ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
УДК: 338.2 ШЬ: Ь26
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ЛИДЕРСТВО: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Э. О. Карпинская, Г. В. Широкова
Санкт-Петербургский государственный университет,
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
Для цитирования: Карпинская Э. О., Широкова Г. В. 2019. Предпринимательское лидерство: подходы к определению и основные направления исследований. Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент 18 (2): 235-260. https://doi.org/10.21638/11701/spbu08.2019.204
В статье представлен анализ основных исследований по теме предпринимательского лидерства, который нацелен на выявление особенностей развития концепции, обобщение и систематизацию знаний в данной области. Анализ проводился на основе публикаций в ведущих международных журналах по менеджменту и бизнесу в период с 1994 по 2018 г. Были выделены ключевые подходы к определению предпринимательского лидерства, позволившие проследить эволюцию развития концепции, а также представлены наиболее важные направления исследований и их результаты. К настоящему времени разработка концепции предпринимательского лидерства, истоки которой лежат на стыке теоретических основ лидерства и предпринимательства, продвинулась далеко вперед по сравнению с первоначальным уровнем 1980-х гг., но все еще не обрела окончательного оформления. Объединение различных теоретических и методологических подходов в процессе активного роста эмпирических исследований по данной проблематике ведет к трудностям в понимании предпринимательского лидерства в разных контекстах, а также к неоднозначности выводов. Выявленные характеристики современного этапа развития позволили дать общие рекомендации, касающиеся направлений развития концепции с точки зрения достижения ее целостности, и сформулировать актуальные темы дальнейших исследований. Важность включения концепции предпринимательского лидерства в научное поле объясняется тем, что это даст возможность объединить теоретические знания, относящиеся к процессам становления предпринимателя, особенностям его лидерства, факторам, влияющим на его успешность, определяющим формирование и развитие новых предпринимательских команд, результаты деятельности новых фирм. Полученные выводы имеют практи-
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 19-18-00081). © Санкт-Петербургский государственный университет, 2019
ческую значимость для исследователей, внимание которых обращено к изучению как предпринимательства, так и стратегического менеджмента.
Ключевые слова: предпринимательское лидерство, анализ литературы, направления исследований.
ВВЕДЕНИЕ
Тема лидерства занимает важное место в научных исследованиях по менеджменту на протяжении многих лет (см., напр.: [Peterson et al., 2009; Bolden, 2011; Carmeli, Schaubroeck, Tishler, 2011; Vaccaro et al., 2012; Avolio, Yammarino, 2013; Engelen et al., 2015]). Это обусловлено прежде всего значительной ролью лидерства в современном мире, которое неразрывно связано с вопросами, касающимися развития личности, социального взаимодействия, различных аспектов управления. В настоящее время ввиду усложнения условий ведения бизнеса, многочисленных вызовов, встающих перед организациями в процессе развития, увеличения скорости изменений, влияющих на создание продукта и взаимодействие с клиентами, в научной среде предпринимаются попытки разработать альтернативные подходы к традиционному пониманию лидерства. Одним из таких подходов можно считать концепцию предпринимательского лидерства (entrepreneurial leadership), которая позволяет рассматривать лидерство с точки зрения параллелей, проводимых с предпринимательской деятельностью.
Изучение предпринимательского лидерства стало актуальным в 1980-е гг. в контексте создания новых фирм и продолжается по сей день применительно к зрелым устоявшимся фирмам, некоммерческим организациям, правительственным структурам и др. (см., напр.: [Vaghefi, Huellmantel, 1998; Berlin, 2001; D'Intino et al., 2008; Ruvio, Rosenblatt, Hertz-Lazarowitz, 2010; Coyle, 2014; Meijer, 2014]). Особое внимание к предпринимательскому лидерству вызвано необходимостью постоянной адаптации фирмы к изменчивым условиям окружающей среды, поддержания достаточного уровня творческого и инновационного потенциала сотрудников, развития командных структур. Кроме того, в обществе наблюдается тенденция к росту популярности предпринимательской деятельности, своего рода идеализация образа предпринимателя, его поведенческих атрибутов [Malach-Pines et al., 2005; Butler, 2017].
