Научная статья на тему 'ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО ЧЕХИИ В СОВЕТЕ ЕС'

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО ЧЕХИИ В СОВЕТЕ ЕС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
77
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕХИЯ / СОВЕТ ЕС / ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО В СОВЕТЕ ЕС / СВО НА УКРАИНЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ведерников Михаил Владимирович

Статья посвящена комплексному анализу итогов председательства Чешской Республики в Совете ЕС в 2022 г. В статье рассматриваются внутренние и внешние факторы, повлиявшие на формирование программы чешского председательства, которая явилась продуктом новой либерально-демократической правительственной коалиции и была сформирована под непосредственным влиянием кризиса на Украине. Автор проводит сравнительный анализ председательства Чехии в 2022 г. с первым председательством страны в 2009 г. В ходе него была выявлена определенная преемственность в выстраивании системы координат чешского председательства, в которой украинский и энергетический вопросы перекрывали все остальные темы. Также имел важное значение вопрос расширения евроинтеграции на Западные Балканы. В статье дается оценка ключевым событиям периода чешского председательства, особый акцент делается на анализе реализованных мер поддержки Украине, антироссийской риторике чешского председательства, на успехах на западнобалканском направлении, а также на насущных общеевропейских вопросах в сфере безопасности, обороноспособности и энергетики. Автор приходит к выводу, что в отличие от первого председательства, в 2022 г. чехам удалось продемонстрировать себя в максимально выгодном свете, доказав свою приверженность европейской идее и ценностному курсу ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CZECH PRESIDENCY OF THE EU COUNCIL

The article is devoted to a comprehensive analysis of the results of the Czech Presidency of the Council of Europe in 2022. The article examines the internal and external factors that shaped the Czech Presidency programme, which was a product of the new liberal-democratic government coalition and was established under the direct impact of the crisis in Ukraine. The author conducts a comparative analysis of the Czech Presidency in 2022 with the country's first presidency in 2009. During it, a certain continuity was revealed in building the frame of reference of the Czech Presidency, in which the Ukrainian and energy issues overlapped all other topics., and alongside this, the issue of expanding euro-integration of the Western Balkans was important. The article assesses the key events of the period of the Czech Presidency, with particular emphasis on the analysis of implemented support measures for Ukraine, the anti-Russian rhetoric of the Czech Presidency, successes in the Western Balkan direction as well as urgent common European issues in the field of security, defence and energy. The author concludes that unlike the first Presidency, in 2022 the Czechs managed to demonstrate themselves in the best possible light, proving their commitment to the European idea and the values of the EU.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО ЧЕХИИ В СОВЕТЕ ЕС»

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА СЕГОДНЯ

УДК 327

Михаил Ведерников

Председательство Чехии в Совете ЕС

Аннотация. Статья посвящена комплексному анализу итогов председательства Чешской Республики в Совете ЕС в 2022 г. В статье рассматриваются внутренние и внешние факторы, повлиявшие на формирование программы чешского председательства, которая явилась продуктом новой либерально-демократической правительственной коалиции и была сформирована под непосредственным влиянием кризиса на Украине. Автор проводит сравнительный анализ председательства Чехии в 2022 г. с первым председательством страны в 2009 г. В ходе него была выявлена определенная преемственность в выстраивании системы координат чешского председательства, в которой украинский и энергетический вопросы перекрывали все остальные темы. Также имел важное значение вопрос расширения евроинтеграции на Западные Балканы. В статье дается оценка ключевым событиям периода чешского председательства, особый акцент делается на анализе реализованных мер поддержки Украине, антироссийской риторике чешского председательства, на успехах на западнобалканском направлении, а также на насущных общеевропейских вопросах в сфере безопасности, обороноспособности и энергетики. Автор приходит к выводу, что в отличие от первого председательства, в 2022 г. чехам удалось продемонстрировать себя в максимально выгодном свете, доказав свою приверженность европейской идее и ценностному курсу ЕС.

Ключевые слова: Чехия, Совет ЕС, председательство в Совете ЕС, СВО на Украине.

© Ведерников Михаил Владимирович - к.и.н., в.н.с. Центра Вишеградских исследований Отдела исследований Центральной и Восточной Европы ИЕ РАН. E-mail: vishma@mail.ru

1 июля 2022 г. Чешская Республика переняла у Франции эстафету председательства в Совете ЕС, которое стало вторым в её истории. Партнерами Чехии по руководящей в течение 18 месяцев в ЕС тройке стали Франция и Швеция, которые еще в декабре 2021 г. совместно представили стратегическую программу на период с января 2022 по июнь 2023 гг. В ней были обозначены четыре приоритетные области: 1) защита граждан и их свобод; 2) создание экономических основ для европейской модели будущего; 3) построение климатически нейтральной, экологической, справедливой и социальной Европы; 4) продвижение европейских интересов и ценностей в мире (Rozvoj strategicke agendy... 2021). Несомненно, что под воздействием событий в Восточной Европе, активизировавшихся в феврале 2022 г., курс председательств пришлось резко поменять.

Программа председательства Чехии

Несмотря на то, что направление тройного председательства задается в совместном документе, каждое государство привносит в него национальную специфику, наполняя пребывание на этом посту содержанием, отражающим особый взгляд местного политического истеблишмента на развитие ЕС. Тем самым предоставляется шанс для продвижения национальной повестки на общеевропейском уровне. На формирование чешской программы оказали влияние как объективные внешние факторы (СВО на Украине), так и внутренние — не столь очевидные для стороннего наблюдателя.

В октябре 2021 г. в Чехии состоялись парламентские выборы, в ходе которых к власти пришли либерально-демократические силы, сместившие премьера А. Бабиша, лидера популистского движения АНО. Будучи объектом для нападок со стороны оппозиции, которые обвиняли его в злоупотреблении властью и коррупции, он стал для них олицетворением отказа от достижений «бархатной революции» 1989 г. и отката демократии в сторону олигархического режима. По их мнению, за время нахождения Бабиша у власти в руководство страны проникли люди, ставившие личные интересы выше общественных и рассматривавшие государство как предприятие для обогащения. Хотя такие заключения объективно не соответствовали действительности, новый премьер П. Фиала, сумевший создать кабмин только за счёт консолидации антибабишеских сил из пяти политических партий (рекорд в истории страны) (Ведерников М.В., 2021: 68), заявил о возврате к гавеловской политике, отход от которой, по его мнению, случился во втором десятилетии XXI в. Суть философии В. Гавела, первого президента сначала постсоциалистической Чехословакии, а затем Чехии, заключалась в «форсированном выражении

CK I

ч

О

С

<

П

О

< I

<

ск <

С

^ приверженности идеям западной демократии, прав человека и открытого Ё общества» и продвижении евроатлантизма (Задорожнюк Э.Г., 2021: 17).

