УДК 151 ББК 88.48:53.5
М.М. Орлова
представление о здоровом человеке в контексте самосознания здоровых людей
В статье обсуждается психологический анализ представлений здоровых людей о здоровом и больном человеке. Автор рассматривает представления о здоровом человеке как часть самосознания и составную часть идентичности. Полученные результаты могут дополнить содержательную сторону понятия внутренней картины здоровья.
Ключевые слова: социальные представления; здоровый человек; больной человек; внутренняя картина здоровья.
М.М. Orlova
the notion of a healthy person in healthy peoples self-conscience
The article submits the psychological analysis of healthy person's notions in healthy people's conscience. The author considers these notions as a part of self-conscience and as an identity's component. The investigation results can supplement the notion of inner picture of health.
Key words: public notions; healthy person; diseased person; inner picture of health.
ro
CO
о
о
Изучение представлений о здоровом и больном человеке в структуре самосознания здоровых людей имеет важное значение в определении когнитивной основы отношения к здоровью и болезни, субъективных составляющих как ситуации здоровья, так и ситуации болезни, адаптационных механизмов [8]. И.Б. Бовина считает необходимым их рассмотрение на социентальном, социальном, социально-психологическом, индивидуальном уровне.
Современные исследования представлений о здоровье и болезни, представленные в работах И.Б. Бовиной [1] опираются как на теорию социальных представлений Э. Дюркгейма [5], так и теорию социального познания Г.М. Андреевой, а также теорию социального научения А. Бандуры [12].
В работе О.С. Васильевой и Ф.Р. Филатова понятие «социокультурный эталон здоровья» раскрывается как социокультурный феномен и непосредственный результат использования конкретной концепции в реальной социальной практике [2, с. 436]. Значимым элемен-
том в рамках этого понятия является активность как целеустремленность.
Индивидуально-личностный подход в изучении этих представлений в работах А.С. Нелюбовой [7] основан на категории житейских понятий, разработанной Л.С. Выготским [3], на категории ценностных ориентаций, описанных в работах Д.А. Леонтьева [6].
Показатели состояния здоровья могут рассматриваться как объективные (характеристики состояния различных физиологических систем) и субъективные (восприятие, переживание, выражающиеся в жалобах, осознании и самооценке) [9].
Переживание собственного здоровья формируется в рамках жизненного опыта индивида и дает возможность ориентироваться в своем состоянии. Это связано с пониманием ситуации, что выражается в оценке качества жизни и своего социального статуса, к которому относится статус здорового человека [9]. А.С. Нелюбова [7] считает, что представления пациента о болезни не являются абстрактными, оторванными от жизни
идеями - они определяют поведение человека в ситуации болезни. Видимо, это справедливо и в отношении ситуаций здоровья. Подобное поведение может быть как способствующим сохранению здоровья, так и не способствующим.
Субъективные представления о здоровье и болезни могут рассматриваться как знания, трансформированные обыденным сознанием и выполняющие регулирующую по отношению к поведению функцию [10; 11].
На наш взгляд, представления о здоровом и больном человеке у здоровых людей реализуются в знании о других, собственном опыте телесного недомогания, идентификации себя со здоровым или больным человеком.
В данной статье мы рассмотрели особенности структурных элементов представлений о здоровом человеке и связь этих представлений с самоотношением и адаптационными стратегиями личности здоровых испытуемых.
Материалы и методы исследования
Нами были проведено исследование здоровых испытуемых (543 человек),
не имевших хронических соматических заболеваний, в возрасте от 25 до 60 лет (мужчины и женщины). Был использован комплекс методов: исследование самоотношения проводилось по методике МИС, определение идентичности - по методике тест Куна «Кто Я», анализ представлений о здоровом и больном человеке -методом анкетирования, а также с помощью методик исследования жизненного стиля Келлермана-Плутчика-Конте, исследования копинг-стратегий Лазаруса, исследования ретроспективной оценки переживания здоровья и болезни. При статистической обработке результатов были подсчитаны среднеарифметические значения, стандартные отклонения, выявлена достоверность различий между группами согласно Т-критерию Стьюден-та, приэтом был применен метод корреляционного анализа Пирсона (с помощью компьютерной программы $Р$5г19).
