Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГОРОДСКОМ ПАТРИОТИЗМЕ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ КАК СУБКУЛЬТУРНЫЙ ИНДИКАТОР ВЕКТОРА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГОРОДСКОМ ПАТРИОТИЗМЕ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ КАК СУБКУЛЬТУРНЫЙ ИНДИКАТОР ВЕКТОРА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
78
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГОРОДСКОЙ ПАТРИОТ / КОНКУРЕНЦИЯ ГОРОДОВ / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / МОЛОДЕЖНАЯ АУДИТОРИЯ / МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дудина Марина Михайловна, Смирнова Наталья Андреевна, Смирных Анастасия Юрьевна

В статье представлены результаты анализа работ студенческой молодежи, созданные на основе субъективных характеристик городского патриота. Исследование было обусловлено, с одной стороны, актуальностью поиска путей формирования патриотических настроений молодежи не только на уровне страны, но и в городском пространстве, с другой - обесцениванием данного качества в отдельных слоях населения, в том числе обучающихся. Изучение представлений студентов о проявлении городского патриотизма позволяет определить направления усилий муниципальных властей по созданию условий для формирования патриотично настроенной молодежи, в частности в Екатеринбурге. Исследование основывалось на изучении опубликованных результатов научных статей, посвященных проблеме патриотизма, его проявлениях в различных аспектах, на различных возрастных этапах, в различных территориальных условиях. Использован метод контент-анализа. Отдельные результаты были апробированы в рамках IV Международного симпозиума Екатеринбургской академии современного искусства «Городской патриотизм: экономика, политика и культура локальных перемен» (27-30 сентября 2021 года). Были определены дескрипторы, позволяющие фиксировать представления студенческой молодежи о патриотичном горожанине. Выявлена система взглядов молодежи на развитие городского пространства, способного вызывать психологическую комфортность проживания в городе, формирование привязанности к нему, желание остаться и конструктивно проявлять свою гражданскую позицию. Статья адресована научным и практическим работникам, связанным с развитием различных городских систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дудина Марина Михайловна, Смирнова Наталья Андреевна, Смирных Анастасия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERCEPTIONS OF URBAN PATRIOTISM AMONG THE YOUTH AS OF SUBCULTURAL INDICATOR OF THE MUNICIPAL CHANGES VECTOR

The article presents the results of the analysis of the works by the student youth, based on the subjective characteristics of an urban patriot. The research was preconditioned by the relevance of the search for ways of developing patriotic sentiments of the youth not only at the country level, but also in the urban space, and on the other hand, by the devaluation of this quality in certain population segments, including students. The research of the students' perceptions of the urban patriotism manifestation allows for the identification of the directions of the municipal authorities' efforts to create conditions for the patriotic youth formation, in Ekaterinburg in particular. The research was based on studying the published results of scholarly articles on the issue of patriotism, its manifestations in various aspects, at different age stages, in different territorial conditions. The method of content analysis was employed. Certain results were tried out in the context of the IV International Symposium of the Ekaterinburg Academy of Contemporary Art 'Urban patriotism: economics, politics and culture of local changes' (September 27-30, 2021). Descriptors were identified, which allow for registering the perceptions of the student youth about a patriotic city resident. The system of young people's views on the urban space development is revealed, which is able to make living in the city psychologically comfortable, the formation of attachment to it, the desire to stay and constructively demonstrate their civic position. The article is addressed to scientific and practical spcialists connected with various urban systems development.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГОРОДСКОМ ПАТРИОТИЗМЕ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ КАК СУБКУЛЬТУРНЫЙ ИНДИКАТОР ВЕКТОРА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН»

DOI: 10.22394/2304-3385-2021-4-34-40

ВАК: 22.00.08, 08.00.05

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГОРОДСКОМ ПАТРИОТИЗМЕ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ КАК СУБКУЛЬТУРНЫЙ ИНДИКАТОР ВЕКТОРА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ: Дудина Марина Михайловна

Екатеринбургская академия современного искусства (620012, Россия, Екатеринбург, ул. Культуры, 3) и dudinamm@gmail.com Смирнова Наталья Андреевна Екатеринбургская академия современного искусства (620012, Россия, Екатеринбург, ул. Культуры, 3) и smimovana07@mail.ru Смирных Анастасия Юрьевна Уральский институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (620144, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66) и ms.smirnykh@yandex.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

патриотизм, городской патриот, конкуренция городов, городское пространство, молодежная аудитория, молодежная субкультура, студенты.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Дудина М.М., Смирнова Н.А., Смирных А.Ю. Представления о городском патриотизме среди молодежи как субкультурный индикатор вектора муниципальных перемен // Муниципалитет: экономика и управление. 2021. № 4. С. 34-40.