В этой связи неудивительно, что девизом чешского председатель-§ ства стали слова Гавела «Европа как цель», вынесенные в название статьи, m которая впервые прозвучала во время вручения ему награды Карла Вели-^ кого в 1996 г. В тогдашней международной обстановке, крайне благопри-5 ятной для западных демократий и для стран бывшего социалистического < блока, заявивших о желании присоединиться к евроатлантическому I сообществу, Гавел охарактеризовал Европу как «пространство общей судьбы, сложной истории, единых ценностей и культурной жизни... место, характеризующееся определенным поведением, конкретным чувством воли и ответственности» (Havel V., 1996: 5). Если в конце 1990-х гг. его речь была обращена к европейским политикам и призывала дать гарантии того, что народы Центральной Европы не останутся на обочине европейского пути, что Европа — «это не закрытый клуб» (Havel V., 1996: 7), то в 2022 г. на фоне украинского кризиса чехи делали акцент на сопричастности Украины к европейской семье. Задача Старого Света, согласно Гавелу и его последователей, которые переосмысливали наследие политика, заключалась в том, чтобы «вновь вернуть совесть в политику и нести ответственность не только по отношению к европейским политическим процессам, но и к миру в целом» (Havel V., 1996: 9). В то же время отметим, что Гавел был далек от идеи превращения Европы в «мирового дирижера», для него скорее был привлекателен её образ как источника вдохновения и позитивного примера. В свою очередь современные чешские политики не прямо, но указывали на их стремление в обновленных условиях после февраля 2022 г. придать ЕС более глобальную роль.

Украинский кризис 2022 г., начавшийся практически за три месяца до старта чешского председательства, предопределил необходимость адаптации программы к изменившейся политической обстановке в Европе. В этих условиях ценностная риторика гавеловского толка получила новое дыхание и приобрела дополнительный смысл. Главные приоритеты, озвученные Прагой в июне 2022 г., сводились к следующему: 1) решение миграционного кризиса, вызванного притоком украинских беженцев в ЕС, и послевоенное восстановление Украины; 2) энергети- о ческая безопасность; 3) усиление европейской обороноспособности и кибербезопасности; 4) стратегическое восстановление европейской < экономики; 5) поддержка демократических институтов (Program ceskeho predsednictvi... 2022). Разработчики программы чешского председательства призывали к решительным действиям, основанным на универсальных ценностях и общности судьбы европейских народов. Они считали,

что меры, принятые ЕС, смогут обеспечить безопасность и мир, вывести европейское сообщество на путь достижения долгосрочных целей «зеленого» и цифрового переходов, справиться с текущими кризисами ^ в области энергетики, продовольствия, здравоохранения и др. (Logo and § motto... 2022). Следуя заветам В. Гавела, премьер П. Фиала в речи по слу-оо чаю начала председательства говорил: «Европа — это не просто название ^ континента, где мы живем. Это, прежде всего, набор принципов и ценно-5 стей, которые мы поддерживаем и лелеем вместе. Основополагающими < из них являются свобода и ответственность» (Message from the. 2022).

Программа чешского председательства, несомненно, является про-

Е

дуктом новой правительственной коалиции, которая, с одной стороны, стремилась закрепиться на чешской политической арене, сознавая уязвимость кабинета, а с другой — она намеревалась продемонстрировать коллегам из ЕС приверженность страны европейской идее и западным ценностям, поскольку в последние годы (отчасти ввиду антибабишев-ской деятельности оппозиционных сил) возникали разговоры о якобы незаинтересованности Чехии в углублении евроинтеграции. Более того, можно констатировать, что возникший кризис на Украине, который прошел красной нитью через все программные документы Праги, обеспечил чешское председательство актуальным идеологическим наполнением и практической применимостью ценностной риторики Гавела не на словах, а на деле.

Сравнение с первым председательством

В 2022 г. европейские наблюдатели спокойно ожидали начало председательства Чехии в Совете ЕС, что нельзя было сказать про 2009 г., когда, например, некоторые иностранные политики, входящие в Евро-группу — неформальное объединение государств-участников еврозоны, говорили о необходимости «избежания» чешского председательства (Europe Daily Bulletin. 2022. 9768) из-за возникших проблем с ратификацией Лиссабонского договора и высокого уровня евроскептицизма в стране. Обозреватель издания The Economist Д. Рэнни писал тогда: «Французы, предшественники чехов в Совете ЕС, буквально трубили на все стороны о том, что это будет катастрофа» (Ceské predsednictví EU. 2009; David Rennie: Brusel... 2022). Также Праге пришлось практически о на ходу перенастроить озвученные в конце 2008 г. приоритеты ввиду возникших непредвиденных обстоятельств и внешних кризисов, своев- < ременный ответ на которые имел первоочередное значение (речь идёт ¡^ о конфликте в Секторе Газа, приостановке поставок природного газа из России и мировом экономическом кризисе). Нестабильность во внешнем окружении также усугублялась внутренними противоречиями, кото-

рые проявились отчетливо уже по ходу председательства. Так, 24 марта 2009 г. национальный парламент вынес вотум недоверия правительству Ё М. Тополанека, состоявшему из Гражданской демократической партии, ^ Христианско-демократического союза и Партии Зеленых. Техническое § правительство возглавил Я. Фишер, председатель Чешского статистиче-

00 ского управления, которому, однако, не удалось оперативно взять в свои ^ руки исполнение премьерских полномочий. Хотя ход председательства 5 не был нарушен, подобное событие бросило тень на Чехию как страну < не способную обеспечить надлежащее проведение ответственного ме-

1 роприятия. Политолог П. Качиньский отмечал, что смена центральных

Е

политиков, представлявших Чехию на европейской арене, привела к снижению авторитета Чехии. Так, если М. Тополанек формулировал повестку и был одним из ключевых европейских политиков в январе — мае 2009 г., то пришедший ему на смену Фишер не имел достаточного авторитета среди коллег и играл скорее роль статиста (Ceské predsednictvi EU... 2009). Журналист французского издания Le Figaro П. Аврил даже считал, что чешское председательство закончилось одновременно с отставкой М. Тополанека (Ceské predsednictvi EU. 2009).

В 2009 г. приоритеты председательства, проходившего под лозунгом «Европа без границ», сводились к трем темам: экономике, энергетике и отношениям ЕС с окружающим миром (3E — Economy, Energy, External Relations) (Uvodni slovo predsedy... 2008).