Обсуждение результатов
Выраженность факторов представлений о здоровом человеке у здоровых людей с точки зрения личностной значимости показана нами в таблице 1.
Табл. 1. Выраженность факторов представлений о здоровом человеке у здоровых людей с точки зрения личностной значимости
Выделенные факторы представлений о здоровом человеке Здоровье как активность Здоровье как возможность быть активным Доверие здравоохранению Оптимизм в возможности сохранить здоровье Социальное одобрение желания быть здоровым
Выраженность фактора в баллах 3,1; тах=5 2,5; тах=4 2,8; тах=3 3,2; тах=4 0,11; тах=3
Выделенные факторы представлений о здоровом человеке Здоровью помогают друзья Здоровью помогаю я сам Здоровью помогает семья Здоровью помогают лекарства Здоровью ничто не поможет
Выраженность фактора в баллах 0,06; тах=2 0,14; тах=2 0,13; тах=2 0,11; тах=2 0; тах=2
ф н о
¡£ ф
IX
о
ш
О)
¡£ ф
ей о
51§
2 2 о с; ей ^
0 ° Ф
^ к
1 ^ Ф I с; го
£ 1
ГО со
I- О
О о
чо ф ^
р С о
Представления о здоровом человеке характеризуются тем, что здоровье рассматривается как связанное со значимостью активности и социальной полезности, оптимизмом в отношении возможности сохранить его. Предполагается,
что желание быть здоровым социально одобряемо, опирается на принципы здравоохранения, образ жизни, самого субъекта, семейные отношения и лекарства.
Представление о том, что здоровый человек - это человек активный, более
го ш о
О
характерно для взрослых (0,135) женщин (0,127). Оно коррелирует со значимостью переживания болезни (0,087), идентификацией себя с экономическими и хозяйственными задачами (0,094), представлением о том, что больной ничем не отличается от здорового (0,1), снижением доверия к системе здравоохранения (0,086) и ослаблением оптимизма в отношении сохранения здоровья (0,098). По-видимому, значимость здоровья как активности сочетается с определением себя как экономически состоятельного человека. Это важно для людей социально ориентированных. Значимость активности как синонима здоровья сочетается со значимостью опыта переживания болезни, пессимистическим отношением к помощи здравоохранения и возможности сохранить здоровье. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что здоровье как основа активности значимо для социально активных людей, воспринимающих больного как человека, отличающегося от здорового, что, по-видимому, определяет ощущение уязвимости здоровья, чувство страха перед возможностью оказаться в этой непрестижной группе -группе больных людей.
Представление о том, что здоровье дает возможность быть активным и полезным, характерно для взрослых людей (0,125), коррелирует с морально-нравственной адаптивностью (0,107), снижает представление о значимости лекарств в сохранении здоровья (-0,091). Обращает внимание на себя тот факт, что представления о собственных возможностях, связанных со здоровьем, мало зависят как от других представлений, так и от самоотношения и адаптационных стратегий. Зависимость между представлением о здоровье как возможности и значимостью лекарств, свидетельствует о том, что лекарства рассматриваются основным способом решения проблем при утрате этих возможностей. По-видимому, представление о здоровье как ресурсе собственной активности неактуально для личности.
