УДК 159.9
Смирнова Ирина Викторовна
аспирант кафедры общей и клинической психологии Пермского государственного национального исследовательского университета 8-908-251-00-64 Irina V. Smirnova
Perm State National research university,
graduate student, Department of General and Clinical Psychology 8-908-251-00-64
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХОАНАЛИЗЕ У СТУДЕНТОВ PRESENTATION PSYCHOANALYSIS STUDENTS
Аннотации. Цель настоящего исследования состоит в изучении состава и структуры социальных представлений о психоанализе у студентов при помощи различных методов исследования в сравнении. В результате исследования были выявлены общие и специфические категории различных уровней представлений о психоанализе.
Ключевые слова: социальные представления, психоанализ, категории.
Summary. The purpose of this research is to study the composition and the structure of students' social representations about psychoanalysis through a variety of research methods in comparison. As a result of the research the general and specific categories of different levels of representations of psychoanalysis were suggested.
Keywords: social representations, psychoanalysis, content categories representations.
Основные направления психологии (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология, когнитивная психология) объясняют поведение людей и формируют стратегию психологической коррекции личности. Научные знания, проникая в обыденное сознание, трансформируются в обыденные представления. При помощи обыденных представлений обычный человек пытается самостоятельно решать свои психологические проблемы, понять психологические проблемы другого человека. С обыденными представлениями об основных направлениях психологии субъект приходит к специалисту в области здоровья, с этими же представлениями он начинает познавать психологию как студент ВУЗа.
Цель настоящего исследования состоит в изучении состава и структуры социальных представлений о психоанализе у студентов при помощи различных методов исследования в сравнении.
Начало подобным исследованиям было положено С.Московичи, который опубликовал результаты в монографии "Психоанализ: его образ и его публика"
(1961)[10]. Новизна нашей работы заключается в исследовании представлений о психоанализе у российских студентов.
Московичи утверждает, что обыденные знания - это социальные представления, которые составляют нашу способность воспринимать, делать выводы, понимать, чтобы придавать смысл вещам или объяснять личную ситуацию [4, с.6].
Дальнейшие исследования выделили иерархические уровни строения представления: ядро и периферию. По мнению Ж.-К. Абрика, центральное ядро образуется одним или несколькими элементами, отсутствие которых уничтожит или радикально изменит данное представление [1, с.76].
Методы, используемые в исследованиях социальных представлений, тяготеют к качественной методологии. Основные используемые методы - свободный ассоциативный эксперимент, метод определений, метод рисунка [5, 9].
Маркова замечает, что для исследования представлений необходимо использовать методы изучения как осознанных уровней мышления, так и неосо-знанных[2, с.44]. Необходимость изучения вербального и невербального компонента представлений связана с идей А. Пайвио о двойном кодировании (вербального и невербального) «в качестве принципа функционирования и организации психики» [7, с.42]. По мнению Шайдуллиной Ю.А. [8], качественные проективные методики способствуют уменьшению степени влияния социальной желательности на полученные данные.
Для исследования осознанного вербального уровня представлений о психоанализе у студентов был применен метод определений, для изучения неосознанного вербального уровня использовался ассоциативный эксперимент, для изучения неосознанного невербального уровня мы применили метод рисунка. Результаты были проанализированы как количественно, так и качественно. Количественные показатели (частота встречаемости устойчивых элементов) по отдельным уровням сравнивались между собой при помощи критерия ф-угловое преобразование Фишера. Для обработки данных текстов определений, ассоциативного эксперимента, метода рисунка использовался прототипический анализ П.Вержеса [1, стр.30], контент-анализ. В данной работе проведен анализ существительных.
В нашем исследовании приняли участие 520 студентов в возрасте от 17 до 23 лет. Средний возраст составил 19,1 лет. Выборка уравновешена по полу.
Исследование состояло из четырех этапов. На первых трех этапах мы изучили структуру, состав различных уровней представлений о психоанализе, а также выделили на каждом уровне содержательные категории. На четвертом этапе сравнили полученные результаты.