Pro et contra

ема патриотизма достаточно активно обсуждается в проблематике различных наук: философии, культурологи, социологии, филологии, психологии и др. Это неслучайно, так как исследователи отмечают, с одной стороны, обесценивание патриотизма с позиций эмоционального от-

АННОТАЦИЯ:

В статье представлены результаты анализа работ студенческой молодежи, созданные на основе субъективных характеристик городского патриота. Исследование было обусловлено, с одной стороны, актуальностью поиска путей формирования патриотических настроений молодежи не только на уровне страны, но и в городском пространстве, с другой - обесцениванием данного качества в отдельных слоях населения, в том числе обучающихся. Изучение представлений студентов о проявлении городского патриотизма позволяет определить направления усилий муниципальных властей по созданию условий для формирования патриотично настроенной молодежи, в частности в Екатеринбурге.

Исследование основывалось на изучении опубликованных результатов научных статей, посвященных проблеме патриотизма, его проявлениях в различных аспектах, на различных возрастных этапах, в различных территориальных условиях. Использован метод контент-анализа. Отдельные результаты были апробированы в рамках IV Международного симпозиума Екатеринбургской академии современного искусства «Городской патриотизм: экономика, политика и культура локальных перемен» (27-30 сентября 2021 года).

Были определены дескрипторы, позволяющие фиксировать представления студенческой молодежи о патриотичном горожанине. Выявлена система взглядов молодежи на развитие городского пространства, способного вызывать психологическую комфортность проживания в городе, формирование привязанности к нему, желание остаться и конструктивно проявлять свою гражданскую позицию. Статья адресована научным и практическим работникам, связанным с развитием различных городских систем.

ношения к Родине, с другой -необходимость его формирования с позиций активного гражданина, способного развивать различные социальные структуры: общество, экономику, политику, культуру.

В осмыслении понятия «патриотизм» выделяют как прогрессивные смыслы, так и дегра-дационные. В высказываниях

известных мыслителей встречается мнение о патриотизме как позитивной социальной ценности, так и проявлении негативного нивелирования. Приведем известные афоризмы [1].

«Любовь к Родине - первое достоинство цивилизованного человека» (Наполеон).

«Только два сорта и есть, податься некуда: либо патриот

своего отечества, либо мерзавец своей жизни» (А. Островский).

«Никогда не будет в мире покоя, пока вы не выколотите патриотизм из человеческого рода» (Б. Шоу).

«Нападки на недостатки и пороки народности есть не преступление, а заслуга, есть истинный патриотизм» (В. Белинский).

Подобные высказывания, вырванные из соответствующих контекстов, цитируются современной молодежью, но не всегда понимаются на сущностном уровне и являются ориентиром их отношения к патриотизму в целом, формированию поверхностных позиций, а также мотивации любой активности (в том числе, основанной на алогичных парадоксах типа: «Настоящий долг патриота - защищать страну от ее правительства» (Т. Пейн) [2, с. 17]).

«Мое, кровное»

Актуализация проблемы наличия патриотизма среди населения страны связана с ростом конкурентоспособности не только на внешнем международном уровне, (в этом случае патриотизм рассматривается как любовь к Родине, стране в целом), но и на региональном уровне - конкуренцией областей и различных городов.

Современные ориентиры в явлении патриотизма направлены, прежде всего, на территориальную идентификацию как средство повышения экономического благополучия региона или города. В этом случае патриотизм соотносят с любовью к малой Родине, городу [3].

Проблема осмысления городского патриотизма связана с конкуренцией современных городов России, которая обусловлена стремлением в дихотомии «столица - провинция» занять более привлекательное положение, ассоциирующееся с приближением к столичным ценно-

стям, столичному образу жизни [4]. Отсюда желание ряда городов использовать в своей характеристике понятие «столица»: «Санкт-Петербург - культурная столица», «Казань - третья столица», «Екатеринбург - столица Урала» и т. д.

Отмечается, что конкуренция среди городов обусловлена борьбой за привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест, что будет способствовать эффективному развитию экономики города, а значит, и повышению уровня комфортности проживания и взаимодействия населения с городом [5; 6].

