Научная статья на тему 'Представление стратегической информации, прозрачность бизнеса'

Представление стратегической информации, прозрачность бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
474
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ / РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ / КОРПОРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Несветайлов В.Ф.

В статье рассматривается необходимость и возможность раскрытия стратегической информации в корпоративной отчетности, исследуются различные подходы к обеспечению транспарентности и финансовой открытости бизнеса, обсуждается вопрос о возможностях раскрытия стратегической информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности, анализируются стандарты формирования корпоративной отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представление стратегической информации, прозрачность бизнеса»

РЕФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТНОСТИ

УДК 657.22

представление стратегической информации, прозрачность бизнеса

В. Ф. НЕСВЕТАЙЛОВ,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита

E-mail:pa1pa@yandex. ru Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

В статье рассматривается необходимость и возможность раскрытия стратегической информации в корпоративной отчетности, исследуются различные подходы к обеспечению транспарентности и финансовой открытости бизнеса, обсуждается вопрос о возможностяхраскрытия стратегической информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности, анализируются стандарты формирования корпоративной отчетности.

Ключевые слова: информационная прозрачность, раскрытие информации, корпоративная отчетность, стратегическая информация, транспарентность.

Одна из основных целей формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности — своевременное и достоверное информирование всех заинтересованных сторон о хозяйственном положении субъекта. Таким образом, реализуется один из древнейших ключевых принципов управления — принцип подотчетности. В его основу положена идея регулярного предоставления информации в рамках управленческой иерархии для контроля за процессами и принятия решений.

Со временем принцип подотчетности приобрел более широкую трактовку. Он трансформировался в требование информационной открытости и прозрачности любых структур управления и ведения дел. Термин «транспарентность» распространился на все виды управленческой деятельности, в том числе в общественном секторе экономики. Данное требование приобрело общий характер и получило широкую трактовку, проникнув практически на все сферы общественной жизни: от правительственных органов до частных корпоративных структур. Требование раскрытия информации активно поддерживается международными и государственными инстанциями. Закрепленное нормативно, оно предусматривает формирование отчетности, включающей не только традиционную финансовую информацию, но и значительный объем нефинансовых данных. При этом способы и формы информирования в последнее время также претерпели существенную трансформацию.

В этом вопросе, как и во многих других, Россия активно следует общемировой тенден-

ции. Информационная открытость приобретает всеобщее значение и уже относится не только к бухгалтерской информации. В последнее время предпринят ряд шагов к повышению транспарентности — усиливаются требования к прозрачности экономики в целом и к отдельным отраслям. Требование информационной прозрачности дополняется также необходимостью построения более открытых структур управления и контроля.

Особенно остро в России проблема качества раскрытия информации проявляется в корпоративном секторе экономики. Это сложилось исторически. В силу политических и экономических причин сфера ответственности российского бизнеса до последнего времени была ограничена институционально. Он создавался и долгое время существовал на условиях ограниченной ответственности. И дело не только в том, что юридически он оформлялся в таких организационно-правовых формах, как общество с ограниченной ответственностью (ООО) или закрытое акционерное общество (ЗАО). Многие компании, открытые акционерные общества (ОАО) до сих пор имеют закрытую, непрозрачную структуру бизнеса. Другая причина информационной закрытости и непрозрачности управления — ориентация на инсайдерские источники инвестирования.

По данным международного рейтингового агенства Standard & Poor's и Центра экономических и финансовых исследований и разработок Российской экономической школы (ЦЭФИР РЭШ), общий индекс информационной прозрачности российского бизнеса составил 57,5 %1. Несмотря на положительную тенденцию к росту этого индекса на 1,7 балла по сравнению с 2010 г., он остается не очень высоким.

Качество этого исследования не вызывает сомнений, но вряд ли его результаты отражают состояние информационной прозрачности всего российского бизнеса, поскольку оно основано на ограниченной выборке, включающей только 90 наиболее крупных публичных компаний. Очевидно, что общую прозрачность и открытость российской экономики следует оценивать более низко. Одна из причин — невысокое качество раскрытия информации в корпоративной отчетности.

