паспорта, а их дети перестали с рождения считаться членами колхоза и даже по достижении 18 лет могли не вступать в него. Тогда же колхозы стали переходить на денежную оплату труда. Можно сказать, что именно в целину крестьянство было окончательно раскрепощено.
Были и издержки на целине. Отставало элеваторное хозяйство. Из-за распашки части солонцов, песчаных грив, нарушения севооборотов природа отомстила пыльными бурями в начале шестидесятых годов. И можно лишь сожалеть, что краевые власти не настояли на первоначально обоснованной цифре (сам-то край предлагал освоить 1 млн 650 тысяч гектаров), не удержались и на плановом задании в 2,3, а отхватили аж около 3 миллионов. Эти издержки позже пришлось преодолевать большими усилиями. Урожаи вновь поднялись, чему свидетельство второй орден Ленина, врученный Алтаю за большой хлеб второй проловины шестидесятых годов.
И еще об одном. Отдавая дань первоцелинникам-новоселам (в крае их было, напомним, 50 тысяч, а в целом по стране более 1,6 млн), их неоценимой помощи, надо признать, что немалый груз этой эпопеи все же взял на себя местный люд. Только в 1954 году в ряды алтайских целинников влились 4 тысячи барнаульцев, 2500 бийчан, 1500 рубцовчан, около 4 тысяч посланцев из рабочих поселков и районных центров. Эта помощь была тоже оценена по достоинству.
Но никто не считал селян, которые в ходе подъема целины сами становились другими. Кстати, чисто новых, с первого колышка, целинных совхозов в крае было создано всего два десятка. Еще около восьмидесяти тогда были капитально переустроены. Но по большому счету к целине причастны все, потому что они также переоснащались и развивались в дальнейшем по-новому. .
??: Вот строки из большого письма кандидата экономических наук Геннадия Бабанова,
бывшего много лет главным экономистом ОПХ «Алтайское» Смоленского района: «Умалить экономическое значение освоения целины невозможно. Это начало трудового подвига, который позволил получить в то время так нужный для страны хлеб».
От себя добавим, что по нашему примеру в 1959 году за целину взялась Монголия и тогда быстро перешла на самообеспечение хлебом. В конце семидесятых своя целина началась в Нечерноземье и многих других российских областях. Уроки целины наверняка будут востребованы и сегодня, когда вновь запустели огромные массивы пашни - как на Алтае, так и в стране. - Я
•% ( -
О':
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ФЕДОР ГУЛЯЕВ * И. Микуров
1954 год грянул с молодежными песнями, новой техникой, радостями и тревогами за хлебное поле, запахами свежевспаханной земли, полыни и зерна. А уж если говорить по большому счету, то с великой заботой о весомом куске хлеба для всего народа. Недоставало того куска до целины, чтобы наесться вдоволь.
Эта круговерть захватила и нашего героя, успевшего к тому времени испытать, почем фунт хлеборобского лиха.
Ребятня в селе взрослеет рано. Вот и Федор Гуляев все работы прошел, пока выучился на комбайнера. Затем шесть лет молотил хлеб еще на «Коммунаре». Такой машины сейчас, наверное, и для музея не сыщешь.
224 Вестник Алтайского государственного аграрного университета. №1, 2004
- А потом, - рассказывает Федор Леонтьевич, - нам с дружком моим, Сергеем, предложили ехать учиться на агрономов в Каменский техникум. Пока мы в своем Ново-Обинцево - это Шелаболихинский район - раздумывали, пока домолачивали хлеб, в техникуме уже два с половиной месяца учебы минуло. Примут ли? В Камень приехали потемну, где ночлег искать? В одной избе окошко светится - постучали. Немолодая женщина открыла дверь: «Кто такие, откуда?». Объяснили. «Ну, давайте разболакайтесь». Наутро нам чаю тетя Нина заварила. А когда засобирались, она крупные черные бобы подала: «Возьмите на счастье, на удачу». Век не забуду эту женщину. И действительно - в техникум нас зачислили. А во втором семестре меня уже избрали комсоргом, а Сергея профоргом...
После выпускных Федора оставили работать в техникуме заместителем директора по производственному обучению. Но не нравилась ему эта работа. лх
Наступил 1954 год. И Федор Гуляев стал председателем колхоза имени Ленина. Невелик был колхоз. Пашни в первые годы целины прибавилось на полторы тысячи гектаров. Больше распахивать было нечего...
Оценив, как председатель вел дела, решили несколько лет спустя дать ему участок посерьезнее, помощнее. А было так. Два дня шло отчетно-выборное собрание в колхозе «Россия». Нещадно дымя махрой, мужики попрекали тамошнего председателя Филиппа Романовича Фетищева. Обещал в конце года выдать дополнительно по 30 копеек на трудодень - и не выдал. И нечем крыть председателю. В том 1960 году в стране случился недород - накинули план хлебосдачи колхозу. Попробуй не выполни. Но собранию это -не резон. Районные власти, предполагая, что колхозники могут дать отставку Фетищеву, для подстраховки и привезли на то собрание Федора Гуляева. Все шло к том^, что быть ему новым председателем в этом крупном колхозе. И тогда Федор заявил: в ваш колхоз пойду, но для начала только заместителем к Фетищеву и главным агрономом.
