Научная статья на тему 'Предпринимательство в жизненных планах студентов вузов: гендерные различия'

Предпринимательство в жизненных планах студентов вузов: гендерные различия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
254
539
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РОЛИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ / СТУДЕНТЫ / ВУЗЫ / ECONOMIC SOCIALIZATION / ECONOMIC ROLES / ECONOMIC BEHAVIOR / ECONOMIC IDENTITY / LIFE PLANS / STUDENTS / UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Таланов С.Л., Гаджибабаева А.А.

Анализируется отношение студентов к предпринимательской деятельности. Установлено, что только каждый пятый респондент хотел бы при определенных условиях посвятить свою жизнь предпринимательству. В результате исследования выявлен гендерный дисбаланс. Значительная часть девушек к бизнесменам относятся позитивно. Они допускают, что лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, нарушают закон, но считают это вынужденной реакцией людей на несовершенство законодательства в соответствующей сфере. Юноши оценивают предпринимателей как людей, стремящихся любой ценой обогатиться (не платить налоги и т. п.), а не как людей, которые стараются сделать что-то полезное для страны и общества. Кроме того, чем старше юноши, тем более индифферентно они относятся к предпринимателям. Для девушек характерна другая закономерность: чем они старше, тем более положительно относятся к лицам, занимающимся мелким и средним бизнесом. При этом у юношей патерналистские позиции выражены сильнее, чем у девушек. Предлагаются мероприятия по стимулированию интереса студентов к предпринимательству, а также по повышению финансовой грамотности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Таланов С.Л., Гаджибабаева А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURSHIP IN LIFE PLANS OF STUDENTS OF HIGH SCHOOLS: GENDER DIFFERENCES

The attitude of students to entrepreneurship is analyzed. It is established that only one person out of five would like to devote his life to entrepreneurship under certain conditions. The study revealed a gender imbalance. In particular, a significant part of female students refers to entrepreneurship positively. Such an attitude is formed in spite of the fact that the female students admit that persons engaged in entrepreneurial activity might violate the law. Such a violation is explained as a reaction of normal people to the imperfection of legislation in the field of entrepreneurship. Young male students consider the entrepreneurs as people who are striving to enrich themselves in every way (not to pay taxes, etc.), and not as people who are trying to do something useful for the country and people. Moreover, the older the male students are, the more indifferent they are to entrepreneurs. A different pattern can be applied to the girls. Namely, the older the female students are, the more positively they relate to individuals engaged in small and medium-sized businesses. At the same time, paternalistic position is more characteristic of male students. Activities to stimulate students’ interest to entrepreneurship are proposed, as well as the measures to increase students’ financial literacy.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство в жизненных планах студентов вузов: гендерные различия»

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Woman in Russian Society

Женщина в российском обществе

2019. No. 1. P. 52—63 DOI: 10.21064/WinRS.2019.1.5

2019. № 1. С. 52—63 ББК 60.561.2

DOI: 10.21064/WinRS.2019.1.5

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНАХ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ: ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

С. Л. Таланов, А. А. Гаджибабаева

Ярославский государственный педагогический университет, г. Ярославль, Россия, talanov_sergei@mail.ru

Анализируется отношение студентов к предпринимательской деятельности. Установлено, что только каждый пятый респондент хотел бы при определенных условиях посвятить свою жизнь предпринимательству. В результате исследования выявлен тендерный дисбаланс. Значительная часть девушек к бизнесменам относятся позитивно. Они допускают, что лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, нарушают закон, но считают это вынужденной реакцией людей на несовершенство законодательства в соответствующей сфере. Юноши оценивают предпринимателей как людей, стремящихся любой ценой обогатиться (не платить налоги и т. п.), а не как людей, которые стараются сделать что-то полезное для страны и общества. Кроме того, чем старше юноши, тем более индифферентно они относятся к предпринимателям. Для девушек характерна другая закономерность: чем они старше, тем более положительно относятся к лицам, занимающимся мелким и средним бизнесом. При этом у юношей патерналистские позиции выражены сильнее, чем у девушек. Предлагаются мероприятия по стимулированию интереса студентов к предпринимательству, а также по повышению финансовой грамотности обучающихся.

