ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАЛОГОВЫМИ АГЕНТАМИ СВЕДЕНИЙ О СУММАХ НАЛОГА НАДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХЛИЦ
С. А. ПОНОМАРЕВ, специалист по налогам и сборам
Статьей 230 Налогового кодекса РФ (НК РФ) предусмотрено, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Несмотря на то, что такие сведения не носят характера налоговой отчетности, так как не отвечают понятию налоговой декларации, установленному ст. 80 НК РФ, они традиционно представляются в налоговый орган в составе годовой налоговой отчетности.
Приказом ФНС России от 13.10.2006 № САЭ-3-04/706@ утверждена форма «Справка о доходах физического лица по форме № 2-НДФЛ за 200_ год». Этим же приказом утверждены Рекомендации по заполнению сведений о доходах физического лица по форме № 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 200_ год».
Справки представляются налоговыми агентами по каждому физическому лицу, получившему доходы отданного налогового агента, отдельно по каждой ставке налога. Например, если налоговый агент выплачивал физическому лицу в течение налогового периода доходы, облагаемые по ставкам 9 и 13 %, то по окончании налогового периода он заполняет по данному физическому лицу в налоговый орган две отдельные справки.
Указанные сведения представляются в бумажной форме или в электронном виде.
Налоговые органы направляют эти сведения налоговым органам по месту жительства физических лиц.
При этом не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги) в том случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах.
Итак, по выплатам, с которых налог на доходы физических лиц не удерживается, подавать сведения не нужно.
Согласно позиции Минфина России, изложенной в письме от 02.07.2009 № 03-04-06-01/149, в случае если организация приобретает у физических лиц ценные бумаги на основании договоров купли-продажи без заключения договоров на брокерское обслуживание, доверительное управление и т.д., она не является в соответствии со ст. 214.1 НК РФ для таких лиц налоговым агентом и исчислять и уплачивать налог, а также представлять сведения в налоговый орган о выплаченных доходах и суммах начисленных и удержанных налогов по форме 2-НДФЛ не обязана.
В этом случае исчисление и уплата налога производятся налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговой декларации, подаваемой в налоговый орган по окончании налогового периода, в соответствии со ст. 228 НК РФ.
В письме от 28.03.2008 № 03-04-05-01/89 Минфин России делает вывод о том, что индивидуаль-
ный предприниматель, от которого физическое лицо получает доход от продажи имущества, не является налоговым агентом в отношении таких доходов данного физического лица и, следовательно, налогоплательщик должен самостоятельно исчислить сумму налога, представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию и уплатить исчисленный налог в соответствующий бюджет.
Аналогичную позицию Минфин России приводит и в письмах от 12.03.2008 № 03-04-06-01/55, от 27.12.2007 № 03-04-06-01/457, от 30.10.2007 № 0304-06-01/365, от 30.10.2007 № 03-04-06-01/364, от 12.10.2007 № 03-04-05-01/334, от 28.03.2007 №03-04-05-01/93, от28.03.2007 №03-04-05-01/92, от 16.01.2007 № 03-04-06-01/6, от 17.11.2006 № 0305-01-04/315, от 12.10.2007 № 03-04-06-01/351, от 23.11.2007 № 03-04-06-01/410, от 20.09.2007 № 0304-06-01/328, от 20.08.2007 № 03-04-06-01/298, от 30.03.2007 № 03-04-06-01/99.
Если численность человек, которые получили доходы в налоговом периоде, не превышает 10 человек, то налоговые агенты могут представлять сведения о выплаченных налогоплательщикам доходов на бумажных носителях.
Налоговые органы в исключительных случаях с учетом специфики деятельности либо особенностей места нахождения организаций могут предоставлять отдельным организациям право представлять сведения о доходах физических лиц на бумажных носителях.
Налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Управление ФНС России по г. Москве в письме от 10.04.2009 № 20-15/3/034845@ на основании письма Минфина России от 03.12.2008 № 03-04-0701/244 сообщает, что организация, исполняя функции налогового агента, вправе представить сведения по форме № 2-НДФЛ о доходах физических лиц и суммах начисленного и удержанного налога на работников обособленного подразделения в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет головной организации или по месту постановки на налоговый учет обособленного подразделения.
В случае непредставления указанных сведений налоговый агент будет привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком
(налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Следует заметить, что в настоящее время сложилась практика представления сведений налогоплательщиками лично. В этой связи необходимо отметить, что ст. 230 НК РФ не установлено ограничений относительно способа представления сведений в налоговый орган, и налоговый агент вправе представить такие сведения и посредством почтового отправления. Однако в результате направления сведений по почте присутствует риск повреждения магнитного носителя. В таком случае налоговый орган может расценить это как непредставление сведений и привлечь к налоговой ответственности по п. 1ст. 126 НК РФ (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.10.2005 № А56-16448/2005).
Зачастую в сведениях, представляемых в налоговый орган, содержатся неточности и ошибки. В таких случаях налоговый орган возвращает сведения налоговому агенту для устранения ошибок.
Если налоговый агент повторно представит их за пределами установленного срока, налоговый орган может привлечь к налоговой ответственности поп. 1 ст. 126 НКРФ.
В этой связи необходимо отметить, что за представление сведений, заполненных с ошибками, повлекшими непринятие сведений налоговым органом, налоговый орган не может привлечь к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ, так как обязанность представления сведений налоговым агентом уже была исполнена в момент, когда были поданы сведения, содержащие ошибочные данные. Кроме того, сроков для повторного представления сведений, содержащих исправленные данные, законодательство о налогах и сборах не содержит.
Подобная позиция находит свое отражение и в решениях арбитражных судов (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.04.2005 № А58-4844/04-Ф02-1742/05-С1).
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
2. Постановление ФАС Северо-Западного ок-ругаот 11.10.2005 №А56-16448/2005.
3. Справка о доходах физического лица по форме № 2-НДФЛ за 200_ год: приказ ФНС России от 13.10.2006 № САЭ-3-04/706@.
* * *