Научная статья на тему 'Предприятия кондитерской промышленности структурная модель интегрированной системы менеджмента'

Предприятия кондитерской промышленности структурная модель интегрированной системы менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ляпина М. А.

В статье представлена структурная модель единой (интегрированной) системы менеджмента. Наряду с идентификацией субъектов управления, предлагаемая модель позволяет систематизировать информацию об объектах и выполняемых в отношении них функциях управления (планирование, организация, контроль, анализ и совершенствование).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURAL MODEL OF A SINGLE MANAGEMENT INTEGRATED SYSTEM IN CONFECTIONERY INDUSTRY

The article is devoted to the problem of the structural model of a single (integrated) system of management. Along with the subject identification of management the given model allows to systematize the data about the objects and management functions (planning, organizing, control, analysis and improving).

Текст научной работы на тему «Предприятия кондитерской промышленности структурная модель интегрированной системы менеджмента»

службы первичной медицинской помощи и материально-технической базы скорой медицинской помощи; уни -фикация медицинской помощи на основе внедрения клинических протоколов и медико-экономических стандартов медицинских услуг; формирование у населения культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению, углубленной диспансеризации, формирование паспорта здоровья для каждого сельского жителя; осуществление профилактических мероприятий, направ -ленных на снижение уровня заболеваемости населения социально значимыми болезнями и управляемыми инфекциями; обеспечение первоочередного развития служб охраны материнства и детства, укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений детства и родовспоможения; развитие медицинской науки, внедрение инновационных, телемеди -цинских и других современных технологий, удовлетво-рение потребности в высокотехнологичных видах диаг -ностической и лечебной помощи.

Реализация указанных мер позволит: обеспечить сбалансированность объемов государственных гарантий в части предоставления населению бесплатной меди -цинской помощи и лекарственного обеспечения с фи -нансовыми возможностями области; укомплектовать участковое звено амбулаторно-поликлинических учреждений врачебными кадрами и средним персоналом;оснастить амбулаторно-поликлинические учреждения не-обходимымдиагностическим оборудованием и транс пор -том скорой помощи, перенести часть объемов медицинской помощи со стационарного на амбулаторный этап; снизить младенческую смертность по Саратовской об -

ласти с 10,5 до 9,0 на 1 000 родившихся живыми и материнскую смертность с 27,9 до 24,0 на 100 тыс.; снизить показатель первичной заболеваемости детей до 14 лет с 1571,0 до 1 500,0 на 1000 детского населения; снизить показатель общей заболеваемости детей до 14 лет с 2171,4 до 1954,0 на 1000 детского населения; снизить уровень социально значимых заболеваний (в том числе туберкулеза - с 75,7 до 70,0 на 100 тыс. населения, сифилиса - с 63,8 до 55,0 на 100 тыс. населения, синдро -ма зависимости от алкоголя с 84,5 до 75,0 на 100 тыс. населения, синдрома зависимости от наркотических веществ - с 1 4,2 до 6,0 на 100 тыс. населения, снижение заболеваемости ВИЧ/СПИДом - с 1 9,5до 15,5 на 100 тыс. населения).

Приоритетным направлением в развитии здравоохранения является национальный проект «Здоровье», который позволит обеспечить скрининг новорожденных на врожденные заболевания, иммунную прослойку, внедрить диспансеризацию трудоспособного населения области, расширить информирование населения по вопросам профилактики заболеваний и пропаганды здорового образа жизни.

До 2008 г. в Саратовской области предусматривается реконструкция и строительство 15 новых объектов здравоохранения на территории 10 муниципальных образований области, в том числе 4 объектов общеобластного значения. Таким образом, реализация государственной программы позволит улучшить качество жизни на селе и эффективность агропромышленного про -изводства.

УДК 338.45:664

СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ КОНДИТЕРСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Анализ функций, выполняемых на всех уровнях управления, показал узкую специализацию менеджеров в отношении определенных объектов управления. Это разделение особенно заметно на высшем уровне управления. В действующей практике управления преобладает функциональный подход, эффективность применения которого в последние годы

ставится под сомнение как исследователями, так и специалистами-прак-

1

тиками .

