Научная статья на тему 'Представление о душе как опыт самопознания (на примере культуры обских угров)'

Представление о душе как опыт самопознания (на примере культуры обских угров) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
813
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУША / ДУША-ТЕНЬ / ДУША-ДЫХАНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / ЭТНОС / ТЕЛО / ОРНАМЕНТ / САКРАЛЬНОСТЬ / КОЖА / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рябцева Виктория Васильевна

В статье на основе этнографического материала обских угров рассматриваются представления о душе, их влияние на самопознание и познание окружающего мира архаичным человеком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представление о душе как опыт самопознания (на примере культуры обских угров)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 16 (197). Философия. Социология. Культурология. Вып. 17. С. 14-19.

В. В. Рябцева

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДУШЕ КАК ОПЫТ САМОПОЗНАНИЯ (на примере культуры обских угров)

В статье на основе этнографического материала обских угров рассматриваются представления о душе, их влияние на самопознание и познание окружающего мира архаичным человеком.

Ключевые слова: душа, душа-тень, душа-дыхание, самопознание, этнос, тело, орнамент, сакральность, кожа, индивидуальность.

Одним из важнейших понятий человеческой культуры является понятие о душе. В этнографической литературе под названием «душа» выражается религиозно-мифологическое представление, возникающее на основе олицетворения жизненных процессов человеческого организма. У европейских народов под влиянием христианского вероучения понятие ‘душа’ связано с нематериальной частью человеческого существа. Для неевропейских народов характерна сакрализация отдельных сторон жизнедеятельности человека: дыхания, крови, частей и органов тела, сознания, чувства, движения, здоровья, а также некоторых представлений, связанных со смертью и умершими.

В каждой культуре существует свое представление о душе. Оно зависит от той мировоззренческой установки, которая существует в исследуемой культуре. Феномен души может быть осмыслен, а скорее, даже прочувствован через понимание культурной среды, которая и создается человеком, и сама оказывает существенное влияние на его духовный облик. Наше исследование опирается на своеобразную и уникальную культуру народов Севера и ставит целью ответить на вопрос, как складывалось представление о душе у древнего человека, каким образом повлияло это на самопознание и познание окружающего мира.

Обычно исследователи отмечают, что для воззрений представителей традиционных народов Севера все предметы окружающего мира представляются живыми. Так, А.

С. Песикова представляет миропонимание обских угров следующим образом: «Первое, что бросается в глаза, - это одушевление всего и вся. Животные, растения, вещи, как и люди, разговаривают, имеют чисто человеческие переживания. Иногда эти переживания достигают космических размеров, изменяя вокруг природу»1. Рассматривая всю материю

как живую, можно сказать, что люди проявляют склонность к воззрениям гилозоизма, согласно которому «материя никогда не может существовать и быть деятельной без духа, а дух - без материи» (Гете)2.

Поскольку, одушевляя внешние объекты природы, человек переносит на них собственные свойства и качества, то эти свойства могут быть осознаны. Это означает, что в мифологических представлениях человек презен-тирует (объективирует) самого себя, говорит о себе, осуществляя, пусть на интуитивном уровне, самопознание.

В этнической культуре народов Севера выразились самопознание и очеловечивание окружающего мира. По образу человека - сочленению верха (головы), середины (туловища), низа (нижних конечностей) - не только шилась одежда, но и строилось жилище (крыша-очаг-пол), изготовлялась лодка (нос-сиденье-корма), осваивался бассейн реки (верховья-поселения-низовья), описывалось строение Вселенной (небо-земля-преисподняя). Познание самого себя как средоточия жизненной силы, чувств, мыслей, восприятие череды рождения - похождений -смерти породило представление о душе, личностном облике человека. От головы (вместилища души) произошло понятие главенства, верховенства, от души был произведен сонм духов. Человек одухотворил мир, наделил душой. А познание души происходит через религиозное сознание3.

