Научная статья на тему 'Предпринимательство в России: проблемы и особенности'

Предпринимательство в России: проблемы и особенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11095
927
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ / ФИЛАНТРОПИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ / ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA / PHILANTHROPIC ENTREPRENEURSHIP / REVIVAL OF ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гудашова Л. Е.

Статья посвящена истории становления и развития предпринимательства в России. Сделана попытка раскрыть особенности формирования предпринимательской инициативы, вытекающие из исторических традиций, роли и места небольших предприятий в экономике страны; показать место государства в развитии малого и среднего бизнеса, роль самих предпринимателей, их статус, социальную ответственность и жизненную позицию, поскольку в традиции русского предпринимательства была не только и не столько забота о собственном обогащении, но и обеспечение экономического и духовного процветания отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTREPRENEURSHIP IN RUSSIA: PROBLEMS AND PECULIARITIES

Article is devoted to history of formation and progress of entrepreneurship in Russia. The author has tried to uncover features of formation of the enterprise initiative; to show a place of the state in development of small and medium business, a role of businessmen, their status, social responsibility and living position.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство в России: проблемы и особенности»

Гудашова Л. Е, канд. ист. наук, ученый секретарь Ученого совета Института МИРБИС, г. Москва, sovet@mirbis.ru

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ

Статья посвящена истории становления и развития предпринимательства в России. Сделана попытка раскрыть особенности формирования предпринимательской инициативы, вытекающие из исторических традиций, роли и места небольших предприятий в экономике страны; показать место государства в развитии малого и среднего бизнеса, роль самих предпринимателей, их статус, социальную ответственность и жизненную позицию, поскольку в традиции русского предпринимательства была не только и не столько забота о собственном обогащении, но и обеспечение экономического и духовного процветания отечества.

Ключевые слова: предпринимательство в России, филантропическое предпринимательство, возрождение предпринимательства в России.

Введение

Сточки зрения римских юристов, предпринимательство — занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. А предприниматель — арендатор, человек, ведущий общественное строительство. В XVII веке предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку определенной продукции.

Впервые экономическое определение слова «предприниматель» появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г., где под ним понимался человек, берущий «на себя обязательство по производству или строительству объекта».

Француз К. Бодо отмечал, что «предприниматель должен обладать определенным интеллектом, владеть информацией и знаниями». Предпринимателем может быть не каждый, ведь главный стержень предпринимательства — организаторская способность — есть у немногих. Не случайно в развитых странах Запада предпринима-

телей всего 5%, включая мелких лавочников и так называемых самозанятых, т. е. холодных сапожников и свободных художников. Остальные работают за зарплату. Видимо в ближайшее время и в нашей стране миллионы инженеров, научных работников, учителей, «ушедших в бизнес», поймут, что это не их призвание, и вернутся в конструкторские бюро, институты и школы, где будут работать за зарплату.

История развития предпринимательства в России

Малые и средние предприятия являются традиционной и важной частью экономики практически всех стран, в том числе индустриально развитых. Естественно, что развитие малых предприятий в различных странах имеет свои особенности, вытекающие из исторических традиций, а также сложившейся роли и места небольших предприятий в экономике страны. И, как правило, зависит от достигнутого уровня концентрации и индустриализации экономики, от целей, стоящих перед сферой малого и среднего

предпринимательства в новых социально-экономических условиях. Малое и среднее предпринимательство — это не только источник средств существования, но и средство раскрытия творческих и интеллектуальных возможностей людей. Оно имеет ряд преимуществ, являющихся объективными предпосылками важной роли субъектов малого бизнеса в системе воспроизводства. Это высокая гибкость и оперативность в принятии решений, восприимчивость к нововведениям, быстрая адаптация к внешним воздействиям, быстрая оборачиваемость средств, высокий уровень специализации производства и труда.

