 69), «наличие четкой и ясной жизненной цели» (И 49), «мир, отсутствие войны» (И 3), «хорошие отношения с командирами» (И 6), «признание в обществе, статус, уважение, социальных успех» (И 36), «наличие друзей, дружеские отношения» (И 7), «возможность побыть одному, в одиночестве» (И 46).

Таблица 1

Интегральные показатели субъективного благополучия курсантов ВНГ РФ

№ п/п Индикаторы Стандартизованные коэффициенты

Бета ^крит. Р

1 Верность традициям общества (И 55) 0,723 12,529 0,000

2 Наличие модной одежды и аксессуаров (И 52) -0,391 -8,628 0,000

3 Наличие страниц в различных социальных сетях (И 54) 0,341 5,789 0,000

4 Использование современных гаджетов (И 40) -0,274 -4,702 0,000

5 Возможность творческого самовыражения (И 12) -0,167 -3,309 0,001

6 Эмпатия, способность понимать других (И 71) 0,314 5,234 0,000

7 Уверенность в завтрашнем дне (И 14) 0,504 6,814 0,000

8 Почитание памятных дат, дней воинской славы (И 69) -0,575 -8,662 0,000

9 Наличие четкой и ясной жизненной цели (И 49) -0,244 -4,798 0,000

10 Мир, отсутствие войны (И 3) -0,290 -5,280 0,000

11 Удача, благоприятное стечение обстоятельств (И 74) 0,233 4,791 0,000

12 Хорошие отношения с коллективом (И 5) 0,434 6,697 0,000

13 Хорошие отношения с командирами (И 6) -0,190 -3,326 0,001

14 Финансовая стабильность (И 4) 0,174 3,092 0,002

15 Здоровье родных и близких (И 2) 0,130 2,486 0,014

16 Признание в обществе (И 36) -0,301 -5,347 0,000

17 Наличие идеологии в государстве (И 42) 0,182 3,246 0,001

18 Хорошее чувство юмора (И 22) 0,188 3,379 0,001

19 Наличие друзей (И 7) -0,100 -2,236 0,027

20 Возможность побыть одному (И 46) -0,117 -2,205 0,029

Примечание: R2 = 0,8; F = 37,29; р < 0,001.

Исходя из результатов регрессионного анализа (табл. 2), можно выделить ряд категорий представлений курсантов о счастье, выступающих прогностическими для уровней субъективного благополучия. Так, нами выявлено порядка 15 индикаторов, которые в совокупности описывают 80% общей дисперсии их субъективного благополучия.

«Следование традициям общества» (И 55) для курсантов, связавших свой жизненный путь с военной службой, служением своей Родине, является основополагающим фактором для формирования их субъективного благополучия. Эти данные согласуются с результатами исследований А. А. Шадрина, где показана связь субъективного благополучия с ценностным отношением к выбранной профессии, в котором традиции

Таблица 2

Регрессионный анализ компонентов субъективного благополучия

№ индикатора Компоненты субъективного благополучия

Эмоциональное благополучие Гедонистическое благополучие Экзистенциально-деятельностное благополучие Эго-благо-получие Социально-нормативное благополучие

3 -0,24* -0,29*

4 0,24*

5 0,53*

6 0,38*

12 -0,36*

14 0,11** 0,28* 0,38*

22 0,38* 0,30*

36 -0,37* -0,30* -0,39* -0,18*

40 -0,25*

46 -0,31* -0,48* -0,24* -0,15*

49 -0,21* -0,22* -0,25*

52 -0,43* -0,35* -0,54* -0,54*

54 0,28* 0,33* 0,40* 0,26*

55 0,77* 0,44* 0,43* 0,38* 0,31*

69 -0,18* -0,66* -0,18**

71 0,22* 0,14*

74 0,14* 0,22*

R2

Примечание: " р < 0,05; * р < 0,01.

общества имеют фундаментальное значение [2, с. 19]. Регрессионный анализ показывает, что данный индикатор относится ко всем компонентам структуры субъективного благополучия.

