Научная статья на тему 'Представление о феномене успеха, многоаспектность его ценностного наполнения в социокультурном пространстве личности'

Представление о феномене успеха, многоаспектность его ценностного наполнения в социокультурном пространстве личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
496
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Успех / Цель / карьера / Социальный статус / удача / ситуация успеха / личностный успех / социальный успех / атрибуты успеха / избегание неудачи / Success / goal / career / social position / luck / situation of success / personal success / social success / attributes of success / avoidance of failure

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Корниенко Ольга Юрьевна

Рассматривается понятие «успех» и как стать успешным человеком. Ведь именно желание стать успешным является одной из первопричин человеческого прогресса. Достигая успеха, мы оказываемся на более высокой социальной ступени, являясь владельцами денег, власти, славы, признания, почёта, уважения и тому подобного. Явление «успех» носит комплексный характер, требует объединения философских, социологических, психологических и педагогических знаний и гибкости в осуществлении междисциплинарного подхода. Предлагается анализ успеха и успешности с различных углов зрения, включая изучение характеристик и показателей, выделяющих их из ряда смежных понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the phenomenon of success and how to become a successful person. It is the desire to be successful that drives the progress of mankind. Achieving success, we reach a new social status; we receive wealth, power, fame, honor, respect, etc. Success is a complex phenomenon: it requires combining philosophical, sociological, psychological and pedagogical knowledge and flexibility of inter-disciplinary approach. The purpose of this article is to give various viewpoints on «success» and «successfulness». Attention is mainly focused on features and values that make the notion of success prominent among the others.

Текст научной работы на тему «Представление о феномене успеха, многоаспектность его ценностного наполнения в социокультурном пространстве личности»

УДК 316.477

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФЕНОМЕНЕ УСПЕХА, МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ЕГО ЦЕННОСТНОГО НАПОЛНЕНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЛИЧНОСТИ

© 2010 г. О.Ю. Корниенко

Южный федеральный университет, Southern Federal University,

пр. Нагибина, 13, г. Ростов-на-Дону, 344038, Nagibin Ave, 13, Rostov-on-Don, 344038,

socpol@sfedu.ru socpol@sfedu.ru

Рассматривается понятие «успех» и как стать успешным человеком. Ведь именно желание стать успешным является одной из первопричин человеческого прогресса. Достигая успеха, мы оказываемся на более высокой социальной ступени, являясь владельцами денег, власти, славы, признания, почёта, уважения и тому подобного. Явление «успех» носит комплексный характер, требует объединения философских, социологических, психологических и педагогических знаний и гибкости в осуществлении междисциплинарного подхода. Предлагается анализ успеха и успешности с различных углов зрения, включая изучение характеристик и показателей, выделяющих их из ряда смежных понятий.

Ключевые слова: успех, цель, карьера, социальный статус, удача, ситуация успеха, личностный успех, социальный успех, атрибуты успеха, избегание неудачи.

This article is devoted to the phenomenon of success and how to become a successful person. It is the desire to be successful that drives the progress of mankind. Achieving success, we reach a new social status; we receive wealth, power, fame, honor, respect, etc. Success is a complex phenomenon: it requires combining philosophical, sociological, psychological and pedagogical knowledge and flexibility of inter-disciplinary approach. The purpose of this article is to give various viewpoints on «success» and «successfulness». Attention is mainly focused on features and values that make the notion of success prominent among the others.

Keywords: success, goal, career, social position, luck,situation of success, personal success, social success, attributes of success, avoidance of failure.

Желание стать успешным присуще человеческой природе. Многие из нас хотят быть успешнее, лучше, красивее, чем кто-то другой. Но есть ли у столь абстрактного понятия «успех» какие-то конкретные формы, ограничения, измеримые параметры? Что же представляет собой успех как таковой? Достижение цели есть самое общее определение успеха. В нашем понимании, это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе. Может меняться тот круг людей, мнением которых дорожит личность, но суть успеха не меняется.