В результате различные по характеру деятельности организации пытаются внедрить предпринимательское лидерство, которое может трактоваться в широком смысле как «влияние на работу членов группы и руководство ими для достижения целей организации, связанных с выявлением предпринимательских возможностей и их использованием» [Renko et al., 2015, p. 55]. Вместе с тем нужно отметить, что общепринятого определения данного феномена в научной литературе к настоящему времени не сложилось: исследователи предлагают его различные интерпретации и по-разному видят дальнейшее развитие концепции предпринимательского лидерства.
Повышенный интерес к предпринимательскому лидерству способствует росту эмпирических исследований, направленных на изучение его отличительных характеристик в различных контекстах (см., напр.: [McCarthy, Puffer, Darda, 2010; Coyle, 2014; Meijer, 2014; Galloway, Kapasi, Sang, 2015; Dean, Ford, 2017]), влияния данного феномена на результаты деятельности фирмы (см., напр.: [Huang, Ding, Chen, 2014; Hunter, Lean, 2014]), роли в развитии инновационной и предпринимательской активности сотрудников (см., напр.: [Bagheri, 2017; Miao et al., 2018; Newman et al., 2018]). Однако проблема заключается в том, что данные исследования ведутся в условиях незавершенной концептуализации теоретического конструкта предпринимательского лидерства. Это ведет, во-первых, к размыванию понятия вследствие отсутствия консенсуса среди разных определений и, во-вторых, к неоднозначности результатов эмпирических исследований вследствие слабого развития теоретической основы предпринимательского лидерства и операционализации конструкта. Объединение различных теоретических и методологических подходов приводит к трудностям в осмыслении различий между предпринимательским лидерством в различных контекстах и формировании целостного подхода. В то же время включение концепции предпринимательского лидерства в научное поле позволит объединить разрозненные теоретические знания, относящиеся к процессам становления предпринимателя, особенностям его лидерства, факторам, влияющим на его успешность, создание и развитие новых предпринимательских команд, связь между личностью предпринимателя и результатами деятельности новой фирмы и т. д.
В настоящей статье представлен обзор литературы по теме предпринимательского лидерства, цель которого — обнаружить характерные черты развития концепции и определить направления будущих исследований с учетом выявленной специфики. Анализ проводился на базе публикаций в ведущих международных журналах по менеджменту и бизнесу в период с 1994 по 2018 г. Публикации в российских научных журналах не вошли в выборку ввиду того, что в России большая часть исследований по этой теме носит описательный характер и основывается на достаточно узкой трактовке данной концепции (см., напр.: [Семушкина, Мухин, 2013; Белов, Белова, 2014]): главное внимание в них уделяется личностным качествам и особенностям поведения лидера, который «воспринимает себя предпринимателем, руководящим собственным бизнесом» [Галимова, Балбабян, 2016, с. 77].
Научная новизна исследования в первую очередь связана с обобщением и систематизацией знаний по теме предпринимательского лидерства. В результате проведенного обзора литературы были выделены основные подходы к определению предпринимательского лидерства, а также ключевые направления исследований. Анализ определений предпринимательского лидерства и исследовательских работ дал возможность проследить эволюцию концепции предпринимательского лидерства и выявить проблемы ее развития на современном этапе. Сопоставление методологических особенностей работ, посвященных изучению предприни-
мательского лидерства, позволило сформулировать общие рекомендации, касающиеся направлений развития концепции с точки зрения достижения ее целостности, а также обозначить актуальные темы дальнейших изысканий. Полученные результаты имеют практическую значимость для исследователей, внимание которых обращено к изучению как предпринимательства, так и стратегического менеджмента.
Статья имеет следующую структуру. В первой части рассматриваются теоретические истоки концепции предпринимательского лидерства, обсуждаются основные подходы к его определению. Во второй — раскрываются наиболее важные направления исследований предпринимательского лидерства и их результаты. В третьей части представлено обсуждение полученных результатов и актуальных проблем концептуализации предпринимательского лидерства, на основе которого выделены направления дальнейших исследований. В заключении подводятся итоги проведенного анализа литературы.
ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ЛИДЕРСТВА
В научной литературе уже встречались попытки обобщения различных подходов к определению предпринимательского лидерства (см., напр.: [Harrison, Leitch, McAdam, 2015; Renko et al., 2015; Leitch, Volery, 2017]. Авторы ставили перед собой задачу продемонстрировать разнообразие существующих трактовок данного понятия, но при этом рассматривали ограниченное число определений без выделения критериев их сопоставления. Подход к анализу определений, предлагаемый в данной статье, направлен на их систематизацию с целью выявить закономерности в развитии концепции предпринимательского лидерства.