Выделение «эмпатии, способности понимать чувства и эмоции других» (И 71) как значимого фактора субъективного благополучия объясняется потребностью в хороших взаимоотношениях в коллективе как обязательном условии чувства психологического комфорта личности. Такой результат становится понятным в свете исследования А. А. Смирнова, по результатам которого было установлено, что высокий уровень эмпатии положительно воздействует на вузовскую адаптированность студентов [4, с. 56]. Применяя данные результаты к военно-профессиональной среде, можно говорить о важной ре-гуляторной функции эмпатии в процессе адаптации курсантов. Ожидаемо, что данный индикатор связан с эмоциональным компонентом субъективного благополучия.

«Уверенность в завтрашнем дне, в будущем» (И 14) выступает важной основой в формировании субъективного благополучия, дающей возможность строить долгосрочные планы на жизнь. Данный индикатор относится к комплексу отношений с большим социумом. Основываясь на социальной, экономической и политической обстановке

в стране, актуализирует профессиональную деятельность будущего офицера как значимую и востребованную, а значит, дает основание для улучшения субъективного благополучия. Данный индикатор связан с эмоциональным и социально-нормативным компонентами субъективного благополучия.

Связанный с социально-нормативным компонентом субъективного благополучия «хорошие отношения с коллективом» (И 5) относится к комплексу отношений с малым социумом, в котором курсанты находятся на протяжении всего периода обучения. Соответственно, данный фактор оказывает на них постоянное действие и так же, как и в случае с эмпатией, гарантирует личности психологический комфорт. Данный вывод подтверждается множеством научных работ, подчеркивающих важность благоприятного морально-психологического климата в коллективе для личного благополучия каждого из его членов.

Представление о «удаче и благоприятном стечении обстоятельств» (И 74) как значимом факторе счастья может быть объяснено склонностью объяснять природу счастья внешними силами, факторами, на которые курсанты не могут оказать непосредственного влияния. Связь с социально-нормативным компонентом субъективного благополучия также указывает на социальную ориентированность такого выбора, продиктованного нормами поведения, обеспечивающими общественное поощрение. Ученые связывают влияние представлений индивидов о счастье на поведение с такими личностными характеристиками, как: локус контроля (Sagone, Caroli 2014), невротизм и удовлетворенностью жизнью (Thompson, Prendergast 2013). Прослеживается устойчивая связь представлений о счастье с уровнем субъективного благополучия и возможным его использованием в качестве прогностического параметра поведения индивида [5, с. 180].

Выбор «здоровья, отсутствие болезней у родных и близких» (И 2) как критерия счастья показывает роль благополучия близких, в частности, их здоровья для переживания положительных эмоций. Очевидно, что человек не может чувствовать себя счастливым, если его родные и близких ощущают недомогания или даже физическую боль. Болезнь стягивает внимание индивида на помощь родным и близким, уводя его от достижения личных интересов, желаний и стремлений.

Важным аспектом этого индикатора является тот факт, что курсантами была выделена важность именно здоровья родных и близких, в то время как индикатор собственного здоровья в представлениях курсантов имеет меньшую значимость. Такой дисбаланс может объясняться житейским наблюдением, что человек не обращает своего внимания на состояние своего здоровья до тех пор, пока недуг не проявит себя. Более того, для курсантов в силу их возраста и с учетом прохождения военно-врачебной комиссии перед поступлением в военный институт недопустимо наличие хронических заболеваний.

Существенное влияние представлений о «финансовой стабильности, достатке и отсутствия нужды» (И 4) как одного из фундаментальных оснований для субъективного благополучия уже были нами рассмотрены в статье [6]. Анализ научных работ, посвященных финансовым факторам, оказывающим влияние на психологическое благополучие, показал, что авторы сходятся в едином мнении об одной из ключевых ролей,

которую играет достаток, финансовый успех в достижении субъективного благополучия [7; 8]. Естественно, данный индикатор связан с гедонистическим компонентом субъективного благополучия, позволяющий реализовать желания индивида, связанные с достижением удовольствий (табл. 2).

