Мудунов Абакар Сайфуллаевич
Предприятия сферы услуг: анализ моделей и методов
Д.э.н., профессор кафедры «Экономика и управление производством» Московского государственного индустриального университета.
Аннотация: обосновывается широкое внедрение в сферу услуг методов и моделей анализа и прогнозирования функционирования этой сферы, разработка и внедрение системы экономико - математических моделей функционирования объектов сферы услуг
Цахаева Камиля Набиевна
к.э.н., доцент
Московского государственного университета
Ключевые слова: сфера услуг, рынок, предприятия, население, сервис, экономико-математические модели Mudunov A.S., Tsahaeva K.N. Service industries: an analysis of the models and methods.
widespread introduction locates in article in a services sector of methods and models of the analysis and forecasting of functioning of this sphere, development and deployment of system of economic-mathematical models of functioning of objects of a services sector
Key words: services sector, market, enterprises, population, service, economic-mathematical models
Сфера услуг является важнейшим сектором мирового хозяйства. В экономике развитых стран сфера услуг занимает 60-70 % от ВВП. Развитие этого сектора во многом говорит об уровне развития экономики, предопределяет переключение на этот участок хозяйства материальных и трудовых ресурсов. Традиционно в нашей стране сфера услуг при всей ее значимости финансировалась по остаточному принципу. Подобный подход малоэффективен в условиях перехода к рыночным отношениям. Эффективное развитие общества требует гармоничного и сбалансированного развития, как материального производства, так и сферы услуг.
Сфера услуг имеет свою специфику. В условиях переходной экономики в сфере услуг был достигнут рост; именно в этой сфере в более ранние сроки стали формироваться новые экономические отношения ; возникли малые и средние предприятия, основанные на частной инициативе. Стали внедряться общемировые стандарты оказания услуг. Постепенно происходила трансформация системы общественных ценностей : из «падчерицы», образно говоря Золушки, выполнявшей всю черную, малопривлекательную, но необходимую работу, сфера услуг стала превращаться в нормальную и вполне престижную сферу деятельности, привлекая в свои ряды высококвалифицированных специалистов и менеджеров. Деятельность предприятий сферы услуг стала осуществляться в условиях достаточно ощутимой конкуренции., а как известно, конкуренция - это путь к прогрессу. Совершенствование сферы услуг позволяет не только удовлетворять возрастающие потребности населения в этих услугах, но и, как следствие обратной связи, способствовать развитию тех отраслей материального производства, которые выпускают продукцию, нуждающуюся в обслуживании и ремонте. Немалую роль может сыграть использование мирового опыта, такого как пред- и послепродажное обслуживание, информационный сервис, сервис финансово- кредитных услуг и т.п.
Российской сфере услуг предстоит преодолеть наследие прошлого менталитета о ненавязчивом советском сервисе. К этому ее призовет сама жизнь, конкуренция, стремление выжить в конкурентной борьбе.
С целью преодоления сложившегося менталитета, согласно которому для выполнения аналитических и прогнозных расчетов в сфере услуг может использоваться относительно простой инструментарий технико - экономических расчетов, автор полагает, что наибольший эффект может дать широкое внедрение в сферу услуг методов и моделей анализа и прогнозирования функционирования этой сферы, разработка и внедрение системы экономико - математических моделей функционирования объектов сферы услуг.
Рассмотрим основные методические подходы, применяющиеся при анализе рынка услуг и исследовании особенностей функционирования на них микро- и мезообъектов (предприятий, компаний, фирм, отраслей) методами моделирования. В связи с тем, что сфере услуг традиционно уделя-
лось в нашей стране неправомерно недостаточное внимание, а самое главное - что рынок услуг начал складываться относительно недавно, отечественные теоретические разработки по указанной проблеме практически отсутствуют. Поэтому при исследовании автору в большей степени приходилось опираться на разработки зарубежных ученых и на результаты анализа прошлого отечественного опыта моделирования микро- и мезообъектов.
В рамках экономико- математического направления исследований рассматриваемой сферы народного хозяйства можно выделить две главные ветви : а)модели и методы решения конкретных прикладных задач, возникающих в этой сфере; б)концептуальные модели функционирования и развития объектов сферы услуг.
Если первая ветвь представлена как зарубежными, так и отечественными исследованиями, то вторая -в основном зарубежными разработками.
