Научная статья на тему 'Предпринимательство как фактор инновационного развития российской экономики'

Предпринимательство как фактор инновационного развития российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1333
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ГОСУДАРСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / BUSINESS / INNOVATIONS / INNOVATIVE TRANSFORMATION OF ECONOMY / DEVELOPMENT FACTORS / TRANSACTION COSTS / STATE / SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочарова Оксана Николаевна

В статье определено, что новаторство является не только определяющим признаком предпринимательской деятельности, но и основным фактором экономической динамики, посредством которого инициируются и реализуются новые методы производства и сбыта продукции. Выявлено, что важнейшей задачей для развития инновационного бизнеса является дальнейшее развитие финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнеспроектов на всех стадиях инновационного цикла и технологической инфраструктуры, включающей технико-внедренческие зоны, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, инжиринговые центры, центры трансфера технологий и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS AS THE FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY

In article it is defined that the innovation is not only a defining sign of enterprise activity, but also a major factor of economic dynamics by means of which new methods of manufacture and production sale are initiated and realized. It is revealed that the major problem for development of innovative business is the further development of the financial institutions providing a continuity of financing business of projects at all stages of an innovative cycle and a technological infrastructure, including technical and introductive zones, technical parks, innovative-technological centers, business incubators, engineering centers, the centers of a technologies transfer etc.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство как фактор инновационного развития российской экономики»

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

О. Н. БОЧАРОВА

В статье определено, что новаторство является не только определяющим признаком предпринимательской деятельности, но и основным фактором экономической динамики, посредством которого инициируются и реализуются новые методы производства и сбыта продукции. Выявлено, что важнейшей задачей для развития инновационного бизнеса является дальнейшее развитие финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла и технологической инфраструктуры, включающей технико-внедренческие зоны, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, инжиринговые центры, центры трансфера технологий и т. д.

Ключевые слова: предпринимательство, инновации, инновационная трансформация экономики, факторы развития, трансакционные издержки, государство, малый бизнес.

Перспективы развития России связаны с формированием инновационной экономической системы, которая призвана повысить инновационную активность хозяйствующих субъектов. Рост их числа необходим для обеспечения технологической модернизации российских предприятий, конкурентоспособности национальной экономики и в конечном счете роста благосостояния и качества жизни населения. В рыночной экономике основная масса инноваций реализуется предпринимательскими структурами как средство решения производственных и коммерческих задач. Поиск и внедрение новых технологий, новых видов продукции с улучшенными потребительскими характеристиками, постановка и решение нестандартных задач хозяйственного развития обеспечиваются посредством реализации таких функций предпринимательства, как инновацион-ность, творчество, новаторство и готовность к риску. Само зарождение и разработка инновации, ее воплощение, реализация и использование также являются объектом предпринимательской деятельности. Инновационной экономика становится тогда, когда нововведения служат основой экономического развития: экономический интерес предпринимателей состоит в продвижении инноваций, а инновации определяют важнейшие направления развития предпринимательской деятельности. Поэтому решение проблемы инновационной трансформации российской экономики напрямую связано с использованием предпринимательства как фактора производства, необходимого для организации инновационного производ-

ства на основе как государственной, так и частной формы собственности. Такой подход, а также учет соответствующей российской социально-экономической среде ведущей роли государства в экономике, в соответствии с которой предпринимательство выступает не только частной инициативой, а составляющей государственной экономической политики, обусловливают исследование особенностей предпринимательской деятельности в российской экономике.

В экономической системе России государство является не только участником экономических процессов в различных формах, но и импульсом инновационного развития. Ведущая роль государства в экономике требует разработки конкретных форм и методов сочетания государственного регулирования в процессе нововведений, осуществляемых предпринимательскими структурами.

Вообще под инновацией (нововведением) понимается конечный результат творческого труда, получивший воплощение в виде новой потребительской характеристики продукта или процесса, реализуемых на рынке, что созвучно трактовке категории «предпринимательство» [3]. Данная категория характеризуется, во-первых, получением максимальной отдачи от использования вложенных средств и сделанных усилий, во-вторых, новизной производственно-коммерческой деятельности, состоящей в инициировании и реализации инновации на коммерческой основе.

Предпринимательская деятельность также выступает как основа инновационного процесса, при этом новаторство является не только опреде-

ляющим признаком предпринимательской деятельности, но и основным фактором экономической динамики, посредством которого инициируются и реализуются новые методы производства и сбыта продукции. Насыщение товарного рынка требует от предпринимателей как двигателей в механизмах производства, распределения, обмена и потребления большей адаптивности, активности, мобильности, инициативы и усиливает значение такого конечного результата новаторства предпринимателя как инновация - изменение в сфере производства и сбыта продукции и получение от этого изменения экономического, социального, научно-технического или другого вида эффекта.