В Приложении представлены определения предпринимательского лидерства, встречающиеся в научных публикациях. Для каждого из них выделены используемые в формулировках понятия и конструкты, которые присущи области лидерства и предпринимательства соответственно. Кроме того, показано, каким является понятие «предпринимательское лидерство» — личностно ориентированным (т. е. непосредственно связано с характеристиками личности) или про-цессно-ориентированным (лидерство как процесс). Для анализа данные параметры были выбраны в качестве критериев, поскольку они отражают изменения как в понимании природы феномена, так и в теоретических предпосылках, лежащих в основе развития концепции предпринимательского лидерства.
Понятие «предпринимательское лидерство» появилось в научных публикациях, посвященных вопросам управления, в конце 1980-х — начале 1990-х гг. (см., напр.: [Lippitt, 1987; Terry, 1990; Floistad, 1991]). Авторы данных работ попытались провести параллели между сложившимися представлениями об особенных чертах предпринимательства как экономической деятельности и вопросами управления и лидерства в целом. Первое определение предпринимательского лидерства
было представлено в [Lippitt, 1987] как описание индивидуальных характеристик лидера-предпринимателя. Применение положений теории социального поведения связывает предпринимательское лидерство с созданием социальной среды и побудительного потенциала для творческой, инновационной, изобретательской деятельности [Floistad, 1991]. С точки зрения преследуемых целей под предпринимательским лидерством понимается управление в условиях высокого уровня риска, направленное на постоянные изменения внешней среды и внутриоргани-зационные трансформации [Terry, 1990], что делает его применимым к различным контекстам.
Таким образом, уже в первых исследованиях предпринимательского лидерства отражается его двойственность. С одной стороны, оно может рассматриваться с точки зрения участников предпринимательской деятельности, а именно: их индивидуальных характеристик, взаимодействия, мотивации и креативного потенциала. С другой стороны — с позиций внешних по отношению к участникам предпринимательской деятельности процессов и условий, будь то высокий уровень риска или состояние постоянных изменений, а также исходя из предпринимательских целей, которые преследуются для успешного развития фирмы. Обе указанные перспективы лежат в основе различных вариантов определения предпринимательского лидерства в научной литературе и представлены в них как по отдельности, так и в совокупности.
Ранние определения характеризуют предпринимательское лидерство, как правило, с точки зрения лидерских характеристик [Cunningham, Lischeron, 1991; Nicholson, 1998]. Однако с начала 2000-х гг. появляются определения, совмещающие лидерскую и предпринимательскую ориентации, что сопряжено со становлением и активным развитием стратегического предпринимательства (см., напр.: [Ireland, Hitt, Sirmon, 2003; Kuratko, 2007]). Предпринимательское лидерство рассматривается через призму управления ресурсами, выявления и использования возможностей, поиска преимуществ, создания стратегий и в результате выступает как одна из составляющих конкурентного преимущества фирмы.
С 2004 г. получила развитие трактовка предпринимательского лидерства как феномена группового уровня, в основе которого лежит взаимодействие лидера и последователей и где особую роль играют коллективные представления, усилия, действия (см., напр.: [Gupta, MacMillan, Surie, 2004; Renko et al., 2015; Fontana, Musa, 2017]). Данный подход особенно актуален в контексте деятельности предпринимательских команд, групп, развивающих инновационные продукты, что сближает феномен с концепцией распределенного лидерства (distributed или shared leadership). Также для него характерно исследование различных когнитивных конструктов, внутрикомандной атмосферы, разделяемого видения (см., напр.: [Ruvio, Rosenblatt, Hertz-Lazarowitz, 2010]).
Ряд авторов связывает предпринимательское лидерство непосредственно с внутриорганизационной предпринимательской средой, выраженной в терминах проактивности и инновационности, т. е. поощрение лидером предпринима-
тельских инициатив и творческого мышления, инновационного поведения у членов команды [Chen, 2007; Fontana, Musa, 2017].
