Научная статья на тему 'Предпрофильная подготовка учащихся: содержательный и технологический аспекты (на примере курса «я буду экскурсоводом»)'

Предпрофильная подготовка учащихся: содержательный и технологический аспекты (на примере курса «я буду экскурсоводом») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERNAL TOURISM / EXCURSION ACTIVITY / TOUR GUIDE / STAFF POTENTIAL / PROFESSIONAL TRAINING / BASES OF COMPETENCES / COURSES BY CHOICE / ACTIVE METHODS OF TRAINING / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крамарова Татьяна Юрьевна

В статье рассматриваются цели, задачи и технология организации предпрофильной подготовки учащихся на примере курса по выбору «Я буду экскурсоводом». Предлагаемый курс призван сформировать основы компетенций, необходимых будущему экскурсоводу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pupils’ Professional Training Organization: Informative and Technological Aspects (By the Example of «I Will Be a Tour Guide» Course)

The article considers the aim, the tasks and the technologies of the pupils’ professional training organization by the example of the course by choice «I Will Be a Tour Guide». This course aims at forming the bases of the competences necessary for future tour guides.

Текст научной работы на тему «Предпрофильная подготовка учащихся: содержательный и технологический аспекты (на примере курса «я буду экскурсоводом»)»

УДК 371.01 ББК 74.05

Крамарова Татьяна Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра «Туризм и рекреация»

Поволжский государственный университет сервиса

г. Тольятти

Kramarova Tatyana Yurievna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor

Chair of Tourism and Recreation Volga Region State Service University Tolyatti

Предпрофильная подготовка учащихся: содержательный и технологический аспекты (на примере курса «Я буду экскурсоводом») Pupils’ Professional Training Organization: Informative and Technological Aspects (By the Example of «I Will Be a Tour Guide» Course)

В статье рассматриваются цели, задачи и технология организации пред-профильной подготовки учащихся на примере курса по выбору «Я буду экскурсоводом». Предлагаемый курс призван сформировать основы компетенций, необходимых будущему экскурсоводу.

The article considers the aim, the tasks and the technologies of the pupils’ professional training organization by the example of the course by choice «I Will Be a Tour Guide». This course aims at forming the bases of the competences necessary for future tour guides.

Ключевые слова: Внутренний туризм, экскурсионная деятельность, экскурсовод, кадровый потенциал, предпрофильная подготовка, основы компетенций, курсы по выбору, активные методы обучения, технология.

Key words: internal tourism, excursion activity, tour guide, staff potential, professional training, bases of competences, courses by choice, active methods of training, technology.

Сфера туристских услуг постепенно приобретает все большее значение в структуре современной экономики России. В настоящее время на федеральном, региональном и муниципальном уровнях приняты специальные программы развития туризма, в которых особое место отводится развитию экскурсионных услуг в сфере внутреннего туризма. Так, в настоящее время, утверждена федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» (Программа). Реализация Программы призвана повысить конкурентоспособность отечественного туристского рынка,

создать условия для развития туристской инфраструктуры, привлечь инвестиции в отрасль. Мероприятия Программы направлены также на повышение эффективности продвижения национального туристского продукта на внутреннем и международном рынках и совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров [5]. Однако, до сих пор всё ещё недостаточное внимание уделяется формированию качественного кадрового потенциала для отрасли путем раннего приобщения учащихся к будущей профессиональной деятельности через предпрофильную и профильную подготовку в системе непрерывного туристского образования.

На сегодняшний день в теории и практике образования накоплен значительный материал, посвященный различным вопросам организации, содержания, психолого-педагогического и методического обеспечения предпрофильной подготовки учащихся. Данной проблеме посвящены работы И.В. Гладкой, С.С. Кравцова, П.В. Матюхиной, Н.В. Немовой, Т.Г. Новиковой, А. А. Пинского, Г.В. Резапкиной, Н.Ф. Родичева, И.С. Сергеева, А.П. Тряпицыной, И. Д. Че-чель, С.Н. Чистяковой и других. В образовательных учреждениях разработаны и успешно реализуются программы предпрофильной подготовки учащихся по различным специальностям и направлениям подготовки.

Широкие возможности для реализации задач раннего приобщения к той или иной профессиональной деятельности представляют курсы по выбору, являющиеся одной из важнейших составных частей системы предпрофильной подготовки учащихся. Такие курсы вполне могут рассматриваться как инструмент «внутрипрофильной дифференциации, как средство компенсации профильной однонаправленности, как курсы, способствующие расширению мировоззренческих представлений учащихся, формированию осознанного, ответственного выбора профессии» [1].

Курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки могут стать важным механизмом формирования у учащихся основ общекультурных и профессиональных компетенций по выбираемому направлению подготовки. Предпосылки к этому заложены в «межпредметной организации содержания электив-

ных курсов и методологической интеграции на основе использования знаний из разных отраслей для решения профессиональных задач в квазипрофессиональ-ной деятельности» [1].

Подчеркнём, что под основами компетенции мы понимаем способность личности к осознанному выбору знаний и умений для понимания сущности проблемы и выбора путей ее решения. Основы компетенции надпредметны и междисциплинарны.

Накопленный теоретический материал и практический опыт позволяет организовать предпрофильную подготовку учащихся 8-9-х классов общеобразовательных учреждений в процессе самоопределения относительно избираемой ими будущей профессии - выбора направления будущего обучения и сферы последующей профессиональной деятельности, в том числе и в области туризма.

В Поволжском государственном университете сервиса (ПВГУС) г.о. Тольятти разработано и апробировано 13 курсов по выбору для учащихся 9-х классов, охватывающих все специальности и направления подготовки вуза. Курсы разработаны в целях:

- формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профессиональному профилю: экономическому, техническому, социальному, художественному;

- создания базы знаний и представлений для ориентации учащихся в мире современных профессий в сфере сервиса и туризма;

- знакомства учеников на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих специальностям и направлениям подготовки, реализуемым в ПВГУС.

Определяя набор курсов, мы, вслед за П.В. Матюхиной, руководствовались требованиями избыточности, вариативности, краткосрочности, оригинальности содержания, нестандартизированности, распредмеченности, инициативности и накопительности [11]. Содержательной основой курсов определено, так называемое, введение учащихся в ту или иную область профессиональной деятельности.

Среди курсов по выбору, реализуемых в ПВГУС в системе предпрофиль-ной подготовки учащихся, есть такие, которые ориентируют их на разработку и

реализацию туристского продукта, организацию комплексного туристского обслуживания в основных секторах туристской индустрии. Своё название они получили с учётом возрастных особенностей старшеклассников: «Мы специалисты по туристскому и гостиничному бизнесу» и «Я буду экскурсоводом».

Остановимся подробнее на рассмотрении курса «Я буду экскурсоводом», разработанного с целью знакомства учащихся с деятельностью будущего экскурсовода в сфере внутреннего туризма, формирования основ его компетенций. Данный курс носит междисциплинарный характер, направлен на развитие у учащихся представления о туристской индустрии, роли внутреннего туризма в социально-экономическом развитии страны (региона, города). Курс призван способствовать социализации и адаптации учащихся, предоставлять возможность для осознанного профессионального самоопределения и выбора профилирующего направления обучения в дальнейшем.

Для достижения поставленной цели программой предусматривается решение следующих задач:

- дать учащимся возможность получить целостное представление об области профессиональной деятельности экскурсовода;

- познакомить учащихся с практикой оказания экскурсионных услуг туристским предприятием, должностными инструкциями и обязанностями экскурсовода;

- выявить специфику различных видов работ, соответствующих профессиональной деятельности экскурсовода;

- осуществить на практике реализацию современных технологий и методик подготовки и ведения экскурсий;

- сформировать интерес учащихся к будущей профессиональной деятельности, самообразованию и самосовершенствованию в избранном направлении.

Программой курса предусмотрено формирование основ профессиональных компетенций, которые проявляются в:

- понимании содержания деятельности экскурсовода, его роли в туристской индустрии;

- знании основных понятий и понимании содержательной сути основных определений экскурсионной деятельности: туристская деятельность, турист-

ские ресурсы, туристский продукт, экскурсионное дело, экскурсионные маршруты, экскурсионные услуги, классификация экскурсий, функции экскурсий;

- знании основ техники и технологии проведения экскурсии;

- умении составления экскурсионного контрольного и индивидуального текстов экскурсии и «портфеля экскурсовода»;

- владении основными представлениями о ведении экскурсии.

В результате обучения учащиеся должны:

1) знать:

- область профессиональной деятельности экскурсовода;

- основные характеристики и существенные особенности профессии экскурсовода;

- основные должностные обязанности экскурсовода и организатора экскурсионной деятельности - турменеджера,

2) уметь:

- подготовить текст экскурсии;

- провести несложную экскурсию со сверстниками по заранее подготовленному тексту,

3) понимать:

- смысл терминов и определений, связанных с экскурсионным делом;

- необходимость самосовершенствования в профессии экскурсовода.

Итогом курса является не только сформированность у учащихся представления о профессии экскурсовода и других профессиях, связанных с туристской индустрией, но и выработка у них стойкого желания связать с этой профессией свои дальнейшие жизненные перспективы.

