Идеи и смыслы
Цыденжап БАТУЕВ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ КАК КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
В статье показаны особенности формирования государственной власти и важнейшей ее составляющей - представительной власти.
The features of formation of the state power and of representative power as its major component are shown in the article. Ключевые слова:
государственная власть, представительная власть, народовластие, референдум, свободные выборы; state power, representative power, democracy, referendum, free election.
Государственная власть — это наиболее сложный феномен общественной жизнедеятельности людей. Будучи разновид -ностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. При этом она имеет и ряд особенно -стей, важнейшей среди которых является ее политическая и клас -совая природа. Поэтому не случайно в научной литературе имеет место отождествление понятий «государственная власть» и «поли -тическая власть».
Особенностью государственной власти является и то, что ее субъ -ект и объект обычно не совпадают, хотя в демократическом обще стве возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти. Диалектика этого сближения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным индивидом. Он, как член демокра тического общества, вправе быть источником власти. Он активно участвует в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигает и выбирает кандидатуры в эти органы, контро -лирует их деятельность, может быть инициатором роспуска или реформирования органов власти.
Таким образом, в демократическом обществе даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верхов -ную власть народа, являясь одновременно объектом и субъектом власти. Хотя, конечно, даже в демократическом обществе полного совпадения субъекта и объекта нет. В случае такого совпадения го -сударственная власть утратит политический характер и превратится во власть общественную, без органов государственной власти и го -сударственного управления. Государственная власть реализуется, прежде всего, через государственное управление, т.е. целенаправ -ленное воздействие государства и его органов на общество в целом или его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе объективных законов общественного развития для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.
Еще одна важнейшая особенность государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Именно поэтому государственную власть зачастую отождествляют с высшими органами государства, что само по себе недопустимо. Во -первых, потому, что государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Так, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии при -нимает важнейшие государственные решения. Во - вторых, поли -тическая власть изначально принадлежит не государству, не его
БАТУЕВ Цыденжап Бимбаевич — к.и.н., заместитель Председателя Народного Хурала Республики Бурятия [email protected]
органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а лишь наделяет их властными полномочиями.
Государственная власть может быть сла -бой или сильной, но, лишенная органи зационной составляющей, она сразу же теряет качество государственной власти, т.к. уже не может проводить волю вла -ствующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Поэтому государственную власть назы -вают централизованной организацией силы. Но при этом любая власть нуждается в силе авторитета. И чем полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опира ется на силу авторитета, на сознательное подчинение ей. В то же время государство обязано иметь предметно материальные источники силы в лице армии, полиции, органов государственной безопасности и аппарат принуждения в форме тюрем. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную спо собность и является ее гарантом. Но она должна направляться разумной и гуман ной волей властвующего субъекта. Если же государственная власть для решения внутренних проблем опирается только на предметно материальную силу, то это верное свидетельство ее нестабильности и непрочности.
Наиболее значимой частью государст венной власти является власть предста вительная. Народное представительство в органах власти — это проблема всех политических партий и общественно политических движений. Не случайно суть этого понятия десятилетиями не пре терпевала существенных изменений. Так, российские правоведы XIX в. это понятие трактовали как способ передачи какому либо лицу или группе лиц власти в пол ном ее объеме, отправлять которую иным способом нельзя. Политическое представительство имеет место тогда, когда в государстве население обладает полити ческими правами, но не имеет возмож ности пользоваться ими непосредственно; в таком случае оно избирает представи -телей, которым делегирует свои права. Соответственно, представительские функции осуществляют представитель ские учреждения, суть которых в XIX в. определяли как «учреждения, которым власть или известные права принадлежат
в силу того, что они представляют собой народ или какую либо определенную его часть»1.