Отличительной чертой современного подхода к определению предпринимательского лидерства является фокус на его процессную природу. В этих рамках феномен определяется как конструируемый в ходе протекания различных процессов, будь то взаимодействие с социальным окружением и институциональной средой [Kempster, Cope, 2010], взаимодействие между лидером и последователями [Sklaveniti, 2017], построение и развитие фирмы [Lewis, 2015]. Важную роль в исследованиях начинает играть субъективизм как эпистемология, изучаются восприятие лидера и последователей, их ценностные ориентиры, те смыслы, которые они вкладывают в свою деятельность, и т. д.
Исследователями также подчеркивается адаптивная функция предпринимательского лидерства, его способность обеспечивать приспособление к динамическим изменениям среды с целью поддержания жизнеспособности фирмы через создание новых знаний, навыков и продуктов, что отражает ситуационное видение феномена [Uhl-Bien, Arena, 2018].
Таким образом, в эволюции определений понятия предпринимательского лидерства можно выделить три периода:
1) конец 1980-х — начало 2000-х гг.: сосредоточение внимания на личности лидера, чертах его характера и поведенческих особенностях;
2) начало 2000-х — начало 2010-х гг.: смещение акцента с лидерских характеристик на предпринимательские черты;
3) начало 2010-х гг. — настоящее время: определение предпринимательского лидерства как процесса, в рамках которого большое значение имеют не только восприятие лидера и его взаимодействие с последователями, их ценностные ориентиры, но и внешняя среда, институциональные правила и нормы.
В целом появление коллективной составляющей, субъективизм и ситуационный подход в определении предпринимательского лидерства являются отражением общих изменений в научных интересах исследователей в сфере лидерства [Dinh et al., 2014], которые заключаются в «переходе от статических, описательных или диагностических типов анализа с акцентом на психологический подход, к динамичному взгляду на предпринимательское лидерство с точки зрения процесса» [Leitch, Volery, 2017, p. 151], а также в тенденции к рассмотрению лидерства как коллективной социальной деятельности [Bolden, 2011].
Из всех проанализированных определений указанным выше тенденциям в наибольшей степени отвечает следующее: предпринимательское лидерство — это «влияние на работу членов группы и руководство ими для достижения организационных целей, связанных с интерпретацией предпринимательских возможностей и их использованием» [Renko et al., 2015, p. 55]. Ввиду признаков ситуатив-ности предпринимательского лидерства его определение требует корректировки, согласующей его с контекстом, что должно найти отражение и в методологии
исследования. Например, в случае изучения новых фирм определение может быть сформулировано следующим образом: предпринимательское лидерство — это влияние на работу членов группы и руководство ими с целью создания новой фирмы.
АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ:
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
В настоящее время предпринимаются активные попытки концептуализировать феномен предпринимательского лидерства и встроить его в существующую систему знаний, что ведет к значительному росту числа исследований. Однако они очень отличаются друг от друга с точки зрения теоретических подходов, эпистемологических основ и методологии. В данной статье ставится задача системного анализа научных публикаций по теме предпринимательского лидерства в сфере менеджмента с целью выделения основных направлений исследований в данной области.
Метод отбора публикаций. Отбор статей проводился из двух баз данных: Web of Science и Scopus по разделам «Название», «Аннотация», «Ключевые слова» путем ввода в поисковую строку запроса «Entrepreneurial leader*» без ограничения временного периода поиска. Из полученных результатов были отобраны статьи, относящиеся к областям «Management» и «Business» — для Web of Science и «Business, Management, and Accounting» — для Scopus. После исключения повторяющихся статей выборка составила 118 публикаций. Для более подробного анализа содержания было отобрано 48 статей из журналов списка ABS (Association of Business Schools), составленного Ассоциацией бизнес-школ Соединенного Королевства в 2015 г., основной темой которых является предпринимательское лидерство. Распределение статей выборки по журналам представлено в табл. 1.
Отобранные публикации охватывают период с 1994 по 2018 г. (рисунок). Таким образом, первые публикации по теме предпринимательского лидерства появились в начале 1990-х гг., но наиболее активное развитие данное направление исследований получило после 2010 г. — на период с 2010 по 2018 г. приходится около 70 % статей. Устойчивой тенденции к росту числа публикаций по предпринимательскому лидерству не отмечается, и интерес к данной проблематике носит волнообразный характер. Всплеск количества публикаций по предпринимательскому лидерству наблюдался в 2015 г., когда вышел специальный выпуск журнала Journal of Small Business Management, посвященный данной теме.
