Научная статья на тему 'Предпринимательство: попытка осмысления с современных позиций'

Предпринимательство: попытка осмысления с современных позиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4881
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ENTREPRENEUR / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / ПРИБЫЛЬ / PROFIT / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / МИССИЯ / MISSION / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / PRICE SETTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баженов Юрий Константинович, Веснин Владимир Рафаилович

В статье приводится историческая справка о возникновении и распространении понятия «предпринимательство» со времен Римской империи и до нашего времени, а также позиции в этом вопросе французских, английских, русских экономистов XVI-XX веков. Более подробно оцениваются определения предпринимательства А. Маршалла, Й. Шумпетера, Г.К. Гинса. Авторы критически относятся к определению, приводимому в Гражданском кодексе РФ (ст. 2.1.), где лично-групповой целью предпринимательства является систематическое получение прибыли, в то время как цель этого вида деятельности развитие общественного производства отсутствует. В статье описывается опыт российских предпринимателей, которые, сочетая личные интересы с общественными, в короткий исторический период по ряду показателей привели Россию в начале XX в. в число самых передовых стран мира. В статье приводятся определения различных авторов, а также свое, более широкое понимание термина «предпринимательская деятельность». Авторами предлагается собственная классификация различных видов предпринимательской деятельности, их значимость. Обращается внимание на качества, которыми должны обладать предприниматели, и необходимость повышения социально-экономической результативности предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneurship: an attempt of understanding from modern standpoints

The article includes the background of appearance and diffusion of the concept “entrepreneurship” from the times of Roman Empire to our times, as well as standpoints on this matter of French, English, and Russian economists of XVI-XX centuries. Moreover, definitions of entrepreneurship by A. Marshall, J. Schumpeter, G. C. Guins are analyzed in detail. The authors are critical about the definition included in the Civil Code of the Russian Federation (article 2.1.), which states systemic receiving of profit as the personal and/or group purpose of the entrepreneurship, while the purpose of this kind of activity the development of public production is not included. The article outlines the experience of Russian entrepreneurs of the beginning of the XX century, who, having combined personal and public interests, in a short historic period brought Russia to the number of the most developed countries according to a number of indices. The article provides definitions of different scientists, as well the authors’ own broader understanding of the term “entrepreneurial activity”. The authors suggest their own classification of different kinds of entrepreneurial activity and their significance. The article draws attention to the qualities that the entrepreneurs must have and the necessity of increasing social-economic efficiency of the entrepreneurial activity.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство: попытка осмысления с современных позиций»

ИССЛЕДОВАНИЕ

1 2 Баженов Ю.К.1, Веснин В.Р.2

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

2 Московский государственный индустриальный университет

Предпринимательство: попытка осмысления с современных позиций

АННОТАЦИЯ:

В статье приводится историческая справка о возникновении и распространении понятия «предпринимательство» со времен Римской империи и до нашего времени, а также позиции в этом вопросе французских, английских, русских экономистов XVI-XX веков. Более подробно оцениваются определения предпринимательства А. Маршалла, Й. Шумпетера, Г.К. Гинса. Авторы критически относятся к определению, приводимому в Гражданском кодексе РФ (ст. 2.1.), где лично-групповой целью предпринимательства является систематическое получение прибыли, в то время как цель этого вида деятельности - развитие общественного производства - отсутствует. В статье описывается опыт российских предпринимателей, которые, сочетая личные интересы с общественными, в короткий исторический период по ряду показателей привели Россию в начале XX в. в число самых передовых стран мира. В статье приводятся определения различных авторов, а также свое, более широкое понимание термина «предпринимательская деятельность».

Авторами предлагается собственная классификация различных видов предпринимательской деятельности, их значимость. Обращается внимание на качества, которыми должны обладать предприниматели, и необходимость повышения социально-экономической результативности предпринимательской деятельности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: предприниматель, предпринимательство, профессионализм, прибыль, деятельность, законодательство, государственное регулирование, миссия, ценообразование

JEL: D40, L11, L26

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Баженов Ю.К., Веснин В.Р. Предпринимательство: попытка осмысления с современных позиций // Российское предпринимательство. — 2015. — Т. 16. — № 11. — с. 1557-1566. — DOI: 10.18334/ф.16.11.237

Баженов Юрий Константинович, д-р экон. наук, профессор кафедры торговой политики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, г. Москва ([email protected])

Веснин Владимир Рафаилович, д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента Московского государственного индустриального университета

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 22.05.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 17.06.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:

http://journals.creativeconomy.ru/index.php/rp/article/view/237/

(с) Баженов Ю.К., Веснин В.Р. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/)

ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Развитие предпринимательства является одной из наиболее обсуждаемых проблем нашего времени. Это связано с тем, что значимость предпринимательства и предпринимателя в социальной, экономической, политической и других видах деятельности, особенно в России, все более возрастает. В настоящий период у нас в стране наблюдается множество нерешенных проблем как в теории, так и в практике предпринимательской деятельности, что привело к низкой ее эффективности, огромным потерям для государства, экономики, общества.