Следует отметить, что ни в одной из исследованных организаций в составе функций управленческого персонала всех уровней не были четко обозначены работы по регулярному изучению требований заинтересованных сторон (государство, общество, потребители, акционеры, партнеры, собственный персонал) и их системному использованию в управлении. Практика показывает, что управленцы всех уровней в большей степени изучают и принимают во внимание требования государства (в виде законодательных и нормативных документов) в отношении практически всех объектов управления. Основные требования потребителей к продукции, персоналу и внешним условиям учитываются отдельными специалистами в управлении предприятием без соответствующего анализа и взаимосвязи с другими объектами управления. Среди прочих групп заинтересованных

М.А. Ляпина,

аспирантка кафедры экономики и управления на предприятии, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2007. № 19(5)

сторон можно выделить требования акционеров в отношении финансов, а также самого предприятия (руководства), распространяющиеся на все объекты управления. Именно эти требования служат источником постоянной руководящей информации для управляющего звена предприятия. Требования общества, собственного персонала и партнеров, если таковые в произвольном порядке периодически поступают на предприятия, рассматриваются и учитываются скорее как исключение, чем как правило в общей практике управления, в которой не предусмотрены процедуры, инициирующие выявление требований, проведение их анализа и выполнения.

Кроме того, было отмечено несоответствие провозглашенных целей и используемых в управлении показателей , что позволяет говорить о разбалансированности в управлении предприятиями. Однако получить объективную информацию об эффективности системы менеджмента можно только при использовании надежных индикаторов, которыми служат определенные показатели, характеризующие наиболее значимые свойства объектов управления. Большинство показателей являются качественными и не поддаются количественному измерению, а значит, при использовании в управлении объектами имеют высокую степень субъективности и практически не поддаются планированию и контролю. Кроме того, применение разрозненных показателей, характеризующих объект с разных сторон, не позволяет составить о нем комплексное представление и выбрать приоритеты при принятии управленческих решений.

Для возможности устранения этих проблем и четко -го структурирования субъектов управления нами была разработана и предложена для использования структурная модель единой (интегрированной) системы менеджмента. Наряду с идентификацией субъектов управления данная модель позволяет систематизировать информацию об объектах и выполняемых в отношении них функциях управления (планирование, организация, контроль, анализ и улучшение). К основным объектам уп -равления относятся: финансы, продукция, персонал, основные и вспомогательные производственные процессы , все виды материальных и информационных ресурсов , а также внутренние и внешние условия деятельности предприятия.

Создание системы менеджмента согласно этой модели позволяет гармонизировать и систематизировать все существующие требования заинтересованных сторон в отношении всех объектов управления и осуществлять единые и взаимосвязанные управленческие действия субъектами управления всех уровней. Кроме того, предлагаемая модель пригодна для встраивания в нее « изнутри» , а не параллельно, отдельных систем менеджмента, в том числе на основе международных стандартов.

Для всех присутствующих в модели объектов управления были разработаны типовые показатели с позиции их соответствия наиболее распространенным целям и определены возможности объективного оценивания при управлении на высшем уровне этими объектами и предприятием в целом (таблица).

В общем виде механизм создания и использования интегрированной системы менеджмента на конкретном предприятии при сформированных миссии и основных целях деятельности может включать:

- адаптацию предлагаемой модели к реальной практике управления, т. е. корректировку состава объектов, субъектов и функций в зависимости от специфики деятельности предприятия;

- выбор показателей (корректировку предлагаемого типового перечня) всех объектов управления как индикаторов достижения поставленных целей, определение единиц измерения, разработку шкал балльной оценки для качественных показателей;

- определение нормативных значений откорректированных ранее показателей, характеризующих достижение поставленной цели каждым объектом и системой в целом ;

- установление коэффициентов весомости каждого показателя в разрезе отдельного объекта и системы в целом, что необходимо для учета влияния каждого свойства , характеризуемого показателем, на качество объекта управления в целом;

- определение возможности и необходимости использования выбранных показателей при осуществлении основных функций управления (планирование, контроль) на каждом иерархическом уровне с указанием функции коммуникации при применении каждого показателя.

Предложенная модель единой системы менеджмента способствует: повышению оперативности и согласованности принимаемых управленческих решений ; максимальному использованию требований потребителей и других заинтересованных сторон в формировании характеристик выпускаемой продукции, процессов ее производства и деятельности предприятия в целом; снижению рисков возникновения несоответствий или их оперативному устранению на различных стадиях жизненного цикла продукции на основании объективного представления о состоянии всех объектов; снижению общих расходов на менеджмент предприятия и улучшению в целом морального климата в коллективах за счет командной деятельности, устранения дублирующих функций и предупреждения авральных мероприятий.

Одним из принципов развития управления многими учеными признается корпоративный стратегический инжиниринг. Примером кардинальных форм перестройки организационно-управляющей структуры компании считается реинжиниринг. Существует множество подходов к определению реинжиниринга. Некоторыми экономистами и предпринимателями он рассматривается чуть ли не как главный инструмент, призванный революционизировать предприятие как по методам работы, так и по достигаемым результатам2. Одни авторы характеризуют реинжиниринг как быструю и радикальную перестройку стратегических процедур производственного плана с целью повышения производительности и оптимизации рабочих потоков. Другие видят в нем средство повышения эффективности организационной структуры и радикального пересмотра рабочих процедур с целью улучшения таких показателей, как издержки, качество ус -луги и оперативность3.