В российской экономике государство активно участвует в решении задач хозяйственного развития всевозможными методами, которые получили название «использование административного ресурса», поэтому основополагающим принципом в инновационной трансформации российской экономики должно быть совмещение двух начал: частно-предпринимательской инициативы как наиболее эффективного инструмента развития и государственного регулирования как инструмента соблюдения общественных интересов [6].

Также следует отметить, что категории «предпринимательство» и «инновация» представляют собой диалектическое единство двух сторон специфического вида деятельности хозяйствующих субъектов. Предпринимательство - это тип хозяйственного поведения, характеризующийся креативностью и рисковостью. Инновация - практическое воплощение данного типа поведения, состоящее в совершенствовании методов производства и сбыта продукции, в улучшении ее потребительских характеристик и в получении экономического эффекта от нововведений. Следовательно, предпринимательская деятельность выступает как основа инновационного процесса, как вид хозяйственной деятельности, продуцирующий инновации.

Основная масса инноваций в рыночной экономике осуществляется предпринимательскими структурами как средство решения производственных и коммерческих задач. Жизненный цикл инновации охватывает этапы от зарождения идеи до ее реализации на коммерческой основе, т. е. включает производство, сбыт и использование нововведений. Стадия использования инноваций дает импульс для начала очередного витка инновационной деятельности. Объектом инновационной деятельности является зарождение и разработка идеи, ее воплощение, реализация и исполь-

зование [2]. Экономика страны становится инновационной, когда основой экономического развития выступают инновации: в этом случае экономический интерес предпринимателей состоит в развитии инноваций, а инновации определяют важнейшие направления развития предпринимательской деятельности.

Базовыми факторами, образующими благоприятную для предпринимательской деятельности институциональную среду являются:

- собственность предпринимателя на условия и результаты хозяйственной деятельности, т. е. экономическая самостоятельность деятельности, ведение ее в соответствии с собственной инициативой;

- институциональные условия: законодательные и морально-этические нормы, обеспечивающие инновационный характер производства.

Предпринимательская деятельность - явление не только материальной, но и духовной жизни, институты которой, образуя внешнюю среду предпринимательства, формируют стереотип предпринимательского поведения [3]. Сохранение национальной нравственной основы хозяйственной деятельности при выработке собственной концепции рыночной экономики, использование национальной психологии для организации производства и управления обеспечивают достижение экономического успеха.

Факторами роста масштабов предпринимательской деятельности стали принимаемые в эти годы в большом количестве нормативные акты, которые определяли приоритеты в развитии предпринимательства [7]. Важнейшие направления государственной политики в области инновационной деятельности определены в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2012 года и дальнейшую перспективу».

Под инновациями подразумеваются, прежде всего, производственные технологии, тогда как важными представляются и социальные инновации, обеспечивающие реализацию человеческого капитала и предпринимательского потенциала нации. Это требует смещения акцентов с технических инноваций на социальные: строительство новых домов, дорог, модернизацию системы коммунального хозяйства, т. е. в те сферы, где реально может функционировать малый бизнес. Это, в свою очередь, обеспечит, например, энергосбережение, первоначальное накопление капитала и позволит реализоваться технологическим инновациям.

Установлено, что в последних законодательных актах акценты смещены на инновационную

активность государственных корпораций, хотя именно малый и средний бизнес во всех странах демонстрировал большую гибкость и эффективность в становлении инновационной экономики. Государство владеет административным ресурсом, законотворческой силой, а частный бизнес может предложить практические механизмы, инструменты реализации.

Анализ сущности и роли предпринимательства в российской экономике позволил выявить наиболее распространенные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, провести их сравнение и установить, что для реальной оценки масштабов предпринимательской деятельности необходимо пересмотреть критерии форм организации бизнеса, унифицировав их со странами рыночной экономики.

Выявлены и актуальные проблемы функционирования предпринимательских структур. Отраслевая структура малого бизнеса постепенно изменяется в сторону увеличения доли предприятий торговли и общественного питания и уменьшения доли предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием [5]. Сохраняется тенденция к расширению малого предпринимательства, когда с увеличением капитала отдельное малое предприятие не перерастает в среднее, а отделяет от себя новое малое предприятие. Это косвенно свидетельствует о наличии высоких трансакционных издержек перехода из малого бизнеса в средний, сдерживающих формирование эффективной структуры экономики. Для значительного числа малых предприятий характерны диверсификация и уход в теневую деятельность. Сохраняется неравномерность распределения малых предприятий по территории России: 30 % всех действующих малых предприятий расположены в Центральном районе, из них 20 % -в Москве [4]. Существенную проблему для бизнеса представляют административные барьеры, создаваемые на пути к ресурсам, например, производственным и офисным площадям.

