Научная статья на тему 'Представления о детско-родительских отношениях у школьников из семей трудовых мигрантов'

Представления о детско-родительских отношениях у школьников из семей трудовых мигрантов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
283
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СЕМЬЯ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ / КОГНИТИВНЫЙ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ / CHILD-PATERNAL RELATIONS / THE FAMILY OF WORKER MIGRANTS / COGNITIVE / BEHAVIORAL AND EMOTIONAL COMPONENTS OF SOCIAL PRESENTATIONS / EXISTENTIAL COMPONENT OF CHILD-PARENT RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Николаева Анна Васильевна, Защиринская Оксана Владимировна

В статье изучаются представления о детско-родительских отношениях подростков из семей трудовых мигрантов. Рассматриваются особенности этих представлений с учетом различных компонентов: когнитивного, поведенческого, эмоционального и экзистенциального. Показана специфика реализации экзистенциального компонента детско-родительских отношений в зависимости от типа семьи и места проживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Николаева Анна Васильевна, Защиринская Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The perceptions of child-parent relations among pupils from families of migrant workers

The article examines notions of child-parent relationships teenager from families of migrant workers. The features of these presentations are examined taking into account different components: cognitive, behavioral, emotional and existential. The specificity of the implementation of the existential component of child-parent relationship shown, depending on the type of family and place of residence.

Текст научной работы на тему «Представления о детско-родительских отношениях у школьников из семей трудовых мигрантов»

А. В. Николаева, О. В. Защиринская

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ У ШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕМЕЙ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ

С конца 90-х гг. ХХ в. в России и странах ближнего зарубежья появился особый социально-психологический феномен — широко распространенная трудовая миграция населения. Одним из ее видов стало гастарбайтерство. В семьях, где отец уезжает на длительное время заниматься трудовой деятельностью вне пределов своей страны, возникают специфические детско-родительские отношения. В современных исследованиях описаны механизмы их формирования и развития [6, 7]. При этом особенности взаимоотношений в семьях трудовых мигрантов остаются актуальной проблемой в связи с постоянными социально-экономическими изменениями в постсоветском пространстве.

Несмотря на имеющиеся концепции и подходы при исследовании психологических особенностей современной семьи, взаимоотношения между ее членами могут существенно изменяться в зависимости от социальных условий воспитания детей. Актуальность исследования обусловлена изучением представлений о детско-родительских отношениях подростков из семей нового социального типа — семей гастарбайтеров (трудовых мигрантов). Рассмотрение особенностей таких представлений с учетом состава семьи и места проживания позволит лучше изучить данный социально-психологический феномен.

В настоящее время представления подростков о детско-родительских отношениях требуют дальнейшего теоретического изучения. Отношения с родителями в представлениях подростков являются существенными компонентами развития и становления их индивидуальности, а подростковый возраст является самым экзистенциальным периодом жизни человека. Осмысление вопросов экзистенциальной направленности становится незаменимой составляющей индивидуального развития подростка и фактором более полного осознания им себя в качестве активного творца собственной жизни, а также возможного пути достижения собственной психической целостности [1-5, 8]. Таким образом, изучение представлений подростков о детско-родительских отношениях из семей гастарбайтеров имеет научное значение для современной социальной психологии. Данное исследование имеет также практико-ориентированный характер, так как позволяет определить содержание психологической помощи подросткам из семей гастарбайтеров, которые входят в группу социального риска [2, 3].

В качестве объекта исследования выступил феномен внутрисемейных отношений у подростков, в семьях которых отец в качестве трудового мигранта на длительное время покинул Молдавию. Предметом исследования являлись представления подростков из семей гастарбайтеров о детско-родительских отношениях.