Итак, проблема успеха в самом общем смысле социальной теории принадлежит к вечным социальным и нравственным проблемам, имеющим весьма актуальное современное звучание [1].

Понятие «успех» чаще выражается через качественные характеристики, нежели через количествен-

ные. Отсутствие в массовом сознании универсальных количественных критериев успеха - очень позитивный факт, потому что он позволяет претендовать на успех и чувствовать себя успешными огромному числу людей, которые не имели бы такой возможности даже при наличии точного измерительного прибора.

В то же время качественные характеристики успеха и успешности являются величинами условными и относительными, они могут лежать в широком диапазоне субъективных оценок и сильно варьироваться и по содержанию, и по социальному контексту. Это позволяет казаться и быть успешным чуть ли не каждому. Такая размытость понятия «успех» характерна для постиндустриального общества, где в почете не только вертикальная, но и горизонтальная стратификация, а также социальная мобильность населения.

Но если человек выиграл в лотерею миллион евро или женился на принцессе, то это еще далеко не успех. Успех - это не случайность, а закономерность, многократно подтвержденный позитивный жизненный опыт, который формируется благодаря положи-

тельному образу мышления и оптимистичному способу жизни, сильным желаниям человека достичь определенных вершин и неуемная деятельность, направленная на их покорение.

Стоит различать между собой понятия успеха и удачи. Удача - это всего лишь возможность стать успешным человеком, которая может так и не реализоваться. А успех - это такое внутреннее (заметьте -именно внутреннее) состояние личности, к которому человек приходит не сразу, а постепенно с помощью постоянной, регулярной концентрации на своих самых сокровенных желаниях и активных действий по их воплощению в жизнь, которое характеризуется хорошим здоровьем и отличным самочувствием, финансовым благополучием и душевным покоем, отличными отношениями с близкими людьми и профессиональной, творческой самореализацией.

Для достижения успеха в жизни очень важно понять, что каждый человек своими мыслями, словами и поступками сам формирует свою жизнь, круг общения, цели и свое прошлое, настоящее и будущее.

Следует разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики, а сам успех -результат подобной ситуации. Различаются успех и ожидания личности.

По мнению А.С. Белкиной, можно выделить следующие три вида успеха.

«Предвосхищаемый успех. В основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо. Чудес, как известно, на свете не бывает. На пустом месте успех родиться не может. Может повезти, если зоркий взгляд умного, наблюдательного заметит надежду и не даст повода для разочарования: поддержит, подготовит, убедит. Но может случиться и обратное... Это очень серьезно, последствия несо-вершившегося чуда бывают труднопредсказуемы. Убедившись в том, что их ожидания успеха не сбылись, они готовы винить кого угодно, только не себя.

Констатируемый успех. Фиксирует достижение, радуется ему. Важно, что он состоялся, что он сделал отличное настроение, дал возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день.

Обобщающий успех. Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. С одной стороны, это благо. Это - состояние уверенности, защищенности, опоры на самого себя. С другой - опасность переоценить свои возможности, успокоиться» [2].

Неуспех (собственный, разумеется) любить нельзя, радость он не приносит, но уважать его следует. Он всегда возможен, даже неизбежен, без него успех теряет свою радостную сущность. Лишь глубина неуспеха помогает нередко человеку вообще постичь всю глубину успеха. Трудно переоценить стимулирующую роль неуспеха в целом ряде ситуаций. Успех может разложить личность, неуспех - формировать

его лучшие качества. Одно без другого не существует, точнее, не должно существовать.

Успех всегда имеет две стороны. Одна - сугубо индивидуальное переживание радости, личностное, субъективное. Другая - коллективная оценка достижений личности, отношение окружающих к успеху члена коллектива, группы. Связь этих сторон несомненна и органична.

