Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ (ПОТЕНЦИАЛЕ) В СИСТЕМЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ТАТИАНА АССИРИЙЦА'

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ (ПОТЕНЦИАЛЕ) В СИСТЕМЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ТАТИАНА АССИРИЙЦА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Бог / человек / личность / душа / Татиан Ассириец / воля / морально-нравственный аспект / динамика личности / смерть души / God / man / personality / soul / Tatian Assyrian / will / moral aspect / personality dynamics / soul death

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мальнов Павел

В статье освещается представление Татианом Ассирийцем, апологетом II века, учеником мученика Иустина Философа, динамических действий человеческой души. Основной проблемой исследования ставится отрицание в богословской академической науке представления о смерти души. Данное представление выражается в платоновской идее реалистичного представления параллельно сосуществующего мира человеческих душ с миром физическим. Такое платонистическое представление о человеческой душе крайне разнится с представлением о динамических свойствах души, представленных Татианом Ассирийцем в своей знаменитой «Речи против эллинов». В данной речи Татиан говорит о том, что душа может быть как смертной, так и бессмертной. Руководствуясь данной концепцией Татиана, мы приходим к выводам, которые поспособствуют правильному пониманию свойств человеческой души, влияющих на личность человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TATIAN THE ASSYRIAN'S IMAGINATION ABOUT THE DYNAMIC PROPERTIES OF THE HUMAN SOUL (POTENTIAL) IN THE ANTHROPOLOGY

Tatian the Assyrian was an apologist of the 2nd Century and a disciple of the martyr Justin the Philosopher. There are his views in the report. There is a question of consideration is the denial of ideas about the death of the soul in theological science. This idea is expressed in Plato's idea of a realistic representation of the parallel existing world of human souls and the real physical world. The Plato's idea of the human soul and Tatian’s views have significant differences between each other. There is the famous "Speech against the Hellenes" by Tatian the Assyrian, which contains information about death and the immortality of the soul. Tatian the Assyrian's concept creates the right image for us to understand the properties of the human soul that affect the personality.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ (ПОТЕНЦИАЛЕ) В СИСТЕМЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ТАТИАНА АССИРИЙЦА»

УДК 141.319.8 Мальнов Павел, иерей

Аспирант религиозной организации — духовной образовательной организации высшего образования Русской Православной Церкви общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 1. e-mail: o.pavel.m@yandex.ru

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ (ПОТЕНЦИАЛЕ) В СИСТЕМЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ТАТИАНА АССИРИЙЦА

Аннотация. В статье освещается представление Татианом Ассирийцем, апологетом II века, учеником мученика Иустина Философа, динамических действий человеческой души. Основной проблемой исследования ставится отрицание в богословской академической науке представления о смерти души. Данное представление выражается в платоновской идее реалистичного представления параллельно сосуществующего мира человеческих душ с миром физическим. Такое платонистическое представление о человеческой душе крайне разнитсяа с представлением о динамических свойствах души, представленных Татианом Ассирийцем в своей знаменитой «Речи против эллинов». В данной речиТатиан говорит о том, что душа может быть как смертной, так и бессмертной. Руководствуясь данной концепцией Татиана, мы приходим к выводам, которые поспособствуют правильному пониманию свойств человеческой души, влияющих на личность человека.

Ключевые слова: Бог, человек, личность, душа, Татиан Ассириец, воля, морально-нравственный аспект, динамика личности, смерть души.

Pavel Malnov, priest

A graduate student Religious Organization — Higher Theological Educational Organization of the Russian Orthodox Church "Saints Cyril and Methodius Institute for Postgraduate Studies" 115035, Moscow, Pyatnitskaya str., 4/2, p. 1. e-mail: o.pavel.m@yandex.ru

TATIAN THE ASSYRIAN'S IMAGINATION ABOUT THE DYNAMIC PROPERTIES OF THE HUMAN SOUL (POTENTIAL) IN THE ANTHROPOLOGY.

Abstract. Tatian the Assyrian was an apologist of the 2nd Century and a disciple of the martyr Justin the Philosopher. There are his views in the report. There is a question of consideration is the denial of ideas about the death of the soul in theological science. This idea is expressed in Plato's idea of a realistic representation of the parallel existing world of human souls and the real physical world. The Plato's idea of the human soul and Tatian's views have significant differences between each other. There is the famous "Speech against the Hellenes" by Tatian the Assyrian, which contains information about death and the immortality of the soul. Tatian the Assyrian's concept creates the right image for us to understand the properties of the human soul that affect the personality.

