Научная статья на тему 'Представления о научной картине мира как методологическая основа совершенствования профессиональной культуры учителя химии'

Представления о научной картине мира как методологическая основа совершенствования профессиональной культуры учителя химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапина Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представления о научной картине мира как методологическая основа совершенствования профессиональной культуры учителя химии»

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ Ю.В. Лапина, старший преподаватель кафедры естественнонаучного образования Новосибирского ИПКиПРО, учитель химии высшей квалификационной категории гимназии №1 г. Новосибирска

Какие-то представления о мире и своём месте в этом революции:

мире у человека существуют всегда. Однако чаще все-_го человек не анализирует эти представления. Они выступают как данность, естественный порядок вещей. Такой естественный порядок вещей и называют реальностью, целостным миром или картиной мира [1]. Человек сознательно пытается все предметы и события мира каким-то образом соединить между собой той или иной связью или последовательностью. Картина мира может быть образованием разного уровня сложности и научности. Она может быть индивидуальным образованием, но существует и картина мира, складывающаяся в общественном сознании и отражающая принятую обществом систему взглядов на мир соответственно достигнутому уровню развития цивилизации. Научная картина мира (НКМ) складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях его исторического развития.

Особенности интеллектуального освоения мира в каждую историческую эпоху определяются социальными предпосылками. По мере развития наука может столкнуться с принципиально новыми типами объектов, осмысление функционирования которых не укладывается в рамках сложившейся картины мира. Новые объекты могут потребовать и иной организации познавательной деятельности, что может привести к смене картины мира путем научной революции. В генезисе науки (в современном ее понимании) выделяют следующие

■ XVII в. (становление классического естествознания, изучающего преимущественно объекты и простые системы);

■ конец XIX - начало XX в. (становление неклассической науки, нацеленной на исследование сложных систем);

■ середина XX в. (становление постнеклассической науки, исследующей сложные самоорганизующиеся и саморазвивающиеся системы) [3].

В этом смысле современные философы выделяют три типа НКМ: классическая картина мира, неклассическая и постнеклассическая картина мира.

В формировании современной общенаучной картины мира сыграли определяющую роль три важнейших концептуальных направления в науке ХХ века: теория нестационарной Вселенной, синергетика, теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы. Ядром современной научной картины мира являются идеи самоорганизации и принципы универсального эволюционизма, объединяющие в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.

Анализируя концептуальные идеи устройства мира, понимая, принимая или отвергая их, оперируя современным научным знанием, человек приходит к определенным представлениям о научной картине мира. Один из возможных вариантов оформления этих представлений предложен нами в модели на рис. 1.

Представления о научной картине мира

Представление - это чувственный образ предметов и яв- чувств. Исключительная роль представлений в процессе по-лений действительности, ранее воздействовавших на органы знания состоит в том, что с их помощью мысленно воссозда-

ется действительность тогда, когда ее непосредственное восприятие невозможно. Представление - это неполное, приблизительное, предварительное знание [6, с. 213].

В максимально обобщенном виде представление выступает структурно-содержательной формой конституирования мировоззрения как системы наиболее общих представлений о мире, человеке и месте человека в мире [5, с. 543]. Основываясь на словарных толкованиях понятия «представление» и абстрактность и сложность комплексного объекта - «научная картина мира», мы под представлениями о научной картине мира будем понимать субъективно осмысленную исторически сложившуюся систему взглядов на устройство мира и принципы его функционирования, основанные на фундаментальных закономерностях природы.

Исходя из этих представлений, человек реализуется как личность. Одним из условий реализации человека с профессиональной точки зрения является преломление общепринятых наукой современных взглядов на функционирование мира в сферу его деятельности. Так, учитель химии преломляет содержание своего учебного предмета с позиций современной научной картины мира. Эффективность этой деятельности определяется уровнем профессиональной культуры учителя.

