Р. В. Кадыров
ПРЕДПРИЯТИЯ ПОЛИМЕРНОГО ПРОИЗВОДСТВА ТАТАРСТАНА, КАК РЕКРЕАЦИОННЫЙ РЕСУРС ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Ключевые слова: промышленный туризм, рекреационный ресурс, полимеры.
Исследованы в качестве рекреационного ресурса развития промышленного туризма в Республике Татарстан предприятия полимерного производства. Рассмотрены положительные аспекты развития промышленного туризма, предыстория развития промышленного туризма, перспективы развития промышленного туризма по предприятиям полимерного производства в Республике Татарстан.
Keywords: industrial tourism, recreational resource, polymers.
The enterprises of polymeric production are investigated as a recreational resource for development of industrial tourism in the Republic of Tatarstan. Positive aspects of development of industrial tourism, background of development of industrial tourism, prospect of development of industrial tourism on the enterprises of polymeric production in the Republic of Tatarstan are considered.
Ведение
Промышленный туризм в настоящее время может стать одним из значительных направлений в развитии российских городов. Это превосходный и перспективный инструмент маркетинга
промышленных городов и регионов в Российской Федерации, а также в Республике Татарстан.
Под понятием «промышленный туризм» мы понимаем организацию регулярных туристических туров на действующие промышленные предприятия. Промышленный туризм - явление междисциплинарное, которое включает в область своего исследования такие научные дисциплины как экономика, география, история, технические науки, химические технологии и т.д. В науке данное направление туризма практически не разработано. Исследований, посвященных ему, почти нет.
Положительные аспекты развития промышленного туризма в городах
Развитие промышленного туризма в городах дает возможность туристам увидеть город с необычной стороны. Обычно, промышленный город представляется нам как серый, ничем не интересный мегаполис, окутанный множеством предприятий и дымящихся труб. Оценивая современные
предприятия, такое представление о промышленных городах уходят уже в прошлое. Предприятия обратили внимание на свой внешний облик и борются за экологию производства.
Развитие промышленного туризма дает возможность увидеть технологический процесс производства продукции и даже потрогать,
примерить, купить. Особенно востребован промышленный туризм у путешествующих с детьми. Им интересно производство мороженого, шоколада и т.д.
Для производственных предприятий
организация на своей территории экскурсий даст положительный эффект в следующих направлениях:
1. Это необычный рекламный ход. Демонстрация честности и прозрачности перед
потребителями. Отражает уверенность в своих перспективах перед конкурентами.
2. Стимулирует производственное
предприятие к формированию здорового
корпоративного климата, требует содержания цехов в чистоте, организации ежедневной уборки, чистой рабочей униформы, презентабельного вида оборудования.
3. Предприятие получает поддержку
брендов со стороны потребителей.
4. Дает возможность открытия
специализированного магазина сувенирной продукции в точках, где заканчиваются экскурсии.
Кроме того, организация промышленного туризма позволит российским городам приобрести новые бренды, привлекательные элементы имиджа, а также большее число туристов.
Следует отметить, что в промышленных городах существует инфраструктура для организации промышленного туризма - транспорт, связь, торговля, гостиницы, кафе. К тому же
организация экскурсий на действующие предприятия в городах дают возможность привлекать туристов к другим туристическим, историко-культурным объектам, которые сконцентрированы в посещаемом городе.
Предыстория развития промышленного туризма
Еще несколько лет назад многие специалисты по туризму считали, что промышленным городам не возможно в едином порядке развивать туризм и крупное промышленное производство. Эти два направления являются несовместимыми сферами деятельности, - считали они. Но по мнению Визгалова Д.В. непредсказуемое развитие быстро меняющегося мира доказывает, что прорывы в развитии надо искать как раз в совмещении несовместимого [1, с. 3].
Наиболее наглядно опыт развития промышленного туризма можно рассмотреть в зарубежных странах.
