Научная статья на тему 'Представление о бессмертии в наивной мифологической картине мира (на материале античной и скандинавской мифологии'

Представление о бессмертии в наивной мифологической картине мира (на материале античной и скандинавской мифологии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
943
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МЕДИКА / ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рыжкина Зоя Александровна

Терминологическая культура включает в себя научные и обыденные представления, в том числе элементы мифологической картины мира. Их важно учитывать в процессе формирования научного мышления и этических принципов будущих врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представление о бессмертии в наивной мифологической картине мира (на материале античной и скандинавской мифологии»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 33 (248).

Филология. Искусствоведение. Вып. 60. С. 261-263.

З. А. Рыжкина

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БЕССМЕРТИИ В НАИВНОЙ МИФОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА (на материале античной и скандинавской мифологий)

Терминологическая культура включает в себя научные и обыденные представления, в том числе элементы мифологической картины мира. Их важно учитывать в процессе формирования научного мышления и этических принципов будущих врачей.

Ключевые слова: профессиональная подготовка медика, практическая философия, мифологическая картина мира.

В системе подготовки будущих медиков исключительно важным является овладение профессиональной терминологией не только как компонентом научного аппарата, но и как элементом профессиональной коммуникации. Использование современной научной информации и изучение языковых механизмов является необходимым условием формирования специалиста, интеллигентной языковой личности. Как известно, еще античная цивилизация не только создала основное поле медицинской терминологии и указала на связь ментальности и языковой традиции, но и обозначила модели поведения с их ценностным и нормативным содержанием.

Этические моменты, сформулированные в клятве Гиппократа, позволяют рассматривать ее «в качестве духовно-практического орудия целенаправленного формирования рефлексивной способности субъекта культуры, а тем самым — в качестве мировоззренческой универсалии, придающей медицине статус «практической философии» [2. С. 12]. Для ориентации в ее информационном и эстетическом пространстве, снабженном нравственными ориентирами, исключительно важным является знакомство с мифологией, потому что она «есть определенная модель культуры», в которой «миф выступал как чувственный образ и как неразрывно порождаемая таким образом система ценностей, определяющая знаково-символический статус вещей» [1. С. 55]. Это та ступень, которая помогала потом перейти от практической философии к метафизическому осмыслению окружающего мира. Именно в мифологии уже можно было найти ответы на вопросы, которые волновали как отдельного представителя социума, так и социум в целом. Одной из важнейших проблем человечества всегда была проблема бренности человеческого существования, связанная с инстинктом самосохранения — одним из главных

инстинктов человека — и нашедшая отражение в идее бессмертия.

Греческие боги не просто бессмертны, но и физически совершенны, молоды и красивы, они вне времени. Единственный пример физической ущербности Гефеста, вызванной плохим отношением к нему родителей, компенсировался сообщениями о его трудолюбии и таланте кузнеца, а также о способности вызвать симпатию у красавицы Афродиты. Бессмертие и красота греческих богов поддерживаются нектаром и амброзией — «пищей», изобретенной, по одной из версий, Деметрой. В скандинавской мифологии проблему молодости успешно решала богиня вечной молодости Идунн, угощавшая богов «мо-лодильными» яблоками. В отличие от греческих богов скандинавские боги не были бессмертными, их облик должен был навевать мысли о воинской доблести, об умении храбро воевать и побеждать врага. Верховный бог скандинавов Один вынужден был отдать великану Имиру глаз за напиток, дающий мудрость, а затем, проколов себя копьем, девять дней провисеть на дереве Иггдрасиль. Кроме того, его мудрость подпитывалась двумя воронами, сообщавшими ему обо всем происходящем — Худином — мыслью и Мунином — памятью, которые вместе составляли своеобразный « концепт знания». Один умел оживлять мертвецов: чтобы узнать о конце света, он поднял из могилы прорицательницу вель-ву, он же забальзамировал голову Мимира, отрубленную ванами, оживил ее и советовался с нею. Сын Одина, бог войны Тюр, самый храбрый из асов, потерял правую руку, сажая на цепь волка Фернира, так как он единственный, как и положено воину, отважился положить свою руку в пасть чудовищу. Бог света и жизни Бальдр, любимый сын Одина, несмотря на все предосторожности, был убит его слепым братом Хедом, но все попытки вернуть его из царства мертвых братом Хермодом закончились неудачей.