Народное представительство — это система выборных органов власти, состо ящих из лиц, прошедших специальную процедуру отбора и в нормативно уста новленном порядке получивших дове -рие избирателей на представительство их интересов в органе власти. Тем самым представительная демократия реали зуется только через органы народовла стия. В свою очередь, орган народовла стия — это предусмотренный нормами права способ осуществления опосредо ванного народного волеизъявления на основе принципа представительства. Так, в ч. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации указано: «Носителем сувере -нитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ», а в ч. 2 указано, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти». Тем самым народовластие рассматривается как организационный принцип обладания властью и ее осуществления2. Принцип народовластия имеет основополагающее значение для определения формы госу дарства, порядка формирования органов государственной власти, их взаимоотно шений и функционирования. В ч. 3 ст. 3 Конституции РФ указано, что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Следовательно, в России име -ются два направления реализации прин ципа народовластия — референдум и сво -бодные выборы. Второе направление как раз и обеспечивает функционирование в нашей стране представительной демокра тии3.
Кроме того, действующая Конституция РФ и текущее законодательство предусма тривают три организационно правовые формы реализации властных полномочий народа: 1) прямое народовластие, 2) народ ное представительство, 3) не представи тельские формы участия граждан и дру гих участников политического процесса в
1 Энциклопедический словарь, т. XXV. — СПб., 1898, с. 29, 28.
2 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право. - М., 1995, с. 86.
3 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1996, с. 111.
осуществлении публичной власти в сфере представительной демократии. На необхо димость дифференциации власти на раз личные формы указывалось и в советской историографии. Подчеркивалось, что с учетом специфики субъектов публичных властеотношений следует выделить три формы участия трудящихся в осущест влении власти: 1) непосредственную, когда все население или часть его решают вопросы государственной жизни; 2) представительную, при которой такие вопросы решают выборные представители; 3) про -фессиональную, означающую выделение особого слоя людей для выполнения теку щих и специальных функций управле ния1.
Одним из видов органов народовла -стия, согласно ч. 2 ст. 3 Конституции РФ, являются органы государственной власти. Конституционно - правовой статус этих органов власти определен в действую щей Конституции РФ, Конституциях и Уставах субъектов РФ. Единство системы государственной власти, установленное Конституцией РФ, определяет суборди нацию этих органов власти и принципы взаимоотношений между ними с учетом федеративной природы России.
Понятие государственной власти пер сонифицировано. В нем присутствует действующий субъект — народ, государ -ство, его аппарат и органы местного са -моуправления, которым народ делегирует свою власть. Соответственно, такого рода властью принято считать возможность и способность народа и (или) государства в лице его органов оказывать воздействие на поведение людей, в целом на процессы, происходящие в обществе, с помощью убеждения или принуждения2.
Исходя из современного понимания сущности органов государственной власти, можно смело утверждать, что, выступая органами народного представительства, законодательные органы государственной власти аккумулируют определенную долю народного суверенитета. Демократические конституции зарубежных стран волю наро -да и его суверенитет возводят в абсолют. В этом смысле Конституция РФ — не исклю -чение. Декларируя абсолютный народный
1 Тихомиров Ю.А. Власть и управление в социалистическом обществе. — М., 1968, с. 54.
2 Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской
Федерации. — Тюмень, 1997, с. 75.
суверенитет, Конституция РФ определяет три формы реализации власти народом: 1) непосредственно, 2) через органы госу дарственной власти, 3) через местное само управление. Однако в Конституции РФ не указано, как делится между этими формами народный суверенитет, как распределяется между государственными органами власть народа, хотя имеется некоторый намек на их иерархию.
Президент Российской Федерации и Президенты субъектов РФ не олицетво -ряют народное представительство и суве ренитет народа. Для этого существуют пар -ламенты. Между тем, парламенту России — Федеральному Собранию Российской Федерации — в Конституции отводится второе место. По мнению некоторых уче ных, «в этом видится одна из конституционных предпосылок для принижения роли российского парламента как органа народного представительства, определен ное отступление от концепции народо -властия, с учетом которой разрабатывалась действующая Конституция Российской Федерации»3.
Считается само собой разумеющимся, что законодательную власть осущест -вляют представительные органы. Однако и в научной литературе, и в комментариях к Конституциям (Уставам), и в публици -стике редко можно встретить размышле ния о представительной природе зако нодательной власти: действительно ли она представительная, связанная с обще ством? как эта представительная сущность воплощается в законодательстве? обеспе -чивает ли она надлежащее функциониро вание органа законодательной власти? — что только в совокупности характеризует природу и механизм демократической го -сударственной власти.