Основную часть выборки составляют эмпирические статьи (36 статей, 75 %). Половина из них — это исследования, построенные на стратегии качественных методов исследований, включая кейс-метод (13 статей), этнография (1 статья), нарративный анализ (2 статьи), феноменологический анализ (2 статьи). Такие работы нацелены на выявление феноменологических характеристик предпринимательского лидерства, развитие теоретических основ данной концепции.
Таблица l. Распределение статей по журналам
Категория и название журнала Количество статей
Журналы категории A рейтинга научных журналов ABS, в том числе: 7
Leadership Quarterly 2
Public Administration Review 1
Journal of Management Studies 1
Business History Review 1
British Journal of Management 1
Journal of Business Venturing 1
Журналы категории B рейтинга научных журналов ABS, в том числе: 21
Journal of Small Business Management 8
International Small Business Journal 4
Technovation 2
Harvard Business Review 1
Public Management Review 1
Long Range Planning 1
IEEE Transactions on Engineering Management 1
Journal of Business Research 1
California Management Review 1
Journal of Business Ethics 1
Журналы категории С и D рейтинга научных журналов ABS 20
Всего 48
Качественные эмпирические исследования в совокупности с концептуальными исследованиями (7 статей) составляют больше половины выборки, что свидетельствует о продолжающемся процессе становления предпринимательского лидерства как теоретического конструкта1. Отметим, что в процессе качественного анализа суть предпринимательского лидерства раскрывается посредством изучения таких разных по природе атрибутов, как черты характера лидеров-предпри-
1 Согласно [Е^о^боп, МсМапш, 2007], теории менеджмента, находящиеся на стадии своего становления, характеризуются использованием индуктивного подхода, качественных методов эмпирического исследования, которые предлагают предварительные ответы на вопросы «как?» и «почему?», выявляя новые связи между явлениями.
10 9 8
о [2 0 _ 1 : i i
1 ЕЕЕ
^ ^ ^ £ ^ ¿9 <$> ¿ь ^ ¿S» ^ ¿?>
Год публикации Рисунок. Распределение статей по годам публикации
нимателей [Berlin, 2001], восприятие ими различных ситуаций [Dean, Ford, 2017; Kempster, Cope, 2010], восприятие своих лидеров последователями [Harrison, Burnard, Paul, 2018; Wang, Tee, Ahmed, 2012], практика поведения лидеров [Smith, Kempster, Barnes, 2017; Wang, Tee, Ahmed, 2012], их жизненные истории [Lewis, 2015; McGowan et al., 2015] и др. Это ведет к тому, что теоретические основы концепции предпринимательского лидерства развиваются разнонаправленно, бессистемно.
Вторую половину эмпирических статей выборки (18 статей, 37,5 %) составляют работы, в основе которых лежит стратегия использования количественных методов анализа данных, полученных в результате опросов лидеров [Chen, 2007; Huang, Ding, Chen, 2014; Hunter, Lean, 2014] и/или их последователей [Arshi, Burns, 2018; Chen, Agrawal, 2018a; Newman et al., 2018]. Возможность проведения количественных исследований ограничена недостаточным развитием теоретической и методологической базы.
Результаты анализа публикаций. Проблематике предпринимательского лидерства посвящены три направления исследований, в том числе: 1) факторов формирования предпринимательского лидерства; 2) составляющих предпринимательского лидерства; 3) связи предпринимательского лидерства и результатов деятельности фирмы или команды (табл. 2).