1 Исследование информационной прозрачности российских компаний в 2010 г. Standard & Poor's, 2010.

Поэтому вопрос о том, насколько полно действующая в России система корпоративной отчетности обеспечивает раскрытие необходимой стейкхолдерам информации и дает надежную основу для оценки эффективности управления, приобретает в российских условиях особую актуальность.

Идея расширения принципа подотчетности, когда менеджмент отчитывается не только перед акционерами или учредителями, но и перед широким кругом заинтересованных сторон (стейкхолдеров), обрела широкую поддержку на Западе примерно с конца 1980-х гг. прошлого века. Как показал опыт стран с большими и активными фондовыми рынками, раскрытие информации послужило мощным инструментом воздействия на поведение компаний и защиты инвесторов, а строгий режим раскрытия способствовал привлечению дополнительного капитала и поддержке доверия к фондовым рынкам2. С развитием отечественного корпоративного законодательства эта идея внедряется в российскую практику.

Формально информационные потребности пользователей корпоративной отчетности должны удовлетворяться в рамках действующей системы ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности. Она остается основой системы раскрытия информации и основным каналом, связывающим компанию и стейкхолдеров3. Но финансовая отчетность давно не рассматривается как единственный и полный источник необходимых сведений, и прежде всего в силу присущих ей информационных ограничений. Основной проблемой бухгалтерских данных является их усредненность и ориентированность на стоимостные показатели. При этом, несмотря на провозглашаемую нейтральность, формальный обезличенный характер отчетных форм на практике зачастую маскирует преобладание информационных интересов тех стейкхолдеров, которые имеют возможность прямо или косвенно определять стратегические цели компании.

Указанные информационные ограничения финансовой отчетности преодолеваются в более

2 Принципы корпоративного управления Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). URL: http://www.corp-gov.ru/projects/principles-ru.pdf.

3 Исаев Д. В. Корпоративное управление и стратегический менеджмент: информационный аспект. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010.

широкой концепции корпоративной отчетности, призванной обеспечить полное раскрытие сведений, не содержащихся в учетных регистрах. Такая корпоративная отчетность призвана обеспечить большую прозрачность бизнеса и полноту информирования стейкхолдеров. Комплексный характер концепции корпоративной отчетности нашел отражение в принципах корпоративного управления Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В соответствии с этими принципами структура корпоративного управления должна обеспечивать своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам, касающимся корпорации, включая финансовое положение, результаты деятельности, собственность и управление ком-панией4. В соответствии с этими принципами раскрытию подлежит вся существенная информация о деятельности компании:

— результаты финансовой и операционной деятельности;

— задачи;

— собственность на крупные пакеты акций и распределение прав голоса;

— список членов правления и главных должностных лиц, а также их вознаграждения;

— прогнозируемые существенные факторы риска;

— существенные вопросы, связанные с наемными работниками и другими заинтересованными лицами;

— структура и политика управления.

Практика показывает, что реальное качество

корпоративной отчетности зачастую соотносится пользователями не столько с показателями отчетных форм, сколько с уровнем структурированности и аналитичности представленных в ней сведений. Отраженные в балансе или отчете о прибылях и убытках показатели, даже являясь достоверными и подтвержденными аудиторами, сами по себе не обеспечивают полноты информационной картины бизнеса. Естественным ограничителем количественных показателей основных отчетных форм выступает то, что является их достоинством, — агрегированность и однородность представления. Учетная практика выявила два пути преодоления данного ограничения: увеличение количества при одновременной

4 Принципы корпоративного управления ОЭСР. URL:

http://www. corp-gov. ru/projects/principles-ru. pdf.

детализации и расширение аналитики отчетных форм либо предоставление необходимых пояснений и расшифровок к отчетности. Мировая учетная практика реализовала обе возможности, не интегрируя их в единое решение.