В целом конкурентоспособность зависит от многих факторов и рассматривается как система, способная удовлетворять потребности жителей региона, в которую входят различные параметры, в том числе активность населения, его человеческий капитал [7].

Человеческий капитал является одним из приоритетных, так как именно он реализует и использует конкурентные преимущества города. Несомненно, динамичные человеческие ресурсы в настоящее время связываются с молодежью, которая в отличие от взрослых склонна к перемене мест, поиску преимуществ в других городах, в частности в столице нашей Родины и в городах других стран. При этом одним из действен-

ных рычагов сдерживания оттока населения является городской патриотизм. Известно, что патриот той или иной территории не часто стремится поменять место жительства, а если и меняет, то старается вернуться обратно и самореализоваться на «малой родине» [6; 8].

Молодежная аудитория имеет особенную систему взглядов, ценностей, стиль поведения, отличающиеся от доминирующей культуры горожан и влияющие на представления о городском патриоте. Молодежная субкультура все больше влияет на социальные процессы в современной России, и именно молодое поколение в какой-то степени определяет приоритеты будущего [9]. В связи с этим в настоящее время актуализируются исследования представлений о городском патриотизме именно молодежной аудитории как самой динамичной части общества, быстро реагирующей на малейшие изменения в социуме и культуре [10; 11].

Как следствие, целью исследования было выяснить доминирующие характеристики городского патриотизма у современных студентов старших курсов, через год или два заканчивающих вуз и приступающих к поиску рабочих мест.

Исследование строилось на изучении субъективного мнения студентов, полученного в

В 2019 году в Екатеринбурге 4 тысячи человек зажгли «Свечи памяти»

как символ света, которым освещались землянки в годы войны.

результате опроса, и выяснении наиболее значимых дескрипторов городского патриота. Для опроса использовалось задание, заключающееся в описании характера городского патриота, через подражание описанию характеров людей античным философом Феофрастом. В опросе приняли участие 28 студентов третьего курса Екатеринбургской академии современного искусства, обучающихся по направлению «Искусства и гуманитарные науки». Использование качественного метода сбора данных позволяет считать данную выборку адекватной целям и задачам анализа.

История одного города

Входе обработки описаний были выявлены 59 дескрипторов городского патриота, которые затем были обобщены по степени повторяемости и смысловой близости и создали 16 групп характеристик.

Прежде всего, следует отметить, что все 28 студентов (100 %) определили городской патриотизм как любовь к городу, что свидетельствует о едином понимании описываемого феномена.

Наиболее популярными стали две группы дескрипторов, набравших более 60%: «История» (68 %) и «Гражданская активность» (61 %). Группа дескрипторов «История» включала в себя следующие показатели: знание истории появления своего города, его становление, происхождения названия улиц, желание делиться интересными историями о зданиях, мостах, парках, улицах и о своей малой родине в целом, знание традиций и особенностей города. Следовательно, молодежь нуждается, прежде всего, в системном и систематическом получении информации о городе из различных источников. В настоящее время данную информацию подрастающее поколение получает не системно, а в

виде разрозненных сведений за счет самообразования, от родителей и родственников, отдельных воспитательных мероприятиях, локальных СМИ, единичных экскурсиях, посещений местных учреждений культуры. Безусловно, есть примеры систематического знакомства молодежи с историей Екатеринбурга. Например, муниципальное учреждение культуры «Библиотечный центр „Екатеринбург"», являясь хранилищем уникальной литературы по краеведению Урала и Екатеринбурга, регулярно проводит мероприятия для горожан, в том числе для молодежи и школьников, на которых вопросы истории родного края рассматриваются с самых различных сторон городской жизни. Другой пример. В Екатеринбургской академии современного искусства ведется преподавание дисциплины «Екатеринбурговеде-ние». Однако данный опыт слабо поддерживается в других учебных заведениях города, в том числе общеобразовательных. При этом незнание истории Екатеринбурга, знаковых его событий, известных личностей и достижений не позволяет сформировать в сознании молодежи це-

лостный образ уникального современного мегаполиса, заслуживающего уважение и чувство гордости за проживание в нем. Это формирует у молодых горожан устойчивое чувство отчуждения от «малой родины».

