Научная статья на тему 'ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО РФ В АРКТИЧЕСКОМ СОВЕТЕ КАК ОРИЕНТИР ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЦАИ ИЕ РАН'

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО РФ В АРКТИЧЕСКОМ СОВЕТЕ КАК ОРИЕНТИР ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЦАИ ИЕ РАН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
44
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО РФ В АРКТИЧЕСКОМ СОВЕТЕ КАК ОРИЕНТИР ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЦАИ ИЕ РАН»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №1

УДК 327

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran12022716

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО ФРАНЦИИ В СОВЕТЕ ЕС: ПРИОРИТЕТЫ ЕВРОПЕЙСКИЕ ИЛИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ?

Ольга Юрьевна Потемкина

ИЕ РАН, Москва, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-9844-4093

Ссылка для цитирования: Потемкина О.Ю. Председательство Франции в Совете ЕС: европейские или национальные приоритеты? // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2022. №1. С. 7-16. DOI: 10.15211/vestnikieran12022716

Аннотация. В статье представлен анализ приоритетов политики Евросоюза на ближайшие полгода в трёх направлениях. На основе Программы председательства Франции в Совете ЕС, выступлений президента Макрона и министров французского правительства автор выявляет особенности подхода Парижа к общеевропейским проблемам и области совпадения национальных и наднациональных интересов в преддверии президентских выборов в стране. Внимание сосредоточено на реформе Шенгенского кодекса как важном направлении обеспечения суверенитета Евросоюза, продвижении Пакта о миграции и убежище, «стратегической автономии» и принятии «Стратегического компаса ЕС», а также внешнеполитических приоритетах Франции, в частности, отношениях с Африкой, Западными Балканами и Россией. Исследованы и планы французского председательства в экономической сфере - создании «новой модели роста», в том числе реформы налоговой и торговой политики. Автор обращается к спорному предложению включить протекционистские «зеркальные оговорки» относительно экологических стандартов в торговые соглашения ЕС с третьими странами в целях защиты интересов европейских фермеров. В разделе «Европа для людей» подчёркивается намерение Макрона продвинуть использование французского языка в институтах ЕС. Автор заключает, что совпадение по времени президентской кампании и председательства Франции в Совете ЕС открывает Макрону возможности, но и несёт дополнительные риски. Ключевые слова: председательство Франции, Макрон, новая модель роста, суверенная Европа, Шенгенская зона, «стратегический компас», «зеркальные оговорки».

Статья поступила в редакцию: 09.02.2022.

FRENCH PRESIDENCY IN THE COUNCIL OF THE EU: EUROPEAN OR NATIONAL PRIORITIES?

Olga Yu. Potemkina

Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-9844-4093

© Потемкина О. Ю. - д.полит.н., г.н.с., рук. Отдела исследований европейской интеграции ИЕ РАН.

For citing: Potemkina, O.Yu. (2022). French Presidency in the Council of the EU: European or National Priorities? Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 25(1): 7-16. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran120227-16

Abstract. This article presents an analysis of the EU's policy priorities over the next six months in the three areas. On the basis of the French Presidency Programme, the speeches ofPresident Macron and his ministers, the author aims to identify peculiarities of the French approach to European issues and areas of convergence between national and supranational interests in the run-up to the presidential elections in the country. The focus is on Schengen reform, the promotion of the Pact on Migration and Asylum, «EU strategic autonomy» and the adoption of the «EU Strategic Compass», France's foreign policy priorities, in particular, relations with Africa, the Western Balkans and Russia. The French Presidency's plans for a «new model for growth», including fiscal and trade policy reform, are also explored. The author turns to the controversial proposal to include protectionist «mirror clauses» on environmental standards in EU trade agreements with third countries in order to protect the interests of European farmers. In the section «A humane Europe» the author highlights Macron's intention to promote the use of the French language in EU institutions. The author concludes that the coincidence of the presidential campaign and the Presidency of the Council offers Macron opportunities, but also brings risks.

Key words: French Presidency, Macron, new growth model, sovereign Europe, Schengen zone, «strategic compass», «mirror clauses».

Article received: 09.02.2022.