Ещё в римском праве предпринимательство рассматривалось как занятие, дело, деятельность, а под предпринимателем подразумевался человек, ведущий общественное строительство. Вплоть до конца XII в. под предпринимателем понимался изобретатель, строитель, управляющий, работодатель и т.п. В XVI и XVII вв. предприниматели занимались установлением государственного порядка в области строительства фортификационных сооружений, военных заказов.

Впервые в экономической литературе термин «предприниматель» появился во Всеобщем Словаре Коммерции, изданном в Париже в 1723 году, где указывалось, что под ним следует понимать лицо, берущее на себя обязательство по производству или строительству объекта.

Первым российским автором, исследовавшим

предпринимательство, называют И.Т. Посошкова, подготовившего в 1724 г. свой знаменитый труд - «Книгу о скудости и богатстве», который был издан лишь в 1840 году.

В своей книге «Принципы экономической науки» (Principles of Economics, 1890-1891 гг.) Альфред Маршалл большое внимание уделял организаторской функции предпринимателя, в реализации которой предприниматель должен всегда искать методы, которые обещают быть более эффективными, чем существующие. Он акцентировал внимание на то, что не каждый может быть предпринимателем. Эти способности такие сложные и многочисленные, что очень мало личностей могут их проявить в высшей степени. Современные исследования показывают, что такие личности составляют не более 10%.

Й. Шумпетер (1883-1950 гг.) под предпринимательством понимал осуществление новых комбинаций, а предпринимателем называл лицо, чьей функцией является их осуществление (Шумпетер Й. История экономического анализа. - СПб: Экон. Шк., 2001).

1559

По мнению Й. Шумпетера, предприниматели представляют собой особый тип людей. Он должен уметь:

- постоянно совершенствовать свой профессионализм;

- выделить первоочередные проблемы своего бизнеса;

- идти вперед, не пугаясь неопределенности и сопротивления;

- заставить повиноваться себе.

В нынешних условиях предпринимателем может называться тот, кто занимается не только текущей производственной, коммерческой работой, а сосредотачивает внимание:

- на изготовлении и продвижении на рынке нового товара;

- на освоении новых рынков сбыта;

- на освоении новых видов и источников сырья, прямом воздействии на реорганизацию структуры отрасли;

- на внедрении в организуемый предпринимателем процесс новых технологий.

Если обобщить современные высказывания множества авторов о предпринимательстве, то его определение сводится как инициативная деятельность, направленная на организацию ресурсов с целью получения прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг, связанная с риском их потери и имеющая целью извлечение выгоды для лица, ее осуществляющего.

Предпринимательство нам представляется функцией собственности и имеет двойственный характер. С одной стороны, стратегический, а с другой - тактический. Стратегический аспект заключается в определении направлений и масштаба деятельности субъекта, в создании структур, которые ее будут реализовывать, поиске, привлечении, распределении и перераспределении ресурсов, осуществлении необходимых преобразований в соответствии с изменившимися условиями и пр. Тактический аспект состоит в организации и корректировке хозяйственных процессов в соответствии со складывающейся конъюнктурой.

На начальных этапах развития предпринимательства собственники сами реализовывали обе функции, поскольку объемы и сложность самой деятельности были незначительны. Таким образом, его стратегическая и тактическая сторона оставались слитыми. Однако с ростом масштабов предприятий, превращением их из индивидуальных в коллективные, собственник далеко не всегда мог реализовывать эти функции одновременно.

Во-первых, необходимое для этого единство воли в большинстве случаев отсутствовало (если не было доминирующего владельца); во-вторых, предпринимательская деятельность настолько усложнилась, что требовала профессионального подхода, на что большинство собственников были не способны.

В связи с этим предпринимательская функция перешла в руки высших менеджеров, которые со временем оставили в руках только стратегическую подфункцию, а тактическую передали своим коллегам на среднем уровне.

