Научная статья на тему 'Представление о «новой женщине» в женских дневниках первой четверти XX в.'

Представление о «новой женщине» в женских дневниках первой четверти XX в. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
148
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дневники / женские дневники / новый общественный идеал женщины / роль художественной литературы / роль публицистики / Россия первой четверти ХХ в / diaries / women’s diaries / new social ideal of woman / role offiction / role ofpolitical journalism / Russia in the first quarter of the 20th century

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гольцова Валерия Ивановна

Данная статья является попыткой изучить процессы трансформации идеала женщины в России в революционную эпоху, изменения нравственных ориентиров женщин, которым предстояло адаптироваться и найти свое место в стремительно менявшейся стране. Объектом исследования послужили дневниковые записи первой четверти XX в. Женские дневники как свидетельство взаимодействия личности автора с социально-культурной жизнью общества, с представленной в них рефлексией по поводу морально-этических и социальных проблем, позволяют увидеть, что их авторы часто исповедуют новые представления о роли женщины в обществе, семье, браке, материнстве, о значении женского труда. Авторы обычно стремятся к гармонии традиционных функций и новых возможностей. Дневники также выявляют «властителей дум» того времени, литераторов и публицистов, оказывавших наибольшее влияние на становление женской гендерной идентичности. В статье использованы материалы дневниковых записей образованных жительниц городов (Санкт-Петербург, Киев, Воронеж, Скопин) начала XX в. старше 15 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Idea of the “New Woman” in Women’s Diaries of the First Quarter of the 20th Century

The article is an attempt to study the processes of transformation of the ideal of woman in Russia in the revolutionary age and changes in the moral orientations of women who had to adapt themselves and find their place in a rapidly changing country. The object of the study is the diary texts of the first quarter of the 20th century. Women’s diaries as an evidence of the interaction of the author’s personality with the sociocultural life of society, with the reflection on moral, ethical and social problems presented in them, allow us to see that their authors often profess new ideas about the role of women in society, family, marriage, motherhood, and about the meaning of women’s work. The diarists usually strive for a harmony of traditional functions and new features. The diaries also reveal the “thought leaders ” of the time, writers and publicists who had the greatest influence on the formation of women’s gender identity. The article focuses on diaries written by educated residents of cities (St. Petersburg, Kiev, Voronezh, Skopin) who lived in the early 20th century and were older than 15 years.

Текст научной работы на тему «Представление о «новой женщине» в женских дневниках первой четверти XX в.»

НАУЧНЫЕ ГОРИЗОНТЫ: РАБОТЫ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

DOI: 10.17805/ggz.2020.4.5

Представление о «новой женщине» в женских дневниках

первой четверти XX в.

В. И. Гольцова Московский гуманитарный университет

Данная статья является попыткой изучить процессы трансформации идеала женщины в России в революционную эпоху, изменения нравственных ориентиров женщин, которым предстояло адаптироваться и найти свое место в стремительно менявшейся стране. Объектом исследования послужили дневниковые записи первой четверти XX в.

Женские дневники как свидетельство взаимодействия личности автора с социально-культурной жизнью общества, с представленной в них рефлексией по поводу морально-этических и социальных проблем, позволяют увидеть, что их авторы часто исповедуют новые представления о роли женщины в обществе, семье, браке, материнстве, о значении женского труда. Авторы обычно стремятся к гармонии традиционных функций и новых возможностей. Дневники также выявляют «властителей дум» того времени, литераторов и публицистов, оказывавших наибольшее влияние на становление женской гендерной идентичности.

В статье использованы материалы дневниковых записей образованных жительниц городов (Санкт-Петербург, Киев, Воронеж, Скопин) начала XX в. старше 15 лет.

Ключевые слова: дневники; женские дневники; новый общественный идеал женщины; роль художественной литературы; роль публицистики; Россия первой четверти ХХ в.