Оптимизм в возможности сохранить здоровье характерен больше для молодых людей (-0,122), коррелирует со сни-
жением значимости переживания болезни (-0,145), отрицания (-0,089), склонности к негативным самоописаниям (-0,089), снижением восприятия здорового человека как активного и социально-полезного (-0,098); повышением значимости преодоления болезни в перспективах больного человека (0,113), доверия здравоохранению (0,262), представлением о социальном одобрении желания быть здоровым (0,175). Можно сделать вывод о том, что оптимизм в сохранении здоровья связан с позитивным отношением к себе, представлением о преодо-лимости болезни, снижением значимости здоровья и опоры на медицинскую помощь и характерен для молодых людей. Интересно, что в этом случае оптимизм в сохранении здоровья связан не со значимостью здоровья, а с возможностью не переживать состояние болезни.
Представление о социальном одобрении желания быть здоровым более характерно для мужчин (0,239), коррелирует со снижением аутосимпатии (-0,135), субъективного неблагополучия (-0,1), принятия ответственности (-0,179), конфрантационного копинга (-0,126), дистанцирования (-0,193), поиска социальной поддержки (-0,162), бегства - избегания (-0,104), значимости лекарств (-0,222); с повышением вытеснения (0,098), проекции (0,0,91), компенсации (0,111), адаптивности (0,143), оптимизма в сохранении здоровья (0,175). По-видимому, представление о социальном одобрении желания быть здоровым воспринимается как нечто самоочевидное и при этом может выступать как требование по отношению к себе, несоответствие которому приводит к снижению эмоционального самопринятия и повышению психологических защит.
Можно выделить специфичность представлений о здоровом человеке в зависимости от пола и возраста:
• для мужчин более характерно долженствование быть здоровым;
• для женщин значима активность здорового человека;
• для молодых людей характерно представление, что здоровый человек -это активный человек, оптимистичный
по отношению к своему здоровью и доверяющий здравоохранению;
• по мере увеличения возраста становится более характерным представление о том, что здоровый человек - это человек активный, и значимость возможности быть здоровым человеком.
Таким образом, представления о здоровом человеке складываются в определенный социальный портрет: это активный и социально полезный человек, чье здоровье уязвимо, а желание быть здоровым очевидно социально одобряемо. Эти представления мало связаны с собственными возможностями, оптимизм в отношении здоровья определяется тем, насколько можно о нем не задумываться.
Представление о доверии здравоохранению в возможности сохранения здоровья характерно для молодых людей (-0,116), коррелирует со снижением значимости переживания болезни (-0,122), аутосимпатии (-0,09), психологических защит: вытеснения (м0,154), регрессии (-0,106), проекции (0,093), идентификации себя с деятельным «Я» (-0,113) и склонности к негативным самоописаниям (-0,169), значимости представлений о здоровье как активности (-0,86); повышением самоуважения (0,131), внутренней неустроенности (0,107), конфранта-ционного копинга (0,106), самоконтроля (0,09), позитивного переопределения (0,135); с повышением значимости представления о том, что больной ничем не отличается от здорового (0,128), представления о значимости преодоления болезни (0,145), об оптимизме в возможности сохранения здоровья (0,261) и об опоре на применение лекарственных препаратов (0,124).
Возможно, обращение к помощи здравоохранения сопряжено с чувством вины за утрату здоровья и стремлением переложить ответственность за здоровье на медицинскую помощь. По-видимому, роль здорового человека рассматривается как самоочевидная социальная ценность, уязвимая и зависящая от здравоохранения.
Представление о том, что сохранить здоровье помогает образ жизни, более характерно для молодых (-0,152) муж-
чин (0,086), коррелирует с аутосимпа-тией (0,091), снижением субъективного неблагополучия (-0,086), принятия ответственности как копинг-стратегии (-0,089), повышением адаптивности (0,099), идентификации себя со здоровым человеком (0,136). По-видимому, это убеждение характерно для молодых людей, опирающихся на возможности своего здоровья для достижения своих жизненных целей, для которых значимо быть здоровым.
Представление об опоре на друзей в сохранении здоровья коррелирует с субъективным неблагополучием (0,09), снижением поиска социальной поддержки как стратегии преодоления (-0,089), адаптивности (-0,121) и повышением вытеснения (0,087) и значимости эмоциональных проблем больного (0,98). Таким образом, потребность в дружеской поддержке свойственна эмоционально уязвимым людям.
