Научная статья на тему 'Представления о родительстве у детей дошкольного возраста'

Представления о родительстве у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
552
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСТВО / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОДИТЕЛЬСТВЕ / РЕЧЬ ДОШКОЛЬНИКА / ИГРА ДОШКОЛЬНИКА / PARENTHOOD / REPRESENTATIONS ABOUT PARENTHOOD / SPEECH OF THE PRE-SCHOOL CHILD / GAME ACTIVITY OF THE PRE-SCHOOL CHILD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грибанова Светлана Александровна

В статье представлены результаты исследования представлений о родительстве у детей дошкольного возраста. Выделены критерии оценки уровня развития представлений о родительстве на материале речевой и игровой деятельности. Показано, что современная организация жизнедеятельности детей не способствует формированию родительской сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Representations of Parenthood among Pre-school Children

The article presents the results of a research on the representations of parenthood among pre-school children. The author reveals the criteria for the estimation of the development level of the representations of parenthood as exemplified in speech and game activity. It is shown that the modern organization of children’s vital activities does not promote the formation of parental sphere.

Текст научной работы на тему «Представления о родительстве у детей дошкольного возраста»

Представления о родительстве у детей дошкольного возраста

С. А. ГРИБАНОВА (Московский гуманитарный университет)

В статье представлены результаты исследования представлений о родительстве у детей дошкольного возраста. Выделены критерии оценки уровня развития представлений о родительстве на материале речевой и игровой деятельности. Показано, что современная организация жизнедеятельности детей не способствует формированию родительской сферы.

Ключевые слова: родительство, представления о родительстве, речь дошкольника, игра дошкольника.

Феномен родительства является основополагающим в любом обществе. От того, как родители воспитают своих детей, захотят ли они становиться родителями, зависит существование и благополучие общества. Психология родительства, несмотря на важность этой отрасли, остается мало разработанной. В современных исследованиях показано, что материнского инстинкта как такового не существует. Ценность ребенка, материнства, отцовства в сознании человека не является врожденной и не возникает в связи с началом беременности или рождением ребенка. Мы наблюдаем факты жестокого обращения с детьми, отказ от новорожденных детей, снижение уровня рождаемости. Все это говорит о необходимости рассматривать феномен родительства как сложное психологическое образование, формирующееся в социуме в течение всей жизни человека.

Формирование компонентов родительской сферы происходит с раннего возраста (Мещерякова, 2002; Исенина, 2003). Содержание родительской сферы зависит от опыта взаимодействия с собственными родителями, опыта сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве, взаимодействия с маленькими детьми в период школьного детства, беременности как стадии развития материнства (Филиппова, 2002).

Г. Г. Филиппова выделяет шесть этапов развития родительской сферы, которые охватывают все периоды жизни, начиная с раннего младенчества. В проведенном нами лонгитюд-ном исследовании, которое проходило на базе ГБОУ ЦРР № 189 и ГБОУ д/с № 1423 г. Москвы в 2005-2007 гг. с детьми от 3 до 5 лет (выборку составили 117 детей, из них 3-летних —

42 чел., 4-летних — 37 чел., 5-летних — 38 чел.), была поставлена задача изучения двух ранних этапов развития родительской сферы — игровой деятельности, в которой важным является принятие на себя в сюжетно-ролевой игре роли отца или матери, и начала этапа нянченья, в котором важно наличие опыта взаимодействия с младенцем, охватывающих период дошкольного детства. В настоящее время исследования родительства у детей такого раннего возраста отсутствуют.

Дошкольное детство связано с формированием полоролевой идентичности. М. Р. Душкина указывает на то, что центральным направлением движения процесса самосознания личности в период дошкольного детства является развитие полоролевого самосознания, а интегрирующим компонентом Я-концепции ребенка — активно формирующаяся в это время концепция пола (Душкина, 2003: 171-177). Ребенок стремится соответствовать культурным стереотипам мужского и женского поведения, принятым прежде всего в родительской семье.

Формирование полоролевой идентичности в современных исследованиях рассматривается с точки зрения развития двух функций: социальной (формируются стиль общения, механизмы социального поведения) и сексуальной. Родительская функция остается не изученной. Также отдельно изучаются такие сферы самосознания, как материнская и полоролевая (Г. Г. Филиппова, В. С. Мухина, Г. Крайг). Этими вопросами занимаются отдельные самостоятельно развивающиеся отрасли психологии, несмотря на то что эти сферы взаимосвязаны и в сознании ребенка

существуют неразрывно (см.: Филиппова, 2002: 119).