Ротационное председательство в Совете даёт возможность государствам-членам участвовать в определении приоритетов политики Евросоюза. В течение полугода страна-председатель планирует и проводит встречи в Совете для реализации своей программы, которая разрабатывается по принципу «тройки»: три последовательно сменяющие друг друга государства ЕС (в данном случае Франция, Чехия и Швеция) согласовывают повестку дня на следующие 18 месяцев и распределяют приоритеты.

Председательство Франции в Совете ЕС (ПФЕС) в первом полугодии 2022 г. привлекает внимание политиков, журналистов и исследователей гораздо больше, чем какого-либо другого государства-члена. Причины вполне понятны: президент Эммануэль Макрон позиционирует себя как решительного сторонника реформирования Европейского союза и намеревается использовать для осуществления своих планов возможности страны-председателя. Напомним, что именно в этот период завершится конференция «Будущее Европы», созванная для обсуждения дальнейшего развития Евросоюза. Французский президент уже давно отстаивал идею консультаций с гражданами ЕС в рамках конференции, при том что Комиссия и Совет ЕС не проявили энтузиазма в этом направлении.

Остроту сложившейся ситуации добавляют и предстоящие в апреле президентские выборы во Франции, которые приходятся как раз на середину срока председательства. Это обстоятельство вызывает множество опасений и гипотез: смогут ли Макрон и министры французского правительства должным образом выполнять свои обязанности в Совете, не отвлекаясь на столь важное для страны событие. Показательно, что во время выступления президента Франции в Европарламенте 19 января 2022 г. французские депутаты фактически превратили европейские дебаты в национальные до такой степени, что новому председателю парламента

Роберте Метсоле пришлось призвать их к порядку. Как и ожидалось, особенно критично был настроен Янник Жадо, предполагаемый соперник Макрона на президентских выборах.

Макрон начал готовиться к председательству Франции заранее: уже 9 декабря 2021 г. на большой пресс-конференции в Елисейском дворце он представил приоритеты программы под лозунгом «Восстановление, Власть, Принадлежность», обозначив три важных направления: укрепление суверенитета ЕС, создание новой модели роста, «Европа для людей» (Programme ofthe Presidency... 2021).

Укрепление суверенитета ЕС

Интересно отметить, что стержнем этого важного направления президент Франции называет проблемы не только внешней, но и внутренней безопасности, продолжая линию Нико-ля Саркози, много сделавшего для построения пространства свободы, безопасности и правосудия ЕС. Так, по мнению Макрона, суверенитет Евросоюза зависит в первую очередь от способности контролировать внешние границы, а для этого необходимо учредить политическое руководство Шенгенской зоной по аналогии с управлением зоной евро. В начале февраля Макрон принял участие в заседании Совета в составе министров внутренних дел и юстиции, где оправдал надежды Комиссии на придание «необходимого импульса для достижения прогресса» в реформе Шенгенского кодекса, предложенной в декабре 2021 г. Макрон призвал к скорейшему созданию Шенгенского совета, который будет принимать совместные решения и координировать действия государств-членов, обладая гораздо более широкими политическими полномочиями, чем действующий «смешанный комитет» (Speech by President... 2022). В Программе ПФЕС, кроме того, упоминается о создании механизма чрезвычайной поддержки, которую государства-члены должны оказывать друг другу в защите границы в случае кризиса, укрепляя, таким образом, свою солидарность.

За время председательства Франция надеется сдвинуть с мёртвой точки Пакт о миграции и убежище, что, впрочем, не удавалось сделать за полтора года ни одному её предшественнику во главе Совета ЕС. Учитывая это обстоятельство, Макрон не ставит конкретных целей по достижению согласия государств-членов по регламентам, включённым в Пакт, но постарается «продвигаться вперёд постепенно», работать со странами происхождения и транзита мигрантов, согласовывать правила предоставления убежища, гармонизировать управление вторичными перемещениями мигрантов и ищущих убежище по странам ЕС. В качестве первого шага председательствующая сторона планирует выработать консенсус по балансу «ответственности и солидарности» государств-членов. Евросоюзу предстоит продвинуться вперёд в утверждении правил скрининга на внешних границах, и параллельно в создании специального «механизма солидарности» на основе модели Валлеттского соглашения 2019 г., опирающегося на добровольное участие стран-членов в переселении просителей убежища.