В верованиях угорских народов не отражена идея о тройственности духовной части человека, о раздельном существовании физической души, души-дыхания и души-тени, а душа проявляется двояко. С одной стороны, это способность, сила, отличающая живого от мертвого, и видимым признаком этой силы является дыхание. Учитывая народное назва-

ние этой силы, мы применяем по отношению к ней термин ‘душа-дыхание’. С другой стороны, это душа-тень, способная существовать самостоятельно. Следует отметить отсутствие последовательной «системы учения», воззрения противоречивы и шатки.

Первые представления о душе человек делает из наблюдения за живым и мертвым. Народ называет дыханием само проявление жизни. Пока есть дыхание, действуют органы, бьется сердце, течет кровь; прекращается дыхание, заканчивается и деятельность органов. Когда вспарывают убитого зверя, то от мяса, внутренностей и крови поднимается такой же пар, который выходит изо рта живого и с этим паром окончательно улетучивается жизнь, так как затем следует закоченение органов и членов. Так человек делает первые выводы о признаках жизни и смерти. Понятие души на данном этапе познания самого себя неотделимо от тела.

Наблюдая за признаками жизни, человек задавался вопросом: откуда берется его душа? Кто дает ее человеку? Религиозномифологический взгляд на мир дает простой ответ - душу человеку дают боги или Бог. В мифах Ямала можно встретить сюжеты о сотворении мира, напоминающие библейские. Во всех мифах Нум признан верховным божеством. Он представлен творцом земли, человека и животных. В данном исследовании интересен миф о сотворении Нумом человека и наделении его душой: «Когда была готова пушистая земля, косматая земля, на ней должны были появиться жители, и №ті-Таагат принялся за создание людей. Первая попытка была неудачной, ибо созданные существа стали лесными людьми. Во второй раз возникли люди, сплошь покрытые волосами, которые, однако, поев запрещенной для них богом ягоды лесных людей голубики, утратили волосяной покров и стали жертвами холода и сырости. Из участия бог дохнул на них, и они распались в пыль. На третий раз Numi-Taaram взял прутья вербы, сплел из них скелет, покрыл его слоем глины, положил перед собой и дунул на него»4. Безжизненные фигуры людей пробудились к жизни, и это было началом человеческой истории. Итак, по этим широко распространенным воззрениям в человеке соединены материальное тело и нематериальная духовная часть, которые имеют как земное, так и небесное происхождение.

Подвергнув анализу слова, обозначающие душу, можно глубже раскрыть представления

угров о душе и ее связи с телом. Важнейшим и распространенным во всех областях остяцким названием души является lil, диалектное lit, ему соответствует вогульское lili. Это древнее финно-угорское слово первоначально, очевидно, означало ‘пар, дыхание’5. Но так как, согласно обыденному человеческому опыту, дыхание присуще только живому телу, то в большинстве финно-угорских языков это слово получило значение ‘жизнь’. Им обозначается не только жизненная функция, но и ее производитель - жизненная сила, некий конкретный материальный оживотворяющий принцип, в котором в целом лежит нечто конкретное, материальное. В угорских языках еще и сейчас это слово имеет оба значения: ‘дыхание, дух’ и ‘жизнь’. Первое можно увидеть в таких выражениях, как lil ‘прекращается’, ‘ломается’, ‘кончается’, ‘выходит из своих пределов’ (при смерти), ‘тянется’ при дыхании, может ‘стать пьяной’ (дыхание прерывается).