Первый способ, основанный на разнообразии отчетных форм и уровней аналитики, можно наблюдать в управленческом учете, который реализуется на базе современных информационно-технологических решений в области программного обеспечения. Качественная система управленческого учета способна достаточно полно обеспечить необходимое разнообразие и глубину представления информации. Основными недостатками такого подхода являются информационная избыточность и локальность используемых решений, отражающих уникальные особенности бизнеса. К тому же он требует повышенной конфиденциальности, поскольку далеко не все сведения управленческого учета могут иметь публичный характер и подлежать раскрытию в силу коммерческой тайны или положений корпоративной этики.

В отношениях бизнеса и стейкхолдеров мировая практика пошла по второму пути, активно внедряя и расширяя возможность раскрытия все большего объема информации в пояснениях к финансовой отчетности. Наглядное подтверждение этому можно найти в требованиях, предъявляемых к финансовой отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), где степень раскрытия финансовой информации напрямую соотносится с ее потребительскими свойствами.

В российской практике также реализованы оба пути преодоления агрегированности и однородности основных отчетных форм. Так, в отношении раскрытия информации, даже с учетом внутренней специфики, российские стандарты бухгалтерского учета практически полностью соответствуют международным требованиям. Для этого в системе российского бухгалтерского учета предусмотрены три основных механизма раскрытия дополнительной информации:

— предоставление регулирующим органам приказа об учетной политике;

— формирование в составе стандартного пакета финансовой (бухгалтерской) отчетности дополнительной формы № 5, которая содержит

расшифровку отдельных показателей других отчетных форм;

— составление пояснительной записки.

Пояснительная записка также предполагает,

что особое внимание при раскрытии финансовой информации должно уделяться показателям, позволяющим оценить эффективность существующей системы управления, в том числе текущую и будущую деловую активность организации. Критерии деловой активности:

— широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт;

— репутация организации, выражающаяся в известности клиентов, пользующихся услугами организации, иная информация;

— степень выполнения плановых показателей, обеспечения заданных темпов роста (снижения);

— уровень эффективности использования ресурсов организации.

Дополнительно в пояснительную записку предполагается включение данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за несколько лет, описание будущих капиталовложений, экономических, природоохранных мероприятиях, другие сведения, интересующие возможных пользователей бухгалтерской отчетности.

Хотя окончательный объем и формы раскрытия информации определяются каждым предприятием самостоятельно, само их наличие предполагает реальную возможность для стейкхолдеров получать подробные и качественные сведения о подотчетном им бизнесе в системе отечественной финансовой (бухгалтерской) отчетности.

При раскрытии дополнительной информации в рамках корпоративной отчетности можно также опираться на рекомендации российского Кодекса корпоративного управления (далее — Кодекс), который разработан в 2002 г. 5 Несмотря на то, что его положения не обязательны к применению, они не противоречат требованиям российского законодательства и способствуют расширению прозрачности, информационной открытости ведения дел.

Положения Кодекса применяются на добровольной основе рядом крупных российских компаний. Основное его отличие от зарубежных аналогов в более детальном и подробном описа-

5 Кодекс корпоративного управления. Корпоративное управление в России. М.: Экономика, 2003.

нии рекомендаций, что связано со спецификой функционирования российского корпоративного сектора, не имеющего такой длительной институциональной истории, как на Западе6.

Основной задачей разработки нового российского кодекса, как и его зарубежных аналогов, в первую очередь является обеспечение равенства прав акционеров, чтобы не допустить нарушения их интересов. При решении этой задачи максимальная информационная прозрачность рассматривается как один из основных способов ее решения, с учетом принципов корпоративного управления ОЭСР. При этом подробно определяются следующие элементы обеспечения прозрачности корпоративного управления7:

— информационная политика компании;

— формы раскрытия информации;

— предоставление информации акционерам;

— информация, составляющая коммерческую или служебную тайну, инсайдерская информация.

Хотя Кодекс не устанавливает детальных правил и норм раскрытия информации, в целом он позволяет более полно определить границы и рамки информационной политики отчитывающейся компании, а также выстроить зоны ответственности за предоставление необходимой информации. Таким образом, Кодекс не столько корректируют, сколько конкретизирует и уточняет те положения нормативного регулирования отечественного бухгалтерского учета, которые касаются раскрытия дополнительной информации в финансовой отчетности.

