Научная статья на тему 'Предпроверочный анализ фактор повышения эффективности налоговых проверок'

Предпроверочный анализ фактор повышения эффективности налоговых проверок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
594
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремова Т.А.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются налоговые проверки. В результате их проведения можно успешно решать большинство задач: выявлять, пресекать и предупреждать налоговые правонарушения. В этой связи одним из главных вопросов является разработка и внедрение комплекса мероприятий, направленных на повышение результативности налоговых проверок, как камеральных, так и выездных. Этому способствует внедрение в практику налоговых инспекций системы предпроверочного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпроверочный анализ фактор повышения эффективности налоговых проверок»

как подготовиться

к налоговой проверке?

предпроверочный анализ -

фактор повышения эффективности

налоговых проверок

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются налоговые проверки. В результате их проведения можно успешно решать большинство задач: выявлять, пресекать и предупреждать налоговые правонарушения. В этой связи одним из главных вопросов является разработка и внедрение комплекса мероприятий, направленных на повышение результативности налоговых проверок, как камеральных, так и выездных.

Этому способствует внедрение в практику налоговых инспекций системы предпроверочного анализа.

Развитие системы предпроверочного анализа является в настоящее время не столько потребностью, сколько настоятельной необходимостью. Это связано с принятием 30 мая 2007 г. ФНС России Концепции планирования выездных налоговых прове-рок1. Она предусматривает открытый процесс отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок на основе ряда установленных критериев.

Предпроверочный анализ должен быть всесторонним и учитывать не только внутреннюю информацию (данные, полученные самими

1 Документ утвержден приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-0б/333@ - прим. ред.

Ефремова Т.А.

преподаватель

кафедры

налогов

и налогообложения, Мордовского государственного университета им. НП. Огарева

налоги и налогообло.

основной и наиболее налоговиками), но и данные из внешних источников (сведения о нало-

эффективной формой гоплательщике, предоставленные

другими контролерами, правоохрани-

налогового контроля тельными органами, органами власти). __Тем не менее, в настоящее время в

являются налоговые инспекциях не проводится целенаправленный сбор, обобщение и ана-

пг

проверки лиз информации. Кроме того, не осуществляется анализ по конкретным,

__даже крупнейшим плательщикам, с

_ точки зрения, какую информацию и из каких

источников запросить.

Какими данными должен располагать налоговый инспектор перед налоговой проверкой?

редпроверочный анализ с целью отбора претендентов для проведения выездной или углубленной камеральной проверки проводится в основном на базе внутренней информации. Внешняя информация запрашивается на стадии проведения проверки. Это выносит

анную проблему в разряд наиболее актуальных при решении вопроса повышения результативности налогового контроля. Для решения этой проблемы мы предлагаем в инспекциях при отделах камеральных проверок выделить сектор, а для крупных инспекций создать отдел предпроверочного анализа и планирования контрольной работы. Целью организации такого подразделения является создание информационного ресурса внешних и внутренних источников. На основе его анализа отдел (сектор) обеспечит оптимальный выбор налогоплательщиков для проведения углубленного камерального и выездного контроля.

Задачами отдела (сектора) предпровероч-ного анализа и планирования контрольной работы будут являться:

1) подготовка проектов договоров с организациями Минтранса России, территориальными органами внутренних дел и таможенными органами о предоставлении информации;

российское предпринимательство, 2008, № 12 (2)

российс

ЕШ

2) сбор информации: _

- о крупных поставках и продажах; _

- об объемах потребления электрической, теп- _

ловой энергии, воды и топлива; _

- от перерабатывающих предприятий - об _

объемах перерабатываемого сырья налогоп- _

лательщиками и о закупке крупных партий _

сырца и переработанной продукции; _

- от предприятий, осуществляющих хранение _

сырья; _

- о наличии владельцев транспорта большой _

грузоподъемности, о наличии специального _

транспорта, о наличии транспорта для пасса- _

жирских перевозок; _

- от торговых организаций - о количестве _

арендованных торговых мест; _

- от муниципальных органов власти - о сдаче _

в аренду недвижимости; _

- от органов, выдающих лицензии, - о коли- _

честве выданных лицензий; _

- от предприятий стандартизации и метроло- _

гии - о количестве выданных сертификатов _

качества и удостоверений на весоизмеритель- _

ную технику; _

- от железнодорожных станций - о получении _

и отправке грузов налогоплательщиками; _

- отраженной в СМИ, на досках объявлений, в _

Интернете; _

- из писем, жалоб, заявлений юридических и _

физических лиц; _

- из таможенных и правоохранительных _

органов; _

- от внебюджетных фондов; _

- о крупных сделках и финансовых вложе- _

ниях; _

- о нарушении налогового законодательства; _

- о нарушении валютного зако- _

нодательства; посредством проведения

- данных встречных проверок;

3) обобщения схем уклонения налоговых проверок от налогообложения, по видам

деятельности, по системам можно выявлять, пресекать

налогообложения; _

4) обобщение информации и предупреждать налоговые

в отношении организаций и _

индивидуальных предприни- правонарушения

налоги и налогообложение

мателей, не представляющих в налоговые органы отчетность либо представляющих нулевую отчетность.

