Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НЕНУЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НЕНУЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
175
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Ключевые слова
НЕНУЖНОСТЬ / ОДИНОЧЕСТВО / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ / АДАПТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кайгородов Борис Владиславович, Мяснянкина Наталья Геннадьевна, Романова Ольга Вячеславовна

Каждый человек сталкивается с ощущением ненужности. Ощущение ненужности может появиться у человека в процессе профессионального и личностного самоопределения, в периоды возрастных и личностных кризисов, в конфликтных ситуациях, связанных с социальными, профессиональными и личностно-значимыми проблемами. Состояние ненужности ассоциируется у человека с потерей смысла жизни, потерей собственной значимости, пустотой. Ненужность обратная сторона востребованности. Чтобы лучше понять детерминанты и механизмы востребованности, надо разобраться с ненужностью. В настоящее время отмечается недостаточность научных исследований, посвященных проблеме ненужности, поиску путей совладания с ощущением ненужности. Цель данного исследования - выявить особенности понимания современными молодыми людьми феномена ненужности. Проведен анализ толкования дефиниции, представленный в словарях, а также сформулировано авторское понимание феномена ненужности. Описаны типы ситуаций, в которых люди сталкиваются с ощущением собственной ненужности. Эмпирическое исследование, проведенное на основе тестирования и анкетирования, позволило выявить, что большинство студентов связывают ненужность с одиночеством и бесполезностью для окружающих, отсутствием любви близких людей, а также характеризуют ненужность как одиночество, «брошенность». Ощущение ненужности можно рассматривать как показатель психологического благополучия-неблагополучия, востребованности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS ABOUT THE USELESSNESS OF STUDENTS

Every person throughout their life faces a feeling of uselessness. A feeling of uselessness can appear in a person in the process of professional and personal self-determination, during periods of age and personality crises, in conflict situations related to social, professional and significant personal problems. The state of uselessness is associated in a person with the loss of the meaning of life, the loss of one's own significance, emptiness. Uselessness is the reverse side of demand. To understand the determinants and mechanisms of demand better, it is necessary to get the understanding of uselessness. Feeling needed is extremely important for a person, since the feeling of uselessness gives a rise to negative emotions, tension, awareness of the threat to personal safety. Currently, there is a clear lack of scientific research on the problem of uselessness, the search for ways to cope with the feeling of uselessness. The purpose of this study is to identify the features of understanding the phenomenon of uselessness by modern young people. The analysis of the interpretation of the definition presented in dictionaries is carried out, and the author's understanding of the phenomenon of uselessness is formulated. The types of situations in which people come across a sense of their own uselessness are described. An empirical research conducted on the basis of testing and questioning revealed that most of students associate uselessness with loneliness and uselessness for others, the lack of love of loved ones, and also characterize uselessness as loneliness, «abandonment». The feeling of being useless can be considered as an indicator of a person's psychological well-being-disadvantage, demand.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НЕНУЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ»

Научная статья УДК 159.9 EDN JBUJRF

DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(1).18

Б.В. Кайгородов ©, Н.Г. Мяснянкина, О.В. Романова^

Астраханский государственный университет, г. Астрахань, Российская Федерация Автор, ответственный за переписку: О.В. Романова, olga.romanova71@mail.ru

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НЕНУЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ

АННОТАЦИЯ. Каждый человек сталкивается с ощущением ненужности. Ощущение ненужности может появиться у человека в процессе профессионального и личностного самоопределения, в периоды возрастных и личностных кризисов, в конфликтных ситуациях, связанных с социальными, профессиональными и лич-ностно-значимыми проблемами. Состояние ненужности ассоциируется у человека с потерей смысла жизни, потерей собственной значимости, пустотой. Ненужность обратная сторона востребованности. Чтобы лучше понять детерминанты и механизмы востребованности, надо разобраться с ненужностью. В настоящее время отмечается недостаточность научных исследований, посвященных проблеме ненужности, поиску путей совладания с ощущением ненужности. Цель данного исследования — выявить особенности понимания современными молодыми людьми феномена ненужности. Проведен анализ толкования дефиниции, представленный в словарях, а также сформулировано авторское понимание феномена ненужности. Описаны типы ситуаций, в которых люди сталкиваются с ощущением собственной ненужности. Эмпирическое исследование, проведенное на основе тестирования и анкетирования, позволило выявить, что большинство студентов связывают ненужность с одиночеством и бесполезностью для окружающих, отсутствием любви близких людей, а также характеризуют ненужность как одиночество, «брошен-ность». Ощущение ненужности можно рассматривать как показатель психологического благополучия-неблагополучия, востребованности человека. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Ненужность, одиночество, личная безопасность, субъективное благополучие, востребованность, адаптивность.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 27 января 2022 г.; дата принятия к печати 21 марта 2022 г.; дата онлайн-размещения 30 апреля 2022 г.