При проектировании курса мы опирались на интергативный, деятельностно-ценностный и компетентностный подходы, что позволило:

- определить значимые для учащихся проблемы, связанные с выбором профессии;

- выделить необходимые знания и умения для их разрешения;

определить набор компетентностей, требуемых для решения соответствующего типа задач;

произвести отбор необходимого содержания; разработать технологию реализации курса;

- сформировать систему оценивания.

При формировании содержания программы курса мы придерживались следующих критериев:

- перспективность работы в туристическом бизнесе с точки зрения профессионального самоопределения;

- общность и типичность знаний экскурсовода по оказанию сервисных услуг в туризме;

- научная и практическая значимость подготовки содержания образовательного материала для создания текста экскурсии.

Технологию реализации курса мы связали с:

- междисциплинарной интеграцией;

- обучением через опыт и сотрудничество;

- интерактивностью;

- личностно-деятельностным подходом в обучении;

- лидерством, основанным на совместной деятельности, направленной на достижение общей образовательной цели;

- учётом требований профилизации обучения,

- индивидуальными особенностями учащихся,

- необходимостью методического обеспечения развития и саморазвития личности.

Как показала практическая реализация курса «Я буду экскурсоводом», разработка его содержательного и технологического аспектов означенным образом позволяет учащимся включаться в:

- практическую деятельность, связанную с отработкой умений, необходимых для будущей профессии экскурсовода;

- исследовательскую деятельность, сопровождающую изучение и анализ документов, отбор объектов показа;

- проектную деятельность, обеспечивающую проектирование экскурсионного маршрута и создание тематического текста экскурсии;

- коммуникативную деятельность, развивающую умение устанавливать контакт с любой аудиторией.

К основным формам, средствам и методам, рекомендуемым для реализации программы предлагаемого курса, отнесены:

- организационные формы: индивидуальные, групповые, коллективные;

- средства обучения: вербально-информационные, технические;

- активные методы обучения, способствующие формированию готовности учащихся к самообразованию: эвристическая беседа, слайд-лекция, работа в малых группах, самостоятельное изучение различных источников информации, имитационное моделирование, метод проектов, посещение туристического предприятия с целью знакомства с его работой, виртуальная экскурсия, реали-ти-экскурсия.

Особо подчеркнём, что для успешного освоения программы и дальнейшего профессионального самоопределения учащихся все занятия в рамках курса должны носить практико-ориентированный характер. Традиционно структура подобных курсов подразделяется на подготовительный и практический этапы (по П.В. Матюхиной [3]). Предложенный курс «Я стану экскурсоводом» не является исключением. Его подготовительный этап состоит из диагностической части и той, в которой заложен процесс приобретения учащимися теоретических знаний для решения профессиональных задач. Практический этап включает осуществление имитации профессиональной деятельности экскурсовода, где предусматривается выполнение заданий трех уровней сложности. Первый уровень объединяет задания, требующие сформированности первичных профессиональных знаний и умений, достаточных для их последующей реализации на практике. Задания второго уровня носят исполнительско-творческий характер, предусматривающий элементы рационализации профессиональной деятельно-

сти. На третьем уровне учащимися осуществляются действия, связанные с планированием, постановкой конечных и промежуточных целей, анализом результатов профессиональной деятельности.

В завершение этапов учащиеся проходят через следующие формы контроля:

- текущий контроль (в течение подготовительного этапа, 1-4 занятие), осуществляемый через: анкетирование, составление школьниками электронной презентации экскурсии;

- итоговый контроль (по окончании практического этапа, 5-6 занятие), включающий: проведение школьниками реалити- экскурсии, «круглого стола» и итогового анкетирования по результатам ее проведения.

Для иллюстрации теоретических положений курса «Я стану экскурсоводом» приводим его учебно-тематический план (таблица 1).

Таблица 1

Учебно-тематический план курса «Я стану экскурсоводом»

№ п/п Тема, разделы Всего часов в том числе Средства, методы, форма контроля

теоретич. занятия практич. занятия

1 Профессия - экскурсовод 1 1 Вводное анкетирование. Эвристическая беседа с использованием материалов официальных сайтов туристских предприятий.

2 История развития экскурсионного дела в России 1 1 Слайд-лекция. Самостоятельное изучение источников.

3 Экскурсия: понятие и сущность 2 1 1 Видео-лекция. Практическое занятие.

4 Организация деятельности туристского учреждения по подготовке и проведению экскурсии 3 3 Практическое занятие на базе туристского предприятия. Анкетирование.