Значение ‘жизнь’ встречается также часто: так, кольчуга героя является «продолжающей lil» (т. е. защищает от смерти), клятвы и заклинания произносит самоед для продолжения lil, вогул просит: «защити lili твоей дочери, твоего сына» и т. д. «Живым» является человек, зверь, дерево, трава, даже вода, вьющиеся волосы, блестящая краска, сверкающая сталь и т. п. «Этим ходит человек», - так объяснил васюганец значение lil. То есть человек жив, когда имеет способность к движению, эту способность он переносит и на окружающий мир - трава колышется, вода течет, блестящая краска меняет блеск, любое движение становится качеством, присущим живому. Однако lil не проявляется как индивидуальное существо, одаренное определенной формой и возможностью существовать самостоятельно, вне тела. Это только сила, которая мыслится в виде пара, выступает, видимым или невидимым выделением и в этой форме может переходить на других. Если духу протягивают кусочки жертвенного мяса, предлагают хлеб, чай или вино, то его приглашают к «выставленной для него дымящейся чаше, дымящейся берестяной коробке»; и, занимая предназначенное ему место, дух дает понять, что он вдыхает здесь пар парящегося сосуда, дым дымящегося горшка.

Можно отметить еще ряд представлений, в которых душа также нераздельно связана с телом, но соотносится с различными орга-

нами, являющими собой ее местонахождение. Как правило, это жизненно важные органы, предназначение которых человек уже познал. Эти представления объясняются из опыта действительной жизни. Когда вскрывают убитого зверя, пар поднимается главным образом из внутренностей: когда вытекает вся кровь из тела убитого зверя или врага, то жизнь угасает; если в сердце зверя вонзить копье, то наступает смерть и т. д. Естественно поэтому, что местонахождение этой души относят именно к этим органам, будь это вообще внутренности или части с наибольшим содержанием крови - сердце, печень, почки

- или сама кровь. Так, один вогул перевел для исследователя слово «моя душа» как «мое сердце-тело».

В вогульских народных преданиях победители съедали сердце и печень, чтобы получить их силу и воспрепятствовать их возрождению; подобный обычай был у древних венгров, и даже о самоедах еще в 1722 году рассказывали, что они после победы над северными вогулами убивали пленных, вскрывая им грудь и вырывая сердце. О подобном же сообщает остяцкая народная поэзия: выступившие на борьбу герои встретили своего противника мертвым, вырыли его из могилы, разорвали и съели его сердце. В васюганском героическом сказании победитель вырывает у побежденного из груди «пахнущее рыбой, много рыб, съевших сердце», разрезает на три части и съедает, после чего насмешливо предлагает его спутникам побежденного.

Главенствующее значение как вместилищу души придается крови. Эту значимость можно наблюдать при жертвоприношениях, ее всегда дают каким-нибудь образом вкусить духу, часто и сами жертвующие пьют ее либо мажут лоб присутствующим, особенно детям; не для установления связи между жертвующими и принимающими жертву, а для укрепления душ жертвующих душевною силою жертвенного животного. В одной остяцкой сказке герой сожалеет, что он не смог выпить крови самоеда, которая дала бы ему возможность возродиться к новой земной жизни; вогульский герой пробуждает убитых самоедов к жизни, помазав их кровью забитого оленя; итак, кровь может вернуть умершего из царства мертвых. Предложение духу во время жертвоприношения именно вышеназванных частей объясняется, конечно, не тем, что, по мнению угров, они вкуснее других кусочков;

это следует понимать так, что принимающему жертву предлагается самое сильное и существенное - сила и мощь жертвенного животного, его душа.

Анализируя культ мертвых, можно наблюдать связь души и тела. При смерти душа покидает человека через рот. Покидая тело, душа отправляется в место пребывания умерших. Живописные картины Нижнего мира рисуются в ярабц «Тэттоко Вылка», записанном Б. М. Житковым: «Смотрит Вылка на людей - у которых половина рук, ног половина, которые одноногие, которые только половина человека: одна рука, одна нога, одно плечо и один глаз; которые вверх ногами ходят, которые голые, которые друг на друге стоят, у которых спереди и сзади по лицу»6. Видимо, таким образом показывается, что тело без души, то есть мертвое тело, может быть только искаженным.