Для решения поставленных задач использовались методы психологического исследования: биографический, беседы, наблюдения, тестирования, экспертных оценок, проективный. Эмпирическое исследование было проведено с помощью опросника «Подростки о родителях» в модификации Л. И. Вассермана, И. А. Горьковой, Е. Е. Ромицыной; личностного опросника Т. Лири (модифицированный вариант); ме-

© А. В. Николаева, О. В. Защиринская, 2010

тодики «Три вопроса: человечеству, отцу, матери, себе» (авторский вариант); методики «Незаконченные предложения» Д. Сакса (модифицированный вариант); опросника «Актуальность экзистенциональных задач» Л. А. Цыдзик, Е. П. Кораблиной.

Для проверки и анализа изучаемых показателей представлений подростков о детско-родительских отношениях применялись методы математико-статистического анализа: сравнение различий (Ь-критерий Стьюдента), корреляционный анализ (г-корреляции Спирмена), контент-анализ, дисперсионный анализ (АМОУА), факторный анализ.

В исследовании приняли участие подростки в возрасте 14-15 лет в количестве 367 человек. Основная группа испытуемых состояла из 135 школьников из семей гастарбайтеров. Для проведения сравнительного анализа специфики представлений о детско-родительских отношениях были выбраны 120 подростков из полных семей, не имеющих отношения к социально-психологическому феномену гастарбайтерства.

При интерпретации полученных результатов учитывались три компонента формирования представлений о детско-родительских отношениях: когнитивный, поведенческий, эмоциональный. Однако дополнительно был выделен и обоснован четвертый компонент — экзистенциальный, указывающий на особенности актуализации таких общечеловеческих ценностей, как жизнь и смерть, смысл и бессмыслие, свобода и безопасность, общение и изоляция.

В результате эмпирического исследования было выявлено, что подросткам свойственны поиски правильного отношения к проблемам экзистенциального характера и способам их разрешения (рис. 1).

[ Жизнь ]

Ґ '\ Экзистенциальный компонент представлений

( Смысл ) ( Свобода

[ Общение ]

Рис. 1. Составляющие экзистенциального компонента представлений о детско-родительских отношениях

При изучении когнитивного компонента представлений подростков о детско-родительских отношениях в семьях трудовых мигрантов было выявлено, что для детей из семей трудовых мигрантов наиболее значимыми оказались факторы доминирования, требовательности и отзывчивости родителей. Перспективы внутрисемейного взаимодействия выражались в снижении уровня доминирования и требовательности со стороны взрослых, в желании чувствовать их уверенность в собственном ребенке, ожидании дружелюбия со стороны матери и отца.

На уровне реализации поведенческого компонента рассмотрены проявления влияния директивности, враждебности, позитивного интереса, непоследовательности, автономности родителей на представления подростков о детско-родительских отношениях в целом.

Результаты, изученные с учетом гендерных особенностей респондентов, оказались следующими. Мальчики из семей трудовых мигрантов указывают на частое проявление в воспитательной практике матерей враждебности (средний балл — 3,68). На втором месте по выраженности оказался позитивный интерес матери (3,46). Можно предположить, что такие результаты отражают непоследовательность действий матерей в

воспитании своих сыновей. Матери стараются проявлять заботу о своих детях, оказывать им поддержку, тем самым пытаясь компенсировать длительное отсутствие отца. В то же время они демонстрируют в своем поведении излишние требования, которые и оцениваются подростками как проявление материнской враждебности по отношению к ним.

Девочки из семей трудовых мигрантов на первое место по степени выраженности также ставят фактор враждебности в воспитательной практике матерей (средний балл —3,61). При этом вторым по степени значимости оказывается позитивный интерес матери к поведению собственного ребенка (3,56) на фоне дистантных взаимоотношений с мужем — отцом детей.

Отношения сыновей и отцов в семьях трудовых мигрантов характеризуются наличием позитивного впечатления взрослых о жизнедеятельности подростков (средний балл — 3,35). Мальчики склонны к идеализации образа жизни своих отцов. Девочки, наоборот, считают их в своей воспитательной тактике на большом расстоянии от семьи достаточно непоследовательными (средний балл — 3,45) и директивными

(3,4).