Изучение факторов формирования предпринимательского лидерства. Рассматривая антецеденты предпринимательского лидерства, исследователи чаще всего обращаются к институциональной теории и выделяют в качестве ключевых различные факторы институциональной среды: с одной стороны, особенности национальной культуры и традиций [Wang, Tee, Ahmed, 2012], a с другой — нормы, которые непосредственно регулируют предпринимательскую деятельность, формируют в обществе представления о предпринимательской деятельности, су-
Таблица 2. Направления исследований предпринимательского лидерства
Направление Параметры
Факторы формирования предпринимательского лидерства - Институциональная среда [Wang, Tee, Ahmed, 2012; Yousafzai, Saeed, Muffatto, 2015] - Человеческий и социальный капитал [Kempster, Cope, 2010; Bagheri, Pihie, 2011; Leitch, McMullan, Harrison, 2013; McGowan et al., 2015; Smith, Kempster, Barnes, 2017] - Этика поведения [Surie, Ashley, 2008] - Надежды и ожидания лидера [Welsh, Raven, 2011] - Предпринимательское видение и тип организации [Ruvio, Rosenblatt, Hertz-Lazarowitz, 2010] - Зрелость фирмы или команды [Chen, Agrawal, 2018a; 2018b]
Составляющие предпринимательского лидерства - Особенности личности: черты характера [Fernald, Solomon, Tarabishy, 2005], особенности поведения [Butler, 2017], исполняемые роли [Gupta, MacMillan, Surie, 2004], подходы к ведению бизнеса [Renko et al., 2015] - Компетенции [Harrison, Burnard, Paul, 2018] - Особенности женского предпринимательского лидерства [Galloway, Kapasi, Sang, 2015; Harrison, Leitch, McAdam, 2015; Lewis, 2015; Dean, Ford, 2017] - Элементы предпринимательского лидерства командного уровня [Sklaveniti, 2017]
Связь предпринимательского лидерства и результатов деятельности фирмы или команды - Инновационное поведение работников: непосредственное влияние [Bagheri, 2017]; влияние путем психологического расширения возможностей (psychological empowerment) [Miao et al., 2018] - Способность фирмы к адаптации через поиск нового [Uhl-Bien, Arena, 2018] - Способность работников выявлять возможности [Bagheri, 2017] - Сплоченность команды [Chen, Agrawal, 2018a; 2018b]
ществующих возможностях для начала нового бизнеса [Yousafzai, Saeed, Muffatto, 2015]. Вместе с тем имеется и противоположная точка зрения по данному вопросу, которая заключается в том, что в силу специфики предпринимательской деятельности предпринимательское лидерство характеризуется открытым стилем вне зависимости от институциональной среды [McCarthy, Puffer, Darda, 2010]. При этом под открытым стилем лидерства понимают тип поведения, который по смыслу близок к трансформационному и демократическому лидерству. Таким образом, до настоящего времени остается незавершенной дискуссия о том, что в большей степени определяет характеристики предпринимательского лидерства — институциональный контекст или особенности предпринимательской деятельности, — в результате чего встает вопрос о необходимости контекстуальных качественных исследований, которые смогли бы прояснить характер взаимного влияния этих факторов с учетом особенностей предпринимательского лидерства.
В числе факторов, влияющих на формирование предпринимательского лидерства, также рассматривается человеческий и социальный капитал [Leitch, McMullan, Harrison, 2013; McGowan et al., 2015]. Как отмечают исследователи, среди составляющих человеческого капитала важную роль играют возраст, пол, образование и опыт работы, а из составляющих социального капитала выделяются социальные сети формальных связей, поддержка семьи и друзей, наличие менторов, наставников, взаимодействие с людьми, объединенными общностью интересов и целей, обладающими опытом предпринимательства, преодоления проблем, связанных с развитием бизнеса и лидерским поведением [Kempster, Cope, 2010; Bagheri, Pihie, 2011; Smith, Kempster, Barnes, 2017].
Кроме того, все больше внимания уделяется таким факторам, влияющим на предпринимательское лидерство, как этика поведения сквозь призму обеспечения устойчивого развития предпринимательского лидерства [Surie, Ashley, 2008]; особенности предпринимательского видения лидера и тип организации, в которой это видение воплощается [Ruvio, Rosenblatt, Hertz-Lazarowitz, 2010]; надежды и ожидания лидеров [Welsh, Raven, 2011].
Изучение составляющих предпринимательского лидерства. В данное направление исследований включены публикации, цель которых — выявить определенные характеристики, относящиеся к предпринимательскому лидерству в том или ином его понимании.
