Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ БУДУЩЕГО В СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЕ (1920–1930-е годы)'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ БУДУЩЕГО В СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЕ (1920–1930-е годы) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
574
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — О В. Баева

Статья освещает различные направления теоретических поисков в области идеала человека будущего. Автор сравнивает представления об идеальном человеке, господствовавшие в эпоху античности с представлениями о новом человеке, выработанными теоретиками первых десятилетий советской власти. Основная задача выявить отличительные черты и особенности советского идеального человека, показать трансформацию представлений о нравственности и смысле жизни. Ключевые слова: «новый человек», калокагатия, советское искусство, этико-эстетический идеал, физический и духовный облик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

View of the man of from future in soviet culture (1920 – 1930)

This article tells us about theoretic searches of ideal of the man from future. The author compares the idea of ideal man which took place at ancient time with the idea of a new man made by theorists at the first decade of soviet period. The most important thing is to find differences and particular features of soviet ideal man and to show how the idea of morality and life essence has changed. Keywords: «new man», kalokagatiya, soviet art, ethical and aesthetic ideal, physical appearance and spiritual image.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ БУДУЩЕГО В СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЕ (1920–1930-е годы)»

Глава 25.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ БУДУЩЕГО В СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЕ (1920-1930-е годы)

О.В. Баева

Институт архитектуры и искусств Южного федерального университета г. Ростов-на-Дону, Россия

»Статья освещает различные направления теоретических поисков в области идеала человека будущего. Автор сравнивает представления об идеальном человеке, господствовавшие в эпоху античности с представлениями о новом человеке, выра-® ботанными теоретиками первых десятилетий советской власти. Основная задача выявить отличительные черты и особенности советского идеального человека, показать трансформацию представлений о нравственности и смысле жизни. Ключевые слова: «новый человек», калокагатия, советское искусство, этико-эстетический идеал, физический и духовный облик.

Проблема воспитания и совершенствования человека волнует философов, политиков, педагогов уже не одно столетие. Многим теоретикам и практикам хотелось контролировать процессы физических и духовных трансформаций человека. Однако для того, чтобы наметить маршрут движения необходимо определиться с направлением и конечной точкой, а прежде чем добиваться совершенствования человека необходимо определить критерии идеального человека, индивидуума, который должен сформироваться в результате воздействия определенных социальных сил. Этот вопрос решался исходя из господствующей идеологии, личных пристрастий и представлений о том, каким должно быть будущее человечества.

Подобно тому, как идеальное общество является утопией, так и идеальные граждане остаются лишь плодом фантазий теоретиков.

Однако признавая невозможность достижения идеала, мы принимаем за идеал демократическое устройство общества и исходя из его критериев оцениваем строй того или иного государства. Идею демократии подарила нам античная цивилизация, а вместе с ней и представления об идеальном человеке. Античные философы для обозначения нравственно и физически совершенного человека ввели понятие ка-локагатии. Это понятие можно сопоставлять с представлениями об идеальном человеке, господствовавшими в другие исторические эпохи, чтобы выявить их особенности и нравственно-эстетические ориентиры в воспитании человека будущего (а ведь каждое следующее поколение - это уже и есть люди будущего).

Представляется интересным сопоставить античный этико-эстетический идеал человека с представлениями о новом человеке (что являлось синонимом идеала), занимавшими умы теоретиков большевизма. Как отмечал А.Я. Гуревич - «Познание различных эпох истории... может быть, не связанных с нашим временем прямо и явно, дает нам возможность увидеть в человеке, как единство, так и многообразие. Обнаруживая повторяемость в истории, сталкиваясь со всеми теми же потребностями и проявлениями человека, мы глубже понимаем структуру и функционирование общества.» [1, 18].

Античная культура, определившая движение европейского общества и поставившая вопросы, ответы на которые остаются актуальными, достаточно хорошо изучена философами, историками, искусствоведами. Так, взаимосвязь калокагатии и искусства исследована А. Ф. Лосевым [2], М.Ф. Овсянниковым [3] и др. Большевистские представления об идеальном человеке исследованы не достаточно полно. В большей степени изучалось советская визуальная пропаганда в виде плакатов, кинематографа и тому подобного искусства, становление соцреализма как направления в искусстве. Вопросы о том, что здесь нашли отражение представления об идеальном человеке и их трансформация, авторами затрагиваются вскользь. Хотя в последнее время изучение этой темы активизировалось [4]. Как правило, искусство советской России не рассматривалось в тесной взаимосвя-

зи с теоретическими поисками идеального человека и их трансформацией.