Спешного решения в начале января потребовал российско-украинский газовый спор1 (подробнее см.: Куликова Н. 2009: 39), из-за которого в некоторые страны ЕС прекратилось поступление «голубого топлива». Быстрая реакция чехов позволила сформировать оперативный штаб, который заявил о готовности оказать посредническую помощь для разрешения возникшего конфликта. М. Тополанек полагал, что «странам ЕС необходимо было выработать единую позицию в том, что касается газового спора между Россией и Украиной, и отказаться от попыток решить проблему в индивидуальном порядке» (История газовой войны. 2009). Данное событие дало старт большой дискуссии о будущем энергетического рынка ЕС и необходимости совместного подхода в решении данного вопроса. Как итог, на февральском Совете ЕС был принят Второй стратегический обзор по энергетике, в котором были обозначены главные о вызовы и приоритеты в кратко- и долгосрочной перспективе. В итоговом

к

С сз

7 января поставки российского газа в Европу прервались и возобновились только 20 <

января после договоренностей на уровне премьер-министров России и Украины и подписания контрактов между «Газпромом» и «Нафтогазом» на поставку газа Украине и транзит российского газа через украинскую территорию сроком на 10 лет.

заключении Евросовета от 19-20 марта подчеркивалось: «Энергетическая безопасность является ключевым приоритетом; она должна быть упрочена путем повышения энергоэффективности, диверсификации поставщи-^ ков энергии, источников и маршрутов поставок, и обеспечения энерге-§ тических интересов Союза перед лицом третьих стран. Для обеспечения

00 энергобезопасности ЕС коллективно, а также все страны-члены, должны ^ быть готовы сочетать солидарность и ответственность». Также Евросовет 5 дал поручение до конца 2009 г. реформировать законодательство о без-< опасности поставок газа, разработать общеевропейские и региональные

1 планы реагирования на возможные кризисы (Кавешников Н.Ю. 2009: 15).

Е

Очевидно, что Чехия, обозначив энергетическую тему в качестве ключевой, стремилась перенести собственное видение вопроса на высокий уровень европейской политики. Праге, несмотря на сильную зависимость от российских углеводородов, с 1990-х гг. была присуща риторика о необходимости полного отказа от них и поиске новых, более надежных, как казалось, поставщиков. Газовый кризис 2009 г. предоставил широкие возможности для продвижения этой линии. Чешский политолог М. Нау-манн считает, что в этот момент была обозначена «отправная точка» для секьюритизации энергополитики и, как следствие, произошло сближение позиций стран — участниц ЕС в отношении России, которые осознали, что зависят от «милости Москвы» в вопросах поставок газа, нефти и угля. Впрочем, он также отмечает, что за полгода Прага не сумела полностью преодолеть «ресурсный национализм» некоторых государств и убедить их начать говорить единым голосом. Однако к достижениям чешского председательства можно отнести консенсус в вопросах по диверсификации источников энергии и поиску новых транспортных маршрутов их доставки (№итап М. 2014: 198-199).

Особое внимание в программе уделялось расширению ЕС, усилению восточного измерения Европейской политики соседства и укреплению трансатлантических связей. Что касается последнего направления, то здесь возникли ограничения из-за несовместимости подходов чешского правительства и администрации нового американского президента Б. Обамы. Различия проявились как в экономической сфере (например, премьер М. Тополанек продвигал идею важности свободной экономики, выступая против протекционизма) (Pfepis рг^е\и Мкка... 2009), так о и в области безопасности (изменились планы США по установке противоракетной обороны в Чехии и относительно проведения переговоров < с Россией по ядерному разоружению). Впрочем, как отмечают эксперты, для чешского председательства всё же было свойственно сохранение беспристрастности и воздержание от спорных заявлений (С^ка zahranicní роНйка... 2010: 68).

Прогресс в расширении ЕС был отмечен принятием албанской заявки на членство в объединении; передачей черногорской заявки в Ев-Ё ропейскую комиссию и открытием одной главы переговоров с Турцией. ^ Значительных успехов удалось достичь в отношениях со странами Вос-§ точной Европы. Прежде всего, это выразилось в запуске 7 мая программы

00 «Восточное партнерство» в ходе пражского саммита Европейского совета. ^ Говоря о целях новой инициативы премьер М. Тополанек подчеркивал: 5 «Восточное партнерство несет в себе четкий политический посыл. Речь < идёт о солидарности, продвижении демократических и рыночных ре-

1 форм и развитии прав человека. Их поддержка будет способствовать Е

^ стабильности, безопасности и процветанию всех участников партнерства, а также всей Европы» (Zahajovací projev Мкка... 2022).

Первое чешское председательство было мотивировано ясными политическими амбициями, которые сводились к тому, что Прага хотела показать «собственный почерк» и избавиться от образа неопытного игрока на европейской шахматной доске. В этой связи стояла задача показать себя в качестве конструктивного партнера, постараться улучшить имидж и занять достойное положение в Европе. Политические амбиции удалось реализовать в тех областях, где у чехов имелся опыт и где их действия резонировали с политической атмосферой внутри ЕС и в мире в целом. Такими примерами могут служить проект «Восточного партнерства» и газовый кризис, удачное разрешение которого придало весомость заявлениям чехов о необходимости энергетической безопасности ЕС (С^ка zahranicní роНйка... 2009: 80).

Несмотря на многие позитивные моменты председательства, как отмечают эксперты из чешского Института международных отношений, Чехия не смогла сбросить тень со своего имиджа. Не удалось преодолеть негативные стереотипы и предрассудки, касающиеся страны, которые в большом количестве появились в зарубежных СМИ (Сeskа zahraniCní роНйка... 2009: 81). Несомненно, это создавало атмосферу непредсказуемости чешской политики в рамках ЕС. В свою очередь Л.Н. Шишелина отмечает, что «несмотря на массу критических голосов, обвинявших чехов в том, что они не справились со стоявшими перед ними задачами, важно принять во внимание сложность обстановки и масштаб задач, вставших <

П

перед государством, вступившим на путь евроинтеграции менее чем о

за пять лет до своего председательства» (Шишелина Л.Н. 2016: 22).

к

<

Председательство в Совете ЕС в 2022 г. ^

Первым официальным мероприятием второго председательства стала встреча 1 июля в г. Литомышле чешского правительства и депутатов двух палат национального парламента с 19 еврокомиссарами

во главе с председателем Еврокомиссии У. фон дер Ляйен. Мероприятие было нацелено на координацию действий в следующие полгода между Прагой и Брюсселем и на определение ключевых тем. Хотя программа ~ председательства содержала пять приоритетов, из выступления пре-§ мьера П. Фиалы было очевидно, что только двум из них отдавалось m предпочтение, а именно — украинскому вопросу и достижению энер-^ гетической независимости ЕС (Predsednictvi zacalo... 2022). Последний 5 вопрос, по мнению журналистов, занял центральное место (Europe Daily < Bulletin. 2022. 12984).