Главной же тенденцией современного этапа развития российского предпринимательства, которая наблюдается почти во всех стратегически важных для государственных интересов секторах экономики, выступает объединение разрозненных активов в единую структуру под определенные государственные интересы. Государство активно участвует в решении задач хозяйственного развития всевозможными методами, что рассматривается как проявление неформальных институтов российской экономики - доминанты государства.

В целом на современном этапе развития российской экономики инвестиционная активность крупного бизнеса растет высокими темпами, но характеризуется низкой долей инвестиций в обрабатывающую промышленность, без которой потенциал роста российской экономики ограничен. Успешные инновационные российские компании среднего бизнеса имеют производственные возможности для расширения объема продукции, но ведут бизнес в условиях очень высоких затрат на аренду дефицитных сегодня помещений, коммунальных услуг и логистических систем. Многие предпринимательские структуры малого и среднего бизнеса используют для своего развития преимущественно собственные финансовые ресурсы, что тормозит процесс внедрения ими инноваций, хотя банковское кредитование бизнеса в России продолжает расти достаточно быстрыми темпами. Объем рынка кредитования малых предпринимателей увеличивается, однако реальные потребности субъектов малого бизнеса в кредитовании гораздо его превышают. Всего же в кредитовании нуждается на сегодняшний день свыше 75 % малых предприятий.

Более высокая инновационная активность делает малый бизнес наиболее мобильным сектором экономики, быстрее всех приспосабливающимся к изменяющимся условиям рынка. В развитых странах малый бизнес составляет основу экономики - он формирует 50-80 % ВВП [8]. В России -всего 12 %. Объем кредитования малого бизнеса в среднем в 15 раз меньше по сравнению с развитыми западноевропейскими странами.

Можно сделать вывод, что одной из ключевых проблем развития малого предпринимательства в России является отсутствие правовой основы для малого инновационного бизнеса, а также неустойчивость и незавершенность законодательной базы в области налогового регулирования, которое все еще остается противоречивым и сложным. Это приводит к ситуации, когда только одна треть из зарегистрированных предприятий полноценно и легально осуществляют свою предпринимательскую деятельность. Основной причиной того, что на малых предприятиях в большинстве случаев используют обычные или незначительно усовершенствованные технологии и лишь в 10 % случаев применяются достаточно уникальные разработки, является неразвитость системы страхования и гарантий при реализации инновационных проектов в наукоемких малых производствах. Совершенно очевидно, что полноценное развитие малого бизнеса невозможно без решения проблемы его финансового обеспе-

чения. Мировая практика убеждает, что более 90 % субъектов малого предпринимательства не смогут начать работу без заемных средств.

В соответствии же со стратегией Российской Федерации в области развития науки и инноваций [9] важной задачей является создание благоприятных условий для развития малого инновационного бизнеса, в первую очередь дальнейшее развитие:

- финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла, прежде всего «посевых» и венчурных технологических фондов;

- технологической инфраструктуры, включающей технико-внедренческие зоны, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, инжиринговые центры, центры трансфера технологий и т. п. [1].

Литература

1. Асаул А. Н. Национальная стратегия инновационного развития // Экономическое возрождение России. 2010. № 1 (23).

2. Гончарова Н. А. Социально-экономическая сущность инновационных процессов в малом и среднем бизнесе. // Экономическое возрождение России. 2010. № 3 (25).

3. Кирьяков А. Г., Максимов В. А. Основы инновационного предпринимательства / под общ. ред. Л. Г. Матвеевой. Ростов н/Д, 2005.

4. Корчагин А. Д., Смирнов Ю. Г. Значение и роль малого бизнеса в инновационном процессе // Инновации. 2008. № 5.

5. Лоскутова М. В. К вопросу о цикличности инновационного развития экономики // Вестник Тамбов-

ского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 8(76).

6. Поляков С. Г. Проблемы государственного регулирования инновационной деятельности в научно-технической сфере // Инновации. 2009. № 7.

7. Степичева О. А., Юрьев В. М., Абдукари-мов И. Т. Предпринимательство в России: результаты и противоречия развития. Тамбов, 2009.

8. Татаркин А. И., Суховей А. Ф. Ключи к мировому рынку. Инновационное предпринимательство и его возможности. М., 2005.

9. Фурсенко А. Стратегия Российской федерации в области развития науки и инноваций до 2012 г. // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2009. № 2.

* * *

BUSINESS AS THE FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY

O. N. Bocharova

In article it is defined that the innovation is not only a defining sign of enterprise activity, but also a major factor of economic dynamics by means of which new methods of manufacture and production sale are initiated and realized. It is revealed that the major problem for development of innovative business is the further development of the financial institutions providing a continuity of financing business of projects at all stages of an innovative cycle and a technological infrastructure, including technical and introductive zones, technical parks, innovative-technological centers, business incubators, engineering centers, the centers of a technologies transfer etc.

Key words: business, innovations, innovative transformation of economy, development factors, transaction costs, state, small business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.