Научная статья на тему 'Предпринимательское развитие банка'

Предпринимательское развитие банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / BANKING / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ РАЗВИТИЕ / ENTREPRENEURIAL DEVELOPMENT / КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / CREDIT INSTITUTION / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / COMMERCIAL BANK / ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ / FINANCIAL SERVICES / БАНКОВСКИЙ МАРКЕТИНГ / BANK MARKETING / КРЕДИТОВАНИЕ / LENDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дедегкаев В.Е.

В статье рассматривается понятие предпринимательства с точки зрения банковской деятельности. Уточняется смысл процесса предпринимательского развития в этой области, подчеркивается роль маркетинга, и анализируются основные направления развития банковского бизнеса. Предлагается концепция управления маркетингом розничных финансово-кредитных услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дедегкаев В.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhe article considers the concept of enterprising in terms of banking activities. The author clarifies the concept of entrepreneurial development in this field, emphasizes the role of marketing and analyzes the main directions of the banking business development. He suggests the concept of marketing management for retail financial and credit services.

Текст научной работы на тему «Предпринимательское развитие банка»

управление маркетингом

розничных банковских услуг

предпринимательское развитие банка

_Аннотация

В статье рассматривается понятие предпринимательства с точки зрения банковской деятельности. Уточняется смысл процесса предпринимательского развития в этой области, подчеркивается роль маркетинга и анализируются основные направления развития банковского бизнеса. Предлагается концепция управления маркетингом розничных финансово-кредитных услуг. Ключевые слова: банковская деятельность, предпринимательское развитие, кредитная организация, коммерческий банк, финансовые услуги, банковский маркетинг, кредитование _

В современной экономической литературе недостаточно разработаны вопросы управления банковским предпринимательством. В этой связи возникают проблемы, связанные с недостаточной эффективностью работы банков и невысоким качеством предоставляемых ими финансово-кредитных продуктов и услуг. Главным для развития предпринимательской деятельности банка на сегодняшний день становится способность видеть перспективу и понимать состояние рынка услуг, его нынешние и будущие потребности. Однако одного этого понимания недостаточно для успешной деятельности. Необходимо также обладать определенными управленческими навыками и умениями, в частности, использовать управление маркетингом услуг.

Предпринимательство с точки зрения банка

Важнейшими задачами развития предпринимательства в банковском секторе являются:

- переход от стихийных стратегий управления к экономически обоснованным;

- активное использование маркетинговых исследований;

Дедегкаев В.Е.

канд. техн. наук, соискатель кафедры экономических наук Института экономики и финансов «Синергия» (г. Москва), начальник отдела внедрения и сопровождения программных средств управления информатизации Национального банка РСО-Алания Банка России devito@list.ru

.развитие

предприни-

мательства

является основой

_инновационного

_и продуктивного

характера

экономики

вскг

- анализ конъюнктуры спроса;

- дальнейшее совершенствование принципов и организационно-методических аспектов развития предпринимательской деятельности банков. Понятие «предпринимательство» с точки зрения развития банковской деятельности в последнее время получило новое содержание. Развитие предпринимательства является основой инновационного и продуктивного характера экономики [1].

В принципе, развитие возможно без предпринимательства. В этом случае организация будет совершенствовать процессы производства, воспроизводства, функционирования и обеспечения хозяйственной деятельности и организационного управления.

Развитие с использованием процесса предпринимательства, по Й. Шумпетеру, означает качественное изменение деятельности с использованием принципиально новых комбинаций факторов производства нововведений [2]. Если предпринимательская деятельность в организации осуществляется непрерывно, то можно два указанных процесса объединить в один процесс предпринимательского развития. Уточним определение понятия процесса предпринимательского развития применительно к банковской деятельности.

Предпринимательское развитие банка - это качественное изменение его деятельности с использованием новых комбинаций факторов оказания услуг: разработки новых категорий услуг, применения новых технологий, использования новой организации процесса оказания услуг, открытия и заполнения новых рыночных ниш и повышения конкурентоспособности.

Таким образом, предпринимательство с точки зрения банковской деятельности - это особый тип поведения, направленный на достижение экономического успеха банка.

Банковский маркетинг

Тенденции развития предпринимательской деятельности банков практически невозможно понять без учета и анализа основных понятий теории маркетинга. Само понятие «маркетинг» недостаточно концептуализировано, несмотря на частое употребление в литературе [3, 4].

росси

шское предпринимательство, 2010, № 4 (1)

Современный банковский маркетинг - это система организации деятельности банка по созданию, продвижению и сбыту продуктов (услуг) на основе комплексного изучения рынка услуг и реальных запросов клиентов с целью получения высокой прибыли. Банки, предоставляющие наиболее качественные операции и услуги, оказываются в предпочтительном положении. Население становится все более требовательным к качеству услуг, а банки вынуждены постоянно уменьшать свои расходы. Объединить эти разнонаправленные факторы можно при внедрении маркетинговых подходов в предпринимательскую деятельность банков. Стратегия коммерческого банка должна соответствовать социальным требованиям, социально адаптироваться. Это означает ведение бизнеса в границах, определенных нормами этики и интересами общества, и отказ от действий, им противоречащих; реагирование на социальные приоритеты и запросы общества; наличие у банка активной гражданской позиции [5]. Активное проведение банками маркетинговых мероприятий способствует повышению надежности и конкурентоспособности, а также расширению рынков сбыта и укреплению рыночных позиций. Внедрение управления маркетингом и банковских инноваций будет способствовать росту доходности и снижению риска предпринимательской деятельности банков [6, 7].

