Научная статья на тему 'ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ФОКУСЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ'

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ФОКУСЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
предпринимательская активность / занятое население / рынок труда / частная практика / наемные работники / трудности предпринимательской деятельности / неофициальная занятость / entrepreneurial activity / employed population / labor market / private practice / employees / difficulties of entrepreneurial activity / informal employment

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Покида Андрей Николаевич, Зыбуновская Наталья Владимировна

В статье представлены результаты социологических опросов занятого населения, в т.ч. данные опроса, проведенного в 2023 г.1 В задачи исследования входило выявление интереса россиян к предпринимательской деятельности, а также восприятия трудностей ее осуществления. Несмотря на усилия государства по стимулированию предпринимательской инициативы и устранению барьеров для ведения бизнеса, по данным социологических опросов, за последние 20 лет не отмечается рост потенциальной предпринимательской активности среди населения. Ключевыми препятствиями для занятия частной предпринимательской деятельностью в представлении респондентов являются отсутствие достаточных средств, недостаток необходимых знаний, опыта, конкуренция со стороны других предпринимателей и большие налоги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Покида Андрей Николаевич, Зыбуновская Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURSHIP IN THE FOCUS OF PUBLIC OPINION

The article presents the results of sociological surveys of the employed population, including data from a survey conducted in 2023. The objectives of the study were to identify the interest of Russians in entrepreneurial activity, as well as the perception of the difficulties of its implementation. An all-Russian sociological survey was conducted by the Research Center for Socio-Political Monitoring of the School of Public Policy, RANEPA. 1,500 people aged 18 years and older were interviewed in 30 constituent entities of the Russian Federation, using a sample representing workers in the main types of economic activity employed in enterprises of various forms of ownership, the ratio of residents of different types of settlements, socio-demographic and professional groups of people. Survey method: personal formal interview. Despite the efforts of the state to stimulate entrepreneurial initiative and remove barriers to doing business, according to sociological surveys over the past 20 years, there has been no increase in potential entrepreneurial activity among the population. The key obstacles to private entrepreneurial activity in the opinion of respondents are the lack of sufficient funds, lack of necessary knowledge and experience, competition from other entrepreneurs and high taxes.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ФОКУСЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ»

Социология

ПОКИДА Андрей Николаевич — кандидат социологических наук, директор научно-исследовательского центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС при Президенте РФ (119571, Россия, г. Москва, пр-кт Вернадского, 82;pokida@ranepa.ru) ЗЫБУНОВСКАЯ Наталья Владимировна — научный сотрудник научно-исследовательского центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС при Президенте РФ (119571, Россия, г. Москва, пр-кт Вернадского, 82; nzyb@ranepa.ru)

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ФОКУСЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Аннотация. В статье представлены результаты социологических опросов занятого населения, в т.ч. данные опроса, проведенного в 2023 г.1 В задачи исследования входило выявление интереса россиян к предпринимательской деятельности, а также восприятия трудностей ее осуществления. Несмотря на усилия государства по стимулированию предпринимательской инициативы и устранению барьеров для ведения бизнеса, по данным социологических опросов, за последние 20 лет не отмечается рост потенциальной предпринимательской активности среди населения. Ключевыми препятствиями для занятия частной предпринимательской деятельностью в представлении респондентов являются отсутствие достаточных средств, недостаток необходимых знаний, опыта, конкуренция со стороны других предпринимателей и большие налоги.

Ключевые слова: предпринимательская активность, занятое население, рынок труда, частная практика, наемные работники, трудности предпринимательской деятельности, неофициальная занятость

Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследо-

вательскойработы государственного задания РАНХиГС.

Введение

Предпринимательская активность населения выступает одним из важных факторов устойчивого развития экономики. Государство уделяет значительное внимание развитию предпринимательской инициативы и преодолению препятствий для ведения бизнеса. В частности, это расширение доступного кредитования и государственной поддержки, налоговые льготы, устранение несовершенства нормативно-правовой базы, совершенствование контрольно-надзорной деятельности государства, в т.ч. с использованием цифровых технологий, сокращение административных издержек, борьба с коррупцией и др.2 Предпринимаемые усилия государства находят отражение в оценках предпринимателями текущих условий функционирования бизнеса: в частности, социологические исследования последних лет демонстрируют рост уровня доверия бизнеса органам государственного контроля [Добролюбова, Южаков, Покида 2022], предприниматели отмечают, что с

1 Общероссийский социологический опрос проведен в период с 16 по 24 мая 2023 г. Научно-исследовательским центром социально-политического мониторинга ИОН РАНХиГС. Опрошены 1 500 чел. в возрасте 18 лет и старше в 30 субъектах РФ по выборке, представляющей работников основных видов экономической деятельности, занятых на предприятиях различных форм собственности, соотношение жителей разных типов поселений, социально-демографические и профессиональные группы людей. Метод опроса: личное формализованное интервью по месту работы или жительства респондентов. По отдельным вопросам результаты исследования приводятся в сопоставлении с данными опросов, проведенных ранее по аналогичной методике.

