УДК 81.373
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СФЕРЫ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ В ФУНКЦИОНАЛЬНО-КОГНИТИВНОМ СЛОВАРЕ
© Г. Ф. Хакимова
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (347) 273 66 72.
E-mail: [email protected]
В статье рассматривается реализация новой методики идеографической классификации лексики с опорой на когнитивное содержание и речевое употребление языковых единиц в функционально-когнитивном словаре. В функционально-когнитивной сфере слухового восприятия выделяются пять ситуативно-лексических блоков с базовым глагольным центром «слышать/слушать». Каждый блок представлен разнообразными объектами слухового восприятия, прототипический объект данной сферы — звук. Таким образом выстроена функционально-семантическая классификация звуков, являющаяся основой функциональнокогнитивного словаря.
Ключевые слова: когнитивная лингвистика, слуховое восприятие, концепт, когнитивная лексикография, функционально-когнитивный словарь, ситуативно-лексические блоки.
Ведущие тенденции развития языкознания связаны с различными аспектами описания эмпирического материала. Исследования последних лет, проведенные когнитологами в области познавательной деятельности человека, привели к необходимости более тщательного анализа взаимодействия языковых подсистем и фрагментов реальной действительности.
По мнению Дж. Лакоффа и М. Джонсона, именно сенсомоторная часть нашего восприятия ответственна за формирование базовых концептов человеческого опыта [1, с. 20]. Язык же обеспечивает доступ ко всем концептам. Словарный состав того или иного языка может быть беднее или богаче, а отраженная в нем классификация предметов и явлений проще или сложнее, но исходный принцип ее организации остается неизменным - это членение мира на предметы и явления, доступные восприятию, что объясняет саму возможность составления двуязычных и многоязычных словарей, в которых отдельные универсальные понятия соотносятся с различными формами их выражения [2, с. 80].
В функционально-когнитивном словаре реализуется новая методика идеографической классификации лексики с опорой на когнитивное содержание и речевое употребление языковых единиц. Когни-тивность позволяет по-новому интерпретировать содержание слов и блоков лексем, иерархическое строение последних, поскольку предусматривает систематизацию всех типов знаний, имеющих опору на познавательную деятельность человека.
Когнитивисты единодушны во мнении о том, что именно чувственное восприятие является важным звеном на пути познания человеком окружающей действительности, а чувственный опыт -один из способов формирования концептов в сознании человека (Н. Н. Болдырев, Т. А. Фесенко, А. В. Кравченко и др.). Усвоение новой информации о мире осуществляется каждым индивидом на той базе, которой он уже располагает. Образую-
щаяся таким образом сумма информации о мире и есть конструируемая им концептуальная система определенных представлений человека о мире.
Процесс восприятия осуществляется на двух этапах: физиологическом (перцептивном) и ментальном, ответственном за формирование концепта увиденного или услышанного. Дж. Серль разделяет визуальное восприятие и визуальный опыт [3, с. 40]. Е. В. Падучева обращает внимание на семантический переход от восприятия к ментальному значению [4, с. 424].
Важным в лингвистике является положение о взаимозависимости всех составляющих перцептивно-языкового процесса. Р. Солсо считает, что язык оказывает влияние на восприятие, т.е. язык, используемый человеком для описания мира, отражает то, как этот мир им воспринимается [5, с. 317]. Э. Рош полагает, что глубинные перцептивноконцептуальные факторы влияют на формирование лингвистических категорий и их соотнесенность с действительностью [6, с. 22].
По мнению Н. Н. Болдырева, язык обеспечивает доступ ко всем ментальным образам (концептам), сформированным в результате чувственного восприятия [7, с. 24-25]. Различные средства репрезентации, т.е. средства вербализации концептов в языке, составляют один из основных предметов исследования когнитивной лингвистики.
Принято считать, что главным каналом поступления информации о мире является зрительное восприятие. Наше исследование показало, что в познании окружающей действительности не менее важную роль играет слуховое восприятие, а лексика, репрезентирующая данный процесс в языке, отражает аспекты, недоступные зрительному восприятию. Однако сфера слухового восприятия изучена недостаточно. Исследования, проводимые в этой области, ведутся только в русле фонологической системы языка (С. В. Воронин) и в русле психологии (В. Н. Носуленко, Б. М. Величковский).
ISSN І998-48І2
Вестник Башкирского университета. 2GH. Т. Іб. №3(I)
WG9
Значимость слухового восприятия в создании картины мира обусловлена тем, что человек воспринимает слухом природу и окружающую действительность и что прототипический объект слухового восприятия - звук - сопровождает многие виды деятельности человека. Слухом воспринимаются только объекты, находящиеся в движении, в то время как объект зрительного восприятия представляет собой совокупность нескольких параметров. Зрение фиксирует как объекты, находящиеся в движении, так и объекты, находящиеся в состоянии покоя.