Совершенствование предпринимательской деятельности банка

Можно выделить основные направления для развития предпринимательской деятельности коммерческих банков на региональном уровне:

- создание сети операционных офисов региональных банков во всех крупных населенных пунктах региона;

- развитие зарплатных проектов на условиях овердрафта;

- развитие программ ипотечного кредитования в рамках национальных проектов региона;

- эмиссия кредитных банковских карт, что может быть особо выгодно для частных предпринимателей региона;

- разработка новых розничных услуг банков с учетом специфики региона, таких, как кредитование

...предпринимательство с точки зрения банковской деятельности -это особый тип поведения, направленный на достижение экономического успеха банка

банковск

шйбизнес

сельхозпроизводителей на условиях, позволяющих предпринимателям организовывать или продлевать собственную сбытовую цепочку. Сложившаяся на сегодняшний день ситуация в банковском секторе побуждает банки постоянно совершенствовать свою предпринимательскую деятельность, разрабатывая новые маркетинговые стратегии. Таким образом, возникает объективная необходимость в создании концепции управления маркетингом розничных банковских услуг в части выбора главных элементов системы стратегического планирования эффективной предпринимательской деятельности банков.

активное

проведение банками

маркетинговых

мероприятий

способствует

повышению

надежности

и конкуренто-

способности

Задачи банка и система целей его маркетинга

I. Основной задачей любого банка является выбор стратегии, наиболее подходящей для каждого рынка, направления банковской деятельности, каждого банковского товара, который бы отвечал основным целям. Выбранная стратегия должна решать ключевые проблемы: продуктовый ряд, технологии, информационное обеспечение деятельности банка,

лиальная сеть, персонал.

II. Выбор системы целей маркетинга банковского продукта. Цель любого банка - получение прибыли, но в соответствии с концепцией современной маркетинговой стратегии для банка предлагается следующая система целей и задач:

1. Стратегические цели:

- содействие росту региональной экономики, формированию у широких слоев населения финансовой культуры - потребности использования полного спектра услуг современного банковского учреждения;

- достижение целей в области развития индивидуального предпринимательства, внутрибанковского развития и укрепление финансового положения банка.

2. Цели в сфере обслуживания клиентов: укрепление доминирующей позиции в обслуживании частных клиентов, расширение общей позиции банка на розничном банковском рынке за счет увеличения доли на выбранном сегменте. Важнейшей задачей для реализации целей в сфере обслуживания клиентов является сохранение сформированной клиентской базы.

ссийское предпринимательство, 2010, № 4 (1)

3. Цель внутрибанковского развития - оптимизация внутренних процессов: приведение механизмов деятельности в соответствие установленным требованиям (качества, эффективности и т.д.) с минимальными единовременными и текущими затратами.

4. Главные финансовые задачи:

- сокращение стоимости привлечения ресурсов за счет увеличения доли транзакционных средств населения в привлеченных ресурсах;

- повышение доходности работающих активов;

- существенное увеличение комиссионных доходов, опережающее динамику активов;

- контроль уровня кредитного риска;

- сокращение внутренней стоимости банковских услуг.

Важнейшее место занимает прогнозный блок (прогноз макроэкономических параметров, финансовых рынков, региональной экономики), факторы и стратегии в отношении банковской розничной услуги, ее цены, технологии, сферы доставки. Применяя данную концепцию управления маркетингом розничных банковских услуг в части выбора главных элементов системы стратегического планирования деятельности банка, можно значительно повысить уровень развития его предпринимательской деятельности.

Литература

1. Нерсисян ТЯ. Предпринимательство. - М.: Анкил, 2007. - 792

2. Шумпетер ЙА. История экономического анализа. - М.: Экономическая школа, 2004. - 1670 с.

3. Хабаров В.И., Попова Н.Ю. Банковский маркетинг. - М.: Маркет ДС,

2006. - 157 с.

4. Дойль П., Штерн Ф. Маркетинг, менеджмент и стратегии. - СПб.: Питер,

2007. - 544 с.

5. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. -СПб.: Питер, 2008. - 368 с.

6. Стрижак С. Маркетинг функций вместо маркетинга товаров и услуг. -М.: РИА ТОН, 2008. - 224 с.

7. Диксон Р.П. Управление маркетингом. - М.: Бином,

2008. - 234 с.

Dedegkaev V.E.

Cand. of Tech. Sci, Applicant, Chair of Economic Sciences, Institute of Economics and Finance "Sinergiya" (Synergy), Moscow, Head of Department for Software Application and Support, Office for Informatisation of RSO-Alaniya Bank, Bank of Russia

Entrepreneurial Bank Development

_Abstract

The article considers the concept of enterprising in terms of banking activities. The author clarifies the concept of entrepreneurial development in this field, emphasizes the role of marketing and analyzes the main directions of the banking business development. He suggests the concept of marketing management for retailfinancial and credit services.

Keywords: banking, entrepreneurial development, credit institution, commercial bank, financial services, bank marketing, lending

банковск

ийбизнес

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.