Существующие подходы к пониманию прозрачности корпоративной отчетности объединяет декларирование приверженности некоторым общим принципам ведения дел и следованию лучшей практике корпоративной прозрачности. Кроме того, общей является тенденция к усилению информативности отчетных данных за счет более широкого предоставления сведений нефинансового характера. И, наконец, расширение спектра предоставляемой информации происходит за счет включения в отчетность данных стратегического характера.

6 Исаев Д. В. Корпоративное управление и стратегический менеджмент: информационный аспект. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. С. 36.

7 Исаев Д. В. Корпоративное управление и стратегический менеджмент: информационный аспект. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. С. 38.

В свою очередь информация стратегического характера является логичным следствием расширения сферы применения принципа подотчетности, что повлекло необходимость пересмотра действующей парадигмы оценки качества корпоративного управления, которое стало оцениваться не только с позиций результативности, определяемой на основе финансовых коэффициентов и эффективности ведения бизнеса в целом. При этом в новой парадигме критерии результативности по-прежнему сохраняют свою значимость, оставаясь основой оценки успешной работы за текущий период. В то же время все большее внимание стало уделяться показателям качества процессов управления, которые рассматриваются как индикаторы будущей стоимости бизнеса. Таким образом, корпоративная отчетность становится источником сведений не только текущего, но и стратегического характера.

К информации, имеющей стратегический характер, следует относить сведения долгосрочного характера, отражающие решения, ориентированные на будущее, но способные повлиять на текущее положение бизнеса в настоящем (это могут быть данные об инвестиционных программах, маркетинговой политике, слияниях, поглощениях и т. д.).

К стратегической также можно относить информацию о текущей рыночной и конкурентной позиции, характеризующей перспективы бизнеса в будущем (по сегментам, долям рынка, наиболее существенные риски и т. д.). Таким образом, принципы полноты и релевантности отчетных данных получают свое дальнейшее развитие за счет того, что наряду со сведениями текущего или общего характера в ней появляются данные о миссии и стратегических целях компании, ее возможностях, ресурсах и т. д.

Идея стратегически значимого дополнения стандартной корпоративной отчетности нашла реализацию в концепции sustainability report (отчет об устойчивости). Эта концепция предполагает, что корпоративная отчетность должна отражать не только текущую деятельность, но и ее проекцию во внешний мир (внутреннее состояние и планы, партнерские отношения, цепочки снабжения и реализации, влияние на окружающую среду, связи с общественностью и т. д.).

Термин sustainability (устойчивость) в данной концепции обычно переводится на русский язык

как «устойчивое развитие». Но из русского перевода отсекается коннотат, содержащийся в английском — протяженность в будущее. Поэтому более правильным было бы использовать термин «стратегическая устойчивость», или «устойчивое стратегическое развитие» 8.

В международной практике термин sustainability report рассматривается как один из синонимов, обозначающих отчетность, охватывающую одновременно экономические, экологические и социальные аспекты деятельности организации (например «триединый итог», отчетность в области корпоративной ответственности и т. д.). Подготовка такой отчетности направлена на широкое раскрытие стратегически значимой информации и осуществляется в форме так называемой открытой отчетности GRI (Global Reporting Initiative — Глобальная инициатива по отчетности).

Концепция GRI реализуется в рамках активно продвигаемого международного проекта, предполагающего инициативу компаний любого масштаба, по собственной воле демонстрирующих широкому кругу стейкхолдеров приверженность принципам устойчивого развития. Ее подготовка носит добровольный характер.

Отчетность, формируемая по методологии GRI, представляет собой практику измерения, раскрытия информации и подотчетности, предоставляемых внутренним и внешним заинтересованным сторонам, предметом которых являются результаты деятельности организации по отношению к цели устойчивого развития. В своей основе эта методология — универсальная система, которая охватывает одновременно экономические, экологические и социальные аспекты деятельности организации. Она позволяет представлять сбалансированную и обоснованную картину результатов деятельности организации в отношении устойчивого развития.