Keywords: God, man, personality, soul, Tatian Assyrian, will, moral aspect, personality dynamics, soul death.

В богословской академической науке все чаще можно услышать, что душа человека после своей смерти обретает новое бытие, которое в корне отличается от того бытия, в котором человеческая душа существовала до своей смерти. Так, профессор А. И. Осипов в своем труде «Из времени в вечность: посмертная жизнь души» [7] говорит о том, что после

своей смерти душа в буквальном смысле отделяется от своего тела и становится свидетельницей действий, совершаемых над телом, в котором она прибывала до смерти [7, с. 4148]. Такое представление о человеческой душе как об отдельно существующей после смерти тела субстанции находит свое обоснование в знаменитых «Диалогах» Платона, где его учитель Сократ рассуждает о бессмертии души с Федоном перед своим самоубийством. Так Сократ говорит: «Душа благонравная и умная вступает на путь, и новое настоящее не чуждо ей; а та, что пристрастилась к телу, как я прежде сказал, долго витает около видимого места и, чрезвычайно упорствуя и много страдая, насильно еле-еле уводится приставленным к ней демонам» [8, с. 81]. В оригинальном же тексте «Диалогов», демона, уводящего душу человека от его тела после смерти, Платон называет HY£M^V [3, Stephanus page 108, section b, line 7] — предводитель, который по факту является силой, влияющей на душу человека после его смерти.

Как видно из выше сказанного, идея посмертной участи человеческой души не нова. Своими корнями она уходит в платоновское представление о душе. Это в дальнейшем поспособствует развитию определенного эллинистического знания, говорящего о реальном существовании души, отделенной от собственного тела при пособничестве некоего предводителя. Данный взгляд в корне разнится с христианским представлением о душе в человеке. Одним из ярких учителей христианской Восточной Церкви II - начала IV вв., говорившим о том, что душа может быть как бессмертной, так и смертной в своих динамических действиях, является апологет II века, ученик святого мч. Иустина Философа Татиан Ассириец. Хотя Татиан в конце своей жизни уклонился в гностицизм, однако же его «Речь против эллинов» наполнена сугубо христианским осмыслением представлений о душе в человеческой природе.

Так, Татиан говорит: «Душа сама по себе не бессмертна, эллины, но смертна. Впрочем, она может и не умирать» [4, Chapter 13, section 1, line 1]. Как мы видим из данного отрывка о душе, Татиан выражает идею динамических свойств человеческой души. Данные свойства души способны, по мнению Татиана, как оживотворить человека, так и наоборот, сделать его полностью смертным. В частности, Татиан выражает это в таких логических заключениях, как знание TnvaAr|0£iav [4, Chapter 13, section 1, line 4] (истины) для бессмертия MTnv8"mYVwaiVToO0£oOn£noinH£vn [4, Chapter 13, section 1, line 7] распознавание Бога (душой), делающей ее бессмертною. Представление о динамическом действии души, способной к познанию через истину, Бога, для Татиана складывается из представления сложносоставности человеческой природы. Для Татиана человеческая природа — это целый мир взаимосвязанных реалий, состоящий, по мнению Норманна Рассела, «из тела, материального духа (души) и духовного духа (пневмы), который один создан по образу и подобию Божьему» [12, p. 102]. Такая сложная конструкция человеческой природы позволяет говорить Татиану о сложных процессах, происходящих в человеческой душе напрямую сопряженных с одной стороны с истинным духом, а с другой с ее материальностью или более конкретно Ttoaw^aTi0dvaTov [4, Chapter 13, section 1, line 5] (смертностью, сопряженной с телом), что в целом и определяет динамику направленности души.

Как видно из вышесказанного, душа имеет направленность как в сторону бессмертия, так и в сторону смерти. Татиан выражает это в следующей динамике: он говорит, что в человеке обитает два духа. Жизнь как фихп [4, Chapter 12, section 1, line 1] и другой дух как 0£оо б£ £kwv Kai OMoiwaig [4, Chapter 12, section 1, line 1], как мы видим, душа в человеке или Татиановская фихп — это жизнь [подробно см.: 4, Chapter 12, section 1, line 1] являющаяся динамическим действием животворной силы тела, что сопоставимо с представлением свт. Григория Неокесарийского Чудотворца о душе как оживотворяющей силе тела [Подробно см.: 1, Volume 10, page 1140, line 42]. Более сложным у Татиана является представление о «£kwv» и «OMoiwaig». Два данных термина у Татиана скорее чисто технического порядка, он пользуется ими в качестве форменного представления возможности сопряжения посредством Tqv aAr|0£iav (истины) с Богом, что граничит у Татиана с представлением о веществе тп^иЛп^ [4, Chapter 12, section 1, line 4], от дргреческого иЛп «материя» или

«материал для строительства, лес». Данное представление Татиана говорит о душе как форменном духе, заложенном в человека при творении, при этом, по мнению Татиана, весь мир состоит из данных форменных духов.

