УДК 316.3/.4 ББК 60.56
Ростова А.В.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ СЕКСУАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ: ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ
РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ В Г.О. ТОЛЬЯТТИ)
Rostova A.V.
MEMBERS OF SEXUAL MINORITIES: FEATURES OF SOCIAL DISTANCE IN MODERN RUSSIAN SOCIETY (RESEARCH STUDIES IN TOGLIATTI)
Ключевые слова: нетрадиционная сексуальная ориентация, социальная дистанция, шкала Богардуса, толерантность, однополые браки.
Keywords: nonconventional sexual orientation, a social distance, Bogardus scale, tolerance, unisex marriages.
Аннотация
В статье представлены результаты авторского исследования проблемы социальной дистанции жителей г.о. Тольятти по отношению к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации. Автор использует известную шкалу Богардуса для изучения поставленной проблемы.
Abstract
The article presents the results of author's research of a problem of social distance of inhabitants of Togliatti towards to representatives of nonconventional sexual orientation. The author uses a well-known Bogardus scale for studying the formulated problem.
Проблема гомосексуальности носит комплексный характер, находясь на пересечении таких наук, как психология, антропология, биология, медицина, культурология, социология, право. На протяжении длительного времени данный феномен рассматривался с точки зрения девиантного и даже делинквентного поведения. Как известно, «с конца тридцатых в СССР на тему гомосексуализма было наложено табу, и о гомосексуализме можно было упоминать только в юридической и медицинской литературе, и то круг лиц, имеющих доступ к ней был ограничен»1. Еще в 1934 году был принят закон о запрете однополых отношений в стране, который был отменен только в 1993 году. Одним из основных аргументов в пользу отмены наказания стала профилактика СПИДа в среде гомосексуалистов.
История гомосексуализма уходит своими корнями в древние времена. Археологи на основе анализа наскальных рисунков пришли к выводу о существовании подобных отношений еще у неандертальцев. Как свидетельствуют ученые, гомосексуальные отношения были обычным явлением во многих индейских племенах Северной Америки, а также у аборигенов Новой Гвинеи. Данный феномен встречался и Древней Греции и Риме. Однако под влиянием христианской церкви начались гонения представителей сексуальных меньшинств. Например, в Англии и Испании гомосексуалистов сжигали на костре вместе с еретиками. До середины XIX века гомосексуализм считался не только пороком, но и извращением.
Наука и религия: здравомыслия против фундаментализма // http://nauka-i-
religia.narod.ru/gomosexual/ istoria.html (дата просмотра 12.06.2011)/
Современная сексология не считает гомосексуализм ни извращением, ни болезнью, а Американская психологическая ассоциация в 1973 году лишила его статуса диагноза2.
Сегодня представители сексуальных меньшинств все чаще отстаивают свои права. С 2006 года в Москве предпринимаются попытки к проведению парадов, однако московские власти остаются непреклонными к санкционированию публичных акций.
В 2006 году фонд общественного мнения провел исследование «Сексуальные меньшинства. Запрет на проведение гей-парада», согласно которому выяснилось, что отношение к представителям сексуальных меньшинств в российском обществе неоднозначно (Диаграмма 1).
□затрудняюсь
ответить
□ не осуждаю □осуждаю
0 20 40 60
13
40
47
Диаграмма 1 - Отношение к представителям сексуальных меньшинств (в %)
По результатам опроса к тем, кто осуждает гомосексуализм, относятся мужчины, люди старшего возраста, люди с низким уровнем образованием, а также жители сел. Более терпимую позицию занимают женщины, молодежь и высокообразованные респонденты.
Однако, несмотря на полученные результаты, 53% россиян считают, что представителям сексуальных меньшинств следует скрывать от окружающих свою ориентацию; 28% - те, кто посчитал, что свою ориентацию скрывать не нужно; 19% -затруднились с ответом3.
Весной 2011 года нами было проведено исследование, направленное на выяснение отношения тольяттинцев к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации. Нами были опрошены 177 жителей г.о. Тольятти. В результате были получены следующие данные.