Калокагатия, ставшая философским термином в античности, понятие настолько сложное и объемное, что А.Ф. Лосев, выделил несколько типов калокагатии, т. к. она приобретала различные оттенки в трудах античных философов. Несмотря на утверждение исследователя о том, что само понятие встречается в трудах греческих философов редко, можно констатировать, что оно имело большое значение в античной философско-эстетической мысли и обозначало человека достойного, то состояние души и тела, к которому следует стремиться. Калокагатия мыслилась как идеал воспитания человека, «хорошего» гражданина полиса, включала социально-экономические, политические, эстетические нормы.

Нравственная составляющая калокагатии является неотъемлемой частью древнегреческой культуры (в самом широком понятии этого термина), выработавшей нормы, правила и ценности, опиравшиеся на традиции и социально-экономические реалии своего времени.

Хотя сам термин и перестал употребляться в последующие эпохи, представление о «прекрасном» и «добром» человеке не перестало существовать, изменяясь в зависимости от конкретных исторических условий. Мыслители средневековья, возрождения, нового и новейшего времени имели свое понимание идеала, к которому должен стремиться человек. Самые многочисленные публикации, массовые теоретические разработки проблемы идеального человека были предприняты в советской стране в первые послереволюционные годы большевиками и их «попутчиками».

В представлениях советских теоретиков трансформировались идеалы нравственности, смысла и цели жизни. Они отличались от античных скорее своими утопистскими крайностями и тем, что призваны были решать задачи другого общественно-политического строя. «Единство и полное тождество, полная неразличимость и нераздельность души и тела, когда уже нет ни души, ни тела, есть телесная видимая душа и душевно живущее тело, - вот что такое калокагатия у Платона» - пишет Лосев [5]. «Ясно, что души и тела нет, а

есть только психофизика» - пишет один из большевистских идеологов [6]. Так, в прагматико-милитаризированной большевистской манере звучит идея А.Ф. Лосева о смысле калогакатии.

Теоретики культурной революции не употребляли самого термина калокагатия, они нашли свои, самым употребляемым из которых было понятие «новый человек».

Подобно тому, как Лосев выделил несколько типов калокагатии у античных мыслителей, можно выделить типы идеального человека, сложившиеся в советской послереволюционной теоретической мысли.

Первоначально на крайних ее полюсах находились представления о человеке высокой пролетарской морали и нравственности, без учета телесной оболочки, и теории, ставшие во главу угла физически развитого и спортивного человека, который через физическое совершенство достигнет идеала, тоже по-разному видевшегося теоретикам, в зависимости от рода их основной деятельности.

Так, представители Всеобуча видели идеал в физически развитых, сильных духом, презирающих смерть воинах, а представители спортивного направления считали, что физические упражнения помогут создать гармонически развитую личность, ориентированную на коллективную деятельность. Вместе с тем, представители медицины, подобно философам античности, подчеркивали, что нельзя забывать и об умственных упражнениях, чтобы не возникало перекоса в развитии человека.

Физическая культура мыслилась как составная часть культуры рабочего человека и борцы за физическое воспитание, после нескольких лет поисков, провозгласили ориентацию на усовершенствование производства через физическую подготовку и физическое воспитание пролетариата. Ведь это, помимо хорошей трудоспособности и здоровья, давало навыки к коллективному труду. Здесь певцы физически здорового тела сближались с другим крайним направлением теоретической мысли, которое можно отнести к этому же типу «советской калокагатии». Это направление развивали разработчики научной организации труда, тоже воспевавшие культ мускулов, но для

них человек это машина, и только в этом контексте важны и ценны его мускулы, руки, тело.

Так, А. Гольцман утверждал, что человек это машина, хотя и наиболее ценная из всех существующих машин, использовать ее надо «с наибольшим коэффициентом полезного действия». Благодаря победе революции «мышцы становятся господами мира». Новая культура - культура мышц, работающего тела, рук, которые использует для работы пролетарий [7, 11-12]. Человек представляется ему «человеческим материалом», который необходимо рационально использовать для повышения производительности труда. Пропагандируя научную организацию труда, к которой были обращены многие взоры его современников, А. Гольцман провозглашает реорганизацию человека, сводимую к тому, чтобы сделать человека «синхронным заводской жизни», ведь создание нового человека вовсе не означает «образования новой нервной системы, физической конструкции», «просто» появится несколько новых рефлексов, ненужные рефлексы устранятся. Главное - сердце человека «должно биться в унисон с темпом машин» [7, 19]

Спорт для А. Гольцмана важен не как наслаждение, а как возможность подготовить детей пролетариата к будущей жизни («подготовка здоровых кадров к здоровой жизни»), воспитать детей в спартанском духе - основная задача спорта в новой культуре.