Связь «наличия идеологии в государстве, обществе» (И 42) в качестве значимого фактора для переживания счастья курсантами может свидетельствовать о потребности в морально-нравственном ориентире или некоем ценностном векторе, в рамках которого будет осуществляться его профессиональная деятельность. В представлениях курсантов военная служба неразрывно связана с государством, его внутренней и внешней политикой, общеполитического курса, морально-нравственным обликом общества как средой для самореализации и самоактуализации личности.

Индикатор «наличие страниц в различных социальных сетях» (И 54) говорит о сложившейся на сегодняшний день тенденции вовлеченности и широкой представленности молодого поколения в интернет-среде, где они проводят львиную долю своего свободного времени. Экзистенциальное желание оставить цифровой след, копию своей личности в пространстве бытия информационного, высокотехнологичного мира актуализируется скоростью социальных, культурных, политических, экономических и технологических изменений, происходящих на современном этапе развития человечества.

Условия обучения в военном институте строго регламентируют порядок обращения курсантов с гаджетами, имеющими доступ в Интернет, что вызывает у них эмоциональный дискомфорт ввиду невозможности поддерживать тот уровень общения, контактов и активности в гиперпространстве, который был им доступен до поступления в военный институт и требуемый от современного человека обществом. Это приводит к разрыву с контактами прошлого, невозможностью создавать новые связи и низкому уровню коммуникации с внешним миром, что было особенно актуально в период ограничений, связанных с коронавирусом, в частности, из-за сокращения количества увольнений (убытия из расположения военного института) курсантов до минимума. В совокупности это создает фрустрирующий эффект на эмоциональное состояние курсантов и, как следствие, снижение их субъективного благополучия.

«Хорошее чувство юмора» (И 22) связано с экзистенциально-деятельностным компонентом субъективного благополучия курсантов. Определенно, наличие у человека хорошего чувства юмора помогает ему легче преодолевать различные трудные жизненные ситуации. Так, в своем труде «Психология счастья» американский психолог М. Аргайл (М. А^у1е, 2003), подчеркивая социальную природу юмора, приходит к выводу о том, что юмор является одним из источников счастья, повышает стрессоустойчивость и помогает наладить межличностные отношения в коллективе. Очевидно, у курсантов в их нормированном пространстве социальных отношений существует острая потребность в периодической эмоциональной разрядке, с которой прекрасно справляется юмор [9, с. 69; 10].

Положительная связь индикаторов «следование традициям общества», «эмпа-тия, способности понимать чувства и эмоции других», «здоровье, отсутствие болезней у родных и близких», «наличие идеологии в государстве, обществе», подтверждается результатами исследование коллектива авторов под руководством Э. В. Галажинского.

Так, студенты с более высоким уровнем субъективного благополучия показали преимущественно социально-центрированную направленность в оценке ценностей счастья и проявили большую ответственность за собственное счастье [11, с. 31].

Индикатор «почитание памятных дат, дней воинской славы» вступает в противоречие с компонентами гедонистического и социально-нормативного субъективного благополучия курсантов. При этом с гедонистическим субъективным благополучием связь наиболее сильная. Учитывая отмеченную выше положительную детерминированность с индикатором «следование традициям общества», такой выбор может говорить о том, что формальный образ мероприятий, посвященных почитанию памятных дат дней воинской славы», не совпадает с представлениями курсантов о счастье и благополучии.

Возможно, такая установка присутствует у курсантов, ценностные ориентации которых имеют материальную, прагматическую основу, направленную преимущественно на получение выгоды и удовольствий. В то время как различные воинские ритуалы требуют значительной концентрации воли, сознательности и сопровождаются нормативными действиями, не совпадающими с эгоистической направленностью и желаниями данных курсантов. Возникающий конфликт между личностными мотивами и интересами службы ввиду строгого соблюдения предписанных действий военнослужащих приводит к возникновению отрицательных эмоций и снижению субъективного благополучия в целом.