Нашей целью являлось объединить рассмотрение вышеназванных сфер: половой, родительской и игровой, охватывая возраст от трех до шести лет, а также опробовать методы исследования, которые ранее не применялись для изучения формирования родительства. Мы предположили, что именно в игровой деятельности должны проявляться и развиваться особенности родительской сферы. А речь как наиболее интенсивно развивающийся психический процесс должна отражать содержание родительской сферы в игровой деятельности и в других видах деятельности.

В качестве методов исследования были использованы методика исследования детского самосознания «Половозрастная идентификация» Н. Л. Белопольской (Белопольская, 2002:

4-22), а также наблюдение за индивидуальной игрой в куклы с использованием диктофона для записи речи, анкетирование родителей.

В результате проведенного исследования мы увидели, что сюжетно-ролевая игра с кук-лой-младенцем находится не на первом месте у детей дошкольного детства. Девочки предпочитают режиссерскую игру с куклой типажа «Барби» (она на первом месте во всех возрастах) и игру с конструктором (она на втором месте в возрасте четырех и пяти лет). Явное предпочтение сюжетно-ролевой игре с куклой-младенцем отдали лишь 27% девочек и 7% мальчиков (рис. 1 и 2).

Девочки уже на этапе дошкольного детства отдают предпочтение проигрыванию роли привлекательной женщины, а не роли матери. Исходя из этого мы не можем ожидать, что женщина, выйдя замуж, будет в своей

Предпочтение разных видов игрушек у девочек

ш

о

а

60

50

40

30

20

10

0

і

I

□ 3 года

□ 4 года

■ 5 лет

кукла-

младенец

кукла

Барби

плюшевый

слоник

конструктор

Рис. 1

Предпочтение разных видов игрушек у мальчиков

□ 3 г о д а

□ 4 г о д а ■ 5 лет

плюшевый

слоник

конструктор

Рис. 2

новой семье ставить на первое место рождение ребенка.

Мальчики на этапе дошкольного детства не отдают предпочтения игре с куклой-младен-цем, более того, с возрастом количество выборов для игры куклы у мальчиков уменьшается с 50% до 22%. Это указывает на то, что у мальчиков происходит полоролевая социализация, адекватная нашим культурным нормам. Однако современные особенности семьи говорят о необходимости изменений в воспитании будущих отцов начиная с раннего детства. На сегодняшний день требование по включению отцов в ранний уход за ребенком и ожидание от них высокой компетентности в вопросах родительства не подкрепляются в системе воспитания.

Показатели развития сюжетно-ролевой игры, такие как время игры, количество игровых действий, разнообразие игровых действий, сложность сюжета, с возрастом не имеют существенной положительной динамики, наоборот, они уменьшаются (среднее значение времени игры уменьшается с 3,5 до 3,3 балла (1 балл — 5 минут); количество детей, владеющих низким уровнем сложности сюжета игр, к 5 годам остается очень большим — 58%). Эти данные говорят о том, что онтогенетическая тенденция (так как это сензитивный период для становления сюжетно-ролевой игры) возникает достаточно интенсивно, но под воздействием факторов социальной среды и воспитания она уменьшается.

Речь, как и игровая деятельность, наиболее интенсивно развивается в дошкольном детстве. В речи формируется сознание ребенка (Выготский, 2005). В эгоцентрической речи ребенок отражает содержание ведущей деятельности — игровой. Ребенок обозначает игровые действия, проговаривает план игры, ее задачи. Речь отражает и содержание сюжетно-ролевых игр с куклой-младенцем. Однако мы выяснили, что в игре по критерию количества высказываний, относящихся к родительской сфере, 68% детей относятся к нулевому уровню и 21% к низкому уровню.

Сравнивая возрастные особенности представлений о родительстве, мы не выявили значимых различий. Практически по всем показа-

телям не идет развитие представлений, а по некоторым даже есть тенденция к уменьшению. Так, например, все меньше детей выбирают для игры куклу-младенца, принимают на себя родительскую роль в игре.

Подводя итоги, мы выделим три блока, в которых, на наш взгляд, отражается развитие представлений о родительстве на этапе дошкольного детства.

Первый блок — семейная ситуация, в которой мы видим, что дети имеют трудности с идентификацией с родителем своего пола (у 23% детей). В семье не поднимается и не предлагается тема родительства для игры и обсуждения. Ценность ребенка и родительства конкурирует с другими ценностями (работа, привлекательность себя как сексуального партнера). Приоритетными направлениями в развитии ребенка родители видят интеллектуальное и физическое.