2 Малое и среднее предпринимательство. - Национальные проекты России. Доступ: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/msp (проверено 11.04.2024).

государством в определенной степени стало проще взаимодействовать1, они реже ощущают на себе чрезмерное контрольно-надзорное давление, лучше оценивают характер отношений бизнеса и власти и пр.2

По данным на апрель 2024 г., в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства состоят 6 503 тыс. предприятий, имеющих статус юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предприятий (ИП), в которых заняты около 15 млн работников3. За последний год число субъектов малого и среднего предпринимательства выросло на 319 тыс. ед. При этом это увеличение отмечается за счет роста числа ИП. Однако пока существует значительный резерв для развития предпринимательства в стране, в связи с чем интерес представляет выявление отношения населения к предпринимательству, определение основных препятствий для открытия собственного дела в оценках занятого населения.

Эти вопросы довольно подробно исследуются в научной среде [Амбрушкевич 2023; Громова 2021], в т.ч. с акцентом на выявлении отношения к предпринимательству наиболее активной группы населения - молодежи [Кох 2019; Широкова и др. 2022], изучении востребованности социального предпринимательства [Алексеенок, Радостева 2022; Клиндух 2022].

В рамках представляемого нами социологического исследования изучалась потенциальная предпринимательская активность россиян. У занятого населения поинтересовались об их желании создать свое частное дело (ИП, ООО, НКО и др.) в случае отсутствия его наличия. В качестве респондентов, отвечающих на этот вопрос, выступили работники, не занимающиеся частным предпринимательством в форме ИП, ООО, НКО и др., - занятые по найму и самозанятые. В то же время самостоятельную занятость отчасти уже можно рассматривать как своего рода частную предпринимательскую деятельность.

Интерес россиян к предпринимательству

Полученные результаты исследования показывают, что среди наемных работников 29,0% признались в желании иметь свое частное дело (см. рис. 1). Среди них 3,3% уверены в возможности его создания в ближайшее время, а остальные говорят об отсутствии такой возможности. Результаты сравнительного анализа текущих данных с итогами прошлых опросов показывают в целом снижение интереса среди наемных работников к созданию своего частного дела. Например, с 2019 г. доля наемных работников, желающих иметь свое частное дело, сократилась на 1,5 п.п., с 2013 г. - на 5,8 п.п., а с 2001 г. - на 16,3 п.п. Вместе с этим доля работников, которые уверены в возможности создания своего частного дела в ближайшее время, существенно не меняется.

Результаты исследований других социологических служб также не фиксируют повышения потенциальной предпринимательской активности населе-

1 Результаты опроса бизнеса о взаимодействии с государством, март 2023. - Институт экономики роста им. Столыпина П.А. 17.03.2023. Доступ: https://stolypm.mstitute/research/ our/rezultaty-oprosa-Ыznesa-o-vzaimodejstvii-s-gosudarstvom-mart-2023 (проверено 11204.2024).

2 Доклад о состоянии делового климата в России. - РСПП.Москва, март 2023. Доступ: https://zsrf.ru/uploads/files/Доклад%20о%20состоянии%20делового%20климата%20 в%20России^ (проверено 11.04.2024).

3 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. - ФНС. Доступ: https://ofd.nalog.ru/statistics.html (проверено 11.04.2024).

Примечание. Формулировка вопроса: «Если Вы не имеете своего частного дела (ИП, ООО, НКО и др.), то хотите ли его создавать?» Источник: опросы ИОН РАНХиГС. 2001-2023 гг.

Рисунок 1. Желание среди занятого населения создать свое частное дело (ИП, ООО, НКО и др.) при его отсутствии, в % от числа респондентов, занятых по найму на основной работе

ния. В частности, по данным ВЦИОМа1, за последние 10 лет доля россиян, кто ранее хотел, но передумал заниматься предпринимательством, увеличилась в 2 раза, а доля тех, кто задумывается об организации своего дела, сократилась. Примечательно, что такие оценки отмечаются на фоне повышения благоприятного отношения в обществе к людям, занятым мелким и средним бизнесом, и увеличения положительного восприятия текущих условий для развития частного предпринимательства.