В представлениях курсантов «наличие модной одежды и аксессуаров» (И 52) отрицательно связано с эмоциональным, эгоистическим и социально-нормативными компонентами субъективного благополучия. Связь этих индикаторов с вышеуказанными компонентами говорит о наличии эгоистических потребностей иметь в своем распоряжении все возможные атрибуты, которые, по мнению курсантов, соответствуют современным представлениям об успешной личности. Можно предположить, что военная служба обязывает пользоваться ограниченным набором предметов одежды и аксессуаров, которые не удовлетворяют всех потребностей курсантов. Социальная среда вне рамок военного учебного заведения, ее институты, интернет, мода формируют собирательный «идеальный» образ, далекий от внешнего облика и содержания курсантской жизни. Такой диссонанс между представлениями и реальностью накладывает отрицательный эмоциональный фон на субъективное благополучие курсантов.

Выбор индикатора «возможность пользоваться современными гаджетами, цифровыми устройствами» (И 40), также вошедший в компонент гедонистического субъективного благополучия, частично объяснен выше значимостью «наличия страниц в различных социальных сетях» (И 54). Такой выбор актуализируется наличием положительной связи с И 54, когда у курсантов есть личностная потребность вести активную интернет-коммуникацию, но при этом нет возможности ее полноценной реализации. Отрицательную связь интегрального показателя субъективного благополучия с этим индикатором так же как, и в случае с индикаторами «почитание памятных дат, дней воинской славы» и «наличие модной одежды и аксессуаров», можно объяснить строгой регламентированностью и нормативностью образа жизни курсантов, не обеспечивающий желаемый уровень свободы действий, от которого зависит их эмоциональное состояние.

Несмотря на отрицательную связь с субъективным благополучием индикаторов: «признание в обществе, статус, уважение, социальных успех», «наличие модной одежды и аксессуаров», «возможность пользоваться современными гаджетами, цифровыми устройствами», накладывающих определенные ограничения на текущую свободу поведения курсантов, они могут рассматриваться не только как фрустрирующий фактор, но и как мотив для личностного роста и положительных жизненных изменений. По мнению Э. Диенера, различные объективные трудности подстегивают личность к действию, достижению желаемого, актуализируя вопросы смысла жизни [12, p. 571].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка курсантами «возможности творческого самовыражения» (И 12) отрицательно связана с эмоциональным компонентом субъективного благополучия, это можно объяснить тем, что самовыражение, отклоняющееся от нормы поведения, не поощряется в военной среде, где главенствует дисциплина и устав.

Творческое же самовыражение предполагает свободу эмоционального проявления, повышенный уровень экспрессии, зачастую граничащее с экстравагантным поведением, которое не принято в военной среде и считается нежелательным. В свою очередь, потребность в творчестве как таковом никуда не исчезает, что также выступает фру-стрирующим фактором. Соответствие субъективных представлений ценностно-смысловой сферы о значимости факторов благополучия с доступностью их достижения, по мнению Е. Е. Бочаровой, является основой для достижения личностью чувства благополучия [13, с. 74].

Несмотря на существование в системе военно-профессионального образования различных творческих конкурсов и смотров, при их регламентированности, тематической направленности и ограниченности по времени проведения, по всей видимости, не дают курсантам удовлетворить в полной мере свои творческие потребности.

Индикатор «наличия четкой и ясной жизненной цели» (И 49), находящийся в отрицательной связи с эмоциональным, гедонистическим, социально-нормативным компонентами субъективного благополучия, несмотря на выделение его как одного из главнейших факторов, влияющих на счастье, абсолютным большинством, указывает на экзистенциальную роль данного фактора. Он накладывает дополнительную смысловую и содержательную нагрузку на индивида, который, подчиняя свое поведение этой самой цели, сознательно ограничивает свою свободу. Прогнозируя будущие успехи и достижения, курсанты готовы платить за них своим текущим благополучием.

Интересным является выбор индикатора «мир, отсутствие войны» (И 3), находящегося в отрицательной связи с эгоистическим и социально-нормативным компонентами субъективного благополучия. Очевидно, что курсанты, игнорируя эгоистический компонент, например потребность в безопасности, а также пацифистские настроения общества, представления о ценности жизни и о мире без войны, рассматривают мир как угрозу их идентичности, профессиональной важности. Возможно, курсанты полагают, что отсутствие военных конфликтов подрывает их значимость, так как их главное профессиональное предназначение состоит именно в этом, что приводит к парадоксальному заключению о том, что мир и отсутствие войны делает будущее курсантов несчастнее.