Развернутая публичная презентация председательства состоялась

Е

6 июля в ходе выступления П. Фиалы в Европейском парламенте. В речи политика, наполненной риторикой военного времени об опасности со стороны России, красной линией шла мысль о необходимости протянуть руку помощи «союзнику и другу» и «сделать Украину частью Европы». Аксиоматичной формулой стали слова о том, что украинцы сражались у себя на родине за будущее Европы и за ценности, которые отстаивал и продвигал когда-то В. Гавел в Чехословакии.

Украинизация дискурса шла рука об руку с повесткой на деру-сификацию европейской политики. В этом направлении Чехия обращалась к собственной исторической памяти2 и заявляла о наличии опыта взаимодействия с «русским империализмом» и агрессивными действиями России. В этой связи в глазах чеха поддержка Украины как «анти-России» становилась жизненным интересом ЕС. Лишаясь каких-либо прагматических основ, помощь Киеву перетекала в сферу морального долга/обязанности, что вело к отказу от конструктивных решений в этом вопросе. Противодействие Кремлю, как отмечал Фиала, должно было осуществляться за счёт «усиления гражданского общества, свободных СМИ и независимых институтов на всём европейском континенте». В вопросе обретения энергонезависимости, которая была возможна только через «полную дерусификацию поставок энергоносителей», Прага обращалась к нарративу о достижении солидарности, уровень которой должен был подняться до показателей «как никогда прежде». Осознавая, что каждая страна — участница ЕС обладала особой структурой обеспечения ресурсами, Фиала полагал, что они могли выбирать тот энергетический микс, который был для них более пред- о

Историческая политика Чехии использовала также прием отождествления России / СССР с нацистском Германием. Так, например, в ходе памятных мероприятии по случаю 80-ле- < тия со дня сожжения чешской деревни Лидице немецкими солдатами министр иностранных дел Я. Липавский приравнял уничтожение этого населенного пункта к «российской агрессии на Украине».

CK I

ч

О

почтителен (Projev pfedsedy vlаdy... 2022). Можно говорить о выстраивании такой системы координат чешского председательства, в которой украинский и энергетический вопросы перекрывали все остальные темы. Так, в условии незавершенности постпандемического восста-

С

<

§ новления и возможности наступления очередных волн коронавируса

m Фиала вспомнил эту проблему лишь единожды, в то время как Украина

^ была упомянута 19 раз.

Первый месяц председательства для Чехии был продуктивным.

< В вопросе поддержки Украины удалось одобрить пакет макрофинансо-

I вой помощи на 1 млрд евро и поставку военного снаряжения на сумму Е

500 млн евро (Uspechy ceskeho predsednictvi... 2022). Определённым достижением стала договоренность между странами — участницами ЕС о снижении на добровольной основе потребления газа на 15% в период с 1 августа 2022 по 31 марта 2023 гг. по сравнению со средними показателями за предыдущие пять лет. В случае острой нехватки этого ресурса требование по сокращению должно было стать обязательным.

Успешными были итоги работы Праги на западнобалканском направлении, несмотря на повышенную напряженность в регионе во второй половине 2022 г. Так, 12 июля министры финансов ЕС одобрили присоединение Хорватии к еврозоне. Спустя неделю были запущены переговоры о вступлении Албании и Северной Македонии в ЕС. 13 декабря Евросовет принял решение о предоставлении Боснии и Герцеговине статуса страны-кандидата ЕС. 15 декабря представители Косово передали официальную заявку на вступление в Евросоюз, которая ранее была подписана президентом непризнанной республики Вьосой Османи, премьер-министром Албином Курти и председателем парламента Глауком Конюфкой (Kosovo leaders signed. 2022). Следствием этого события стало достижение согласия по проекту безвизового режима для владельцев косоварских паспортов (В ЕС договорились. 2022).

Важное место отводилось поддержке территорий, которые не были напрямую вовлечены в украинский конфликт, но испытывали на себе влияние сложной ситуации. Так, чешским дипломатам удалось согласовать общую позицию стран — участниц ЕС по предложению FAST CARE. Проект был направлен на помощь регионам ЕС, которые приняли большую часть украинских беженцев и столкнулись с последствиями ан- о тироссийских санкций. Важное место отводилось поддержке Молдавии, которая, ранее в июне совместно с Украиной, получила статус кандидата в члены ЕС (Uspechy Ceskeho predsednictvi. 2022).

Знаковым событием, которое также можно приурочить к чешскому председательству, стало выступление 22 сентября министра иностранных дел Я. Липавского на заседании Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке.

Впервые за последние 30 лет представитель Чехии обратился к присутствующим делегатам с пленарной речью3. В ней, следуя центральным Ё постулатам чешской внешнеполитической повестки, министр указал ^ на необходимость выступить против «агрессивной колониальной по-§ литики» Москвы. В типичной для чешских политиков манере он также m упомянул последствия Пражской весны 1968 г., увязав их с событиями ^ 2022 года, указав на то, что его страна тогда была превращена в «оккупи-5 рованную колонию». Наиболее громким заявлением главы дипломатиче-< ского ведомства стало предложение о создании «особого международного

i трибунала», который должен был расследовать преступления, «совер-Е

шенные Россией» (Projev ministra zahranicních... 2022). Примечательно, что процесс должен был распространяться на всё государство целиком. Тем самым политик стремился продвинуть принцип коллективной вины за произошедшее, что в риторике западных деятелей на тот момент не находило сильного отклика. Впрочем, спустя некоторое время такая повестка оказалась в мейнстриме политической мысли европейцев.

Пожалуй, центральным событием чешского председательства стала первая встреча в Праге Европейского политического сообщества — нового формата взаимодействия европейских государств, предложенного в мае 2022 г. французским лидером Эммануэлем Макроном. В грандиозном событии приняли участие главы 44 государств, а также руководители Евросовета и Еврокомиссии. Впервые в истории чешской столицы её посетило одновременно такое значительное число высокопоставленных политиков. Говоря о формате новой платформы, эксперты выделяют несколько аспектов её организации. Исходя из набора участников ЕПС, можно констатировать, что оно объединило все европейские государства, за исключением России и Беларуси (и «стран-карликов»), и страны географической Азии, демонстрирующие свои амбиции по вступлению в ЕС или участвующие в его политических проектах (Турция, Грузия, Азербайджан и Армения). Тем самым был продемонстрирован ценностный вектор данного формата, проявившийся в стремлении обозначить единство Европы на фоне украинского кризиса. Хотя некоторые из участников не поддерживали открыто киевский режим и не присоединились к антироссийским санкциям (разброс причин достаточно велик), симпатии подавляющего большинства участников находились на стороне Киева. о Весьма показательно, что при голосовании в ООН по вопросу принятия резолюции, приуроченной к годовщине СВО и призывающей Россию остановить боевые действия и вывести войска из Украины, практически все страны-участницы ЕПС проголосовали положительно.

