Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О «СOVID-19» В СОЗНАНИИ НОСИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О «СOVID-19» В СОЗНАНИИ НОСИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
63
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ «COVID-19» / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / КОГНИТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чжан Янь

Настоящая статья посвящена изучению «COVID-19» как нового концепта в сознании носителей русского языка. Актуальность исследования определяется тем, что новый концепт «СОVID-19» занимает важное место в русской языковой картине мира, особенно в период распространения коронавирусной инфекции в 2020-2021 году, но он остаётся непонятным и малодоступным для большинства из нас. Исследование концепта «COVID-19» в рамках когнитивной лингвистики позволяет получить достоверную информацию об универсальных и этнических чертах мировидения народа и построить модели языковой коммуникации для обмена знаниями и информацией. Целью нашего исследования является системное описание языковых средств объективации концепта «COVID-19» в сознании носителей русского языка. В качестве материала для исследования были выбраны данные энциклопедических источников, публицистических текстов, литературных трудов; данные лексикографических источников; данные, полученные в результате проведения ассоциативного эксперимента. В работе использовались такие методы и приемы исследования, как метод концептуального анализа, метод компонентного анализа, метод ассоциативного эксперимента. Новизна исследования заключается прежде всего во введении в научный обиход нового предмета и материала для научного анализа в аспекте лингво-когнитивного подхода к описанию значимых феноменов мировоззрения, а также в экспериментальном изучении по данной проблематике, поскольку ранее подобные исследования не проводились. Анализ содержания концепта «COVID-19» позволил установить, что он служит для формирования русской языковой картины мира, отражающей изменения общественного сознания в период пандемии. В статье подчеркивается, что процесс восприятия человеком новых или незнакомых предметов внешнего мира полностью отражается в его языке. Изучение новых концептов определённого языка даёт нам возможность рассмотреть как культурологические черты нации, так и образ ее мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Чжан Янь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA OF "COVID-19" IN THE СОNSCIOUSNESS OF NATIVE RUSSIAN SPEAKERS

This article is devoted to the study of "COVID-19", which is a new concept in the mind of native Russian speakers. The relevance of the research is determined by the fact that the new concept "COVID-19" occupies an important place in the Russian-language picture of the world, especially during the period of the coronavirus infection in 2020-2021, but it remains incomprehensible and inaccessible for most of us. The study of the concept "COVID-19" in the framework of cognitive linguistics allows us to obtain reliable information of the universal and ethnic features of the worldview as well as build language communication models for the exchange of knowledge and information. The purpose of our research is a systematic description of the concept "COVID-19" in the mind of native Russian speakers. ____________________________ © Чжан Янь, 2022 Materials and methods of research. The data from encyclopedic sources, journalistic texts, literary works, data from lexicographic sources and data obtained as the result of an associative experiment were selected as materials for the study. Such methods and techniques of research were used in the work as methods of conceptual analyses, component analyses and an associative experiment. The novelty of the research lies primarily in the introduction of scientific use of a new subject and material in scientific analyses on the aspect of linguistic-cognitive approaches to the description of significant phenomena of the worldview, as well as the experimental study of this problem, which has not been conducted before. The conceptual analysis of the concept "COVID-19" allows us to establish a conclusion that it serves to form a Russian-speaking picture of the world, which reflects changes in public consciousness during the pandemic. The article emphasizes that the process of a person's perception of new or unfamiliar objects in the external world is fully reflected in his or her language. The study of new concepts of a certain language gives us an opportunity to reveal both cultural features and the way of thinking of a given nation.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О «СOVID-19» В СОЗНАНИИ НОСИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МЕЖКУЛЬ ТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ INTERCULTURAL COMMUNICATION

УДК 81'23

DOI 10.36622/AQMPJ.2022.28.91.015

Сианьский Нефтяной Университет Xi'an Shiyou University

канд. филол. наук, преподаватель факультета русского PhD, teacher of the Russian Language Faculty

языка Zhang Yan

Чжан Янь СЫш, Xi 'an, +86-17391875872

Китай, г. Сиань, тел. +86-17391875872; e-mail: 464559263@qq.com

e-mail: 464559263@qq.com

Чжан Янь

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О «COVID-19» В СОЗНАНИИ НОСИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА

Настоящая статья посвящена изучению «COVTD-19» как нового концепта в сознании носителей русского языка. Актуальность исследования определяется тем, что новый концепт «COVID-19» занимает важное место в русской языковой картине мира, особенно в период распространения коронавирусной инфекции в 2020-2021 году, но он остаётся непонятным и малодоступным для большинства из нас. Исследование концепта «COVID-19» в рамках когнитивной лингвистики позволяет получить достоверную информацию об универсальных и этнических чертах мировидения народа и построить модели языковой коммуникации для обмена знаниями и информацией. Целью нашего исследования является системное описание языковых средств объективации концепта «COVID-19» в сознании носителей русского языка. В качестве материала для исследования были выбраны данные энциклопедических источников, публицистических текстов, литературных трудов; данные лексикографических источников; данные, полученные в результате проведения ассоциативного эксперимента. В работе использовались такие методы и приемы исследования, как метод концептуального анализа, метод компонентного анализа, метод ассоциативного эксперимента. Новизна исследования заключается прежде всего во введении в научный обиход нового предмета и материала для научного анализа в аспекте лингво-когнитивного подхода к описанию значимых феноменов мировоззрения, а также в экспериментальном изучении по данной проблематике, поскольку ранее подобные исследования не проводились. Анализ содержания концепта «COVID-19» позволил установить, что он служит для формирования русской языковой картины мира, отражающей изменения общественного сознания в период пандемии. В статье подчеркивается, что процесс восприятия человеком новых или незнакомых предметов внешнего мира полностью отражается в его языке. Изучение новых концептов определённого языка даёт нам возможность рассмотреть как культурологические черты нации, так и образ ее мышления.

Ключевые слова: концепт «COVID-19», концептуальный анализ, ассоциативный эксперимент, когнитивные признаки.

Zhang Yan

THE IDEA OF "COVID-19" IN THE mNSCIOUSNESS OF NATIVE RUSSIAN SPEAKERS

This article is devoted to the study of "COVID-19", which is a new concept in the mind of native Russian speakers. The relevance of the research is determined by the fact that the new concept "COVID-19" occupies an important place in the Russian-language picture of the world, especially during the period of the coronavirus infection in 20202021, but it remains incomprehensible and inaccessible for most of us. The study of the concept "COVID-19" in the framework of cognitive linguistics allows us to obtain reliable information of the universal and ethnic features of the worldview as well as build language communication models for the exchange of knowledge and information. The purpose of our research is a systematic description of the concept "COVID-19" in the mind of native Russian speakers. Materials and methods of research. The data from encyclopedic sources, journalistic texts, literary works, data from lexicographic sources and data obtained as the result of an associative experiment were selected as materials for the

© Чжан Янь, 2022

study. Such methods and techniques of research were used in the work as methods of conceptual analyses, component analyses and an associative experiment. The novelty of the research lies primarily in the introduction of scientific use of a new subject and material in scientific analyses on the aspect of linguistic-cognitive approaches to the description of significant phenomena of the worldview, as well as the experimental study of this problem, which has not been conducted before. The conceptual analysis of the concept "COVID-19" allows us to establish a conclusion that it serves to form a Russian-speaking picture of the world, which reflects changes in public consciousness during the pandemic. The article emphasizes that the process of a person's perception of new or unfamiliar objects in the external world is fully reflected in his or her language. The study of new concepts of a certain language gives us an opportunity to reveal both cultural features and the way of thinking of a given nation.

Keywords: concept "COVID-19", conceptual analysis, associative experiment, associative field "COVID-19", semantic parameter, cognitive features.

Сегодня в гуманитарной науке активируется интерес лингвистов к изучению связи менталитета народа и его языка в рамках когнитивной лингвистики. Закономерно, что в центре исследовательского внимания находится анализ новых концептов в языковой картине мира народа, которые, являясь значимыми, отражают опыт языкового освоения действительности этносом, национальные особенности его ментальности.