Ключевые слова: экономическая социализация, экономические роли, экономическое поведение, экономическая идентичность, жизненные планы, студенты, вузы.

ENTREPRENEURSHIP IN LIFE PLANS OF STUDENTS OF HIGH SCHOOLS: GENDER DIFFERENCES

S. L. Talanov, A. А. Gadzhibabaeva

Yaroslavl State Pedagogical University, Yaroslavl, Russian Federation, talanov_sergei@mail.ru

The attitude of students to entrepreneurship is analyzed. It is established that only one person out of five would like to devote his life to entrepreneurship under certain conditions. The study revealed a gender imbalance. In particular, a significant part of female students refers to entrepreneurship positively. Such an attitude is formed in spite of the fact that the female students admit that persons engaged in entrepreneurial activity might violate the law.

© Таланов С. Л., Гаджибабаева А. А., 2019

Such a violation is explained as a reaction of normal people to the imperfection of legislation in the field of entrepreneurship. Young male students consider the entrepreneurs as people who are striving to enrich themselves in every way (not to pay taxes, etc.), and not as people who are trying to do something useful for the country and people. Moreover, the older the male students are, the more indifferent they are to entrepreneurs. A different pattern can be applied to the girls. Namely, the older the female students are, the more positively they relate to individuals engaged in small and medium-sized businesses. At the same time, paternalistic position is more characteristic of male students. Activities to stimulate students' interest to entrepreneur-ship are proposed, as well as the measures to increase students' financial literacy.

Key words: economic socialization, economic roles, economic behavior, economic identity, life plans, students, universities.

Актуальность исследования

В условиях постоянного совершенствования технологии и автоматизации производства все большее число граждан вынуждены беспокоиться за свое будущее. Проблема усложняется тем, что рост технологической безработицы происходит в условиях роста циклической безработицы и масштабов международной трудовой миграции (снижение цены на рабочую силу). С целью уменьшения налоговой нагрузки на бюджет (сокращение выплат пособий и т. п.), повышения собираемости налогов (создание новых рабочих мест), сглаживания социальных потрясений, повышения качества и уровня жизни населения, а также создания условий для полной самореализации личности Правительство РФ разрабатывает федеральные программы поддержки малого и среднего предпринимательства. В свою очередь, региональные власти создают аналогичные программы по поддержке предпринимательства в субъектах РФ. Как справедливо отмечают эксперты, значительной части населения, в том числе и студенческой молодежи, присущи финансовая безграмотность, установка на кратковременное планирование и патерналистские позиции [Кудашов, Таланов, 2016].

Учитывая перечисленное выше, мы предприняли попытку изучить, какое место занимает предпринимательство в жизненных планах студентов, а также насколько учебные дисциплины, преподаваемые в вузах, способствуют формированию необходимых экономических знаний у обучающихся и повышению у них интереса к предпринимательской деятельности.

Эмпирическая база исследования

В 2016 г. осуществлен опрос студентов Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, Ярославского филиала Российского университета транспорта. Выборка квотная. Выборочная совокупность n = 756. Переменные квотирования — пол (318 юношей, 438 девушек), возраст, вуз. Проведены биографические интервью со студентами, которые занимаются или занимались предпринимательской деятельностью, n = 12, а также опрос экспертов, n = 10.

Вторичный анализ сделан на основе результатов исследований, осуществленных Институтом социологии РАН (г. Москва), Институтом развития

стратегических инициатив (г. Ярославль) и Всероссийским центром изучения общественного мнения.

Гипотезы исследования

1. Значительная часть студенток-девушек относятся к предпринимателям позитивно, что является следствием их представлений о бизнесменах как о людях с высокой самооценкой, целеустремленных, открытых всему новому, умеющих строить долгосрочные планы.

