15.2. ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ: АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ И МЕТОДОВ
Мудунов А. С., д.э.н., профессор,
Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский
государственный индустриальный университет»г. Москва
Цахаева К. Н., к.э.н., доцент
Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский
государственный индустриальный университет»г. Москва
Аннотация: Статья посвящена вопросам экономико-
математического исследования рассматриваемой сферы народного хозяйства. Проведен анализ существующих моделей и методов сферы услуг, позволяющий определить состояние этой подсистемы народного хозяйства.
Ключевые слова: методы и модели, математической программирование, сфера услуг, математический инструментарий, прогнозирование.
SERVICE INDUSTRIES: ANALYSIS OF MODELS AND METHODS
Mudunov A. S., Doctor of Economics, Professor,
Place of employment: Moscow State Industrial University
Tsakhayeva K. N., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
Place of employment: Moscow State Industrial University
Annotation: The article deals with the issues of economic-mathematical research of the considered sector of the national economy. Analysis, which was carried out in relation to the existing methods and models of the sphere of services, makes it possible to establish the condition of the given sector of the economy.
Keywords: methods and models, mathematical
programming, services, mathematical tools, forecasts
Сфера услуг является важнейшим сектором мирового хозяйства. В экономике развитых стран сфера услуг занимает 60-70% ВВП. Развитие этого сектора во многом говорит об уровне развития экономики, предопределяет переключение на этот участок хозяйства материальных и трудовых ресурсов.
Традиционно в нашей стране сфера услуг при всей ее значимости финансировалась по остаточному принципу. Подобный подход малоэффективен в условиях перехода к рыночным отношениям. Эффективное развитие общества требует гармоничного и сбалансированного развития, как материального производства, так и сферы услуг.
Сфера услуг имеет свою специфику. В условиях переходной экономики в сфере услуг был достигнут рост; именно в этой сфере в более ранние сроки стали формироваться новые экономические отношения; возникли малые и средние предприятия, основанные на частной инициативе. Стали внедряться общемировые стандарты оказания услуг. Постепенно происходила трансформация системы общественных ценностей: из «падчерицы», образно говоря, Золушки,
выполнявшей всю черную, малопривлекательную работу, сфера услуг стала превращаться в нормальную и вполне престижную сферу деятельности, привлекая в свои ряды высококвалифицированных специалистов и менеджеров. Деятельность предприятий сферы услуг стала осуществляться в условиях достаточно ощутимой конкуренции, а как известно, конкуренция -это путь к прогрессу.
Совершенствование сферы услуг позволяет не только удовлетворять возрастающие потребности населения в этих услугах, но и, как следствие обратной связи, способствовать развитию тех отраслей материального производства, которые выпускают продукцию, нуждающуюся в обслуживании и ремонте. Немалую роль может также сыграть использование мирового опыта, такого как пред- и послепродажное обслуживание, информационный сервис, сервис финансово-кредитных услуг и т.п.
Российской сфере услуг предстоит преодолеть наследие прошлого менталитета о ненавязчивом советском сервисе. К этому ее призовет сама жизнь, конкуренция, стремление выжить в конкурентной борьбе.
С целью преодоления сложившегося менталитета, согласно которому для выполнения аналитических и прогнозных расчетов в сфере услуг может использоваться относительно простой инструментарий технико-экономических расчетов, автор полагает, что наибольший эффект может дать широкое внедрение в сферу услуг методов и моделей анализа и прогнозирования функционирования этой сферы, разработка и внедрение системы экономикоматематических моделей функционирования объектов сферы услуг.
Рассмотрим основные методические подходы, применяющиеся при анализе рынка услуг исследовании особенностей функционирования на них микро-и мезообъектов(предприятий, компаний, фирм, отраслей) методами моделирования. В связи с тем, что сфере услуг в нашей стране традиционно уделялось неправомерно недостаточное внимание, а самое главное - что рынок услуг начал складываться относительно недавно, отечественные теоретические разработки по указанной проблеме практически отсутствуют. Поэтому при исследовании автору в большей степени приходилось опираться на разработки зарубежных ученых и на результаты анализа прошлого отечественного опыта моделирования микро- и мезообъектов.
В рамках экономико-математического направления исследований рассматриваемой сферы народного хозяйства можно выделить две главные ветви:
а) модели и методы решения конкретных прикладных задач, возникающих в этой сфере;
б)концептуальные модели функционирования и развития объектов сферы услуг.
Если первая ветвь представлена как зарубежными, так и отечественными исследованиями, то вторая - в основном зарубежными разработками.
Рассмотрим каждую из них.