В качестве гипотезы мы вправе сделать предположение, что как раз в представи -тельной сущности власти, в ее адекватно сти многогранным социальным потреб ностям, своевременном и полном их переводе в правовое регулирование содер -жатся важнейшие проблемы демократии, актуальности и полноты законодатель -ства, деятельности и эффективности го сударственной власти, причем всех ее вет вей. Здесь находится взаимосвязь между обществом и личностью, государством и
3 Гранкин И.В. Народное представительство: сущность форм и проявления. — М., 2000, с. 127.
государственным аппаратом. Демократия, народовластие означают, что власть не только принадлежит народу, но и полно стью им осуществляется в различных фор мах. Тем самым обеспечивается реальное участие населения в выполнении задач го сударственной власти.
Представительная демократия озна чает решение выборными представите лями наиболее важных государственных и общественных дел. Дело в том, что при -нимаемые на основе Конституции законы зачастую опираются на волю незначи тельной части населения, но в силу своего характера распространяют действие на все население. Таким образом, воля неболь шой части населения посредством закона становится всеобщей, и ее осуществление возлагается на исполнительную власть. Именно этим, на наш взгляд, объясняются трудности исполнения ряда законов.
Таким образом, говоря о сущности пред ставительной власти, можно сделать сле дующие выводы.
1. Представительная природа законода -тельной власти обеспечивает первичную, основную и постоянно обновляемую связь народа, являющегося источником вла -сти, с государственной властью. Поэтому законодатели должны, с одной стороны, знать реальную жизнь граждан, понимать ее трудности и проблемы, видеть потреб ности и интересы различных социальных слоев и групп, а с другой — посредством законотворчества детерминировать де -ятельность государственной власти, заставлять ее обслуживать нужды общества и контролировать власть. Наличие такой связи — свидетельство того, что законода -тельная власть не может относиться без -различно к деятельности других ветвей го -сударственной власти либо ограничивать свою работу лишь законотворческой дея -тельностью, не обращая внимания на то, как законы воплощаются на практике.
2. Представительная природа законо -дательной власти заключает в себе форму участия граждан в осуществлении го сударственной власти. Власть принадлежит народу всегда, она неотчуждаема. Если следовать духу демократии и букве Конституции РФ, то народ в любую минуту может непосредственно, даже наперекор законодательной и исполни тельной власти, решить по своему усмо
трению тот или иной вопрос своей жизни. Именно данное свойство демократии счи тается классическим.
3. Представительная природа законо -дательной власти должна создавать пред посылки реализуемости законов, сохра -нения и укрепления конституционного строя. Если же законодательная власть реально не выражает потребности, инте ресы и цели жизнедеятельности граждан, общества, то можно быть уверенными в том, что принятые законы не будут исполняться обществом. Даже сильный аппарат не в состоянии это сделать, ибо люди априори не воспринимают даже самые заманчивые перемены. Более того, даже самые актуальные, самые необходи мые законы не будут исполняться из - за их непонимания или формально - силового навязывания.
4. Представительная природа законо -дательной власти обусловливает ее ответ ственность перед народом (избирателями) за уровень, компетенцию и действия, как свои, так и государственной вла -сти в целом. Ибо, как бы ни были само стоятельны исполнительная и судебная власть, они созданы и функционируют на основе законов и в целях их практической реализации. И если мы становимся свиде телями того, что исполнительная власть сама создает для себя регулирующие пра вовые нормы, а судебная власть бессильна в борьбе с преступностью, то вина за это целиком и полностью лежит на законода тельной власти.
К сожалению, в Российской Федерации пока нет должного уровня демократии. Тем не менее, начавшиеся демократиче ские процессы уже необратимы. Идет ста новление многопартийности и реализация политического многообразия, на консти туционном уровне закреплены широкие политические права граждан. Сегодня задача состоит в том, чтобы достичь такого состояния общественного бытия, когда демократия может объединить всех граждан, даже тех, кто придерживается противоположных позиций.
Таким образом, эффективно действу ющая законодательная власть — это важнейшее условие действенности всей го сударственной власти, залог успешного функционирования государственного аппарата.