Радость успеха может носить сугубо личный, даже интимный характер, если он может радоваться своим достижениям, «про себя», не считаясь с мнением окружающих. Радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. В этом смысле слово «разделенная» правильно было бы заменить на «умноженная». Точно так же и неуспех, разделенный с кем-то, становится чем-то иным.

В исследовании проблемы жизненной успешности важное место занимает анализ взаимосвязи индивидуальных поведенческих стратегий, многие из которых обнаруживают себя уже в детстве, с параметрами жизненного успеха. Рассмотрим некоторые компоненты поведенческих стратегий, которые связаны с устойчивыми личностными особенностями, влияющими на достижение успеха.

Понятие о справедливости. Дж. Адамс сформулировал теорию справедливости, объединяющую в себе параметры индивидуальных различий, ситуационных и феноменологических переменных [3]. Несмотря на то что любой работник больше мотивирован при условии справедливо заключенного договора, существуют межличностные различия в поведении, обусловленные тем, как люди воспринимают справедливость и несправедливость. «Благосклонные» удовлетворены, даже когда их недооценивают, и чувствуют вину, если их переоценивают или же оценивают по справедливости. «Сензитивные» (к справедливости) убеждены, что все, включая их самих, должны быть оценены достойно, по справедливости. Наконец, «претендующие» считают, что они должны получить все, что только возможно. Переоценить же «претендующих», согласно их установке, невозможно.

Соревновательность. Обнаружено, что мальчики, проявляющие чрезмерную пассивность в период детства, не склонны к соревновательности, став взрослыми. В то же время зависимые мальчики становятся заботливыми и благожелательными мужчинами, часто имеющими счастливые браки.

Ориентация на успех и избегание неудачи. Индивидуальные различия в интенсивности реакций на успех и неудачу отмечаются уже у 4 - 6-летних детей. Изучение факторов, влияющих на формирование предпочтения успеха или избегания неудачи, выявило ряд образующих эти стратегии компонентов. Было проанализировано поведение матерей, чьи дети за время учебы в первом классе стали сильнее бояться неудачи (т. е. привлекательность избегания неудач оказалась для этих детей весомее силы привлекательности успеха), по сравнению с матерями детей, ставших за это же время обучения более уверенными в успехе. Следующие факторы оказались наиболее влиятельными:

- ориентация на социальные, а не предметные и индивидуальные нормы, желание видеть соответствие более высоким стандартам качества, недовольство достигнутым;

- более сильная регламентация и контроль ситуации (в данном случае - выполнения домашнего задания); матери детей, избегающих неудачи, реже считаются с желаниями ребенка и реже поощряют его к самостоятельной работе;

- на высокие достижения чаще проявлялась нейтральная реакция; детей реже хвалят и ласкают.

Причины неудачи и условия успеха. Неудача не является чем-то случайным, простым стечением обстоятельств. Ее причины следует искать в личностных факторах, в низком уровне мотивации, в отсутствии компетентности. Часто причины неудачи состоят в том, что человек игнорирует объективные условия, не учитывает материальную, общественную и психологическую действительность.

Одним из факторов, который приводит к неудаче, может быть необоснованный оптимизм в принятии решений. Люди слишком часто переоценивают собственные шансы. Таким образом, субъект увеличивает мотивацию к смелым, рискованным действиям, в то же время он блокирует рациональную оценку возможностей и объективных условий.

Оценка условий - это не только анализ того, что происходит сейчас, но также и предвидение ситуаций, которые могут возникнуть в будущем. Умение предусмотреть то, что может произойти, оценить вероятность - вот ключи к успеху.

Биографии выдающихся людей, которые достигли больших успехов, свидетельствуют, что они умели не только адекватно оценить условия, но и определить, когда и где вероятность достижения цели наибольшая. Эти люди чувствовали, когда и где начинать свои триумфальные действия.