Original article

B.V. Kaigorodov ©, N.G. Myasnyankina, O.V. Romanova0

Astrakhan State University, Astrakhan, Russian Federation

Corresponding author: O.V. Romanova, olga.romanova71@mail.ru

IDEAS ABOUT THE USELESSNESS OF STUDENTS

ABSTRACT. Every person throughout their life faces a feeling of uselessness. A feeling of uselessness can appear in a person in the process of professional and personal self-determination, during periods of age and personality crises, in conflict situations related to social, professional and significant personal problems. The state of uselessness is associated in a person with the loss of the meaning of life, the loss of one's own significance, emptiness. Uselessness is the reverse side of demand. To understand the determinants and mechanisms of demand better, it is necessary to get the understanding of uselessness. Feeling needed is extremely important for a person, since the feeling of uselessness gives a rise to negative emotions, tension, awareness of the threat to personal safety. Currently, there is a clear lack of scientific research on the problem of uselessness, the search for ways to cope with the feeling of uselessness. The purpose of this study is to identify the features of © Кайгородов Б.В., Мяснянкина Н.Г., Романова О.В., 2022

understanding the phenomenon of uselessness by modern young people. The analysis of the interpretation of the definition presented in dictionaries is carried out, and the author's understanding of the phenomenon of uselessness is formulated. The types of situations in which people come across a sense of their own uselessness are described. An empirical research conducted on the basis of testing and questioning revealed that most of students associate uselessness with loneliness and uselessness for others, the lack of love of loved ones, and also characterize uselessness as loneliness, «abandonment». The feeling of being useless can be considered as an indicator of a person's psychological well-being-disadvantage, demand.

KEYWORDS. Uselessness, loneliness, subjective well-being, demand, adaptability. ARTICLE INFO. Received January 27, 2022; accepted March 21, 2022; available online April 30, 2022.

Введение

Каждый человек на протяжении своей жизни сталкивается с ощущением ненужности. Ненужность можно рассматривать как следствие, последствие, «шлейф» в конфликтной ситуации, ухода из семьи, увольнения с работы. Ощущение ненужности может появиться в процессе профессионального и личностного самоопределения, при адаптации к профессии, при переживании трудностей профессиональной жизни, в процессе профессиональной реориентации безработных, профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья, при потере трудоспособности и в результате выхода на пенсию, что обусловлено социальными, профессиональными и личностно-значимыми проблемами. Состояние ненужности ассоциируется у человека с потерей смысла жизни, потерей собственной значимости, пустотой. Ощущать себя нужным, крайне важно для человека, поскольку чувство ненужности порождает у него негативные эмоции, напряжение, осознание угрозы личной безопасности. Личная безопасность субъекта может быть определена как адекватное воздействующим факторам и его потребностям состояние защищенности и открытости, обеспечивающее, с одной стороны, физическую и психическую целостность, с другой, — возможность воспроизведения и продуцирования ряда ценностей, поддерживающих процесс личностного развития. В ситуациях выбора личность реализует себя посредством свободного, самостоятельного и ответственного действия. Данный аспект безопасности поддается развитию и совершенствованию [1].

Проанализируем трактования понятия ненужности, содержащиеся в толковых словарях. Отметим, что в психологических словарях данная номинация не представлена. Наиболее общее определение представлено в толковом словаре А.П. Евгеньевой: «ненужность — 1. свойство по знач. прил. ненужный; 2. то, в чем нет нужды, необходимости» [2]. Во многих словарях предлагается отсылка к лексеме «ненужный — такой, в котором нет нужды, необходимости, действительной потребности; бесполезный, лишний». Можно сделать вывод, что «ненужность» понимается как отсутствие потребности в ком-либо или в чем-либо [3—5].