Как утверждают многие учёные, «языковая картина мира представляет собой общий фундамент мыслительных представлений о реальности, который имеется у носителей языка при всех их различиях. Это своего рода инвариант представлений о реальности, отраженный в семантической системе данного языка» [1, с. 22]. Для нашего исследования важно мнение ученых о том, что языковая картина мира образуется посредством совокупности ключевых концептов и связывающих их ведущих идей.

В нашем исследовании концепт понимается как «ментальное образование, которое опирается на многослойный культурный опыт, сконцентрированный в индивидуальном и коллективном языковом сознании» [2, с. 253]. «COVID-19» вызвал социальный взрыв, породил новое лингвистическое явление и обогатил знание человека о мире. Речь идёт о том, что концепт «COVID-19» является важным в русской языковой картине мира, и его изучение позволяет нам моделировать национальные и культурные особенности миропонимания отдельного этноса.

Согласно современным подходам когнитивной лингвистики, психолингвистики и лингвокультуроло-гии, описание концептов, представляющих собой определенные структуры знаний, должно быть универсальным. Как отмечает Т.Б. Радбиль, «при этом необходимо различать экстралингвистическое содержание концепта, включающее онтологические, мыслительные, аксиологические и прагматические компоненты, и собственно лингвистическую семантику слов - репрезентантов концепта, реализованную в парадигматических, синтагматических и деривационных особенностях их функционирования» [3, с. 78]. Можно сказать, что содержание концепта значительно шире и лексикографического и психологически реального значения слова, так как включает в себя не только смысловые компоненты слова, но и признаки, отражающие общую информационную базу человека; они могут и не обнаруживаться в его речи, не осознаваться, но являться достоянием личного или коллективного опыта. Согласно идеям Воронежской школы концептуального анализа, подобные признаки в данной статье именуются «когнитивными признаками». По мнению З.Д. Поповой, И.А. Стернина, когнитивные признаки определяются как самые разнообразные семантические явления: значение слова, оттенок значения или какой-либо другой смысловой компонент, которые воспринимаются как отдельные, отличные от других в сознании носителя языка и реализуются в разных сочетаниях [4, 2007]. Можно сказать, что когнитивный признак - это минимальный структурный компонент концепта, отражающий отдельный компонент концепта.

Когнитивные признаки вявляются с помощью концептуального анализа концепта. В работе Р.М. Фрумкиной «Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога» (1991) четко определяется процедура концептуального анализа: учитывать цель исследования, которая во многом зависит от исходного понимания концепта; принимать во внимание особенности материала для исследования (естественные тексты устного или письменного типа или искусственно полученные результаты, экспериментальные данные) [5, 1991]. Что касается конкретного приёма исследования концепта, немало учёных (С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, М.В. Пименова, З.Д. Попова, И.А. Стернин) указывают на то, что содержание концепта может быть раскрыто следующим образом: выбирается ключевое слово (имя заданного концепта); проводится анализ словарных толкований ключевого слова; изучаются вхождения ключевого слова в фразеологические сочетания; проводится ассоциативный эксперимент; путём комплексного анализа выявляются когнитивные признаки, которые функционируют в составе общенародного концепта.

Здесь мы хотели бы обратить внимание на особенности методики ассоциативного эксперимента. В соответствии с принятой нами концепцией исследования, полученные данные в области семантического наполнения, смыслового объема и языковой экспликации концепта должны подтвердиться экспериментально. Ведь посредством эксперимента мы получаем объективные данные о том, какие именно национально, социально и культурно значимые представления воплощает данный концепт в сознании носителей языка.

В числе самых разных экспериментальных технологий особое место принадлежит свободному ассоциативному эксперименту. Этот метод обычно применяется в целях экспериментального исследования субъективных интерпретационных полей концепта в сознании носителей определенного языка. Как пишет Л.И. Ручина в своей работе: «Материалы ассоциативного эксперимента дают возможность выявить наибольшее количество актуальных для современного состояния сознания когнитивных признаков концепта» [6, с. 12]. Свободный ассоциативный эксперимент предоставил возможность выделить образы, кодирующие изучаемый концепт в сознании носителей языка, а также обнаружить внутреннюю структуру содержания концепта, которая сложилась в сознании человека и презентуется через речь и мышление.