Человек может адекватно оценить условия, выбрать оптимальную программу действий, но претерпевает неудачу при первой попытке ее реализации. Успешное выполнение деятельности возможно только при условии сильной мотивации (которая определяет настойчивость в реализации замыслов). Планы часто не реализуются потому, что человеку недостает целеустремленности, настойчивости, смелости и он не имеет надлежащей мотивации для их реализации. Продуцировать идеи, составлять совершенные программы и планы - недостаточное условие успеха. Необходимо также определенное мотивационное напряжение, связанное с реализацией программ и планов.

Что же мешает систематическому стремлению к успеху, т.е. цели? Часто это стремление бывает недостаточно устойчивым и сильным, что предопределяет быстрый отказ от деятельности. Иногда люди мобилизуют всю свою энергию и время на подготовку к деятельности, а потом у них не хватает сил для ее выполнения, для преодоления преград. Зачастую большинство из них ориентированы на быстрый результат. Сам процесс деятельности приносит им мало удовольствия. А для длительной мотивации только

результативной установки недостаточно, необходимо также увлечение процессом деятельности.

Уровень притязаний. Уже в возрасте 3,5-4,5 лет у детей проявляется предпочтение наступательной или оборонительной стратегии по отношению к задачам и ситуациям разного типа как наиболее ранний признак различий в индивидуальных (личностных) стандартах или уровне притязаний. Портреты взрослых испытуемых, составленные на основе критерия величины целевого отклонения, выглядят следующим образом:

- высокий реалистичный уровень притязаний сочетается с уверенностью в ценности собственных действий, стремлением к самоутверждению, ответственностью, коррекцией неудач за счет собственных усилий; наличием устойчивых жизненных планов с элементом ригидности;

- высокий нереалистичный уровень притязаний сопровождается требовательностью к другим и обвинением окружающих; такие субъекты тревожны, не выносят подчинения, но ничего не делают для реализации собственных планов, малообщительны и инфантильно аффективны;

- умеренный уровень притязаний свойствен принимающим себя в целом субъектам; они не ищут самоутверждения, уверены в себе, настроены на успех, соразмеряя усилия с ценностью достигаемого;

- низкий уровень притязаний сочетается со средними возможностями субъекта, как правило, осознаваемыми им самим; установка на подчинение и очевидная беспомощность; скромные цели и слабость перед неудачей часто отражают стремление стать более опекаемым; планы на будущее неясны, временная перспектива структурирована слабо.

Понятие успеха как такового имеет ключевое значение для любого человека. Однако далеко не всегда различаются уровни этого важнейшего конструкта, представленные организованными в иерархическую структуру факторами: степень самосовершенствования, профессиональные достижения и жизненный успех.

Можно развести личностную (внутреннюю) успешность: ощущение удовлетворённости жизнью, полноты самораскрытия, воплощение идеалов самоотдачи и т.д. - и профессиональную (внешнюю) успешность, которая обычно выражается в формальных показателях: профессиональном статусе, квалификационной категории и т. д. Внутреннюю успешность человека изучает молодая наука акмеология (от греч. «акмэ» - вершина). Инструментарий, которым пользуются акмеологи, может быть использован и для целей индивидуального саморазвития. Очевидно, что независимо от субъективного восприятия успеха, это -комплексное понятие. Успех напрямую связан с потребностями, т.е. это состояние, переживаемое как ощущение (яркое, но обычно недолгое) удовлетворённости какой-либо потребности: материальной, социальной, духовной. «Неизменно успешных» людей в мире нет. Успешность - понятие относительное, показывающее умение согласовать с реальностью потреб-ностную и деятельностную сферы собственной лич-

ности. Внутренний успех возможен без внешнего, но внешний - невозможен без внутреннего ощущения успеха - он попросту перестаёт быть таковым.

Отражение самого события наступления успеха происходит как «внутрь», так и «вовне». Помимо вполне осязаемых признаков, для каждой отрасли разных, существуют субъективные, личностные критерии, определяемые непосредственно человеком лично для себя. Поэтому общественное восприятие отдельно взятого случая успеха может существенно разниться с восприятием самого носителя успеха.