Безусловно, индикатор «хорошие отношения с командирами» (И 6) является важным условием для эмоционального комфорта. Однако отрицательная его связь с компонентом эгоистического благополучия говорит о волевом усилии, требующем сдерживать свои эгоистические желания для того, чтобы соответствовать установленным нормам поведения в воинском коллективе и требованиям командиров, начальников. Зачастую смена командира, начальника привносит новую переменную в процесс адаптации военнослужащего.

Желание предугадать его поведение и подстроиться под индивидуальные особенности требует значительного психического усилия. Такое усилие в долгосрочной перспективе приводит к снижению общего уровня субъективного благополучия ввиду невозможности концентрации личности на эгоистических потребностях.

«Признание в обществе, статус, уважение, социальных успех» находится в отрицательной связи с компонентами эгоистического, эмоционального, гедонистического и экзистенциально-деятельностного благополучия. При отсутствии связи с социально-нормативным компонентом, указывающим на высокую общественную значимость признания в обществе, статуса, уважения и социального успеха в представлениях курсантов, эти результаты могут говорить о неудовлетворенности своим текущим статусом. Так, оценивая актуальное состояние своего статуса, обусловленное тем положением, которое занимают курсанты в системе военно-профессиональных отношений, они осознают необходимость предстоящих им значительных физических, моральных и интеллектуальных усилий, требуемых для его улучшения, что естественным образом отрицательно влияет на актуальный уровень субъективного благополучия.

«Возможность побыть одному, в одиночестве» как индикатор счастья (И 46) оказался в отрицательной предикции с эмоциональным, эгоистическим, экзистенциально-деятельностным и социально-нормативным компонентами субъективного благополучия. Курсанты в стенах военного института находятся под непрерывным воздействием социального влияния воинского коллектива. Вся их повседневная деятельность регламентирована и проходит в составе учебной группы, взвода.

В отсутствии возможности уединения они в разной степени, в зависимости от типа темперамента, экстравертированности или интровертированности, ощущают экзистен-циональную потребность в периодическом обособлении, уединении с целью осознания собственной индивидуальности. Такой временный уход, частичная эскейп-реакция дает возможность отдохнуть от давления социума, направить жизненную энергию на личностные интересы, отдаться саморефлексии для лучшего понимания самого себя.

Современными авторами активно изучается проблематика потребности в одиночестве, рассматривая его преимущественно как нормальный социальный опыт, необходимый для развития личности в его экзистенциальном понимании [14, с. 190; 15, с. 184]. Рассматривается необходимость создания специальных комнат временного уединения для обеспечения психологической безопасности личности в педагогическом процессе [16, с. 283].

Как видно из табл. 2, каждый компонент субъективного благополучия объясняется различными индикаторами представлений курсантов о счастье. Вместе с тем

универсальным индикатором, являющимся прогностическим для разных компонентов субъективного благополучия курсантов, выступает индикатор «следование традициям общества» (И 55). Такой результат не кажется случайным в свете сильной ориентации курсантов на ценности традиций и их место в ценностной иерархии, определяющей направление поведенческой активности. Эти данные согласуются с ранее полученными результатами исследований Д. А. Мещерякова и Р. А. Терехина, где показана роль традиционализма как одной из значимых ценностных ориентаций личности, обуславливающих поведение курсантов [17, с. 419; 18, с. 112].

Также значимым предиктором поведения курсантов является индикатор «наличие страниц в различных социальных сетях» (И 54), что тоже объясняется рядом современных исследований, посвященных влиянию цифровых технологий на переживание субъективного благополучия. Так, авторы приходят к единодушному заключению о фундаментальном значении активного пользования интернет-ресурсами для современного человека [19, с. 147; 20].

Из данных, представленных в табл. 2, следует, что эмоциональное благополучие обусловлено позитивно индикаторами представлений, отражающих наличие цифровых следов о своей личности, следование традициям и способности понимать чувства других, а подрывают его характеристики представлений, отражающие склонность видеть свое счастье в самовыражении или одиночестве, признании, прагматичности или следовании моде, а также предписанности поведения в оказании почести формальным образом в дни воинской славы, памятных датах.