Математический инструментарий включает в себя:
- общенаучные методы (системный анализ, комплексный подход, программно-целевое планирование);
Бизнес в законе
6’2013
- аналитико-прогностические методы (математическое программирование, теория вероятностей, теория массового обслуживания, экономико-статистические методы, теория связи, сетевое планирование, методы экспертных оценок и
др.);
- методы, заимствованные из других отраслей знаний, таких, как социология, психология, экология, эстетика и др.
Указанные методические основы исследования сферы услуг, в первую очередь общенаучные и аналитико-прогностические, определяют особенности применения экономико-математического
моделирования в этой области. Рассмотрим некоторые из названных методов в части использования их для решения конкретных задач.
Математическое программирование, в частности линейное программирование, как математический метод выбора из ряда альтернативных решений наиболее благоприятного (с наименьшими затратами, максимальной прибылью и т.п. при прочих равных условиях) применяется при решении таких проблем, как разработка наиболее выгодного ассортимента услуг при ограниченных ресурсах, расчет оптимальной величины товарных запасов, планирование маршрутов движения сбытовых агентов и др.
Методы теории вероятностей помогают принимать такого рода решения, которые сводятся к определению значения вероятностей наступления определенных событий, математического ожидания той или иной случайной величины и т.п. В частности, речь может идти о следующем: производить или нет тот или иной товар или услугу, расширять или реорганизовывать производство, выходить на рынок или нет и т.д.
Методы статистической обработки данных. Эти методы позволяют проверить гипотезы о наличии взаимосвязи между различными экономическими индикаторами, характеризующими функционирование сферы услуг (например, взаимосвязь среднедушевых доходов и величины спроса на отдельный вид услуг) и найти параметры соответствующих математических зависимостей (например, параметры функции спроса).
Методы теории массового обслуживания применяются при решении задач о выборе очередности обслуживания заказчиков, при составлении графиков поставок товаров и в других аналогичных случаях. Эти методы дают возможность изучить складывающиеся закономерности, связанные с наличием потока заявок на обслуживание, и соблюсти необходимую очередность выполнения таких заявок, например, с учетом приоритета обслуживания.
Теория связи, рассматривающая механизм обратных связей, дает возможность получить сигнальную информацию о процессах, выходящих за пределы установленных параметров. В сфере услуг это позволяет управлять товарными запасами (управление поступлениями и отгрузками), процессами производства и сбыта (увязка производственных мощностей с возможностями сбыта). Применение таких методов помогает совершенствовать связь предприятий и фирм с рынком, повысить эффективность использования получаемых данных о процессе производства и сбыта.
Балансовые методы и модели позволяют решить задачи сбалансированности предложения услуг и спроса на них. Эти методы и модели могут оказаться полезными при решении ряда вопросов ценовой политики и ценообразования.
Методы сетевого планирования дают возможность регулировать последовательность и
взаимозависимость отдельных видов работ или операций в рамках какой-либо программы. Они позволяют четко фиксировать основные этапы работы, определять и согласовывать сроки их выполнения, разграничивать ответственность, предусматривать возможные отклонения. Использование методов сетевого планирования и управления может стать достаточно эффективным при решении таких задач, как освоение нового вида услуг, организация пробного обслуживания, подготовка и проведение сбытовых и рекламных кампаний и др.
Разрешению реальных проблемных ситуаций могут в значительной мере помочь методы теории игр.
Упрощенные модели поведения конкурентов, стратегии выхода на новые рынки и т.п. могут
предварительно «проигрываться» для нахождения оптимальных решений. Особое значение в этих задачах имеют методы теории игр для принятия решений в условиях неопределенности и риска.
Важное место в методическом арсенале занимают также методы экспертных оценок. Они дают
возможность достаточно быстро получить обоснованных ответ на вопрос о возможных процессах развития тех или иных событий на рынке, выявить сильные и слабые стороны предприятия, получить оценку эффективности маркетинговых мероприятий и т.д. В частности, для решения этих задач широко используются методы «Мозговой атаки», «Дельфи» и др. Использование экспертизы является достаточно авторитетным и перспективным методом, если правильно сформирована экспертная группа,
проведена процедура экспертных оценок, выбраны методы обработки результатов экспертизы.
Широкое применение в рассматриваемой предметной области могут найти методы имитационного моделирования, которые позволяют производить сценарные расчеты и прослеживать последствия принимаемых решений. При этом имитационные системы могут интегрировать в себе другие методы в качестве своих составных блоков. Эти модели наиболее хорошо зарекомендовали себя в области прогнозов и могут быть рекомендованы для прогностического описания микро- и мезообъектов сферы услуг.
