Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ И ВЛАСТИ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ И ВЛАСТИ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
493
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ / ВЛАСТЬ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРАКТАТЫ / ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рашидова М.А.

В данной статье представляется анализ государства и власти в Османской империи, включающая в себя территории, которые имели свое особое государственное устройство, административные институты, регулярные войска и дипломатические отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATION OF STATE AND POWER IN THE OTTOMAN EMPIRE

This article presents an analysis of the state and power in the Ottoman Empire, which includes territories that had their own special state structure, administrative institutions, regular troops and diplomatic relations.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ И ВЛАСТИ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ»

УДК 004.02:004.5:004.9

Рашидова М.А. студент 2 курса магистратуры исторический факультет кафедра Всемирная история

Национального Университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ И ВЛАСТИ В ОСМАНСКОЙ

ИМПЕРИИ

Аннотация: В данной статье представляется анализ государства и власти в Османской империи, включающая в себя территории, которые имели свое особое государственное устройство, административные институты, регулярные войска и дипломатические отношения.

Ключевые слова: османская империя, власть, территориальная экспансия, модернизация, дидактические трактаты, византийская держава.

Rashidova M.A.

2nd year graduate student Faculty of History Department of World History National University of Uzbekistan named after Mirzo Ulugbek

REPRESENTATION OF STATE AND POWER IN THE OTTOMAN

EMPIRE

Annotation: This article presents an analysis of the state and power in the Ottoman Empire, which includes territories that had their own special state structure, administrative institutions, regular troops and diplomatic relations.

Key words: Ottoman Empire, power, territorial expansion, modernization, didactic treatises, Byzantine state.

Исполняется ровно 722 года со времени образования Османской государственности. За это время в Османской державе (1299-1923 гг) была сформирована своеобразная имперская система. Своеобразие Османской империи заключается в том, что в ее истории переплелись традиции древних конгломератных империй Востока, Византийской державы и теократическая идея Исламского халифата. Османская империя властвовала над более чем 60 народами и крупными племенными объединениями, которые существенно различались между собою как по уровню социально-политического развития, так и по своей этно-конфессиональной принадлежности. Власть и могущество Оттоманской Порты стремилось

распространиться на все Средиземноморье и, подчинив его, создать империю, равной которой не было бы со времен Рима. И это им, Османской империи, удалось.

Османская империя, обширная держава средневековья, расположенная в трех частях света. Государственные институты, социальная иерархия империи в основном формировались в XIV-XVI вв. По мере территориального увеличения и политического развития государства возникали новые управленческие структуры, менялось значение в обществе тех или иных социальных групп.

Под знаменем Ислама начались и продолжились османские завоевания, империя складывалась как Исламское государство, вобравшее в себя опыт предшествовавших халифатов.

Имперские традиции древности были восприняты османами и применены для создания собственной имперской системы с использованием современных технических достижений, преимущественно в военной сфере.

Взятие Константинополя в 1453 г. делает Султана Мехмеда II наследником византийских императоров, что подчеркивается принятием титула «римский император» (кейсар-и Рум) и византийской символики (полумесяц), создается могущественная империя - «pax ottomanica».

В эпоху подъема империи османов все население страны состояло из трех основных категорий: аскери (люди меча) - придворные, военные, улемы (люди пера) - чиновники, представляющие власть султана; райя - это обычные подданные, причем как мусульмане, так и немусульмане.

Правящий слой составляли те, кто независимо от этнической и религиозной принадлежности служил Империи, они назывались «османы» и были освобождены от уплаты налогов.

В Османской империи утверждалось подчинение экономики политическим и социальным приоритетам и поддерживалась «командно -административная система экономики», в которой главной обязанностью правящей династии было умножение богатства придворных, населения столицы и удовлетворения запросов своего возрастающего войска, чем обусловливалось направление его усилий на внешнюю экспансию.

Широкое внедрение огнестрельного оружия в османские войска позволило им достичь в конце XV - начале XVI вв. военно-технического преобладания над войсками кызыл-башей, мамлюков и сефевидского Ирана, которые были разгромлены.