Выявленная интенция враждебности в ответах подростков из семей трудовых мигрантов актуализируется в представлении об отце и его занятиях отдельно от всей семьи, коррелируя с враждебностью матери, показателями позитивного интереса, директивностью, автономностью и непоследовательностью отца (р < 0,01; рис. 2).

[ Враждеб! юсть отца ]

—( Враждебность матери, г = 0,424, при р < 0,01

—[Позитивный интерес отца, г =-0,399, прир < 0,01]

—[ Директивность отца, г = 0,379, при р <0,01

—[ Автономность отца, г = -0,362, прир < 0,01

—[Непоследовательность отца, г = 0,522, прир < 0,01)

—( Свобода, г =0,360, прир <0,01

Рис. 2. Статически значимые корреляционные связи по шкале «Враждебность отца во взаимодействии с подростками», полученные в исследуемых группах (р < 0,01)

Эмоциональный компонент представлений подростков о детско-родительских отношениях включал в себя беспокойство по поводу сложившегося в обществе жестокого отношения к трудовым мигрантам. Данный факт можно объяснить наличием рассказов о нелояльном и неадекватном обращении с представителями этой группы населения. Респонденты считали, что это может отразиться на их внутрисемейных отношениях.

Подростки из семей трудовых мигрантов эмоционально высказывались о прошлом матери, о неуверенности в ее положительных чувствах и эмоциональной близости, об отношениях в семье между ее членами, о проблемах понимания матерью значения чувства свободы у подростка. Указанные особенности эмоционального компонента детско-родительских отношений могут впоследствии помешать формированию самостоятель-

ности детей в поступках и взглядах на собственную дальнейшую жизнь, а также на выбор возможностей для самореализации.

В ответах подростков отмечалась неуверенность в положительных чувствах к ним отца. Они постоянно возвращались к переживаниям, которые выражаются в идее типичного вопроса: «Почему ты уехал из семьи?». Данный факт свидетельствует о трав-матичности для подростков решения отцов уехать работать за границу.

Контент-анализ высказываний подростков о себе позволил выявить чувство их неуверенности в будущем, недовольство собой и общением со сверстниками. Дети из семей трудовых мигрантов отдают предпочтение вопросам, связанным с взаимодействием с окружающими людьми, а вторично выделяют проблему недовольства собой. Возможно, рассказы родителей о трудностях адаптации за рубежом во время трудовой миграции провоцируют переживания важности налаживания эмоционально положительных отношений с другими людьми.

В процессе диагностики подростки из семей трудовых мигрантов высказывали суждения экзистенциального характера. Экзистенциальный компонент представлений о детско-родительских отношениях включал размышления о смысле жизни, свободе, общении. Субъективное мнение о матери и отце дети формулировали в контексте общечеловеческих ценностей.

Исследование позволило выявить, что понятие «смысл» для подростков (рис. 3) из полных и неполных семей коррелирует с «враждебностью матери в отношениях с подростком». В полных семьях коэффициент корреляции составил г = 0,444, при р < 0,01. У детей из неполных семей коэффициент корреляции достигает г = 0,548, при р < 0,01.

Враждебность матери в воспитательной практике воспринимается подростками из полных и неполных семей как фактор риска и является триггером экзистенциальных размышлений о смысле. Интересен факт, что у подростков из семей трудовых мигрантов фактором, актуализирующим размышления о смысле, выступает позитивный интерес их матерей к вопросам воспитания своих детей.

Рис. 3. Статически значимые корреляционные связи по шкале «Смысл», полученные в исследуемых группах (р < 0,01)

В группе подростков из семей трудовых мигрантов актуализация размышлений о свободе связана со многими факторами (рис. 4).