В «гражданскую активность» вошли такие характеристики, как участие в различных мероприятиях и событиях города, волонтерская деятельность, распространение информации и новостей о городе в социальных сетях. Этот дескриптор позволяет увидеть в представлениях о локальном патриотизме стремление молодежи принести пользу городу и тем самым проявить себя, внести свой вклад в его развитие и иметь счастье гордиться результатами труда в местном сообществе. В настоящее время в городах и в крупных населенных пунктах активно функционируют волонтерские молодежные организации, деятельность их направлена как на оказание помощи горожанам (особенно актуальна в современных эпидемиологических условиях), так и на решение экологических задач (субботники, очистка территории, раздельный сбор мусора). В основном инициатива организации тех или

Таблица 1 - Результаты опроса студентов с целью выявления наиболее значимых дескрипторов городского патриота

№ Название дескриптора Кол-во человек Доля

1 История 19 68%

2 Гражданская активность 17 61%

3 Привязанность к городу 13 46%

4 Защита интересов граждан, репутация города, культура 13 46%

5 Внутренняя власть 10 38 %

6 Архитектура, памятники, достопримечательности 9 32 %

7 Гордость 9 32 %

8 Поддержание чистоты и порядка в городе 9 32 %

9 Желание чествовать город 9 32 %

10 Проявляет восхищение каждой мелочью 4 15%

11 Уважает город, традиции 4 15%

12 Имеет собственное видение правильного горожанина 3 11 %

13 Желает проводить все время в городе 3 11 %

14 Не выделяет себя среди других горожан, живет как другие 3 11 %

15 Ощущает гармонию и счастье в городе 3 11 %

16 Готов принести себя в жертв ради города 3 11 %

Патриотизм стал рычагом сдерживания оттока населения с бедных территорий

иных волонтерских акций принадлежит молодежным организациям, близким к органам городской власти, хотя известны примеры молодежных инициатив, имеющих неформальный характер.

Мирное сусло

чевидно, что для молодежи свойственно стремление к ярким и необычным обстоятельствам [12]. В советское время молодежь участвовала в покорении целины, строительстве БАМа и заводов в экстремальных условиях, в стройотрядовском движении «Молодежный жилой комплекс» и др. Молодым людям в обыденной жизни не хватает экстремальности, риска, драйва, поэтому они нередко участвуют в сомнительных с точки зрения законности и правопорядка мероприятиях - от политических акций до экстремальных автогонок и вандалистских граффити. Следует сформулировать прямой запрос к муниципальной власти на создание условий для реализации нестандартных инициатив молодежного населения города с установлением правил, позволяющих направить энергию молодых горожан на пользу города.

Еще два дескриптора имеют значимый характер, так как их указали почти половина опрошенных. Они набрали по 46 % ответов. К ним относятся «Привязанность к городу» и «Защита интересов граждан, репутация города, культура».

«Привязанность к городу» студенты охарактеризовали как желание вернуться в город или прожить в нем всю жизнь, теплые воспоминания о городе, его событиях и особенностях. Дан-

ный дескриптор связан с положительным отношением к городу как близкой и родной территории; ожиданием эмоциональной поддержки и защиты со стороны городских властей, его жителей и сообществ; предположением, что реализуемые формы молодежного поведения будут приняты. Исследования показывают, что привязанность к городу, прежде всего, связана с эмоционально-смысловыми значениями города для молодых людей (место силы, эмоционально заряженный, эмоционально комфортный и др.) и функционально-содержательными возможностями для них (перспективное построение карьеры, комфортное проживание, разнообразный досуг, ресурсные источники саморазвития и др.) [13]. Поэтому городские события не должны формировать у молодежи потребительское отношение к городу, но создавать условия для появления чувства сопричастности к происходящему, к городской жизни, давать возможности заявить и проявить себя, идентифицироваться с активным городским сообществом. Это будет гарантированно формировать эмоциональные связи молодежи с пространством их жизни, с городом.

Известны примеры поддержки муниципалитетами молодежных инициатив через создание условий для реализации социально-психологических потребностей личности, которые связаны с городской средой [12]. Среди них: грантовая поддержка молодежных проектов, ориентированных на улучшение городского пространства; развитие культуры и искусства, предпринимательских инициатив, образовательных программ.

Достижение успеха, признание, долгосрочные перспективы -именно на это рассчитывает молодежь, оставаясь в городе. Часто отсутствие вовлеченности властей в реализацию молодежных интересов и потребностей создает впечатление, что эта возрастная группа является чужой и инородной для города.