В большинстве работ предпринимательское лидерство рассматривается с точки зрения личности лидера, который отличается:
1) определенными чертами характера: гибкость, терпеливость, настойчивость, склонность к риску, нацеленность на достижения и т. д. [Fernald, Solomon, Tarabishy, 2005];
2) особенностями поведения: открытость новому опыту и активный поиск новых возможностей; отсутствие дискомфорта в условиях риска и расценивание его как источника мотивации; движимость необходимостью быть творцом [Butler, 2017];
3) исполняемыми ролями: определение круга задач, реалистичных для выполнения, но являющихся своеобразным вызовом (framing the challenge); ограничение неопределенности путем взятия на себя ответственности за будущее (absorbing uncertainty); разрешение спорных, препятствующих стратегическому развитию вопросов (path clearing); постановка общих вдохновляющих целей (building commitment); выстраивание общего понимания и согласия по вопросам границ возможного (specifying limits) [Gupta, MacMillan, Surie, 2004];
4) подходом к ведению бизнеса: предложение радикальных усовершенствований продукта, идей создания новых продуктов, креативное решение проблем, страсть к своему делу, требование от последователей поведения, бросающего вызов текущему подходу к делу [Renko et al., 2015];
5) набором компетенций: технические/бизнес-навыки (техническая экспертиза, навыки ведения бизнеса); концептуальные навыки (аналитические спо-
собности, навыки генерирования идей, решения проблем, стратегического планирования и др.); навыки межличностного общения (сопереживания, построения команды, мотивации, управления человеческими ресурсами и потенциалом и др.); предпринимательские навыки (выявление и использование возможностей, управление риском) [Harrison, Burnard, Paul, 2018].
Все указанные характеристики объединяет то, что они помогают лидеру-предпринимателю выявлять и использовать новые возможности, эффективно отвечая на внешние воздействия и вызовы среды.
Рассматривая предпринимательское лидерство как феномен командного уровня, исследователи обращают внимание на его процессный характер. Данный аспект подробно описывается в концептуальной работе [Sklaveniti, 2017], где предпринимательское лидерство представлено как четыре взаимосвязанных процесса: 1) становление творческого подхода; 2) воплощение в жизнь творческого подхода; 3) становление направления развития фирмы; 4) воплощение в жизнь направления развития фирмы. Первые два процесса иллюстрируют процесс совместных действий лидера и последователей, которые дают толчок предпринимательской динамике, а вторые — отвечают за лидерскую динамику и построение внутриорганизационных практик. Изучение предпринимательского лидерства в командах, создающих новую фирму, требует проведения эмпирических исследований на основе наблюдений за проявлением феномена на практике. Кроме того, особое внимание следует уделить изучению той роли, которую играют особые свойства команды (emergent states), возникающие как результат синергии взаимодействия ее членов, в развитии и проявлении предпринимательского лидерства.
Необходимо отметить, что в рамках данного направления опубликовано большое количество статей, посвященных изучению природы предпринимательского лидерства в контексте женского предпринимательства (см., напр.: [Galloway, Kapasi, Sang, 2015; Harrison, Leitch, McAdam, 2015; Lewis, 2015; Dean, Ford, 2017]). Авторы отмечают, что женщины, проявляя предпринимательское лидерство, с одной стороны, «проживают страсть» [Dean, Ford, 2017, p. 184] к своему делу, а с другой — пытаются изменить жизнь окружающих их людей. Эти составляющие существенно отличают предпринимательское лидерство, наблюдаемое у женщин-предпринимателей, от того, которое присуще предпринимателям-мужчинам. Также исследования данной группы развивают представление о предпринимательском лидерстве как о проявлении разных типов идентичности, прежде всего идентичности лидера и предпринимателя. Изучение соотношения между этими типами идентичности в процессе создания новой фирмы, а также влияния на них других типов требует проведения дальнейших качественных исследований, что позволит определить факторы формирования предпринимательского лидерства и понять природу этого феномена.
Изучение связи предпринимательского лидерства и результатов деятельности фирмы или команды. В работах, посвященных изучению влияния предприни-
мательского лидерства на организационные или командные параметры, отмечается связь между предпринимательским лидерством и инновационной активностью работников (см., напр.: [Bagheri, 2017, Miao et al., 2018]). Авторы исследований связывают это не только с тем, что лидер является образцом для подражания в части применения предпринимательского подхода к решению задач, но и с тем, что он ценит и поддерживает новые идеи своих сотрудников, развивает подходы, упрощающие создание инноваций, выявление возможностей и т. д. В [Uhl-Bien, Arena, 2018] такая связь исследуется в рамках процесса адаптации фирмы к изменчивым условиям внешней среды, когда предпринимательское лидерство становится неотъемлемым элементом поиска нового (exploration), что связано с гибкостью и развитием динамических способностей.
Кроме того, исследователи подчеркивают наличие положительной связи между предпринимательским лидерством и креативностью команды [Chen, 2007], которая, в свою очередь, выступает в качестве модератора: предпринимательское лидерство оказывает положительное влияние на инновационную активность фирмы, выраженную в динамике патентования, только при условии высокого уровня креативности команды.
