Научная статья на тему 'ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ'

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРИСПОСОБЛЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / ИМИТАЦИЯ / КРЕАТИВНОЕ РАЗРУШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астафьева Ольга Викторовна

Современный мир столкнулся с новыми вызовами, требующими немедленной реакции и быстрого принятия управленческих решений. Национальная экономика, успешно выстоявшая в ковидный период и начавшая восстанавливаться в постковидный, резко столкнулась с тенденциями деглобализации, новыми санкциями и задачами, требующими механизмов по адаптации к складывающимся реалиям и поддержанию устойчивого развития. Будущее отдельных отраслей и последствия происходящих изменений трудно предсказать, однако это не исключает возможности рассмотрения разных сценариев и планов развития экономических систем. В статье поставлена цель по изучению роли предпринимательства в инновационном развитии национальной экономики в условиях неопределенности. Рассмотрены разные взгляды на сущность предпринимательской деятельности, подходы к адаптации социально-экономических систем, задачи, стоящие перед предпринимательскими структурами на современном этапе экономического развития, а также стратегии их инновационного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURSHIP AT THE CURRENT STAGE OF ECONOMIC DEVELOPMENT: INNOVATIVE ASPECTS

The modern world is facing new challenges that require immediate response and rapid management decisions. The national economy, which successfully withstood the covid period and began to recover in the post-covid period, sharply faced the trends of deglobalization, new sanctions and tasks requiring mechanisms to adapt to the emerging realities and maintain sustainable development. The future of individual industries and the consequences of the ongoing changes are difficult to predict, but this does not exclude the possibility of considering different scenarios and plans for the development of economic systems. The author aims to study the role of entrepreneurship in the innovative development of the national economy in conditions of uncertainty. The author considers different views on the essence of entrepreneurial activity, approaches to the adaptation of socio-economic systems, the tasks facing business structures at the present stage of economic development, as well as strategies of innovative behavior.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ»

ECONOMICS

Теория и практика общественного развития. 2022. № 7. С. 84-87. Theory and Practice of Social Development. 2022. No. 7. P. 84-87.

Научная статья УДК 334.012

https://doi.org/10.24158/tipor.2022.7.11

Предпринимательство на современном этапе экономического развития:

инновационные аспекты

Ольга Викторовна Астафьева

Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия, astafeva86@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6445-4456

Аннотация. Современный мир столкнулся с новыми вызовами, требующими немедленной реакции и быстрого принятия управленческих решений. Национальная экономика, успешно выстоявшая в ковидный период и начавшая восстанавливаться в постковидный, резко столкнулась с тенденциями деглобализации, новыми санкциями и задачами, требующими механизмов по адаптации к складывающимся реалиям и поддержанию устойчивого развития. Будущее отдельных отраслей и последствия происходящих изменений трудно предсказать, однако это не исключает возможности рассмотрения разных сценариев и планов развития экономических систем. В статье поставлена цель по изучению роли предпринимательства в инновационном развитии национальной экономики в условиях неопределенности. Рассмотрены разные взгляды на сущность предпринимательской деятельности, подходы к адаптации социально-экономических систем, задачи, стоящие перед предпринимательскими структурами на современном этапе экономического развития, а также стратегии их инновационного поведения.

Ключевые слова: предпринимательство, предприниматели, национальная экономика, приспособление, инновации, имитация, креативное разрушение

Для цитирования: Астафьева О.В. Предпринимательство на современном этапе экономического развития: инновационные аспекты // Теория и практика общественного развития. 2022. № 7. С. 84-87. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.7.11.

Original article

Entrepreneurship at the Current Stage of Economic Development: Innovative Aspects Olga V. Astafeva

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, astafeva86@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6445-4456

Abstract. The modern world is facing new challenges that require immediate response and rapid management decisions. The national economy, which successfully withstood the covid period and began to recover in the post-covid period, sharply faced the trends of deglobalization, new sanctions and tasks requiring mechanisms to adapt to the emerging realities and maintain sustainable development. The future of individual industries and the consequences of the ongoing changes are difficult to predict, but this does not exclude the possibility of considering different scenarios and plans for the development of economic systems. The author aims to study the role of entrepreneurship in the innovative development of the national economy in conditions of uncertainty. The author considers different views on the essence of entrepreneurial activity, approaches to the adaptation of socio-economic systems, the tasks facing business structures at the present stage of economic development, as well as strategies of innovative behavior.

Keywords: entrepreneurship, entrepreneurs, national economy, adaptation, innovation, imitation, creative destruction

For citation: Astafeva, O.V. (2022) Entrepreneurship at the Current Stage of Economic Development: Innovative Aspects. Theory and Practice of Social Development. (7), 84-87. Available from: doi:10.24158/tipor.2022.7.11 (In Russian).