Результаты проведенного нами исследования показывают, что в целом распространенность желания иметь собственное дело присутствует в разных социальных и профессиональных группах наемных работников. Отличие по большей части проявляется среди респондентов в оценке реальных возможностей создания своего предприятия в ближайшее время. Чаще желание создать свое частное дело в ближайшее время проявляется у работников с высшим образованием, более высоким уровнем материального положения и социального статуса на работе, у занятых на частных предприятиях, у респондентов, не являющихся коренными жителями своего населенного пункта (проживающих в нем не более 5 лет).

Данные показывают, что наличие дополнительной занятости у опрошенных повышает их стремление к созданию частного дела. Например, среди наемных работников, не имеющих вторичной занятости, только 2,1% заявили о желании создать частное дело в ближайшее время, у работников, имеющих дополнительную занятость, доля таких ответов в 3 раза выше и составляет 6,2%. Трудовой опыт в виде дополнительной занятости (как правило, в форме самостоятельной занятости) формирует большую готовность у работников к частному делу, выступая своего рода первой «ступенькой» к полноценной предпринимательской деятельности [Покида, Зыбуновская, Покида 2023].

Более высокий уровень стремления создать свое частное дело в форме ИП,

1 Предпринимательство в России: мониторинг. - ВЦИОМ. 22.05.2023. Доступ: https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/predpriniшatelstvo-v-rossii-monitoring (проверено 11.04.2024).

ООО, НКО и др. отмечается среди работников, занятых самостоятельно по основной деятельности (среди тех, кто не имеет статуса ИП). В исследовании 2023 г. в этой профессиональной группе на желание создать свое дело в ближайшее время указали 12,1%. В 2019 г. такой позиции придерживались 9,8% опрошенных.

Возрастные особенности работников оказывают существенное влияние на желание создать свое собственное дело. Наибольшее желание отмечается среди молодых респондентов, затем по мере повышения возраста предпринимательский интерес у опрошенных падает. Например, в возрастной группе 18-24 года не испытывают желания создать свое частное дело (ИП, ООО, НКО и др.) 44,8% работников, в возрастной группе 50-59 лет - уже 75,6% (см. рис. 2). Также у молодых работников чаще прослеживается желание уже в ближайшее время создать свое частное дело.

100

18-24 года 25-29 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет 60 лет и

старше

----Да, в ближайшее время

--Да, но пока не имеют возможности

-Нет

.......Затруднились ответить

Источник: опрос ИОН РАНХиГС, 2023 г.

Рисунок 2. Желание среди занятого населения создать свое частное дело (ИП, ООО, НКО и др.) при его отсутствии по возрастным группам, в % от числа респондентов, занятых по найму на основной работе

В студенческой среде как наиболее активной и творческой части общества желание заниматься предпринимательством еще более распространено. Как показал опрос, посвященный изучению социально-профессиональных ориентаций учащейся молодежи высших учебных заведений, проведенный в 2023 г.1, 58,4% студентов РАНХиГС выражают желание заниматься предпринимательством в форме ИП, ООО и др., среди них 5,9% уже имеют свой

1 Социологический онлайн-опрос проведен научно-исследовательским центром социально-политического мониторинга ИОН РАНХиГС с 18 по 26 декабря 2023 г. в целях выполнения научно-исследовательской работы по теме «Социально-профессиональные ориентации учащейся молодежи учреждений высшего образования», реализуемой в рамках государственного задания РАНХиГС на 2024 г. Опрошены 1 943 студента РАНХиГС и ее 38 филиалов в разных субъектах Российской Федерации, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в очной форме.

бизнес, 11,3% планируют его организовать в ближайшей перспективе, 41,2% хотят это сделать, но пока не имеют возможности, и только 14,2% не хотят заниматься предпринимательством.

Предпринимательская инициатива чаще прослеживается среди тех респондентов, чья трудовая деятельность на основной работе не оформлена официально. Среди них 39,1% заявили о желании иметь свое собственное дело в форме ИП, ООО, НКО и др., причем из них 7,2% - в ближайшее время. Для сравнения: среди официально занятых на основной работе такие пожелания отмечаются несколько реже - 27,6% хотели бы иметь собственное дело, а в ближайшее время планируют сделать это 2,8%. Как показывает практика, именно в среде неформальной экономики часто проявляется и реализуется частная предпринимательская инициатива. Поэтому вполне возможно, что создание благоприятных условий для развития предпринимательской активности в официальном правовом поле может не только стимулировать рост числа предпринимателей, но и отразиться на сокращении доли работников, вовлеченных в некриминальный теневой рынок труда.