В целях укрепления сотрудничества полицейских ведомств государств-членов будут продолжены усилия по достижению совместимости европейских информационных систем и завершены переговоры с Европейским парламентом о пересмотре Регламента Европола, расширяющего полномочия агентства. ПФЕС начнёт обсуждать пересмотр Прусского регламента о полицейском сотрудничестве, директивы об обмене информацией и Кодекса сотрудничества полиции.

Макрон также намерен укрепить суверенитет Евросоюза за счёт прогресса в области оборонной политики и добиться принятия «Стратегического компаса ЕС» в марте 2022 г. Выступая перед депутатами Европарламента с презентацией программы, президент Франции продвинулся дальше в направлении автономии Евросоюза, сформулировав предложения по

стратегии в области промышленности, обороны и технологической независимости. Он также высказал мнение по вопросам «стратегических вооружений, контроля над обычными вооружениями, прозрачности военной активности и уважения суверенитета всех европейских государств, независимо от их истории» (French President Emmanuel... 2022).

В условиях геополитической неопределённости Макрон считает стабильность в регионе соседства одним из условий усиления суверенитета ЕС. Приоритетными названы традиционно значимые для Франции отношения с Африкой - «величайший политический проект ближайших десятилетий». Шестой саммит ЕС - Африканский союз 17-18 февраля 2022 г. ознаменовался принятием «нового европейского курса», направленного на поддержку экономического роста Африканского континента. Макрон подчеркнул огромные потребности в финансировании - 300 млрд евро до 2025 г. для преодоления последствий пандемии, а также образования, здравоохранения и климатических проблем; президент призвал и к «партнёрству в области безопасности между Африкой и Европой».

В регион соседства включены и Западные Балканы, расширение ЕС станет темой конференции в июне. Президент Франции считает необходимым переосмыслить отношения со странами Западных Балкан и объяснить им «в более ясной, доходчивой и активной форме перспективы членства в ЕС», напоминая, однако, при этом, что «нынешняя Европа с её действующими правилами не может стать Европой 31, 32 или 33» (French President Emmanuel. 2022). Расширение ЕС непопулярно во Франции (только 30% французов выступают за него, согласно опросу Евробарометра) (Standard Eurobarometer. 2021), и эта тема часто используется правыми оппонентами Макрона, эксплуатирующими опасения притока в страны ЕС организованной преступности извне (What Emmanuel Macron. 2022). Хотя Комиссия утверждает, что Албания и Северная Македония осуществили все демократические реформы, необходимые для начала переговоров о вступлении, этот процесс так и не начался, поскольку с 2020 г. блокируется Болгарией. Поэтому маловероятно, чтобы французское председательство сильно продвинулось в данном направлении.

Провозглашая «европейскую стратегическую автономию», Макрон не высказывает стремления следовать жёсткой позиции Вашингтона в отношении Китая, даже после того, как Китай ввёл санкции против евродепутатов и вступил в конфликт с Литвой из-за Тайваня. В начале января в Пекин отправился дипломатический советник французского президента для «стратегического диалога», а министр спорта посетила Олимпийские игры.

Отношения с Россией, Китаем и Турцией объединены в одном разделе программы. Французское председательство не отходит в программе от общей линии, провозглашённой Высоким представителем ЕС по иностранным делам Ж. Бореллем в июне 2021 г. Однако в условиях нарастающей напряжённости в сфере безопасности в Европе Макрон стремится стать посредником в урегулировании украинского кризиса. Выступить в этой роли от лица Евросоюза, как это сделал в 2008 г. Н. Саркози после событий в Грузии, нынешнему президенту Франции не удастся: вследствие постлиссабонского изменения институциональной структуры ЕС в отношениях с третьими странами от лица Евросоюза по вопросам безопасности могут говорить только глава Евросовета или Высокий представитель по иностранным делам. Однако действовать как участник «нормандской четвёрки» Макрон мог на момент своего визита в Москву и пытался посредничать в урегулировании кризиса. «Нормандский формат» позволяет Европе быть представленной через Германию и Францию, - заявил Макрон во время встречи с Председателем Европейского совета Шарлем Мишелем в январе 2022 г. (Joint Press Conference. 2022).