2. Студенты-юноши оценивают предпринимателей как людей, стремящихся любой ценой обогатиться (не платить налоги и т. п.), а не как людей, которые стараются сделать что-то полезное для страны и общества.

3. Вузы не способствуют получению студентами знаний, умений и навыков, необходимых для предпринимательской деятельности.

4. Значительная часть студентов полагают, что перспектив для развития предпринимательства не существует: государство в лице правительства только делает вид, что поддерживает малый и средний бизнес.

5. Студенты-юноши, не планируют заниматься предпринимательской деятельностью, так как считают данную сферу рискованной, а студентки-девушки не стремятся к этому из-за отсутствия необходимых экономических знаний, умений, навыков.

Результаты исследования

Сначала мы изучали, какими характеристиками наши респонденты наделяют лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (табл. 1).

Таблица 1

Характеристики, присущие лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью, % (п = 756)

Характеристика Юноши Девушки

Готовность к риску, авантюризм 79 38

Умение обманывать и наживаться на доверчивости и безграмотности других людей 65 23

Высокая самооценка 62 73

Открытость всему новому 56 83

Умение отстаивать свои интересы 53 78

Умение осуществлять долгосрочное планирование 48 88

Коммуникабельность 37 46

Ответственность 23 33

Другие характеристики 6 5

Примечание. Вопрос множественный.

Значительная часть девушек отметили, что предприниматели — это целеустремленные люди с высокой самооценкой, которые открыты всему новому, умеют строить долгосрочные планы. Большая часть юношей полагают, что предприниматели — это авантюристы, пользующиеся доверчивостью людей, чтобы быстрым способом обогатиться.

По мнению П. Бурдьё, люди формируют свои ожидания с учетом своих возможностей. Например, занятие бизнесом предполагает наличие какого-либо капитала у родителей. Человек, который растет в семье бизнесмена, готовит себя к предпринимательской деятельности (см.: [Современная социальная теория, 1995: 31]). По этой причине мы решили выяснить, у какого количества студентов есть родители, занимающиеся бизнесом. «Социальное поле», по П. Бурдьё, это среда, в которой осуществляются социальные отношения, т. е. ее составляют не только родители, но и братья, сестры, друзья. Поэтому нас интересовало, занимаются ли братья и сестры респондентов бизнесом, а также сколько знакомых предпринимателей у студентов среди близких друзей (табл. 2).

Таблица 2

Ответ на вопрос «Много ли среди ваших родных, друзей и знакомых предпринимателей?», % (п = 756)

Предпринимательской деятельностью занимается Юноши Девушки

Мама 6 8

Папа 8 13

Брат 7 12

Сестра - 8

Друг 11 14

Подруга 5 -

Нет родных, друзей и знакомых среди предпринимателей 63 45

Как видно из таблицы, в Ярославле небольшой процент студентов, у которых родители являются предпринимателями.

В рамках опроса мы установили, что девушки, у которых мать занимается предпринимательской деятельностью, планируют после окончания вуза иметь свой бизнес. Юноши, у которых предпринимателем является отец, желают заниматься аналогичной деятельностью. Данные подтверждают выводы П. Бурдьё о том, что люди формируют свои ожидания с учетом своих возможностей. Поэтому неудивительно, что предпринимательской деятельностью хотят заниматься те студенты, у которых есть экономический капитал (собственность, бизнес, деньги родителей). Кроме того, проведенные ранее исследования доказывают, что состоятельные родители предпочитают, чтобы их дети учились за границей либо в Москве и Санкт-Петербурге [Таланов, 2014]. Соответственно в вузах Ярославской области не очень большой процент студентов с высоким экономическим капиталом. Если бы мы имели возможность опросить студентов московских и санкт-петербургских вузов, которые приехали учиться из Ярославской области, вероятно, получили бы иные данные.