Многое в понимание этого состояния остается мало изученным. В данной статье будет пониматься, что ненужность возникает тогда, когда рушится картина собственной нужности, созданная человеком. Чаще всего эта картина характеризуется активностью, стремлением к решению собственных, а чаще чужих проблем, собственной значимостью. Человек по жизни связан с деятельностью, стремится быть в гуще событий, где главное, чтобы о нем помнили.

Нужность формируется в процессе целенаправленного воздействия на человека в процессе профессиональной деятельности. В профессиональной деятельности все чаще находит употребление такое понятие как вовлеченность. Так каждый работника по умолчанию вовлечен в процесс. Если человек в силу множества при-

чин сам или с помощью других людей выпадает из этого процесса, то естественным образом встречается с состоянием ненужности.

Многие исследователи ассоциируют ненужность с одиночеством, отсутствием общения, и понимают ненужность как увеличивающийся разрыв с близкими людьми, страх перед одиноким образом жизни, переживания, обусловленные потерей близких или экзистенциальных ценностей [6, с. 3].

Интеракционистский подход к изучению одиночества предполагает что феномен одиночества, ненужности это продукт комбинированного влияния психологических, демографических и социальных факторов. Социальное одиночество Р. Вейс определял как «отсутствие доступного круга общения и удовлетворения социальных связей». [7, с. 24]. Представитель социологического подхода К. Бо-умен выдвинул три причины, способствующие появлению чувства ненужности, одиночества: 1) ослабление связей в первичной группе; 2) увеличение семейной мобильности; 3) увеличение социальной мобильности [7, с. 46].

Рассмотрим подробнее ситуации, в которых, по мнению психологов, чаще всего люди сталкиваются с собственной ненужностью:

1. Выход на пенсию или потеря трудоспособности. Состояние ненужности испытывают люди, которые уходят на пенсию [Многим людям, недавно вышедшим на пенсию, свойственна растерянность, ощущение «профессиональной беспризорности», обусловленные дезинтеграцией из профессиональной среды, что вызывают тяжелые переживания собственной бесполезности и ненужности. Надо отметить, что в любом случае ненужность очень сильно переживается и буквально «смерти подобна», так как связана с «отлучением» от референтной группы. Ситуацию может усугублять отдельное проживание от родственников: детей, внуков, родственников или потеря супруга. Пожилые люди могут начать страдать психическими расстройствами, вызванными недостатком общения, что проявляется в озлобленности, недоверчивости, подозрительности, страхах [8, с. 3].

2. Миграция. В.В. Константинов в своем диссертационном исследовании затрагивает аспект психосоциальной адаптации мигрантов, в процессе чего зачастую происходят негативные изменения в содержании и структуре идентичности. Люди, изменившие место жительства, могут чувствовать себя ненужными, чуждыми, людьми «второго сорта» для окружающих людей, принимающего общества, появляется чувство обиды и жалости к себе [9, с. 122].

3. Проблемы в личной жизни. Для взрослых людей важным представляется иметь близкие партнерские отношения. В значимых отношениях человек удовлетворяет базовые потребности, что способствует достижению психического равновесия, гармонии, самореализации, продуктивности, При отсутствии позитивного опыта близких отношений у человека может отмечаться трудности в разрешении конфликта между изоляцией и близостью. чрезмерное поглощение собой и собственными проблемами, недостаток внутренних сил для решения социальных трудностей, В этом случае, ощущение ненужности, чувство одиночества, отчаяние от ощущения собственной неполноценности может привести к ощущению невозможности контролировать собственную жизнь, депрессии, суицидальным мыслям и намерениям. Так, Т.Л. Крюкова, Т.П. Григорова называют чувство ненужности одним из стресс-факторов, характерным для отношений взрослых мужчин и женщин [10, с. 2].