Так Татиан пробует сопрягать вещество «иЛп» и жизнь «фихп»- Данное сопоставление вещества и жизни происходит у Татиана благодаря его четкому представлению о тварности материального мира. Он говорит, что «Материя не безначальна, как Бог, и не имеет власти равной с Богом, как безначальная; но она получила начало и не от кого-нибудь другого произошла, а произведена единым Творцом всего»[4, Chapter 7, section 1, line 3]. Такое положение вещей у Татиана говорит о том, что логическим началом всего тварного является Бог. Бог же и творит бессмертного человека [4, Chapter 7, section 1, line 1]. При описании творения человека, в отличие от творения материального мира, Татиан использует термин skova [4, Chapter 7, section 1, line 1], буквально обозначающий в татиановском понимании образ. Такое положение вещей дает нам право утверждать, что душа имеет в своей основе динамическое действие к бессмертию, как к единственному правильному выбору, что дает Татиану право говорить о душе человека как об особом духе, обитающем в человеке, способном соединить тварного человека с простой природой Бога. Такое же представление о соединении посредством простоты природы души с Простым Богом, можно обнаружить как у Оригена [Подробнее см.: 2, p. 52, 56, 57], так и у свт. Григория Чудотворца [Подробнее см.: 5, с. 101-104].

Как мы видим, главной целью татиановской эсхатологии является идея соединения простой человеческой души с ее Первообразом - Богом. Динамика души для устремления татиановской sUova такова: он говорит о том, что необходимо «соединить свою душу со Святым Духом и вступить в союз с Богом»[4; Chapter 15, section 1, line 2]. Однако, для Татиана существует и другое представление о человеческой душе: душа обретает, по мнению Татиана, сложную структуру. Так он говорит о том, что: «Душа человеческая не проста, но состоит из многих частей; она образована так, чтобы могла проявляться посредством тела, ибо душа никогда не является без тела, и плоть не воскресает без души» [4, Chapter 15, section 1, line 4]. Такое представление о душе как сложносоставной динамической силе Татиан определяет благодаря своему четкому пониманию того, что тело — это место обиталища души и при этом, как и тело, так и душа, определяют сложную природу человека. Для Татиана важно показать, что душа не существует отдельно от тела даже после своей смерти, он говорит: «Душа есть связь плоти; а плоть есть вместилище души» [4, Chapter 15, section 2, line 8]. Такое важное замечание обусловлено у Татиан тем, что Татиан в буквальном смысле тело «паар^» называет vaoq [4, Chapter 15, section 2, line 10] (храм), где при условии душевной чистоты будет прибывать Бог [4, Chapter 15, section 1, line 4]. Повреждение храма тела посредством греха, по мнению Татиана, привело человека к тому, что он потерял возможность «Духом, совершенным окрылять душу; когда она (душа) грехом прогнала его, он улетел как птенец, и она упала на землю»[4, Chapter 20, section 1, line 4]. Т. е. душа человека приобрела динамику к греху, смертности и тлению. Данную идею обес-словесивания души можно встретить в 1-й песни Великого канона прп. Андрея Критского, где прп. Андрей говорит, что «Увы мне окаянная душе, что уподобилася еси первей Еве? видела бо еси зле, и уязвилася еси горце, и коснулася еси древа и вкусила еси дерзостно без-словесныя снеди» [9]. Это говорит о том, что душа по своей простой природе перестала созерцать простую природу Бога, а динамически устремилась к смертности, обретенной ей через свое тело в нераздельном союзе, в котором она находится постоянно.

Как мы видим из выше сказанного, Татиан не представляет душу вне союза тела, это обусловлено еще и тем, что Татиан имеет полное убеждение того, что тело и душа должны воскреснуть в едином неразделенном союзе. Как душа, так и тело, по мнению Татиана, дадут ответ за содеянные преступления перед Богом. Татиан говорит: «Посему мы веруем, что по окончании всего будет Воскресение тел — не так как учат стоики, по мнению которых, после некоторых периодов времени одни и те же существа всегда являются и погибают без всякой пользы, — но однажды, по исполнении наших веков, и единственно ради восстанов-

ления одних человеков для суда. Суд же производят над нами не Минос, не Радомант, прежде смерти которых будто бы ни одна душа, как баснословят, не была судима, — но Сам Бог Творец будет судьей» [4, Chapter 6, section 1, line 1]. Как мы видим, действия души зависят от тела, как и наоборот, действия тела зависят от действия души. Для Татиана, так же, как и для Афинагора Афинского, не возникает вопроса в реальности воскресения человеческой души вместе с ее телом. Причем тело восстанет абсолютно в том же неповрежденном состоянии, которое оно имело до своей физической смерти. Для Татиана важна реальная связь души и тела, соответственно, его тезис о смертности души вполне справедливо обретает свое обоснование наравне со смертью тела.