Исследования, проведенные среди учеников школ Ярославля в 2014— 2016 гг., показали, что родители даже при наличии значительного экономического капитала стремятся к тому, чтобы их дети в будущем не занимались его увеличением, а приобрели либо символический капитал, либо культурный, т. е. состоятельные родители активно работают на социальный капитал своих детей [Таланов, 2017]. Наиболее распространенной стратегией таких родителей является стратегия, направленная на приобретение некой «охранной грамоты» — статуса, позволяющего иметь связи во властных структурах или самому входить в них

и таким образом, как минимум, сохранить тот экономический капитал, который уже есть у семейной группы. Очень многие родители из состоятельных семей желали бы видеть своих детей в будущем в качестве государственных служащих. С помощью репетиторов они обеспечивают детям высокие результаты ЕГЭ, победы в олимпиадах. Это, в свою очередь, позволяет им поступить, например, в Московский университет или Высшую школу экономики, тем самым приобретается культурный капитал. Трудоустройство в Правительстве РФ или мэрии Москвы обеспечивает еще более устойчивый социальный капитал (принадлежность к высокостатусной группе).

Какая же стратегия у родителей и их детей из бедных слоев общества? В этом случае родители пытаются создать своим детям условия приобретения культурного капитала (авторитет вуза, образование). В основном родители мечтают, чтобы они получили высшее образование хоть в каком-нибудь вузе, а далее через так называемый черный вход реализовать стратегию, при которой увеличивается культурный капитал. После окончания какого-либо регионального вуза их дети поступают в магистратуру МГУ, ВШЭ или другого престижного вуза и в лучшем случае получают степень магистра.

Но одно дело стратегия родителей. А как сами студенты планируют свое будущее, хотят ли они приобретать больший экономический капитал, чем у их семьи, или мечтают о большем культурном капитале, чем у их родителей? Чтобы это понять, мы сначала попытались выяснить, как студенты относятся к предпринимателям (табл. 3).

Таблица 3

Отношение студентов к предпринимателям, % (n = 756)

Отношение Юноши Девушки

Негативное 65 23

Позитивное 19 62

Нейтральное 16 15

Значительная часть студенток-девушек к предпринимателям относятся позитивно. С чем данное обстоятельство связано? С потребностью все время соответствовать моде, для чего необходимо много денег? Или проблема в том, что эти девушки живут в бедных семьях и не способны в обществе потребления соответствовать стандартам успеха? Интересно, что чем старше студентки, тем более положительно они относятся к лицам, занимающимся мелким и средним бизнесом.

Далее мы выяснили у студентов, как относятся их родители к предпринимателям (табл. 4).

Таблица 4

Отношение родителей студентов к предпринимателям, % (n = 756)

Отношение Юноши Девушки

Негативное 65 32

Позитивное 14 21

Нейтральное 21 47

65 % юношей и 32 % девушек отметили, что их родители негативно относятся к предпринимателям, и пояснили, с чем именно это связано. С точки зрения родителей данной группы студентов, предприниматели — это лица, систематически обманывающие других людей и наживающиеся на их доверчивости и безграмотности. Студентки-девушки из несостоятельных семей указали, что их родители негативно относятся к лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью. Девушки из семей среднего достатка отметили позитивное отношение родителей к предпринимателям. Такая же связь обнаружена в ответах юношей: чем беднее живет семья, тем негативнее отношение родителей к бизнесменам, и чем она состоятельнее, тем лучше данное отношение.

Мы определили также, как относятся к предпринимателям друзья наших респондентов (табл. 5).

Таблица 5

Отношение друзей студентов к предпринимателям, % (п = 756)

Отношение Юноши Девушки

Негативное 60 35

Позитивное 24 38

Нейтральное 16 27

60 % юношей и 35 % девушек отметили негативное отношение друзей к предпринимателям. Выявлено, что студенты-юноши из несостоятельных семей общаются преимущественно с лицами, обладающими примерно таким же экономическим капиталом (хватает только на еду, коммунальные платежи, транспортные расходы, но не на приобретение дорогих вещей, машин и квартир).