3 В 1994-1995 гг. в СБ ООН выступал посол Чехии в ООН Карел Кованда.

Как отмечали эксперты американского Центра стратегических и международных исследований, основная добавленная стоимость ЕПС Ё в сравнении с другими европейскими политическими структурами ^ заключалась в его «уникальном формате и стратегических сигналах, § которые он послал тем, кто отсутствовал на этом событии». Во-первых, m неприглашение России и Беларуси демонстрировало их изоляцию и пока-^ зывало европейское единство. Во-вторых, Соединенные Штаты не стали 5 участником ЕПС, что подчеркивало стремление европейцев взять на себя < повышенную ответственность за управление своими делами. В-третьих, I ЕПС предоставило институтам и членам ЕС площадку для обсуждения вопросов безопасности и экономики с их соседями, включая крупные военные державы, такие как Великобритания и Турция, и с важными поставщиками энергии, такими как Норвегия или Азербайджан (The European Political. 2022).

Говоря о конкретных результатах встречи, стоит указать, что по её итогам не было принято общей резолюции в отношении украинского и энергетического кризисов, что свидетельствовало об отсутствии единой позиции. Наиболее важным результатом саммита ЕПС стали четырехсторонние переговоры президента Азербайджана И. Алиева, премьер-министра Армении Н. Пашиняна, президента Франции Э. Макрона и председателя Евросовета Ш. Мишеля, которые были посвящены содействию восстановления мира и безопасности в Нагорном Карабахе, укреплению доверия и делимитации международной границы между двумя конфликтующими государствами. Как итог, было принято решение направить на два месяца наблюдательную миссию из 40 экспертов ЕС на армянскую сторону международной границы с Азербайджаном с целью анализа ситуации в регионе (Armenia-Azerbaijan: EU... 2022). Также заметным событием стала совместная встреча — впервые в истории — лидеров Армении, Азербайджана и Турции. Активность ЕС, и в частности чешского председательства, на закавказском направлении свидетельствовала о желании Праги и Брюсселя перехватить у России инициативу в этом регионе, где она исторически доминировала при решении вопросов, касающихся политики безопасности.

На фронте антироссийской политики Чехия также продвигала по- <

П

зицию, которую ранее она озвучивала на внутриполитическом уровне о в вопросе, касающемся ограничения выдачи российским гражданам шенгенских и национальных виз стран-участниц ЕС. Так, 12 сентября <

Совет ЕС договорился о прекращении действия соглашения об упрощенном визовом режиме между ЕС и Россией и о значительном ограничении туристических поездок российских граждан в ЕС (Fulfilment of priorities. 2023: 6).

В качестве меры помощи Киеву можно рассматривать решение от 17 октября Совета по международным делам, который принял ре-Ё шение создать Миссию военной помощи ЕС для поддержки украинских ^ вооруженных сил. В рамках неё предполагалось провести обучение около § 15 тыс. военнослужащих на территории ЕС. Также было решено выделить m 500 млн евро в рамках Европейского фонда мира для финансирования ^ военных поставок для Вооруженных сил Украины. Таким образом, об-5 щая сумма военной помощи ЕС для Украины составила на тот момент < 3,1 млрд евро. В конце чешского председательства, 15 декабря, удалось согласовать самый крупный пакет финансовой помощи Украине в разме-

Е

ре 18 млрд евро на 2023 г. Предполагалось, что из этих средств она могла покрывать свои неотложные потребности, обновлять критически важную инфраструктуру и получать первоначальную поддержку для устойчивого послевоенного восстановления (Fulfilment of priorities. 2023: 13).

Важно отметить, что во втором полугодии 2022 г. Чехия активно работала и над формированием новых пакетов антироссийских санкций. В отличие от французского председательства чехи имели меньшее пространство для маневра при предложении мер ограничения российской экономики ввиду того, что сокращался выбор сфер российской индустрии, где долгосрочная польза от их введения была бы выше ущерба для европейского народного хозяйства. В этой связи каждый новый пакет ограничений вызывал активное обсуждение и громкие споры со стороны государств, которые не желали нести существенный ущерб в угоду коллективному решению. Так, если с февраля по июль было принято шесть пакетов антироссийских санкций, то с июля по декабрь — три. Более того, их наполнение с каждым разом становилось скудней, что, однако, не свидетельствовало об их безрезультатности.

22 июля был принят седьмой пакет антироссийских ограничений, который включал запрет на ввоз золота российского происхождения в ЕС, замораживание активов Сбербанка, введение санкций в отношении физических и юридических лиц, активно поддерживающих действия РФ на территории Украины (Agrese Ruska vuci... 2022). 6 октября ЕС анонсировал восьмой пакет санкций в отношении России. Прежде всего, он включал создание законодательного механизма для установления < предельной цены на российскую нефть; расширялся запрет на импорт о продуктов из стали; вводились ограничения на поставку древесной целлюлозы, бумаги, сигарет, пластика; устанавливались ограничения на экспорт, продажу и поставку товаров для авиационного сектора; расширился ^ список товаров, которые были запрещены для поставок, способствующих развитию российского военного и технологического потенциала. 16 декабря был озвучен девятый пакет ограничений. Был расширен список

ск <

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

россииских компании, в отношении которых действовали ограничения на поставку товаров двойного назначения, и номенклатура самих това-2 ров; расширялся запрет на инвестиции в российскую экономику и др. Как ^ отметил И. Тимофеев, программный директор РСМД, «новые санкции § определенный ущерб наносить будут, но фундаментально ничего не по-

00 меняли» (Насколько опасен для. 2022).

Пожалуй, главным событием чешского председательства стало за-5 седание Европейского Совета (15 декабря), в ходе которого были артику-< лированы главные идеи и принципы, реализованные в 2022 г. и ставшие

1 лейтмотивом деятельности объединения на будущее. Прежде всего, Е

^ Евросоюз обозначил решимость оказывать и дальше политическую и военную поддержку Украине, в частности через Европейский фонд мира и Миссию по оказанию военной помощи ЕС, а также путем активизации двухсторонней поддержки, в особенности в области развития потенциала противовоздушной обороны и помощи в разминировании. ЕС заявлял о готовности активизировать предоставление Украине гуманитарной помощи и содействовать в гражданской обороне, в том числе «в натуральном выражении», и помогать в восстановлении жизненно важной инфраструктуры Украины. Евросовет подвел итоги проработки вариантов использования замороженных активов России для реконструкции Украины и последующей «выплаты репараций». ЕС заявил о решимости усиливать ограничительные меры, подчеркивая важность обеспечения эффективного осуществления этих мер и предотвращения их обхода.