4. Недостаток общения, обусловленный развитием компьютерных технологий. Общение в социальных сетях ставит человек в ситуации, когда он чаще сталкивается с состоянием ненужности. В социальных сетях нужен не сам человек, а его образ. Для этого все силы кладутся на формирование этого образа — образа востребованного, успешного человека. Адекватность этого образа определяется

обратной связью — «лайками». У человека формируется ложное представление: чем больше «лайков» — тем сильнее я нужен. Главное показать себя как позитивного и красивого и получить вознаграждение в виде «лайка». Но востребован, образ, а не сам человек. Востребован образ, который вписывается в картину мира другого человека и соответствует стереотипу успешного человека. Данный факт характерен не только для «виртуального мира», но и веками проявляется в мире артистов, знаменитостей и т.д. Страх ненужности параллелен с забвением, поэтому люди начинают искать способы напомнить о себе, чаще всего демонстрируя экстравагантные действия. Сделал что-то необычное — снова оказался в поле внимания, а значит, становишься нужным другим.

5. Кризис учебно-профессиональной ориентации. Юноши и девушки зачастую переживают кризис, связанный с рефлексией собственных возможностей и необходимостью корректировки профессиональных намерений. Деструктивное разрешение кризиса может привести молодых людей к выпадению из нормальной социальной сферы либо к ситуативному, временному выбору профессиональной подготовки. Юноши и девушки могут стать членами сообществ людей с отклоняющимся поведением. Асоциальное поведение становится формой компенсации внутриличностного конфликта: вызванного переживанием собственной ненужности, отверженности и неполноценности [5].

Итак, человек очень сильно переживает состояние ненужности, которое определяется как один из индикаторов субъективного благополучия человека [11, с. 1116]. Во многих исследованиях важнейшей характеристикой качества жизни и личной безопасности считается субъективное благополучие как «обобщенная психологическая оценка людьми своей жизни» [12, с. 418]. Исследователи также отмечают неоднозначность и разногласия в том, что составляет содержание субъективного благополучия [13, с. 222]. Психологи работают с понятием психологическое благополучие, определяя его как состояние внутренней гармонии, равновесия и целостности, которые важны для понимания и принятия себя, определения своего места в жизни. Прослеживается непосредственная связь понятий психологической безопасности и психологического благополучия [14, с. 46].

Человек как социальное существо постоянно стремится к востребованности. Это связано с тем, что воспитание есть процесс, который «подгоняет» человека под определенный стандарт, основная задача воспитания — создать условия, при которых человек максимально соответствовал стандарту или образцу. Это стандарт, в котором аккумулируются качества, позволяющие человеку быть в обществе, приносить ему пользу, быть востребованным.

Например, современный молодой человек должен уметь работать в команде, реализовывать проектную деятельность, быть коммуникабельным и т.д. Следовательно, последнее время наиболее востребованными являются экстраверты, которые хорошо ощущают себя в мире людей, для них характерен «командный дух». И вот на определенном жизненном этапе в силу различных обстоятельств он становится ненужным. Это приводит к крушению собственных представлений о своей значимости и собственной успешности. Размышляя о ненужности, О.А. Третьякова соотносит психологические состояния одиночества, ненужности, тревожности, депрессии и др. [15, с. 20], связанные с тем, что человек закрывается от общества и замыкается в себе. Надо отметить, что практически каждый человек сталкивался с этим состоянием, но одни его проходят безболезненно, а другие впадают в депрессию.

Возникает закономерный вопрос: как может человек примериться с этим естественным состоянием? Для этого надо овладеть техниками, способами и при-

емами, которые помогли бы ему справиться с этим состоянием — состоянием «ненужности»:

— принятие принять данного состояния;

— формирование понимания того, что жить можно не только ради других, но и ради себя;

— воспринимать заботу о других людей как основу своего роста.

Человек должен научиться жить по своему нраву, быть себе интересным и постоянно действовать. Действовать не для кого-то другого, кто запечатлеет нужность, а действовать ради своего развития, на благо своих интересов.

Компоненты психологического благополучия и удовлетворенности жизнью могут служить индикаторами психологической безопасности. Такими индикаторами являются:

— число детей (молодых людей) с высоким уровнем удовлетворенности жизнью;

— число молодых людей, воспринимающих себя как аутсайдеров, испытывающих чувство личной несостоятельности;

— число молодых людей, чувствующих себя в своем окружении «не на своем месте»;

— число молодых людей, чувствующих себя одинокими [16].

Методы

На базе факультета психологии было организовано и проведено эмпирическое исследование, направленное на определение понимания молодежью «ненужности», в котором приняли участие 63 человека (юноши и девушки в возрасте 19-22 лет). Респондентам было предложено дать ответы на вопросы и привести примеры: «Что для вас значит быть не нужным?», «Когда человек становится не нужным?» (см. рис. 1).