При существующих ныне объемах общественного производства, сложной его структуре в конечном итоге предпринимательскую деятельность можно свести к следующим видам: производственная, финансовая, коммерческая. Эти виды могут выглядеть как самостоятельные, но, как правило, они тесно переплетаются между собой.

Так, чтобы произвести какой-либо продукт, необходимо закупить исходный материал, сырье и т.д. Производитель обращается на рынок, где совершает все необходимые коммерческие операции по закупке необходимых материалов. Произведенный продукт предприниматель должен продать. На рынке он отыскивает необходимых ему покупателей и также производит все необходимые коммерческие операции по продаже своего товара.

Финансовые предприятия в процессе своей

предпринимательской деятельности также покупают и продают валюту, ценные бумаги, получая доходы как разницу между покупной и продажной ценой. Это тоже коммерческая деятельность.

Если с производственным, коммерческим и финансовым предпринимательством все более-менее понятно, то относительно социального предпринимательства единого мнения не сложилось. В мире существует более 90 определений социального предпринимательства. Зачастую под ним ошибочно подразумевают благотворительность или корпоративную социальную ответственность. Это явление хотя и находится на пересечении благотворительности и бизнеса, но существует и развивается по своим собственным законам. В России оно появилось ещё на рубеже Х1Х-ХХ вв. В качестве примера можно привести Дом Трудолюбия, основанный Иоанном Кронштадтским, где каждый нуждающийся (от одиноких матерей до

1561

бездомных) мог найти себе работу, получить приют и заботу. Эта идея впоследствии получила распространение по всей России.

Фонд «Наше будущее» полагает, что это, прежде всего, деятельность малого предпринимательства, направленная на решение или смягчение социальных проблем. Работать социальные предприниматели могут в любой сфере, ведь у всех у нас есть социальные проблемы, будь то топ-менеджер или фермер. При этом мотивация социального предпринимателя - это, однозначно, желание решить социальную проблему, а деньги - лишь средство быть независимым и устойчивым, а не цель, как в традиционном бизнесе.

Движущей силой предпринимательской деятельности, конечно, является стремление предпринимателей к получению максимальной прибыли. Вместе с тем предпринимательская деятельность в целом должна приносить высокий социально-экономический результат обществу. Получение же одной лишь высокой прибыли предпринимателями без высоких результатов для общества, экономики страны, государства теряет всякий смысл. Гарантом же высокой социально-экономической эффективности предпринимательской деятельности здесь может быть государство, постоянно контролирующее и регулирующее в целом хозяйственную деятельность всех видов предпринимателей.

Сегодня, когда справедливость колоссальных прибылей ничем оправдать нельзя, придумана концепция, ставящая все с ног на голову. В соответствии с ней главной целью предпринимателей является вовсе не прибыль, а удовлетворение потребностей клиентов. Считается, что кто это сделает наиболее успешно, тот и будет вознагражден максимально и, безусловно, справедливо. Красочное описание обещаний фирмы осчастливить своих покупателей получила название миссии, на фоне которой главная была задвинута, как минимум, на третий план. А на второй выдвинулось несколько основных целей - рост потенциала фирмы, захват определенной доли рынка и пр., которые в равной степени обеспечивают как миссии, так и главной цели, ставшей неким эфемерным феноменом. Здесь можно привести в пример Дж. Сороса, который в виде миссии своего социального «предпринимательства» в России «сеять разумное, доброе, вечное» предполагал исполнение своих личных и национальных финансовых интересов США.

Таким образом, в итоге подобного рода рокировки, миссия, реализация которой является инструментом и условием получения

прибыли как единственной цели предпринимательства, заняла место последней, а та превратилась в побочный результат предпринимательской деятельности.

Выше было отмечено, что предпринимательство представляет собой инициативную, творческую и организаторскую деятельность субъектов, имеющую целью извлечение выгоды. И здесь возникают сразу несколько взаимосвязанных вопросов. Обязательно ли предпринимательство необходимо связывать с рынком? Обязательно ли выгода, которую преследуют лица, осуществляющие эту деятельность, должна отождествляться с прибылью?

Безусловно, наиболее полное свое развитие предпринимательство получает в рыночных условиях, развиваясь вместе с соответствующими институтами. Однако предпринимательство не обязательно бывает связано исключительно с целью получения максимальной прибыли.

