Научная статья на тему 'Представление информации для потребителей медицинских услуг на веб-сайтах медицинских организаций: проблемы и пути решения'

Представление информации для потребителей медицинских услуг на веб-сайтах медицинских организаций: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
306
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
веб-сайт / медицинская организация / Интернет / маркетинг / маркетинговые коммуникации / нормативно-правовые акты / website / health facility / Internet / marketing / marketing communications / regulatory legal acts.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Эккерт Наталья Владимировна, Полухин Никита Валерьевич

Цель исследования. Провести комплексную оценку веб-сайтов медицинских организаций (МО) различных форм собственности, представляющих информацию для потребителей медицинских услуг, и разработать рекомендации по оптимизации размещения данной информации. Материал и методы. Список из 417 уникальных веб-сайтов был получен из реестра МО, оказывающих услуги в рамках ОМС в г. Москве. На основании требований нормативных актов РФ к содержанию веб-сайтов МО были сформулированы 9 категорий, включающих 43 критерия оценки соответствия. Общая заполненность веб-сайтов МО информацией оценивалась, исходя из количества соответствующих требованиям критериев к общему количеству критериев. Сравнение оценки соответствия веб-сайтов бюджетных и частных МО данным критериям проводилось с использованием программного пакета IBM SPSS Statistics 24 и Microsoft Excel 2016. Результаты. Общая заполненность веб-сайтов МО необходимой информацией составила 95% (медиана) с интерквартильным размахом (ИКР) от 91% до 98%. Заполненность информацией веб-сайтов бюджетных МО и частных МО составила 95% с ИКР 92,5%–98% и 91% с ИКР 56%–95% соответственно. Лишь 18,5% веб-сайтов МО г. Москвы полностью соответствовали требованиям нормативных актов РФ (24,0% вебсайтов бюджетных МО и 5,6% – частных МО). Результаты оценки соответствия представленной на веб-сайтах информации по отдельным категориям и критериям были заметно выше для веб-сайтов бюджетных МО. Выводы. Лишь 1/5 часть веб-сайтов МО г. Москвы в полной мере соответствует базовым требованиям, предъявляемым к ним нормативными актами. Для достижения целей повышения информированности пациентов о деятельности МО требуются организационные решения, направленные на стимулирование интегративных процессов обмена информацией между различными подразделениями, и достаточная теоретическая подготовка руководителей МО с целью улучшения контроля за исполнением требований нормативно-правовых актов, предъявляемых к официальным сайтам МО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Эккерт Наталья Владимировна, Полухин Никита Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Presentation of Information for Consumers of Medical Services on the Websites of Health Facilities: Problems and Solutions

Objective. To evaluate comprehensively the websites of health facilities (HFs) of various forms of ownership that provide information for consumers of medical services, and develop recommendations for optimizing the placement of this information on HFs websites. Material and methods. The list containing 417 unique HFs websites records were received from Moscow City Compulsory Medical Insurance Fund register. Based on the requirements of regulatory enactments of the Russian Federation for the content of HF websites, 9 categories were formulated, including 43 conformity assessment criteria. The overall content of HFs websites evaluated as ratio of compliant criteria to total number of criteria. We used IBM SPSS Statistics 24 and Microsoft Excel 2016 for the comparison of two groups of HFs. Results. The overall fulfillment of HFs websites was 95% with interquartile range (IQR) from 91% to 98%. The fulfillment of public and private HFs websites was 95% with IQR 92.5%–98% and 91% with IQR 56%–95%, respectively. Only 18.5% of Moscow HFs websites fully met the requirements of regulatory legal acts (24.0% of public and 5.6% of private HFs). Compared with the websites of private HFs, those of public HFs were more likely to comply with each criterion. Conclusions. One fifth of HFs websites fully meet the basic requirements of regulatory legal acts. The problem of patients’ awareness about HF services require organizational actions. Those may include stimulation of integrative processes of information exchange between different departments and sufficient theoretical training of HFs managers about regulatory legal acts requirements for HFs websites.

Текст научной работы на тему «Представление информации для потребителей медицинских услуг на веб-сайтах медицинских организаций: проблемы и пути решения»

РО!: 10.31556/2219-0678.2019.37.3.062-070

Представление информации для потребителей медицинских услуг на веб-сайтах медицинских организаций: проблемы и пути решения

Н.В. Эккерт, Н.В. Полухин

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава РФ (Сеченовский университет), Москва, Россия

Цель исследования. Провести комплексную оценку веб-сайтов медицинских организаций (МО) различных форм собственности, представляющих информацию для потребителей медицинских услуг, и разработать рекомендации по оптимизации размещения данной информации. Материал и методы. Список из 417 уникальных веб-сайтов был получен из реестра МО, оказывающих услуги в рамках ОМС в г. Москве. На основании требований нормативных актов РФ к содержанию веб-сайтов МО были сформулированы 9 категорий, включающих 43 критерия оценки соответствия. Общая заполненность веб-сайтов МО информацией оценивалась, исходя из количества соответствующих требованиям критериев к общему количеству критериев. Сравнение оценки соответствия веб-сайтов бюджетных и частных МО данным критериям проводилось с использованием программного пакета IBM SPSS Statistics 24 и Microsoft Excel 2016.