Волосы во многих традициях являются символом жизненной силы. В культуре исследуемого этноса волосы также являются местонахождением души человека. По сведениям информаторов, один вогульский жрец следующим образом предостерегал своих земляков от русских миссионеров: «Смотрите, мои друзья <...> когда они начнут обрезать вам волосы, они отрежут и душу». При изготовлении изображения умершего иногда внутрь вкладывают несколько его волос, вероятно, чтобы сохранить его душу.

Доказательства этому мы находим и в именах. Так, Какын-пунгк-ойка олицетворяет собой самое низшее сословие. Его имя обозначает «паршивый, лысый мужик». Человек, лишенный волос, теряет «маленькую душу». Он становится слабым, робким, теряет свою мужскую силу. Не случайно и то, что непременным атрибутом богатырей в героических преданиях являются косы7, больше волос -сильнее душа.

Собиратель обско-угорского фольклора С. К. Патканов также обратил внимание на имена и прозвища богатырей. Имя - титул одного из богатырей былинного города Эмдера - звучит так: «Из среды 80 богатырей с оленьими ногами избранный с опущенными косами ЯГ». Не случаен и обычай скальпирования у обских угров, стремление уничтожить душу врага. Сохранить волосы считалось важнее, чем сохранить жизнь8. Это связано с тем, что в понимании данного этноса сохраненная душа может вселиться в новое тело (челове-

ка, животного, природное), стать духом, таким образом продолжить свою жизнь.

Итак, «слитно-целостное понимание души-тела, свойственное для первобытных обществ»9, является первым этапом в генезисе представлений о взаимоотношениях души и тела. На ранних стадиях не только душа вплотную связана с телом, неотделима от него, но еще ранние представления о душе свидетельствуют о восприятии человеком себя в качестве живого существа. Они помогают осознать, каким образом, за счет чего человек (кстати, и любой другой объект природы) становятся живыми. Именно наличие души придает качество жизни телу.

В исследованиях Е. В. Переваловой уточняется, что в тело человека вселяется не одна душа, а пять (у мужчины) и четыре (у женщины). И занимают они разные части тела

- голову (волосы, «шкурку головы»), сердце, живот, ноги, мужчина наделен «дополнительной» нижней головой.

Каждая из этих душ по-своему выражена в одежде и ее украшениях: женская душа-голова (покрытая платком) обозначена налобной повязкой, накосными украшениями, ложными косами, душа-сердце - бисерным воротником с металлическими отливками, различными нагрудными украшениями, душа-живот - поясом, душа-ноги - орнаментом обуви. Мужскую «нижнюю голову» закрывает низко повязанный и богато украшенный пояс со свисающими металлическими цепочками, подвесками, ножами10. Если человек гол, он просто тело. Если он одет, он живет. Возможно, это связано с климатическими условиями: на Севере, попросту, без одежды невозможно выжить. Человек, определяя жизненно важные органы своего тела, стремится защитить их, защитить душу, которая дает им жизнь с помощью одежды.

Необходимо уточнить эти положения, интерпретируя орнаментирование одежды. Обратимся к фольклору: «Узоры рукавами, этими узорами пусть меня защитят. Этими краями пусть меня защитят», - так обращаются ханты к духам-охранителям, если нуждаются в их защите, т. е. спасительную функцию несут края рукавов, на них нашиваются аппликационные полосы. Чаще всего это зигзаг. В исследованиях Т. А. Молдановой зигзаг по своей семантической нагруженности занимает особое положение, «с ним традиция связала понятие живого, одушевленного, за

ним закреплена функция оживления неживого, охрана жизни»11. Таким образом, по представлениям хантов, одежда, отражая строение человеческого тела, становится носителем его психики, сознания, внешнего облика, одежда выполняет защитные функции, направленные на защиту жизни (души) важных органов.