Процесс становления предпринимательства в России носит сложный характер. Например, Д. И. Менделеев, всерьез занимавшийся проблемами промышленного развития России, так характеризовал небольшой процент участия населения в предпринимательстве: «Причиной малого развития у нас промышленности должно считать отсутствие личной предприимчивости, определенной преимущественно тем, что русские люди привыкли все получать готовенькое, так сказать, в виде подарка от кого бы то ни было, сверху или снизу, и если манна небесна само собой не валит с неба, то наша образованность привыкла обвинять кого-либо или сверху, или снизу, а сама ничего не предпринимает, если это сопряжено с необходимостью личного труда, риска и упорства, как это и нужно для дел промышленности».

У прошлого и нынешнего предпринимательства есть два сходства. Первое — это то, что предпринимательством занималось и занимается в основном молодежь, а второе — предпринимательству приходилось и приходится преодолевать постоянное, скрытое и явное противодействие государственной бюрократии.

Тем не менее на протяжении всей истории развития России предпринимательство переживало времена как расцвета, так и глубокого кризиса, формируя свои особенности и традиции.

Почему-то в России никогда не любили состоятельного и самостоятельного человека, и каждого, кто «высунулся», старались уравнять с общей массой. Не случайно в великой русской классической литературе, в отличие от западной, нет положительного образа богача-предпринимателя.

Дух предпринимательства в сочетании с осознаваемой социальной ответственностью позволяет добиваться признания в обществе.

Кредитные отношения

Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений. Новгородский предприниматель купец Климята (Клемент), живший в конце XII — начале XIII в., совмещал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов. Он не только давал кредиты, но и брал их. По поводу предпринимательского кредита на Руси было особое мнение. Считалось не по-христиански брать высокие проценты.

В эпоху Ивана Грозного символом русского предпринимательства становится энергичная деятельность купцов Строгановых. Самый знаменитый основатель рода Строгановых Аника Федорович продолжил и довел до совершенства сольвычегодские варницы и построил множество варниц на Кольской губе. Он также вел большую торговлю с иностранными купцами. Строгановы торговали и с народами Урала и Приуралья, что способствовало началу активного освоения русскими людьми Урала и Сибири. Потомки Аники Федоровича строили города, предприятия, множество разных храмов, были инициаторами отправления отрядов Ермака на завоевание Сибири, всячески способствовали освобождению Руси от интервентов. Они прославились не только предпринимательской деятельностью, но и меценатством.

В XVII веке в Москве торговое, купеческое сословие из разряда тяглых людей вы-

деляется в особую группу городских или посадских людей, которая в свою очередь разделялась на гостей, гостиную и суконную сотни, и слободы. Высшее и самое почетное место принадлежало гостям. Звание это получали от царя самые крупные предприниматели с торговым оборотом не меньше 20 тыс. руб. в год. Они были свободны от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, а также имели право покупать в свое владение вотчины.

До начала XVIII в. государственной поддержки предпринимательства в России как таковой почти не было. Однако и тогда можно было отметить интересные факты.

С XIII по XV в. пришлых крестьян (их называли «новоподрядчиками») освобождали от уплаты налогов собственнику земли на срок от 5 до 15 лет.

Существовали меры, предусматривающие защиту от нечестной торговли купцов-иностранцев, которые в целях захвата рынка снабжали деньгами небогатых русских купцов, превращая их в своих агентов, скупая через них товары по чрезвычайно низким ценам. Иностранные купцы, особенно шведские, свободно пересекали границу и торговали в России в течение всего года, скупая местные товары в наиболее выгодное время. Поэтому дипломатом и экономистом Ор-дын-Нащокиным в 1667 г. был создан Новоторговый устав, который определял направления внешнеторговой политики русского правительства. В нем предлагалось объединить торговых людей, организовать помощь мелким купцам со стороны крупных путем создания торговых компаний на комиссионных началах. Кроме этого, поощрялся вывоз русских товаров за границу. Русским купцам разрешалось продавать свои товары во всех приграничных городах и на ярмарках, торговать с иноземцами вольно. На вырученные от экспорта деньги купцы могли покупать беспошлинно иностранные товары.

Петр I не допускал полной монополии частных лиц: «Регламент Мануфактур-колле-

гии» имел специальный пункт — «Об неисключении других фабрик». Можно сказать, что это был первый российский антимонополистический закон.