У девушек более фрагментарное представление о друзьях. Студентки относят к друзьям не только тех, кто с ними духовно близок, готов их всегда поддержать, заботится о них, имеет такие же ценности и интересы, но и тех, кто с ними поддерживает систематические контакты. (Нельзя любого мужчину считать другом только на том основании, что он периодически общается с девушкой. Для этого есть другие названия: «коллега по работе», «однокурсник», «знакомый» и т. п.) В результате такого представления о дружбе у девушек очень много «друзей», причем из разных социальных групп. Друзья девушек из обеспеченных семей очень хорошо относятся к предпринимателям, из менее обеспеченных — негативно.

Далее мы хотели бы привести данные о материальном состоянии семей наших респондентов (табл. 6).

Мы анализировали также материальное положение студентов. Результаты нашего исследования показали, что не получают стипендию и не подрабатывают 64 % юношей и 27 % девушек (живут на деньги родителей, на доходы своей второй половины). Только 10 % юношей и 18 % девушек не получают стипендию, но работают в свободное от учебы время. Значительная часть девушек указали, что пытались контролировать свои расходы, но безуспешно. В то же время девушки активно изыскивают финансовые ресурсы (финансовая помощь со стороны родителей, родственников, поклонников и т. п.). Из студентов, которые получают стипендию, 86 % юношей и 46 % девушек указали, что, даже если их по каким-либо причинам лишат стипендии, они все равно не планируют подрабатывать в свободное от учебы время.

Таблица 6

Характеристика материального положения семей студентов, % (п = 756)

Характеристика Юноши Девушки

Доходов семьи не хватает даже на качественное питание 2 5

Доходов семьи хватает на текущие расходы, но не хватает, чтобы покупать новую одежду 7 14

Доходов семьи хватает на текущие расходы, но не хватает, чтобы приобрести новую бытовую технику 20 21

Доходов семьи хватает на текущие расходы, но не хватает на новую автомашину 32 19

Доходов семьи хватает на текущие расходы, но не хватает, чтобы приобрести новую квартиру 29 18

Моя семья не испытывает материальных затруднений 10 23

Важно не только то, каким экономическим капиталом обладает семья того или иного студента, но и личная идентификация. Студенты, которые причислили себя к среднему классу, более позитивно относятся к предпринимателям, даже при том, что доходы их семьи ниже уровня доходов среднего класса. Кроме того, установлено, что чем более успешными позиционируют себя юноши, тем более индифферентно они относятся к предпринимателям, и чем более успешными себя считают девушки, тем лучше их отношение к бизнесменам. Определено также: чем старше студенты-юноши, тем более индифферентно они относятся к предпринимателям.

Далее мы выяснили, как понимают наши респонденты мотивацию людей, занимающихся предпринимательской деятельностью (табл. 7).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 7

Ответ на вопрос «Как вы считаете, зачем люди занимаются бизнесом?», %

(п = 756)

Ответ Юноши Девушки

Чтобы разбогатеть 92 89

Желают стать независимыми 77 65

Хотят самореализоваться 34 60

Привлекает не слишком жесткий график работы 30 15

Родители оставили бизнес детям или вовлекли в занятие бизнесом 14 21

Чтобы иметь возможность сделать что-то полезное для страны и людей 9

Это вынужденная мера (например, сократили на работе и т. п.) 6 7

Другое 5 6

Примечание. Вопрос множественный.

Респонденты считают, что основной мотив предпринимателей — желание разбогатеть. Интересно, что некоторые студенты (6 % юношей, 7 % девушек) рассматривают предпринимательство как вынужденную деятельность (сокращения, увольнения). Опрошенные пояснили, что занятие бизнесом очень рискованное дело. Кроме того, для ведения бизнеса требуются особые навыки и умения, которых, как правило, нет у большей части населения.