В вопросах энергетики можно говорить о кардинальном изменении подхода ЕС за 2022 г. и разработке новой долгосрочной стратегии. Прежде всего, стремясь форсировать отказ от российских энергоресурсов, ЕС озвучил желание усовершенствовать механизм приобретения природного газа за счет улучшения координации его закупок, в частности через Энергетическую платформу ЕС, трансграничный обмен газом со странами-партнерами ЕС и использование достоверных ценовых ориентиров. Для стабилизации энергетического кризиса подчеркивалась важность следующих мер: 1) ускорение переговоров с «надежными партнерами» по обеспечению поставок газа на зиму 2023/2024 гг. для заключения долгосрочных контрактов; 2) эффективное заполнение газохранилищ < и тщательный мониторинг динамики их наполнения; 3) пристальный о

контроль за достижением целевых показателей по сокращению спроса

са на газ; 4) упреждающая подготовка планов на случай экстренных <

ситуаций на зиму 2023-2024 гг. 5) скорейшее завершение обсуждения Директивы о возобновляемых источниках энергии, Директивы об энергоэффективности и Директивы об энергоэффективности зданий. В ответ на высокую стоимость энергоносителей Евросовет предлагал провести

«мобилизацию» всех национальных инструментов и инструментов ЕС, направленных на борьбу с ростом цен.

Далее, Евросовет заявлял о важности инвестирования в проекты, ^ связанные с инновациями, возобновляемыми источниками энергии, § обеспечением инфраструктурной связности, энергоэффективностью, по-

00 стройкой хранилищ, для того, чтобы постепенно избавиться от зависимо-^ сти ЕС от российского ископаемого топлива, ускорить «зеленый переход» 5 и обеспечить надежность поставок. Были озвучены планы о структурном < реформировании рынка электроэнергии ЕС с целью сделать его пригод-

1 ным для декарбонизированной энергетической системы и упростить ^ использование возобновляемых источников энергии.

В вопросах политики безопасности и обороноспособности ЕС выступал с позиции необходимости «расширения потенциала автономных мер» через укрепление промышленной и технологической базы европейского оборонного сектора. Были сделаны заявления о важности проведении совместных закупок для пополнения армейских запасов объединения, что было предельно актуально в свете непрекращающейся военной поддержки Украины. Поднимался вопрос о разработке Европейской программы инвестиций в оборону, направленной на укрепление потенциала европейского ВПК и сокращение технологической и промышленной зависимости. Предельно важно указать на то, что Брюссель открыто заявил о готовности инвестировать в создание сил, необходимых для проведения полного спектра миссий и операций, включая миссии быстрого развертывания. Одно из ключевых мест отводилось инвестициям в создание стратегических активов, в частности механизмов кибербез-опасности и космической связи, а также обеспечение жизнестойкости важнейших объектов критической инфраструктуры.

Анализируя чешское председательство в Совете ЕС, можно отметить, что тематически оно сильно перекликалось с первым сроком страны во главе Евросоюза. Преемственность проявилась, во-первых, в том, что в 2022 г., как и в 2009 г., центральная тема сводилась к вопросу энергопоставок из России. Во-вторых, успехом Праги тогда стал созыв саммита «Восточного партнерства», в ходе которого было декларировано желание Брюсселя приблизить политически, экономически и культурно страны Восточной Европы к ЕС. Украина, будучи наиболее важным государством региона, несомненно, находилась с самого начала в приоритете этого проекта. В-третьих, ключевым направлением также было расширение евроинтеграции на Западные Балканы: в ходе обоих председательств отдельные страны полуострова стали ближе на пути к членству в Евросоюзе.

За прошедшие 13 лет можно констатировать изменение контекста европейской политики, которое произошло отчасти за счёт проникнове-Ё ния чешского нарратива на всеобъемлющий наднациональный уровень ^ объединения. Во-первых, тезис о природных ресурсах России как «ору-§ жии», инструменте давления Кремля, начал развиваться как раз после m газового кризиса 2009 г. Во-вторых, представление об угрозе европейским ^ государствам со стороны России также активно поддерживалось чешским 5 истэблишментом, исходя из исторического опыта взаимодействия Праги < с Москвой (Ведерников М.В., 2021: 68-76). В-третьих, активное продвиже-I ние повестки об «Украине как неотъемлемой части европейского сообще-

Е

ства» можно проследить с момента запуска программы «Восточное партнерство». Данные три темы стали сверхактуальны и получили широкое распространение на момент начала чешского председательства в 2022 г.

На плечи чехов фактически была взвалена ответственность по преодолению, как отмечают обозреватели, наиболее сложной зимы в истории Евросоюза (Palata L., 2022). Задача Чехии заключалась в достижении единства позиций по вопросу ограничений поставок энергоресурсов из РФ, удержании европейской экономики на плаву, стабилизации галопирующей инфляции и поддержке Украины. «Антикризисное председательство» Чехии, как его обозначили эксперты престижного издания Politico (A wonk's guide...2022), ограничилось решением этих проблем и не вышло далеко за рамки нарратива, обозначенного в начале чешского срока во главе Совета ЕС. Возможности чешского правительства на общеевропейском уровне при наступлении по-настоящему критичных явлений вызывали большие сомнения, однако отведенные ему полгода прошли относительно спокойно, без срывов и панических действий со стороны политиков. В отличие от дебютного председательства чехам в 2022 г. удалось продемонстрировать себя в максимально выгодном свете, доказав свою приверженность европейской идее и ценностному курсу ЕС. Руководитель Центра Вишеградских исследований Института Европы РАН отметила, что «в качестве председателя ЕС Чехия в столь сложный период уже не выглядела как кундеровское "государство, ожидающее решений в коридоре"» (Шишелина Л.Н., 2022).

Анализируя экспертные мнения относительно итогов председа- ^

П

тельства, стоит отметить, что они подчеркивают видимый успех чехов о в направлении политики расширения ЕС. Так, три страны получили статус страны-кандидата (Босния и Герцеговина, Молдавия, Украина) и две — начали переговоры о вступлении в объединение (Албания, Се- ¡^ верная Македония). Косово, подписавшее соглашение о безвизе, также стало ближе к тому, чтобы стать частью европейской семьи (Juzova J., 2023; Kosatka: Czech EU... 2022). Принимая во внимание особое место

западнобалканских государств в этом процессе, заместитель министра иностранных дел Мартин Кошатка говорил: «.это ясный политический Ё сигнал о том, что ЕС понимает важность предоставления шанса странам ^ региона. Другой вопрос готовы ли они воспользоваться выпавшей воз-§ можностью и выполнить поставленные перед ними условия» (Juzova J., £ 2023; Kosatka: Czech EU... 2022).