Уже тогда предприниматели сталкивались с большим количеством проблем: недостаток капиталов для создания предприятий, конкуренция со стороны иностранных товаров. Решить их и многие другие проблемы можно было с помощью государства. Петром I был издан ряд указов, в которых определялись привилегии купечеству, такие как освобождение от всякой службы государству; беспроцентная денежная ссуда из казны; освобождение от уплаты торговых пошлин; передача земли, казенных строений, оборудования; передача казенных заводов частным компаниям. По мнению Петра, это должно было привлекать купцов к занятиям промышленными делами. Надо заметить, что такие меры и сейчас были бы действенны.

Если при Петре I еще существовали некоторые ограничения и притеснялась свобода торговли, то уже при Екатерине II создаются самые благоприятные условия для развития русского предпринимательства. Отменяются все ограничения и одновременно объявляется об уничтожении монополий и введении полной свободы торговли.

Благоприятный период развития предпринимательства

Развитию предпринимательства способствовало активное внедрение технических новшеств, которые нередко опережали лучшие достижения мировой технической мысли, что тоже являлось своего рода предпринимательством. К таким новшествам относятся: двухцилиндровая паровая машина, созданная механиком-самоучкой Ползуно-вым (1765 г.); совершенный копировальный токарный станок с механическим суппортом, заменяющим руку человека, который изобрел механик Андрей Нартов; чесальная и прядильная машины; прокатные валки, станы и многие другие изобретения.

Самым благоприятным периодом отечественного развития предпринимательства был период с 1861 по 1917 г., когда нарастание предпринимательской активности ощущалось вне зависимости от реформаторской деятельности царей, правительства, от кризисов или благоприятных условий. Российское общество было подготовлено к преобразованиям всем ходом предшествующего внутреннего и международного развития. Предпринимательство, в широком смысле — самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, т. е. имеющих свое дело, приносящее доход. Развитие предпринимательства, рыночных отношений в России имело ряд особенностей.

В экономике Российской империи государство играло весьма заметную роль. Основная ставка делалась не на свободу предпринимательства, как в Англии или США, а на государственное регулирование.

Домашняя крестьянская и кустарно-ремесленная промышленность удерживала значительную часть покупательского спроса простого народа, потребности которого крупная промышленность не могла удовлетворить или считала это невыгодным.

Между крестьянской и крупной промышленностью постоянно шла конкурентная борьба. Крестьяне, работавшие на дому, и кустари зачастую были и продавцами своих изделий, что позволяло им еще успешнее конкурировать с крупной промышленностью.

Развитие частной инициативы путем отмены различных ограничений и запретов сопровождалось активной государственной политикой таможенного тарифного регулирования, имеющей преимущественно охранительный характер.

Символом русского предпринимательства XIX в. стала семья старообрядцев Морозовых. Родоначальник семьи С. В. Морозов, крепостной крестьянин, работал ткачом на фабрике, а через некоторое время сам стал владельцем шелкоткацкого заведения.

Русское предпринимательство было крепко своей родовой преемственностью и сословной сплоченностью. Купеческие ряды поддерживали друг друга, роднились между собой.

Филантропическое предпринимательство

Другой особенностью отечественного предпринимательства было то, что прибыль не являлась главной целью, даже не входила в число его базовых ключевых признаков. В этой связи необходимо упомянуть такой феномен, как филантропическое предпринимательство, которое с экономической точки зрения является чисто убыточным. Например, сооружение в Москве общедоступной картинной галереи обошлось П. М. Третьякову в 5 млрд руб., не принеся ни одной копейки дохода. Сооружение галереи — это новая полезная деятельность, т. е. предпринимательство, хотя и не приносящая прибыль. Чтобы объяснить подобный феномен, необходимо уточнить само понятие предпринимательства. Стимулом предпринимательской деятельности не всегда является извлечение прибыли, но всегда — приобретение доброго имени в социальном окружении. Это важно предпринимателю, поскольку его деятельность составляет смысл его жизни. Авторитет предпринимателя рассматривался не только как источник власти, он обязывал его в рамках своей ответственности также заботиться о людях.