Исследование продемонстрировало и такую особенность. Работники, которые в ходе опроса заявляют о своей готовности больше работать, чаще проявляют желание создать свое частное дело. Так, среди тех наемных работников, кто готов в значительной мере работать лучше, чем сейчас, в целом о желании создать свое частное дело (в ближайшей или далекой перспективе) сообщают 41,2%, среди тех, кто готов работать лучше, но в незначительной степени, -31,4%, при отсутствии желания работать лучше только 18,9% хотят организовать свое частное дело. Соответственно различаются ответы о планах создания своего частного дела в ближайшее время: 5,8%, 3,0%, 2,7% в выделенных группах.

Трудности предпринимательской деятельности

в оценках занятого населения

Можно обратить внимание, что зачастую просто одного лишь желания вести предпринимательскую деятельность недостаточно. Именно поэтому многие респонденты, представляющие различные категории занятых, говоря о потенциальном желании иметь свое частное дело, упоминают об отсутствии у них таких возможностей. В этой связи у занятого населения поинтересовались, какие, по их опыту или представлениям, основные трудности мешают заниматься частной предпринимательской деятельностью.

Полученные результаты опроса граждан, представляющих различные профессиональные категории, в т.ч. наемных работников, самозанятых и предпринимателей, показывают, что чаще всего одной из ключевых причин, затрудняющих частную предпринимательскую деятельность, выступает отсутствие достаточных средств. Об этом заявили 56,5% опрошенных (см. рис. 3). Это обстоятельство является наиболее значимым на протяжении более чем 20 лет.

Среди наиболее значимых основных трудностей, мешающих заниматься частной предпринимательской деятельностью, можно отметить недостаток необходимых знаний, опыта (41,1%), конкуренцию со стороны других предпринимателей (34,7%), большие налоги (32,9%). При этом за время проведения мониторинга в отношении приведенных причин фиксируются следующие особенности. Так, среди опрошенных отмечается повышение значимости ответа о недостатке необходимых знаний, опыта (+11,1 п.п. к 2019 г., + 13,9 п.п. к 2001 г.) и конкуренции со стороны других предпринимателей

Примечание. Формулировка вопроса: «По Вашему опыту или представлениям, какие основные трудности мешают заниматься частной предпринимательской деятельностью?» Сумма ответов не равна 100%, т.к. по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов.

Источник: опросы ИОН РАНХиГС, 2001-2023 гг.

Рисунок 3. Представления занятого населения об основных трудностях, мешающих заниматься частной предпринимательской деятельностью, в % от общего числа опрошенных

(+4,4 п.п. к 2019 г., +25,7 к 2001 г.). Наоборот, за это же время падает распространенность трудностей, связанных с большими налогами (-14,2 п.п. к 2019 г., -20,2 п.п. к 2001 г.).

С точки зрения ограничений при реализации предпринимательской инициативы также обращает на себя внимание рост трудностей, связанных с бухгалтерской и другой отчетностью перед разными органами, и минимизация значимости коррупционных проявлений, а именно вымогательства чиновников и преступных групп, которые были распространены в начале нулевых годов.

Безусловно, жизненный, профессиональный опыт и представления респондентов определяют распределение основных причин, затрудняющих частную предпринимательскую деятельность. Если для занятых по найму представления об основных трудностях предпринимательства связываются с отсут-

ствием достаточных средств, то жизненный опыт работодателей или самозанятых (те, кто не имеет статуса ИП) чаще сводится к наличию конкуренции со стороны других предпринимателей (см. рис. 4).

Можно также отметить, что для тех наемных работников, кто хочет создать свое частное дело, но пока не имеет такой возможности, проблема отсутствия достаточных средств является еще более актуальной. Среди таких респондентов на эту трудность ведения предпринимательской деятельности указали 72,4%.

Примечание. Сумма ответов не равна 100%, т.к. по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Источник: опрос ИОН РАНХиГС. 2023 г.

Рисунок 4. Представления разных категорий занятого населения об основных трудностях, мешающих заниматься частной предпринимательской деятельностью, в % по каждой выделенной категории

Как видно из приведенных данных, большая налоговая нагрузка является весомым препятствием для занятия предпринимательством. При этом в общественном мнении налоговая политика пока воспринимается скорее в негативном ключе. Каждый второй респондент считает текущую налоговую политику несправедливой. В этой связи не случайно, что на проблему больших налогов как препятствие для развития предпринимательства чаще указывают респонденты, которые считают налоговую политику несправедливой и непредсказуемой, идущей по пути увеличения налоговой нагрузки.