Но не только одежда является сакральной. В качестве защитного средства применялась татуировка. Чаще всего она изображала птиц, в которых перейдут страдания больного. Многие исследователи указывали на магическое значение птицы трясогузки. Так, по мнению В. Н. Чернецова, смысл данного изображения в том, что одна из душ человека имеет вид птицы и может покидать во время сна тело. Изображение птицы служит вместилищем для душ12. Функция трясогузки - «уносить душу (ис)» после смерти человека. Татуировка на теле не случайно выполняет защитные функции. Интересно то, что в языке исследуемых групп сохранилось отношение к собственной коже как к чему-то, что надевается на человека (на его сущность). Кожа называется «Эл поням сух» - так же, как одежда «Эл сух». «Эл» в переводе - на виду находящийся, открытый, сух - шкура, ткань, кожа, одежда, по-ням - в настоящее время понимается только как кожа человека. Получается, что Эл поням сух - на виду находящаяся часть сущности человека, кожа-одеяние. Татуировка на теле выполняет те же функции, что и орнамент на одежде. Важным является то, что суть узоров, наносимых при татуировке, аналогична сути орнамента на изделиях.

Видимо, именно с этим представлением связано то, что фольклорные персонажи, в частности, духи-покровители, могут легко переодеваться в кожу-одеяние того или иного животного и в таком облике являть человеку свою сущность. С этим связана и традиция надевать женскую одежду мужчинам, когда они входят в жилище, в мир, где правит женщина, и соответственно необходимо менять свое поведение. Как мы видим, вместе со сменой одежды меняется и душа. Сущность человека ведь и в телесном облике, и в душевном строе. Постепенно представления становятся все более дифференцированными, человек видит различные проявления своей личности, осознает свою изменчивость, узнает различные собственные состояния (болезнь, взросление, старение и т. п.), вот так и появляются представления

о нескольких личностях в одном человек, о различных сторонах личности.

Человек, познавая себя как живое существо, начинает видеть в себе и других личность, так появляется понятие ‘душа-тень. Под душой-тенью, этой духовной частью человека, способной существовать самостоятельно, имеется в виду в первую очередь персонификация духовных сил человека, персонификация сознания. Во время своего нахождения в теле и после отделения от него душа-тень имеет собственную жизнь, покидая иногда на долгое время своего хозяина, не вызывая этим конца жизни. Так возникают представления о душе, способной отделяться от тела.

У западных остяков название души-тени is. Называемая так душа присуща как людям, так и животным. В народной поэзии иртышских остяков (особенно у самоедов) часто рассказывается, что у нескольких героев, борющихся на одной стороне, - общий мешок или шар для души, который, когда его бросали на павших борцов, делал их опять здоровыми и боеспособными. Если же этот шар попадает в руки противника или распадается, то герои гибнут. Эти рассказы о душе, хранящейся в каком-либо спрятанном предмете, лежат в основе всех сказочных сюжетов вообще. Подобные мотивы мы встречаем, например, в финских сказках, где «жизнь» сильного человека, отделенная от своего хозяина, находится в яйце или камне. Да и в русских народных сказках жизнь Кощея, героя «потустороннего мира», тоже находится в яйце. У остяков же они появились в такой детализированной форме только недавно.

В особых случаях - во сне, при обмороке и мнимой смерти - душа может покинуть тело (возможно, в этих случаях is может мыслиться вообще вне человека) и так же легко она выскакивает при испуге. Если затем душа попадает в лапы злого духа или покойника, то ее владелец заболевает и даже умирает, если is с помощью шамана не будет своевременно возвращена на место. Разъяснение по этому поводу дает также поверье о том, в образе кого именно is временно исчезает. Казымец считает, что is улетает в виде ласточки, остяк с Конды считает, что is возвращается в образе мухи. Г. Новицкий сообщает, что сожженный миссионерами дух, по высказываниям остяков, поднялся в воздух в виде лебедя, а в вогульской песне брошенный в огонь дух

улетел в виде сороки. Итак, is появляется в виде какого-либо крылатого существа, чаще всего птицы. Однако вне человека, главным образом после смерти, is может появляться как призрак. Как видим, дальнейшее самопознание привело человека к выводу о том, что самостоятельная душа менее однозначно связана с телом. Может, поэтому воображение наделило ее обликом птицы? Парящей в небесах, оторванной от материального, земного, тяжелого, плотного. Она не привязана к объектам, к материальному, земному, способна отделяться и воспарять.