Согласно принятой методике анализа, обратимся к словарным дефинициям словарей и энциклопедий. В «Словаре русского языка коронавирусной эпохи» таким образом определяется «COVID-19» и Ковид-19: 1. Инфекционное респираторное заболевание, вызванное коронавирусом SARS-CoV-2; 2. Коронавирус SARS CoV-2 — вирус, вызывающий тяжелое инфекционное респираторное заболевание COVID-19. Форма COVID-19 стала официальным наименованием новой коронавирусной инфекции. Высокая скорость распространения, тяжелые формы течения болезни, высокая летальность способствовали тому, что 11.03.2020 ВОЗ объявила о пандемии данной коронавирусной инфекции и рекомендовала введение во всех странах строгих карантинных ограничительных мер [7, с. 81].

И в публицистических текстах найдено чёткое описание «COVID-19»: 11 февраля ВОЗ дала официальное название коронавирусу, вызвавшему эпидемию в Китае. Это COVID-19 — сокращённо от Coronavirus disease — «заболевание, вызванное коронавирусом». В этом названии СО означает корона (corona), VI — вирус (virus), D — болезнь (disease), а 19 — год. Такое обозначение было выбрано, чтобы избежать отсылок к географическому положению, виду животных или группе людей, в соответствии с международными рекомендациями по наименованию новых вирусов [8, с. 3]. Можно понять, что COVID-19 имеет сходство с SARS в 2002 году, это видно из официального названия как заболевания, вызванного вирусом SARS-CoV-2, так и названия самого вируса, который вновь вызвал крупную глобальную эпидемию.

После появления COVID-19 в русских публицистических текстах для его наименования использовались разные слова, из которых состоит синонимический ряд концепта: корона, коронавирус, коронавирус нового типа, новый коронавирус, коронавирусная инфекция, ковид, КОВИД-19, КОВНВ-19, SARS-COV-2, rovid, covid-2019, coronavirus disease, SARS-CoV-2, human Coronavirus и др. В значениях синонимов COVID-19 актуализируются когнитивные признаки «новый», «начинающийся с 2019 года», «как SARS», «инфекционные заболевания человека».

Следующий этап исследования - постройка ассоциативного поля слова «COVID-19» как средства объективации концепта. В проведенном свободном ассоциативном эксперименте (САЭ) участвовали 127 информантов (59 мужчин и 68 женщин) в возрасте 18-65 лет. Получено 219 первых реакций на слово-стимул «COVID-19». Опрашиваемым предлагалась следующая инструкция: «Вы участвуете в психолингвистическом эксперименте. Подберите, пожалуйста, определения к слову COVID-19 и запишите те, которые первым приходят Вам в голову». В результате анализа содержания ассоциативного поля ключевого слова с помощью метода, предложенного Ю.Н. Карауловым [9], было выделено 6 смысловых параметров семантического гештальта «COVID-19»:

1) И болезнь, вызванная коронавирусом, и вирус, вызывающий инфекционное заболевание, 45 единиц (20.5%):

Болезнь 19, пандемия 10, вирус 7, инфекции 6, заражение 2, обычный вирус 1.

2) COVID-19 сопровождается с целым набором самых разнообразных симптомов, 21 единица (9.6%):

кашель 7, потеря обоняние 4, высокая температура 3, температура 1, недомогаете 1, озноб 1, пневмонии 3, проблемы с дыханием 1

3) Средства индивидуальной защиты от коронавирусной инфекции и способы ее лечения, 81 единица (37.0 %):

маска 31, карантинные меры 15, дистанционная работа 13, изоляция 4, антисептик 4, вакцина 4, мойте руки! 1, не трогайте лицо 1, необходимо всегда помнить о средствах индивидуальной защиты 1, пытаюсь не контактировать 1, больницы 4, аппарат ИВЛ 1, лечение 1.

4) Изменения в социальной жизни, 20 единиц (9.1%):

принесла бедствия людям во всем мире 4, дистанционное обучение 3, штрафы 1, залупа 1, пустые улицы 1, свободное время 1, секс 1, закрыта границы 1, это приносит плохую пользу экономике 1, безработица 1, смерть 4, дефицит круп 1.