Национальная экономика и отдельные отрасли стоят перед выбором моделей и путей дальнейшего развития, включая усиление дальнейшего влияния государства на принятие экономических решений или предоставление большей субъектности экономическим системам, и возможностей проявления креативности и предпринимательства, которое приобретает исключительную важность в условиях неопределенности и кризиса и становится структурообразующим элементом в развитии экономических отношений. В 2021 году был подготовлен «Специальный доклад Прези-

© Астафьева О.В., 2022

денту РФ», в котором представлены данные о несопоставимо малой доле малого и среднего предпринимательства в ВВП страны и доле занятых по сравнению с ведущими экономиками мира1. В соответствии с данными Росстата, несмотря на предпринимаемые меры, эти показатели за последние десятилетия не меняются. Характерной чертой российского предпринимательства является дисбаланс структуры, выражающийся в том, что большая часть мелких и средних предпринимателей (МСП) (41 %) относится к оптовой и розничной торговле, в то время как обрабатывающие производства составляют не более 7 % и дают не более 10 % оборота. Это значительно отличается от структуры МСП в развитых странах, в частности, в Китае обрабатывающая промышленность МСП дает более 40 % добавленной стоимости, а в Японии - 50 %. В этой связи одной из важнейших целей программы по развитию предпринимательства должно являться стимулирование развития современных производственных и инновационных предприятий.

Устоявшееся в 90-е годы XX века в нашей стране среди разных социальных групп поверхностное отношение к предпринимателям как к субъектам, деятельность которых связана с получением экономической выгоды, приобретает актуальность, однако в условиях другого уровня технологического прогресса требует более осмысленного и сложно выстроенного подхода к ведению предпринимательской деятельности и более широкому пониманию ее значимости как на уровне властей, так и в общественной среде.

Усложнение сфер производства и появление новых высокотехнологичных видов деятельности порождают запрос на особую категорию людей, активно осуществляющих хозяйственную деятельность, с предпринимательскими чертами поведения и необычным складом мышления, способных на практике решать сложные когнитивные задачи.

Анализ характерных черт, необходимых современным предпринимателям. Считается, что предприниматели обладают определенным набором качеств, которые позволяют им добиваться успехов. Широко известен подход к раскрытию личностных характеристик предпринимателя, называемый Большая Пятерка (Shane et al., 2010):

1. Экстраверты более склонны становиться предпринимателями, чем интроверты, так как предприниматели вынуждены постоянно общаться с разными людьми: инвесторами, работниками, клиентами.

2. Необходимость экспериментировать, предлагать и реализовывать новые идеи и инновационные подходы в предпринимательской деятельности в большей степени соответствует людям с флексибильным, а не ригидным мышлением.

3. Наличие критического мышления и неприятие конформизма больше соответствует предпринимательскому поведению, направленному на отстаивание собственных интересов, участие в жестких переговорных процессах и достижение собственных целей с помощью других людей.

4. Настойчивость при достижении целей и сознательное прикладывание значительных усилий для преодоления сложностей, проблем, финансовых трудностей, непредвиденных обстоятельств подчеркивает склонность человека к предпринимательству.

5. Эмоциональная устойчивость, умение справляться со стрессом, не терять самообладания в условиях риска, неопределенности, незащищенности, личных или связанных с компанией невзгод позволяют людям продолжать заниматься предпринимательской деятельностью.

Данная модель показывает качества, значимые для предпринимателя, однако они также могут наблюдаться у людей с другим родом деятельности, поэтому не раскрывают в полной мере феномен предпринимательства и его атрибуты. В связи с этим многие исследователи продолжают подробно изучать принципиальное отличие предпринимательства от других явлений (Литау, 2020). Наиболее фундаментальный взгляд был предложен Й. Шумпетером, рассматривавшим понятие «креативное разрушение», подчеркивавшее необходимость у субъекта креативного начала, которое позволяет получить творческий продукт в процессе осуществления хозяйственной деятельности (Шумпетер, 1995). В своей статье Е.Я. Литау (2021) делает вывод, что предпринимательская деятельность связана с диалектическим противоречием создания нового путем разрушения существующего материального мира и обстоятельств, в рамках которых создаются новые объекты, причем отсутствие антиобъектов, то есть того, что будет разрушено в рамках создания нового, будет свидетельствовать о недостатке творчества и предпринимательства в том смысле, который был заложен Й. Шумпетером. В этом контексте меняется роль конкуренции, которая в традиционном, привычном понимании состоит в стимулировании участников на поиск решений, которые немного лучше, чем у других, без существенного изменения баланса сил, а при креативном разрушении

1 Специальный доклад Президенту Российской Федерации - 2021 МСП/ПОСТКОВИД. Время для системных решений [Электронный ресурс] // Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2021/7.pdf (дата обращения 04.07.2022).