На первом этапе мы исследовали осознанный вербальный уровень представлений. Всего респонденты высказали 7006 слов к слову «психоанализ», что составляет среднюю длину определения 13,463 слов. Словарь различных понятий содержит 922 слова. Вслед за работами И.Б. Бовиной [1], А.Г. Продо-виковой [5], в которых используется методика П.Вержеса, мы проанализировали часто встречающиеся слова, которые упоминались хотя бы 5 % респондентов. Эта часть составила 53,565% от общего числа предложенных понятий. В
этом случае средний ранг слова составил - 8,383, частота - 65,731.
В число элементов ядра представлений о психоанализе попадают следующие слова: человек, анализ, состояние, который, психический, психологический, психика, поведение, изучение, метод. Собственно периферическая система представления образована понятиями: проблема, люди, характер, процесс, действие, тест, ситуация, мир. В число элементов периферической системы, составляющих потенциальную зону изменения, попадают слова: исследование, личность, выявление, психология, помощь, качество, особенность, теория, мысль, лечение, расстройство, деятельность.
Основным представлением о психоанализе является "психологический анализ психического состояния человека, метод изучения поведения, психики".
Результаты исследований А.Г. Продовиковой [6], показывают, что понятие «психика» тесно связано с чем-то болезненным и носит негативную окраску.
У студентов существует эмоциональная позиция по отношению к человеку, обращающемуся к психоанализу, как о человеке с психологическими проблемами, несущим в себе некий отпечаток «неуспешного, неадекватного, проблемного» человека. Эти предположения подтверждаются данными интервью: респонденты описывают образ психоаналитика как позитивный, чаще всего дают ответ, что к аналитику обращаются с психологическими проблемами, но образ клиента описывают чаще как негативный [3].
Анализ содержания инвариативной части представлений позволил выявить следующие категории: квазисубъект деятельности (психология, теория), объект деятельности (человек, личность, люди), квазиобъект деятельности (поведение, психика, мысли, состояние, проблема, характер, процесс, действие, качество, особенность, расстройство, внутренний мир), деятельность (исследование, изучение, анализ, выявление, деятельность, помощь, лечение), средство деятельности (метод, тест), контекст деятельности (ситуация).
Результаты: При помощи метода определений выявлены представления студентов о психоанализе на осознанном вербальном уровне. На этом уровне психоанализ - это "психологический анализ психического состояния человека, метод изучение поведения, психики". Элементы представлений укладываются в предложенные категории.
На втором этапе мы исследовали неосознанный вербальный уровень представлений. Респонденты высказали 2829 ассоциаций к слову «психоанализ», что в среднем составляет 5,440 понятия. Словарь различных понятий содержит 601 слово. Мы проанализировали часто встречающиеся ассоциации. Эта часть составила 44,291% от общего числа предложенных понятий. В этом случае средний ранг ассоциаций составил - 3,062, частота - 59,667.
В число элементов ядра представлений о психоанализе попадают следующие ассоциации: анализ, психология, психика, тест, психолог, исследование, Фрейд. Собственно периферическая система представления образована понятиями: поведение, мозг, изучение, личность, состояние, больница, мысль, проблема, наука. В число элементов периферической системы, составляющих потенциальную зону изменения, попадают слова: человек, псих, проверка, врач.
Ядро представления о психоанализе образовано семью элементами, наиболее часто встречающийся из них - «анализ». В ассоциациях студентов о психоанализе присутствуют идеи о том, что психоанализ "это психология", "психолог, Фрейд (проводят) анализ, исследование психики тестом". Доминирует идея о психоанализе как о составной части психологии, а не медицины, психотерапии или философии.
Анализ содержания инвариативной части представления позволил выявить следующие категории: квазисубъект деятельности (психология, наука), субъект деятельности (психолог, Фрейд, врач), объект деятельности (человек, псих, личность), квазиобъект деятельности (психика, поведение, мозг, состояние, мысли, проблема), деятельность (анализ, исследование, изучение, проверка), средство деятельности (тест), контекст деятельности (больница).
Результаты: При помощи ассоциативного эксперимента выявлено представление студентов о психоанализе на неосознанном вербальном уровне. На данном уровне психоанализ - это "психология", "психолог, Фрейд (проводят) анализ, исследование психики тестом". Элементы представлений укладываются в предложенные категории.
На третьем этапе мы исследовали неосознанный невербальный уровень представлений.