Для диагностики ненужности как психологического неблагополучия была использована шкала, предложенная К. Рифф. В данной модели выделены шесть компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой (компетентность), цель в жизни, личностный рост.

Критериями психологического благополучия являются равновесие, гармоничность, адекватность, критичность, способность к изменению поведения в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Важным представляется также умение человека жить в согласии с собой, с близкими людьми, осознание личной безопасности. Также был использован «Тест-опросник для измерения мотивации достижения» (А. Мехрабиан), поскольку предполагаем связь между ощущением ненужности и мотивацией достижения/избегания.

Результаты

Как видно из опроса (рис. 1), большинство респондентов связывают ненужность с одиночеством и с бесполезностью для окружающих и близких людей («всем все равно», «стал не нужен и забыли»), отсутствием любви близких людей (как в результате смерти близких — «родители умирают», так и в связи с расставанием — «когда человек, которого он (она) любил, покидает его навсегда)». Одиночество характеризуется брошенностью («использовали в своих целях и забыли», «забыли из-за того, что плохо проявил себя в успеваемости», « все сделал — стал не нужным» и др.).

Ненужность как бесполезность для окружающих связывается с тем, что «у твоих близких нет времени на тебя», «когда нет от тебя выгоды: есть деньги — нужен, нет — не нужен», «человеку дали надежду на его успешное будущее, но нашли другого на его место. Тогда он начинает чувствовать, что отвергнут всеми».

Не иметь поддержки Быть интересным Не уметь ничего и не пониать смысл жизни Быть отвергнутым Не чувствовать заботы и любви Игнорируют Не оправдывать ожидания Быть забытым Быть бестолковым Не поддерживают Других не интересует моя жизнь Быть брошенным Когда никто тебя не любит Когда дома никто не ждет Никому не нравиться Стать ненужным коллегам и близким Быть в депрессии Стать бесполезным для своих близких Быть неуверенным в себе Отсутствует выгода в общении с тобой Никто не обращается за помощью Быть обесцененным как человек Быть легко заменимым Стать одиноким Стать бесполезным Перестать быть нужным

0 5 10 15 20

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Что значит для Вас быть ненужным?», %

Ощущение ненужности можно рассматривать как показатель психологического благополучия/неблагополучия человека.

Рассмотрим данные, полученные нами при использовании методик: «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф), «Тест-опросник для измерения мотивации достижения» (А. Мехрабиан).

Низкий уровень показателей психологического благополучия был выявлен у части опрошенных юношей и девушек (37,5 % по шкале «автономия», 33,3 % по критерию «самопринятие»; 33,3 % по шкале «цели в жизни», 30 % по показателю «личностный рост»; 25 % по критерию «компетентность», 15 % по показателю «позитивные отношения с другими»). У остальных юношей и девушек по данным шкалам высокий и нормальный показатель (рис. 2).

Интегральный индекс психологического благополучия имеет высокий уровень у 30 % опрошенных юношей и девушек и средний уровень у 45 % молодых людей. Этих респондентов можно условно назвать психологически благополучными. Для молодых людей характерно субъективное переживание удовлетворенности собственной жизнью, отражающее как настоящие, реальные, так и будущие, потенциальные аспекты жизнедеятельности, принятие базовых человеческих ценностей, гармония с самим собой и окружающими людьми, и оценка собственной жизни как счастливой.

Однако даже психологически благополучные юноши и девушки не ощущают себя способными к независимости, не уверенны в собственной способности добиваться поставленных целей, сомневаются в своем умении выстроить позитивные доверительные отношения с окружающими людьми, умении быть гибкими в общении, низко оценивают собственные способности искать и находить компромиссы в общении даже с самыми близкими людьми.

1,59 1,59 1,59 ™3, 1,59 1,59 1,59 1,59 3, 1,59 3, 1,59

17

17

17

11,11

7,94

20,63

М 9,52 7,94

90 80 70 60 50 40 30 20 10

85,0

0

I Высокий □ Низкий

Рис. 2. Показатели психологического благополучия у юношей и девушек, %

Юноши и девушки, имеющие высокие показатели психологического благополучия стремятся определить цели в жизни и добиваться их. Юноши и девушки в равной мере нацелены и на установление позитивных отношений с окружающими людьми, и на управление средой, осуществление личностного роста.