Еще один дескриптор «Защита интересов граждан, репутация города, культура» связан с отстаиванием чести своего города, организацией культурного просвещении горожан. В целом данный дескриптор отражает имидж города, его значимость среди других городов страны, предоставление возможностей для реализации различных видов не только профессиональной, но и досуговой деятельности, создание комфортного проживания, высокооплачиваемых рабочих мест, эффективного использования свободного времени. Данный дескриптор характеризует нравственное отношение к городу, связанное с чувством гордости, восхищением от впечатляющих и вполне заслуженных перспектив его пространственного развития, отрицанием даже намека быть отчужденным от жизни городского сообщества.

Защита репутации города предполагает высокую активность за признание высокого статуса города в сознании его жителей. Екатеринбург имеет достаточно противоречивый имидж. С одной стороны, это вызывающие гордость периоды, связанные с индустриализацией страны, героическим трудом горожан в годы Великой Отечественной войны на нужды фронта [ 14]. С другой - это место расстрела царской семьи, граница Европы-Азии - своеобразная черта на краю континентов, искусственно уничижающие оценки («Город бесов», «Грязебург» -дискуссионные и сложные для восприятия, иногда противоречивые с точки зрения обще-

Серийное появление комфортных мест для самореализации молодежи станет триггером городского патриотизма

ственной оценки и культивирования чувства уважения к городу дескрипторы).

Проспект молодости

ем не менее, за последние годы в Екатеринбурге появилось достаточно много заманчивых культурных событий, отражающих особенности города и создающих его привлекательный образ среди других городов-миллионников. К ним относятся: Уральская индустриальная биеннале современного искусства, Филармонические фестивали, Царские дни, Уральская ночь музыки, Венский фестиваль музыкальных фильмов, Иннопром, Форум 100+, различные фестивали современного танца и др. В городе работают и реализуют неповторимые проекты учреждения культуры и искусства -Ельцин центр, Музей наивного искусства, Музей Э. Неизвестного, Музей военной техники, Театр Н. Коляды, Театр «Урал Опера Балет» и др.

Культурная жизнь играет в настоящее время очень значимую роль в привлечении внимания к городу и формировании городского патриотизма. Студенты абсолютно правомерно связывают развитие культуры города с защитой его интересов, чести и достоинства. Именно культурная жизнь является инструментом формирования городского патриотизма среди молодежи как наиболее активной аудитории культурных событий. Скучная, однообразная жизнь не привлекает молодежь. Кроме того, расширение возможностей для проведения досуга, создание так называемых

«третьих мест» для комфортного общения и творческой самореализации молодежи безусловно станет триггером городского патриотизма.

Еще один блок дескрипторов городского патриота составили характеристики, набравшие около трети голосов участников опроса. В него вошли: «Внутренняя власть» (38 %), «Архитектура, памятники, достопримечательности» (32 %), «Гордость» (32 %), «Поддержание чистоты и порядка в городе» (32 %), «Желание чествовать город» (32 %). Эти характеристики патриотичного горожанина также связаны с его активной деятельностью.

«Внутренняя власть»: общение с администрацией города, доверие к городским властям, способность влиять на изменения и предлагать пути решения различных городских проблем, уверенность в том, что его голос будет услышан, желание внести свой вклад в развитие города.

«Архитектура, памятники, достопримечательности». Сохранение культурного наследия, наличие фотографий с достопримечательностями, посещение культурных событий города.

«Гордость»: понимание уникальности города, его особенностей, исторических достижений горожан, конкретных людей, проживающих в городе и прославляющих его своими достижениями (особенно в сфере культуры и искусства).

«Поддержание чистоты и порядка в городе»: участие в субботниках, соблюдение порядка, создание новых парков, арт-объектов, украшающих город.

«Желание чествовать город»: восхваление города, «хвастовство», воспевание города как лучшего места на земле - все это должно присутствовать в городском пространстве, в городском сообществе. Если не обращать внимания на лучшие стороны, то горожане и не будут знать, что же хорошего в том городе, где они родились и живут. Многие, только переехав, начинают осознавать свою идентичность с родным городом.

Другие дескрипторы не набрали большого количества голосов. Максимальное значение у них колеблется между 10 % и 15 %. Это такие, как «Проявляет восхищение каждой мелочью», «Уважает городскую историю, традиции», «Имеет собственное видение правильного горожанина», «Желает проводить все время в городе», «Не выделяет себя среди других горожан, живет как другие», «Ощущает гармонию и счастье в городе», «Готов принести себя в жертву ради города». В основном: эти дескрипторы являются частными случаями рассмотренных выше. Тем не менее, их можно использовать как уточняющие в понимании сущности патриотично настроенного горожанина.