При проведении исследования нами было выдвинуто несколько гипотез:
1) отношение к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации носит резко негативный характер;
2) отношение к мужчинам-гомосексуалистам более негативное, нежели к женщинам
- представительницам нетрадиционной сексуальной ориентации;
3) мужчины и представители старших возрастных групп относятся в крайней степени нетерпимо к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации;
4) женщины и представители молодого поколения демонстрируют более терпимое отношение к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации;
5) отношение респондентов к однополым бракам в России и Европе резко отличается.
Используя школу Э. Богардуса, мы попытались выяснить социальную дистанцию по отношению к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации. При подсчете
Клиническая психология. Словарь / под ред. Н.Д. Твороговой // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2007 // http://slovari.yandex.ru (дата просмотра 13.06.2011).
3 Сексуальные меньшинства. Запрет на проведение гей-парада (08.06.2006) //
http://bd.fom.ru/report/map/ dd062227. (дата просмотра 12.06.2011).
индекса дистанцированности мы использовали модификацию Н.В. Паниной и Е.И Голова-ха ., согласно которой выделяют следующие показатели социальной дистанции:
1. Идентичность - индекс < 2,5
2. Открытость, толерантность - индекс < 4
3. Обособленность - индекс в пределах 4 < Х < 5
4. Изолированность - индекс составляет 5 < Х < 6
5. Ксенофобия Х > 6.
Индекс дистанцированности5 - средний балл по 7-балльной шкале - показал, что по отношению к мужчинам нетрадиционной сексуальной составил 4,8, а по отношению к женщинам - 4,4, что означает определенную обособленность по отношению к представителям сексуальных меньшинств. Иными словами, респонденты занимают следующую позицию «не совсем свои, но и не совсем чужие», допускают до проживания в стране, но не проявляют желания вступать в непосредственные контакты.
Проанализировав отношение мужчин и женщин, мы получили следующий индекс дистанцированности: у мужчин он составил 5,1, тогда как у женщин - 4,3. Эти данные подтверждают наше предположение о том, что мужчины более негативно относятся представителям нетрадиционной сексуальной ориентации. Данный индекс свидетельствует о нацеленности мужчин на изолированность людей, не желающих видеть представителей сексменьшинств в качестве жителей своей страны, но не возражающих, чтобы они посещали страну в качестве туристов и гостей.
Что касается влияния уровня образования на социальную дистанцированность по отношению к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации, то стоит отметить следующее (таблица 1):
Таблица 1 - Индекс социальной дистанцированности по отношению к мужчинам-представителям сексуальных меньшинств (по уровню образования респондентов)__________
Уровень образования Индекс дистанцированности
Среднее (9-11 классов) 5,1
Среднее профессиональное (училище, техникум, колледж) 5,2
Неоконченное высшее 3,9
Высшее 4,5
Как видно из проведенных данных, более терпимое отношение демонстрируют респонденты с высшим образованием, которые воспринимают представителей сексуальных меньшинств в качестве «не совсем своих, не совсем чужих», а с неоконченным высшим образованием - позицию открытости, толерантности, что означает открытость к непосредственным контактам (например, семейным, дружеским, соседским, производственным).
Наибольшую социальную дистанцию сохраняют разведенные - 5,5 и женатые респонденты - 5, в то время как индекс среди не замужних и неженатых составил 4,3.
Что касается отношения к женщинам - представительницам сексуальных меньшинств, то индекс социальной дистанцированности у мужчин составил 4,5, у женщин
- 4,3, что свидетельствует об одинаковой позиции мужчин и женщин.
В результате анализа влияния образовательного уровня респондентов на социальную дистанцию по отношению к представительницам нетрадиционной сексуальной ориентации, то мы получили несколько иные результаты (таблица 2).
4 Панина, Н.В. Национальная толерантность и идентичность в Украине / Н.В. Панина, Е.И. Головаха // Социологический журнал. - 2006. - № 3/4.
5 Панина, Н.В. Национальная толерантность и идентичность в Украине / Н.В. Панина, Е.И. Головаха // Социологический журнал. - 2006. - № 3/4. - С. 109.