5 Техника и технология проведения экскурсии 3 3 Виртуальная экскурсия. Электронная презентация экскурсии (метод проектов).

6 Мастерство экскурсовода 2 2 Проведение реалити-экскурсии (по темам и предложенному алгоритму). «Круглый стол» по результатам экскурсии. Итоговое анкетирование.

Итого: 12 4 8

Специфика предлагаемой программы связана с:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) обеспечением взаимосвязи и преемственности содержания общего и профессионального образования;

2) наличием специально спроектированного образовательного пространства предпрофильной подготовки учащихся на базе взаимодействия общеобразовательной и высшей школы с туристскими предприятиями;

3) объёмом предлагаемой программы: программа рассчитана на 12 часов, из которых 8 часов предлагается отвести практической работе в одном из туристских предприятий (согласно договоров о сотрудничестве вуза с партнерскими туристскими предприятиями);

4) ограничением численности группы 15-ю учащимися. Такое ограничение связано с ориентацией на личностно-ориентированный и деятельностный подходы при проведении практических занятий в офисах малых туристских предприятий, зачастую располагающих небольшими помещениями и малым числом сотрудников.

Сформированность основ профессиональных компетенций в рамках курса «Я стану экскурсоводом» оценивается по следующим критериям:

- наблюдение за работой учащихся и оценивание их практических работ;

- оценка проявления профессиональных компетенций учащихся в имитационной деятельности (за основу взяты диагностические методики, использованные в исследованиях Э.В. Пановой [4]).

Реализация курса «Я буду экскурсоводом», разработанного с целью формирования основ компетенций будущего экскурсовода на базе ПВГУС показала, что, обладая развивающим потенциалом, он дает положительные результаты, а именно: обеспечивает формирование основ профессиональных компетенций будущего экскурсовода, позволяет дать первоначальные знания о данной профессии, способствует социализации и адаптации учащихся; предоставляет возможность для осознанного профессионального самоопределения, выбора профилирующего направления обучения в дальнейшем, способствует развитию

интеллектуальных и профессиональных навыков учащихся, необходимых для профессионального образования по направлению «Туризм».

Библиографический список

1. Булавинцева, Л. И. Организация предпрофильной подготовки учащихся как важная профессиональная задача учителя [Текст] / Л. И. Булавинцева, Н. В. Голыго // Известия Уральского государственного университета. - 2009. - № 3(67). - С. 36-44.

2. Гордеева, Н. А. Формирование компетентности учащихся в проектной деятельности: [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Нина Алексеевна Гордеева. - Оренбург, 2005. -200 с. Библиогр.: с. 163 - 184.

3. Матюхина, П. В. Предпрофильная подготовка как средство социальнопрофессиональной адаптации детей-сирот в общеобразовательных школах-интернатах: [Текст] : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / Матюхина Полина Валерьевна. - Брянск, 2006. -228 с. Библиогр.: с. 169 - 191.

4. Танова, Э. В. Формирование компетентности в области защиты информации школьников в процессе обучения информатике: [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.07.02 / Танова Элеонора Владимировна Челябинск, 2005. - 173 с. Библиогр.: с. 141 - 156.

5. Постановление от 2 августа 2011 г. N 644 «О Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» [Электронный ресурс]. - //http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=118424.

Bibliography

1. Bulavintseva, L. I. Pupils’ Professional Training Organization As a Main Professional Task of a Teacher [Text] / L. I. Bulavintseva, N. V. Golugo // News of the Ural State University. -2009. - N.3(67). - P.36-44.

2. Gordeeva, N. A. Pupils’ Competences Forming in the Project Activity: [Text]: Diss. ... Candidate of Ped.: 13.00.01 / Nina Alekseevna Gordeeva. - Orenburg, 2005. - 200 p.

3. Matyoukhina, P. V. Professional Training As a Means of Socio-Professional Adaptation of Orphans at General Education Boarding Schools: [Text] Diss. ... Candidate of Ped.: 13.00.01 / Ma-tyoukhina Polina Valerievna. - Bryansk, 2006. - 228 p.

4. Tanova, A. V. The Competence Forming in the Sphere of Pupils’s Information Protection During Computer Science Teaching [Text]: Diss. ... Candidate of Ped.: 13.00.02 / Tanova Eleonora V ladimirovna. - Chelyabinsk, 2005. - 173 p.

5. The Enactment on August, 2, 2011, №644 «About Federal Target Program «The Development of Internal and External Tourism in the Russian Federation (2011-2018)» [Electronic Resource]. - Access Mode: http://consultant.ru/online/base/req-doc; base-LAW; n-118424.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.