Взаимосвязь процессов, происходящих в человеческом естестве, для Татиана обусловлена представлением о добре и зле в его эсхатологии, для него зло является приобретенным качеством в человеческой природе. По мнению Татиана, «Мы сотворены не для того, чтобы умирать, но умираем по своей вине. Свободная воля погубила нас; бывши свободными, мы сделались рабами, продали себя чрез грех. Богом ничего худого не сотворено, — мы сами произвели зло; а кто произвел его, может снова отвергнуть его» [4, Chapter 11, section 2, line 6]. Для обоснования процесса происхождения зла в человеческой природе Татиан не использует слово какод «плохой, дурной», а прибегает к понятию Tqvnovnpiav, что в английском варианте буквально воспринимается, как bad state, а в русском «плохое состояние», но данный перевод не совсем корректен, так как novqpia это скорее «испорченность, негодность, греховность, злоба, лукавство». Данное представление о испорченности человеческой природы, novnpia, схожа со стоическим учением о причине очистительного огня. Так, по мнению Генри Чедвика, Бог по своей справедливости растворит в огне космос. И данное божественное воздаяние является воздаянием за зло и является точным и справедливым [11, p. 96]. Как мы видим из всего вышесказанного, вся человеческая природа подвержена справедливому наказанию Божьему, а не только душа, что в корне противоречит платонистической идее о справедливом наказании души за содеянное при жизни зло. Но, в отличие от стоиков, Татиан говорит о том, что душа по смерти будет ощущать механические воздействия, осуществляемые над телом, чем процесс Божьего суда над ней, так как судится будет весь человек в его теле и стой же душой, что существовало до его смерти [4, Chapter 20, section 1, line 4]. Данная логическая взаимосвязь души и тела и есть реальность существования двух сложных элементов в человеческой природе, где тело чувствует процессы души, а душа процессы тела. В церковной гимнографии взаимопроцессная связь души и тела после смерти отобразилась в каноне Великой субботы: «Ад встретившись с Тобою, Слово, ожесточился, видя смертного обоженным, изъязвленным ранами и вместе — всесильным, но погиб от страха пред этим образом» [10]. Язвы, нанесенные во время крестных страданий телу Господа Иисуса Христа, увидели находящиеся в Аду после схождения туда Души Спасителя. Т. е., по мнению Татиана, тело и душа имеет абсолютную явную взаимосвязь и разделены быть не могут.

Стоит так же сказать о использовании Татианом термина unoaTaaig. Татиан использует данный термин для обозначения реальной сущности. Так, когда он говорит о демонах — злых духах, он говорит о сущностной личностной субстанции, применяя термин unoaTaaig [4, Chapter 15, section 3, line 9]. Важным является то, что Татиан использует ипостась не в аристотелевском понимании второй сущности, у Татиана — это выражение злой индивидуальности падших духов T&v5aiM6vwvunoaTaaig [4, Chapter 15, section 3, line 9], что нужно воспринимать именно как их индивидуальность, «личностную особенность». Стоит сразу сказать, что именно ипостась в концепции татиановского мышления об общем и частном выделяет частное свойство злого существа из благой сотворенной Богом природы. Что в итоге означает именно то, что и человеческая душа не может быть представлена вне человеческой ипостаси, но наоборот, является одним из ее индивидуализированных фактурных свойств. По мнению протоиерея Николая Малиновского, уникальность человеческой личности заключается в том, что «каждая рождающаяся душа не есть только простое повто-

рение рода и вида (как в неразумной природе) или предшествующих личностей, — это новая, самостоятельная личность, новая форма образа Божия» [6, c. 173].