Кстати, эту ответственность прекрасно понимали как русские, так и зарубежные предприниматели. Однажды С. В. Морозов очень выгодно купил в США большую партию хлопка. Вскоре цены на него резко увеличились, и он мог бы продать этот хлопок и получить большую прибыль, чем от произведенных из него товаров на его фабрике. На вопрос, почему он этого не сделал, последовал ответ: «Я же капиталист, а не спекулянт, на моих фабриках десятки тысяч ра-

бочих, а у них есть семьи. Если я не обеспечу их работой, как же они будут жить?»

Другой не менее известный предприниматель Генри Форд писал в этой связи: «Задача предприятия — производить для потребления, а не для наживы или спекуляции».

В целом темпы роста русского предпринимательства в XIX и начале ХХ в. были просто поразительны. С 1802 по 1881 г. численность фабрик увеличилась почти в 13 раз, а численность рабочих — более чем в 8 раз. Только за 1804-1863 г. производительность труда увеличилась почти в пять раз. По темпам роста производительности труда Россия вышла на первое место в мире. Таковы были плоды русского предпринимательства, обещавшие в будущем высокий темп экономического развития страны в целом. Но в 1917 г. произошла революция, и история развития предпринимательства прервалась почти на 70 лет.

Период с октября 1917 г. до начала 1920-х г. можно условно назвать вторым этапом развития отечественного предпринимательства. Его особенностью было широкое вытеснение предпринимательства из экономической жизни. Такая политика вытекала из марксистских представлений о коммунистическом обществе. Рассматривая предпринимательскую деятельность, классики марксизма связывали ее прежде всего с частной собственностью и эксплуатацией.

Процесс экономической реконструкции

Годы НЭПа создали благоприятные предпосылки для активизации частного предпринимательства. Этому способствовали два обстоятельства: денационализация мелких предприятий и законодательное разрешение учредительской деятельности. Без предварительного уведомления местных органов власти частные лица могли, например, открыть промышленное предприятие с числом наемных рабочих от 10 до 20 человек. С момента официального призна-

ния частных предпринимателей они стали весьма успешно конкурировать с государственными предприятиями. Небольшие производства позволяли гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка, ибо мелкий бизнес незамедлительно пользовался ошибками и трудностями госпредприятий. Конечно, нельзя преувеличивать успехи частных предпринимателей, так как в их деятельности также было немало негативных черт (беспощадная эксплуатация наемных рабочих, нездоровая криминогенная обстановка и т. д.). Оценивая в целом годы НЭПа, следует отметить, что оживление деловой активности ускорило процесс экономической реконструкции. К середине 20-х г. XX в. были почти полностью восстановлены тяжелая промышленность и транспорт, превысило довоенный уровень сельскохозяйственное производство, впечатляющих результатов добилась торговля. Изменения в экономике способствовали повышению уровня жизни людей. Однако в этот период предпринимательство рассматривалось как чуждое социализму явление, и поэтому экономические условия развития предпринимательской деятельности укреплялись слабо.

Предпринимательство в СССР

И все-таки, были ли предприниматели в СССР?

Ответ на этот вопрос зависит от того, считаем ли мы частную собственность обязательной предпосылкой предпринимательской деятельности. В советские годы частнособственническое предпринимательство играло незначительную роль. Выше уже отмечалось, что на Западе предпринимательство реализуется в разнообразных формах, а не только в форме частнособственнического предпринимательства. В начале статьи была обоснована точка зрения о трех базовых признаках предпринимательства. Этим признакам вполне отвечает рационализаторская и изобретательская деятельность на предприятиях бывшего СССР.

Деятельность председателя колхоза-маяка, который строил для своих односельчан коттеджи, прекрасную школу, больницу, отделанный мрамором Дворец культуры — разве это не предпринимательство? Многие директора первоклассных заводов, с добротными подсобными хозяйствами, с прекрасными заводскими санаториями в Крыму — разве они не демонстрировали «дух предпринимательства», о котором писал Гумилев?

Можно считать, что в Советском Союзе возникли новые формы предпринимательства, неизвестные прежней России. Их еще предстоит оценить по достоинству не только у нас, но и во всем мире.