Результаты. Общая заполненность веб-сайтов МО необходимой информацией составила 95% (медиана) с интерквартильным размахом (ИКР) от 91% до 98%. Заполненность информацией веб-сайтов бюджетных МО и частных МО составила 95% с ИКР 92,5%-98% и 91% с ИКР 56%-95% соответственно. Лишь 18,5% веб-сайтов МО г. Москвы полностью соответствовали требованиям нормативных актов РФ (24,0% веб-сайтов бюджетных МО и 5,6% - частных МО). Результаты оценки соответствия представленной на веб-сайтах информации по отдельным категориям и критериям были заметно выше для веб-сайтов бюджетных МО.

Выводы. Лишь 1/5 часть веб-сайтов МО г. Москвы в полной мере соответствует базовым требованиям, предъявляемым к ним нормативными актами. Для достижения целей повышения информированности пациентов о деятельности МО требуются организационные решения, направленные на стимулирование интегративных процессов обмена информацией между различными подразделениями, и достаточная теоретическая подготовка руководителей МО с целью улучшения контроля за исполнением требований нормативно-правовых актов, предъявляемых к официальным сайтам МО.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: веб-сайт, медицинская организация, Интернет, маркетинг, маркетинговые коммуникации, нормативно-правовые акты. Для цитирования: Эккерт Н.В., Полухин Н.В. Представление информации для потребителей медицинских услуг на веб-сайтах медицинских 62 организаций: проблемы и пути решения. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2019;(3):62-70. DOI: 10.31556/2219-0678.2019.37.3.062-070

Presentation of Information for Consumers of Medical Services on the Websites of Health Facilities: Problems and Solutions

N.V. Ekkert, N.V. Polukhin

I.M. Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University), Moscow, Russia

Objective. To evaluate comprehensively the websites of health facilities (HFs) of various forms of ownership that provide information for consumers of medical services, and develop recommendations for optimizing the placement of this information on HFs websites.

Material and methods. The list containing 417 unique HFs websites records were received from Moscow City Compulsory Medical Insurance Fund register. Based on the requirements of regulatory enactments of the Russian Federation for the content of HF websites, 9 categories were formulated, including 43 conformity assessment criteria. The overall content of HFs websites evaluated as ratio of compliant criteria to total number of criteria. We used IBM SPSS Statistics 24 and Microsoft Excel 2016 for the comparison of two groups of HFs.

Results. The overall fulfillment of HFs websites was 95% with interquartile range (IQR) from 91% to 98%. The fulfillment of public and private HFs websites was 95% with IQR 92.5%-98% and 91% with IQR 56%-95%, respectively. Only 18.5% of Moscow HFs websites fully met the requirements of regulatory legal acts (24.0% of public and 5.6% of private HFs). Compared with the websites of private HFs, those of public HFs were more likely to comply with each criterion.

Conclusions. One fifth of HFs websites fully meet the basic requirements of regulatory legal acts. The problem of patients' awareness about HF services require organizational actions. Those may include stimulation of integrative processes of information exchange between different departments and sufficient theoretical training of HFs managers about regulatory legal acts requirements for HFs websites. KEYWORDS: website, health facility, Internet, marketing, marketing communications, regulatory legal acts.

For citations: Ekkert NV, Polukhin NV. Presentation of information for consumers of medical services on the websites of health facilities: problems and solutions. 2019;(3):62-70. DOI: 10.31556/2219-0678.2019.37.3.062-070

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях развития системы здравоохранения в России, реализации государственной политики в области повышения качества медицинской помощи населению и необходимости дальнейшего повышения эффективности деятельности системы здравоохранения в целом, одной из наиболее актуальных проблем является использование современных информационных технологий для повышения информированности населения о медицинских организациях (МО) и оказываемых ими услугах.

Необходимо отметить, что улучшение информированности способствует повышению доступности медицинской помощи населению, может оказать влияние на управление спросом на медицинские услуги и соответствует современным тенденциям пациент-ориентированных подходов при оказании медицинской помощи в контексте изменяющихся в последние десятилетия в России социально-экономических условий. Интернет предоставляет возможность МО взаимодействовать с широким кругом пациентов и их родственников, не только предоставляя информацию о деятельности МО, но и формируя более точные портреты потребителей медицинских услуг, позволяя прогнозировать потребности пациентов в различных видах профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, а также оптимизировать финансовые затраты на сохранение здоровья населения [1].

По данным опроса ВЦИОМ, по состоянию на февраль 2018 года 80% взрослого населения России имеют доступ в Интернет [2]. Поиск информации о здоровье составляет более 4% всех поисковых запросов. 16% запросов о здоровье посвящено поиску различных МО или врачей [3]. До 28% потребителей медицинских услуг используют сайты МО для записи на прием к врачу, 59% используют возможности сети Интернет для поиска информации о симптомах заболеваний, 47% - для изучения отзывов о МО и отдельных специалистах и 31% - для изучения информации о врачах (образование, стаж работы по специальности, уровень квалификации и т.д.) [4].

Интернет создает благоприятные условия для распространения медицинской информации среди групп населения, которым ранее эта информация, по разным причинам, была недоступна или труднодоступна [5]. Веб-сайт, как основной инструмент взаимодействия пациентов с МО в Интернете, становится основой для улучшения информированности, а, следовательно, и доступности медицинской помощи населению [6; 7]. Формирующийся в последние годы пациент-ориентированный подход требует особого внимания к пациентам, самостоятельно принимающим решения относительно своего здоровья, необходимости обращения за консультацией к врачу и осуществляющих поиск достоверной информации о здоровье, своих заболеваниях и методах их лечения. [8]. В случае создания максимально ориентированного на потребности пациентов и хорошо структурированного интерфейса сайта МО, обладающего большей коммуникационной доступностью и полнотой

информации, чем сайты других МО, данная МО получит большие конкурентные преимущества на рынке оказания медицинских услуг населению и будет способствовать привлечению новых потребителей медицинских услуг [9; 10; 11]. В Федеральном законе от 21.11.2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указаны основные требования к официальным сайтам МО. Согласно данному закону, каждая МО независимо от формы собственности должна иметь собственное представительство в Интернете в виде официального сайта.