«Счастлив тот, кто довольствуется тем, что у него есть», - говорили древние. Этот постулат не соответствует реалиям современной жизни, однако во многом определяет психофизическое восприятие успеха. Так, например, в среде «успешных менеджеров», представителей среднего класса, в последнее время распространено такое социальное заболевание, как метаболический синдром Х, возникающий именно от того, что внешне успешный человек находит несоответствие между собственной социальной ролью, своими потенциальными возможностями и той функцией, которую ему предлагает общество.

В различных областях деятельности измерение успеха проходит по сходным сценариям, но с существенными отличиями, поскольку каждый из видов деятельности имеет свою сферу социального приложения, группу потребителей и, соответственно, свои цели и задачи. При этом отмечаем, что так или иначе успех во многом связан с общественным признанием либо всей деятельности человека, либо его отдельных достижений. Общественное признание лежит в основе способности экстраполяции успеха из одной области на другую. Известный ученый, лауреат всех возможных премий и наград имеет очень высокий шанс стать видным политиком и получить общественное признание в области законодательства именно за счет своих научных достижений. Одновременно работа на государственной службе, сопровождавшаяся успешной реализацией федеральных программ, добавит бывшему чиновнику очков при вхождении в бизнес-среду и даст возможность начать новую - наверняка успешную - карьеру в области банковских инвестиций. Социальная мобильность успеха обусловлена и тем, что в современном обществе сферы деятельности пересекаются в социально-экономическом и информационном плане.

Трансформации успеха способствует не только желание развить и укрепить свои позиции в общественной жизни, но и материальное благополучие. Внешне успешный бизнесмен идет в политику потому, что он уже устал от успеха в бизнесе. Сознание подсказывает, что если он смог на одном поприще, то сможет и на другом. И в результате страна приобретает еще одного политика - в прошлом бизнесмена. И неважно, будет ли он посредственным политиком или станет звездой. Он получает дивиденды - для себя, своего бизнеса и собственного осознания успеха как такового, пытаясь прийти в гармонию с самим собой.

Личностный успех выражается в достигнутом человеком уровне личностной зрелости, связанном с

ощущением субъективного и семейного благополучия. Успех профессиональный отражается в степени творческого своеобразия конечного результата или продукта деятельности. Жизненный успех, может быть, достигнут как за счет одного из этих двух факторов, так и за счет наиболее оптимального сочетания личностного и профессионального компонентов.

Когда мы говорим об успехе, то подразумеваем, что он является результатом комплексного действия. Причем не только действия, но и результата действия. Этот результат - цель - является непременным условием успеха. Однако правило первичности цели действует не всегда. В ряде случаев успех (в социальном контексте) является самодостаточной ценностью, он же и будет целью, и для его достижения вполне достаточно обладать необходимыми атрибутами успешности и овладеть необходимыми навыками самопрезентации. Одновременно вырисовывается достаточно интересный парадокс: можно быть успешным, не имея осязаемых результатов успеха.

Необходимо четко разделить абстрактное понятие успеха и его конкретное, прикладное значение. В зависимости от того, к какой области мы применяем определение успеха, будут разниться и результаты успеха, и его атрибуты, сопутствующие факторы, критерии оценки.

Нельзя говорить об атрибутах успеха как мировом эталоне: слишком сильна еще социальная разница российского среднего класса и его аналога за рубежом. То, что мы считаем показателем успеха в России, давно стало нормой в других странах. Говорить об атрибутах успеха в общем - не совсем корректно. Для разных социальных групп они разные. И для отдельных представителей успешных людей они разные. Однако постараемся выделить основные направления «атрибутики», как показатель успеха и успешности.

