как подготовиться
к налоговой проверке?
предпроверочный анализ -
фактор повышения эффективности
налоговых проверок
Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются налоговые проверки. В результате их проведения можно успешно решать большинство задач: выявлять, пресекать и предупреждать налоговые правонарушения. В этой связи одним из главных вопросов является разработка и внедрение комплекса мероприятий, направленных на повышение результативности налоговых проверок, как камеральных, так и выездных.
Этому способствует внедрение в практику налоговых инспекций системы предпроверочного анализа.
Развитие системы предпроверочного анализа является в настоящее время не столько потребностью, сколько настоятельной необходимостью. Это связано с принятием 30 мая 2007 г. ФНС России Концепции планирования выездных налоговых прове-рок1. Она предусматривает открытый процесс отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок на основе ряда установленных критериев.
Предпроверочный анализ должен быть всесторонним и учитывать не только внутреннюю информацию (данные, полученные самими
1 Документ утвержден приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-0б/333@ - прим. ред.
Ефремова Т.А.
преподаватель
кафедры
налогов
и налогообложения, Мордовского государственного университета им. НП. Огарева
налоги и налогообло.
основной и наиболее налоговиками), но и данные из внешних источников (сведения о нало-
эффективной формой гоплательщике, предоставленные
другими контролерами, правоохрани-
налогового контроля тельными органами, органами власти). __Тем не менее, в настоящее время в
являются налоговые инспекциях не проводится целенаправленный сбор, обобщение и ана-
пг
проверки лиз информации. Кроме того, не осуществляется анализ по конкретным,
__даже крупнейшим плательщикам, с
_ точки зрения, какую информацию и из каких
источников запросить.
Какими данными должен располагать налоговый инспектор перед налоговой проверкой?
редпроверочный анализ с целью отбора претендентов для проведения выездной или углубленной камеральной проверки проводится в основном на базе внутренней информации. Внешняя информация запрашивается на стадии проведения проверки. Это выносит
анную проблему в разряд наиболее актуальных при решении вопроса повышения результативности налогового контроля. Для решения этой проблемы мы предлагаем в инспекциях при отделах камеральных проверок выделить сектор, а для крупных инспекций создать отдел предпроверочного анализа и планирования контрольной работы. Целью организации такого подразделения является создание информационного ресурса внешних и внутренних источников. На основе его анализа отдел (сектор) обеспечит оптимальный выбор налогоплательщиков для проведения углубленного камерального и выездного контроля.
Задачами отдела (сектора) предпровероч-ного анализа и планирования контрольной работы будут являться:
1) подготовка проектов договоров с организациями Минтранса России, территориальными органами внутренних дел и таможенными органами о предоставлении информации;
российское предпринимательство, 2008, № 12 (2)
российс
ЕШ
2) сбор информации: _
- о крупных поставках и продажах; _
- об объемах потребления электрической, теп- _
ловой энергии, воды и топлива; _
- от перерабатывающих предприятий - об _
объемах перерабатываемого сырья налогоп- _
лательщиками и о закупке крупных партий _
сырца и переработанной продукции; _
- от предприятий, осуществляющих хранение _
сырья; _
- о наличии владельцев транспорта большой _
грузоподъемности, о наличии специального _
транспорта, о наличии транспорта для пасса- _
жирских перевозок; _
- от торговых организаций - о количестве _
арендованных торговых мест; _
- от муниципальных органов власти - о сдаче _
в аренду недвижимости; _
- от органов, выдающих лицензии, - о коли- _
честве выданных лицензий; _
- от предприятий стандартизации и метроло- _
гии - о количестве выданных сертификатов _
качества и удостоверений на весоизмеритель- _
ную технику; _
- от железнодорожных станций - о получении _
и отправке грузов налогоплательщиками; _
- отраженной в СМИ, на досках объявлений, в _
Интернете; _
- из писем, жалоб, заявлений юридических и _
физических лиц; _
- из таможенных и правоохранительных _
органов; _
- от внебюджетных фондов; _
- о крупных сделках и финансовых вложе- _
ниях; _
- о нарушении налогового законодательства; _
- о нарушении валютного зако- _
нодательства; посредством проведения
- данных встречных проверок;
3) обобщения схем уклонения налоговых проверок от налогообложения, по видам
деятельности, по системам можно выявлять, пресекать
налогообложения; _
4) обобщение информации и предупреждать налоговые
в отношении организаций и _
индивидуальных предприни- правонарушения
налоги и налогообложение
мателей, не представляющих в налоговые органы отчетность либо представляющих нулевую отчетность.