Реорганизация человека затрагивает практически все сферы жизни от обучения и воспитания детей до нововведений в культуре потребления. Все изменения направлены на формирование нового человека-машины, спартанского типа, живущего в унисон со станками, заводами и фабриками, ведь новая культура - это трудовая культура или культура труда, где сливались воедино труд, человек и идеалы новой культуры.

Идеи А. Гольцмана перекликались с умозрительными построениями А. Гастева, видевшего рабочего нового типа, для которого труд является самоцелью, ведь именно в нем заключается ценность человеческого существования. «Автоматы из нервов и мускулов» -

это люди «трудовой культуры» [8]. Данное понятие для Гастева, как и для Гольцмана, было всеобъемлющим.

Именно с этих позиций интересовало теоретиков «трудовой культуры» человеческое тело, которое подобно автомату должно служить бесперебойному процессу производства, сильные мускулы, руки, здоровое тело, в данном случае, выступали эстетическим идеалом, имеющим, как и в других эстетических теориях большевиков, утилитарное значение.

В «трудовых теориях» нет женского и мужского рода. Однако советская женщина была частью «человеческого материала», подлежавшего реорганизации. Это нашло отражение в фотографиях в советской периодической печати, которые подобно греческой скульптуре отразили представления об идеальном человеке. Советская фотография одновременно запечатлела жизнь человека, его повседневность и формировала идеалы. Так, Т. Дашкова отмечает, что для фотографа в 1920-е годы не существует различий в презентации женских и мужских образов. Он акцентирует взгляд на одних и тех же признаках, имевших положительное значение: сила, мощь, трудолюбие, здоровье [4].

Противоположный полюс теоретической мысли, как уже отмечалось, занимали разработчики вопросов преобразования духа. Для них гораздо большее значение имела морально-нравственная сторона нового человека. Оба направления находятся в тесной взаимосвязи с философской позицией теоретиков, ведь духовная составляющая идеального человека, в представлениях большевиков, должна быть так же тверда как его мускулы и рука, управляющая станком. Ф. Шаляпин в своих воспоминаниях приводит слова представителя большевистской элиты, сказавшего, что «сердце революционера должно быть твердо как сталь». Интересно, что сам Ф. Шаляпин ответил на это, что у революционера должны быть горячий ум, сильная воля, «но сердце мягкое» [9, 36]. К сожалению, теоретики большевизма считали иначе.

В рабовладельческом обществе существовали граждане - люди достойные, и не граждане - не достойные. В государстве диктатуры

пролетариата так же признавалось, что есть люди достойные и все остальные. Причем большевики на многие качества личного характера избранных закрывали глаза, от них требовались только политическая благонадежность, преданность партии и вера в ее идеалы. Провозглашалось, что убить, обмануть, предать классового врага, кем он ни был, - великий подвиг, но обманывать единомышленников по партии - великий грех, за который полагались самые строгие репрессивные меры.

Формировалось сознание класса избранных и отверженных слоев населения. Пролетариат подпитывали чувством собственного достоинства, избранности, и этим он был обязан партии большевиков. Нравственным идеалом считалась революционная целесообразность и классовая нетерпимость. Еще К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали, что «коммунисты вообще не проповедуют никакой морали» [10, 236], поскольку общечеловеческой морали не существует, вся мораль основана на классовых интересах.

У теоретиков большевизма по этому поводу разгорелась дискуссия. В 1920 году В. Ленин на III съезде комсомола заявил, что отрицание морали является абсурдом, конечно у пролетариата мораль есть, но она должна быть подчинена классовым интересам. Нравственным признавалось все, что сделано в интересах революции и коммунистической партии [11, 143-145). Так просто была решена проблема морали и духовной составляющей человека.

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что теоретические поиски, находившиеся на крайних точках полюсов общественной мысли были близки к утопии в 1920-х годах, их авторы далеко уходили от идеала античности, выражавшегося в соразмерности души и тела, делая перекос в ту или иную сторону.

Подобно тому, как классическая калокагатия являлась основой греческой классической скульптуры, представления о новом советском человеке воплощались в искусстве. Однако в 1920-е годы еще не сложились типизированные образы, позже сформировавшиеся в рамках соцреализма. Это время можно обозначить как период поиска зрительного идеала нового человека. Так, «культ мускулов» в своем

зрительном варианте достаточно четко обозначился в плакатах, образы «человека спортивного» создавали А. Самохвалов и А. Дейнека.

Наиболее полно визуальное воплощение нового человека можно проследить по фотографиям в советской прессе. Образ здесь менялся в соответствии с изменением и сужением теоретических поисков. Так, в 1920-е годы на фотографиях фигурировали натуралистические изображения человека, а в 1930-е годы - идеализированное изображение. Советская женщина 1930-х годов - это уже привлекательная женщина, но без буржуазной «сексуальности», комсомолка, активистка.