Респонденты нарисовали 1548 образов в рисунках к слову «психоанализ», что в среднем составляет 4,665 образа. Словарь различных образов содержит 332 образа. Мы также проанализировали часто встречающиеся изображения. Эта часть составила 48,556 % от общего числа образов. В этом случае средняя частота составила 49,8.
В число элементов ядра представления о психоанализе и частично в число элементов периферической системы, составляющих потенциальную зону изменения, входят изображения: человек, знак выноска, стул, стол, голова. В число элементов частично собственно периферической системы и в число элементов, составляющих потенциальную зону изменения, попадают образы: бланк теста, психолог, знак стрелка, кушетка, лист исписанный, мозг, ручка для письма, кресло, голова в профиль.
Основными представлениями о психоанализе на данном уровне являются "человек с акцентом на части тела, голова, от которой идет выноска (как символ мыслительной, речевой деятельности) и образы контекста деятельности (стол, стул)".
Анализ содержания инвариативной части представлений позволил выявить следующие категории: объект деятельности (изображение "человек"), квазиобъект деятельности (изображение "голова анфас", "голова в профиль", "мозг", частично "знак выноска"), субъект деятельности (изображение "психолог"), деятельность (изображения "знак стрелка", частично символ "знак выноска"), результат деятельности (изображение "исписанный бумажный лист"), средство деятельности (изображения "бланк теста", " ручка для письма"), контекст деятельности (изображение "стол", "стул", " кушетка", "кресло").
Результаты: При помощи метода рисунка выявлено образное представление студентов о психоанализе. На данном уровне психоанализ - это "человек
с акцентом на части тела, голова, от которой идет выноска (как символ мыслительной, речевой деятельности)", а так же атрибутами психоанализа являются стол, стул. Элементы представлений укладываются в предложенные категории.
На четвертом этапе мы сравнили основные количественные показатели полученных данных на предыдущих трех этапах, затем сравнили выявленные категории различных уровней между собой и выделили общие и специфические категории для каждого уровня представлений о психоанализе.
По процентной доле общей лексики (словарь разных слов, изображений) от общего количества названных слов (нарисованных изображений) к предложенному слову-стимулу, по тому насколько однообразен лексический словарь мы судим в первую очередь о сформированности того или иного представления.
Мы сравнили процентные доли общей лексики (словарь разных слов, изображений) от общего количества названных слов (нарисованных изображений) к предложенному слову-стимулу между собой (см. Рис. 1).
Рисунок 1. Доля устойчивых слов, представлений о психоанализе полученные на материале, собранном при помощи метода определений, ассоциативного эксперимента и метода рисунка в сравнении.
Доля общей лексики (изображений) от общего количества высказанных слов (от общего количества изображений) на слово-стимул «психоанализ» при использовании метода определений значимо ниже, чем при использовании ассоциативного эксперимента (р<0,000) и метода рисунка (р<0,000). Значимые различия доли лексики (изображений) от общего количества высказанных слов (от общего количества изображений) на слов-стимулов «психоанализ» при использовании ассоциативного эксперимента и метода рисунка отсутствуют.
На всех уровнях представлений о психоанализе у студентов обнаруживаются содержательные категории: объект деятельности, квазиобъект деятельности, средство деятельности.
Особенностью вербального уровня социальных представлений является наличие категории "квазисубъект деятельности". Особенностью неосознанного уровня социальных представлений является наличие категории "субъект деятельности". Особенностью невербального уровня социальных представлений является наличие категории "результат деятельности".
Результат: Доля общей лексики (изображений) от общего количества высказанных слов (от общего количества изображений) на слово-стимул «психоанализ» при использовании метода определений значимо ниже, чем при использовании других методов. Выявлены общие и специфические категории разных уровней представлений.
Выводы:
1. При использовании различных методов выявлено, что представления о психоанализе у студентов наиболее сформированы на осознанном уровне (р<0,000).
2. В инвариативных частях представлений при использовании различных методов выявлены содержательные категории.
3. Выявлены общие и специфические категории в инвариативных частях представлений. На всех уровнях представлений о психоанализе у студентов обнаруживаются содержательные категории: объект деятельности, квазиобъект деятельности, средство деятельности. Особенностью вербального уровня социальных представлений является наличие категории "квазисубъект деятельности". Особенностью неосознанного уровня социальных представлений является наличие категории "субъект деятельности". Особенностью невербального уровня социальных представлений является наличие категории "результат деятельности".