Также в законе указана конкретная информация, которую необходимо размещать на сайте каждой МО1. В Приказе Министерства здравоохранения РФ от 30 декабря 2014 г. № 956н более конкретно определены требования к содержанию, техническим параметрам и форме предоставления информации, размещаемой на официальном сайте МО2. Введение этих требований означает, что официальный сайт МО должен быть наиболее полным и достоверным источником официальной информации о медицинской организации (ее деятельности, видах оказываемой медицинской помощи, правах и обязанностях пациентов, квалификации специалистов и т.д.) для пациентов.

Ранее проведенные исследования в данной области проанализировали лишь часть требований к веб-сайтам МО [7; 12; 13].

Цель исследования: провести комплексную оценку веб-сайтов МО различных форм собственности, представляющих информацию для потребителей медицинских услуг, и разработать рекомендации по оптимиза- 63 ции размещения данной информации на сайтах МО.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Список официальных веб-сайтов МО был получен с веб-сайта Московского городского фонда обязательного медицинского страхования (МГФОМС) на дату обращения [14]. В общей сложности было изучено

1 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Federal law of November 21. 2011. No 323-FZ. "About bases of protection of public health in the Russian Federation". URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_121895/].

2 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 956н «Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [The order of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation of December 30. 2014 No 956n "On Information Required for Independent Quality Assessment of Services Rendered by Medical Institutions, on Requirements to the Content and Form of the Information about Medical Institutions' Activities Placed at Official Websites of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, the Regional Executive Bodies of the Russian Federation, the Local Authorities and Medical Institutions in the Internet". URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_137853/].

417 уникальных веб-сайтов МО г. Москвы. Если адрес сайта МО не был указан в реестре МГФОМС или в реестре был указан некорректный или недействительный адрес сайта, были использованы две поисковые системы (Google и Яндекс) для нахождения официального сайта, с использованием информации о юридическом лице, адресе, номере лицензии и других идентифицирующих данных, указанных в реестре МГФОМС. При проведении исследования веб-сайты были независимо изучены, а затем повторно проанализированы в целях дополнительной проверки на предмет ошибок в процессе оценки соответствия требованиям нормативных документов.

Для сравнения степени соответствия информации, представленной на веб-сайте, критериям оценки, список МО, полученный из официального реестра МГФОМС, был разделен на две группы в зависимости от формы собственности. В первую группу вошли 292 веб-сайта бюджетных медицинских организаций (федеральных и муниципальных), во вторую - 125 веб-сайтов МО, имущество которых находится в частной собственности. Полный список МО и доступных для анализа веб-сайтов приведен в приложении 1 (приложение 1 размещено на официальном сайте журнала по адресу: http://mt-choice.ru/mt_37_2019-3/).

Оценка версии для слабовидящих на соответствие ГОСТ Р 52872-2012 в рамках данного исследования не проводилась.

Критерии оценки

64 Критерии оценки сайтов были сформулированы

- на основании требований Федерального закона от

21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Приказа Министерства здравоохранения РФ от 30.12.2014 г. № 956н. На основании изучения Федерального закона и Приказа МЗ РФ были сформулированы 43 объективных критерия оценки сайтов МО, разделенных на 9 категорий.

Для формирования более подробных выводов, одна из категорий также включала 2 подкатегории: «информация о платных медицинских услугах» и «информация об услугах, оказываемых в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС)». Полное соответствие по каждому критерию оценивалось в 1 балл. Соответствие по категориям и подкатегориям оценивалось в 1 балл в случае, если сумма баллов соответствовала сумме всех критериев в категории или подкатегории. В случае, если информация на сайте не была представлена или была представлена частично (неполное соответствие), оценка по критерию составляла 0 баллов. Если сайт МО был недоступен и найти официальный сайт в поисковой системе не представлялось возможным, все критерии оценивались в 0 баллов (полное несоответствие). Таким образом, все веб-сайты МО были оценены на соответствие по отдельным критериям и категориям (качественный показатель) и общую заполненность веб-сайтов информацией (количественный показатель от 0 до 43).

Статистическая обработка производилась в программном пакете IBM SPSS Statistics 24 и Microsoft Excel 2016.

При сравнении качественных показателей соответствия веб-сайтов МО требованиям нормативных актов РФ применялся критерий хи-квадрат Пирсона. В случае величины ожидаемого явления в любом из полей менее 10 применялась поправка Йейтса. Для оценки статистической значимости различий в случае, когда величина ожидаемых явлений в любом из полей была менее 5, применялся точный критерий Фишера [15].

Показатель общей заполненности веб-сайта информацией был рассчитан в баллах (от 0 до 43) для каждого отдельного веб-сайта МО. Для оценки характера распределения заполненности веб-сайтов МО всех изучаемых групп веб-сайтов информацией применялся критерий Колмогорова-Смирнова. При сравнении общей заполненности двух групп веб-сайтов (бюджетные и частные МО) применялся критерий Манна-Уитни, так как распределение в обеих группах веб-сайтов не соответствовало нормальному закону распределения. Данные были представлены в относительных величинах (отношение баллов соответствия к общему количеству критериев) в виде медианы с указанием значений нижнего и верхнего квартилей для каждой из изученных групп веб-сайтов.