5) Психосоциальное состояние в период эпидемии, 46 единиц (21.0%):

опасно 7, ничего 6, страх 6, беспокоюсь за своих родных 4, тревожность 3, поскорее поправляйся 3, спокойствие 4, чувствую не плохо 2, мы же не видим его 2, плохо 2, чему быть, того не миновать 1, усталость 1, тоска 1, раздражение 1, стресс 1.

6) Китай во время эпидемии, 6 единиц (2.7%):

Китай 3, Китай победил коронавирус всего за три месяца 2, Си Цзиньпин 1.

Данное распределение ассоциатов по смысловым параметрам показывает, как реально представлено слово «СОУГО-19» в сознании носителей русского языка. Ассоциативное поле состоит из ядра, центра и периферии. Так, к ядру мы условно отнесли смысловой параметр «средство индивидуальной защиты от ко-ронавирусной инфекции и его лечение (81 единица)», имеющий индекс частотности 37.0%. Мы также выделили центр ассоциативного поля «СОУГО-19» со смысловыми параметрами «и болезнь, вызванная коро-навирусом, и вирус, вызывающий инфекционное заболевание», «психосоциальное состояние в период эпидемии», составляющими 20%-25% от общего числа реакций. Остальные параметры реакции входят в периферию.

Можно заметить, что в качестве ассоциации испытуемыми были даны слова, словосочетания или предложения, являющиеся весьма разнообразными (всего 219 реакций, из которых 61 единичных реакций). Содержание ассоциативного поля «СОУГО-19» можно охарактеризовать как комплексное и насыщенное, включающее в себя разные стороны восприятия концепта «СОУГО-19» в сознании носителей русского языка.

Смысловой параметр «средство индивидуальной защиты от коронавирусной инфекции и его лечение» является самой крупной среди всех зон с наибольшими реакциями: всего 81 реакция и 13 из них разных. Он входит в ядро данного ассоциативного поля. Представленные реакции указывают на то, что в сознании носителей русского языка СОУГО-19 в значительной степени ассоциируется с представлением средств и мер защиты. Это связано в первую очередь с сущностью СОУГО-19 - заболевание и вирус. Кроме того, СОУГО-19 - это необычный вирус, вызывающий распространение эпидемии по всему миру, и данное заболевание часто сопровождается серьёзными симптомами, в этом смысле рациональной является ассоциация с представлением средств и мер защиты от него.

Смысловой параметр «психосоциальное состояние в период эпидемии СОУГО-19» стоит в центральной зоне ассоциативного поля «СОУГО-19» (21% от общего количества реакций). В ней всего 46 реакций, и 16 из них разных. Выражение чувств по отношению к СОУГО-19 - одна из самых частотных реакций в полученных результатах. Так, например, реакция «опасно» была 7 раз дана испытуемыми. Очевидно, в русском языковом сознании слово-стимул нередко ассоциируется с тем, «как относятся к определенному предмету», «какое чувство испытывают в исключительных случаях». Другая особенность заключается в том, что в данном параметре имеются амбивалентные реакции как ничего (6) и страх (6), указывающие на два противоположных физических состояния человека. Результаты показывают, что у испытуемых СОУГО-19 может вызывать и чувство тревоги и беспокойства, и чувство безразличия. Но, в общем, исходя из полученных результатов, СОУГО-19 больше связан с представлением «опасно», чем «безразлично» в восприятии русскими данного концепта.

Интересным был анализ смыслового параметра «Китай во время эпидемии», который является частью периферии ассоциативного поля «СОУГО-19». Представленные реакции указывают на то, что в сознании носителей русского языка меры, предпринимаемые по профилактике и контролю эпидемий Китаем, достигли положительных и эффективных результатов.

Проведенный анализ языковых материалов позволяет углубиться в семантическое пространство фреймовой модели и выявить семантическое наполнения ядра концепта «СОУГО-19», которое включает следующие когнитивные признаки:

1. Новое заболевание.

2. Коронавирусы, способные инфицировать человека.

3. Коронавирусы могут вызывать ряд респираторных заболеваний.

4. Вирус, вызывающий широкое распространение инфекционной болезни.

5. Глобальная эпидемия.