Впрочем, предприниматели зарубежных стран уже оценили. Не случайно весь мир говорил раньше о «русском чуде». Об этом напомнил нашим экономистам японский миллиардер Хироси Теревама, будучи в СССР в 1991 г. Отвечая на вопросы российских ученых о тайнах «японского чуда», один из крупнейших предпринимателей не только Японии ответил: «Вы не говорите об основном. О вашей первенствующей роли в мире. В 39-м году вы, русские, были умными, а мы, японцы, дураками. В 49-м году вы стали еще умнее, а мы были пока дураками. А в 55-м мы поумнели, а вы превратились в пятилетних детей. Вся наша экономическая система практически полностью скопирована с вашей, с той разницей, что у нас капитализм, частные товаропроизводители, и мы более 15% темпа роста никогда не достигали, вы же при общественной собственности на средства производства достигали 30% и более. Во всех наших фирмах висят ваши лозунги сталинской поры».

Этапы возрождения предпринимательства

Новый этап развития предпринимательства в России начинается в 90-е г. ХХ в. В 1987 г. вышел Закон об индивидуальной

трудовой деятельности, положивший начало формированию нового российского предпринимателя.

В возрождении предпринимательства можно выделить два этапа. Первый — этап деятельности людей, которые, рискуя, взялись за новое дело несмотря на осуждение окружающих. Они открывали видеосалоны, создавали частные страховые компании, издавали газеты. Перестройка задумывалась для обновления социализма, и рыночные отношения могли быть использованы лишь как средство выхода из кризиса и создания более цивилизованной экономической модели.

Второй этап возрождения предпринимательства начинается с 1992 г. Новое правительство России провозгласило решительный переход к рынку. Началось создание иного государства, в котором достойное место должно принадлежать предпринимателям.

Заключение

Сейчас от предпринимателей зависит во многом возрождение России, но для этого они должны продолжать традиции русского купечества и заботиться не только о собственном обогащении, но и об экономическом и духовном процветании своего отечества. Предпринимательство в складывающихся рыночных условиях постепенно становится заметным экономическим явлением, а сами предприниматели утверждаются в качестве нового для российского общества типа хозяйствующего субъекта.

Список литературы

1. Аветов Г. М. Представления о конкуренции в эт-ноконфессиональных концепциях предпринимательства // Современная конкуренция. 2011. № 3 (27).

2. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: Наука, 1991.

3. Аскинадзи В. М., Максимова В. Ф. О роли предпринимательства в современной экономической теории // Современная конкуренция. 2007. № 2 (2).

4. Афанасьев В. «Анатомия» отечественного малого бизнеса // Российский экономический журнал. 1994. № 2.

5. Бабаева Л. Развитие малого бизнеса в России. М.: Деловой мир, 1996.

6. Бляхман Л. Предпринимательство в России. Экономика и организация. СПб.: СПбГУ, 1995.

7. Борисов С. Р. Принципы и направления конкурентной политики в сфере малого и среднего предпринимательства // Современная конкуренция. 2011. № 6 (25).

8. Джеймс Л. У. Старообрядцы и предпринимательская культура в царской России // Современная конкуренция. 2009. № 3 (15).

9. Муштук О. З. Отношение к труду и предпринимательству в структуре мотивационно-деятель-ных установок россиян // Современная конкуренция. 2007. № 6 (6).

10. Светуньков М. Г., Светуньков С. Г. Патримониальные предпринимательские сети и конкурентная борьба // Современная конкуренция. 2012. № 1 (31).

11. Раку Ю. И. Из истории предпринимательства // Предприниматель. 1992. № 1-2.

12. Хорькова Е. П. История предпринимательства и меценатства в России : учебное пособие. М., 1998.

L. Gudashova, PhD in History, Academic Secretary of the Academic Board, Moscow International Higher Business School MIRBIS, Moscow, sovet@mirbis.ru

iNTREPRENEURSHiP iN RUSSiA: PROBLEMS AND PECULiARiTiES

Article is devoted to history of formation and progress of entrepreneurship in Russia. The author has tried to uncover features of formation of the enterprise initiative; to show a place of the state in development of small and medium business, a role of businessmen, their status, social responsibility and living position.

Keywords: entrepreneurship in Russia, philanthropic entrepreneurship, revival of entrepreneurship in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.