Из имперского центра власть султанов распространялась на вассальные государства (Валахия, Молдавия, Крымское ханство, Рагузинская республика, шерифство Мекка); санджаки «хюкюмет», предполагавшие наследственное управление; наследственные семейно-родовые владения с налоговым, административным и судебным иммунитетом на условиях несения военной службы (юрдлуки и оджак-лыки); санджаки, управлявшиеся наследниками престола -шехзаде).

Административное устройство Османской державы отличалось и одновременным использованием разных принципов территориального деления, также правительству султана необходимо было учитывать конфессиональный принцип управления.

Османская империя включала в себя территории, которые имели свое особое государственное устройство, административные институты, регулярные войска, а иногда и свои дипломатические отношения. Тунис и Алжир, территории Османской империи на самом «дальнем западе» ее границ управлялись военными из янычар. Хотя в начале XVI в. там правили бейлербеи, назначаемые из Стамбула, их также затронул период децентрализации. С начала XVII в. и далее власть в этих провинциях захватили военные командиры местных янычарских отрядов.

Османская империя развивалась в течение многих столетий сложной организации правительства с султаном в качестве верховного правителя централизованного правительства, которое имело эффективный контроль над своими провинциями, чиновниками и жителями.

Расширение империи привело к систематическим административной организации, которая переросла в двойную систему военных («центрального правительства») и гражданской администрации, разработал своего рода разделения властей с большинством выше исполнительных функций, осуществляемых военными и судебными властями, а также основное управление осуществлялось государственными органами.

Первые османские везиры, как это имело место и в халифате, были улемами. В начальный период османского государства многие улемы, занимавшие высокие должности при дворе, получали образование в Египте, Иране или Средней Азии.

К концу XV в. в самой империи было уже достаточно медресе, готовивших мударрисов, муфтиев и кади. Так осуществлялась преемственность традиционных ближневосточных представлений о власти и государстве в новой империи. Концепция государства, известная на Ближнем Востоке с древнейших доисламских времен, воспринятая в Аббасидском халифате от персов, несколько модифицированная в XII-XIII вв. тюрко-монгольскими обычаями, перешла к османам.

Самодержавная, не ограниченная общественными институтами власть правителя, соответственно очень высокий, священный статус его составляли краеугольный камень государственной системы. Согласно такой концепции, именно от правителя зависели прочность империи и благосостояние подданных. Персидская традиция управления правосудие соотносится с милостью и благодеянием абсолютной власти государя.

Средневековые дидактические трактаты однозначно определяют зависимость благосостояния государства и подданных от личных достоинств правителя. «Ведь царские дворцы укрепляются опорами справедливости, а чертоги владетелей - колоннами правосудия. Каждый

правитель и царь, который хочет прочной державы и твердой власти, должен сойти с дороги притеснения и направить образ правления по пути справедливости и по стезе правосудия». В период раннего средневековья в государственной практике среднеазиатских и малоазинских тюркских правителей еще сильны были родо-племенные установления, опиравшиеся на обычное право кочевых и полукочевых племен. Войско османов, как некогда сельджукидов, на первой стадии развития государства, по выражению В. А. Гордлевского, «составлено было из племени, как бы мобилизованного на войну. Во время войны это войско сохраняло иерархию родового или племенного строя, одинакового как у монголов, так и у тюрок».

Политический строй Османской империи, сложившийся ко времени ее «золотого века», имел в своей основе религиозные догмы Ислама. В религиозно-политической системе имперская власть представляла волю Аллаха по отношению к своим подданным, что вместе с системой распределения земельных наделов воинам подчеркивает ее патриархальный характер. Власть султанов была сакральна, их воля считалась законом, но ограничивалась нормами шариата.

Сосредоточение публичной власти в руках султана не привело к полной централизации управления, которое перепоручается феодальным правителям и правителям автономий.

Таким образом, социальная справедливость и порядок в обществе напрямую зависят от морально-этических качеств правителя. К такому же заключению приходили крупнейшие мыслители средневекового мусульманского Востока, создававшие идеальные модели общества.

Использованные источники:

1.Шишков В.В.Османская империя: от завоевания и интеграции к попыткам модернизации. СОЦИУМ И ВЛАСТЬ Москва 2012.—111-115стр

2.Гордлевский В.А. Избранные сочинения. Т. 3. История и культура М.: Издательство восточной литературы, 1962. — 591 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.