Таблица 2 - Индекс социальной дистанцированности по отношению к женщинам -представителям сексуальных меньшинств (по уровню образования респондентов)__________
Уровень образования Индекс дистанцированности
Среднее (9-11 классов) 4,5
Среднее профессиональное (училище, техникум, колледж) 4,8
Неоконченное высшее 3,6
Высшее 4,3
Как видно из таблицы, наиболее открытую и терпимую позицию демонстрируют так же, как и в случае с мужчинами, представители с неоконченным высшим образованием. Однако в целом, по отношению к женщинам наблюдается меньшая социальная дистанция, нежели по отношению к мужчинам.
Так же, как и с мужчинами, наибольшую социальную дистанцию сохраняют разведенные - 5,5. У женатых этот индекс составил 4,9, а у неженатых - 3,8.
Используя проективную методику, мы попытались узнать о возможных действиях респондентов в ситуации контакта с представителем нетрадиционной сексуальной ориентации (таблица 3).
Таблица 3 - Каковы будут ваши действия, если к вам в автобусе подсядет представитель нетрадиционной сексуальной ориентации (ответы мужчин и женщин, в %)
Каковы будут ваши действия, если к вам в автобусе подсядет представитель нетрадиционной сексуальной ориентации По отношению к мужчинам По отношению к женщинам
Пол респондентов
мужчины женщины мужчины женщины
пересяду или выйду из маршрутки 20,5 8,8 8,6 11,2
скажу что-нибудь колкое, оскорбительное 3,6 1 4,8 1,1
засмеюсь, заулыбаюсь 10,9 8,8 7,4 4,5
стану пристально разглядывать 8,4 10,9 8,5 6,6
не буду обращать внимания 50,6 68,5 59,8 75,5
попытаюсь заговорить 1,2 - - -
попытаюсь образумить 1,2 - - -
познакомлюсь, если он будет располагать к знакомству 1,2 - 1,2 -
выделю из толпы про себя, но не проявлю неуважение - 1
пару раз взгляну, но не больше - 1 - -
по ситуации 1,2 - - -
могу ударить 1,2 - - -
улыбнусь и сделаю комплимент 1,2 -
выделю из толпы про себя, но не проявлю неуважение - - - 1,1
по ситуации - - 4,8 -
заговорю - - 2,5 -
не знаю - - 1,2 -
Всего 100% 100% 100% 100%
Как видно из приведенной таблицы, основная масса респондентов отличается достаточно терпимым отношением к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации. Активные действия готовы проявить по отношению к мужчинам - 20,5 % мужчин и 8,6% женщин, по отношению к женщинам - 8,8% мужчин и 11,2% женщин. Насилие готов проявить только 1,2% опрошенных мужчин. Основная же часть респондентов готовы вести себя в предложенной ситуации как обычно.
ВЦИОМ провел в 2005 году исследование «Однополая любовь - нормально, браки рано». Выборку составили 1600 человек в 100 населенных пунктах. В ходе исследования респондентам был задан вопрос: «Как следовало бы поступить с гомосексуалистами?». Ответы оказались следующими (таблица 4)6:
Таблица 4 - «Как следовало бы поступить с гомосексуалистами?» (мужчины и женщины, в %)_______________________________________________________________________
Варианты ответов 1990 2005 Возраст
18-24 25-34 35-44 45-59 60 и старше
Изолировать от общества 48 31 30 23 27 32 39
Оказывать помощь 10 10 12 8 13 11 9
Представить самим себе 16 49 49 63 52 49 35
Затрудняюсь ответить 26 10 9 6 9 9 17
Как свидетельствуют приведенные в таблицы данные, в течение 15 лет отношение к данной категории индивидов значительно изменилось: произошло снижение уровня тех, кто считает, что гомосексуалистов необходимо изолировать от общества, в то время как увеличилось количество тех, кто считает, что их необходимо предоставить самих себе с 16% до 49%.
В ходе нашего исследования мы задали аналогичный вопрос по отношению к мужчинам и женщинам нетрадиционной сексуальной ориентации (таблица 5).