в настоящее время

в налоговых инспекциях

целенаправленный сбор,

обобщение и анализ

Два вида предпроверочного анализа

По глубине осуществления анализа первичной информации о налогоплательщике предпро-верочный анализ можно разделить на два следующих вида.

I. Экспресс-анализ. Осуществляется при предварительном мониторинге значительного количества организаций отрасли и их сравнительном анализе. Экспресс-анализ включает: - анализ деятельности организации-налогоплательщика по ограниченному количеству показателей бухгалтерской и налоговой отчетности;

из и сопоставление отдельных показате-й отчетности с аналогичными показателями редыдущего периода;

оверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоге

(базы.

I. Углубленный анализ деятельно лательщиков, включающий в себ стадии:

1) формирование системы комплексных аналитических показателей, характеризующих основные итоги деятельности организации;

2) анализ уровня и динамики финансовых, налоговых и экономических показателей деятельности налогоплательщика;

3) анализ изменения структуры бухгалтерского баланса;

4) анализ показателей ликвидности баланса и финансовой устойчивости организации;

5) проведение расчетов и оценки динамики ряда аналитических (абсолютных и относительных) показателей.

В ходе расчетов устанавливается достоверность показателей отчетности, подтверждается (или нет) реальность приведенных

не проводится

_информации

4российское предпринимательство, 2008, № 12 (2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в ней данных. Проводится создание системы анализ финансовых резуль-

татов деятельности орга- предпроверочного анализа

низации и ее финансового

состояния, строящийся на первичной информации основе оценки относитель-

ных показателей и соблю- обеспечит эффективность

дения платежной дисцип-

лины по налоговым и иным проведения камеральных

обязательным платежам. _

Формируются заключения по и выездных налоговых проведенному анализу, включающие оценку выявленных проверок _

ошибок и искажений с точки зрения существенности их влияния на финансовые результаты.

Три этапа подготовки к налоговой проверке

Процесс предпроверочного анализа предлагается проводить в три этапа, каждый из которых включает определенный набор операций. На первом этапе производится сбор и анализ информации о деятельности налогоплательщиков, получаемой от других контролирующих органов (ФТС РФ, Роструда РФ, ЦБ РФ и др.), Росстата, правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, неофициальных источников информации (радио, телевидение, интернет и пр.). Определяется и анализируется налоговая нагрузка на организации (в рамках соответствующих групп). Устанавливается перечень налогоплательщиков, имеющих меньшую нагрузку, чем в среднем по анализируемой группе.

На втором этапе анализируются результаты проведенных проверок - выездных тематических, встречных и камеральных за предшествующие периоды, сопоставляются данные о финансово-хозяйственной деятельности, предоставленные налогоплательщиком, с данными, полученными от соответствующих государственных структур. Определяется степень соответствия данных о деятельности организаций, полученных от разных источников.

налоги и налогообложен

ние

V-

В том случае, если устанавливаются значительные расхождения показателей между организациями, либо существенно изменяются экономические, хозяйственные, налоговые показатели в течение ряда анализируемых периодов, данные налогоплательщики подлежат включению в план выездных налоговых проверок.

На третьем этапе по итогам проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности составляется аналитическая записка, в которой содержатся предложения по дальнейшей реализации мер налогового контроля, формируется окончательный перечень налогоплательщиков, подлежащих выездному налоговому контролю.

Таким образом, создание системы предпро-верочного анализа первичной информации позволит значительно упростить проведение камеральных налоговых проверок и обеспечить эффективный отбор налогоплательщиков для проведения результативных выездных налоговых проверок. А это является непременным условием обеспечения четкого функционирования всей системы налогового контроля.

Литература

1. Берсенева Л.П. Совершенствование камерального контроля - фактор повышения эффективности выездных налоговых проверок // Налоги. Инвестиции. Капитал. - 2004. -№2.

2. Войнова Н.Н. Налоговая проверка как основная форма налогового контроля // Актуальные проблемы современной науки. - 2006. - № 2. -С.61-63.

3. Мороз В.В. Пути повышения эффективности выездной налоговой проверки // Финансы. -2007. - № 8. - С.36-39.

российское предпринимательство, 2008, № 12 (2) 10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.