Гедонистическое благополучие обусловлено индикаторами представлений о счастье как финансовой стабильности, уверенности в будущем, его традиционности, а отрицательными предикторами этого компонента являются признание в обществе, наличие четкой жизненной цели, возможность пользоваться модными устройствами и одеждой, предписанность почитания формальных дат.

Экзистенциально-деятельностное благополучие курсантов положительно обуславливается уверенностью в завтрашнем дне, хорошим чувством юмора, наличием страниц в социальных сетях, верностью традициям общества, эмпатией и удачей. Отрицательно влияют статус, признание в обществе и возможность побыть одному.

Эгоистическое благополучие положительно подкрепляется хорошими отношениями с командирами, уверенностью в завтрашнем дне, наличием страниц в социальных сетях, верностью традициям общества. Субъективное неблагополучие исходит из отсутствия вооруженных конфликтов, социального статуса и успеха, возможности побыть одному, наличия модной одежды и аксессуаров.

Социально-нормативное благополучие зависит от хороших отношений с коллективом, хорошего чувство юмора, наличия страниц в социальных сетях, верности традициям общества. Отрицательная его обусловленность связана с отсутствием войны, возможностью побыть одному, наличием четкой жизненной цели, наличием модной одежды и аксессуаров, предписанностью почитания формальных дат.

Таким образом, как интегральный, так и частные показатели субъективного благополучия курсантов обусловлены в первую очередь ценностями, выражающими

традиции и личностное развитие, персонализацию в позитивном ключе и надеждой на позитивное просоциальное самоосуществление. Устремленный в будущее оптимистичный взгляд на завтрашний день дает курсантам возможность переживать достаточный уровень субъективного благополучия, позволяющий преодолевать все тяготы и лишения на пути военно-профессионального становления курсантов.

Заключение

Изучение прогностической роли различных представлений о счастье курсантов ВНГ РФ является важным шагом на пути к определению содержательных характеристик их субъективного благополучия. Такое научное знание позволит в значительной степени уяснить внутреннюю картину субъективного благополучия курсантов и их установки в области психологического комфорта. Оно может быть положено в основу разработки специальных программ социально-психологического сопровождения военнослужащих с целью снижения факторов, оказывающих негативное воздействие на морально-психологическое состояние. Из полученных результатов исследования можно сделать следующие выводы.

Субъективное благополучие курсантов прогнозируется, как правило, такими индикаторами представлений о счастье, которые отражают их склонность видеть жизнь в соответствии с традиционными ценностями, характеризуются продуктивными взаимоотношениями с другими, уверенностью в завтрашнем дне, хорошим состоянием здоровья родных и близких, финансовым благополучием, наличием цифрового следа личности в социальных сетях и четкой государственной идеологии.

Наиболее универсальным среди индикаторов представлений курсантов о счастье является «следование традициям общества». Все компоненты субъективного благополучия обусловлены значимостью традиционных ценностей как фундамента для реализации личностного потенциала.

Индикаторы, выступающие факторами, снижающими субъективное благополучие, характеризуются ограничением личностных, индивидуальных особенностей и направленны на нормирование повседневной деятельности к уставному порядку, вразрез с истинными желаниями личности.

Субъективное неблагополучие курсантов прогнозируется такими индикаторами представлений о счастье, которые соответствуют сложившемуся в современном обществе образу успешной личности, которые в силу особенностей военной службы не могут быть реализованы в полной мере или являются неуместными, нетипичными и даже контрпродуктивными для военной среды.

Список литературы

1. Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2008. 240 с.

2. Шадрин А. А. Социально-психологические факторы субъективного благополучия курсантов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Саратов, 2015. 22 с.

3. Шамионов Р. М., Бескова Т. В. Методика диагностики субъективного благополучия личности // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 60. С. 8. URL: http:// psystudy.ru/index.php/num/2018v11n60/1602-shamionov60.html (дата обращения: 23.05.2022).

