службы первичной медицинской помощи и материально-технической базы скорой медицинской помощи; уни -фикация медицинской помощи на основе внедрения клинических протоколов и медико-экономических стандартов медицинских услуг; формирование у населения культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению, углубленной диспансеризации, формирование паспорта здоровья для каждого сельского жителя; осуществление профилактических мероприятий, направ -ленных на снижение уровня заболеваемости населения социально значимыми болезнями и управляемыми инфекциями; обеспечение первоочередного развития служб охраны материнства и детства, укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений детства и родовспоможения; развитие медицинской науки, внедрение инновационных, телемеди -цинских и других современных технологий, удовлетво-рение потребности в высокотехнологичных видах диаг -ностической и лечебной помощи.
Реализация указанных мер позволит: обеспечить сбалансированность объемов государственных гарантий в части предоставления населению бесплатной меди -цинской помощи и лекарственного обеспечения с фи -нансовыми возможностями области; укомплектовать участковое звено амбулаторно-поликлинических учреждений врачебными кадрами и средним персоналом;оснастить амбулаторно-поликлинические учреждения не-обходимымдиагностическим оборудованием и транс пор -том скорой помощи, перенести часть объемов медицинской помощи со стационарного на амбулаторный этап; снизить младенческую смертность по Саратовской об -
ласти с 10,5 до 9,0 на 1 000 родившихся живыми и материнскую смертность с 27,9 до 24,0 на 100 тыс.; снизить показатель первичной заболеваемости детей до 14 лет с 1571,0 до 1 500,0 на 1000 детского населения; снизить показатель общей заболеваемости детей до 14 лет с 2171,4 до 1954,0 на 1000 детского населения; снизить уровень социально значимых заболеваний (в том числе туберкулеза - с 75,7 до 70,0 на 100 тыс. населения, сифилиса - с 63,8 до 55,0 на 100 тыс. населения, синдро -ма зависимости от алкоголя с 84,5 до 75,0 на 100 тыс. населения, синдрома зависимости от наркотических веществ - с 1 4,2 до 6,0 на 100 тыс. населения, снижение заболеваемости ВИЧ/СПИДом - с 1 9,5до 15,5 на 100 тыс. населения).
Приоритетным направлением в развитии здравоохранения является национальный проект «Здоровье», который позволит обеспечить скрининг новорожденных на врожденные заболевания, иммунную прослойку, внедрить диспансеризацию трудоспособного населения области, расширить информирование населения по вопросам профилактики заболеваний и пропаганды здорового образа жизни.
До 2008 г. в Саратовской области предусматривается реконструкция и строительство 15 новых объектов здравоохранения на территории 10 муниципальных образований области, в том числе 4 объектов общеобластного значения. Таким образом, реализация государственной программы позволит улучшить качество жизни на селе и эффективность агропромышленного про -изводства.
УДК 338.45:664
СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ КОНДИТЕРСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Анализ функций, выполняемых на всех уровнях управления, показал узкую специализацию менеджеров в отношении определенных объектов управления. Это разделение особенно заметно на высшем уровне управления. В действующей практике управления преобладает функциональный подход, эффективность применения которого в последние годы
ставится под сомнение как исследователями, так и специалистами-прак-
1
тиками .
Следует отметить, что ни в одной из исследованных организаций в составе функций управленческого персонала всех уровней не были четко обозначены работы по регулярному изучению требований заинтересованных сторон (государство, общество, потребители, акционеры, партнеры, собственный персонал) и их системному использованию в управлении. Практика показывает, что управленцы всех уровней в большей степени изучают и принимают во внимание требования государства (в виде законодательных и нормативных документов) в отношении практически всех объектов управления. Основные требования потребителей к продукции, персоналу и внешним условиям учитываются отдельными специалистами в управлении предприятием без соответствующего анализа и взаимосвязи с другими объектами управления. Среди прочих групп заинтересованных
М.А. Ляпина,
аспирантка кафедры экономики и управления на предприятии, СГСЭУ
ВЕСТНИК. 2007. № 19(5)
сторон можно выделить требования акционеров в отношении финансов, а также самого предприятия (руководства), распространяющиеся на все объекты управления. Именно эти требования служат источником постоянной руководящей информации для управляющего звена предприятия. Требования общества, собственного персонала и партнеров, если таковые в произвольном порядке периодически поступают на предприятия, рассматриваются и учитываются скорее как исключение, чем как правило в общей практике управления, в которой не предусмотрены процедуры, инициирующие выявление требований, проведение их анализа и выполнения.