Новая европейская модель роста

Макрон намеревается продвигать «новую европейскую модель роста» для преодоления последствий пандемии, внедрения новых технологий и создания рабочих мест, особо подчёркивая необходимость увеличения инвестиций в стратегические отрасли (от полупроводников до космоса и здравоохранения), декарбонизацию экономики и важность интегрированного цифрового рынка. Чтобы стимулировать инвестиции, Париж рассматривает возможность «переосмыслить бюджетные рамки» ЕС, определяемые «маастрихтскими критериями», что, впрочем, может встретить сопротивление со стороны других членов ЕС, в том числе Германии. Для достижения поставленной цели ПФЕС предлагает пересмотреть правила налогово-бюджетной политики: Евросоюз «не сможет добиться успеха в "зелёном" курсе, цифровиза-ции и в области здравоохранения с налогово-бюджетной системой, созданной в начале 1990-х годов».

О планах по созданию устойчивой, справедливой и инновационной экономической модели оповестил министр экономики Франции Ле Мэр, выступая перед депутатами Европарла-мента 25 января 2022 г. «Чтобы быть суверенным, наш континент должен быть инновационным, но этого не произойдёт, если мы будем использовать китайские технологии 5G, американские космические ракеты и российские спутники», - заявил министр (European Parliament News... 2022).

Крайне важным предложением следует считать усовершенствование Кодекса поведения в отношении вредной налоговой практики, а также внесение поправок в статью 116 Договора о функционировании Европейского союза (ДФЕС), позволяющих перейти к голосованию квалифицированным большинством государств-членов при принятии решений в сфере налоговой политики. Министры финансов ЕС обсудили реформу налоговых правил на неформальной февральской встрече, после чего Комиссия намеревается выступить летом с инициативой нового законодательства.

Особую значимость приобретает торговая политика и её экологические аспекты, которую ПФЕС собирается привести «в соответствие» с современными реалиями. В частности, Макрон надеется завершить работу над механизмом пограничной корректировки выбросов углерода (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM) во время председательства Франции.

Большой интерес вызвало весьма спорное предложение о включении «зеркальных оговорок» во все торговые соглашения ЕС. Это подразумевает приведение экологических стандартов импортируемой продукции в соответствие с европейскими: Евросоюз должен требовать от торговых партнёров соблюдения стандартов ЕС и не позволять им ущемлять права европейских рабочих, используя более слабые экологические правила. В преддверии апрельских президентских выборов во Франции эта идея должна очень понравиться французским фермерам, которым всё труднее следовать «зелёному курсу» ЕС, но она адресована и мировому экологическому лобби, выступающему за то, чтобы ЕС сделал свои торговые сделки инструментом повышения стандартов охраны природы по всему миру. В столь важном для Франции сельскохозяйственном секторе идею Макрона продвигает в Совете ЕС её министр сельского хозяйства Ж. Денорманди. Он призывает Комиссию ускорить работу над докладом о правовой совместимости «зеркальных оговорок» с правилами ВТО, который должен быть подготовлен к концу июня (Foote... 2022). Пока что не очень понятно, как ВТО позволит Евросоюзу блокировать торговлю продукцией на основе экологических стандартов, особенно если предлагаемые ограничения на импорт касаются определённых секторов, которые конкурируют с европейскими фермерами.

Предполагается, что «зеркальные оговорки», по сути своей протекционистские, вызо-Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №1

вут сопротивление не только стран, которым будет труднее продавать свои товары, но и приверженцев свободной торговли в Комиссии, чья задача - избежать любых нарушений в цепочках поставок, которые могут привести к росту потребительских цен в государствах-членах. Неудивительно, что член Комиссии по торговле Валдис Домбровскис осторожно относится к французскому предложению, указывая на множество ограничений подобной попытки повысить стандарты изготовления продуктов питания в странах, не входящих в ЕС.

Французское председательство будет способствовать превращению Евросоюза в «центр цифровизации», в частности, путём построения интегрированного цифрового рынка, упрощения его регулирования и привлечения финансов. В этой связи Макрон особо выделил необходимость принятия Регламентов о цифровых рынках и цифровых услугах, которое намечено на июнь.

Через месяц после вступления на пост председателя в Совете Франция уже добилась успеха, продвигая выгодную для себя линию Комиссии по включению газовой и атомной энергетики в список «зелёных технологий», о чём свидетельствует законодательная инициатива Комиссии (Commission Delegated Regulation. 2022). В случае вступления регламента в силу, крупные инвестиции будут направлены на строительство новых атомных электростанций во всех государствах-членах.