Относительно низкие показатели по шкале «автономность», возможно, свидетельствует о том, что независимость от других людей, прежде всего родителей, представляется молодым людям недостижимой целью, либо недоступной в ближайшее время.

Позитивные отношения с другими людьми и возможности личностного роста имеют для молодых людей, студентов университета, большую субъективную значимость, чем независимость и умение противостоять общественному мнению и давлению. Это может быть связано и с тем, что независимое, автономное существование не имеет большой ценности у юношей и девушек, поскольку связано с ощущением ненужности. Тебе никто не нужен, ты никому не нужен, тогда ты независим.

Низкий уровень показателей психологического благополучия был выявлен у четверти юношей и девушек. Молодые люди этой подгруппы испытывают сложности в определении жизненных целей, ощущают себя некомпетентными, неспособными управлять собственной жизнью, у них отмечается низкий уровень самопринятия.

С помощью критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки установлено, что распределение переменных психологического благополучия соответствует нормальному закону, распределение переменной мотивация достижений значимо

отличается от нормального закона. При выявлении взаимосвязи между психологическим благополучием и мотивацией достижения мы вычислили ранговую корреляцию Спирмена (табл.).

Обсуждение результатов

Положительная значимая корреляция выявлена между мотивацией достижения и стремлением к личностному росту. Положительный коэффициент корреляции означает, что чем выше мотивация достижения студентов, тем более они открыты восприятию нового опыта, склонны воспринимать себя «нужными» и самореализовывающимися. Положительная значимая корреляция между переменными демонстрирует удовлетворенность собственной жизнью, отсутствие внутренней напряженности и уверенность в себе у юношей и девушек с высокими показателями мотивации достижения.

Исследование взаимосвязи мотивации достижения и психологического благополучия в юношеском возрасте

Переменные Значение коэффициента корреляции Уровень значимости

Мотивация достижения Самопринятие 0,029 0,777

Автономия 0,140 0,167

Компетентность 0,025 0,802

Личностный рост 0,243* 0,014

Позитивные отношения 0,056 0,581

Цели в жизни 0,004 0,972

Общее благополучие 0,144 0,153

Примечание:

* Взаимосвязи статистически достоверны (р < 0,01).

Юноши и девушки с высокой мотивацией достижения характеризуются целеустремленностью, честолюбием, амбициозностью. Они демонстрируют вовлеченность и увлеченность деятельностью (работой, учебой и др.), постоянное желание работать над улучшением результатов проделанной работы. Для молодых людей с высокой мотивацией достижения характерно стремление к успеху, присутствуют лидерские качества.

Результаты исследования свидетельствуют, что молодые люди с высокой мотивацией достижения ощущают себя более благополучными по сравнению с молодыми людьми с выраженной мотивацией избегания неудачи.

В современном обществе молодых людей мотивируют на достижение целей, реализацию самых смелых идей, и психологическое благополучие многими ассоциируется с желанием сделать карьеру, добиться известности, успеха, материального благополучия. Юноши и девушки верят в свою уникальность, востребованность, в свои возможности. Ненужность ассоциируется у них с неуспешностью, а независимость (автономность) страшна одиночеством.

Выводы

Таким образом, молодые люди понимают, что ненужность — неизбежное явление, с которым сталкивается каждый человек. Ненужность является социально-нормативным состоянием существования человека. В психологическом отношении ненужность возникает в случае несоответствия между желаемой и действительной картиной мира, рассогласования собственных социальных контактов

по желаемой плотности и содержанию. Данное состояние связано с переживанием страха и тревоги, ожиданиями, что в любой момент можно стать ненужным, как для работодателя, так и для близких. Тем не менее, возможно повышение социально-психологической адаптивности через принятие «ненужности», что является расширением ресурсного потенциала личности человека, к которому должен стремиться каждый в плане повышения личной безопасности.

Список использованной литературы

1. Краснянская Т.М. Личная безопасность человека в проблемном поле психологии безопасности / Т.М. Краснянская // Вестник Ставропольского государственного университета. — 2005 — № 40. — С 145-153.