4. Смирнов А. А., Соловьева Е. В. Взаимосвязь вузовской адаптированности и параметров эмпатии при уровнях общей эмпатии // Ярославский психологический вестник. 2020. № 1 (46). С. 52-57.

5. Долгих С. И. Индивидуальные представления об удаче как фактор принятия решений // Общественные науки и современность. 2019. № 4. С. 174-183.

6. Ворожейкин С. А. Теоретические подходы к изучению феномена субъективного благополучия // Изв. Саратовского ун-та. Нов. сер. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 4 (44). С. 316-327. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-4-316-327.

7. He Q., Tong H., Liu J.-B. How Does Inequality Affect the Residents' Subjective Well-Being: Inequality of Opportunity and Inequality of Effort // Front. Psychol. 2022. Vol. 13. 843854. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.843854.

8. Arrondo R., Cárcaba A., González E. Drivers of Subjective Well-Being Under Different Economic Scenarios // Front. Psychol. 2021. Vol. 12. 696184. DOI: https://doi.org/10.3389/ fpsyg.2021.696184.

9. Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. 271 с.

10. Chernik V., Afonkina I., Kuzmicheva T. Pedagogy of happiness: A Russian view // Education Sciences. 2021. Vol. 11, No. 9. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci11090503.

11. Связь субъективного качества жизни с представлениями о счастье (ценностной обусловленностью счастья, интенсивностью мотивации счастья и ответственностью за собственное счастье) у студенческой молодежи / Э. В. Галажинский, Т. Г. Бо-хан, А. Л. Ульянич [и др.] // Science for Education Today. 2019. Т. 9, № 6. С. 19-38.

12. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. 1984. Vol. 95, Iss. 3. P. 542-575.

13. Бочарова Е. Е. Стратегии поведения и субъективное благополучие личности // Вопросы общей и социальной психологии: сб. науч. тр. Саратов, 2005. С. 67-75.

14. Маслодудова Н. В. Потребность человека в одиночестве как феномен современного общества // Цивилизационные сдвиги в развитии современного города. Иркутск: Иркутский гос. ун-т, 2021. С. 188-193.

15. Тихонов Г. М. Феномен одиночества: экзистенциальный аспект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 1-1 (27). С. 183-186.

16. «Комнаты временного уединения» как элемент безопасной и комфортной образовательной среды / И. С. Самохин, М. Г. Сергеева, Н. Л. Соколова, Н. Я. Безрукова // Научный диалог. 2018. № 8. С. 273-290.

17. Мещеряков Д. А. Ценностные факторы склонности к риску у курсантов военного вуза на разных этапах военно-профессиональной социализации // Изв. Саратовского ун-та. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, № 4. С. 414-421.

18. Терехин Р. А. Взаимосвязь ценностей, социально-психологических установок военнослужащих и их личностной готовности к переменам // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 8. С. 109-127.

19. Рубцова Н. Е., Леньков С. Л. Психологическое благополучие в проекции цифровой социализации // Психология человека в образовании. 2020. Т. 2, № 2. С. 143-149.

20. Mediation of Problematic Use in the Relationship Between Types of Internet Use and Subjective Well-Being in Schoolchildren / G. Donoso, F. Casas, A. Rubio, C. Céspedes // Front. Psychol. 2021. Vol. 12. 641178. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.641178.

References

1. Shamionov R. M. Subyektivnoe blagopoluchie lichnosti: psikhologicheskaya kartina i faktory. Saratov: Izd-vo Saratovskogo un-ta, 2008. 240 p.

2. Shadrin A. A. Sotsialno-psikhologicheskie faktory subyektivnogo blagopoluchiya kursantov. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Saratov, 2015. 22 p.

3. Shamionov R. M., Beskova T. V. Metodika diagnostiki sub»ektivnogo blagopoluchiya lichnosti. Psikhologicheskie issledovaniya. 2018, Vol. 11, No. 60, p. 8. Available at: http:// psystudy.ru/index.php/num/2018v11n60/1602-shamionov60.html (accessed: 23.05.2022).

4. Smirnov A. A., Solovyeva E. V. Vzaimosvyaz vuzovskoy adaptirovannosti i parametrov empatii pri urovnyakh obshchey empatii. Yaroslavskiy psikhologicheskiy vestnik. 2020, No. 1 (46), pp. 52-57.