Гении места

целом, исходя из полученных описаний, можно обозначить наиболее значимые характеристики городского патриота с позиций современной молодежи и определить пути формирования данного качества усилиями городских властей и сообществ.

Данное исследование, безусловно, не может претендовать на всеобъемлющее представление городского патриота у молодежной аудитории, но дает ценностные ориентиры в создании условий для развития такого качества. Возможно, требуется более широкая аудитория, так как опрошенные студенты

осваивают профессии в сфере культуры и искусства, поэтому на их описание чувств городского патриота достаточно часто влияет выбранная ранее сфера профессиональных интересов.

Кроме того, формирование чувства городского патриотизма не может рассматриваться изолированно от других уров-

ней проявления данного качества - глобального, национального, локального (район, улица), так как они вполне могут вступать в конфликт друг с другом [15]. Однако, делая акцент на формировании основы для национального или глобального патриотизма, не стоит недооценивать силу энергии патри-

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

отизма городского. Становление ценностных качеств, к которым принадлежит и патриотизм, невозможно представить без трепетного чувства любви к тому месту, где живешь. А задача городских властей - создать условия для выражения этого чувства с поправкой на «молодежную специфику». ■

[1] Борохов Э. (2000). Энциклопедия афоризмов (Мысль в слове). М.: ООО «Издательство АСТ». 720 с. С. 372-373.

[2] Кузнецова А.М., Кузнецов А.Е. (2015). Антиномии смыслов: патриотизм VS космополитизм // Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 14А. С. 10-17.

[3] Какие формы народного творчества рождает патриотизм? // ПостНаука. URL: https://postnauka.ru/video/52639 (дата обращения: 11.11.2021).

[4] Галактионова Н.А. (2015). Соотношение центра и периферии в провинциальной идентичности // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». № 3. С. 94-98.

[5] Чупров А.С. (2003). О принципе конкурентоспособности в управлении городом // Вестник Челябинского государственного университета. Т. 7. № 1. С. 5-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[6] Молочников Н.Р. (2005). Региональная конкурентоспособность: предметы конкуренции и методы оценки // Российское предпринимательство. № 1. С. 19-24.

[7] Фатхутдинов Р.А. (2005). Стратегический менеджмент: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Дело. 448 с. С. 141.

[8] Нифаева О.В. (2014). Цивилизованная модель экономических отношений в России: институциональный подход // Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 184. С. 361-368. С. 362.

[9] Александров Р.Ю. (2009). Автономность молодежной субкультуры // Научная мысль Кавказа. № 1 (57) С. 58-62.

[10] Шогенова Ф.З. (2018). Современные ценностные ориентации молодежи (социологический аспект) // Вестник АГУ. Вып. 2 (219). С. 126-131.

[11] Ружа В.А. (2009). Формирование патриотизма у студенчества: социологический анализ // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. № 3-4. С. 150-154.

[12] Харзинова В.М. (2016). Социально-психологическая характеристика молодежи и причины ее становления объектом вовлечения в экстремистские и террористические группы // Общество: социология, психология. педагогика. № 2. С. 72-75.

[13] Резниченко С.И. (2016). Феноменология привязанности к дому в разные возрастные периоды : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.13. Психология развития, акмеология. Москва. 29 с.

[14] Ефремова У.П., Дудина М.М., Хаматнуров Ф.Т. (2017). Исследование трудового подвига страны в годы Великой Отечественной войны как условие формирования патриотизма молодежи// Современные проблемы науки и образования. № 2. С. 188.

[15] Папба Д.А. (2015). Интегративный потенциал патриотизма: политико-семантический анализ // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. № 3. С. 87-97.

THE PERCEPTIONS OF URBAN PATRIOTISM AMONG THE YOUTH AS A SUBCULTURAL INDICATOR OF THE MUNICIPAL CHANGES VECTOR

ABSTRACT:

The article presents the results of the analysis of the works by the student youth, based on the subjective characteristics of an urban patriot. The research was preconditioned by the relevance of the search for ways of developing patriotic sentiments of the youth not only at the country level, but also in the urban space, and on the other hand, by the devaluation of this quality in certain popu-

AUTHORS' INFORMATION: Marina M. Dudina

Ekaterinburg Academy of Contemporary Art (3, Kultury St., Ekaterinburg, 620012, Russia); s dudinamm@gmail.com

Natal'yaA. Smirnova

Ekaterinburg Academy of Contemporary Art (3, Kultury St., Ekaterinburg, 620012, Russia); ei smirnovana07@mail.ru Anastasiya Yu. Smirnykh Ural Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (66,8 Marta St., Ekaterinburg, 620144, Russia); e ms.smirnykh@yandex.ru

KEYWORDS:

patriotism, urban patriot, competition between cities, urban space, youth audience, youth subculture, students.