Относительные показатели округлялись до одного знака после запятой.

Статистически значимыми считали различия при p < 0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ

При проведении исследования было выявлено, что лишь менее 1/5 части (18,5%) официальных сайтов МО полностью соответствуют требованиям, обозначенным в вышеуказанных нормативных документах. При этом показатели полного соответствия (43 балла) в бюджетных и частных МО различались более чем в 4 раза: 24,0% веб-сайтов бюджетных МО полностью соответствовали требованиям нормативных актов, в то время как лишь 5,6% изученных веб-сайтов частных МО соответствовали всем критериям. В целом по частным клиникам соответствие каждому из критериев было ниже, чем в бюджетных МО, кроме критериев «Образование» и «Сведения о сертификате специалиста» в категории «Сведения о медицинских работниках», где не удалось установить статистическую значимость различий между бюджетными и частными МО. В таблице 1 представлены данные о соответствии веб-сайтов МО требованиям нормативных актов РФ в виде общего числа вебсайтов, получивших в ходе оценки балл за соответствие каждому из приведенных критериев, категорий и подкатегорий. В таблице 1 указано количество веб-сайтов, соответствующих приведенному в первом столбце критерию или категории в виде абсолютной величины и относительной величины, рассчитанной в виде доли от общего числа веб-сайтов в группе, указанного в первой строке (n).

Таблица 1 Table 1

Соответствие веб-сайтов МО требованиям нормативных актов РФ. Compliance of health facilities (HFs) websites with regulatory legal acts of Russian

Federation.

Категории / Categories, n (%) Все МО / All Websites (n = 417) Бюджетные МО / Public HFs (n = 292) Частные МО / Private HFs (n = 125)

1. Доступность / Accessibility 122 (29,3) 1131 (38,7) 91 (7,2)

карта сайта / sitemap 171 (41,0) 1361 (46,6) 351 (28,0)

работоспособный поиск по сайту / search feature 302 (72,4) 2361 (80,8) 661 (52,8)

версия для слабовидящих / version for visually impaired 242 (58,0) 2161 (74,0) 261 (20,8)

2. Основная информация о медицинской организации (МО) / Primary information about health facility (HF) 375 (89,9) 2801 (95,9) 951 (76,0)

полное наименование МО / HF full name 404 (96,9) 2882 (98,6) 1162 (92,8)

место нахождения МО и ее почтовый адрес / HF location and postal address 406 (97,4) 2892 (99,0) 1172 (93,6)

дата государственной регистрации / date of state registration 381 (91,4) 2841 (97,3) 971 (77,6)

сведения об учредителях / information about founders 382 (91,6) 2841 (97,3) 981 (78,4)

информация о структуре организации и органах управления / information about HF structure and management 392 (94) 2822 (96,6) 1102 (88,0)

вакансии / vacancies 390 (93,6) 2831 (96,9) 1071 (85,6)

3. Контактная информация / Contacts 372 (89,2) 2821 (96,6) 901 (72,0)

режим и график работы / business days and hours 405 (97,1) 2892 (99,0) 1162 (92,8)

контактные телефоны / phone numbers 407 (97,6) 2892 (99,0) 1182 (94,4)

телефоны справочных служб / help desk phone numbers 406 (97,4) 2892 (99,0) 1172 (93,6)

адреса электронной почты / e-mail addresses 404 (96,9) 2891 (99,0) 1151 (92)

схема проезда / location map 407 (97,6) 2892 (99,0) 1182 (94,4)

график приема пациентов руководителем медицинской организации и уполномоченными лицами, их телефоны и адреса электронной почты / the chief medical officer's and authorized person's business days and hours, their phone numbers and e-mails 372 (89,2) 2821 (96,6) 901 (72,0)

4. Деятельность и услуги / Activities and services 366 (87,8) 2791 (95,6) 871 (69,6)

лицензия на медицинскую деятельность и электронная копия бумажного документа / HF medical license and its scanned copy 390 (93,5) 2831 (96,9) 1071 (85,6)

виды медицинской помощи / types of healthcare 397 (95,2) 2842 (97,3) 1132 (90,4)

4.1. Информация о платных услугах/ Information about paid services 385 (92,3) 2831 (96,9) 1021 (81,6)

правила оказания платных медицинских услуг / procedure of provision of paid services 388 (93,1) 2841 (97,3) 1041 (83,2)

перечень платных медицинских услуг / list of paid services 397 (95,2) 2851 (97,6) 1121 (89,6)

прайс-лист на услуги и электронная копия бумажного документа / paid services price list and its scanned copy 390 (93,5) 2831 (96,9) 1071 (85,6)

4.2. Информация об услугах, оказываемых в рамках ОМС/ Information about services covered by Compulsory Medical Insurance (CMI) 368 (88,3) 2791 (95,6) 891 (71,2)

информация о том, могут ли пациенты получить бесплатную медицинскую помощь по ОМС / information about the presence of services that are covered by CMI 382 (91,6) 2831 (96,9) 991 (79,2)

порядок, объем и условия оказания помощи по ОМС / procedure, scop and conditions of provision of services covered by CMI 378 (90,7) 2821 (96,6) 961 (76,8)

страховые медицинские организации, с которыми заключены договоры на медицинскую помощь по ОМС и её оплату / CMI providers that cover healthcare services 372 (89,2) 2801 (95,9) 921 (73,6)

показатели доступности и качества медицинской помощи, которые установлены на текущий год в территориальной программе ОМС / criteria of accessibility and quality of healthcare for present year that are stated in area-based CMI plan 373 (89,5) 2811 (96,2) 921 (73,6)

сроки, порядок и результаты проводимой диспансеризации (если у организации есть прикрепленные пациенты в рамках программы ОМС) / time, procedure and result of the screening (if HF has attached CMI patients) 369 (88,5) 2791 (95,6) 901 (72,0)

5. Сведения о медицинских работниках / Information about health professionals 220 (52,8) 1643 (56,2) 563 (44,8)

ФИО / full name 389 (93,3) 27 92 (95,6) 1102 (88,0)

занимаемые должности / position(s) 387 (92,8) 27 82 (95,2) 1092 (87,2)

65

Таблица 1 Table 1

Соответствие веб-сайтов МО требованиям нормативных актов РФ. Compliance of health facilities (HFs) websites with regulatory legal acts of Russian

Federation.