Мы считаем, что реинжиниринг предполагает соответствующую адаптацию организационных структур предприятия, особенно актуальную в процессе интеграции. Он помогает выделить стратегические для организации процедуры, соответствующие ценностям, задачам и приоритетам предприятия. Здесь внимание организа-

Типовой перечень показателей объектов интегрированной системы менеджмента

Объект управления Показатель

Финансы Средства на расчетных счетах предприятия; доля основного и оборотного капитала в активах предприятия; сумма кредиторской задолженности предприятия

Продукция Качество продукции; объем производства; стоимость реализованной продукции; доля и стоимость возвращенной продукции; доля обновленного ассортимента; число претензий от потребителей и рекламаций контролирующих органов; сумма выплаченных штрафов; удовлетворенность потребителей; популярность бренда

Производ - ственные процессы Производительность труда; соблюдение сроков производства; соблюдение технологических режимов; доля и стоимость производственных отходов (брака); доля поставок сьрья с нарушением сроков; количество внутренних претензий подразделений друг к другу по несоблюдению требований выполнения процессов; доля поставок собственной продукции с нарушением сроков, зарегистрированных самостоятельно и количество претензий потребителей по срокам поставки

Персонал Текучесть кадров; предоставление социальных гарантий; средства, затраченные на обучение работников; доля сотрудников с требуемым опытом работы; доля сотрудников с требуемым образованием; средний стаж работы сотрудников на предприятии; индекс удовлетворенности персонала; количество предложений по улучшению деятельности всего и на одного работника

Материально -технические и ин -формацион-ные ресурсы Доля сырья и материалов, поступивших на предприятие, с несоответствием по качеству и количеству; оснащенность производства; оборачиваемость материальных запасов; количество оборудования, находящегося в простое по причине аварийного выхода из строя и ненадлежащей эксплуатации персоналом; невыполнение графиков ремонта и стоимость произведенного ремонта; число аварий в системах тепло-, водо- и электроснабжения и стоимость произведенного ремонта; доля затрат на информационные технологии в общем объеме административных расходов; состояние компьютерных систем и оргтехники

Внутренние условия Состояние производственной среды; количество случаев производственного травматизма; количество претензий контролирующих организаций по несоблюдению требований к условиям труда и сумма выплаченных штрафов; доступность информационных ресурсов для персонала; участие персонала в управлении предприятием

Вне шн ие условия Количество претензий контролирующих организаций по несоблюдению требований к экологическим аспектам деятельности и сумма выплаченных штрафов; количество полученных наград, в том числе на выставках, ярмарках и от органов власти, общественных организаций; сохранение стратегических ресурсов (вода, электроэнергия); работа с потребителями; участие в жизни региона, общества

ции концентрируется на ключевых для нее процедурах, результаты которых соответствуют ее целям и миссии. С помощью реинжиниринга осуществляется реоргани -зация производственных процессов, для каждого из ко -торых можно выделить начало и конец, и методов рабо -ты, которые ориентируются на потребности клиентов. При реинжиниринге модифицируется не только система функционирования, но также кадровая политика, уп -равляющая система и т. д. Рабочие процедуры и конт-роль над ними осуществляются физическими лицами или командой людей, а не подразделениями. Такая реорганизация должна способствовать повышению конкурентоспособности предприятия.

Немаловажное значение имеет тот факт, что создание интегрированных структур в кондитерской промыш -ленности (концернов, холдингов) обусловлено обеспечением должной устойчивости этих хозяйственных систем на внутреннем и внешних рынках, а также способ -ностью привлечения финансовых капиталов в объемах, необходимых для масштабного технического перево -оружения производства. Это создает возможности для внутреннего межотраслевого перелива капиталов с уче -том диверсификации производства и динамики спроса. В интегрированных структурах достигается также кон -центрация высококвалифицированных управляющих, благодаря чему организуется действенное стратегическое планирование в рамках определенной стратегии развития всех подразделений. Наконец, интегрированные структуры добиваются тесного соединения науки с производством, создавая в этих целях лаборатории с квалифицированными кадрами.

Полагаем, что основные усилия системной работы необходимо сосредоточить на качественном организационном и структурном преобразовании производства на базе модернизации промышленного капитала. Потен-

циал кондитерской промышленности в настоящее время составляет примерно половину дореформенного аналогичного показателя. Произошло резкое снижение инновационной деятельности на многих предприятиях, что ускорило рост износа производственных фондов. По данным статистики, в 2006 г. износ основных производственных фондов в среднем по отрасли составил 45%. Кондитерским предприятиям предстоит заменить не менее 50% оборудования, морально и физического ус-таревшего4.