Представляет интерес сопоставление трактовок

предпринимательской деятельности вышеотмеченных авторов-классиков и современных законодательных актов развитых стран с российскими. Так, в статье 2.1. Гражданского кодекса РФ (действующая редакция с изменениями и дополнениями от 06.04.2015) отмечается: «Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Можно заметить, что вышеизложенное определение приводится походя, между прочим. Здесь подразумевается лишь право создать предприятие и систематически получать прибыль. Предприниматели же, естественно, понимают свою цель - получение максимальной прибыли, и любыми средствами. Однако в определении нет ни слова об обязанностях предпринимательства перед обществом и каждым его членом, что ведет к серьезным перекосам, изъянам в предпринимательской деятельности, что мы и видим в нашей действительности. Более того, в действующей редакции от 06.04.2015 в Гражданском кодексе предусматривается среди многих прочих форм предпринимательства и такая организационно-правовая форма, как

1563

унитарная, т.е. государственная и муниципальная, при которой отсутствует цель получения прибыли (статья 113 ГК). Например, к унитарным относятся предприятия по обслуживанию пенсионеров, инвалидов, участников войн.

Ярким примером унитарного предпринимательства можно привести организации и предприятия Главного управления торговли Министерства обороны (ГУТ МО), которое обеспечивало весь контингент военнослужащих государства всеми необходимыми потребительскими товарами и услугами, не принимая во внимание получение прибыли. Однако, вопреки Конституции РФ, Гражданскому кодексу и другим законодательным актам, г. Сердюков преобразовал ГУТ МО в ООО «Оборонсервис», цель которого - получение максимальной прибыли.

Нам представляется, что четкое определение экономической категории - предпринимательство - требует, как и положено, представления основных ее признаков: миссию, цель и задачи предпринимательской деятельности, а не только лишь цель -обогащение.

В законодательных актах России следует определить и ряд других обязательных ориентиров, направленных на повышение эффективности предпринимательской деятельности. Например, в законодательстве Франции (ст. 1 Французского торгового кодекса), Германии (§ 1 Германского торгового уложения) и ряда других стран отмечается необходимость профессионализма предпринимателей.

Между определением, отмеченным в ГК РФ, и результативностью предпринимательской деятельности можно проследить определенную связь. Действительно, для достижения цели - получения максимальной прибыли - предприниматели, не задумываясь о каких-либо своих миссиях и задачах, используют любые средства, в т.ч. выходящие за рамки законодательства.

За короткие исторические сроки Россия заняла после США второе место в мире по количеству долларовых миллиардеров (по последним данным - пятое место). Только за 2013 год в России долларовых миллионеров возросло почти вдвое, с 84 до 154 тысяч. По оценке Credit Suisse, в 2013 году в России насчитывалось 1986 человек, чье состояние превышало 50 миллионов долларов. Число только легальных миллиардеров возросло с 101 до 131, т.е. почти на треть. По данным Forbes, если в Нью-Йорке проживают 62 миллиардера с

1564

суммарным состоянием 280 млрд, то в Москве - 84 миллиардера с суммарным состоянием в 366 млрд долларов.

Россия находится на одном из первых мест в мире по неравенству распределения имущества и доходов. 110 миллиардерам принадлежит 35% всех национальных богатств. Руководители некоторых наших государственных компаний получают заработную плату в размере и 2 млн, и более трех млн долл. в месяц.

По данным швейцарского агентства Boston Consalting Grupp, в России среднемесячный доход на душу населения составляет 800 долл. В то же время в странах, в т.ч. крохотных, не обладающих какими-либо природными ресурсами, эти доходы составляют: в Чехии - 1789 долл., в Испании - 2300, в Люксембурге - 4100.

Правящий класс США и ряда стран Западной Европы, озаботившись возрождением российской армии, признаками восстановления нашей экономики, активно пытаются под разными предлогами уничтожить российское государство.

Чтобы точь-в-точь не повторились в России, как и в Европе, события столетней давности, когда были сметены все магнаты, олигархи, высшие чиновники, правящие классы, монархии и целые государства, для России крайне необходимо интенсивное возрождение экономики, но не заклинаниями и отдельными примочками в ее больные места. Необходима тщательно выверенная цельная система использования всех инструментов государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Почему-то в нашем правительстве помнят единственную функцию налогов - фискальную - сбор как можно больших денежных средств в бюджет. У системы налогообложения существует более важная функция - регулирующая. В зависимости от конъюнктуры рынка того или иного товара процент налога незамедлительно должен меняться, в результате чего увеличивается объем производства и продажи продукта, а, следовательно, абсолютный размер поступлений в бюджет только растет.