Для Макрона председательство Франции «чрезвычайно важно с точки зрения социальной конвергенции и социальной справедливости». Он выступает за создание высококвалифицированных и хорошо оплачиваемых рабочих мест, сокращение гендерного разрыва в оплате труда, поддерживает права работников на цифровых платформах и квоту для женщин в советах директоров компаний, обещает завершить обсуждение в Совете Директивы о минимальной заработной плате.

«Европа для людей»

Многолетнее стремление Макрона к углублению европейской интеграции посредством сближения граждан отражено в последней части программы. Инициированные президентом Франции консультации с гражданами дали определённые результаты. В январе 2022 г. на пленарном заседании конференции «Будущее Европы» были рассмотрены 90 рекомендаций двух европейских панелей граждан - «Европейская демократия / Ценности и права, верховенство закона, безопасность» и «Изменение климата, окружающая среда / Здоровье», а также соответствующие рекомендации национальных панелей (Conference on the Future of Europe. 2022). В феврале в Маастрихте прошли заседания ещё двух тематических групп - «ЕС в мире / миграция» и «Более сильная экономика, социальная справедливость и рабочие места / Образование, культура, молодёжь и спорт / Цифровая трансформация», которые также подготовили рекомендации для Конференции.

Франция продвигает идею «гуманного» или «человеческого» измерения Евросоюза, приверженного своим ценностям и приближенного к гражданам. Макрон назвал европейские ценности «экзистенциальными» и предложил способы более эффективной поддержки демократических свобод, в частности, финансируя независимую журналистику. В ответ на попытки пересмотра истории Париж запускает проект по европейской истории с участием учёных из всех государств-членов. Французское председательство стремится наладить тесное взаимодействие граждан, особенно в сфере образования (например, встреча университетов Европы, расширение программы Erasmus).

Однако, повторяя традиционный лозунг Евросоюза о единстве и многообразии культур, Макрон прежде всего помнит о Франции, в частности, о французском языке. «Я собираюсь

начать на английском, - объявил он евродепутатам на встрече в январе. - И вообще, какого чёрта, я всё буду делать на английском! Почему мы вообще до сих пор используем французский язык в ЕС?» (French President Emmanuel. 2022). Не ограничиваясь саркастическим замечанием, Макрон перешёл к делу. Париж настаивает на том, чтобы в период своего председательства в Совете все ключевые встречи проходили на французском языке (с возможностью перевода). Генеральный секретариат Франции по европейским делам (SGAE) опубликовал руководство на эту тему (Secrétariat général des. 2020).

Со ссылкой на основополагающие договоры ЕС, а также на правила процедуры различных европейских институтов, в документе предложено употреблять французский язык на официальных или неофициальных встречах, в рамочных и справочных записках, протоколах и заявлениях. Париж уверяет, что таким образом поощряется многоязычие, но другие члены ЕС видят в этом лишь чрезмерное использование французского, который многие еврочинов-ники не понимают со всеми нюансами. Франция провела подготовительные мероприятия -курсы французского языка в Брюсселе для 600 человек на базе постоянных представительств государств-членов, что, впрочем, не сняло претензий дипломатов, которым часто приходится перепроверять услышанное на официальных заседаниях.

Макрон добивается многих перемен в жизни Евросоюза, кроме одной: официальной резиденцией Европейского парламента должен остаться Страсбург. Из-за пандемии евродепута-ты перестали ежемесячно путешествовать во французский город, Франция же настаивает на возобновлении поездок. Министр по делам ЕС даже предложил Европарламенту увеличить своё присутствие в Страсбурге, купив там дополнительное здание. Весьма амбициозно прозвучало обещание Парижа добиваться, чтобы Европарламент получил право законодательной инициативы, если Конференция «Будущее Европы» выдвинет соответствующее предложение.

* * *

Франция заступила на пост председателя в Совете ЕС в трудный, «деликатный», по утверждению Председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, период жизни Евросоюза. Некоторые государства-члены уже выразили сомнения в целесообразности более суверенной или автономной Европы, опасаясь, что это приведёт к отдалению от США или вынудит увеличить расходы на оборону. Пандемия коронавируса ограничила возможности обеспечения безопасности в Европе, поскольку государства-члены были вынуждены сосредоточиться на урегулировании беспрецедентного кризиса в области здравоохранения.