На основании данных, по представлениям

о душе у угорских народов, можно заключить, что общеугорским является представление о существовании двух душ: (физической) души-дыхания и души-тени; последняя, отделенная от своего живого владельца, летает вокруг него, как крылатое существо, но может стать и призраком какой-либо фигуры. Из этих двух душ is начала все больше устраняться как особое понятие, а Ш - жизненная сила и способность, первоначально выступающая в виде дыхания, проявляет тенденцию к выдвижению на более важное место. И уже отсюда в различных областях развивается или начала развиваться индивидуальная сущность души, частично даже (конечно, под русским влиянием) вообще духовная часть человека, душа

- обобщающее понятие, насколько его в состоянии были усвоить угорские народы.

Познать окружающий мир, выжить в нем северный человек смог путем познания себя и проецируя эти качества на окружающую его действительность. Познание себя шло по восходящему пути, это прежде всего познание разницы между живым и мертвым телом. На ранних стадиях душа неотделима от тела и нужна, чтобы наделить тело жизнью. Человек в данном случае осознает себя через мифологические образы как живое существо. Этим он похож на остальные объекты природы.

Представления о душе или нескольких душах, хранящихся в разных органах, свидетельствуют об опыте осознания анатомии, физиологии тела. Развитие представлений о местонахождении души стимулирует архаического человека как к дальнейшему постижению собственной телесности, так и к усложнению миропонимания в целом.

Представления о душе, способной отделяться и быть самостоятельной, свидетельствуют о попытке различить телесное, ма-

териальное и духовное (легкое, воздушное, невесомое, небесное). Это приближает к религиозным, например, христианским представлениям.

И итоге человек осознает себя как индивидуальность, наделенную особыми душевными качествами.

Примечания

1 Песикова, А. С. Религиозно-философское мировоззрение обских угров, ведущих традиционный образ жизни // Шесталов, Ю. Космическое видение мира на грани тысячелетий : книга-амулет. СПб. ; Ханты-Мансийск, 2002. С. 29.

2 Философский энциклопедический словарь. М. : ИНФРА - М, 2004. С. 104.

3 Франк, С. Л. Предмет знания. Душа человека. Минск : Харвест ; М. : АСТ, 2000. С. 645.

4 Мифы и предания ненцев Ямала / авт.-сост. Л. А. Лар ; илл. Л. А. Лар. Тюмень : Изд-во ИПОС СО РАН, 2001. С. 156.

5 Карьялайнен, К. Ф. Религия югорских народов : в 2 т. Т. 1 / пер. с нем. и публ. д-ра ист.

наук Н. В. Лукиной. Томск : Изд-во Томск. унта, 1994.C. 34.

6 Житков, Б. М. Полуостров Ямал // Зап. ИРГО по общ. географии. Т. 49. М., 1913. С. 242.

7 Гемуев, И. Н. Легенды и были таежного края / И. Н. Гемуев, А. М. Сагалаев, А. И. Соловьев. Новосибирск : Наука, 1989. С. 73.

8 Patkanov, S. Die Irtysch-Ostjaken und ihre Volkpoesie. SPb., 1900. Bd. 2. S. 11.

9 Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М. : АСТ, 2005. С. 46.

10 Перевалова, Е. В. Эротика в культуре хантов // Модель в культурологиии Сибири и Севера. Екатеринбург : ИИА, 1992. С. 90-91.

11 Молданова, Т. А. Орнамент хантов Казымского Приобья : семантика, мифология, генезис. Томск : Изд-во Томск. ун-та, 1991. С. 61.

12 Чернецов, В. Н. Представления о душе у обских угров // Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. М., 1959. С. 114-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.