Подводя итог всему вышесказанному: как мы видим, благодаря татиановскому представлению о душе в христианской антропологии произошел коренной переворот. Это связано прежде всего с уходом от платонистической модели представления о человеческой душе. Другим важным моментом татиановского представления о душе человека является его понимание смерти и бессмертия души, что выражается в динамических свойствах с одной стороны, простой, а с другой стороны — сложной функции души. Как мы видели выше, та-тиановское представление о человеческой душе неразрывно связано с представлением о человеческом теле. Причем тело, как часть материи, не несет в себе злого (некачественного) начала, а является благой формой творения благого Бога. Именно такое представление о теле, как благом творении Божьем в человеке, позволяет нам, основываясь на высказываниях Татиана о «загробной участи» человека, сделать вывод, что тело является полноценным участником на суде Божьем и именно в единстве со своей душой будет давать ответ у Справедливого Человеколюбца Бога. Как мы видим, в татиановской антропологии не существует отдельного представления о душе как отдельно существующей форме человеческого бытия. Для Татиана душа и тело — это единая и неделимая часть человеческой индивидуализации, что выражается в его особой терминологии, представленной нами выше, как формы объяснения сложных процессов, происходящих в человеческом естестве. Мы так же обратили внимание и на то, что для Татиана процессы смерти и бессмертия, происходящие в человеке, не имеют разделения на отдельные процессы, происходящие отдельно в душе и отдельно в теле человека. Для Татиана процесс смерти и бессмертия — это равный процесс как для души, так и для тела, что обуславливается его четкой позицией в вопросе морально-нравственного поведения человека при жизни, что выражается у Татиана в представлении о теле как храме, где при определенных обстоятельствах нравственной чистоты души может обитать благой и самодостаточный Бог. Такое положение вещей и обуславливает татиановскую концепцию динамичности души.

Аналогично мы обратили внимание на использование Татианом термина «ипостась» в неаристотелевском контексте. Данный термин представлен у Татиана как понятие, характеризующее индивидуальность в сущностном начале, т. е. общего и частного, что вполне подпадает под полуникейское определение, но уже далеко уходит вперед от эллинистического использования данного термина. Данное логическое умозаключение дало нам возможность спроецировать представление об ипостаси у Татиана на представление о личности человека, что позволило нам предположить, что Татиан вполне по-никейски понимал личность человека.

В итоге, как мы видим, Татиан, говоря о человеческой душе, представляет ее частью сложной личностной природы человека, не отделяя ее от тела человека. Это дает нам право утверждать, что татиановское представление о душе дало правильное направление в христианской антропологии, вырвав из нее грубое платоновское представление о душе и личности человека.

Список использованных источников и литературы

Источники

1. Gregorius Thaumaturgus Scr. Eccl., Ad Tatianum de anima per capita disputatio [Sp.] (2063: 008) / Gregorius // Diogenes: ; MPG 10.

2. Origenes Werke. De Principiis [nEPIAPXQN]. H Prof. Dr. Paul Koetschau. LEIPZIG. J. C. HINRICHS'scne BUCHHANDLUNG. 1913.

3. Plato Phil., Phaedo (0059: 004) / Plato // Diogenes: "Platonis opera, vol. 1", Ed. Burnet, J. Oxford: Clarendon Press, 1900, Repr. 1967.

4. Tatianus Apol., Oratio ad Graecos (1766: 001) / Tatianus // Diogenes: "Die ältesten Apologeten", Ed. Goodspeed, E.J. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1915.

Список литературы

5. Григорий Чудотворец свт. и Мефодий епископ и мученик. Творения. М. : Паломник, 1996. 615 с.

6. Малиновский, Н. прот. Православное догматическое богословие. Сергиев Посад, 1908. Т. 2. 455 с.

7. Осипов, А. И. Из времени в вечность: посмертная жизнь души. 6-е изд., испр. и доп. М. : Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. 224 с.

8. Платон. Полное собрание сочинений в одном томе / пер. с древнегреч. Карпова В. М. : АЛЬФА-КНИГА, 2017. С. 1311 .

9. Службы пятой седмицы Великого поста. / Портал «azbyka.ru» // [Электронный ресурс] //

URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe Bogosluzhenie/sluzhby-piatoi-sedmitsy-velikogo-posta (дата обращения: 08.04.2022).

10. Страстная Седмица во Святую и Великую Субботу. Полунощница во Святую и Великую Субботу. / Портал «azbyka.ru» // [Электронный ресурс] // URL: http: https://azbyka.ru/ bogosluzhenie/triod postnaya/post7sb pln.shtml (дата обращения: 13.05.2020).

11. Chadwick, H. The Church in Ancient Society From Galilee to Gregory the Great. New York: Oxford University Press, 2001. P. 730.

12. Russell, N. The Doctrine of Deification in the Greek Patristic Tradition. New York: Oxford University Press, 2004. P. 418.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.