в настоящее время
в налоговых инспекциях
целенаправленный сбор,
обобщение и анализ
Два вида предпроверочного анализа
По глубине осуществления анализа первичной информации о налогоплательщике предпро-верочный анализ можно разделить на два следующих вида.
I. Экспресс-анализ. Осуществляется при предварительном мониторинге значительного количества организаций отрасли и их сравнительном анализе. Экспресс-анализ включает: - анализ деятельности организации-налогоплательщика по ограниченному количеству показателей бухгалтерской и налоговой отчетности;
из и сопоставление отдельных показате-й отчетности с аналогичными показателями редыдущего периода;
оверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоге
(базы.
I. Углубленный анализ деятельно лательщиков, включающий в себ стадии:
1) формирование системы комплексных аналитических показателей, характеризующих основные итоги деятельности организации;
2) анализ уровня и динамики финансовых, налоговых и экономических показателей деятельности налогоплательщика;
3) анализ изменения структуры бухгалтерского баланса;
4) анализ показателей ликвидности баланса и финансовой устойчивости организации;
5) проведение расчетов и оценки динамики ряда аналитических (абсолютных и относительных) показателей.
В ходе расчетов устанавливается достоверность показателей отчетности, подтверждается (или нет) реальность приведенных
не проводится
_информации
4российское предпринимательство, 2008, № 12 (2)
в ней данных. Проводится создание системы анализ финансовых резуль-
татов деятельности орга- предпроверочного анализа
низации и ее финансового
состояния, строящийся на первичной информации основе оценки относитель-
ных показателей и соблю- обеспечит эффективность
дения платежной дисцип-
лины по налоговым и иным проведения камеральных
обязательным платежам. _
Формируются заключения по и выездных налоговых проведенному анализу, включающие оценку выявленных проверок _
ошибок и искажений с точки зрения существенности их влияния на финансовые результаты.
Три этапа подготовки к налоговой проверке
Процесс предпроверочного анализа предлагается проводить в три этапа, каждый из которых включает определенный набор операций. На первом этапе производится сбор и анализ информации о деятельности налогоплательщиков, получаемой от других контролирующих органов (ФТС РФ, Роструда РФ, ЦБ РФ и др.), Росстата, правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, неофициальных источников информации (радио, телевидение, интернет и пр.). Определяется и анализируется налоговая нагрузка на организации (в рамках соответствующих групп). Устанавливается перечень налогоплательщиков, имеющих меньшую нагрузку, чем в среднем по анализируемой группе.
На втором этапе анализируются результаты проведенных проверок - выездных тематических, встречных и камеральных за предшествующие периоды, сопоставляются данные о финансово-хозяйственной деятельности, предоставленные налогоплательщиком, с данными, полученными от соответствующих государственных структур. Определяется степень соответствия данных о деятельности организаций, полученных от разных источников.
налоги и налогообложен
ние
V-
В том случае, если устанавливаются значительные расхождения показателей между организациями, либо существенно изменяются экономические, хозяйственные, налоговые показатели в течение ряда анализируемых периодов, данные налогоплательщики подлежат включению в план выездных налоговых проверок.
На третьем этапе по итогам проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности составляется аналитическая записка, в которой содержатся предложения по дальнейшей реализации мер налогового контроля, формируется окончательный перечень налогоплательщиков, подлежащих выездному налоговому контролю.
Таким образом, создание системы предпро-верочного анализа первичной информации позволит значительно упростить проведение камеральных налоговых проверок и обеспечить эффективный отбор налогоплательщиков для проведения результативных выездных налоговых проверок. А это является непременным условием обеспечения четкого функционирования всей системы налогового контроля.
Литература
1. Берсенева Л.П. Совершенствование камерального контроля - фактор повышения эффективности выездных налоговых проверок // Налоги. Инвестиции. Капитал. - 2004. -№2.
2. Войнова Н.Н. Налоговая проверка как основная форма налогового контроля // Актуальные проблемы современной науки. - 2006. - № 2. -С.61-63.
3. Мороз В.В. Пути повышения эффективности выездной налоговой проверки // Финансы. -2007. - № 8. - С.36-39.
российское предпринимательство, 2008, № 12 (2) 10