Научная картина мира проявляется, по мнению В.К. Лукашевича, четырьмя видами представлений, характеризующих исследуемый объект:

- о фундаментальных объектах, из которых предполагаются построенными все другие объекты;

- о типологии объектов, изучаемых данной наукой;

- об общих механизмах взаимодействия объектов (особенностях причинно-следственных связей и закономерностей исследуемых процессов);

- о пространственно-временных характеристиках исследуемой реальности [4].

Перечисленные виды представлений интерпретируются с позиций специальных научных знаний, определяемых типом исследуемого объекта.

В процессе преподавания каждого предмета учитель, опираясь на фундаментальные понятия, законы и теории конкретной науки, формирует у учащихся частнонаучную - химическую, биологическую, физическую картину мира1, которая является необходимым звеном для целостного восприятия окружающей действительности.

Таким образом, философское осмысление химического содержания способствует пониманию доминант новой картины мира, что приводит не только к целостному восприятию окружающей действительности, но и создает новый мировоззренческий фон для ее творческого преобразования, инициирует человеческую активность. Осознание необходимости постоянного развития системы любого уровня, принятие альтернативности способствует эмоциональной переоценке смысла собственной деятельности, возникновению побудительных мотивов. Интерпретация и оценка фактов, явлений, событий окружающей действительности осуществляются на основе личностно-значимых ценностей и соотносятся с системой собственных потребностей. Высшие потребности, которым посредством мотива человек подчиняет все низшие (витальные) потребности, образуются под влиянием большого количества социальных факторов. Одним из важнейших факторов, по нашему мнению, является индивидуальное восприятие картины мира, способствующее формированию представлений о ней и сопровождающееся широким использованием субъектного опыта. Таким образом, НКМ выполняет не только мировоззренческую функцию, но и методологи-

1 Некоторые авторы, в частности В.Б. Вязовкин, настаивают, что термин «химическая картина природы» более точен, чем «химическая картина мира», так как понятие «мир», помимо природы, включает в себя все, что связано с обществом. Мы в нашем исследовании будем употреблять традиционное понятие «ХКМ».

ческую, выступая в качестве основы профессиональной творческой деятельности человека.

Когда говорят о достижениях науки, влияющих на культуру, то в первую очередь речь идет не о специальных результатах теоретических и эмпирических исследований, а об их аккумуляции в представлениях научной картины мира. За счет упрощений и схематизации картина мира выделяет из бесконечного многообразия реального мира именно те его сущностные связи, познание которых и составляет основную цель науки на том или ином этапе её исторического развития [7]. Современное осмысление механизмов функционирования мира связано с постнеклассическим стилем мышления, основными акцентами которого являются: новое понимание соотношения целого и части; новое отношение к процессу развития, хаосу, вероятности, к природе и человеку; принятие условий их равноправного взаимодействия.

Понимание и принятие педагогом концептуальных идей нового стиля мышления, диктуемого сложными механизмами устройства мира, делают невозможным использование в его педагогической деятельности устаревших подходов. Поиск новых эффективных методических приемов активизирует и «включает» механизмы самосовершенствования личности учителя. Осознание тонкостей связей мироздания на всех уровнях организации материи, их генетическое единство и в то же время многоликость проявлений, чаще всего противоречиво интерпретируемых, заставляют человека пересмотреть свое отношение к процессу познания, к окружающим, к себе, к миру, к собственной деятельности. Ряд педагогов-теоретиков подчеркивают, что «культура» означает, прежде всего, социально-политические основы мировоззрения человека, его знания о том, как функционирует мир. Таким образом, изучение вопросов содержания научной картины мира и процессы самосовершенствования личности учителя представляются нам как взаимосвязанные. «Специальные научные понятия и представления могут обрести мировоззренческий статус и затем отрезонировать в других сферах культуры только через процедуру их соотнесения с научной картиной мира», - отмечает В.С. Степин [7]. Таким образом, содержание научной картины мира (НКМ) можно рассматривать как некую исследовательскую программу, проектирующую приращение нового знания и запускающую процессы самосовершенствования личностных структур педагога, мотивирующую его профессиональную деятельность. По мнению В.И. Загвязинского и Р. Атаханова, учение об исходных положениях, принципах, способах познания, объяснительных схемах преобразования действительности называют методологией науки [2, с. 40]. В педагогике методологию определяют как учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности, - следовательно, научную картину мира можно считать методологическим средством совершенствования профессиональной культуры учителя. На наш взгляд, очевидна зависимость между уровнем компетентности в вопросах современного миропонимания учителя химии и уровнем его профессиональной культуры (рис. 2).