Система ценообразования у нас стимулирует падение общественного производства. Чтобы увеличить размер прибыли предпринимателям достаточно поднять цены, не стесняясь созданием ценовых сговоров. У них нет никакой необходимости заниматься совершенствованием производственной деятельности, снижением себестоимости продукции. Сегодня под предлогом объявленных нашей

1565

стране санкций все российские и зарубежные предприниматели в России резко повысили цены, не задумываясь о неизбежных позже серьезных негативных последствиях и для них самих.

Проверкой необоснованного увеличения цен занялась в порядке разовой кампании Прокуратура РФ и выявила немало резкого произвольного повышения цен. Но никаких эффективных средств, ограничивающих произвольный рост цен, в РФ нет. Представляется, что государство, точнее некоторые конкретные лица, выполняющие государственные функции, заинтересованы в росте цен, поскольку с «ростом» объема производства, «ростом» продаж за счет механического роста цен увеличиваются поступления в виде налогов в государственный бюджет. Физический же объем производства и торговли при этом может не только не расти, но и падать.

В развитых странах практикуется заключение договоров о стабильности цен в течение года между правительством, производителями и торговцами. Также правительства устанавливают для предпринимателей на конкретные группы товаров «коридоры» цен, которые могут колебаться лишь в определенном диапазоне.

После Второй мировой войны в пострадавших от нее странах широко использовались одновременно все инструменты государственного регулирования, что им позволило достаточно быстро поставить предпринимателей в условия, в которых они создавали социально-экономическое благополучие в одинаковой мере как для себя, так и для общества.

Следует подчеркнуть, что предпринимательство в условиях рыночной экономики - это жестокая система с непреодолимым стремлением к получению максимальной прибыли, с жесткой конкурентной борьбой, разоряющей одних и обогащающих других. И здесь только государство в лице профессионалов, желающих возродить свою страну, может обеспечить гармонию интересов различных социальных групп, «чтобы и волки были сыты, и бараны целы» с помощью жестких «правил игры», обязательными для выполнения всеми участниками предпринимательской деятельности.

ИСТОЧНИКИ:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред.

от 23.05.2015).

2. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 2-х кн.: Кн. 1, 2. - М.: Генеральный

директор, 2010. — (Вечная классика).

1566

3. Шумпетер Й. А. История экономического анализа: В 3-х т. - СПб: Экономическая школа,

2001.

4. Гинс Г.К. Предприниматель. - М.: Посев, 1992. — 224 с.

5. Лапуста М.Г. Предпринимательство. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 384 с.

6. Сорос Д. Эпоха ошибок. Мир на пороге глобального кризиса. — М.: Альпина Бизнес

Букс, 2010. — 202 с.

7. Кикал Д., Лайонс Т. Социальное предпринимательство. Миссия - сделать мир лучше. -

М.: Альпина Паблишер, 2014. — 304 с.

8. Грибов В.Д. Роль инновационного предпринимательства в реализации стратегии

развития России // Предпринимательская деятельность в условиях глобализации и интеграции экономики. — Вязьма: филиал ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме, 2012 — С. 115-121.

9. Волкова Н.М., Мудунов А.С. Место и роль частного предпринимательства в

государственно-частном партнерстве // Бизнес в законе. — 2012. — № 6. — С. 183.

Yury K. Bazhenov, Doctor of Science, Economics, Professor of the Chair of Trade Policy, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Vladimir R. Vesnin, Doctor of Science, Economics, Professor, Head of the Chair of Management, Moscow State Industrial University

Entrepreneurship: an attempt of understanding from modern

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

standpoints

ABSTRACT:

The article includes the background of appearance and diffusion of the concept "entrepreneurship" from the times of Roman Empire to our times, as well as standpoints on this matter of French, English, and Russian economists of XVI-XX centuries. Moreover, definitions of entrepreneurship by A. Marshall, J. Schumpeter, G. C. Guins are analyzed in detail. The authors are critical about the definition included in the Civil Code of the Russian Federation (article 2.1.), which states systemic receiving of profit as the personal and/or group purpose of the entrepreneurship, while the purpose of this kind of activity - the development of public production - is not included. The article outlines the experience of Russian entrepreneurs of the beginning of the XX century, who, having combined personal and public interests, in a short historic period brought Russia to the number of the most developed countries according to a number of indices. The article provides definitions of different scientists, as well the authors' own broader understanding of the term "entrepreneurial activity".

The authors suggest their own classification of different kinds of entrepreneurial activity and their significance. The article draws attention to the qualities that the entrepreneurs must have and the necessity of increasing social-economic efficiency of the entrepreneurial activity. KEYWORDS: entrepreneur, entrepreneurship, professionalism, profit, activity, legislation, state regulation, mission, price setting

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.