Если у древних греков царство мертвых — это владения неумолимого и мрачного Аида, то у скандинавов воины, павшие в бою, попадали с помощью валькирий в Вальхаллу, а люди, умершие от болезни и старости, соблазнители чужих жен и нарушители других норм родового права — в царство Хель — богини мертвых. В Вальхалле погибшие воины ели «волшебного вепря», пили неиссякаемое медовое молоко или сражались друг с другом в ожидании последней битвы Рагнарека. Полчища мертвецов Хель в день Гибели богов сядут на корабль Нагльфар, который построен из ногтей мертвецов, и отправятся на бой с эйнхериями — воинами Одина. Поскольку жизнь не бесконечна, то она делится на разные этапы, среди которых Старость — Элли заслуживает исключительного уважения, даже могущественному богу грома и молнии Тору пришлось упасть на одно колено перед ней, признав свое поражение в поединке с той, которую оказалось невозможно победить.

Одной из обязанностей бога Гермеса было сопровождение душ умерших в Аид, самовольное же посещение царства мертвых было чревато серьезными последствиями. По одной из версий, Зевс во сне приказал Пирифою, могучему царю лапифов и любимому другу Тесея, отправиться в Аид и попросить у его владыки себе в жены Персефону. В результате оба были посажены в кресло забвения, к которому они приросли. Приход Геракла освободил только Тесея, а Пирифой так и остался в царстве мертвых. Строитель и царь Коринфа Сизиф, дважды обманувший богов, сначала держал в плену бога Танатоса, а потом, нарушив обещание вернуться в Аид после посещения собственного дома, получил наказание — вечно вкатывать на гору тяжелый камень.

Если греческие боги одаривают кого-либо бессмертием, то горе тому, кому они забудут дать вечную молодость: такова история смертного Титона, мужа Эос, богини утренней зари. Видя страдания дряхлого неумирающего старика, Эос из жалости превратила его в цикаду. Юной тро-янке Герофиле, получившей впоследствии прозвище Кумской сивиллы, Аполлон предложил все, что она пожелает, если станет его возлюбленной. Кроме дара прорицания она попросила у бога долгую жизнь продолжительностью в тысячу лет по числу пылинок в выметенном ею мусоре, но не получив в дар вечную юность, большую часть своей жизни она пребывала старухой, с годами настолько высохшей, что могла жить только в бутылке, свисавшей с потолка

ее пещеры, и молить о смерти. Обладание бессмертием не гарантирует жизни без физических страданий. Кентавр Хирон, знаток медицины и искусств, получив неизлечимую рану, мечтал добровольно расстаться с дарованным ему бессмертием. Отдав Прометею свое бессмертие и избавив таким образом его и себя от мучений, Хирон с радостью отправился в Аид.

Стремление вернуть себе молодость могло иметь плачевные последствия, особенно если это касалось существа, запятнавшего себя неблаговидным поступком. Так, волшебница Медея, представ перед царем Йолка Пелием сначала старухой, а потом юной девой, уговорила его на рискованный эксперимент по омоложению, который завершился для него жалкой смертью. Поучительна в этом смысле история Тидея, сына калидонского царя Ойнея: Афина, испытывавшая симпатию к Тидею, одному из участников похода семерых против Фив, и обещавшая ему бессмертие, за жестокое обращение с поверженным противником с негодованием отказывает ему в этом.

Аристея сына Аполлона и Кирены, передавшего людям знания врачевателя, пастуха и особенно пчеловода, Гея сделала бессмертным, но это не спасло его от гнева богов за проступок: преследуемую им Эвридику укусила змея, и она умерла. Красавица Алфея получила от мойры Атропос предсказание: ее сын Мелеагр умрет, когда сгорит в очаге полено, она вынула его из пламени, но вновь бросила в огонь, когда сын убил на охоте ее брата.

По одной из версий, красивый юноша Эндимион за свою красоту был взят Зевсом на небо, но потом погружен им же в вечный сон за любовь к Гере; по другой версии, богиня луны Селена умолила Зевса даровать смертному Эндимиону вечный сон, бессмертие и вечную юность, что позволило ей в течение 30 лет посещать каждую ночь спящего юношу в пещере.