О взаимодействии одновременно двух видов восприятия - зрительного и слухового - пишет Е. В. Урысон, которая делит ситуации внешнего мира на «световые», «звуковые», зрительно-
слуховые и ситуации, не являющиеся ни «звуковыми», ни «световыми» [8, с. 286].
Анализ объектов и ситуаций восприятия звуков дает основание разделить лексику, репрезентирующую слуховое восприятие, на отдельные лексические блоки в зависимости от условий их функционирования. Когнитивный подход позволяет провести систематизацию лексического материала с опорой на речевую деятельность и дает возможность изучать язык в активном, деятельностном аспекте.
Современное состояние лексикографии позволяет выдвинуть новую концепцию построения словарей, когда за исходную единицу берется один глобальный концепт, который разворачивается содержательно, притягивая соприкасающиеся с ним понятия, стоящие в близких или отдаленных отношениях с базовым словом.
Функционально-когнитивный словарь нового типа отвечает задачам современной лексикографии, которая, по мнению Ю. Н. Караулова, ставит целью довести словарь до человека, приблизить его структуру, содержание, механизм функционирования к тем потребностям, с которыми к словарю обращается носитель языка или человек, изучающий язык как неродной [9, с. 8]. Основу функциональнокогнитивного словаря составляют функциональнокогнитивные сферы, выступающие в качестве обширных объединений слов, синоптическую схему которых формирует суперконцепт.
Функционально-когнитивная сфера «слышать/слушать», с одной стороны, наглядно демонстрирует возможность реализации данной задачи с учетом последних тенденций в современной лексикографии, а с другой - показывает определяющую роль слухового восприятия в комплексе со зрительным восприятием в процессе познания человеком окружающей действительности.
Многозначные глаголы слышать и слушать, семантические валентности которых ориентированы на выявление главных информационносмысловых блоков, составляют центр функционально-когнитивной сферы слухового восприятия. Глагол слышать выражает ненаправленное восприятие, т.к. основное его значение - ‘различать,
воспринимать слухом звуки’, что не предполагает активных действий со стороны субъекта. Глагол слушать употребляется для описания направленного действия; его основное значение - ‘обращать внимание, направлять слух на какие-либо звуки, чтобы услышать’, что предполагает активное действие субъекта.
Встречается одновременное употребление глаголов зрительного и слухового восприятия в одном контексте, когда репрезентируются зрительнослуховые ситуации. Совмещение аудио-визуальных характеристик объекта создает идеальное восприятие человеком ситуации.
Слуховое восприятие имеет двустороннюю направленность: субъектно-ориентированную и объектно-ориентированную. Член оппозиции ‘субъектно-объектная ориентация восприятия’ отражает полный процесс слухового восприятия, когда слуховое восприятие исходит от субъекта и направлено на объект: Девочка услышала знакомый голос и обернулась. Все слушают доклад с вниманием. С другой стороны, слуховое восприятие может исходить от объекта, занимающего позицию подлежащего в предложении: Издали доносятся раскаты грома.
Указанные группы глаголов представлены объемными синонимическими рядами, которые включают как отдельные лексемы, так и фразеологизмы: 1) слышать, услышать, уловить, различать; 2)слушать, выслушать, прислушаться,
вслушиваться, заслушать, заслушаться, подслушать, дослушать, внимать каждому звуку, слову, насторожить слух, сделать уши топориком; 3) слышно, послышаться, доноситься, звучать, достичь чьих-либо ушей.
Слышимость, качество воспринимаемого звука зависят от степени отдаленности звучащего объекта, от громкости и четкости звучания и противопоставления фона восприятия: издалека доносится музыка, шум мотора; послышался шорох шагов; раздался оглушительный звон, грохот, барабанный бой; отчетливо послышался голос командира; невнятный шепот дошел до чьих-либо ушей; сквозь шум расслышать стук копыт, звуки пения; в тишине леса заслушаться пением соловья.
Условия и качество слышимости отражаются в семантике некоторых глаголов (доноситься передает восприятие отдаленных звуков, различаться -выделение отдельных звуков на фоне других), в сочетаниях с наречиями и прилагательными оценки и качества (слышать хорошо/плохо, слушать внимательно, рассеянно), фразеологизмами (слушать во все уши, вполуха, слышать краем уха, одним ухом).
Процессы слухового восприятия реализуются в различных ситуациях, которые связаны с жизнедеятельностью человека и которые формируют в словаре отдельные блоки лексем. Функциональнокогнитивная сфера «слышать / слушать» представлена в 5 базовых блоках:
1) общения;
2) получения информации;
3) восприятия музыки;
4) восприятия звуков, шумов, голосов природы;
5) восприятия универсальных звуков.
Центральными объектами блока общения являются разговор, беседа, спор, диспут, слова, болтовня, вопрос, ответ, реплика, фраза, команда, разрешение, отказ и т.п., т.е. понятия, которые объединяют глобальные сферы человеческой деятельности - говорить и слушать.