2. Словарь русского языка. В 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Русский язык, 1981-1984. — Т. 2. — 736 с.

3. Ефремова Т.Ф. Современный словарь русского языка. Три в одном: орфографический, словообразовательный, морфемный / Т.Ф. Ефремова. — Москва : АСТ, 2010. — 699 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений / С.И. Ожегов ; под ред. Л.И. Скворцова. — 28-е изд., перераб. — Москва : Мир и образование, 2015. — 1375 с.

5. Большой словарь синонимов и антонимов русского языка / сост. Н.И. Шильнова. — Москва : Славянский дом книги, 2018. — 896 с.

6. Лазарянц О.В. Социально-психологические особенности переживания одиночества в группах пожилых людей : автореф. ... д-ра психол наук : 19.00.05 / О.В. Лазарянц. — Кострома, 2010. — 26 с.

7. Лабиринты одиночества / под ред. Н.Е. Покровского. — Москва : Прогресс, 1989. — 624 с.

8. Рыбинская А.В. Психологические характеристики кризиса пожилого возраста / А.В. Рыбинская // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2013. — № 7 (123). — С. 128-132.

9. Константинов В.В. Социально-психологическая адаптация мигрантов в принимающем поликультурном обществе : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.05 / В.В. Константинов. — Саратов, 2010. — 535 с.

10. Крюкова Т.Л. Деструктивная привязанность в отношениях взрослых мужчин и женщин: стресс и совладание с ним / Т.Л. Крюкова, Т.П. Григорова // Психологические исследования. — 2015. — Т. 8, № 44. — С. 2.

11. Галиахметова Л.И. Благополучие, субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью: проблема взаимосвязи / Л.И. Галиахметова // Вестник Башкирского университета. — 2015. — № 3. — С. 1114-1117.

12. Diener E. Personality, culture, and subjective well-being: Emotional and cognitive evaluations of life / E. Diener, S. Oishi, R.E. Lucas // Annual Review of Psychology. — 2003. — Vol. 54, no. 1. — P. 425-428.

13. The challenge of defining well-being / R. Dodge, A.P. Daly, J. Huyton, L.D. Sanders // International Journal of Well-Being. — 2012. — Vol. 2, no. 3. — P. 222-235.

14. Агузумцян Р.В. Психологические аспекты безопасности личности / Р.В. Агузумцян, Е.Б. Мурадян // Вестник практической психологии образования. — 2009. — № 1 (18). — С 43-47.

15. Третьякова О.А. Субъектность личности как условие преодоления одиночества в подростковом возрасте : автореф. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 / О.А. Третьякова. — Тамбов, 2009. — 22 с.

16. Арчакова Т.О. Субъективное благополучие и безопасность как ценности в системе образования / Т.О. Арчакова // PsyJournals.ru. — 2010. — Т. 2, № 1. — URL: https:// psyjournals.ru/pj/2010 1/32303 full.shtml.

References

1. Krasnyanskaya T.M. Personal human safety in psychology of safety problematic field. Vestnik Stavropolskogo gosudarstvennogo universiteta = The Herald of Stavropol State University, 2005, no. 40, pp. 145-153. (In Russian).

2. Evgen'eva A.P. (ed.). Dictionary of Russian language. 2nd- ed. Moscow, Russkii yazyk Publ., 1981-1984. Vol. 2. 736 p.

3. Efremova T.F. Modern dictionary of Russian three in one: spelling, word-formation, morphemic. Moscow, AST Publ., 2010. 699 p.

4. Ozhegov S.I.; Skvortsov L.I. (ed.). Dictionary of the Russian Language. Moscow, Mir i Obrazovanie Publ., 2015. 1375 p.

5. Shil'nova N.I. (ed.). Great Dictionary of Synonyms and Antonyms of the Russian Language. Moscow, Slavyanskii dom knigi Publ., 2018. 896 p.

6. Lazaryants O.V. The social-psychological features of the lonelinesss experience in the groups of elderly people. Doct. Diss. Thesis. Kostroma, 2010. 26 p.

7. Hartog J., Audy J.R., Cohen Ye.A. The Anatomy of loneliness. New York, International Universities Press, 1980. 617 p. (Russ. ed.: Pokrovskii N.E. (ed.). The Anatomy of loneliness. Moscow, Progress Publ., 1989. 624 p.).