Известно, что впервые опыт промышленного туризма зародился в американских компаниях. Так, в 1866 г. завод Jack Daniel’s пригласил туристов ознакомится со своим производством, и получил большое признание. Сегодня в США эта практика является распространенной. Для каждой серьезной компании
- будь то автосборочный завод, лесопилка или аэропорт - считается дурным тоном не привлекать туристов. Это своего рода является влечет угрозу репутации фирмы [1, с. 3].
В странах Западной Европы развитие промышленного туризма началось в середине 90-х годов ХХ века. В настоящее время в одной только Франции к 2007 году 1700 компаний принимали туристов на своих производственных площадках. Наибольшей популярностью пользовалась приливная электростанция в Рансе, которую ежегодно посещают 300 000 туристов. А в Англии шоколадную фабрику Кэдберри посещают 400 000 человек. В Испании общим местом становятся винные туры, во Франции - сырные, в Нидерландах
- цветочные [1, с. 3].
В Германии, наоборот, упор делается на постиндустриальный мотив: например,
заброшенные угольные и соляные шахты в Руре, судостроительные заводы времен Второй мировой войны. Хотя, конечно, открыты и многие действующие предприятия. Лидер посещаемости -завод BMW в баварском Вольфсбурге (260 тыс. туристов в год) [1, с. 3].
Перспективы развития промышленного туризма по предприятиям полимерного производства в Республике Татарстан
Основной принцип маркетинга в туризме -«знать своего клиента». Правильное понимание потребителей в индустрии туризма предоставляет следующие возможности:
- прогнозировать их потребности;
- улучшать взаимоотношения с потенциальными потребителями;
- выявлять услуги, пользующиеся наибольшим спросом;
- приобретать доверие потребителей за счет понимания их запросов;
- создавать систему обратной связи с потребителями туристских услуг;
- налаживать эффективную работу с клиентами [2].
Исходя из вышесказанного, мы можем моделировать определенные направления промышленного туризма. Химическая отрасль является одной из базовых для Татарстана, поэтому промышленный туризм по предприятиям полимерного производства будет наиболее эффективным.
В общем объеме промышленного производства доля химической промышленности составляет 7-7,2 процента. Химическая и нефтехимическая промышленность РФ включает в себя 15 крупных подотраслей, специализирующихся
на выпуске самой разнообразной химической продукции, в том числе полимерной.
В настоящее время в химической и нефтехимической промышленности сосредоточено 4,7 процента основных производственных фондов промышленного потенциала нашей страны [3].
Для Республики Татарстан наиболее интересным направлением развития
промышленного туризма могли бы стать
предприятия полимерного производства. С одной стороны на такие экскурсии можно привлечь иностранных туристов, с другой - жителей
Татарстана, Поволжья и др.
Для иностранных туристов больший
интерес может представлять посещение ОАО «Нижнекамскнефтехим» - выпускающее
полимерное сырье, технополис «Химград» -
инновационная площадка для высокотехнологичных предприятий по выпуску изделий из полимеров, ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Химический завод им. Л.Я.Карпова», ОАО «Казанский завод синтетического каучука» и многие предприятия, использующие в своем производстве полимеры.
Такие экскурсии были бы интересны для привлечения зарубежных инвесторов, ученых, предпринимателей и т.д.
Для жителей Татарстана и Поволжья, организация промышленного туризма на предприятия полимерного производства могла бы дать следующий положительный эффект:
- Получить представления о Татарстане, как о ведущем промышленном регионе России;
- Воздействовать решению
профессиональной ориентации школьников, выбору профессий;
- Ознакомлению студентов профильных специализаций с производством;
- Популяризация отечественной продукции
и т. д.
Предприятия полимерного производства Республики Татарстан, являются составной частью химической промышленности. В настоящее время они переживают значительный подъем, который связан с огромной востребованностью полимерной продукции в народном хозяйстве и производстве товаров народного потребления.
Другим положительным эффектом для развития промышленного туризма в Республике Татарстан является наличие историко-культурного ресурса, формирование его как спортивного, делового, научного центра.