Idea of the "New Woman" in Women's Diaries of the First Quarter of the 20th Century

V. I. Goltsova Moscow University for the Humanities

The article is an attempt to study the processes of transformation of the ideal of woman in Russia in the revolutionary age and changes in the moral orientations of women who had to adapt themselves and find their place in a rapidly changing

country. The object of the study is the diary texts of the first quarter of the 20th century.

Women's diaries as an evidence of the interaction of the author's personality with the sociocultural life of society, with the reflection on moral, ethical and social problems presented in them, allow us to see that their authors often profess new ideas about the role of women in society, family, marriage, motherhood, and about the meaning of women's work. The diarists usually strive for a harmony of traditional functions and new features. The diaries also reveal the "thought leaders " of the time, writers and publicists who had the greatest influence on the formation of women's gender identity.

The article focuses on diaries written by educated residents of cities (St. Petersburg, Kiev, Voronezh, Skopin) who lived in the early 20th century and were older than 15 years.

Keywords: diaries; women's diaries; new social ideal of woman; role offiction; role ofpolitical journalism; Russia in the first quarter of the 20th century

ВВЕДЕНИЕ

Первая мировая и гражданская войны, три революции, свержение монархии привели к глубокой, драматичной и неоднозначной политической, социальной и культурной трансформации России, что, естественно, отражено в дневниковых записях современников. Личные (в том числе женские) дневники представляют большой интерес, поскольку отражают не только реакцию на столь масштабные события, но и частную жизнь и индивидуальную «жизнь души», помогающие лучше понять те исторические события, на фоне которых дневники создавались. Мы привлекаем ниже серию дневников авторов от 15-16 лет до зрелого возраста.

Зачастую дневники — это не только фиксация происходящих событий и реакция на них, они наполнены образами, которые почти не отражаются в наблюдаемой действительности. Мы имеем возможность получить уникальную информацию о мечтах, планах, снах, страхах и т. п. представителей разных эпох.

ЛИТЕРАТУРА И ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД: «АННА КАРЕНИНА»

Из дневниковых записей мы можем составить картину наиболее значимого круга женского чтения, а также проанализировать личное видение создательницы дневника разных сторон литературных произведений, выявить, в какой мере художественно-опосредованный взгляд автора (обычно — мужчины) соответствует индивидуальному взгляду женщины-читательницы. Писатель-мужчина использует свою «авторскую лицензию» и рисует личности

женских персонажей сообразно своему мировоззрению, характеру и житейскому опыту, а в личном женском дневнике мы видим заинтересованную реакцию лица противоположного пола. Конечно, эта преобладающая характеристика жизни женщин мужчинами отражала давнюю традицию. Так, описание житейских переживаний в древнейших сохранившихся личных дневниках давалось мужчиной под личиной женщины уже в начале X в. (Японские средневековые дневники, 2001: 101-132).

Судя по дневникам, большое влияние на мировоззрение девушек начала ХХ в. оказывал Л. Н. Толстой, в особенности его роман «Анна Каренина». Например, Наталья Миротворская (16 лет) 3 сентября (21 августа) 1914 г. написала следующее: «Я как-то писала, что не существует любви. Это неправда, теперь я переменила свой взгляд. Существует любовь! Я уверилась в этом, прочтя "Анну Каренину" Толстого» (Миротворская, б/д, а: Электронный ресурс). Восприятие этого романа откликается на изменение гендерных ориентиров и движение общественной мысли в сторону роста самосознания женщины. Воспитанные в кругу представлений, предполагающих радикальное неприятие адюльтера, девушки начинают подвергать сомнению эту установку. Воздействие анализа этой ситуации великим и популярным в России писателем зачастую оказывается гораздо глубже, чем размышления о взаимоотношениях мужчины и женщины в браке. Отказываясь от традиционного презрения к «падшей» женщине, девушки, однако, приближаются к пониманию более глубоких христианских ценностей: милосердия и прощения. Так, Нелли Пташкина (15 лет) 18 января 1918 г. написала: «"Анна Каренина"... показала, что "падшие" женщины не всегда заслуживают только презрения, каким я дарила их раньше. Нет, надо раньше разобраться, почему они пали. Никогда ничего нельзя осуждать, не узнав!» (Пташкина, 1922: 21). Нелли признает право Анны не на осуждение, а на понимание причин ее «падения». Нелли размышляет о свободе и любви, задается множеством вопросов: «Почему человек должен любить только раз, или, скажем, не любить больше с тех пор, как он "вступает в брак?" Почему с этих пор естественное движение сердца запрещено ему?» (там же: 146).