Мы изучали также мнение студентов относительно перспектив развития предпринимательства в РФ (табл. 8).

Таблица 8

Оценки студентов перспектив развития предпринимательства в России, % (п = 756)

Перспективы Юноши Девушки

Малый и средний бизнес не ведет к росту ВВП, не способствует повышению уровня и качества жизни населения. Поэтому нет смысла стимулировать его развитие 43 8

Все зависит от внешних условий (экономические санкции, военные угрозы и т. п.). Скорее всего, государство будет поддерживать ВПК 34 32

Никаких перспектив для развития предпринимательства не существует. Государство в лице правительства только делает вид, что поддерживает малый и средний бизнес. В реальности все наоборот 14 25

Малый и средний бизнес в структуре экономики РФ будет занимать больший удельный вес, чем в настоящее время, так как без предпринимательства нет развития экономики 9 35

14 % юношей и 25 % девушек не видят перспектив для развития предпринимательства. Только 9 % юношей и 35 % девушек уверены в том, что без предпринимательства невозможны рост ВВП и развитие экономики РФ.

Далее мы анализировали, получают ли студенты в рамках обучения в вузе знания, умения и навыки, необходимые для предпринимательской деятельности (табл. 9).

Таблица 9

Необходимые для предпринимательской деятельности знания, умения, навыки, получаемые студентами при обучении в вузе, % (п = 756)

Знания, навыки, умения Юноши Девушки

Самостоятельность, потребность в независимости 57 48

Коммуникабельность 52 43

Умение приобретать полезные связи 41 62

Деловитость (способность рационально воплощать в жизнь собственную трудовую деятельность) 24 27

Умение быстро осваивать новый вид деятельности 20 16

Умение осуществлять долгосрочное личное финансовое планирование 13 9

Расчетливость (умение адекватно оценивать риски) 10 13

Экономические знания 11 12

Предприимчивость (способность действовать в быстро меняющихся неопределенных условиях) 9 14

Бережливость 7 15

Примечание. Вопрос множественный.

К сожалению, только 11 % юношей и 12 % девушек отметили, что в рамках обучения в вузе они приобретают экономические знания. 9 % юношей и 14 % девушек указали, что получили навыки, связанные с предприимчивостью.

Мы выяснили также, кем в будущем планируют стать наши респонденты (табл. 10).

Таблица 10

Ответ на вопрос «Кем бы вы хотели стать в будущем?», % (п = 756)

Ответ Юноши Девушки

Наемным работником 86 80

Предпринимателем 9 14

Не решил(а) 5 6

Из ответов респондентов видно, что заниматься предпринимательской деятельностью в основном планируют те, у кого бизнесменами являются родители или родственники. 21 % юношей и 20 % девушек пояснили: если бы были созданы комфортные условия для развития малого и среднего бизнеса в стране (дешевые кредиты, меньше административных барьеров и т. п.), то они стали бы заниматься предпринимательской деятельностью.

Затем мы опрашивали лиц, которые не собираются иметь свой бизнес. Нас интересовало, почему они не планируют заниматься предпринимательской деятельностью (табл. 11).

Таблица 11

Ответ на вопрос «Почему вы не хотите заниматься предпринимательской деятельностью?», % (п = 756)

Ответ Юноши Девушки

Отсутствуют необходимые знания, умения и навыки 89 88

Нет необходимых связей 86 39

Нет стартового капитала, сложности при получении кредита 84 80

Предпринимательская деятельность очень рискованная, нет гарантий в стабильности доходов, накоплений, пенсии и т. п. 79 38

Пугают большие налоги и сложности при их оплате 41 51

Нет поддержки со стороны муниципальных властей 38 40

В нашей стране в принципе нет перспектив для развития предпринимательства 14 25

Другое 6 7

Примечание. Вопрос множественный.

79 % юношей и 38 % девушек считают, что предпринимательская деятельность очень рискованная по своей сути и соответственно не подходит для стабильной и комфортной жизни.