6. Он начинается с 2019 года.

7. Он имеет сходство с SARS.

8. Эпидемия внесла изменения в человеческую жизнь.

9. На разных этапах эпидемии разные люди испытывают разные чувства: опасности, страх, ничего, страх, тоска и др.

10. Для борьбы с COVID-19 чрезвычайно важны меры индивидуальной защиты.

Таким образом, содержание концепта «COVID-19» в сознании носителей русского языка вполне комплексное и насыщенное. Концепт «COVID-19» в русском языке предполагает активную позицию по отношению к профилактике эпидемий и борьбе с COVID-19. Реакции «маска (31)», «карантинные меры (15)», «дистанционная работа (13)», безусловно, представляют собой высокочастотные по употреблению слова в период этой эпидемии и показывают нам, что для большинства носителей русского языка меры защиты «надевать маску при посещении общественных мест», «держать социальную дистанцию», «карантин», «мыть руки» становятся лучшим способом экспликации концепта «COVID-19».

Библиографический список

1. Глебова Н.Г. Когнитивные признаки концепта «Русскость» в национальной концептосфере и его объективация в русском языке. Дис. канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2018. 224 с.

2. Карасик В.И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград - Архангельск: ВГУ, 1996. C. 3-16

3. Радбиль Т.Б. Языковая аномальность в русской речи: к проблеме типологии // Русский язык в научном освещении, 2006. C. 77-100

4. Попова З.Д., Отернин И.А. Когнитивная лингвистика / З.Д. Попова, И.А. Отернин. М.: ACT: Восток-Запад, 2007. 314 с.

5. Фрумкина Р.М., Михеев А.В., Мостовая А.Д. и др. Cемантика и категоризация / Р.М. Фрумкина, А.В. Михеев, А.Д. Мостовая [и др.]. М.: Наука, 1991. 167 с.

6. Ручина Л.И. Ассоциативный эксперимент как инструмент выявления когнитивных признаков концепта // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского, 2012. C. 102-106.

7. ^оварь русского языка коронавирусной эпохи / Ред. коллегия E.C. Громенко, A.C. Павлова, М.Н. Приемышева, Ю.С Ридецкая. Cанкт-Петербург: Институт лингвистических исследований РАН, 2021. 550 с.

8. Ураманцева А.Ю. Штамм в имени тебе моем: в РФ обсуждают три названия коронавируса // Известия, 14.02.2020.

9. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Издательство ЛКИ, 2010. 264 с.

Referense

1. Glebova N. G. Cognitive features of the concept "Russianness" in the national conceptual sphere and its objectification in the Russian language. Philol. sciences. Nizhny Novgorod, 2018. 224 p.

2. Karasik V. I. Cultural dominants in the language // Linguistic personality: cultural concepts. Volgograd-Arkhangelsk: VSU, 1996. Pp. 3-16

3. Radbil T. B. Language abnormality in the Russian language: the problem of typology // Russian language in a scientific light, 2006. Pp. 77-1005. Popova Z. D., Sternin I. A. Essays on cognitive linguistics. Voronezh: "Istoki", 2001. 191 p.

4. Popova Z. D., Sternina I. A. Cognitive linguistics. Moscow: AST: Vostok-Zapad, 2007. 314 p.

5. Frumkin, R. M., Mikheev, A. V., Bridged, A. D., etc. Semantics and categorization. Moscow: Nauka, 1991. 167 p.

6. Ruchina L. I. Associative experiment as a tool for identifying cognitive features of a concept // Bulletin of the Nizhny Novgorod State University named after Lobachevsky, 2012. Pp. 102-106.

7. Dictionary of the Russian language in the coronavirus era / Ed. board of E. S. Gromenko, A. S. Pavlova, M. N. Priemysheva, Yu. S. Ridetskaya. - Saint Petersburg: Institute of Linguistic Research of the Russian Academy of Sciences, 2021. 550 p.

8. Uramantseva A.Y. Strain in my name to you: three names of coronavirus are being discussed in the Russian Federation // Izvestia, 02/14/2020.

9. Karaulov Yu.N. Russian language and linguistic personality. Moscow.: LKI Publishing House, 2010. 264 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.