« ЧТО ДЕЛА ТЬ ? » И «НОВАЯ ЖЕНЩИНА »

В связи со словосочетанием «новая женщина» вспоминается, в первую очередь, Вера Павловна Розальская — главная героиня романа «Что делать? Из рассказов о новых людях» Н. Г. Чернышевского, через образ которой транслируются идеалы писателя. Вера Павловна наделена свободой выбирать спутника жизни и правом изменять свое решение, мечтает иметь профессию, чтобы своим трудом приносить «пользу себе и другим» (Чернышевский, 1939: 260) Для этого Вера Павловна принимает решение изучать медицину.

В женских дневниках первой четверти XX века роман «Что делать?» и необычная героиня Вера Павловна нашли весьма широкий отклик. Например, 23 октября 1908 г. Зинаида Денисьевская (21 год) написала: «Мой идеал женщины — не Гретхен, не Лиза из "Дворянского гнезда"; я вспоминаю ряд женщин — Веру Павловну из "Что делать?", Елену из "Накануне", вереницы образов... все они жили, любили, знали мужчин и от этого ни на одну из них не падает тени, наоборот, новые сложные переживания возвышают личность каждой, развивают ее» (Денисьевская, 2012: 390).

27 сентября 1918 г. Нелли Пташкина начинает свою дневниковую запись следующим образом: «Нет, право, нехорошо так мало писать. Совестно как-то, но это — так. Словом, женщина, девушка, начинает входить в меня» (Пташкина, 1922: 130). С этого момента «женский вопрос» становится одной из главных тем ее дневника: «Вопрос о женской доле, вообще, меня в высшей степени интересует. Этот интерес как-то органически живет во мне, он не вызван ни чтением, ни разговорами, а как-то сам по себе поселился во мне. Надо ли говорить, что я всем сердцем и умом думаю о том, что женщины должны быть вполне полноправны, потому что, в умственном отношении, я не считаю нас ниже мужчин. В этом году, среди книг по общественным наукам у меня много записано по женскому вопросу, и эти книги я буду читать с большим наслаждением» (там же: 135-136).

АЛЕКСАНДРА КОЛЛОНТАЙ О СТАТУСЕ ЖЕНЩИНЫ В приводимых дневниках описывается чтение специализированных научных трудов по женскому вопросу, с различными, зачастую совершенно противоположными взглядами на женщину и ее положение, такие как «Физиологическое слабоумие женщины» П. Ю. А. Мёбиуса, «Женщина и социализм» А. Бебеля, статьи А. М. Коллонтай: «На днях в "Современном мире" попалась статья Коллонтай о новых женщинах. Я читала и радовалась. Там я нашла отклик своей души. И теперь я понимаю себя. Да. Я принадлежу к разряду "новых женщин"» (Денисьевская, 2012: 392). «Новая женщина» в концепции А. М. Коллонтай — это та, что смогла воспитать в себе и развить следующие качества: «Новые женщины — не собственницы в своих переживаниях. Требуя уважения свободы чувства для себя, новая женщина должна научиться допускать эту свободу и для другого. <...> Современная, новая женщина не только не боится самостоятельности, но и научается ею дорожить по мере того, как интересы ее все шире и шире выходят за пределы семьи, дома, любви» (Коллонтай, 1919: 18, 22).