Представление об опоре на себя в вопросах здоровья характерно для испытуемых старшего возраста (0,127) и коррелирует со снижением конфронтацион-ного копинга (-0,089). По-видимому, это, скорее, декларация, чем выражение значимого отношения.
Представление об опоре на семейную поддержку более характерно для женщин (0,086), коррелирует со снижением аутосимпатии (-0,087), повышением склонности к негативным самоописаниям (0,095). Для людей с ощущением уязвимости самоотношения это связано с поиском опоры на семейные ресурсы.
Представление об опоре на лекарственные препараты в возможности сохранить здоровье более характерно для женщин (-0,177) с высоким уровнем образования (0,099) и профессиональным статусом (0,161). Оно коррелирует с самопринятием (0,086), копинг-стратегиями: дистанцированием (0,96), поиском социальной помощи (0,092), принятием ответственности (0,138), снижением вытеснения (-0,117), нервно-психического уровня адаптации (-0,101), значимости представления о здоровом человеке как человеке активном и социально полезном (-0,091) и представления о социаль-
ф н о
¡£ ф
IX
о ¡£
ш
ф
¡£ ф
ей о
51§
2 2 о с; ей ^
0 ° ф СО
^ к
1 ^ ф I
с; го
£ 1
ГО со
I- О
О о
чо
Ф
С о
го ш о
О
ном одобрении желания быть здоровым (-0,22), повышением значимости доверия здравоохранению (0,124). Таким образом, опора на лекарства может отражать представления, выражающие так называемое «грамотное, передовое» отношение к лекарствам как современным технологиям борьбы с болезнью.
Можно сказать, что опора на образ жизни и на самого себя в сохранении здоровья может рассматриваться как декларация, характерная для молодых людей, но не связанная с личностными адаптационными стратегиями, опора на друзей и семью характерна для неуверенных в себе, эмоциональных людей. Следовательно, необходимость сохранения здоровья не является осознанной стратегией.
Анализ роли представлений о здоровом человеке в структуре самосознания показал, что это представление является ценностным и связано с социальными представлениями о его престижности. Значимость этого представления более характерна для социально активных людей. Вместе с тем, именно этим людям свойственен страх перед социальной ролью больного человека. То есть, роль здорового человека рассматривается в качестве синонима социальной успешности, а роль больного - синоним социальной неуспешности. При этом такие представления являются декларативными и отражают, скорее, вопросы личностной уязвимости, чем активные стратегии, направленные на сохранение здоровья.
Анализ результатов методики «Ретроспективная оценка переживания здоровья и болезни» показал, что значимость переживания болезни (1,6) оценивается несколько ниже, чем здоровья (2,6). По-видимому, переживание здоровья лич-ностно более значимо.
Значимость переживания здоровья коррелирует с уровнем образования (0,129), значимостью переживания болезни (0,316), морально-нравственной адаптивностью (0,095), идентификацией себя с активным (0,222), хозяйственным человеком (0,092), ориентированным на будущие задачи (0,180), со здоровым человеком (0,105), коррелирует со сниже-
нием идентификации себя с социальными ролями (0,151).
По-видимому, ретроспективная оценка переживания здоровья показывает, что значимость этого переживания связана с идентификацией себя с активностью, ориентацией на будущие цели, в отношении которых значимо здоровье, и идентификацией себя со здоровым человеком. Значимость переживания здоровья снижает важность социальных ролей, видимо, социальные обязательства отвлекают от проблем здоровья. Интересно, что значимых корреляций с представлениями о здоровье не выявлено. Возможно, система представлений о здоровье и переживания себя здоровым человеком разобщены, что свидетельствует о понимании роли здорового человека как условия самореализации, хотя и не является полностью осознанной ценностью.