< i

<

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ/REFERENCES

Ведерников М.В. Парламентские выборы в Чехии: триумф оппозиции // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2021. № 5. С. 68-76. DOI: 10.15211/vestnikieran520216876

Задорожнюк, Э.Г. Вацлав Гавел: контуры изменчивого мировоззрения. (К 85-летию со дня рождения) // Славяноведение. 2021. № 1. С. 17. DOI: 10.31857/S0869544X0012782-3

Кавешников, Н.Ю. Энергетическая политика // ЕС: факты и комментарии. 2009. № 55. С. 15.

Насколько опасен для России девятый санкционный пакет? Publico. 06.12.2022. Available at: https://publico.ru/debates/naskolko-opasen-dlya-rossii-devyatyy-sankcionnyy-paket (accessed 05.03.2023).

Потемкина, О.Ю. Председательство Франции в Совете ЕС: европейские или национальные приоритеты? // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2022. № 1. С. 7-16. DOI: 10.15211/vestnikieran12022716

Шишелина, Л.Н. Завершилось чешское председательство в Совете ЕС. РСМД. 29.12.2022. Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/evropeys-kiy-soyuz-sovet-es-chekhiya-vishegradskaya-gruppa-ukrainskiy-krizis/ (accessed 04.02.2023).

Шишелина, Л.Н. Формирование внешней политики Вишеградской группы на фоне председательств в Совете ЕС // Отношения Вишеградской группы и Европейского союза. М.: ИЕ РАН, 2016. С. 22.

Куликова, Н. Страны СНГ // ЕС: факты и комментарии. 2009. № 55. С. 39.

История газовой войны. Interfax. 18.01.2009. Available at: https://www.interfax.ru/57229 (accessed 04.08.2022).

A wonk's guide to the Czech EU presidency policy agenda. Politico. 23.06.2022. Available at: https://www.politico.eu/article/czech-presidency-council-of-the-eu-policy-agenda/ (accessed 04.08.2022).

Agrese Ruska vflci Ukrajine: EU prijala soubor opatreni pro aktualizaci a harmonizaci sankci. Ceske predsednictvi v Rade Evropske unie. 22.07.2022. Available at: https://czech-presidency. consilium.europa.eu/cs/aktuality/agrese-ruska-vuci-ukrajine-eu-prijala-soubor-opatre-ni-pro-aktualizaci-a-harmonizaci-sankci/ (accessed 04.08.2022).

Armenia-Azerbaijan: EU sets up monitoring capacity along the international borders. Council of the EU. 2022. Available at: https://euneighbourseast.eu/news/latest-news/armenia-azer-baijan-eu-sets-up-monitoring-capacity-along-international-border/ (accessed 05.03.2023). <

Ceska zahranicni politika v roce 2009: Analyza UMV. Ed. by Koran, M. Praha: l Ustav mezinarod- о nich vztahu, 2010. P. 68.

Ceske predsednictvi EU bylo flspesne i neflspesne. iRozhlas. 29.06.2009. Available at: https://www. ^ irozhlas.cz/zpravy-svet/ceske-predsednictvi-eu-bylo-uspesne-i-neuspesne_200906291614_ ^ mpanuska (accessed 04.08.2022). ^

Czech Republic braces for rocky EU presidency amid Ukraine war, high inflation. Politico. 23.06.2022. Available at: https://www.politico.eu/article/czech-presidency-coun-cil-of-the-eu-ukraine-inflation-energy/ (accessed 15.08.2022).

CK I

ч

О

С

<

П

О

David Rennie: Brusel je nejchytrejsi vesnice na svete. Euroskop. 02.08.2022. Available at: https:// euroskop.cz/2009/08/02/david-rennie-brusel-je-nejchytrejsi-vesnice-na-svete/ (accessed 05.08.2022).

Diplomate EU primeri v Gaze nedosahli. Radio Prague International. 07.01.2009. Available at: https://cesky.radio.cz/diplomate-eu-primeri-v-gaze-nedosahli-8588645 (accessed

04.08.2022).

m Europe Daily Bulletin. 2022.

LU

ck Fulfilment of priorities of Czech Presidency of the European Union. Office of the Government of the Czech Republic. 2023. Available at: https://czech-presidency.consilium.europa.eu/media/

_Q

a0qkuckk/naplnovani-priorit-cz-pres_en.pdf (accessed 04.08.2022).

<

£ Havel, V. (1996). Europe as task. An Address in Aachen on May 15, 1996. P. 5. Available at: https:// www.pro-europa.eu/europe/havel-vaclav-europe-as-task/?print=pdf (accessed 04.08.2022).

Istorija gazovoj vojny [History of Gas War]. Interfax. 18.01.2009. Available at: https://www.interfax. ru/57229 (accessed 04.08.2022).

Juzova, J. (2023). Czech Presidency of the Council of the European Union: Enlargement as a Strategic Decision. Europeum. Prague. 2023. Available at: https://europeum.org/data/articles/ analysis-jj.pdf (accessed 04.08.2022).

Kaveshnikov, N.Ju. (2009). Jenergeticheskaja politika [Energy policy]. In: EU: facts and comments. № 55.

Kosatka: Czech EU Presidency was a success regarding Western Balkans. European Western Balkans. 2022. Available at: https://europeanwesternbalkans.com/2022/12/25/ewb-inter-view-kosatka-czech-eu-presidency-was-a-success-regarding-western-balkans/ (accessed

04.02.2023).

Kosovo leaders signed application for EU membership. European Western Country. 14.12.2022. Available at: https://europeanwesternbalkans.com/2022/12/14/kosovo-leaders-signed-ap-plication-for-eu-membership/ (accessed 04.02.2023).

Kulikova, N. (2009). Strany SNG [CIS countries]. In: EU: fakts and comments. № 55.

Logo and motto. Ceske predsednictvi v Rade Evropske unie. Available at: https://czech-presidency. consilium.europa.eu/en/presidency/logo-and-motto/ (accessed 04.08.2022).

Message from the Prime Minister. Ceske predsednictvi v Rade Evropske unie. 15.06.2022. Available at: https://czech-presidency.consilium.europa.eu/en/news/message-from-the-prime-minis-ter/ (accessed 04.08.2022).

Naskol'ko opasen dlja Rossii devjatyj sankcionnyj paket? [How dangerous is the ninth package of sanctions for Russia?]. Publico. 06.12.2022. Available at: https://publico.ru/debates/naskolko-opasen-dlya-rossii-devyatyy-sankcionnyy-paket (accessed 05.03.2023).