В личных дневниках А. М. Коллонтай, изданных впоследствии под названием «Дипломатические дневники», также встречается «женщина-чело-

век»: «9 августа 1924. Важное и приятное сообщение из Москвы: я назначена посланником в Норвегии, до сих пор после признания числилась лишь поверенным в делах. <...> Умом я этого хотела. Чтобы добиться, чтобы доказать, что и это все можно для женщин. И чтобы утвердить себя как женщину-человека и как государственного работника» (Коллонтай, б/д: Электронный ресурс). Теории Александры Михайловны вызывают общественный резонанс, размышления о них отражены во многих женских дневниковых записях первой четверти XX в. Идея о «новой женщине» кажется девушкам очень привлекательной, вдохновляющей, но отказаться от традиционной гендерной роли женщины в семье и обществе они, чаще всего, не готовы.

Современные исследователи А. Ричардсон (Angelique Richardson) и К. Уилли (Chris Willi) отмечает следующие черты складывавшегося в начале ХХ в. образа «новой женщины»: 1) «осознание своей новизны»; 2) «самостоятельность мышления»; 3) «собственный альтернативный вариант общественного и личного жизнеустройства» (The new woman ... , 2001: 12; цит. по: Анцыферова, 2003: 67). Мы бы добавили к этому весьма высокую идео-логизированность. А насчет «собственного» варианта жизнеустройства стоит поспорить — этот идеал во многом внушен коллективными представлениями.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИДЕАЛЕ

Приведем примеры об идеале женщины, которые можно найти в женских дневниках той эпохи. 14 января 1919 г. Нелли Пташкина формирует и описывает в дневнике свой идеал женщины, к которому она решает отныне стремиться — свободная, самостоятельная, умная, защитница слабых и угнетенных, «женщина-человек»: «Если я достигну положения свободной, самостоятельной, умной и развитой женщины-человека, я буду удовлетворена.» (Пташкина, 1922: 216). Образованные, имеющие профессию и приносящие пользу обществу, просвещенные девушки и женщины в дневнике Нелли обозначаются как «человечные»: «Были и многие другие. Барышня одна, славная, потому что "человечная", юрист; и одета была сильно "человечно".» (там же: 214). «Человечным» женщинам противопоставляются «дамы». Из контекста записей девушки следует, что в качества «дамы» входят легкомысленность и бесцельность существования, отсутствие общественно-значимого дела; это слово явно приобретает отрицательную коннотацию: «Как же представляется мне мое будущее, моя жизнь? <...> Я знаю только, что моя жизнь не будет пуста и бессодержательна, как жизнь наших "дам"» (там же: 44). Важную роль Нелли Пташкина отводит образованию, под которым она подразумевает не только приобретение знаний, но и воспитание сердца и души,

зарождение в человеке гуманистических идеалов. Этот процесс Нелли называет «построением характера, сердца и ума» (там же: 38).

Основной дилеммой для Нелли становятся различные аспекты совмещения «предназначения», «обязанностей» женщины в рамках традиционной гендерной роли и реализации своего потенциала в общественной деятельности: «В чем обвиняют часто теперешних женщин — людей? В том, что, становясь "людьми", они перестают быть женщинами (в здравом смысле этого слова), и этим самым нарушают законы природы. Так вот, предположим, что я стану такой женщиной. и пренебрегу своими женскими обязанностями; откажусь от семьи. И мне смогут бросить этот упрек... <...> Что будет тогда?» (там же: 134).

Девушек интересует развитие женского вопроса в долгосрочной перспективе, к каким переменам может привести борьба за гендерное равноправие. Многие размышляют о «традиционных» представлениях о различиях между мужчиной и женщиной: какие из них обоснованы, а какие — стереотипны и несостоятельны. 26 января 1913 г. М. Л. Казем-Бек описывает в своем дневнике дебаты в Государственном совете о допущении женщин к адвокатуре, который в итоге был решен отрицательно. Основными аргументами противников были брак и материнство, во имя которых женщин нужно удержать в семье. Мария Львовна комментирует это событие следующим образом: «Почему женщина, которая, наскоро состряпав свой обед семье, с утра уходит на поденщину и возвращается только вечером, или та, которая, приставив к детям гувернантку, уезжает с визитами, на обед или на бал, или та, которая на весь день уходит и стоит за прилавком, — отчего такие женщины считаются исполняющими свои обязанности, и их отсутствие дома не тревожит врагов равноправия?» (Казем-Бек, 2016: 335).