Рассмотрим каждую из них.
Математический инструментарий включает в себя:
Общенаучные методы (системный анализ, комплексный подход, программно- целевое планирование), аналитико-прогностические методы (математическое программирование, теория вероятностей, теория массового обслуживания, экономико- статистические методы, теория связи, сетевое планирование, методы экспертных оценок и др.), а также методы, заимствованные из других областей знаний, таких, как, социология, психология, экология, эстетика и др. Указанные методические основы исследования сферы услуг , в первую очередь общенаучные и аналитико- прогностические, определяют особенности применения экономико-математического моделирования в этой области. Рассмотрим некоторые из названных методов, в части использования их для решения конкретных задач.
Математическое программирование, в частности линейное программирование, как математический метод выбора из ряда альтернативных решений наиболее благоприятного (с наименьшими затратами, максимальной прибылью и т.п. при прочих равных условиях) применяется при решении таких проблем, как разработка ниболее выгодного ассортимента услуг при ограниченных ресурсах, расчет оптимальной величины товарных запасов, планирование маршрутов движения сбытовых агентов и др.
Методы теории вероятностей помогают принимать такого рода решения, которые сводится к определению значения вероятностей наступления определенных событий, математического ожидания той или иной случайной величины и т.п. В частности, речь может идти о следующем: производить или нет тот или иной товар или услугу, расширять или реорганизовывать производство, выходить на рынок или нет и т.д.
Методы статистической обработки данных. Эти методы позволяют проверить гипотезы о наличии взаимосвязи между различными экономическими индикаторами, характеризующими функционирование сферы услуг (например, взаимосвязь среднедушевых доходов и величины спроса на отдельный вид услуг) и найти параметры соответствующих математических зависимостей (например, параметры функции спроса).
Методы теории массового обслуживания применяются при решении задач о выборе очередности обслуживания заказчиков, при составлении графиков поставок товаров и в других аналогичных случаях. Эти методы дают возможность изучить складывающиеся закономерности, связанные с наличием потока заявок па обслуживание, и соблюсти необходимую очередность выполнения таких заявок, например, с учетом приоритета обслуживания.
Теория связи, рассматривающая механизм обратных связей, дает возможность получить сигнальную информацию о процессах, выходящих за пределы установленных параметров. В сфере услуг это позволяет управлять товарными запасами (управление поступлениями и отгрузками), процессами производства и сбыта (увязка производственных мощностей с возможностями сбыта). Применение таких методов помогает совершенствовать связь предприятий и фирм с рынком, повысить эффективность использования получаемых данных о процессе производства и сбыта.
Балансовые методы и модели позволяют решить задачи сбалансированности предложения услуг и спроса на них. Эти методы и модели могут оказаться полезными при решении ряда вопросов ценовой политики и ценообразования.
Методы сетевого планирования дают возможность регулировать последовательность и взаимозависимость отдельных видов работ или операций в рамках какой-либо программы. Они позво-
ляют четко фиксировать основные этапы работы, определять и согласовывать сроки их выполнения, разграничивать ответственность, предусматривать возможные отклонения. Использование методов сетевого планирования и управления может стать достаточно эффективным при решении таких задач, как освоение нового вида услуг, организация пробного обслуживания, подготовка и проведение сбытовых и рекламных компаний и др.
Разрешению реальных проблемных ситуаций могут в значительной мере помочь методы теории игр. Упрощенные модели поведения конкурентов, стратегии выхода на новые рынки и т.п. могут предварительно «проигрываться» для нахождения оптимальных решений. Особое значение в этих задачах имеют методы теории игр для принятия решений в условиях неопределенности и риска.
Важное место в методическом арсенале занимают также методы экспертных оценок. Они дают возможность достаточно быстро получить обоснованный ответ на вопрос о возможных процессах развития тех или иных событий на рынке, выявить сильные и слабые стороны предприятия, получить оценку эффективности маркетинговых мероприятий и т.д. В частности, для решения этих задач широко используются методы «Мозговой атаки», «Дельфи» и др. Использование экспертизы является достаточно авторитетным и перспективным методом, если правильно сформирована экспертная группа, проведена процедура экспертных оценок, выбраны методы обработки результатов экспертизы.