Учитель химии, аккумулируя, схематизируя специальные научные знания, соотносит их с концептуальными идеями современного миропонимания. В результате этих процессов учитель выделяет сущностные связи и фундаментальные закономерности, лежащие в основе функционирования всех систем, в том числе и педагогических. С функционированием педагогических систем непосредственно связана профессиональная деятельность учителя, которая является отражением мировоззренческих установок, формирующихся на фоне представлений о научной картине мира. Мировоззрение любого человека является одной из составляющей его культуры, важнейшим компонентом которой являются ориентиры, связанные с профессиональной деятельностью. Следовательно, представления о научной картине мира можно считать методологической основой совершенствования профессиональной культуры педагога.

Рис. 2. Проектирующая роль НКМ

Литература

1. Бляхер Е.Д. "Картина мира" и механизмы познания / Е.Д. Бляхер, Л.М. Волынская. - Душанбе, 1976.

2. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

3. Королев Н.И. Философское понимание мира и человека: учеб. пособие / Н.И. Королев, В.В. Терентьев. - М.: МИИТ, 2000.

4. Лукашевич В.К. Научный метод : структура, обоснование, развитие : автореф. дис. ... д-р. филос. наук / В.К. Лукашевич. - Минск, 1992.

5. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грищина. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998.

6. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

7. Степин В.С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / В.С. Степин, Л.Ф. Кузнецова. - М., 1994.

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ХИМИИ В УСЛОВИЯХ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

М.С. Павлова, Якутский государственный университет

На сегодняшний день в системе высшего профессионального образования подготовкой педагогов успешно занимаются не только педагогические институты, университеты, академии, но и классические университеты.

Как отмечено в педагогическом словаре, разница между университетским и педагогическим образованием заключается в том, что студенты университетов получают в большем объеме научную подготовку, студенты пединститутов - педагогическую.

Цель и задачи подготовки учителя являются общими для обоих типов учебных заведений, в реальной практике в каждом из них объективно представлен различный набор условий. В настоящее время имеется ряд исследований, затрагивающих проблему подготовки преподавателя в условиях классического университетского образования. Так, В.Н. Ваганова, анализируя различные варианты подготовки учителя в университетах России, выделяет два направления. Первое направление связано с разнообразием структуры и содержания профессиональной подготовки педагогов в университетах России (педагогические факультеты, педагогическая специализация, послевузовское профессиональное образование и др.); второе обусловлено введением Государственных требований к

минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель», которые как бы определяют необходимое единообразие профессиональной подготовки студентов университетов.

Известно, что современный учитель химии должен быть высококвалифицированным специалистом: обладать не только специальными знаниями по предмету, но и методическими, быть готовым к педагогическим инновациям, гибкой адаптации к меняющимся условиям. От него требуется высокий профессионализм в работе, социальная активность, сознательное и творческое отношение к труду, умение сотрудничать с учащимися. Классические университеты традиционно располагают возможностями подготовки преподавателей такого типа, органически сочетая фундаментальную общенаучную подготовку и научно-исследовательскую работу, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для творчества, самостоятельных поисков в избранной области знаний.

Якутский государственный университет - единственный на северо-востоке страны классический вуз - тоже не является исключением. Вот уже 50 лет ЯГУ выпускает на своих факультетах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.