В то время как предыдущие председательства были поглощены ответом на пандемию, Париж стремится предложить новую посткризисную повестку дня. Достижение результатов на европейском уровне позитивно скажется и на шансах Макрона остаться на второй президентский срок в своей стране. Напротив, очевидные провалы французских предложений сыграют против него в национальном контексте.

Пока не все планы французского председательства продвигаются успешно. Так, явно не оправдывает ожиданий центральная идея «Европы для людей» - консультации с гражданами ЕС в рамках конференции «Будущее Европы». Проект в целом оказался гораздо менее грандиозным, чем предполагал Макрон, во многом потому, что из-за пандемии пришлось отменить многие очные «собрания граждан», призванные генерировать идеи по реформированию ЕС.

Макрон обещает, что не будет использовать председательство Франции в ЕС в качестве площадки для своей избирательной кампании. Но президентские выборы приходятся как раз

на середину пребывания Франции на посту председателя в Совете. И приоритеты, которые Макрон решил отстаивать в Брюсселе - миграция, социальная защита, изменение климата, атомная энергетика, сельское хозяйство ориентированы на национальный электорат. С другой стороны, чем ближе Франция к выборам, тем больше правительство будет сосредотачиваться на внутренней кампании. Французские политики также обязаны соблюдать «избирательный нейтралитет», что ограничивает их публичные выступления за несколько недель до выборов (как во Франции, так и за рубежом). У Макрона будет всего несколько месяцев, в лучшем случае три, чтобы извлечь максимум пользы из председательства в Совете и продвинуть свои европейские приоритеты. Таким образом, привязывание президентской национальной кампании к председательству в Совете ЕС - одновременно и риск, и возможность для французского президента.

Список литературы / References

Chopin, T., Faure, S.B.H. (2021). Presidential Election 2022: A Euroclash Between a «Liberal» and a «Neo-Nationalist» France Is Coming. Intereconomics (2): 75-81. DOI: 10.1007/s10272-021-0957-x

Commission Delegated Regulation (EU) amending Delegated Regulation (EU) 2021/2139 as regards economic activities in certain energy sectors and Delegated Regulation (EU) 2021/2178 as regards specific public disclosures for those economic activities. Available at: https://ec.europa.eu/ finance/docs/level-2-measures/taxonomy-regulation-delegated-act-2022-631_en.pdf (accessed 19.01.2022).

Conference on the Future of Europe: citizens' recommendations debated in Plenary. French presidency of the council of the European Union. 24.01.2022. Available at: https://presidence-fran cai se .consilium .europa. eu/en/news/conference-on-the-future-of-europe-citizens-recommendations-debated-in-plenary/ (accessed 25.012022).

European Parliament News 25 January 2022. Available at: https://www.europarl.europa.eu/ news/pt/press-room/20220119IPR21311/french-presidency-briefs-the-european-parliament-s-committees-on-its-priorities (accessed 07.02.2022).

Foote, N. (2022). French agri minister manoeuvres review of pesticide residues onto EU agenda. Euractiv. 25.01.2022. Available at: https://www.euractiv.com/section/agriculture-food/news/french-agri-minister-manoeuvres-review-of-pesticide-residues-onto-eu-agenda/ (accessed 26.01.2022).

French Presidency briefs the European Parliament's committees on its priorities. European Parliament News. 25.01.2022. Available at: https://www.europarl.europa.eu/news/en/press-room/20220119IPR21311/french-presidency-briefs-the-european-parliament-s-committees-on-its-priorities (accessed 26.01.2022).

French President Emmanuel Macron's Speech at the European Parliament - Strasbourg. French presidency of the council of the European Union. 19.01.2022. Available at: https://presidence-francaise.consilium.europa.eu/en/news/french-president-emmanuel-macron-s-speech-at-the-european-parliament-strasbourg-19-january-2022/ (accessed 20.01.2022).

Goodliffe, G. (2020). Macron versus the RN? The Battle Lines of French Politics Following the 2019 European Elections. Journal of Common Market Studies (1): 57-68. DOI: 10.1111/jcms.13081

Joint Press Conference by French President Emmanuel Macron and President of the European Council Charles Michel. 11.01.2022. Available at: https://presidence-francaise.consilium.europa.eu/ en/news/visit-of-the-president-of-the-european-council-charles-michel-11-january-2022-paris/ (accessed 07.02.2022).