Второй блок — социальная ситуация развития в дошкольных образовательных учреждениях, где можно наблюдать, что приоритетным направлением в развитии является интеллектуальное. Дети загружены различными занятиями, между которыми не остается времени для игры (ведущей деятельности). Детям не предлагают тем для игры, связанных с родительством, более того, сюжетно-ролевые игры практически не инициируются воспитателями.

Третий блок — проявления представлений о родительстве у самих детей в игре. По характеру игровых действий с куклой-младенцем видно, что более распространенными (95%) являются операции ухода технического характера (кормление, укладывание спать, мытье, одевание, гуляние) и менее распространенными (41%) — эмоционально-тактильные проявления (объятие, укачивание, поцелуй). Такое соотношение переносится и на будущую семейную модель, где эмоционально-личностное взаимодействие с ребенком отходит на второй план.

Представления о родительстве у детей дошкольного возраста можно оценивать по следующим критериям:

— представление себя в будущем в образе родителя;

— выбор для игры куклы-младенца среди других игрушек;

— принятие в игре роли родителя;

— сложность сюжета игры с куклой-мла-денцем;

— наличие среди игровых действий разнообразных операций ухода за куклой-мла-денцем;

— комментирование своих действий по уходу за куклой-младенцем;

— наличие ролевой речи — обращения к кукле-младенцу;

— подробное описание своей любимой куклы-младенца дома.

По данным критериям обследованные дети были разделены на три группы по уровню сформированности представлений о родительстве: высокий уровень (15%), средний уровень (35%), низкий уровень (50%).

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать вывод, что компоненты представлений о родительстве появляются в сензитивный период (дошкольное детство), но социальная ситуация развития не способствует их прогрессивному развитию и наполнению содержанием. Современная организация жизнедеятельности детей требует включения в нее большего количества мер, специально направленных на формирование представлений о родительстве как со стороны родителей, так и со стороны воспитателей (в первую очередь инициирование ролевых игр с куклой). Это поможет избежать развития отклонений на ранних этапах формирования родительской сферы с целью профилактики демографических проблем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Белопольская, Н. Л. (2002) Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. М. : Когито-Центр.

Выготский, Л. С. (2005) Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / ред.-сост. Г. В. Бурменская. М. : МПСИ. С. 283-299.

Душкина, М. Р. (2003) Взаимосвязь структуры Я-концепции ребенка и специфики внутрисемейных отношений : дис. ... канд. психол. наук. М.

Исенина, Е. И. (2003) О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери // Журнал практического психолога. Тематический выпуск : Перинатальная психология и психология родительства. № 4-5. С. 49-63.

Мещерякова, С. Ю. (2002) Путь к материнству начинается с младенчества // Дошкольное воспитание. № 11. С. 81-89.

Филиппова, Г. Г. (2002) Психология материнства. М. : Изд-во Института психотерапии.

Дата поступления: 13.06.2012 г.

THE REPRESENTATIONS OF PARENTHOOD AMONG PRE-SCHOOL CHILDREN S. A. Gribanova (Moscow University for the Humanities)

The article presents the results of a research on the representations of parenthood among pre-school children. The author reveals the criteria for the estimation of the development level of the representations of parenthood as exemplified in speech and game activity. It is shown that the modern organization of children’s vital activities does not promote the formation of parental sphere.

Keywords: parenthood, representations about parenthood, speech of the pre-school child, game activity of the pre-school child.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Belopol’skaia, N. L. (2002) Polovozrastnaia iden-tifikatsiia. Metodika issledovaniia detskogo samo-soznaniia. M. : Kogito-Tsentr.

Vygotskii, L. S. (2005) Igra i ee rol’ v psikhiches-kom razvitii rebenka // Khrestomatiia po detskoi psikhologii: ot mladentsa do podrostka / red.-sost. G. V. Burmenskaia. M. : MPSI. S. 283-299.

Dushkina, M. R. (2003) Vzaimosviaz’ struktury Ia-kontseptsii rebenka i spetsifiki vnutrisemeinykh otnoshenii : dis. . kand. psikhol. nauk. M.

Isenina, E. I. (2003) O nekotorykh poniatiiakh ontogeneza bazovykh kachestv materi // Zhurnal prakticheskogo psikhologa. Tematicheskii vypusk : Perinatal’naia psikhologiia i psikhologiia roditel’st-va. № 4-5. S. 49-63.

Meshcheriakova, S. Iu. (2002) Put’ k materinstvu nachinaetsia s mladenchestva // Doshkol’noe vospi-tanie. №11. S. 81-89.

Filippova, G. G. (2002) Psikhologiia materinstva. M. : Izd-vo Instituta psikhoterapii.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.