Кроме того, было отмечено несоответствие провозглашенных целей и используемых в управлении показателей , что позволяет говорить о разбалансированности в управлении предприятиями. Однако получить объективную информацию об эффективности системы менеджмента можно только при использовании надежных индикаторов, которыми служат определенные показатели, характеризующие наиболее значимые свойства объектов управления. Большинство показателей являются качественными и не поддаются количественному измерению, а значит, при использовании в управлении объектами имеют высокую степень субъективности и практически не поддаются планированию и контролю. Кроме того, применение разрозненных показателей, характеризующих объект с разных сторон, не позволяет составить о нем комплексное представление и выбрать приоритеты при принятии управленческих решений.
Для возможности устранения этих проблем и четко -го структурирования субъектов управления нами была разработана и предложена для использования структурная модель единой (интегрированной) системы менеджмента. Наряду с идентификацией субъектов управления данная модель позволяет систематизировать информацию об объектах и выполняемых в отношении них функциях управления (планирование, организация, контроль, анализ и улучшение). К основным объектам уп -равления относятся: финансы, продукция, персонал, основные и вспомогательные производственные процессы , все виды материальных и информационных ресурсов , а также внутренние и внешние условия деятельности предприятия.
Создание системы менеджмента согласно этой модели позволяет гармонизировать и систематизировать все существующие требования заинтересованных сторон в отношении всех объектов управления и осуществлять единые и взаимосвязанные управленческие действия субъектами управления всех уровней. Кроме того, предлагаемая модель пригодна для встраивания в нее « изнутри» , а не параллельно, отдельных систем менеджмента, в том числе на основе международных стандартов.
Для всех присутствующих в модели объектов управления были разработаны типовые показатели с позиции их соответствия наиболее распространенным целям и определены возможности объективного оценивания при управлении на высшем уровне этими объектами и предприятием в целом (таблица).
В общем виде механизм создания и использования интегрированной системы менеджмента на конкретном предприятии при сформированных миссии и основных целях деятельности может включать:
- адаптацию предлагаемой модели к реальной практике управления, т. е. корректировку состава объектов, субъектов и функций в зависимости от специфики деятельности предприятия;
- выбор показателей (корректировку предлагаемого типового перечня) всех объектов управления как индикаторов достижения поставленных целей, определение единиц измерения, разработку шкал балльной оценки для качественных показателей;
- определение нормативных значений откорректированных ранее показателей, характеризующих достижение поставленной цели каждым объектом и системой в целом ;
- установление коэффициентов весомости каждого показателя в разрезе отдельного объекта и системы в целом, что необходимо для учета влияния каждого свойства , характеризуемого показателем, на качество объекта управления в целом;
- определение возможности и необходимости использования выбранных показателей при осуществлении основных функций управления (планирование, контроль) на каждом иерархическом уровне с указанием функции коммуникации при применении каждого показателя.
Предложенная модель единой системы менеджмента способствует: повышению оперативности и согласованности принимаемых управленческих решений ; максимальному использованию требований потребителей и других заинтересованных сторон в формировании характеристик выпускаемой продукции, процессов ее производства и деятельности предприятия в целом; снижению рисков возникновения несоответствий или их оперативному устранению на различных стадиях жизненного цикла продукции на основании объективного представления о состоянии всех объектов; снижению общих расходов на менеджмент предприятия и улучшению в целом морального климата в коллективах за счет командной деятельности, устранения дублирующих функций и предупреждения авральных мероприятий.
Одним из принципов развития управления многими учеными признается корпоративный стратегический инжиниринг. Примером кардинальных форм перестройки организационно-управляющей структуры компании считается реинжиниринг. Существует множество подходов к определению реинжиниринга. Некоторыми экономистами и предпринимателями он рассматривается чуть ли не как главный инструмент, призванный революционизировать предприятие как по методам работы, так и по достигаемым результатам2. Одни авторы характеризуют реинжиниринг как быструю и радикальную перестройку стратегических процедур производственного плана с целью повышения производительности и оптимизации рабочих потоков. Другие видят в нем средство повышения эффективности организационной структуры и радикального пересмотра рабочих процедур с целью улучшения таких показателей, как издержки, качество ус -луги и оперативность3.