Кроме уже отмеченных трудностей предпринимательской деятельности, выделяются и другие. Например, респонденты опроса, проведенного банком

«Открытие» и страховой компанией «Росгосстрах» в сентябре 2023 г.1, при ответе на открытый вопрос о препятствиях к получению статуса индивидуального предпринимателя указали в первую очередь на сложность процедуры регистрации бизнеса, необходимость отдавать часть дохода государству, высокую ответственность, риск принятия неправильного управленческого решения, необходимость регулярной сдачи отчетности.

К числу основных барьеров для открытия своего дела опрошенные ВЦИОМом россияне (2022 г.)2 отнесли возраст и состояние здоровья, отсутствие денег, отсутствие интереса к бизнесу, отсутствие соответствующих способностей и знаний, трудности, с которыми сопряжено открытие бизнеса.

В заключение стоит отметить, что на сегодняшний день существует весьма простой и удобный способ попробовать себя на начальном этапе предпринимательства - регистрация в качестве плательщика налогового режима «Налог на профессиональный доход» (НПД). Безусловно, этот статус невозможно рассматривать как полноценную предпринимательскую деятельность. Тем не менее использование этого нового налогового режима, которым сейчас могут воспользоваться физические лица, позволяет многим вполне легально и на комфортных и льготных условиях проявить свою предпринимательскую активность, получить опыт взаимодействия с налоговыми органами в части самостоятельной оплаты налогов и др.

Заключение

Результаты социологического мониторинга показывают, что за последние два десятилетия среди респондентов, не занимающихся предпринимательством, отмечается снижение интереса к созданию своего частного дела. По большей части это проявляется в отношении наемных работников. Среди них 29,0% заявили о желании иметь свое частное дело в форме ИП, ООО, НКО и др. (-16,3 п.п. к 2001 г.), в т.ч. 3,3% уверены в возможности его создания в ближайшее время, а остальные говорят о ее отсутствии. Именно среди последней группы снижение желания заниматься предпринимательством отмечается наиболее явно. Что касается самостоятельно занятых граждан, то у них стремление к созданию своего дела (ИП, ООО, НКО и др.) проявляется несколько чаще. Среди них 12,1% уже в ближайшее время рассчитывают его создать (в 2019 г. - 9,8%).

Чаще говорят о создании своего частного дела в ближайшее время молодежь, работники с высшим образованием, более высоким уровнем материального положения и социального статуса на работе, занятые на частных предприятиях, респонденты, не являющиеся коренными жителями своего населенного пункта (проживающие в нем не более 5 лет) и имеющие подработку.

Одной из ключевых причин, затрудняющих частную предпринимательскую деятельность, по мнению опрошенных, выступает отсутствие достаточных средств (56,5%). Это обстоятельство является наиболее значимым на протяжении более чем 20 лет. Поэтому внимание органов государственного управления целесообразно обратить на меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса, связанные с финансовой помощью начинающим пред-

1 Банк «Открытие»: 53% россиян хотели бы заняться частным бизнесом. - Банк «Открытие». 21.09.2023. Доступ: https://www.open.ru/about/press/48236 (проверено 22.06.2024).

2 Пора предпринимать? Мониторинг 1992- 2022. - ВЦИОМ. 09.11.2022. Доступ: htt.ps:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/pora-predprinimat-monitoring-1992-2022 (проверено 22.06.2024).

принимателям: налоговые льготы, гранты, субсидии, компенсации, займы по сниженным ставкам, льготное кредитование и др. Вместе с тем следует усилить информирование и консультирование предпринимателей относительно действующих финансовых мер поддержки бизнеса.

Среди наиболее значимых основных трудностей, мешающих заниматься частной предпринимательской деятельностью, можно отметить недостаток необходимых знаний, опыта (41,1%), конкуренцию со стороны других предпринимателей (34,7%), большие налоги (32,9%). Причем первые две указанные причины увеличили свою значимость в ответах респондентов за последние годы, тогда как на проблему больших налогов, напротив, внимание стали обращать реже. Чаще большие налоги в качестве весомой проблемы предпринимательства рассматривают респонденты, которые считают налоговую политику несправедливой и непредсказуемой, идущей по пути увеличения налоговой нагрузки.