Morcos, P., Ruy, D. (2022). Macron's European Moment. Centre for Strategic and International Studies. 06.01.2022. Available at: https://www.csis.org/analysis/macrons-european-moment (accessed 20.01.2022).

Programme of the Presidency. French presidency of the council of the European Union. Available at: https://presidence-francaise.consilium.europa.eu/en/programme/programme-of-the-presidency/ (accessed 09.02.2022).

Schatzschneider, I. (2022). Caught between Macron and his Coalition: Scholz and Nuclear. EU Observer. 07.01.2022. Available at: https://euobserver.com/opinion/154297 (accessed 03.02.2022).

Secrétariat général des affaires européennes (SGAE)Vade-mecum - Le français dans les institutions européennes. Available at: https://sgae.gouv.fr/files/live/sites/SGAE/files/contributed/SGAE/ 01_SGAE/documents/Vade-mecum-Le%20fran%C3%A7aisUE.pdf (accessed 08.02.2022).

Speech by President Emmanuel Macron to the Ministers for Home Affairs. French presidency of the council of the European Union. 04.02.2022. Available at: https://presidence-francaise.consilium. europa.eu/en/news/speech-by-president-emmanuel-macron-to-the-ministers-for-home-affairs/ (accessed 05.02.2022).

Standard Eurobarometer 95 - Spring 2021 - Country Factsheets. France. Available at: https://europa.eu/eurobarometer/surveys/detail/2532 (accessed 10.02.2022).

What Emmanuel Macron won't tell the European Parliament. Politico. 19.01.2022. Available at: https://www.politico.eu/article/what-emmanuel-macron-wont-tell-the-european-parliament/ (accessed 20.01.2022).

Арбатова, Н.К. (2017). Будущее европейской интеграции в контексте внутренних и внешних кризисов // Мировая экономика и международные отношения (10): 57-65. [Arbatova, N.K. (2017). Future of European Integration in the Context of Internal and External Crises. World Economy and International Relations (10): 57-65. (in Russian).] DOI: 10.20542/0131-2227-2017-61-1057-65

Ведерников, М.В. (2021). Национальные и коллективные практики преодоления пандемии COVID-19 в Европе // Мировая экономика и международные отношения (12): 50-60. [Vedernikov, M.V. (2021). National and collective practices for the COVID-19 pandemic response in Europe. World Economy and International Relations (12): 5060. (in Russian).] DOI: 10.20542/0131-2227-2021-65-12-50-60

Рубинский, Ю.И. (2019). Национальный суверенитет в политической культуре Франции // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (1): 6-10. [Rubinskiy, Yu.I. National sovereignty in the political culture of France. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN (1): 610. (In Russian).]. DOI: 10.15211/vestnikieran12019610

Рубинский, Ю.И., Синдеев, А.А. (2019). Франко-германский тандем в контексте евровы-боров // Современная Европа (3): 53-61. [Rubinskiy, Yu. I., Sindeev, A.A. (2019). Franco-German Tandem in the context of EU elections. Contemporary Europe (3): 53-61. (in Russian).] DOI: 10.15211/soveurope320195361

Тимофеев, П.П., Хорольская, М.В. (2021). Пандемия COVID-19 как вызов франко-германскому лидерству в ЕС // Мировая экономика и международные отношения 65(8): 72-80. [Timofeev, P.P., Khorolskaya, M.V. COVID-19 Pandemic as a Challenge to Franco-German Leadership in the EU. World Economy and International Relations (8): 72-80. (In Russian.)] DOI: 10.20542/0131-2227-2021-65-8-72-80

Фёдоров, С.М. (2018). «План Макрона» для Европы: новый старт европейского проекта в XXI веке? // Современная Европа (6): 30-39. [Fedorov, S.M. (2018). «Macron's Plan» for Europe: a New Start for the European Project in XXI Century? Contemporary Europe (6): 30-39. (in

Russian).] DOI: 10.15211/soveurope620183039

Чихачев, А.Ю. (2021). Фактор пандемии и внутриполитическая ситуация во Франции накануне выборов 2022 г. // Современная Европа (5): 79-89. [Chikhachev, A.Yu. (2021). The COVID-19 Pandemic and the Political Situation in France before 2022 Elections. Contemporary Europe (3): 5361. (in Russian).] DOI: 10.15211/soveurope520217989

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.