Мы анализировали также, что именно необходимо сделать, с точки зрения самих студентов, чтобы изменить к лучшему отношение общества и государства к предпринимателям (табл. 12).

Таблица 12

Ответ на вопрос «Что необходимо сделать, чтобы изменить к лучшему отношение общества и государства к предпринимательству?», % (п = 756)

Ответ Юноши Девушки

Необходимо повысить финансовую грамотность населения 83 80

Предприниматели должны вовремя и в полном объеме платить налоги в бюджет 67 25

Предпринимателям необходимо нести социальную нагрузку (заниматься благотворительностью) 65 23

Следует улучшить законодательную базу в сфере предпринимательства 60 44

Нужно уменьшить административные барьеры 59 69

Надо через СМИ популяризировать образ бизнесмена 44 51

Все вышеперечисленное 38 44

Другое 6 8

Примечание. Вопрос множественный.

Далее нам бы хотелось привести некоторые высказывания из биографических интервью студентов:

Я стал заниматься бизнесом совершенно случайно. Мой отец занимался предпринимательской деятельностью. Когда он неожиданно умер после непродолжительной болезни, бизнес возглавил мой старший брат. Это был самый тяжелый год в моей жизни... через несколько месяцев мой старший брат погиб в ДТП. Несмотря на то что я учился на дневном отделении в ЯГПУ, я возглавил семейный бизнес. А именно возглавил кафе по продаже роллов и суши. Не прошло и года, как мне пришлось продать машину БМВ, доставшуюся мне в наследство, а затем продать и кафе. Я разорился, потому что мне не хватило экономических знаний и опыта (Олег, 22 года, студент 4-го курса);

Я рано вышла замуж. Как только меня зачислили на первый курс очной формы обучения, Владимир мне сделал предложение. Вова меня старше на 13 лет, уже был в браке, и от первого брака у него был сын Андрей. Владимир занимался продажей автозапчастей. Несмотря на то что мои родители были против нашего брака, мы все равно поженились. Потом, как выяснилось, Вова мне периодически изменял, кроме того, периодически употреблял спиртное и все время ревновал. В результате мы развелись. Я решила доказать своим родителям и бывшему мужу, что я могу быть финансово независимой. По этой причине я зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя и стала продавать автозапчасти. Правда, пришлось перевестись на заочную форму обучения (Елена, 22 года, студентка 4-го курса).

Данные высказывания показывают, что решение о занятии предпринимательской деятельностью в той или иной мере связано с экономическим капиталом (по П. Бурдьё).

В рамках нашего исследования было проведено интервью с экспертами с целью анализа перспектив развития предпринимательства в России. Эксперты пояснили: Необходимо, чтобы главным заказчиком для вузов было не Правительство РФ, а бизнес-структуры. Вузы должны быть подстроены не под конкретные

отрасли экономики, как в СССР. В современных условиях важно объединять вузы не по профилю, а по задачам кластеров, которые формируются в стране. Кроме того, во многих вузах на государственном экзамене и защите ВКР присутствуют преподаватели данного же вуза, пусть даже всего лишь в пропорции 50 %, это в любом случае неправильно. Необходимо, чтобы оценивали подготовку студентов только работодатели.

Заключение

В результате исследования выявлен гендерный дисбаланс. Значительная часть студенток к предпринимателям относятся позитивно. Они допускают, что лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, нарушают закон, но считают это вынужденной реакцией людей на несовершенство законодательства в сфере предпринимательства. Юноши оценивают предпринимателей как людей, стремящихся любой ценой обогатиться (не платить налоги и т. п.), а не как людей, которые стараются сделать что-то полезное для страны и общества.