ЕСОШМЮЭ

конкуренция направлена на вывод системы из состояния равновесия и разрушение порядка в целях установления нового. Эти рассуждения актуализируют значимость предпринимательской сферы в современных условиях экономического развития, когда в результате беспрецедентных санкций бизнесу следует определиться с новой экономической географией, перестроить - скорее всего, неоднократно вследствие вторичных санкций - логистические цепочки, международные платежи, непрерывно контролировать операционные процессы, держа в фокусе не только необходимость повышения качества, но и снижение себестоимости продукции как важного фактора выживания бизнеса, замещать выбывшие и выбывающие цифровые и промышленные технологии, наукоемкие производства, поддерживать и развивать социальную инфраструктуру, приемлемые условия и оплату труда населения, особенно в градообразующих предприятиях, находить решения для удержания талантливых и высококвалифицированных кадров в приоритете с инженерным и ИТ-образованием. Таким образом, сегодняшним предпринимателям требуется оценить свершившиеся в результате санкций разрушения экономических отношений и создать новые блага, отвечая на общественные потребности и требования рынка.

Методологические основы адаптации социально-экономических систем. Идея креативного разрушения, заключающаяся в поиске антипода существующему порядку или объекту, от которого нужно отказаться или поставить под сомнение необходимость его существования, в последующем разрушив, предложив антиобъект или иной взгляд, является в некоторой степени спорной и опасной, если она касается крупных систем и несет непредсказуемые и неуправляемые последствия, особенно в сегодняшнем хаотичном мире, меняющемся в результате появления «черного лебедя» или «эффекта бабочки». В этих условиях постоянная адаптация к складывающимся непростым реалиям превращается в рутину повседневности. С точки зрения теории управления, свойство «адаптация» понимают как способность системы приспосабливаться к постоянно меняющейся рыночной среде. При этом приспособление означает выживаемость системы, освоившейся в переменных условиях внешней среды благодаря приобретению необходимых навыков и свойств.

Академик П.К. Анохин предложил концепцию адаптации как компенсаторного приспособления, рассматривающую компенсацию нарушенных функций при осуществлении мобилизации значительного числа компонентов, функционально связанных благодаря получению конечного приспособительного эффекта (Анохин, 1955). Таким образом, в соответствии с концепцией компенсаторного приспособления, система способна полностью восстановиться с помощью возмещения истраченного ресурса эффектом «конечного результата» ее деятельности и в последующем успешно функционировать. В своей работе М.А. Алексеев, К.А. Зайков, Е.В. Фрейдина (2022) делают вывод о том, что приспособление является процессом, направленным на выживание системы, а адаптация позволяет устойчиво функционировать, расти и развиваться, то есть в существующей экономической действительности, в которой адаптация есть неотъемлемое свойство на всех стадиях жизненного цикла функционирующей системы, данное понятие следует понимать шире, чем просто приспособление, а рассматривать как компенсаторное приспособление.

Стратегии инновационного поведения для адаптации предпринимательских структур к новым реалиям. Поведение, направленное на приспособление социально-экономических систем с точки зрения адаптации, предполагает два вида процессов: защитного характера, основанного на накоплении запасов различных видов ресурсов, и агрессивных действий, связанных с завоеваниями рынков и достижением на них роли лидера, проведением агрессивной рекламы и маркетинга, стратегических и тактических ходов, конкурентной борьбы. Для адаптации к новым реалиям и поддержания устойчивого развития национальной экономики предпринимательские структуры могут ориентироваться на две основные стратегии инновационного поведения: инновационное развитие, основанное на шумпетеровских взглядах о том, что предприниматель является творцом, создателем чего-то нового и уникального, и имитационное развитие, связанное с подражанием и копированием западных бизнес-моделей, товаров, технологий, что активно наблюдается после ухода с российского рынка западных компаний.

Имитационное развитие, ранее рассматриваемое как паразитическое поведение организаций, в последние годы достаточно активно поддерживается и в позитивной коннотации исследуется разными авторами1 (Козиков, Юданов, 2011). В работах приводятся примеры стратегий компаний по копированию чужих идей, предлагается конструктивная критика классических взглядов Й. Шумпетера на предпринимателя, деятельность которого не связана с творчеством и не является источником появления великих идей, а направлена на поиск состояния экономического равновесия на новом уровне или витке развития, при котором компания не получает выдающихся финансовых результатов, но достигает краткосрочных целей по улучшению или модернизации

1 Шенкар О. Имитаторы. Как компании заимствуют и перерабатывают чужие идеи. М., 2017. 208 с.