Атрибуты успеха и их группы всегда связаны со степенью необходимости использования их в повседневном общении и личным менталитетом каждого человека. Это скорее мера социализации среди себе подобных, способ показать свою успешность другим и отчасти самоутвердиться. Типичным примером из прошлого являются непременные золотые цепи в палец толщиной, сверкавшие некоторое время поверх спортивных костюмов новых русских.

Во многом успешность развития того или иного профессионала зависит от престижности факторов, а именно качества образования, области деятельности, наличия связи. Весьма сложно представить себе успешных дворника или грузчика. Так, можно выделить определенные области человеческой деятельности, в которых присутствует успех как неотъемлемая часть реализации возможностей. Но и здесь критерии оценки успеха будут различными. Что приемлемо для бизнеса - неприемлемо для науки, что приемлемо для науки - неприемлемо для политики.

Политика, государственная деятельность - успех в этой области сродни успеху в шоу-бизнесе. Он связан прежде всего с публичностью политика, может ли

он доносить свои идеи до широких слоев населения. Неважно, как и что говорят о тебе в прессе - главное, что говорят. Паблисити, количественный показатель публикаций есть качественный показатель успеха в политике. Иначе политик превращается в рядового чиновника, бюрократа. Политик, не имеющий успеха у СМИ, играет не по правилам.

Бизнес - успех в нем сродни успеху на войне. Он выражается несколькими, вполне осязаемыми факторами: капиталом, известностью бренда, влиянием на рынок в отдельно взятом сегменте. Успешному бизнесмену лучше сидеть в тени. За него работает его дело. И если оно развивается, приносит прибыль, растет количество сотрудников, филиальная сеть, показатели сбыта - значит, жизнь удалась. Успех не прошел мимо.

Культура, искусство - успех в этой сфере сегодня уже перестали связывать с талантом отдельно взятого представителя культурной богемы. Как короля делает свита, так шоумена делает команда продюсеров, звукорежиссеров, гримеров, осветителей, а также пиарщиков и инвесторов. Успех на сцене во многом зависит от расчета точки приложения сил и средств. Качественный параметр успеха в культуре - тон публикаций в прессе, количественный - соответственно, их количество.

Спорт - одна из немногих областей, где успех во многом зависит от приложения исключительно собственных усилий. Однако здесь он достаточно мимолетен. Спортсмены, окрещенные успешными, зачастую предпочитают сойти с арены на пике славы и переложить свой успех в другие, более значимые области. На примере когда-то блиставшей Ани Курниковой видно, как вовремя, ловко и непринужденно переори-

Поступила в редакцию

ентировавшись, из спортсменки она превратилась в светскую даму и рекламное лицо.

То есть человек может работать в успешной компании, но при этом не быть успешным (сотрудником, управленцем, бизнесменом). Этот эффект вторично-сти личности по отношению к успеху вполне соответствует нормам общества потребления, где критериями успешности являются потребляемость, продаваемость, покупаемость, востребованность всего, что можно потребить, продать, купить, востребовать в широком смысле этого слова. Сегодня понятие «личность» все больше отделяется от понятия «успех».

Таким образом, по нашему мнению, успех - это осуществление цели и состояние удовлетворения (счастья) от этого. И действительно, можно ли считать успешным человека, который не осуществил ни одного своего желания, не довел до конца ни одного дела, не добился в жизни ничего из того, что планировал? Скорее всего, нет. Вероятно, успех - это состояние счастья от осуществления своих целей.

Литература

1. Мишаткина Т.В. Прикладная этика как «практическая философия» в системе высшего образования // Этические аспекты образования XXI века. Казань, 2001. С. 96 - 99.

2. Белкина А.С. Создание ситуации успеха. URL: http: //www.erudition. ru/referat/ref/id.53107_1.html (дата обращения: 10.11.2009).

3. Либин А.В. Стратегии жизненного успеха и мотивация достижения. URL: http://www.elitarium.ru/2007/08/29 /strategii_uspekha_i_motivacija_dostizhenija.html_(дата обращения: 15.05.2009).

_9 декабря 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.