Установлено, что значительная часть студентов ориентированы на работу по найму. Только каждый пятый из них хотел бы посвятить свою жизнь предпринимательству, и то лишь в случае если в стране будут созданы определенные комфортные условия для развития малого и среднего бизнеса (дешевые кредиты, меньше административных барьеров, совершенное законодательство в сфере предпринимательства и т. п.). У большинства студентов нет навыков личного финансового планирования, низкий уровень финансовой дисциплины. У юношей в большей степени, чем у девушек, развиты патерналистские позиции. Несмотря на пассивное отношение к контролю за своими финансами, девушки активно изыскивают денежные ресурсы (финансовая помощь со стороны родителей, родственников поклонников и т. п.).

В этой связи следует отметить, что при таком низком уровне финансовой грамотности студентов, прежде чем мотивировать обучающихся заняться предпринимательством, важно повысить их элементарную финансовую грамотность.

С целью усиления мотивации студентов к получению знаний, умений, навыков в сфере предпринимательства, а также для повышения общего уровня их финансовой грамотности необходимо:

— предусмотреть в учебном плане больше часов на изучение экономических дисциплин, таких как предпринимательское право, микроэкономика, мировая экономика, экономическая социология;

— организовать повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов в сфере предпринимательства;

— с участием представителей банков и ряда других структур проводить научно-практические конференции и круглые столы, главной целью которых будет являться повышение финансовой грамотности студентов и преподавателей, а также пробуждение интереса к предпринимательству;

— издать учебно-методические пособия и разработать коммуникационные продукты по приоритетным направлениям в сфере финансовой грамотности и предпринимательства;

— систематически и целенаправленно проводить социологические исследования для оценки уровня финансовой грамотности студентов.

Библиографический список

Кудашов В. Н., Таланов С. Л. Особенности экономической социализации студентов вузов // Alma mater: (вестник высшей школы). 2016. № 6. С. 34—39.

Современная социальная теория: Бурдьё, Гидденс, Хабермас. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. 119 с.

Таланов Н. С. Настоящее и будущее в представлении учащихся школ города Ярославля // Старт в науке. 2017. № 1. С. 67—69.

Таланов С. Л. Трудоустройство выпускников вузов как критерий оценки эффективности их деятельности // Alma mater: (вестник высшей школы). 2014. № 3. С. 35—39.

References

Kudashov, V. N., Talanov, S. L. (2016) Osobennosti ekonomicheskoi sotsializatsii studentov vuzov [Features of economic socialization of university students], Alma mater: (Vestnik vysshei shkoly), no. 6, pp. 34—39.

Sovremennaia sotsial'naia teoriia: Burd'e, Giddens, Khabermas (1995) [Modern social theory: Bourdieu, Giddens, Habermas], Novosibirsk: Izdatel'stvo Novosibirskogo universiteta.

Talanov, N. S. (2017) Nastoiashchee i budushchee v predstavlenii uchashchikhsia shkol goroda Iaroslavlia [Present and future in the minds of school students in Yaroslavl], Start v nauke, no. 1, pp. 67—69.

Talanov, S. L. (2014) Trudoustroistvo vypusknikov vuzov kak kriterii otsenki effektivnosti ikh deiatel'nosti [Employment of universities' graduates as a criterion for evaluating the effectiveness of their activities], Alma mater: (Vestnik vysshei shkoly), no. 3, pp. 35—39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила 09.01.2018 г.

Информация об авторах /Information about the authors

Таланов Сергей Львович — кандидат социологических наук, доцент кафедры политологии и социологии, Ярославский государственный педагогический университет, г. Ярославль, Россия, talanov_sergei@mail.ru (Cand. Sc. (Sociology), Associate Professor at the Department of Social and Political Studies, Yaroslavl State Pedagogical University, Yaroslavl, Russian Federation).

Гаджибабаева Александра Александровна — соискатель ученой степени кандидата социологических наук кафедры политологии и социологии, Ярославский государственный педагогический университет, г. Ярославль, Россия, asya.vasilenko.73@mail.ru (Applicant for an academic degree of the Candidate of Sociological Sciences at the Department of Social and Political Studies, Yaroslavl State Pedagogical University, Yaroslavl, Russian Federation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.