Факт снижения актуальности проблемы больших налогов в оценках населения, как представляется, связан с введением в последние годы новых специальных налоговых режимов, направленных на уменьшение налоговых ставок и страховых взносов, а также упрощение взаимодействия с налоговыми органами, предоставления налоговой и другой отчетности. В числе таких нововведений - специальный налоговый режим для физических лиц (самозанятых) «Налог на профессиональный доход» (НПД), налоговый режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (АУСН).

Если для занятых по найму представления об основных трудностях предпринимательства связываются с отсутствием достаточных средств, то жизненный опыт работодателей или занятых частной практикой чаще сводится к наличию конкуренции со стороны других предпринимателей.

В целом следует констатировать факт, что, несмотря на деятельность государства в плане поддержки бизнеса и снятия административных ограничений, потенциальная предпринимательская активность за последние годы не увеличивается, что обусловлено комплексом различных трудностей, которые в восприятии граждан не позволяют им реализовать свой потенциал в области предпринимательства.

Список литературы

Алексеенок А.А., Радостева Я.Н. 2022. Социальное предпринимательство в Российской Федерации: специфика, тенденции и перспективы развития. -Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. № 4. С. 25-35. DOI: 10.24412/20716141-2022-4-25-35.

Амбрушкевич К.В. 2023. Отношение к предпринимателям и восприятие бизнеса в России. - Социология. № 3. С. 84-92.

Громова А.С. 2021. Отношение к риску, предпринимательство и самозанятость. - Экономический журнал ВШЭ. № 25(2). С. 263-291.

Добролюбова Е.И., Южаков В.Н., Покида А.Н. 2022.Доверие частного бизнеса органам государственного контроля. - Социологические исследования. № 5. С. 49-59. DOI: 10.31857/S013216250018750-8.

Клиндух Р.В. 2022. Социальное предпринимательство: бизнес от сердца или дань моде. - Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. № 6. С. 113-117. DOI: 10.21686/2413-2829-2022-6-113-117.

Кох И.А. 2019. Отношение студенческой молодежи к предпринимательской деятельности. - Дискуссия. № 5(96). С. 6-17.

Покида А.Н., Зыбуновская Н.В., Покида И.А. 2023. Вторичная занятость

работающего населения на современном рынке труда. - Экономическое развитие России. Т. 30. № 1. С. 60-67.

Широкова Г.В., Карпинская Э.О., Козаченко Е.В., Галиева Н.М., Кутузова А.О. 2022. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов: Национальный отчет. Россия. 2021. СПб: Изд-во НИУ ВШЭ. 49 с. Доступ: https://spb.hse.ru/data/2022/12/20/1718960866/GUESSS%202021_ RU.pdf (проверено 22.06.2024).

POKIDA Andrei Nikolaevich, Cand.Sci. (Soc.), Director of the Research Center for Social and Political Monitoring, School of Public Policy, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (82 Vernadskogo Ave, Moscow, Russia, 119571;pokida@ranepa.ru)

ZYBUNOVSKAYA Natal'ya Vladimirovna, Research Fellow at the Research Center for Social and Political Monitoring, School of Public Policy, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (82 Vernadskogo Ave, Moscow, Russia, 119571; nzyb@ranepa.ru)

ENTREPRENEURSHIP

IN THE FOCUS OF PUBLIC OPINION

Abstract. The article presents the results of sociological surveys of the employed population, including data from a survey conducted in 2023. The objectives of the study were to identify the interest of Russians in entrepreneurial activity, as well as the perception of the difficulties of its implementation. An all-Russian sociological survey was conducted by the Research Center for Socio-Political Monitoring of the School of Public Policy, RANEPA. 1,500 people aged 18 years and older were interviewed in 30 constituent entities of the Russian Federation, using a sample representing workers in the main types of economic activity employed in enterprises of various forms of ownership, the ratio of residents of different types of settlements, socio-demographic and professional groups of people. Survey method: personal formal interview. Despite the efforts of the state to stimulate entrepreneurial initiative and remove barriers to doing business, according to sociological surveys over the past 20 years, there has been no increase in potential entrepreneurial activity among the population. The key obstacles to private entrepreneurial activity in the opinion of respondents are the lack of sufficient funds, lack of necessary knowledge and experience, competition from other entrepreneurs and high taxes.

Keywords: entrepreneurial activity, employed population, labor market, private practice, employees, difficulties of entrepreneurial activity, informal employment

The article is prepared on the base of the RANEPA state assignment research program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.