В 1930-е годы стали популярны фоторепортажи. Серии фотографий, посвященные героям соцтруда, изображали картины повседневной жизни героя: в кругу семьи, на заводе, на собрании и т. д. В это время поиски человека будущего были сведены к минимуму, то есть идеал найден.

Эстетический идеал человека не есть нечто неизменное и застывшее, он менялся в зависимости от исторической эпохи и ее социальных, политический, религиозных и экономических реалий. Кало-гагатия, выступавшая в античности идеалом человека и подразумевавшая гармонию души и тела, не являлась понятием неизменным. Вместе с тем древнегреческие философы делали акцент на нравственно-духовной стороне калокагатии, так Сократ утверждал, что используемое во зло не может быть прекрасным, а Платон считал, что красота тела ничтожна по сравнению с нравственностью [12]. Составной частью калокагатии было представление о хорошем гражданине полиса, готовом воевать и умирать за свое государство. Человек должен быть смелым, мужественным и выносливым, чтобы принести наибольшую пользу обществу.

В теоретических поисках идеала человека первых лет советской власти можно найти немало перекликающегося с античной калокага-тией:

- считалось, что только представители пролетариата достойны стать «новыми людьми» новой эпохи. В античности люди так же делились на достойных и недостойных: свободные и рабы - основа всего античного миропонимания. Калокагатия была присуща представи-

телям знатного рода, признаками ее являлись и богатство, власть. У большевиков - идеальный человек - пролетарий, живущий во имя работы;

-античные философы признали большую ценность морально-нравственных качеств человека, нежели его телесную оболочку. В советском государстве в итоге приоритетными признались моральные качества, хотя тело и забота о нем оставались значимыми.

Таким образом, можно находить многие параметры сходства ка-локагатии и «нового человека», но идеалы античности и советского строя никак нельзя назвать схожими, получается, что слова одни, а смысл разный. Отличие в миропонимании античных философов и теоретиков большевизма, в их понимании морали, нравственности, гармонии и в целом устройства мира и красоты в нем. Как благо и естественная данность человека признавалось в античности право на частную собственность и заботу о благосостоянии, богатым быть почетно, главное при этом не забывать о духовной составляющей калокагатии. Неравенство людей считалось естественным состоянием и даже, в некотором роде, благом. Большевики воинственно и категорично решили переделать саму природу человека и общества, «отменив» неравенство и стремление людей к обладанию собственностью они, тем самым, стремясь к идеалу, стремились к уничтожению диалектических основ общества, его гармонии. На практике неравенство в советском обществе сохранялось и контролировалось партийными органами.

Калокагатия рассматривалась древними греками как «прекрасно-доброе», у большевиков не было такого понимания человека, преобладающими стали выражения: «человеческий материал», «революционная целесообразность» и т. д.

Советская культура с самого начала была далека от эстетических идеалов античности. Место космоса занял завод, или шире - организм промышленного города, с которым и связывалась пролетарская гармония, место природы - дымящие трубы фабрик и заводов. Некоторые идеи античности использовались советскими теоретиками и практиками, но однобоко. Так, воспитательная сила музыки своди-

лась к маршам, а внимание сосредоточилось на поиске ритмов, соответствующих ритму работающих машин, удару молота, т.е. такой гармонии музыки и завода, которая способна повысить производительность труда.

Такое миропонимание и отношение к человеку привели к снижению ценности личности, отрицанию общечеловеческих духовно-нравственных идеалов и привели к установлению тоталитарного режима. А само понимание человека будущего значительно упростилось уже к концу 1930-х годов. Одна из причин - невозможность превратить страну в лабораторию по созданию «идеального человека». «Человеческий материал», конечно, поддается изменениям (что и доказала эпоха 1930-х годов), но в гораздо меньшей степени, чем это мыслилось теоретикам 1920-х годов.

Литература:

1. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

2. Лосев А.Ф. Классическая калокагатия и ее типы// Вопросы эстетики. М., 1960. Вып. 3.

3. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М., 1978.

4. См. напр., Дашкова Т. Трансформация женских образов на страницах советских журналов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.a-z.ru/women cdUindex.htm

5. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1992. Том VIII, кн. 2.

6. Цит. по: Плаггнборг Шт. Революция и культура. М.,1999.

7. Гольцман А. Реорганизация человека. М., 1924.

8. Гастев А. Новая культурная установка. М., 1923.

9. Шаляпин Ф. Маска и душа // Роман-газета. 2006. № 12.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Собр.соч. Т.3.

11. Нравственный идеал коммунистов. М., 1987.

12. Платон. Пир // Платон. Соч. в 3-х томах. М., 1970. Т. 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.