8. Rybinskaya A.V. Psychological characteristics of elderly age crisis. Vestnik Tambovsk-ogo Universiteta. Serija: Gumanitarnye Nauki = Tambov State University Bulletin. Series: Humanities, 2013, no. 7, pp. 128-132. (In Russian).

9. Konstantinov V.V. Socio-psychological adaptation of migrants in the host multicultural society. Doct. Diss. Saratov, 2010. 535 p.

10. Krukova Tatyana L.1, Grigorova Tatyana P. Destructive attachment in heterosexual adults' relationships: stress and coping aspects. Psikhologicheskie Issledovaniya = Psychological Studies, 2015, vol. 8, no. 44, pp. 2. (In Russian).

11. Galiakhmetova L.I. Wellbeing, subjective wellbeing, life satisfaction: interrelation problems. Vestnik Bashkirskogo universiteta = Bulletin of Bashkir University, 2015, no. 3, pp. 1114-1117. (In Russian).

12. Diener E., Oishi S., Lucas R.E. Personality, culture, and subjective well-being: Emotional and cognitive evaluations of life. Annual Review of Psychology, 2003, vol. 54, no. 1, pp. 425-428.

13. Dodge R., Daly A.P., Huyton J., Sanders L.D. The challenge of defining well-being. International Journal of Well-Being, 2012, vol. 2, no. 3, pp. 222-235.

14. Aguzumtsyan R.V., Muradyan E.B. Psychological aspects of personality's security. Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya = Bulletin of practical psychology of education, 2009, no. 1, pp. 43-47. (In Russian).

15. Tret'yakova O.A. Subjectivity of a personality as a condition for overcoming loneliness in adolescence. Doct. Diss. Thesis. Tambov, 2009. 22 p.

16. Archakova T.O. Subjective well-being and security as values in the education system. PsyJournals.ru, 2010, vol. 2, no. 1. Available at: https://psy.iournals.ru/pj/2010 1/32303 full.shtml. (In Russian).

Информация об авторах

Кайгородов Борис Владиславович — доктор психологических наук, профессор, кафедра общей и когнитивной психологии, Астраханский государственный университет, г. Астрахань, Российская Федерация, kai_bor@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7506-3896, SPIN-код: 8179-6700, AuthorID РИНЦ: 335020.

Мяснянкина Наталья Геннадьевна — кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей и когнитивной психологии, Астраханский государственный университет, г. Астрахань, Российская Федерация, mnatasha75@mail.ru, SPIN-код: 3928-3322, Author-ID РИНЦ: 699383.

Романова Ольга Вячеславовна — кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей и когнитивной психологии, Астраханский государственный университет, г. Астрахань, Российская Федерация, olga.romanova71@mail.ru, SPIN-код: 3324-3600, AuthorID РИНЦ: 422276.

Authors

Boris V. Kaigorodov — D.Sc. in Psychology, Professor, Department of General and Cognitive Psychology, Astrakhan State University, Astrakhan, Russian Federation, kai_bor@mail.ru, © https://orcid.org/0000-0002-7506-3896, SPIN-Code: 8179-6700, AuthorID RSCI: 335020.

Natalya G. Myasnyankina — PhD in Psychology, Associate Professor, Department of General and Cognitive Psychology, Astrakhan State University, Astrakhan, Russian Federation, mnatasha75@mail.ru, SPIN-Code: 3928-3322, AuthorlD RSCI: 699383.

Olga V. Romanova — PhD in Psychology, Associate Professor, Department of General and Cognitive Psychology, Astrakhan State University, Astrakhan, Russian Federation, olga.roma-nova71@mail.ru, SPIN-Code: 3324-3600, AuthorlD RSCI: 422276.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Кайгородов Б.В. Представления о ненужности у студентов / Б.В. Кайгородов, Н.Г. Мяснянкина, О.В. Романова. — DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(1).18. — EDN JBU-JRF // Baikal Research Journal. — 2022. — Т. 13, № 1.

For Citation

Kaigorodov B.V., Myasnyankina N.G., Romanova O.V. Ideas about the Uselessness of Students. Baikal Research Journal, 2022, vol. 13, no. 1. (In Russian). EDN: JBUJRF. DOI: 10.17150/2411-6262.2022.13(1).18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.