Категории / Categories, n (%) Все МО / All Websites (n = 417) Бюджетные МО / Public HFs (n = 292) Частные МО / Private HFs (n = 125)

образование (специальность, квалификация, год выдачи диплома и организация, которая его выдала) / education (specialization, qualification, year of issuance of the diploma and the organization that issued it) 267 (64,0) 186 (63,7) 81 (64,8)

сведения из сертификата специалиста (специальность, которая соответствует занимаемой должности, срок действия) / information from medical license (specialization that matches position, period of validity) 249 (59,7) 178 (61,0) 71 (56,8)

график работы и часы приема / business days and hours 287 (68,8) 2241 (76,7) 631 (50,4)

6. Информация для пациентов / Information for patients 369 (88,5) 2791 (95,6) 901 (72,0)

правила внутреннего распорядка / internal regulations 372 (89,2) 2801 (95,9) 921 (73,6)

правила записи на первичный прием (консультацию или обследование) / initial health visit (consultation or examination) procedure 373 (89,5) 2801 (95,9) 931 (74,4)

правила подготовки к диагностическим исследованиям / instructions for preparation for diagnostic tests 372 (89,2) 2811 (96,2) 911 (72,8)

правила и сроки госпитализации / admission procedure 372 (89,2) 2811 (96,2) 911 (72,8)

7. Правовая информация / Legal resources 372 (89,2) 2821 (96,6) 901 (72,0)

права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья / patient rights and responsibilities 374 (89,7) 2821 (96,6) 921 (73,6)

контакты региональных органов здравоохранения / regional health authorities contacts 376 (90,2) 2821 (96,6) 941 (75,2)

контакты органов по надзору в сфере здравоохранения и защиты прав потребителей / supervisory and consumer protection authorities contacts 376 (90,2) 2821 (96,6) 941 (75,2)

8. Лекарственные препараты (в виде перечней) / Lists of drugs 367 (88,0) 2811 (96,2) 861 (68,8)

важнейшие и жизненно необходимые / list of essential drugs 367 (88,0) 2811 (96,2) 861 (68,8)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

для пациентов, у которых гемофилия, муковисцидоз, гипофизарный нанизм, болезнь Гоше, рак лимфы, крови и родственных им тканей, рассеянный склероз / drugs for patients with hemophilia, mucoviscidosis, pituitary dwarfism, Gaucher disease, leukemia, lymphoma, and multiple sclerosis 367 (88,0) 2811 (96,2) 861 (68,8)

для пациентов после трансплантации органов и (или) тканей / post-transplant medications 367 (88,0) 2811 (96,2) 861 (68,8)

лекарственные препараты и средства для медицинского применения, которые назначают по решению врачебных комиссий / drugs and health supplies that are prescribed by a medical commission 367 (88,0) 2811 (96,2) 861 (68,8)

для амбулаторного лечения, которые по рецептам отпускают бесплатно или с 50%-ной скидкой (в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний) / drugs for outpatient treatment that are provided for free or with 50% discount (according to the list of population groups and disease categories) 368 (88,3) 2821 (96,6) 861 (68,8)

9. Отзывы пациентов / Patient feedback 323 (77,5) 2411 (82,5) 821 (65,6)

ИТОГ/TOTAL 77 (18,5) 701 (24,0) 71 (5,6)

66

p < 0,001

p < 0,01

p < 0,05

Таблица 2 Table 2

Общая заполненность веб-сайтов МО информацией (в %). Health facilities (HFs) websites content fulfillment (in %).

Все МО / All Websites (n = 417) Бюджетные МО / Public HFs (n = 292) Частные МО / Private HFs (n = 125)

Заполненность / Fulfillment 95 (91-98)1 95 (92,5-98)12 91 (56-95)12

1 Медиана (Квартиль1-Квартиль3) / Median (Quartile1-Quartile3)

2 p < 0,001

p < 0,001 I-1

p < 0,001 I-1

p < 0,001 p < 0,001 p < 0,001 p < 0,001

p < 0,001 I-1

p < 0,05 p < 0,001

g SB

'S

2 о о ^

I +-> сл

n ID -H u H u Ö.ii

g m .S3 Й

e s t *

S & о о

О Щ О о

г -1 " . —I

к В S3 s 'Я а

се О

о вд

U

100 90 80 70 60 50 -40 -30 -

s £3 «в ^

Й 3 ° & §

ы S

20 -

Бюджетные МО / Public HFs □ Частные МО / Private HFs

Рисунок 1.

Picture 1.

Соответствие веб-сайтов МО основным категориям согласно требованиям нормативных актов РФ (на 100 веб-сайтов).

Compliance of health facilities (HFs) websites with regulatory legal acts by main content categories (per 100 websites).