- 86 -

того, что есть, хорошо оценивая возможности и предугадывая результаты. Чаще всего считается, что инновационное развитие зависит от эндогенных факторов, а имитация, или подражание, предполагающее копирование чужих предпринимательских идей, представляет собой экзогенный путь развития, определяемый факторами извне. Однако такой взгляд не является однозначным, так как имитация не всегда предполагает механическое повторение, а требует изобретательности для трансляции инновации, сконструированной с учетом внутренних идей, потребностей рынка, личностных особенностей и профессионализма людей.

Одним из ключевых эндогенных ресурсов национальной экономики, на который она может опереться для социально-экономической трансформации с помощью предпринимательства, являются люди, готовые брать на себя риски и ответственность, использовать свои когнитивные способности, предпринимательский потенциал, креативность для обеспечения устойчивого развития страны и ее конкурентных преимуществ на мировом рынке. Поэтому стратегической задачей государственного управления является создание благоприятных контурных институциональных, финансовых, нормативно-правовых условий ведения бизнеса и человекоориентированных мотивационных механизмов развития предпринимательства, включающих популяризацию общественной ценности результатов предпринимательства, формирование предпринимательской культуры и этики поведения, поддержание инициативности, предприимчивости, преемственности поколений, повышение понимания профессиональной значимости выполняемой работы и развитие программ обучения.

Список источников:

Алексеев М.А., Зайков К.А., Фрейдина Е.В. Организменный подход к развитию теории адаптации социально-экономических систем // Экономика и управление. 2022. Т. 28. №3. С. 226-239. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-3-226-239.

Анохин П.К. Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значение для психологии // Вопросы психологии. 1955. № 6. С. 16-38.

Козиков А.А., Юданов А.Ю. Имитация как конкурентная стратегия // Современная конкуренция. 2011. № 5 (29). С. 3-19.

Литау Е.Я. Антиидейность предпринимательской деятельности как атрибут предпринимательских проектов // Экономика и управление. 2020. Т. 26. №8(178). С. 830-839. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-8-830-839.

Литау Е.Я. Феномен предпринимательского эпигонства и экономической имитации. Экономика и управление. 2021. Т. 27. №2. С. 93-101. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-2-93-101.

Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995. 540 с.

Shane, S., Nicolaou, N., Cherkas, L., Spector, T.D. Genetics, the Big Five, and the Tendency to be Self-employed // Journal of Applied Psychology. 2010. Vol. 95. No. 6. P. 1154-1162. https://doi.org/10.1037/a0020294.

References:

Alekseev, M.A., Zaykov, K.A., Freydina, E.V. (2022) Organismic Approach to Developing a Theory of Adaptation of Socioeconomic Systems. Economics and Management. (28: 3). 226-239. Available from: doi:10.35854/1998-1627-2022-3-226-239. (In Russian)

Anokhin, P.K. (1955) Osobennosti afferentnogo apparata uslovnogo refleksa i ikh znacheniye dlya psikhologii [Features of the Afferent Apparatus of the Conditioned Reflex and Their Significance for Psychology]. VoprosyPsychologii. (6). 16-38. (in Russian)

Kozikov, A.A., Yudanov, A.Yu. (2011) Imitation as a Competitive Strategy. Journal of Modern Competition. 5(29). 3-19. (In Russian)

Litau, E.Ya. (2020) Anti-Ideology of Entrepreneurship as an Attribute of Entrepreneurial Projects. Economics and Management. (26:8). 830-839. Available from: doi:10.35854/1998-1627-2020-8-830-839. (In Russian)

Litau, E.Ya. (2021) The Phenomenon of Entrepreneurial Epigonism and Economic Imitation. Economics and Management. (27:2). 93-101. Available from: doi:10.35854/1998-1627-2021-2-93-101. (In Russian)

Schumpeter, J.A. (1955) Capitalism, socialism and democracy. Moscow: Ekonomika. (In Russian)

Shane, S., Nicolaou, N., Cherkas, L., Spector, T.D. (2010) Genetics, the Big Five, and the tendency to be self-employed. Journal of Applied Psychology. (95: 6). 1154-1162. Available from: doi:10.1037/a0020294.

Информация об авторе О.В. Астафьева - кандидат экономических наук, доцент, доцент Департамента менеджмента и инноваций, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=641763.

Information about the author O.V. Astafeva - PhD in Economics, Associate Professor, Management and Innovation Department, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=641763.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 13.06.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 04.07.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 05.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.