На том и порешили. Так и проработали два руководителя вместе четыре года. Гуляев считает, что многому научился у Фетищева. Не так-то просто работать в укрупненном хозяйстве. Ни хорошей телефонной связи между бригадами, ни легкового транспорта в достатке, а расстояния - дай боже! От Новоярков до Зеленой Дубравы почти два десятка километров. На лошадке туда и обратно - дня нет, ничего не сделал. А в составе колхоза еще поселки Курский, Филипповский.
Золотая середина всегда лучше, чем крайности.
- * Найти ее Гуляеву удавалось чаще, чем другим. Став председателем столь крупного колхоза, он во всем отличался обязательностью. Если уж что пообещал, то выполнял.
- Раз пять убеждал колхозников, чтоб нашим студентам платить колхозную стипендию, - рассказывает Федор Леонтьевич. - Сегодня такое решение в любом хозяйстве на ура приняли бы.
А тогда: «Наши дети вольны поступать, куда надумают. Не хотим, чтобы они в колхоз возвращались. Хватит, что мы тут свои жизни положили!». Каково это слушать? А сейчас вот гляжу: много наших вчерашних студентов работают сегодня и в районе, и за его пределами.
В общем, заботу о молодых людях по настоянию председателя стали проявлять основательную. Ушел парень в армию - в банке на его имя открывался счет. Вернулся солдат домой, остается в колхозе - получай трактор, комбайн, автомобиль не самый худший. Колхоз первым в районе построил стадион и хороший Дом культуры, который и сегодня работает с большим успехом. Есть в селе отличная музыкальная школа. Из этого колхоза не растекалась молодежь по городам и весям.
От добра добра не ищут. За 21 год председательства Г уляева здесь построено около 400 домов. Село обновилось не на шутку.
- Хорошо себя наши культпросветчики проявили, - говорит Гуляев. - Это они затеяли проводить праздники улиц. Готовятся селяне: забор поправят, фронтон покрасят, 1 оторвавшуюся доску приколотят. Да мало ли что еще. Такие мероприятия результативнее любого сельсоветовского распоряжения. ;
Меня немало подивил рассказ отставного теперь председателя (в декабре Гуляеву I исполнилось 77), как он «воевал» с печами. В сибирских деревенских пятистенках -< обычны русская печь и грубка. Простору в избе мало. Так вот, начиная еще с колхоза * имени Ленина, Гуляев стал «перетряхивать саманухи», строить более приличное жилье. И * сразу предупредил: не ставить по две печи. Ворчали поначалу на него женщины, а позже, ! оценив удобство, спасибо сказали.
В «России» это легче прошло, потому что ввели кирпичный завод и жилье строили 1 с размахом. Примерно по два десятка новоселий было в год. А обустроенные люди всегда и работают лучше. Соблюдали агротехнику - и хлеб на колхозных просторах рос, что ' надо. И коровушки молоко давали, потому как не впроголодь жили. юшь
У председателя на пиджаке к медали за целину и ордену «Знак Почета» прибавились еще пять медалей и орден Трудового Красного Знамени. Имена местных * колхозников в районе произносились с большим уважением. Доярки Валентина Новикова, г-Валентина Харина, Лидия Швайцер, полеводы Николай Унгефухт, Леонтий Вечканов, • Федор Миллер - всех не перечислишь. Председателю всегда было на кого опереться. Люди поверили ему, и эту веру он оправдывал.
Чем дальше уносит время от тех целинных лет, тем яснее их значимость. Да, были и ошибки, но была и работа над ошибками. А после «перетряхнутых саманух» в селах стали строить нормальное жилье. И целина особенно зримо показала, как много зависит - т и будет зависеть впредь - от главного организатора производства, от его понимания происходящего и умения заглянуть в завтрашний день.
Летом 2002 года Федор Гуляев остался один. Не стало жены. Два сына живут своими семьями в Барнауле и Яровом. Но свой двор и дом хозяин содержит в идеальном порядке. Уточняя кое-что, звоню Федору Леонтьевичу. Не разбудил? Он засмеялся: «Уже давно встал и борщ себе сварил. Приходи - угощу...».
2004 г.
ОГОНЬ, ВОДА И МЕДНЫЕ ТРУБЫ ,, "
И. Микуров
ч*
Через все прошел первоцелинник Николай Супрун. 1Э
- Я и сейчас обеими руками за колхоз голосую. Конечно, многое в колхозном строе :'г надо было поправлять. Да, видно, верхи не хотели этим заниматься. Там решили по легкому пути пойти: старое выкинул - новое поставил. Это и для техники не всегда ■ годится, а для общественного устройства тем более. Не зря народом придумано: если старого не латать, то и нового не видать. Да еще смотря в каких руках дело находится. м. Однажды разругались мы с тогдашним председателем колхоза Анатолием Тригубом. Он ** сгоряча и приказал: «Дайте ему самую худую машину, чтобы знал, как со мной спорить». ;ч Дали мне развалюху, на которой уже никто работать не хотел. А я ее так отремонтировал, -что весь сезон горюшка не знал. Случалось, у кого и новая машина из-за поломки стоит, а £ моя идет и идет...