В дневниковых записях девушек часто описывается мечта о гармонии, при которой женщина является полноправным членом общества, приносит различного рода пользу, но также в полной мере реализовывается как супруга и мать. В дневниковой записи Натальи Миротворской от 17 (4) сентября 1914 г. находим следующую мысль: «Женщина должна быть доброю матерью и верною женою. Но женщина может быть и ученой, хотя до сего времени этого и не было. Это потому что женщина была слишком угнетена и подчинена мужчине» (Миротворская, б/д, Ь: Электронный ресурс). М. Л. Казем-Бек критикует существующий уклад, при котором мужчины могут располагать своим трудом, а женщины такого права лишены, либо не могут получить и реализовать его в полной мере при существующих ограничениях: «Не все ли равно, думается мне, способны или неспособны женщины вообще и какой процент способных?!.. А разве мужчины все и на все способны?» (Казем-Бек, 2016: 336).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, можно сказать, что дневник становится своего рода проводником в духовный и материальный мир женщины первой четверти XX в., позволяющий увидеть процесс изменений женского частного мировоззрения на фоне общественных трансформаций. Дневники девушек содержат сведения о становлении личности в эпоху перемен, показывают, какими были их идеалы, какое место хотели занять в обновляемом мире. Так в идеалистических строках девичьих дневников зарождалась «новая женщина». Для ее мироощущения характерны идеи равенства с мужчинами в любви, семье и профессиональной деятельности и обычно — стремление к гармонии между «традиционными» ролями и новыми возможностями.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

Анцыферова, О. Ю. (2003) «Новая женщина»: художественный вымысел и факт. Лики феминизма на рубеже XIX-XX вв. // Женщина в российском обществе. № 1-2. С. 66-73.

Денисьевская, З. (2012) Из дневников Зинаиды Денисьевской (19001933) / подг. текста и прим. Й. Хелльбека // Новое литературное обозрение. № 4 (116). С. 385-415.

Казем-Бек, М. Л. (2016) Дневники. М. : Изд-во Сретенского монастыря.

560 с.

Коллонтай, А. М. (1919) Новая мораль и рабочий класс. М. : Изд. ВЦИК Советов р., к. и к. депутатов. 61 с.

Коллонтай, А. М. (б/д) <Запись дневника от 9 августа 1924 г.> [Электронный ресурс] // Прожито: личные истории в электронном корпусе дневников. URL: https://prozfaito.org/note/216488 [архивировано в WaybackMa-chine] (дата обращения: 10.08.2020).

Миротворская, Н. А. (б/д, а) <Запись дневника от 3 сентября (21 августа) 1914 г.> [Электронный ресурс] // Прожито: личные истории в электронном корпусе дневников. URL: https://prozhito.org/note/201120 [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 10.08.2020).

Миротворская, Н. А. (б/д, b) <Запись дневника от 17 (4) сентября 1914 г.> [Электронный ресурс] // Прожито: личные истории в электронном корпусе дневников. URL: https://prozhito.org/note/201122 [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 10.08.2020).

Пташкина, Н. Л. (1922) Дневник 1918-1920. Париж : Рус. книгоиздательство Я. Поволоцкого и Ко. 321, [2] с.

Чернышевский, Н. Г. (1939) Что делать? Из рассказов о новых людях (Журнальная редакция) // Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. : в 15 т. М. : Гос. изд-во худож. лит. Т. 11. 748 с. С. 5-336.

Японские средневековые дневники (2001) / под общей ред. В. Н. Горегляда. М. : Северо-Запад Пресс. 624 с.

The new woman in fiction and in fact: fin-de-siecle feminisms (2001) / ed. by A. Richardson, C. Willis. Houndmills, Basingstoke, Hampshire ; N. Y. : Palgrave. xvi, 258 p.

Дата поступления: 12.08.2020 г.

