Научная статья на тему 'Представитель французского философского теизма Франсуа Рене де шатобриан и русская православная духовно-академическая философия'

Представитель французского философского теизма Франсуа Рене де шатобриан и русская православная духовно-академическая философия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
132
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
RELIGIOUS AND PHILOSOPHICAL HERITAGE / CHRISTIAN TRUTHS / EUROPEAN THEISM / ORTHODOX PHILOSOPHY / SPIRITUALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Луценко В.Е.

В статье рассматриваются философские идеи представителя французского философского теизма Франсуа Рене де Шатобриана. Рассматривается влияние его философских мыслей на философскую мысль представителей русской православной духовно-академической философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Луценко В.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the philosophical ideas of the representative of the French philosophical theism Francois Rene de Chateaubrian. The influence of his philosophical thoughts on the philosophical thought of representatives of Russian Orthodox spiritual and academic philosophy is examined.

Текст научной работы на тему «Представитель французского философского теизма Франсуа Рене де шатобриан и русская православная духовно-академическая философия»

исследовательского политехнического университета. Строительство и архитектура. - 2013. - № 2. - С. 24-32.

3. Пономарев А.Б., Татьянников Д.А., Клевеко В.И. Определение линейной жесткости геосинтетических материалов // Интернет-Вестник ВолгГАСУ. Сер.: Политематическая. - 2013. - № 2 (27). - С. 1-19. УДК 13 Философские науки

Луценко В. Е., кандидат философских наук, доцент кафедры специальных дисциплин Владивостокского филиала Дальневосточный юридический

институт МВД России

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ФРАНЦУЗСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ТЕИЗМА

ФРАНСУА РЕНЕ ДЕ ШАТОБРИАН И РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНО-АКАДЕМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Аннотация: В статье рассматриваются философские идеи представителя французского философского теизма Франсуа Рене де Шатобриана. Рассматривается влияние его философских мыслей на философскую мысль представителей русской православной духовно-академической философии.

Ключевые слова: религиозно-философское наследие, христианские истины, европейский теизм, православная философия, спиритуализм.

Abstract: The article deals with the philosophical ideas of the representative of the French philosophical theism Francois Rene de Chateaubrian. The influence of his philosophical thoughts on the philosophical thought of representatives of Russian Orthodox spiritual and academic philosophy is examined.

Keywords: religious and philosophical heritage, Christian truths, European theism, Orthodox philosophy, spiritualism.

На сегодняшний день, в период глобализации, нам всё больше приходится убеждаться в том, что философия в отдельной стране не может консервироваться в своих национальных границах, для развития философских идей всё время требуется взаимодействие с философскими школами других стран. Этот процесс самого тесного взаимодействия и обмена идеями в истории европейской интеллектуальной культуры происходил всегда, и отечественная философская традиция в данном отношении - не исключение.

Среди французских представителей философии теизма, в работах которых православные философы черпали свои идеи, следует вспомнить П. Жанэ, Мэн де Бирана, Ф.Шатобриана, Ф. Гизо, А. Бергсона и др.

Одним из представителей французского спиритуализма является Франсуа Рене де Шатобриан. Православные мыслители анализировали особенности его творчества, обращались и к его религиозно-философскому наследию.

В начале своей философской деятельности он был увлечен идеями французского материализма XVIII века, но после долгих размышлений Шатобриан рвет всякие связи с этим направлением философии и становится апологетом католической церкви. Он решает посвятить все свои силы защите теистической философии. Французский мыслитель не стремится указать истинно научные или философские основания христианских истин, он занимается лишь выяснением того «благотворного» влияния, которое оказывает христианство на все стороны человеческой жизни, а также на развитие науки, искусства, на возбуждение патриотизма, самопожертвования и бескорыстного служения человечеству [2, с. 210-211].

В работах Шатобриана не встретишь сухих схоластических доказательств христианских истин, которые часто встречались в сочинениях профессоров-теистов того времени, они были написаны экспрессивным, часто поэтическим языком.

Вершиной его религиозно-философского творчества стала работа «Гений христианства» (1802, 5т.). Это сочинение включает четыре книги. В первой

книге излагаются важнейшие догмы христианства, разъясняется глубокий смысл христианского учения, Божественные истины. Во второй книге речь идет о христианской поэзии и ее значении для частной и общественной жизни. В третьей книги идет речь об отношении христианства к литературе и искусству. В четвертой книге автор рассуждает о христианском культе, молитвах, обрядах, христианской любви и преданности, о готовности к самопожертвованию, о привлекательных чертах монашества, рыцарства.