Соответствие по основным категориям по каждой из групп МО в зависимости от формы собственности представлено в относительных величинах (количество сайтов, соответствующих всем критериям из категории, по отношению к общему числу сайтов в группе МО по форме собственности) на 100 веб-сайтов в виде столбиковой диаграммы по степени убывания соответствия информации на веб-сайте соответствующей категории в общей выборке (все МО) (рис. 1).

Показатель общей заполненности представлен в относительных величинах (отношение баллов к общему количеству критериев) в виде медианы с указанием значений нижнего и верхнего квартилей для каждой из изученных групп веб-сайтов в Таблице 2.

ОБСУЖДЕНИЕ

Ранее опубликованные работы имеют ряд ограничений: исследования проводились среди веб-сайтов узкоспециализированных МО, критерии в категориях для оценки не были явно обозначены или были сформулированы на основании экспертной оценки, а не действующих нормативно-правовых актов, - поэтому корректное сравнение полученных в ходе исследования результатов в ряде случаев не было возможным.

В настоящем исследовании впервые в полной мере представлены отдельные критерии для оценки наполнения веб-сайтов в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 956н.

При изучении веб-сайтов МО различных форм собственности наиболее низкие оценки отмечены в кате- 67

гории «Доступность». Данная категория отражает тех- -

ническое состояние сайта и включает три критерия (наличие карты сайта, работоспособного поиска по сайту и версии для слабовидящих). Данные критерии никогда ранее не оценивались, однако их важность в том, что отсутствие этих технических решений напрямую влияет на доступность информации для пациентов, так как значительно усложняет навигацию и поиск необходимой информации на сайте МО.

Категория «Отзывы пациентов» также позволяет получить информацию о техническом оснащении веб-сайтов МО. Согласно ранее опубликованным данным опросов потребителей медицинских услуг, отзывы пациентов могут служить одним из решающих факторов в выборе МО [4]. МО следует стремиться к публикации всех отзывов, независимо от позитивной или негативной оценки и рейтинга. Это позволит не только получить качественную обратную связь, но и продемонстрирует открытость к коммуникациям с населением и стремление МО улучшать качество оказываемой помощи. В настоящее время такую возможность предоставляет большее число как частных, так и бюджетных МО. В более ранних исследованиях возможность ознакомиться и оставить отзыв была выявлена лишь на 50-60% веб-сайтов [7; 12], тогда как в ходе настоящего исследования такой раздел был обнаружен на 77,5% веб-сайтов.

Решение проблемы отсутствия основной информации о МО - публикация выписки из Единого государ-

ственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) в виде отдельного документа, размещенного в разделе с правовой информацией или на странице с информацией о МО. Наличие копии лицензии на веб-сайте значительно повышает доверие потребителей к МО [12; 13].

Информация о деятельности МО и предоставляемых для населения услугах в полной мере присутствует на 87,8% изученных сайтов МО. Несмотря на то, что в исследовании были изучены сайты лишь тех МО, которые осуществляют деятельность в сфере ОМС, информация об услугах, оказываемых в рамках ОМС, была обнаружена на 88,2% сайтов МО, тогда как информация о платных услугах в полной мере была представлена на 92,3% изученных сайтов. Распространенной проблемой является отсутствие на сайте МО копии печатного документа с прейскурантом на платные услуги. Аналогичные исследования также отмечают хоть и незначительное, но более частое наличие на веб-сайтах информации о платных услугах, нежели о сведениях об услугах в рамках ОМС [7; 12]

Как и в прошлых исследованиях, было отмечено, что не все веб-сайты представляют полные сведения о медицинских работниках. Такую информацию содержит лишь каждый второй сайт (52,8%). Наиболее часто на сайтах МО не указана информация об образовании и данные из сертификатов специалистов. Расписание приема врачей указано на 2/3 (68,8%) изученных сайтов МО. Из всех сформулированных критериев, данные в категории «Сведения о медицинских работниках» требуется изменять и дополнять наиболее часто. Несмотря 68 на то, что МО имеют всю необходимую информацию,

- своевременное размещение обновленных данных на

сайтах требует определенных организационных решений. Специалисты, отвечающие за размещение информации на сайте МО, должны получать актуальную информацию из отдела кадров и от руководителей подразделений при приеме или увольнении сотрудников, при завершении прохождения медицинским персоналом курсов повышения квалификации и другую актуальную информацию, позволяющую своевременно обновлять данные о квалификации медицинских работников. Процесс добавления обновленной информации на сайт МО необходимо сделать максимально простым и удобным. Например, создание специальной формы с набором необходимых полей (ФИО, должность, ВУЗ и год выдачи диплома, специальность и срок действия сертификата). Эта форма может быть использована для сбора информации от отдела кадров, руководителей подразделений и самих сотрудников для дальнейшего форматирования и размещения на сайте МО ответственным лицом в соответствии с общим стилистическим и графическим оформлением веб-сайта. График работы специалистов зачастую указан в отдельном разделе сайта и представляет собой модуль, представленный Единой медицинской информационной аналитической системой (системой ЕМИАС) для записи на прием. Однако, для повышения доступности информации для населения и помощи в принятии решения потребителем медицинских услуг о выборе конкретной МО, следует также раз-

мещать информацию о времени приема специалистов непосредственно на той же странице, где указана основная информация о медицинских работниках данной МО (в таблице с общим списком и/или индивидуальной странице специалиста). Дополнительные усилия в этом направлении оправданы и с точки зрения важности этой информации для пациентов [13].