Заключение. По линии от сознательного к неосознанному происходит конкретизация элементов представлений, именно конкретное наполнение дает понимание аттитюда. Исследуя представления в определенной последовательности, сознательные вербальные компоненты - неосознанные вербальные компоненты - неосознанные невербальные компоненты, мы, выходим на динамику изменений представлений от социально желательных к неосознаваемым вытесненным компонентам. На сознательном уровне представлений объект деятельности "люди, личность". На неосознанном уровне представлений объектом деятельности является "личность, псих". На основе полученных результатов мы можем предположить, что в основе сопротивления своевременному обращению к специалисту в области психического здоровья является навешивание ярлыка на себя при обращении к специалисту: "Только психи ходят к психологу".
Литература
1. Бовина, И.Б. Социальные представления о здоровье и болезни: структура, динамика, механизмы: дис. д-р. псих. наук: 19.00.05. - М., 2009. -473 с.
2. Емельянова, Т.П. Социальные представления — понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. - 2001. - №6. -С. 39-47.
3. Левченко, Е.В., Смирнова, И.В. О методологических трудностях
эмпирического исследования представлений современных россиян о психоанализе // Сибирский психологический журнал. - 2013. - №47. - С. 103-110.
4. Московичи, С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. -1995. - №1. - С. 3-18.
5. Продовикова ,А.Г. Представления о сознании и бессознательном у студентов: дис. канд. псих. наук: 19.00.01. - Пермь, 2010. - 225 с.
6. Продовикова, А.Г. Представления студентов о сознании, психике и душе // Вестник Пермского университета. - 2009. - №2. - С. 125-130.
7. Ребеко, Т.А. Ментальная репрезентация как формат хранения информации // Ментальная репрезентация: динамика и структура. - М.: Институт психологии РАН, 1998. - С. 25 - 54.
8. Шайдуллина, Ю.А. Методика психологического рисунка в качественном социально-психологическом исследовании: дис. канд. псих. наук: 19.00.05. - М., 2005. - 248 с.
9. Levchen^E.V., Smirnova I.V. Comparative Analysis of Social Representations of the Russians of Psychoanalysis and Main Schools of Psychology // World Applied Sciences Journal. - 2014. - №31. - Р. 42-50.
10. Moscovici, S. Psychoanalysis: Its image and its public. Polity, 2008. -
416 с.
References
1. Bovina, I.B. Social representations of health and illness: the structure, dynamics and mechanisms: dis. Doctor of Psychology: 19.00.05. - M., 2009. - 473p.
2. Emelyanov , T.P. Social representations - the concept and the concept of The Past Decade //Psychological Journal. - 2001. - № 6. - Р. 39-47.
3. Levchenko ,E.V., Smirnov I.V. On the methodological difficulties of empirical study of representations of modern Russians psychoanalysis / / Siberian psychological journal. - 2013. - № 47. - Р. 103-110.
4. Moscovici ,S. Social representation: historical perspective / / Psychological Journal. -1995 - № 1. - Р. 3-18.
5. Prodovikova ,A.G. Ideas about consciousness and the unconscious students: PhD in Psychology: 19.00.01. - Perm, 2010 - 225р.
6. Prodovikova, A.G. The students' minds about, mind and soul // Bulletin of the University of Perm. - 2009. - № 2. - Р. 125-130.
7. Rebeko, T.A. Mental representation as a format for storing information / / mental representations : the dynamics and structure. - M.: Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences, 1998. - Р. 25 - 54.
8. Shaydullina, Y.A. Psychological drawing technique in qualitative social psychological research : dis. PhD in Psychology: 19.00.05. - Moscow, 2005. - 248р.
9. Levchenko ,E.V., Smirnova ,I.V. Comparative Analysis of Social Representations of the Russians of Psychoanalysis and Main Schools of Psychology / / World Applied Sciences Journal. - 2014 - № 31. - Р. 42-50.
10. Moscovici, S. Psychoanalysis: Its image and its public. Polity, 2008. -
416с.