В октябре 2006 г. была опубликована уже третья версия Руководства по отчетности в области устойчивого развития GRI (G3). Большинство крупнейших международных корпораций и многие российские компании используют Руководство по отчетности в области устойчивого развития GRI для подготовки открытых нефинансовых отчетов.

8 Емельянова С., Сметанников В. Шаги корпоративной

отчетности // Marketing pro. 2010. № 5—6.

Эта отчетность может иметь самое широкое применение. В частности, она может использоваться для следующих целей9:

— сопоставление и оценка результативности в области устойчивого развития по отношению к законам, нормам, кодексам, стандартам результативности и добровольным инициативам;

— демонстрация влияния организации на ожидания в отношении устойчивого развития, а также влияния этих ожиданий на организацию;

— сравнение результатов деятельности подразделений организации и различных организаций, а также результатов деятельности в различные моменты времени.

Несмотря на декларируемый добровольный характер предоставления, данная отчетность имеет развернутую структуру и, не отменяя требований к раскрытию информации, существенно их дополняет. Она может рассматриваться как база для представления сведений в экономической, экологической и социальной сферах деятельности компании. При этом GRI включает общие и специфичные для отдельных отраслей материалы, признаваемые универсальными в области устойчивого развития широким кругом заинтересованных сторон во всем мире. Применительно к раскрываемой информации разработана развернутая система протоколов по показателям результативности, охватывающая все сферы устойчивого развития компании. Это показатели:

— экономической результативности;

— экологической результативности;

— результативности подходов к организации труда и достойного труда;

— результативности в области прав человека;

— результативности взаимодействия с обществом;

— результативности в области ответственности за продукцию.

В отличие от стандартной корпоративной стратегически ориентированная отчетность GRI представляет собой практику широкого раскрытия информации внутренним и внешним стейкхолдерам с учетом тесной обратной связи. Ее значимость определяется тем, что на данной основе может формироваться единая информационная платформа постоянного стратеги-

9 http://www.globalreporting.org/NR/rdonlyres/F88F3389-B77B-4DE8-B6B822C57D6747E5/0/G3_Guidelines_RUS. pdf

ческого мониторинга стейкхолдерами бизнеса в целом, его отдельных сегментов и основных подсистем корпоративного управления. Это позволяет существенно повысить информационную ценность и объективность данной отчетности по сравнению с традиционной финансовой.

Следует отметить, что в концепции GRI раскрытие стратегической информации рассматривается как стандартный элемент отчетности, для этого в ней предусматривается соответствующий обязательный раздел. Данный раздел предназначается, чтобы дать общее, стратегическое представление об отношении компании к устойчивому развитию для обеспечения контекста, последующей и более подробной информации, раскрываемой в соответствии с другими разделами отчетности10. Раскрытие стратегически значимой информации предполагает, что в отчетности найдет отражение общее видение перспектив и стратегии на краткосрочный, среднесрочный (3—5 лет) и долгосрочный периоды, в том числе в отношении ключевых проблем, связанных с экономическими, экологическими и социальными результатами деятельности организации. Обязательно представление следующих позиций:

— стратегических приоритетов и ключевых тем на кратко- и среднесрочный периоды, имеющих отношение к устойчивому развитию, включая соответствие международным стандартам, а также связь этих приоритетов и проблем с долгосрочными: стратегией и успехом организации;

— крупномасштабных (например макроэкономических или политических) тенденций, оказывающих влияние на организацию и ее приоритеты в области устойчивого развития;

— важнейших событий, достижений и неудач организации за отчетный период;

— обзора результативности по отношению к поставленным задачам;

— характеристики основных задач на следующий год, цели организации на ближайшие 3—5 лет;

— других элементов, относящиеся к стратегическому подходу организации.

Кроме того, в качестве самостоятельного элемента отчетности предполагается включение в нее основных характеристик ключевых воздействий, рисков и возможностей. Особое

10 http://www.globalreporting.org/NR/rdonlyres/F88F3389-B77B-4DE8-B6B822C57D6747E5/0/G3_Guidelines_RUS. pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.