Наибольшее значение коэффициента корреляции встречается по факторам «директивность» (г = 0,479, при р < 0,01) и «враждебность» (г = 0,427, при р < 0,01) матери в отношениях с подростками.

В высказываниях испытуемые связывали свои представления о свободе не только с негативными тенденциями во взаимоотношениях с матерью. Они понимали данную

проблему как отсутствие личной безопасности, что подтверждает наличие экзистенциального компонента в их представлениях о специфике детско-родительских отношений в условиях трудовой миграции. Кроме того, субъективное восприятие враждебности со стороны матери стимулировало размышления о проблемах общения и одиночества.

Рис. 4. Статически значимые корреляционные связи по шкале «Свобода», полученные в исследуемых группах (р < 0,01)

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Когнитивный компонент представлений подростков из семей трудовых мигрантов о детско-родительских отношениях характеризуется принятием доминирования, требовательности и отзывчивости родителей. Отмечается снижение уровня доверия во взаимодействии между родителями и подростками. Во внутрисемейных отношениях проявляется высокий уровень скептицизма со стороны родителей, что осознается их детьми.

2. При анализе поведенческого компонента представлений о детско-родительских отношениях у подростков из семей трудовых мигрантов выявлено, что сыновья и дочери во взаимодействии с матерями отмечают их враждебную настроенность. На втором месте по значимости у девочек оказывается позитивный интерес к ним со стороны матери, а у мальчиков непоследовательность действий. Рассматривая поведенческий компонент представлений о взаимодействии с отцом, можно отметить позитивный интерес к жизнедеятельности сына с минимальным выражением директивности. Девочки характеризовали свои отношения с отцом как непоследовательные.

3. Эмоциональный компонент представлений подростков из семей трудовых мигрантов о детско-родительских отношениях отличается положительной оценкой личностных качеств матери, признанием важности мнения матери относительно проблем экзистенциального характера. Проявляется позитивная оценка личностных качеств отца и гармоничных взаимоотношений с ним. Подростки испытывают негативные переживания в связи с отъездом отцов на заработки за границу. Феномен гастарбайтерства подростки из семей трудовых мигрантов оценивают отрицательно, воспринимая его как тяжелый труд.

4. Экзистенциальный компонент представлений подростков из семей трудовых мигрантов о детско-родительских отношениях представлен размышлениями об экзистенциальном понятии «смысл». Представления о свободе приобретают личную значимость под влиянием директивности, враждебности матерей. Размышления об общении как важной составляющей жизни подростков также актуализируется под влиянием субъективных переживаний враждебности, проявляющейся в воспитательной практике матерей.

1. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб., 2001. 304 с.

2. KayHeHKO И. И. Особенности формирования этнической идентичности в подростковом и юношеском возрасте (на материале Молдовы) ^ Журнал прикладной психологии. 2001. № 2. С. 34-39.

3. Кауненко И. И., Гашпер Л. Психологические особенности этнической идентичности подростков и юношей УУ Кросс-культурная психология: Актуальные проблемы У под ред. Л. Г. Почебут, И. А. Шмелевой. СПб., 2005. С. 329-348.

4. Кораблина Е. П. Профессия психолог-консультант. СПб., 2003. 155 с.

5. Мэй Р. Искусство психологического консультирования У пер. с англ. Т. К. Кругловой. М., 1994. 132 с.

6. Николаева А. В. Формирование образа «Я» у подростков из семей трудовых мигрантов УУ Psihologia, Revista c^inK^co-practicR Editate cu spijinul: AsociaKiiei Psihologilor Practicieni din Moldova ei DGETS, mun. Chieinau. 2007. № 1. С. 83-88.

7. Николаева А. В. Экзистенциальный компонент представлений о детско-родительских отношениях в сознании подростков из семей трудовых мигрантов. УУ Известия Российского педагогического университета им. А. И. Герцена. СПб., 2009. № 101.

8. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1090. 368 с.

Статья поступила в редакцию б октября 2G1G г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.