Значимость переживания болезни характерна для испытуемых старшего возраста (0,136), коррелирует со значимостью переживания здоровья (0.316), отрицанием (0,128), снижением значимости идентификации себя с социальными ролями (0,1), доверия к здравоохранению (-0,122) и оптимизма в возможности сохранить здоровье (-0,145), с повышением склонности к негативным самоописаниям (0,185), с представлением о здоровом человеке как активном и социально востребованном (0,087).
Личностная значимость переживания болезни может рассматриваться как источник самообвинения, опирается на ценность здоровья как ресурса социальной активности и представление об уязвимости здоровья, которое не подкреплено доверием здравоохранению. Сфера переживания здоровья и болезни является единой сферой, определяющей значимость будущих целей и активность, необходимую для их достижения.
Таким образом, именно опыт индивидуальных переживаний здоровья и болезни становится связующим звеном между системой идентичности и представлениями об этой сфере.
В целом можно сделать вывод о том, что роль здорового человека является высокостатусной и малоосознанной.
Она связана с представлением об активности и социальной полезности, которые утрачиваются в связи с болезнью. По-видимому, роль здорового человека рассматривается как самоочевидная социальная ценность, уязвимая и зависящая больше от внешних ресурсов, чем от внутренних. Переживание здоровья и болезни являются значимой составляющей идентичности как проявление ориентации на будущие цели, активность личности, то есть, проявления самореализации. Необходимость сохранения здоровья не является осознанной стратегией в самосознании здоровых людей, она не реализована в адаптационных
стратегиях, что предполагает неготовность к ее утрате и формирует страх перед болезнью, которая рассматривается как фатальное явление в жизни человека. Здоровый человек способен идентифицировать себя как со здоровым, так и с больным, при этом идентификация себя с больным человеком сопровождается самообвинением.
Выявленный симптомокомплекс самосознания, включающий систему представлений, процесс переживания и идентификаций, позволяет рассмотреть внутреннюю картину здоровья на рациональном, эмоциональном и идентификационном уровнях.
Библиографический список
1. Бовина, И.Б. Социальные представления о здоровье и болезни: структура, динамика, механизмы / И.Б. Бовина: дис. ... доктора психологических наук [Текст]. - М., 2009. - 437 с.
2. Васильева, О.С. Психология здоровья человека. Феномен здоровья в культуре, психологической науке и обыденном сознании [Текст] / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. - Ростов-н/Д: Мини Тайп, 2005. - 352 с.
3. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]: сб. соч.: в 6 т. - Т. 2. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
4. Грошев, И.В. Топография формирующегося психологического пространства внутренней картины здоровья/болезни: гендерный аспект [Текст] / И.В. Грошев // Мир психологии. - 2009. - № 1. - С. 64-78.
5. Дюркгейм, Э. Представления индивидуальные и представлений коллективные [Текст] / Э. Дюркгейм // Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М., 1995. - С. 23-58.
6. Леонтьев, Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психологическое обозрение. - 1998. - № 1. - С. 13-25.
7. Нелюбова, А.С. Роль обыденных представлений в формировании внутренней картины болезни [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / А.С. Нелюбова. - М., 2009. - 243 с.
8. Орлова, М.М. Кризис идентичности у больных туберкулезом легких [Текст] / М.М. Орлова // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - № 3 (14). - Режим доступа: URL: http://medpsy.ru.
9. Орлова, М.М. Сравнительный анализ роли социальных представлений в процессе адаптации к ситуации тяжелого, инвалидизирующего соматического заболевания [Текст] / М.М. Орлова // Известия СГУ. - Сер.: Философия. Психология. Педагогика. - 2013. - Т. 13. - Вып. 2. - С. 83-88.
10. Тхостов, А.Ш. Психология телесности [Текст] / А.Ш. Тхостов. - М.: Смысл, 2002. - 287 с.