REFERENCES

Antsyferova, O. Yu. (2003) «Novaia zhenshchina»: khudozhestvennyi vymysel i fakt. Liki feminizma na rubezhe XIX-XX vv. ["The new woman": Fiction and fact. Faces of feminism at the turn of the 19th-20th centuries]. Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, no. 1-2, pp. 66-73. (In Russ.).

Denisievskaia, Z. (2012) Iz dnevnikov Zinaidy Denis'evskoi (1900-1933) [From the diaries of Zinaida Denisievskaia (1900-1933)] / ed. and notes by J. Hellbeck. Novoe literaturnoe obozrenie, no. 4 (116), pp. 385-415. (In Russ.).

Kazem-Bek, M. L. (2016) Dnevniki [Diaries]. Moscow : Sretensky Monastery Publ. 560 p. (In Russ.).

Kollontai, A. M. (1919) Novaia moral' i rabochii klass [New morals and the working class]. Moscow : The All-Russian Central Executive Committee of the Soviets of Workers', Peasants' and Soldiers' Deputies. 61 p. (In Russ.).

Kollontai, A. M. (s.d.) <Zapis' dnevnika ot 9 avgusta 1924 g.> [A diary note of August 9, 1924]. Prozhito: lichnye istorii v elektronnom korpuse dnevnikov [online] Available at: https://prozhito.org/note/216488 [archived in WaybackMa-chine] (accessed 10.08.2020). (In Russ.).

Mirotvorskaia, N. A. (s.d., a) <Zapis' dnevnika ot 3 sentiabria (21 avgusta) 1914 g.> [A diary note of September 3 (August 21), 1914]. Prozhito: lichnye istorii v elektronnom korpuse dnevnikov [online] Available at: https://prozhito.org/ note/201120 [archived in WaybackMachine] (accessed 10.08.2020). (In Russ.).

Mirotvorskaia, N. A. (s.d., b) <Zapis' dnevnika ot 17 (4) sentiabria 1914 g.> [A diary note of September 17 (4), 1914]. Prozhito: lichnye istorii v elektronnom korpuse dnevnikov [online] Available at: https://prozhito.org/note/201122 [archived in WaybackMachine] (accessed 10.08.2020). (In Russ.).

Ptashkina, N. L. (1922) Dnevnik 1918-1920 [Diary, 1918-1920]. Paris : Russian Book House of J. Povolozky and Co. 321, [2] p. (In Russ.).

Chernyshevsky, N. G. (1939) Chto delat'? Iz rasskazov o novykh liudiakh (Zhurnal'naia redaktsiia) [What is to be done? Tales about new people (Journal version)]. In: Chernyshevsky, N. G. Polnoe sobranie sochinenii [Complete works] : in 15 vols. Moscow : State Publishing House of Fiction Literature. Vol. 11. 748 p. Pp. 5-336. (In Russ.).

Iaponskie srednevekovye dnevniki [Japanese medieval diaries] (2001) / ed. by V. N. Goregliad. Moscow : Severo-Zapad Press. 624 p. (In Russ.).

The new woman in fiction and in fact: fin-de-siecle feminisms (2001) / ed. by A. Richardson, C. Willis. Houndmills, Basingstoke, Hampshire ; New York : Palgrave. xvi, 258 p.

Submission date: 12.08.2020.

Гольцова Валерия Ивановна — магистрант кафедры философии, социологии и культурологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5. Тел.:+7 (499) 374-60-21. Эл. адрес: goltsova.valeriya@yandex.ru. Научный руководитель — д-р ист. н., проф. С. А. Яценко.

Goltsova Valeriia Ivanovna, Master's Degree Student, Department of Philosophy, Sociology and Culturology, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.:+7 (499) 27460-21. E-mail: goltsova.valeriya@yandex.ru. Research adviser: S. A. Yatsenko, Doctor of History, Professor.

Для цитирования:

Гольцова В. И. Представление о «новой женщине» в женских дневниках первой четверти XX в. [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2020. № 4. С. 89-97. URL: https://journals.mosgu.ru/ggz/article/ view/1308 (дата обращения: дд.мм.гггг). DOI: 10.17805/ggz.2020.4.5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.