Neuman, M. (2014). Too small to make an impact. The Czech Republic's influence on the European Union's foreign policy. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2014. P. 198-199. DOI: 10.3726/978-3653-04661-8

Ogrodnik, L. (2021). Czechia's Policies within the EU in the Context of the Upcoming Presidency to the EU Council Policy Paper. Europeum. 20.12.2021. P. 1-2. Available at: https://www. europeum.org/data/articles/lukasz-ogrodnik.pdf (accessed 04.08.2022).

Palata, L. (2022). Mesic v cele Unie. zima uz je na dohled. Denik. 30.07.2022. Available at:

<

П

о

https://www.denik.cz/komentare/mesic-v-cele-unie-zima-uz-je-na-dohled.html (accessed 2

05.08.2022). ^

<

Potemkina, O.Ju. (2022). Predsedatel'stvo Francii v Sovete ES: evropejskie ili nacional'nye pri-oritety? [French Presidency in the Council of the EU: European or National Priorities?] In: Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN. № 1. pp. 7-16. DOI: 10.15211/vestnikieran12022716

CK I

ч

0

1_

Е С

Predsednictvi zacalo: Vlada Ceské republiky jednala v Litomysli s Evropskou komisi. Ceské pred-sednictvi v Rade Evropské unie. 01.07.2022. Available at: https://czech-presidency.consilium. europa.eu/cs/aktualiiypredsednic1^i-zacalo-vlada-ceske-republiky-jednala-v-litomysli-s-ev-ropskou-komisi/ (accessed 04.08.2022).

< Prepis projevu Mirka Topolanka v Evropském parlamentu. EU2009. 26.03.2009. Available at: www.

eu2009.cz/cz/news-and-documents/speeches-interviews/projev-mirka-topolanka-v-ev-

^ ropskemparlamentu--13471/ (accessed 05.08.2022).

LU

CK Program ceského predsednictvi. Ceské predsednictvi v Rade Evropské unie. Available at: https:// czech-presidency.consilium.europa.eu/media/ddjjq0zh/programme-cz-pres-english.pdf (accessed 04.08.2022).

<

fb Projev ministra zahranicnich veci Jana Lipavského na Rade bezpecnosti OSN. MZV CR. 22.09.2022.

Available at: https://www.mzv.cz/jnp/cz/o_ministerstvu/archivy/clanky_a_projevy_minis-tru/clanky_a_projevy_ministra/projev_ministra_zahranicnich_veci_jana_1.html (accessed 05.03.2023).

Rozvoj strategické agendy. Osmnactimesicni program Rady (1. ledna 2022-30. cervna 2023). Rada Evropské unie. 10.12.2021. Available at: https://czech-presidency.consilium.europa.eu/media/ kaadvexp/trio-programme-czech.pdf (accessed 01.08.2022).

Shishelina, L.N. (2016). Formirovanie vneshnej politiki Vishegradskoj gruppy na fone predse-datel'stv v Sovete ES [Shaping the Foreign Policy of the Visegrad Group against the Background of the Presidencies of the Council of the EU]. In: Otnoshenija Vishegradskoj gruppy i Evropejskogo sojuza [Relations between the Visegrad Group and the European Union]. Moscow: IE RAS.

Shishelina, L.N. (2022). Zavershilos' cheshskoe predsedatel'stvo v Sovete ES [EU Council Czech Presidency has finished]. RIAC. 29.12.2022. Available at: https://russiancouncil.ru/analyt-ics-and-comments/analytics/evropeyskiy-soyuz-sovet-es-chekhiya-vishegradskaya-grup-pa-ukrainskiy-krizis/ (accessed 04.02.2023).

The European Political Community: A Successful Test? CSIS. 11.10.2022. Available at: https:// www.csis.org/analysis/european-political-community-successful-test (accessed 05.03.2023).

Ûspëchy ceského predsednictvi — cervenec. Ceské predsednictvi v Rade Evropské unie. 01.08.2022. Available at: https://czech-presidency.consilium.europa.eu/cs/aktuality/uspechy-ceske-ho-predsednictvi-cervenec/ (accessed 04.08.2022).

Üvodni slovo predsedy vlady CR Mirka Topolanka. EU2009.CZ. 01.12.2008. Available at: https:// web.archive.org/web/20191226144439/http://www.eu2009.cz/cz/czech-presidency/ ceske-predsednictvi-4013/index.html (accessed 04.08.2022).

Vedernikov, M.V. (2021). Parlamentskie vybory v Chehii: triumf oppozicii [Parliamentary Elections in Czech Republic: Opposition's Triumph]. In: Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN. № 5. pp. 68-76. DOI: 10.15211/vestnikieran520216876

Zadorozhnjuk, E.G. (2021). Vaclav Gavel: kontury izmenchivogo mirovozzrenija. (K 85-letiju so dnja rozhdenija) [Vaclac Havel: the Contours of a Changing Worldview (to the Eighty-Fifth Anniversary)]. In: Slavic studies. № 1. pp. 17. DOI: 10.31857/S0869544X0012782-3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zahajovaci projev Mirka Topolanka na summitu pro Vychodniho partnerstvi. EU2009.CZ.

<

П

о

07.05.2022. Available at: https://web.archive.org/web/20160410035716/http://www.eu2009. ck

cz/cz/news-and-documents/speeches-interviews/zahajovaci-projev-na-summitu-vychodni- ^

ho-partnerstvi--21165/index.html (accessed 04.08.2022). ^

<c

CZECH PRESIDENCY OF THE EU COUNCIL

CK

m

Mikhail Vedernikov

Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, C e-mail: vishma@mail.ru,

Abstract. The article is devoted to a comprehensive analysis of the results of the Czech Presidency of the Council of Europe in 2022. The article examines the internal and external factors that shaped the Czech Presidency programme, which was a product of the new liberal-democratic government coalition and was established under the direct impact of the crisis in Ukraine. The author conducts a comparative analysis of the Czech Presidency in 2022 with the country's first presidency in 2009. During it, a certain continuity was revealed in building the frame of reference of the Czech Presidency, in which the Ukrainian and energy issues overlapped all other topics., and alongside this, the issue of expanding euro-integration of the Western Balkans was important. The article assesses the key events of the period of the Czech Presidency, with particular emphasis on the analysis of implemented support measures for Ukraine, the anti-Russian rhetoric of the Czech Presidency, successes in the Western Balkan direction as well as urgent common European issues in the field of security, defence and energy. The author concludes that unlike the first Presidency, in 2022 the Czechs managed to demonstrate themselves in the best possible light, proving their commitment to the European idea and the values of the EU.

Key words: Czech Republic, Council of the EU, Presidency of the Council of the EU, NWO in Ukraine.

CK <

С

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.