Мы считаем, что реинжиниринг предполагает соответствующую адаптацию организационных структур предприятия, особенно актуальную в процессе интеграции. Он помогает выделить стратегические для организации процедуры, соответствующие ценностям, задачам и приоритетам предприятия. Здесь внимание организа-
Типовой перечень показателей объектов интегрированной системы менеджмента
Объект управления Показатель
Финансы Средства на расчетных счетах предприятия; доля основного и оборотного капитала в активах предприятия; сумма кредиторской задолженности предприятия
Продукция Качество продукции; объем производства; стоимость реализованной продукции; доля и стоимость возвращенной продукции; доля обновленного ассортимента; число претензий от потребителей и рекламаций контролирующих органов; сумма выплаченных штрафов; удовлетворенность потребителей; популярность бренда
Производ - ственные процессы Производительность труда; соблюдение сроков производства; соблюдение технологических режимов; доля и стоимость производственных отходов (брака); доля поставок сьрья с нарушением сроков; количество внутренних претензий подразделений друг к другу по несоблюдению требований выполнения процессов; доля поставок собственной продукции с нарушением сроков, зарегистрированных самостоятельно и количество претензий потребителей по срокам поставки
Персонал Текучесть кадров; предоставление социальных гарантий; средства, затраченные на обучение работников; доля сотрудников с требуемым опытом работы; доля сотрудников с требуемым образованием; средний стаж работы сотрудников на предприятии; индекс удовлетворенности персонала; количество предложений по улучшению деятельности всего и на одного работника
Материально -технические и ин -формацион-ные ресурсы Доля сырья и материалов, поступивших на предприятие, с несоответствием по качеству и количеству; оснащенность производства; оборачиваемость материальных запасов; количество оборудования, находящегося в простое по причине аварийного выхода из строя и ненадлежащей эксплуатации персоналом; невыполнение графиков ремонта и стоимость произведенного ремонта; число аварий в системах тепло-, водо- и электроснабжения и стоимость произведенного ремонта; доля затрат на информационные технологии в общем объеме административных расходов; состояние компьютерных систем и оргтехники
Внутренние условия Состояние производственной среды; количество случаев производственного травматизма; количество претензий контролирующих организаций по несоблюдению требований к условиям труда и сумма выплаченных штрафов; доступность информационных ресурсов для персонала; участие персонала в управлении предприятием
Вне шн ие условия Количество претензий контролирующих организаций по несоблюдению требований к экологическим аспектам деятельности и сумма выплаченных штрафов; количество полученных наград, в том числе на выставках, ярмарках и от органов власти, общественных организаций; сохранение стратегических ресурсов (вода, электроэнергия); работа с потребителями; участие в жизни региона, общества
ции концентрируется на ключевых для нее процедурах, результаты которых соответствуют ее целям и миссии. С помощью реинжиниринга осуществляется реоргани -зация производственных процессов, для каждого из ко -торых можно выделить начало и конец, и методов рабо -ты, которые ориентируются на потребности клиентов. При реинжиниринге модифицируется не только система функционирования, но также кадровая политика, уп -равляющая система и т. д. Рабочие процедуры и конт-роль над ними осуществляются физическими лицами или командой людей, а не подразделениями. Такая реорганизация должна способствовать повышению конкурентоспособности предприятия.
Немаловажное значение имеет тот факт, что создание интегрированных структур в кондитерской промыш -ленности (концернов, холдингов) обусловлено обеспечением должной устойчивости этих хозяйственных систем на внутреннем и внешних рынках, а также способ -ностью привлечения финансовых капиталов в объемах, необходимых для масштабного технического перево -оружения производства. Это создает возможности для внутреннего межотраслевого перелива капиталов с уче -том диверсификации производства и динамики спроса. В интегрированных структурах достигается также кон -центрация высококвалифицированных управляющих, благодаря чему организуется действенное стратегическое планирование в рамках определенной стратегии развития всех подразделений. Наконец, интегрированные структуры добиваются тесного соединения науки с производством, создавая в этих целях лаборатории с квалифицированными кадрами.
Полагаем, что основные усилия системной работы необходимо сосредоточить на качественном организационном и структурном преобразовании производства на базе модернизации промышленного капитала. Потен-
циал кондитерской промышленности в настоящее время составляет примерно половину дореформенного аналогичного показателя. Произошло резкое снижение инновационной деятельности на многих предприятиях, что ускорило рост износа производственных фондов. По данным статистики, в 2006 г. износ основных производственных фондов в среднем по отрасли составил 45%. Кондитерским предприятиям предстоит заменить не менее 50% оборудования, морально и физического ус-таревшего4.