11. Тхостов, А.Ш. Теоретические проблемы исследования внутренней картины болезни [Текст] / А.Ш. Тхостов, Г.А.Арина // Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психических и соматических заболеваниях: сб. науч. тр. / под общ. ред. М.М. Кабанова. - Л.: Изд-во ЛНИПИ им. В.М. Бехтерева. - 1990. - С. 32-38.
12. Bandura, A. Social foundations of thoughts and action: A social cognitive theory [Текст] / A. Ban-dura. - N.Y., 1986.
References
1. Bovina I.B. Social representations of health and disease: structure, dynamics and mechanisms. Diss. ... doct. of sciences (Psychology). M., 2009. P. 437. [in Russian].
2. Vasilieva O. S., Filatov F.R. The Psychology of health. The phenomenon of health in the culture, the science of psychology and the ordinary consciousness. Rostov-on-Don: mini-tajp, 2005. P. 352. [in Russian].
3. Vygotsky L. S. Thinking and speech. Collect. of 6 vols. M: Pedagogika, 1982. V. 2. P. 504. [in Russian].
4. Groshev V. I. The topography of the emerging psychological space of the internal picture of health/ sickness: a gender perspective. Mir psihologii. 2009. № 1. P. 64-78. [in Russian].
5. Durkheim E. The Presentation of individual and collective representations. Sociologija. Ee predmet, metod, prednaznachenie. M., 1995. P. 23-58. [in Russian].
6. Leontiev D.A. Values in individual and group consciousness: types, determinants and change over time. Psikhologicheskoe obozrenie. 1998. №. 1. P. 13-25. [in Russian].
7. Nelyubova S.A. The role of ordinary representations in the formation of the internal picture of the disease. Diss. ... cand. of sciences (Psychology). M., 2009. P. 243. [in Russian].
8. Orlova M.M. Identity Crisis in patients with pulmonary tuberculosi Medicinskajapsikhologija v Rossii: ehlektron. nauch. zhurn. 2012. № 3(14). URL: http://medpsy.ru (accessed 25.11.2013). [in Russian].
9. Orlova M.M. Comparative analysis of the role of social representations in the process of adaptation to a situation of severe, disabling somatic diseases. Izvestija SGU. Serija Filosofija. Psikhologija. Pedagogika. 2013. Volume 13. Issue 2. P. 83-88. [in Russian].
10. Thostov A.S. Psychology ofcorporealiy. M: Smysl, 2002. P. 287. [in Russian].
11. Thostov A.S., Arina, G.A. Theoretical problems of the study of the internal picture of the disease. Psikhologicheskaja diagnostika otnoshenija k bolezni pri nervno-psikhicheskikh i somaticheskikh zabolevanijakh: sb. nauch. trudov / pod obshh. red. M.M. Kabanova. - L.: Izd-vo LNIPI im. V.M. Bekhtereva. 1990. P. 32-38. [in Russian].
12. Bandura A. Social foundations of thoughts and action: a social cognitive theory. N.Y., 1986.
информация об авторе: Орлова Мария Михайловна,
кандидат психологических наук, доцент, кафедра консультативной психологии, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов.
&mail^: [email protected]
Information about the author: Orlova Maria Mihajlovna,
Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, Saratov State University, Saratov.
Kmail: [email protected]
ш
УДК 158.1 ББК 88.411.9
Е.И. Рогов
неадекватность профессиональных представлений об объекте деятельности как основа профессиональных деформаций педагога
В статье исследуются проблемы соответствия в педагогической деятельности представлений субъекта реальному объекту. Рассматриваются факторы, способствующие их сближению, среди которых знания, опыт, уровень мастерства учителя, уровень развития самосознания, способность разделять объективные и ситуативные компоненты образа, переживать ценность, значение, смысл социального объекта. Расхождению образа с реальным объектом способствуют избыток информации, в результате чего образ в сознании субъекта приобретает фрагментарный или «клиповый» характер.