Практика показывает, что решать проблемы, связанные с модернизацией производства гораздо проще в рамках интегрированных хозяйственных систем, чем обособленному предприятию. Многие из реализо ванных проектов уже доказали свою эффективность. Так, в первые же годы работы холдинга «Объединенные кондитеры » на всех предприятиях, входящих в него, началась реализация программ по техническому перевооружению, реконструкции или модернизации производства. В 2005 г. был подписан контракт с германской фирмой на поставку и монтаж оборудования для выпуска глазированной халвы и полуфабрикатов, стоимость которого свыше 15 млн евро. Новая линия рассчитана на производство 1 т готовой продукции в час. Она будет установлена на фабрике «Рот Фронт». Другая компания, входящая в холдинг, «Кондитерский концерн Бабаевский», приобрела в 2005 г. две производственные линии: для выпуска глазированных шоколадом конфет стоимостью 1 0,7 млн евро и для производства шоколада стоимостью 17 млн дол. Компания « Нестле» планирует инвестировать 85 млн руб. в ОАО «Кондитерская фабрика «Камская»» (Пермь) на внедрение новой линии по производству шоколадных батончиков. Все это позволит предприятиям достичь лучших показателей и выйти на качественно новый уро -вень своего развития5.

Усиление конкурентной борьбы на кондитерском рынке предполагает развитие новых форм организации производства и реализации продукции, а также вынуж -дает пересмотреть не только базовые постулаты классической концепции хозяйственного предприятия, но и общие теоретические положения. Зримым результатом стали положительные сдвиги в производственной и коммерческой деятельности ряда крупных кондитерских объединений. Их практика - свидетельство правильного выбора направления своего развития, способствующего согласованию частных интересов с интересами народного хозяйства и общества в целом.

1 См.: Гаффорова Е.Б. Интеграция менеджмента для повы-шения качества деятельности предприятия // Пищевая промышленность. 2007. № 2.

2 См.: Васильева Л.Н., Муравьева Е.А. Методы управления инновационной деятельностью. М.: КНОРУС, 2005.

3 См.: Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001.

4 См.: Красильников А. Эволюционные модели в теории экономического роста // Вопросы экономики. 2007. № 1.

5 См.: Редруэлло Ф. Анализ кондитерского рынка России // Кондитерское производство. 2006. № 4.

УДК 338(470)

МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КАИМАТА И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОАИТИКИ РЕСПУБАИКИ ИНГУШЕТИЯ

Т.Б. Мержоев,

зам. директора ГОУ ДПО «Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров и специалистов Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова »

ВЕСТНИК. 2007. № 19(5)

В настоящее время определяющее значение в решении проблем социально-экономического развития Ингушетии, как и России в целом, имеют инвестиции в определенный сектор экономики, особенно в ее высокотехнологичные и наукоемкие сферы. В системе целей и направлений инвестиционной политики Ингушетии отчетливо просматриваются две состав -ляющие.

Первой составляющей является федеральная инвестиционная поли -тика, которая отчетливо просматривается в системе организации бюджетных отношений, когда финансирование капитальных вложений в Ингушетии осуществляется за счет средств федерального бюджета. Данная составляющая республиканской инвестиционной политики неизбежно и регулярно претерпевает определенные изменения, обусловленные текущим уровнем национального дохода и его частью, изымаемой в национальный бюджетный фонд, а также текущим распределением бюджетных доходов.

Второй составляющей является инвестиционная политика, непосред -ственно разрабатываемая и осуществляемая Ингушетией, но выстраиваемая в рамках достаточно жесткого федерального законодательства и под контролем институтов, отвечающих за формирование в России единого правового поля. Инвестиционная политика Ингушетии акцентирует внимание на целях, направленных в первую очередь на решение ее социально-эко номических проблем.

Система формирования и реализации инвестиционной политики Ингушетии должна включать три взаимосвязанных и взаимозависимых блока.

Первым блок - это основные факторы, определяющие инвестиционную политику республики и механизм ее реализации. К ним относятся: 1) инвестиционный климат в республике; 2) показатели формирования инвестиционного потенциала республики; 3) уровень инвестиционных рисков; 4) факторы внутреннего и внешнего воздействия.

Второй блок представляет непосредственно этапы формирования инвестиционной политики: 1) определение целей и главных приоритетов инвестиционной политики в зависимости от целей и задач обшей социально-эко номической политики республики; 2) формирование Комплексной инвестиционной программы социально-экономического развития республики на среднесрочную и долгосрочную перспективы; 3) разработка принципов механизма реализации инвестиционной политики.

Третий блок должен состоять из средств, с помощью которых предусматривается достижение целей инвестиционной политики. Он включает комплекс применяемых методов управления (экономических, администра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.