Практика показывает, что решать проблемы, связанные с модернизацией производства гораздо проще в рамках интегрированных хозяйственных систем, чем обособленному предприятию. Многие из реализо ванных проектов уже доказали свою эффективность. Так, в первые же годы работы холдинга «Объединенные кондитеры » на всех предприятиях, входящих в него, началась реализация программ по техническому перевооружению, реконструкции или модернизации производства. В 2005 г. был подписан контракт с германской фирмой на поставку и монтаж оборудования для выпуска глазированной халвы и полуфабрикатов, стоимость которого свыше 15 млн евро. Новая линия рассчитана на производство 1 т готовой продукции в час. Она будет установлена на фабрике «Рот Фронт». Другая компания, входящая в холдинг, «Кондитерский концерн Бабаевский», приобрела в 2005 г. две производственные линии: для выпуска глазированных шоколадом конфет стоимостью 1 0,7 млн евро и для производства шоколада стоимостью 17 млн дол. Компания « Нестле» планирует инвестировать 85 млн руб. в ОАО «Кондитерская фабрика «Камская»» (Пермь) на внедрение новой линии по производству шоколадных батончиков. Все это позволит предприятиям достичь лучших показателей и выйти на качественно новый уро -вень своего развития5.
Усиление конкурентной борьбы на кондитерском рынке предполагает развитие новых форм организации производства и реализации продукции, а также вынуж -дает пересмотреть не только базовые постулаты классической концепции хозяйственного предприятия, но и общие теоретические положения. Зримым результатом стали положительные сдвиги в производственной и коммерческой деятельности ряда крупных кондитерских объединений. Их практика - свидетельство правильного выбора направления своего развития, способствующего согласованию частных интересов с интересами народного хозяйства и общества в целом.
1 См.: Гаффорова Е.Б. Интеграция менеджмента для повы-шения качества деятельности предприятия // Пищевая промышленность. 2007. № 2.
2 См.: Васильева Л.Н., Муравьева Е.А. Методы управления инновационной деятельностью. М.: КНОРУС, 2005.
3 См.: Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001.
4 См.: Красильников А. Эволюционные модели в теории экономического роста // Вопросы экономики. 2007. № 1.
5 См.: Редруэлло Ф. Анализ кондитерского рынка России // Кондитерское производство. 2006. № 4.
УДК 338(470)
МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КАИМАТА И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОАИТИКИ РЕСПУБАИКИ ИНГУШЕТИЯ
Т.Б. Мержоев,
зам. директора ГОУ ДПО «Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров и специалистов Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова »
ВЕСТНИК. 2007. № 19(5)
В настоящее время определяющее значение в решении проблем социально-экономического развития Ингушетии, как и России в целом, имеют инвестиции в определенный сектор экономики, особенно в ее высокотехнологичные и наукоемкие сферы. В системе целей и направлений инвестиционной политики Ингушетии отчетливо просматриваются две состав -ляющие.
Первой составляющей является федеральная инвестиционная поли -тика, которая отчетливо просматривается в системе организации бюджетных отношений, когда финансирование капитальных вложений в Ингушетии осуществляется за счет средств федерального бюджета. Данная составляющая республиканской инвестиционной политики неизбежно и регулярно претерпевает определенные изменения, обусловленные текущим уровнем национального дохода и его частью, изымаемой в национальный бюджетный фонд, а также текущим распределением бюджетных доходов.
Второй составляющей является инвестиционная политика, непосред -ственно разрабатываемая и осуществляемая Ингушетией, но выстраиваемая в рамках достаточно жесткого федерального законодательства и под контролем институтов, отвечающих за формирование в России единого правового поля. Инвестиционная политика Ингушетии акцентирует внимание на целях, направленных в первую очередь на решение ее социально-эко номических проблем.
Система формирования и реализации инвестиционной политики Ингушетии должна включать три взаимосвязанных и взаимозависимых блока.
Первым блок - это основные факторы, определяющие инвестиционную политику республики и механизм ее реализации. К ним относятся: 1) инвестиционный климат в республике; 2) показатели формирования инвестиционного потенциала республики; 3) уровень инвестиционных рисков; 4) факторы внутреннего и внешнего воздействия.
Второй блок представляет непосредственно этапы формирования инвестиционной политики: 1) определение целей и главных приоритетов инвестиционной политики в зависимости от целей и задач обшей социально-эко номической политики республики; 2) формирование Комплексной инвестиционной программы социально-экономического развития республики на среднесрочную и долгосрочную перспективы; 3) разработка принципов механизма реализации инвестиционной политики.
Третий блок должен состоять из средств, с помощью которых предусматривается достижение целей инвестиционной политики. Он включает комплекс применяемых методов управления (экономических, администра-