5. Dolgikh S. I. Individualnye predstavleniya ob udache kak faktor prinyatiya resheniy. Obshchestvennye nauki i sovremennost. 2019, No. 4, pp. 174-183.

6. Vorozheykin S. A. Teoreticheskie podkhody k izucheniyu fenomena sub»ektivnogo blagopoluchiya. Izv. Saratovskogo un-ta. Nov. ser. Ser.: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya. 2022, Vol. 11, Iss. 4 (44), pp. 316-327. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-4-316-327.

7. He O., Tong H., Liu J.-B. How Does Inequality Affect the Residents' Subjective Well-Being: Inequality of Opportunity and Inequality of Effort. Front. Psychol. 2022, Vol. 13, 843854. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.843854.

8. Arrondo R., Cárcaba A., González E. Drivers of Subjective Well-Being Under Different Economic Scenarios. Front. Psychol. 2021, Vol. 12, 696184. DOI: https://doi.org/10.3389/ fpsyg.2021.696184.

9. Argyle M. Psikhologiya schastya. St. Petersburg: Piter, 2003. 271 p. (In Russian)

10. Chernik V., Afonkina I., Kuzmicheva T. Pedagogy of happiness: A Russian view. Education Sciences. 2021, Vol. 11, No. 9. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci11090503.

11. Galazhinskiy E. V., Bokhan T. G., Ulyanich A. L. et al. Svyaz subyektivnogo kachestva zhizni s predstavleniyami o schastye (tsennostnoy obuslovlennostyu schastya, intensivnostyu motivatsii schastya i otvetstvennostyu za sobstvennoe schastye) u studencheskoy molodezhi. Science for Education Today. 2019, Vol. 9, No. 6, pp. 19-38.

12. Diener E. Subjective well-being. Psychological Bulletin. 1984, Vol. 95, Iss. 3, pp. 542-575.

13. Bocharova E. E. Strategii povedeniya i subyektivnoe blagopoluchie lichnosti. In: Voprosy obshchey i sotsialnoy psikhologii: sb. nauch. tr. Saratov, 2005. Pp. 67-75.

14. Maslodudova N. V. Potrebnost cheloveka v odinochestve kak fenomen sovremennogo obshchestva. In: Tsivilizatsionnye sdvigi v razvitii sovremennogo goroda. Irkutsk: Irkutskiy gos. un-t, 2021. Pp. 188-193.

15. Tikhonov G. M. Fenomen odinochestva: ekzistentsialnyy aspect. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2013, No. 1-1 (27), pp. 183-186.

16. Samokhin I. S., Sergeeva M. G., Sokolova N. L., Bezrukova N. Ya. "Komnaty vremennogo uedineniya" kak element bezopasnoy i komfortnoy obrazovatelnoy sredy. Nauchnyy dialog. 2018, No. 8, pp. 273-290.

17. Meshcheryakov D. A. Tsennostnye faktory sklonnosti k risku u kursantov voennogo vuza na raznykh etapakh voenno-professionalnoy sotsializatsii. Izv. Saratovskogo un-ta. Nov. ser. Ser.: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika. 2020, Vol. 20, No. 4, pp. 414-421.

18. Terekhin R. A. Vzaimosvyaz tsennostey, sotsialno-psikhologicheskikh ustanovok voennosluzhashchikh i ikh lichnostnoy gotovnosti k peremenam. Obrazovanie i nauka. 2017, Vol. 19, No. 8, pp. 109-127.

19. Rubtsova N. E., Lenkov S. L. Psikhologicheskoe blagopoluchie v proektsii tsifrovoy sotsializatsii. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii. 2020, Vol. 2, No. 2, pp. 143-149.

20. Donoso G., Casas F., Rubio A., Céspedes C. Mediation of Problematic Use in the Relationship Between Types of Internet Use and Subjective Well-Being in Schoolchildren. Front. Psychol. 2021, Vol. 12, 641178. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.641178.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 2

Статья поступила в редакцию 18.10.2022 The article was received on 18.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.