Таблица 5 - Как следовало бы поступить с мужчинами-гомосексуалистами? (ответы мужчин и женщин в %)_____________________________________________________________
как следовало бы поступить с мужчинами-гомосексуалистами Пол
мужчины женщины всего
Изолировать от общества 26,5 13,8 19,8
Оказывать помощь 22,9 11,7 17,0
Предоставить самим себе 24,1 45,7 35,6
Прекратить дискриминацию 14,5 16,0 15,2
Затрудняюсь ответить 12,0 12,8 12,4
Всего 100% 100% 100%
Однополая любовь - нормально, браки - рано (15.02.2005) // http://wciom.ru/ (дата просмотра 12.06.2011).
Как видно из таблицы, мужчины более склонны к активным действия по отношению к гомосексуалистам, тогда как женщины в основном склонны к тому, чтобы оставить их в покое и предоставить самим себе.
По отношению к женщинам - представительницам сексуальных меньшинств мы получили несколько иные данные (таблица 6).
Таблица 6 - Как следовало бы поступить с женщинами нетрадиционной сексуальной ориентацией? (ответы мужчин и женщин, в %)
как следовало бы поступить с женщинами нетрадиционной сексуальной ориентацией Пол
мужчины женщины всего
Изолировать от общества 16,9 12,8 14,7
Оказывать помощь 24,1 11,7 17,5
Предоставить самим себе 33,7 46,8 40,7
Прекратить дискриминацию 13,3 16,0 14,7
Затрудняюсь ответить 12,0 12,7 12,4
Всего 100% 100% 100%
По отношению к женщинам оба пола придерживаются одинаковой позиции -«предоставить самих себе».
Таблица 7 - Как следовало бы поступить с гомосексуалистами? (ответы мужчин и женщин, ранг)
Варианты ответов По отношению к мужчинам-гомосексуалистам По отношению к женщинам с нетрадиционной сексуальной ориентацией
мужчины женщины мужчины женщины
изолировать от общества 1 3 3 3,4
оказывать помощь 3 5 2 5
предоставить самим себе 2 1 1 1
прекратить дискриминацию 4 2 4 2
затрудняюсь ответить 5 4 5 3,4
Женщины-респонденты отличаются одинаковыми позициями по отношению ко всем представителям нетрадиционной сексуальной ориентации, в то время как мужчины более категоричны по отношению к мужчинам-гомосексуалистам и более снисходительны по отношению к женщинам - представительницам сексуальных меньшинств.
Помимо этого, мы затронули вопросы легализации однополых браков. Стоит отметить достаточно парадоксальное отношение респондентов к данному феномену в Европе и России. Так, легализацию однополых браков в Европе 35,6% опрошенных считают следствием распада общечеловеческих ценностей, 19,2% - необходимой мерой в связи с тем, что все люди имеют одинаковые права и 26% респондентов относятся к данной проблеме безразлично.
В то время как к легализации однополых браков респонденты относятся резко негативно. Так, 64,3% читают, что легализацию однополых браков допускать нельзя; за разрешение легализации однополых браков выступило 18% опрошенных. Безразличие
высказали 11,5%. Затруднились с ответом 5%. 1,2% высказали мнение о том, что можно разрешить в исключительных случаях.
При этом среди тех, кто выступал против легализации однополых браков в России -это люди со средним профессиональным (66%) и высшим (63%) образованием. Среди тех, кто выступил за легализацию однополых браков, респонденты с неоконченным высшим образованием - 43%. Что касается семейного положения респондентов, то против таких браков выступили женатые респонденты (70%), «за» выступили неженатые респонденты -60%.
Среди основных аргументов легализации / запрета легализации однополых браков явились следующие (таблица 8).
Таблица 8 - Аргументы «за» и «против» легализации однополых браков (ответы мужчин и женщин, в порядке убывания)
«против» «за»
невозможна репродукция, приведет к вымиранию нации эти люди имеют такие же права
приведет к распаду семейных ценностей внесет упорядоченность и контроль
повлечет развращение мы не должны воспринимать таких людей в качестве душевнобольных
противоестественно для того, чтобы избежать конфликтов
Подводя итог авторскому исследованию, стоит отметить следующее. Во-первых, гипотеза о резко негативном отношению к представителям сексуальных меньшинств не подтвердилась. Респонденты продемонстрировали достаточно терпимое отношение к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
Во-вторых, социальная дистанция по отношению к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации обоих полов примерно одинакова. Однако представители со средним и высшим образованием, а также разведенные и женатые больше дистанцируются от гомосексуалистов, нежели респонденты с неоконченным высшим образованием, а также неженатые. Кроме этого, можно отметить, что если женщины практически одинаково относятся ко всем представителям нетрадиционной ориентации (мужчинам и женщинам), тогда как мужчины выражают более категоричные суждения по отношению к мужчинам, нежели по отношению к женщинам.