Герой скандинавской мифологии викинг Старкад, безжалостный и жестокий воин, награжденный Одином тремя жизнями, владением поэтическим слогом и богатством, глубоким старцем искал смерть от меча и того, кто умертвит его за деньги. Принял смерть от Хатера и попал в ад.

Не всегда акт по обретению бессмертия проходил успешно, например, богиня Деметра попыталась сделать бессмертным Демофонта, сына элевсинского царя Келея, натирая его волшебными мазями и держа над огнем, но Метанира, мать ребенка, увидев это и придя в ужас, помешала

богине. Нельзя признать успешной и попытку сделать бессмертным Ахилла, наличие уязвимого места послужило причиной его гибели.

Таким образом, даже эти немногочисленные примеры показывают, что коллективное сознание древних людей, обусловленное географическим детерминизмом и проявившееся в мифологическом мышлении, являлось трансляцией социального опыта и культурной идентичности. Каков миф — таково мышление, каково мышление — таков народ. Культура диктует ориентиры в поведении личности. Это те архетипы, которые впоследствии будут творить самостоятельно, подпитывая тот или другой мощный интеллект и позволяя ему создавать очередной шедевр.

Система образов в мифологическом дискурсе не только обозначала настоящую или виртуальную реальность, но и соединяла праздник с напоминанием об ответственности за свое поведение и за судьбу потомков. И античная, и скандинавская мифологии, сохраняя свой семиотический код и получив бесконечный ряд визуализаций и ментальных построений, стали источником неисчерпаемых художественных рефлексий, требующих иногда не только культурного сканирования, но и медицинских интерпретаций. Все это позволяет современному человеку сформировать свой эстетический код, который помогает видеть прекрасное и надеяться на лучшее. Сценарий жизни известен, главное — не перепутать ориентиры, так хорошо обозначенные в системе культур древних греков и викингов.

Глубина мифологического смысла и целостность в пределах семантического текста определяет художественную стратегию и степень насыщения суггестивными моментами. Уникальность данной мифологической картины мира, как античной, так и скандинавской, заключается в ее концептуальной значимости, открытой для других содержательных конструкций. Ее эксплицитное, информационно смысловое пространство, представленное в мифологических прецедентах, позволяет не только создавать ирреальный мир, но и в условиях эстетического комфорта репрезентировать реальное поле интеллектуальной креативности, провоцировать новые смысловые уровни, опираясь на культурные концепты, проверенные временем и демонстрирующие их эволюцию в зависимости от нравственных и философских установок. Создав мифологическую парадигму с ее суммой чувств, эмоций и культурных установок, древние народы указали путь к бессмертию, которое подразумевает преодоление естественной природы через вечное возвращение и преобладание духовного над материальным.

Список литературы

1. Найдыш, В. М. Философия мифологии. М., 2002.

2. Рыбин, В. А. Философские проблемы эвтаназии: методологический анализ : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Екатеринбург, 2006.

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 33 (248). Филология. Искусствоведение. Вып. 60. С. 263-269.

ПРЕДАНИЕ О БЕЛОЙ БЕРЕЗЕ

И. К. Феоктистова

В данной статье на основе системного анализа мифологических мотивов устных и письменных текстов раскрывается русское происхождение повествований о белой березе.

Ключевые слова: образ, мифологический мотив, оппозиция, белая береза, черный народ.

В Х1Х-ХХ вв. в ряде регионов нашей страны шись всеми семьями в этих ямах, изнутри обру-

были записаны предания, повествующие об ис- шивали столбы с навесом. В результате таких

чезновении коренного народа накануне прихода действий происходило самозахоронение автох-

русских. Местные жители якобы каким-то обра- тонного этноса.

зом узнавали о скором появлении нового народа В отдельных случаях исчезновение (гибель) и, не желая быть покоренными, предпочитали аборигенов связывалось с неожиданным появ-

добровольную смерть: они выкапывали особые лением в их местах белой березы (белого дерева,

ямы, сносили туда все самое ценное и, собрав- белого леса) накануне прихода русских. Такого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.