FOR CITATION:

Dudina M.M., Smirnova N.A., Smirnykh A.Yu. (2021). The perceptions of urban patriotism among the youth as a subcultural indicator of the municipal changes vector, Municipality: Economics and Management, no. 4, pp. 34-40.

lation segments, including students. The research of the students' perceptions of the urban patriotism manifestation allows for the identification of the directions of the municipal authorities' efforts to create conditions for the patriotic youth formation, in Ekaterinburg in particular.

The research was based on studying the published results of scholarly articles on the issue of patriotism, its manifestations in various aspects, at different age stages, in different territorial conditions. The method of content analysis was employed. Certain results were tried out in the context of the IV International Symposium of the Ekaterinburg Academy of Contemporary Art "Urban patriotism: economics, politics and culture of local changes" (September 27-30,2021).

Descriptors were identified, which allow for registering the perceptions of the student youth about a patriotic city resident. The system of young people's views on the urban space development is revealed, which is able to make living in the city psychologically comfortable, the formation of attachment to it, the desire to stay and constructively demonstrate their civic position. The article is addressed to scientific and practical specialists connected with various urban systems development.

REFERENCES:

[1] Borokhov E. (2000). Encyclopedia of aphorisms (thought in the word). Moscow: LLC "Publishing AST" 720 p, pp. 372-373.

[2] Kuznetsova A.M., Kuznetsov A.E. (2015). Antinomy of meanings: Patriotism VS Cosmopolitanism, Bulletin of the Buryat State University, vol. 14A, pp. 10-17.

[3] What forms of folk creativity gives rise to patriotism? PostNauka. URL: https://postnauka.ru/video/52639 (accessed 11.11.2021).

[4] Galaktionova N.A. (2015). The ratio of the center and periphery in the provincial identity, Bulletin of the Omsk University. Series: Economics, no. 3, pp. 94-98.

[5] Chuprov A.S. (2003). On the principle of competitiveness in the management of the city, Bulletin of the Chelyabinsk State University, vol. 7, no. 1, pp. 5-7.

[6] Molochnikov N.R. (2005). Regional competitiveness: Competition objects and evaluation methods, Russian Entrepreneurship, no. 1, pp. 19-24.

[7] Fathutdinov R.A. (2005). Strategic Management. Textbook. 4th ed., red. and add. Moscow: Delo. 448 p. Pp. 141.

[8] Nifaeva O.V. (2014). A civilized model of economic relations in Russia: an institutional approach, Scientific works of the Volga Economic Society of Russia, vol. 184, pp. 361-368, p. 362.

[9] Alexandrov R.Yu. (2009). Autonomy of youth subculture, Scientific thought of the Caucasus, no. 1 (57), pp. 58-62.

[10] Shogenova F.Z. (2018). Modern value orientations of young people (sociological aspect), Bulletin ofAGU, vol. 2 (219), pp. 126-131.

[11] Ruzha V.A. (2009). Formation of patriotism in students: sociological analysis, Bulletin of the Vyatka State Humanitarian University, no. 3-4, pp. 150-154.

[12] Harzinova V.M. (2016). Socio-psychological characteristics of young people and the reasons for its formation as an object of involvement in extremist and terrorist groups, Society: Sociology, psychology, pedagogy, no. 2, pp. 72-75.

[13] Reznichenko S.I. (2016). Phenomenology of attachment to the house in different age periods. Abstract of Ph. D. thesis. Moscow. 29 p.

[14] Efremova U.P., Dudina M.M., Khamatnurov F.T. (2017). The study of the country's labor feat during the Great Patriotic War (Eastern Front) as a condition for the formation of youth patriotism, Modern problems of science and education, no. 2, p. 188.

[15] Papba D.A. (2015). Integrative potential of patriotism: political and semantic analysis, Bulletin of Moscow University. Series 12. Political sciences, no. 3, pp. 87-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.