Широкое применение в рассматриваемой предметной области могут найти методы имитационного моделирования, которые позволяют производить сценарные расчеты и прослеживать последствия принимаемых решений. При этом имитационные системы могут интегрировать в себе другие методы в качестве своих составных блоков. Эти модели наиболее хорошо зарекомендовали себя в области прогнозов и могут быть рекомендованы для прогностического описания микро- и мезо-объектов сферы услуг.
Важным является то, что перечисленные методы должны базироваться на концептуальных моделях развития сферы услуг, отражающих основную идею и цели ее развития. Речь идет по сути об определенных концептуальных подходах к решению той или иной стратегической проблемы; подходах, сформулированных на основе логики, опыта управления, интуиции и т.д. и предполагающих относительно небольшой объем использования формального математического аппарата. Главный водораздел между отечественной и зарубежной моделями, отражающими концепции развития сферы услуг, пролегает по линии оценки ее общественной значимости: в российских условиях эта сфера рассматривается как некоторая подсистема народного хозяйства, подчиненная реальному производству и зависящая от него; в зарубежных исследованиях - это самостоятельная сфера, не только активно интегрирующаяся с производством, но и имеющая перспективы доминирования в народном хозяйстве в силу ее важности и значимости для развития человеческого потенциала.
Данные стереотипы оценки, во-первых, имеют исторические корни и опираются на разную общественную ментальность; во-вторых, опираются на различную трактовку базового понятия - понятия услуги. Это понятие плохо «вписывалось» в теорию трудовой стоимости К.Маркса, которая лежала в основе понятия товара и была «альфой и омегой» для российской научной школы. В исследованиях большинства российских ученых акцент делался именно на принципиальном отличии обычного товара, имеющего материальную форму, от услуги, такой формы не имеющей. Считалось даже, что сфера услуг не создает новой стоимости и не приносит непосредственной прибыли. Зарубежное направление исследований акцентировало свое внимание на сходстве, а не различии понятий услуга и товар. Это сходство состоит в том, что назначение и товара и услуги заключается в удовлетворении определенной потребности человека, как члена общества. Данная трактовка в большей степени отвечала традициям и «духу» развитой рыночной экономики, ориентированной на потребителя, в не на производителя. Известный прагматизм и практицизм зарубежных теоретических концепций определил и направление прикладных исследований в данной области.
Не случайным, поэтому был значительный рост потребления услуг, произошедший в странах в высокоразвитой промышленностью, который оценивается экспертами как одно из наиболее значимых явлений экономической жизни второй половины XX века. В то же время общепринятое в российских условиях отношение к сфере услуг выглядит своеобразным парадоксом: все хотят получать качественные услуги, но мало кто готов их предоставить.
Условия функционирования объектов сферы услуг (и в частности. предприятий)определяются состоянием этой подсистемы народного хозяйства, которая, в свою очередь, зависит от принятой концепции ее развития.
Имеющиеся различия между отечественной и зарубежной концепциями развития сферы услуг обусловлены как разной теоретической трактовкой базового понятия (понятия услуги), так и сложившимися стереотипами оценки ее роли в общественном производстве.
Важнейшим компонентом прогнозирования деятельности предприятия рассматриваемой сферы услуг является спрос на услуги, обоснование которого может быть осуществлено на основе иерархической системы моделей, предполагающей: 1) прогноз основных тенденций спроса на макроуровне: 2) позиционирование предприятия на рынке услуг; 3) прогнозирование собственно спроса предприятия.
Список литературы:
1. Егорова Н.Е., Мудунов А.С. Применение моделей и методов прогнозирования спроса на продукцию сферы услуг - М.: ЦЭМИ РАН, 2000.
2. Клейнер Г.Б. Промышленные предприятия в процессе рыночной адаптации: возможности и границы государственного регулирования /Предпринимательство в России, 1996, №3.
3. Мудунов А.С., Егорова Н.Е. Основные принципы формирования программ развития малого бизнеса и трудоустройства населения //Вопросы структуризации экономики, ИСЭИ РАН, ДНЦ, 2000, №2
4. Laider D., Estrin S. Introduction to Microeconomics - Third Edition, Cambridge, 1989
5. Петросянц В.З., Гаджиева Н.Т. Формирование системы управления развитием малого бизнеса в сфере услуг // РППЭ, ISSN 1812-7096, 2010, №3, с.151-158