Данное произведение - это вдохновенная апология христианства, не догматическая, не богословская, но поэтическая. Это попытка показать, «что из всех существовавших религий христианская - самая поэтичная, самая человечная, самая благоприятная свободе, искусствам и наукам; современный мир обязан ей всем, от земледелия до абстрактных наук, от больниц для бедных до храмов, воздвигнутых Микеланджело и украшенных Рафаэлем; нет ничего божественнее ее морали, ничего привлекательнее и торжественнее ее догматов, ее доктрины и ее культа; она покровительствует гению, очищает вкус, развивает благородные страсти, даст мысли силу, сообщает писателю прекрасные формы и художнику совершенные образцы» [1].

Философская аргументация в сочинениях Шатобриана слаба. Но не может остаться без внимания его искренность и сила вдохновения. Шатобриан «воскрешает» и обновляет католицизм. Он основывает религию на индивидуальных эмоциях, преимущественно эстетических. Литературное влияние ее было значительным для всего XIX века.

Шатобриан показывает важное значение христианства с эстетической стороны [2, с. 210-211]. Он пытается найти компромисс между христианской ортодоксией и философским (просветительским) отрицанием религии.

Нельзя не поставить в заслугу философа, что не в форме церковных поучений, а через живой и увлекательный рассказ, он сумел возбудить интерес к религиозным вопросам среди парижского образованного общества. Его сочинения вызывали интерес и были переведены на иностранные языки.

Тем не менее, отсутствие научного изложения христианских истин, был отмечен его последователями, как один из недостатков философии Шатобриана, так как ощущали потребность в более серьезной, философской постановке христианской апологетики [2, с. 212].

Православная духовно-академическая наука уделяла самое пристальное внимание философскому наследию европейских теистов, в том числе и французских.

Не будет преувеличением утверждать, что именно в России философский теизм как направление религиозной метафизики получил наибольшее развитие, именно здесь теоретические положения европейских философов-теистов были продолжены, развиты. К 80 - 90-м гг. XIX века русская философская школа теизма становится одной из наиболее влиятельных религиозно-философских направлений в Европе, благодаря усилиям В.Д. Кудрявцева-Платонова, В.А. Снегирева, П.И. Линицкого, И.Л. Янышева, арх. Никанора (Бровковича) и др. [4, с. 97].

В России творчество Шатобриана было популярно в начале XIX века. Философско-художественное наследие Шатобриана использовалось в православной религиозно-просветительской литературе, он часто упоминался в таких журналах, как «Странник», «Воскресное чтение», «Чтения в обществе любителей духовного просвещения», «Вера и разум». Но в суждениях отечественных мыслителей также обозначался как положительный так и критический подход к его наследию [4, с. 134].

Русские теисты также не избежали тех слабостей, которые были присущи их западноевропейским единомышленникам. Главный недостаток заключался в недостаточном реагировании на те открытия в области биологии, антропологии, психологии, которыми был так богат XIX век.

Хотя в 1890-е гг. отечественные религиозные философы из духовных академий и стали обращаться, например, к новейшим достижениям социально-гуманитарных наук (в частности, можно отметить стажировку в лаборатории экспериментальной психологии немецкого учёного В. Вундта представителя

Санкт-Петербургской духовной академии В.С. Серебренникова, кандидатские и магистерские диссертации по отдельным проблемам практической психологии в Киевской и Казанской духовных академиях, интерес к философии эмпириокритицизма у петербургских православных теистов, интерес к прагматизму, критику марксизма или «научного социализма» в духовно-академической литературе), всё же православным теистам не удалось снять обвинений в свой адрес к косности и несовременности. Собственно, эти недостатки были характерны всему европейскому объективному идеализму после Гегеля.

Таким образом, на примере Франсуа Рене де Шатобриана, можно сделать вывод, что западноевропейская теистическая философия оказала влияние на русскую религиозную мысль в конце XIX - начале XX века. Оно будило у российской образованной публики стремление к философскому мышлению, освобождало умы от рутины, заставляло задумываться над тем, что прежде, в силу своей привычности, казалось им само собой понятным, не требующим никаких объяснений [4, с.135].

Философская литература Западной Европы создавала возможность выбора между тем или иным философским направлениями при построении отечественной теистической философии. Впитывая в себя лучшие философские традиции европейской и мировой философии, российская философия, вместе с тем, была самобытной, включающей в себя весь драматизм исторического развития философских идей, противостояние мнений.

Библиографический список:

1. Бронзов А.А. Нравственное богословие в России в течение 19 века // Христианское чтение. 1901. № 1. С. 29-45.

2. Буткевич Т.И. Исторический очерк развития апологетического или основного богословия. Харьков. 1899. С. 210-211.

3. Линицкий П.И. О существе духа // Вера и разум: отдел философский. 1891, №2, С.49-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.