В-третьих, если по отношению к легализации браков в Европе воспринимается респондентами в качестве распада ценностей общества, либо безразлично относятся к данному явлению, тогда как по отношению легализации однополых браков в России основная масса респондентов заняла позицию «против».
С 2006 года в Москве представители нетрадиционной сексуальной ориентации пытаются провести так называемые гей-парады. Однако московские власти остаются непреклонными в санкционировании данного мероприятия.
Фонд общественного мнения изучил мнение относительно запрета гей-парада в г. Москве. В ходе исследования был задан вопрос: «Почему вы считаете, что московские власти поступили правильно, запретив представителям сексуальных меньшинств проведение парада?» (таблица 9).
Таблица 9 - «Почему вы считаете, что московские власти поступили правильно,
7
запретив представителям сексуальных меньшинств проведение парада?»______________________
«Почему вы считаете, что московские власти поступили правильно, запретив представителям сексуальных меньшинств проведение парада?» Ответы респондентов, %
Интимные отношения не нужно афишировать 16
Это парад - аморален, безнравственен, грех 10
Это отрицательно влияет на детей и молодежь 9
Парад - пропаганда гомосексуализма 7
Резко отрицательные высказывания (мерзость, грязь, позор) 7
Гомосексуализм - это противоестественно, болезнь 7
Таких людей нужно изолировать, уничтожать 7
Это было бы неприятно другим людям, создало напряжение 5
Парад запретили в интересах самих сексуальных меньшинств 3
Такие мероприятия должны проводиться в укромных местах 2
В нашей стране рано проводить такие парады, общество еще не готово 2
Это парад бездельником, люди с жиру бесятся 1
Это хаос, беспорядок 1
Такой порядок позорит нашу страну 1
Другое 1
Затрудняясь ответить, нет ответа 1
Таким образом, оценка проведения парада сексуальных меньшинств в основном оценивается в качестве аморального феномена.
Среди тех, кто посчитал, что запрет парада - неправильные действия московских властей, высказались следующим образом. 4% сочло, что это - нарушение прав и свобод людей; 2% ответили, что подобные парады никому не мешают; 1% сказали, что представители сексуальных меньшинств - такие же люди, как и все мы; столько же посчитали, что каждый живет так, как хочет.
Таким образом, можно констатировать, что отношение к представителям сексуальных меньшинств достаточно терпимое. Однако по отношению легализации однополых браков большинство респондентов занимают негативные позиции, так же как и по проблеме проведения гей-парадов.
Сексуальные меньшинства. Запрет на проведение гей-парада (08.06.2006) // http://bd.fom.ru/report /map/dd062227 (дата просмотра 12.06.2011).
Библиографический список
1. Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2007 // http://slovari.yandex.ru (дата просмотра 12.06.2011).
2. Наука и религия: здравомыслия против фундаментализма // http://nauka-i-religia.narod.ru/gomosexual/ istoria.html (дата просмотра 12.06.2011).
3. Однополая любовь - нормально, браки - рано (15.02.2005) // http://wciom.ru/ (дата просмотра 12.06.2011).
4. Панина, Н.В. Национальная толерантность и идентичность в Украине / Н.В. Панина, Е.И. Головаха // Социологический журнал. - 2006. - № 3/4. - С. 102-126.
5. Панина, Н.В. Национальная толерантность и идентичность в Украине / Н.В. Панина, Е.И. Головаха // Социологический журнал. 2006. № 3/4.
6. Сексуальные меньшинства. Запрет на проведение гей-парада (08.06.2006) // http://bd.fom.ru/report /map/dd062227 (дата просмотра 12.06.2011).