Информация о лекарственных препаратах и нормативно-правовые документы, в основном, представлены документами, содержащими конкретные требования, сформулированные вышестоящими органами. Такую информацию имеет большинство изученных сайтов МО (89,2% и 88% соответственно), что значительно превышает данные, полученные в ходе ранее проведенных исследований [7; 12]. Для решения этой проблемы требуется создать отдельный раздел на сайте, посвященный правовой информации, куда могут быть добавлены все необходимые нормативно-правовые документы в виде текста и/или отдельных файлов в различных форматах, а также сведения о лицензии и выписка из ЕГРЮЛ.

Информация для пациентов о правилах внутреннего распорядка, правилах записи на первичный прием, подготовке к диагностическим исследованиям и правилах и сроках госпитализации, размещены на 88,5% сайтов. В целом, согласно проведенной оценке, полнота представленных сведений по отдельным показателям этой категории находилась в диапазоне 89,2-89,4%.

В целом, при сравнении с прошлыми исследованиями, отмечается улучшение по полноте всей представленной информации на веб-сайтах МО, которые было возможно сравнить, кроме критериев категории «Контактная информация», что может быть в том числе связано с отсутствием или неработоспособностью части изученных в настоящем исследовании веб-сайтов.

Зачастую необходимая для пациентов информация представлена по-отдельности во многих разделах. Поиск информации в таком случае осложняется еще сильнее, если на сайте отсутствует функция поиска. Наиболее простым и понятным для пользователей способом размещения информации является создание блока на главной странице, содержащего ссылки на каждый из разделов для быстрого доступа к необходимой информации.

В процессе анализа веб-сайтов МО было отмечено, что в целом лучше всего информация структурирована на сайтах детских городских поликлиник. Значительно большая часть бюджетных медицинских учреждений имеет лучшую оценку по каждой из вышеуказанных категорий по сравнению с частными МО. Однако, так как настоящее исследование охватывало лишь веб-сайты МО г. Москвы, нельзя утверждать об общем улучшении ситуации на всей территории Российской Федерации. Однако, можно предположить, что картина по России может быть хуже, в силу меньшей активности местных органов здравоохранения и меньших финансовых возможностей региональных МО.

В данном исследовании не проводилось изучение причинно-следственных связей для установления влияния тех или иных организационных решений на полно-

ту представленной на сайте МО информации. Такими решениями могут быть как использование определенного программного обеспечения, осведомленность руководителей медицинских организаций о требованиях к веб-сайтам МО, так и выбор определенных подрядчиков и специалистов для создания, обслуживания и наполнения веб-сайтов.

Сгруппированные и структурированные критерии, использованные для оценки сайтов МО в данном исследовании, могут быть использованы руководителями медицинских организаций и подразделений для периодического анализа веб-сайта МО. Дальнейшие исследования целесообразно проводить с учетом унифицированного набора критериев, так как это значительно улучшит качество оценки и сравнения данных различных исследований. Также целесообразно оценить приоритетность каждого из критериев в контексте выбора МО потребителями медицинских услуг.

ВЫВОДЫ

Результаты проведенного исследования продемонстрировали, что в настоящее время лишь 1/5 часть сайтов МО г. Москвы в полной мере соответствует базовым требованиям, предъявляемым к ним нормативными актами. Для достижения целей повышения информированности пациентов о деятельности МО требуются организационные решения, направленные на стимулирование интегративных процессов обмена информацией между различными подразделениями, и достаточная теоретическая подготовка руководителей МО с целью улучшения контроля за исполнением требований нормативно-правовых актов, предъявляемых к официальным сайтам МО. Не вызывает сомнения тот факт, что вышеобозначенные проблемы могут быть частично или полностью решены за счет внедрения в МО дополнительных программных решений.

Дополнительная информация

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование: статья опубликована без финансовой поддержки.

Статья поступила: 11.07.2019 Принято к публикации: 02.08.2019

ЛИТЕРАТУРА

1. Hibbard J.H., Greene J. What the evidence shows about patient activation: better health outcomes and care experiences; fewer data on costs. Health Aff (Millwood). 2013; 32(2): 207-14. DOI: 10.1377/hlthaff.2012.1061

2. Всероссийский центр изучения общественного мнения. Каждому возрасту - свои сети. URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=116691 (дата обращения: 28.05.2019).

3. Исследования Яндекса. Поиск здоровья. URL: https://yandex.ru/ company/researches/2016/ya_health (дата обращения: 28.05.2019).

4. Лечи нас, интернет! URL: https://iom.anketolog.ru/2019/06/05/lechi-nas-internet (дата обращения: 09.06.2019).

5. Rogers M.A., Lemmen K., Kramer R., Mann J., Chopra V. Internet-Delivered Health Interventions That Work: Systematic Review of Meta-

Analyses and Evaluation of Website Availability. J Med Internet Res. 2017; 19(3): e90. DOI: 10.2196/jmir.7111

6. Орлова В.В., Крепак Е.П. Оптимизация работы веб-сайта медицинского учреждения. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015; (3 ч. 3):428-32.

7. Муравьева В.Н., Муравьев А.В., Хрипунова А.А., Мартынен-ко С.В., Зенин В.В., Корольков А.С., Титлакова Е.Н. Веб-ресурсы учреждений здравоохранения как механизм повышения доступности медицинской помощи населению. Медицинский вестник Северного Кавказа. 2016; 11(1): 114-6. DOI: 10.14300/mnnc.2016.11013

8. Андриянова Е.А., Гришечкина Н.В. Проблемы формирования системы электронного здравоохранения в России. Здравоохранение Российской Федерации. 2012; (6): 27-9.

