Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ИМЕЮЩИХ РОМАНТИЧЕСКОГО ПАРТНЕРА'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ИМЕЮЩИХ РОМАНТИЧЕСКОГО ПАРТНЕРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1865
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
романтические отношения / юношеский возраст / взаимопонимание / доверие / забота / свидание / симпатия / romantic relationships / youth / mutual understanding / trust / care / meeting / sympathy

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кудашевич Д.В.

В статье рассмотрен феномен романтических отношений в контексте факторов развития личности в юношеском возрасте. Описана динамика данного вида межличностного взаимодействия. Представлены результаты исследования представлений юношей и девушек о романтических отношениях. Описаны отличия в содержании изученного понятия у лиц, имеющих романтического партнера и тех, кто на данный момент в отношениях не состоит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATIONS ABOUT ROMANTIC RELATIONSHIPS OF YOUNG BOYS AND GIRLS WHO HAVE A ROMANTIC PARTNER

The article examines the phenomenon of romantic relationships in the context of factors of personality development in youth. The dynamics of this type of interpersonal interaction is described. The article presents the results of a study of the ideas of young men and women about romantic relationships. The differences in the content of the studied concept are described between persons who have a romantic partner and those who are not currently in a relationship.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ИМЕЮЩИХ РОМАНТИЧЕСКОГО ПАРТНЕРА»

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ИМЕЮЩИХ РОМАНТИЧЕСКОГО ПАРТНЕРА

Кудашевич Д.В. (Беларусь, Гродно,ГрГМУ) kudashevich_dashka_13@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрен феномен романтических отношений в контексте факторов развития личности в юношеском возрасте. Описана динамика данного вида межличностного взаимодействия. Представлены результаты исследования представлений юношей и девушек о романтических отношениях. Описаны отличия в содержании изученного понятия у лиц, имеющих романтического партнера и тех, кто на данный момент в отношениях не состоит.

Ключевые слова: романтические отношения, юношеский возраст, взаимопонимание, доверие, забота, свидание, симпатия.

REPRESENTATIONS ABOUT ROMANTIC RELATIONSHIPS OF YOUNG BOYS AND GIRLS WHO HAVE A ROMANTIC PARTNER

Kudashevich D.V (Belarus, Grodno, GrSMU) kudashevich_dashka_13@mail.ru

Abstract. The article examines the phenomenon of romantic relationships in the context of factors of personality development in youth. The dynamics of this type of interpersonal interaction is described. The article presents the results of a study of the ideas of young men and women about romantic relationships. The differences in the content of the studied concept are described between persons who have a romantic partner and those who are not currently in a relationship.

Keywords: romantic relationships, youth, mutual understanding, trust, care, meeting, sympathy.

Романтические отношения представляют собой важную сферу межличностного взаимодействия, которая оказывает влияние на эмоциональное благополучие личности (Маркова, 2014). Потребность любить и быть любимым выступает как одна из основных потребностей человека, а достижение подлинной интимности с романтическим партнером является одной из основных личностных задач, стоящих перед человеком в юношеском возрасте.

В настоящий момент, несмотря на то, что романтические отношения распространены и обыденны в нашем обществе, в отечественной психологии это понятие представлено скудно и неоднозначно.

Вслед за К.А. Бочавер, под романтическими отношениями мы понимаем особый вид диадических отношений, которые обычно формируются в подростковом возрасте, сопровождаются проявлением сильной симпатии и любви к партнеру, характеризуются добровольностью и отсутствием правовой регламентированности и проявляются в близком бескорыстном взаимодействии, взаимной поддержке, заботе, регулярном общении и сексуальной привязанности (Бочавер, 2012).

Эта форма взаимодействия развиваются интенсивно (углубление чувства между партнерами, увеличение продолжительности романа, усиление установок на верность, заботу, взаимную поддержку) и экстенсивно (увеличение количественного опыта отношений и числа партнеров).

Динамику романтических отношений можно проследить в стадиях развития взрослой романтической привязанности к партнеру:

1) предпривязанность - привлекательность и флирт;

2) становление привязанности - влюбленность;

3) ясная, четкая привязанность;

4) целекорректируемое партнерство - постромантическая фаза (обычная жизнь) (Екимчик, 2009).

В юношеском возрасте существуют свои представления о том, что такое «романтические отношения». С развитием данного вида межличностных отношений происходят изменения и в содержании самого понятия. Кроме того, мы считаем, что данный феномен по-разному понимается лицами, имеющими романтического партнера и теми, кто на данный момент не состоит в отношениях.

Целостная ситуация развития ранней юности характеризуется тем, что любое психологическое явление становится «пронизанным» процессом самоопределения: происходит осмысление жизни, интенсифицируется ценностно-смысловое отношение к миру, преобразуется отношение к себе.

Именно в юности начинается формирование определенного стиля поведения в ситуациях общения с партнером. Появление предмета любви - высоко значимое событие в жизни парня или девушки, вызывающее «бурю» эмоций, переживаний (Бернс, 1997).

Любовь в этом возрасте выступает как романтическая любовь, выражающая жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Это может выражаться в различных формах отношений: «сокрытие», любовь-дружба, «символическая» форма в виде свиданий (Несына, 2004).

С одной стороны, любовь и романтические отношения можно рассматриваться в контексте факторов развития личности в юношеском возрасте, в то же время, данные отношения могут стать источником невротизации, конфликтов и деструктивных действий, вплоть до противоправных поступков и суицидов (Карнелович, 2020), которые могли бы быть предотвращены при условии научно обоснованной просветительской работы.

Таким образом, целью нашего исследования было изучение представлений лиц юношеского возраста о романтических отношениях.

Выборку испытуемых составили 100 студентов дневной формы обучения учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (г. Гродно, Республика Беларусь) в возрасте от 18 до 23 лет; из них - 20 юношей и 80 девушек.