В Татарстане заметна тенденция увеличения числа предприятий по выпуску продукции из полимерного сырья или частично использующие полимеры в производстве продукции. Например, в г.Чистополе усиленными темпами идет строительство индустриального парка по федеральной целевой программе поддержки моногородов. На территории создаваемого парка планируется реализация инвестиционных проектов на общую сумму 24 млрд. руб. с участием Внешэкономбанка [4, с. 29]. Среди предприятий,
который будут работать на территории индустриального парка, и использовать в качестве сырья полимеры - ООО «Пласт парк» (производство искусственных травяных покрытий), ООО «Полифилмс» (производство БОПП пленки), ООО «Татснабсбыт» (производство предизолированных ППУ труб). Таких производств в Чистополе и в Татарстане еще не существует. Поэтому, современное производство продукции из полимеров вполне может привлечь туристов. К тому же, дополнительным туристским ресурсом Чистополя является историко-краеведческая база. Город издавна славиться своими купеческим традициями, в этом городе в годы Великой Отечественной войны расположился союз писателей СССР и т.д. Более трехсот представителей литературной и театральной элиты проживали в Чистополе. Они, несомненно, оставили свое богатое наследие. До сих пор популярны среди туристов экскурсии в дом-музей Бориса Пастернака, где он занимался переводом Шекспировских трагедий «Ромео и Джульетта», «Клеопатра». В этом городе Леонов Л. написал первую пьесу о Великой Отечественной войне «Нашествие», Исаковский М. написал стихи, ставшие в последствие всемирно известными песнями «Огонек», «В лесу прифронтовом», «Ой туманы мои, растуманы».
Сейчас через город проходят многие туристские маршруты по Волге, что является благоприятным условием для привлечения туристов.
Инновационную продукцию из полимерных материалов выпускают на Камском заводе полимерных материалов. Там освоено производство полимерных упаковочных пленок и композиционных материалов. Несмотря на то, что переработка полимеров в готовую продукцию подразумевает очень много вариантов, сегодня используется наиболее перспективный из них -использование конечной продукции в автомобилестроении. В первую очередь, это объясняется тем, что Поволжье издавна считается зоной автомобилестроения и нефтехимии, и соединение усилий этих двух кластеров позволит найти дополнительные конкурентные
преимущества.
На сегодняшний день в этом направлении успешно работают несколько компаний. Так, ООО «Кампласт» организовало выпуск бамперов на легковые автомобили, «Хитон - пласт-2» поставляет на конвейер автозаводов широкий ассортимент полимерных комплектующих.
«Полимер-Нижнекамскнефтехим» запустил производство резиновых профильных изделий для автомобильной промышленности. Реализация данного проекта стала еще одним шагом на пути решения задачи, поставленной Правительством Республики Татарстан, согласно которой в Татарстана должно перерабатываться не менее 30 % производимых в республике полимеров.
Таким образом, рекреационные ресурсы Татарстана для развития промышленного туризма по предприятиям полимерного производства могут вполне стать успешными. Для их реализации необходимо выполнение следующих условий:
1. Организация туров промышленного туризма по предприятиям полимерного производства по Татарстану в комбинации с объектами историко-культурного наследия городов.
2. Минимальные финансовые затраты. Как показывает практика других стран, финансовые затраты на организацию туристских маршрутов по действующим предприятиям сравнительно невелики.
3. Кооперация между городскими и региональными властями, местной бизнес-элитой, местными знатоками-краеведами и туристическими компаниями. Это идеальное поле для государственно-частного партнерства в организации промышленного туризма.
Литература
1. Визгалов Д.В. Совмещение несовместимого // Независимая газета. - 24 апреля 2009. - № 86.
2. Галлямова Л.А., Корнеева Н.С. Развитие туризма в Республике Татарстан // http://xn--80aumfdhdek.xn--р1а1Лоиг-£айог-2011/49^окМу/272-жуШе4итта-у-respublike-tatarstan.html
3. Гусева Л. Полимерная карта России // Пластикс. - 2007.
- № 9 (55). - С. 19 - 22.
4. Кадыров Р.В. Формат «промышленных парков» перспективен для Татарстана // Я - Россиянин. - 2011. -№ 3. - С.29.
© Р. В. Кадыров - канд. ист. наук ст. препод. каф. МТ КНИТУ, [email protected].