9. Ковалев В.П. Информационный аспект повышения качества медицинского обслуживания населения. Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. 2011, 16(2), 550-2.

10. Боровиков Л.С., Петрова О.А. Сайт медицинского учреждения как коммуникационный инструмент. Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2015; 2(11): 631-2.

11. Орлова В.В. Оптимизация взаимодействия с пациентами медицинского учреждения на основе развития Интернет-коммуникаций. Социальные аспекты здоровья населения. 2014; (6):9. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/630/30/lang, ru/

12. Колгашкин А.Ю., Кучеров Ю.Н., Тетенова Е.Ю., Надеж-дин А.В. Информация в сети Интернет о государственных наркологических учреждениях. Критический анализ. Наркология. 2015; (9): 11-7.

13. Ходакова О.В., Евстафьева Ю.В. Комплексная оценка официальных сайтов медицинских организаций. Здравоохранение Российской Федерации. 2017; 61(2): 70-5.

14. Медицинские учреждения г. Москвы. Московский городской фонд обязательного медицинского страхования. URL: http://www. mgfoms.ru/spravochniki/med-org (дата обращения: 12.10.2018).

15. Гржибовский А.М. Анализ номинальных данных (независимые наблюдения). Экология человека. 2018; (6): 58-68. 6Q

REFERENCES

1. Hibbard J.H., Greene J. What the evidence shows about patient activation: better health outcomes and care experiences; fewer data on costs. Health Aff (Millwood). 2013; 32(2): 207-14. DOI: 10.1377/hlthaff.2012.1061

2. Russian Public Opinion Research Center. Every age has its own "Networks". URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116691 (In Russ.) (Date of access: 28.05.2019).

3. Yandex researches. Search for health. URL: https://yandex.ru/company/ researches/2016/ya_health (In Russ.) (Date of access: 28.05.2019).

4. Heal us, Internet! URL: https://iom.anketolog.ru/2019/06/05/lechi-nas-internet (In Russ.) (Date of access: 09.06.2019).

5. Rogers M.A., Lemmen K., Kramer R., Mann J., Chopra V. Internet-Delivered Health Interventions That Work: Systematic Review of Meta-Analyses and Evaluation of Website Availability. J Med Internet Res. 2017; 19(3): e90. DOI: 10.2196/jmir.7111

6. Orlova V.V., Krepak E.P. Features and capabilities of the Web site of the medical establishment as a channel of communication. International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015; 3(3): 428-32. (In Russ.)

7. Muravieva V.N., Muraviev A.V., Khripunova A.A., Martynenko S.V., Zenin V.V., Korolkov A.S., Titlakova E.N. Web resources of the medical organizations as a mechanism to improve access medical care. Medical news of the North Caucasus. 2016; 11 (1): 114-6. (In Russ.) DOI: 10.14300/mnnc.2016.11013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Andriyanova E.A., Grishechkina N.V. The issues of development of electronic public health system in Russia. Health Care of the Russian Federation. 2012; (6): 27-9. (In Russ.)

9. Kovalev V.P. Information aspect of quality rise of medical service of population. Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences. 2011, 16(2), 550-2. (In Russ.)

10. Borovikov L.S., Petrova O.A. Medical organization web site as a communication instrument. Actual problems of aviation and aerospace systems. 2015; 2 (11): 631-2. (In Russ.)

11. Orlova V.V. Optimizing interaction with patients of health care facility through development of internet-communication. Social aspects of population health. 2014; (6):9. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/ view/630/30/lang, ru/ (In Russ.)

12. Kolgashkin A.J., Kucherov J.N., Tetenova E.J., Nadezhdin A.V. Information on state addiction clinics in internet. Critical analysis. Nar-cology. 2015; (9): 11-7. (In Russ.)

13. Khodakova O.V., Evstaf'eva Yu.V. The complex assessment of official web-sites of medical organizations. Health Care of the Russian Federation. 2017; 61(2): 70-5. (In Russ.)

14. Moscow city health care organization. Moscow city compulsory medical insurance fund. (In Russ.) URL: http://www.mgfoms.ru/spravoch-niki/med-org (Date of access: 12.10.2018).

15. Grjibovski A.M. Analysis of nominal data (independent observations). Human Ecology. 2018; (6): 58-68. (In Russ.)

70

Сведения об авторах:

Эккерт Наталья Владимировна

профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения имени Н.А.Семашко ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет), д.м.н.

ORCID.org/0000-0002-3667-7991 Полухин Никита Валерьевич

аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения имени Н.А.Семашко, ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет) 0RCID.org/0000-0002-9540-5793

Адрес для переписки:

ул. Проезд Добролюбова, д.5, кв.6, Москва 127254, Российская Федерация Тел.: +7 (915) 292-75-31 E-mail: nikitasketch@gmail.com

Authors:

Ekkert Natalia Vladimirovna

Professor at N.A.Semashko Public Health and Healthcare Department, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education I.M. Sechenov First Moscow State Medical University under the Ministry of Health of the Russian Federation (Sechenov University), Moscow, Russia, Doctor of Medical Sciences. ORCID.org/0000-0002-3667-7991

Polukhin Nikita Velerevich

PhD candidate at N.A.Semashko Public Health and Healthcare Department, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education I.M. Sechenov First Moscow State Medical University under the Ministry of Health of the Russian Federation (Sechenov University), Moscow, Russia. ORCID.org/0000-0002-9540-5793

Correspondence address:

Proezd Dobrolyubova str. 5, fl.6, Moscow 127254, Russian Federation Тел.: +7 (915) 292-75-31 E-mail: nikitasketch@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.