Методом исследования представлений о романтических отношениях выступила авторская анкета. Испытуемым было предложено продолжить фразу: «Романтические отношения - это...».

В выборке были получены сходные варианты ответов, которые в процентном соотношении можно разделить в зависимости от того, состоит испытуемый в романтических отношениях или нет. Результаты представлены в таблице.

Таблица

_Результаты изучения понятия «романтические отношения»_

Романтические отношения - это.

Испытуемые, состоящие романтических отношениях момент опроса

на

Испытуемые, не имеющие романтических отношений на момент опроса

Взаимопонимание, доверие,

близость, эмоциональная связь

64%

25%

Поддержка, забота, внимание к чувствам и желаниям другого человека

54%

20%

Встречи, свидания

легкое общение,

12%

36%

Симпатия, влечение, интерес

7%

23%

в

Следует дать некоторую характеристику тем составляющим понятия «романтические отношения», которые были получены в результате исследования.

Взаимопонимание - это тип человеческих отношений, которым присуще адекватное отражение слов и действий друг друга, совпадение взглядов и суждений, согласие в поступках, а также взаимно терпимое, взаимопрощающееповедение в случае разногласий. Это основа дружбы и любви людей, их взаимодействия в учебных и трудовых коллективах, миролюбивой межгосударственной политики и т.д. (Безрукова, 2000).

Доверие понимается через отношение к другому человеку. Дж. Роттер определял доверие в межличностных отношениях как «обобщенные ожидания человека относительно того, насколько можно положиться на слова, обещания, высказывания или письменные заявления другого человека» (Фрейджер, 2006).

Забота с одной стороны включает в себя совершение ряда действий, направленных во благо кого-либо или чего-либо, а с другой - это переживания и беспокойство. Для мужчин забота проявляется в материальном обеспечении семьи, психологические потребности здесь отходят на второй план. Для женщин забота означает конкретные поступки, которые могут порадовать близких людей. К данному понятию близко понятие «поддержка» - оказание той или иной помощи человеку в трудной для него ситуации.

Свидание — это встреча двух заинтересованных друг в друге людей в неформальной обстановке. Здесь обычно присутствует легкое общение, нацеленное на то, чтобы лучше узнать другого человека, непринужденная обстановка, комплименты и попытки произвести впечатление.

В словаре практического психолога по поводу симпатии указано, что «это устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, их группам или социальным явлениям, проявляемое в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи и пр. Обычно возникает на основе общих взглядов, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Иногда — как следствие избирательной положительной реакции на привлекательную внешность, поведение, черты характера другого человека. В своей динамике симпатия может достигать напряженности, переходя в страстное увлечение либо прочную привязанность, а может закончиться охлаждением, разочарованием, даже перейти в антипатию и неприязнь. В межличностных отношениях симпатия — один из факторов интеграции людей и сохранения комфорта психологического комфорта (Головина, 1998).

Лица юношеского возраста, имеющие романтического партнера, подходят к оценке романтических отношений со стороны функционального аспекта их динамики (развитие отношений с партнером в диаде). Их потребности отличаются от потребностей тех юношей и девушек, которые не имеют партнера. Здесь важны стабильность и чувство безопасности, которые можно получить через взаимопонимание, доверие, поддержку и внимание к своим чувствам.

Отсутствие отношений определяет подход к ним со стороны онтогенетического аспекта динамики (возникновение и развитие их в течение жизни человека). Лица юношеского возраста не состоящие в отношениях на данный момент находятся в поиске постоянного партнера, в данном случае романтические отношениях в их понимании включают те аспекты, с которых зарождается динамика данного вида межличностного взаимодействия. Любая привязанность начинается с легкого общения, заинтересованности в другом человеке, которая подкрепляется в процессе встреч.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Романтические отношения как одна из сфер межличностного взаимодействия являются важной составляющей личностного развития и эмоционального благополучия в юношеском возрасте. Построение романтических отношений дает молодым людям

возможность удовлетворить потребность в эмоциональном контакте, душевной близости с партнером, научиться понимать другого человека и себя.

2. Понятие «романтические отношения» для юношей и девушек, состоящих в отношениях, включает в первую очередь взаимопонимание, доверие, близость, эмоциональную связь, а также поддержку, заботу, внимание к чувствам и желаниям другого человека. Юноши и девушки, которые не состоят в романтических отношениях, под данным термином понимают, прежде всего, встречи, легкое общение, свидания, а также симпатию, влечение, интерес к другому человеку.

Литература

1. Бернс Р. Я-концепция и воспитание. Психология подростка:хрестоматия / сост. Фролов Ю.И. М., 1997. 526 с.

2. Бочавер К.А. Романтические отношения в юношеском возрасте: представления о преодолении трудностей: автореф. дис. ... канд. психол. наук.М., 2012. 26 с.

3. Екимчик О.А. Когнитивный и эмоциональный компоненты любви у людей разного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 27 с.

4. Карнелович М. М. Самоотношение личности как фактор удовлетворенности супружескими взаимоотношениями // ВеснiкГрДУiмяЯнкi Купалы. Сер. З.Фшалопя. Педагопка. Шхалопя. Т. 10. 2020. № 3. С.150-155.

5. Маркова Е.Ю. Гендерные особенности представлений о любви в юношеском возрасте // Теория и практика общественного развития. 2014. №21. С. 318-322.

6. Несына С.В. Романтическая любовь в ранней юности как психологическое явление: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2004. 28 с.

7. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / под ред. В.С. Безрукова. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 937 с.

8. Словарь практического психолога / под ред. С.Ю. Головина. М.: Харвест, 1998. 307 с.

9. Фрейджер Р. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 706 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.