Важным является то, что перечисленные методы должны базироваться на концептуальных моделях развития сферы услуг, отражающих основную идею и цели ее развития. Речь идет по сути об определенных концептуальных подходах к решению той или иной стратегической проблемы: подходах,
сформулированных на основе логики, опыта управления, интуиции и т.д. и предполагающих
относительно небольшой объем использования
формального математического аппарата.
Главный водораздел между отечественной базой и зарубежной моделями, отражающими концепции
развития сферы услуг, пролегает по линии оценки ее общественной значимости: в российских условиях эта сфера рассматривается как некоторая подсистема народного хозяйства, подчиненная реальному
производству и зависящая от него; в зарубежных исследованиях - это самостоятельная сфера, не только активно интегрирующаяся с производством, но и имеющая перспективы доминирования в народном
хозяйстве в силу ее важности и значимости для развития человеческого потенциала.
Данные стереотипы оценки, во-первых, имеют исторические корни и опираются на разную общественную ментальность; во-вторых, опираются на различную трактовку базового понятия - понятия услуги. Это понятие плохо «вписывалось» в теорию трудовой стоимости К. Маркса, которая лежала в основе понятия товара и была «альфой и омегой» для российской научной школы. В исследованиях большинства российских ученых акцент делался именно на принципиальном отличии обычного товара, имеющего материальную форму, от услуги, такой формы не имеющей. Считалось даже, что сфера услуг не создает новой стоимости и не приносит
непосредственной прибыли. Зарубежное направление исследований акцентировало свое внимание на
сходстве, а не различии понятий услуга и товар. Это сходство состоит в том, что назначение и товара, и услуги заключается в удовлетворении определенной потребности человека, как члена общества. Данная трактовка в большей степени отвечала традициям и «духу» развитой рыночной экономики,
ориентированной на потребителя, а не на производителя. Известный прагматизм и практицизм зарубежных теоретических концепций определил и направление прикладных исследований в данной области. Так, было выявлено, что рациональная организация сервиса позволяет рассматривать его в качестве важной (а часто - и решающей) статьи дохода современных предприятий.
Не случайным, поэтому был значительный рост потребления услуг, произошедший в странах с высокоразвитой промышленностью, который оценивается экспертами как одно из наиболее значимых явлений экономической жизни второй половины ХХ века. В то же время общепринятое в российских условиях отношение к сфере услуг выглядит своеобразным парадоксом: все хотят
получать качественные услуги, но мало кто готов их предоставить.
На фоне происходящих процессов активного развития сферы услуг (позволивших западной экономической науке выдвинуть гипотезу о преобладании этой сферы над сферой потребления материальных благ) произошла трансформация такого фундаментального понятия экономики как товар.
Фактически в современных научных исследованиях не дается существенных различий между продукцией и услугой. Услуга - такой же товар, как и продукция, однако, во-первых, требующий особого внимания к аспектам взаимодействия его с потребителем (в частности, процессам формирования его предпочтения, спроса и т.д.).
Таким образом, условия функционирования объектов сферы услуг (и в частности, предприятий) определяются состоянием этой подсистемы народного хозяйства, которая в свою очередь, зависит от принятой концепции ее развития.
Имеющиеся различия между отечественной и зарубежной концепциями развития сферы услуг обусловлены как разной теоретической трактовкой базового понятия (понятия услуги), так и сложившимися стереотипами оценки ее роли в общественном производстве.
Важнейшим компонентом прогнозирования деятельности предприятия рассматриваемой сферы услуг является спрос на услуги, обоснование которого может быть осуществлено на основе иерархической системы моделей, предполагающей:
1. прогноз основных тенденций спроса на макроуровне;
2. позиционирование предприятия на рынке услуг;
3. прогнозирование собственного спроса предприятия.
Список литературы:
1. Бариновский К.А., Егорова Н.Е. Динамическая модель предприятия, работающего в условиях хозяйственной реформы. //Математический анализ экономических моделей. Сборник статей. Часть 1. - Новосибирск, 1971.
2. Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.П., Качалов Р.М. Моделирование эволюции экономических систем. - М.: Диалог, 1997.
Reference list:
1. Barinovsky K.A., Egorova N.E. Dynamic Enterprise Model in the Economic Reforms Environment. (Novosibirsk: Mathematical Analysis of Economic Models (collection of articles), Part 1, 1971).
2. Klainer G. B., Tambovtsev V.P., Kachalov P.M. Simulation of the Evolution of Economic Systems. (Moscow: Dialogue, 1997).