Самыми частотными из них являются слово / слова. Оценочную характеристику данного объекта в языке представляют ряд прилагательных с положительной и отрицательной семантикой, что привносит эмоциональный и экспрессивный фактор в общение между субъектами речи: слышать слова разумные, мудрые, умные, убедительные; слушать слова льстивые, пустые, грубые, высокопарные.
Блок получения информации характеризуется наличием односторонней связи - только на получение информации; базовый глагол этого блока -слушать отражает направленность восприятия.
Многочисленный ряд слов, представляющий объект данного блока, имеет, с одной стороны, ключевое понятие «информация»: сообщение, новости, сводка погоды, сказка, речь, отчет, с другой стороны, представлен одушевленными объектами: слушать лектора, учителя, рассказчика, чтеца, диктора.
Наречия и фразеологические обороты выступают в качестве компонента в словосочетаниях с базовым глаголом слушать: слушать внимательно, сосредоточенно - слушать во все уши, распустить уши; слушать рассеянно, невнимательно - пропускать мимо ушей, вполуха
Блок восприятия музыки аналогичен предыдущему блоку по характеру употребляемых средств выражения. Базовый концепт этого блока - «музыка, пение». Лексические средства выражения базового концепта при этом представлены существительными, имеющими отношение к миру музыки,-музыкальные инструменты, песня, мелодия, ария, концерт и т.п., а также одушевленными и неодушевленными именами существительными, называющими исполнителя: музыкант, певец, артист.
Информационно-смысловой блок восприятия шумов, звуков, голосов природы характеризуется тем, что здесь восприятие звуков может быть как направленным, так и ненаправленным, в зависимости от ситуации. Следовательно, возможно употребление как глагола слышать, так и глагола слушать. Базовый концепт данного блока - природа. Объекты природы представлены как живыми существами, так и явлениями: слышать / слушать трель соловья, шелест листвы, свист ветра, плеск волн.
Субъектно-экспрессивная оценка восприятия объектов данного блока выражается наречиями,
деепричастиями и деепричастными оборотами, предложно-падежными сочетаниями и передает переживания и состояния человека: слушать с упоением, тревожно, затаив дыхание.
Блок восприятия универсальных звуков занимает особое положение среди всех блоков суперконцепта «слышать / слушать». Каждая сфера, глагольным ядром которой являются глаголы слышать и слушать, представлена объектами-прототипами; так, в сфере «Звуки, шумы в быту» объект-прототип стук (стук ножей, вилок по столу). Тот же самый объект выступает в сфере «Звуки, шумы, голоса природы»: стук дятла. При этом среди всех объектов сфер выделяются центр и периферия. Для сферы «Звуки, шумы в быту» прототипический объект - стук (центр), периферийные объекты -скрежет, звяканье, щелканье, лязг и т.п.
Основные объектные компоненты данного блока представлены как свернутыми пропозициями (удар молота, бой часов, треск механизма, хруст бумаги), так и развернутыми пропозициями (слышать, как ударили в колокол, как треснула ветка под ногами). Объекты выражаются в языке именами существительными, глаголами, реже - отглагольными существительными: шлеп - шлепать -шлепанье, звяк - звякать - звяканье.
В отличие от объекта зрительного восприятия звук наименее материален. Развитие слухового образа связано, в первую очередь, с непрерывной дифференциацией «звуковых» и «незвуковых» предметов. По тому, какие звуки и слуховые или зрительно-слуховые образы воспринимает человек, можно воссоздать определенный срез или фрагмент картины мира. Таким образом выстроена функционально-семантическая классификация блоков лексем звукового восприятия, которая отражена в функционально-когнитивном словаре.
ЛИТЕРАТУРА
1. Lakoff G., Johnson M. Philosophy in the Flesh. The embodied mind and its challenge to Western thought. N.Y., І999.
2. Кильдибекова Т. А., Г афарова Г. В. Теоретические основы и принципы составления функционально-когнитивного словаря. Уфа: РИО БашГУ, 2GG3. 3GG с.
3. Searle J. Intentionality: An essay in the philosophy of mind. Cambridge, І98З.
4. Падучева Е. В. Динамические модели в семантике лексики. М.: Языки славянской культуры, 2GG4. 6G7 с.
5. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2GH. 589 с.
6. Rosch E. On the internal structure of perceptual and semantic categories // Cognitive development and the acquisition of language. N.Y., І97З. P. ІІ-ІІ4.
7. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика. Тамбов, 2GG2.
8. Урысон Е. В. Отглагольные существительные со значением ситуации и «наивная энциклопедия» // Тр. Междунар. семинара «ДИАЛОГ - 97» по компьютерной лингвистике и ее приложениям. М., І997. С. 28З-28б.
9. Караулов Ю. Н. Современное состояние и тенденции развития русской лексикографии // Советская лексикография. М.: Русский язык, І988. С. З-І8.
Поступила в редакцию 07.06.2011 г.