Предпринимательское лидерство связано с ростом сплоченности команды, в особенности на ранних этапах развития команды или фирмы, так как способствует формированию и поддержанию командной культуры, которая определяют взаимоотношения между членами команды, реакцию на различные условия внешней среды, постановку и достижение целей [Chen, Agrawal, 2018a; 2018b]. Как отмечают авторы, это приводит к повышению эффективности обучения команды.
На уровне фирмы предпринимательское лидерство рассматривается как элемент предпринимательской архитектуры (entrepreneurial architecture) [Arshi, Burns, 2018], которая, включая предпринимательскую культуру, структуру и стратегии, содействует росту уровня и частоты как радикальных, так и инкрементальных инноваций. При этом с ростом динамичности внешней среды положительная связь между предпринимательским лидерством и радикальными инновациями становится сильнее, тогда как связь между предпринимательским лидерством и инкрементальными инновациями ослабевает [Huang, Ding, Chen, 2014], что подтверждает особую роль предпринимательского лидерства в условиях высокого уровня риска и неопределенности. Кроме того, есть основания полагать, что предпринимательское лидерство имеет положительное влияние и в целом на показатели деятельности фирмы [Huang, Ding, Chen, 2014].
В качестве модератора предпринимательское лидерство рассматривается только в одном исследовании [Newman et al., 2018]. В нем получила подтверждение гипотеза о том, что предпринимательское лидерство выступает модератором во взаимосвязи между творческой самоэффективностью, под которой понимается вера людей в свои творческие способности, и инновационным поведением: если команда характеризуется высоким уровнем предпринимательского лидерства, то
связь между творческой самоэффективностью и инновационным поведением положительная и сильная. Кроме того, было выявлено, что предпринимательское лидерство обладает более выраженным эффектом модерации, чем совместный эффект трансформационного и партисипативного лидерства, что говорит о его важной роли как побуждающей силы раскрытия персоналом своего творческого потенциала.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ литературы по теме предпринимательского лидерства выявил наличие дисбаланса в развитии данной концепции, вызванного смешением различных по своей природе исследовательских объектов и контекстов.
Зарождение предпринимательского лидерства как объекта исследования связано с особым вниманием к фигуре предпринимателя, его способности вести свой бизнес к успеху в условиях неопределенности, высокого уровня риска, постоянной необходимости адаптации, повышения инновационной и творческой активности и т. д. Без должного феноменологического анализа того, в чем же заключаются особенности личностных качеств предпринимателей, их поведения и исполняемых ролей, навыков и практик, которые позволяют им успешно ре-ализовывать предпринимательские инициативы, предпринимательское лидерство стало активно рассматриваться в контексте зрелых организаций. При этом имела место следующая логика: если в предпринимательском контексте предприниматель, являясь лидером, обеспечивает фирме успешное развитие в условиях изменчивой внешней среды, то в контексте зрелых организаций необходимо, чтобы лидер одновременно был и своего рода предпринимателем для улучшения результатов деятельности организации в аналогичных условиях. Иными словами, произошла подмена изучаемого объекта: в фокусе исследователей оказался лидер, а не предприниматель. Как результат, сформировались два подхода к изучению предпринимательского лидерства, для которых объектом анализа является или лидер, или его взаимоотношения с членами команды. Эти подходы характеризуются проработанной методологией, основанной на теории лидерства, наличием двух шкал для оценивания предпринимательского лидерства (шкала, предложенная в [Gupta, MacMillan, Surie, 2004], и шкала ENTRELEAD [Renko et al., 2015]), растущим числом эмпирических исследований, нацеленных на выявление взаимосвязи предпринимательского лидерства и параметров развития различных типов организаций, в том числе и новых фирм.
Вместе с тем в начале 2010-х гг. произошел существенный рост исследований лидерства в предпринимательском контексте, толчком для которого послужили получившие подтверждение в результате эмпирического анализа предположения о том, что: 1) предпринимателями становятся не обязательно лидеры в их традиционном понимании; 2) лидерство предпринимателей основывается на их тесной связи с создаваемой фирмой (см., напр.: [Kempster, Cope, 2010; Butler, 2017]). Та-
ким образом, предпринимательское лидерство в настоящее время проходит второй цикл своего концептуального оформления, который, на наш взгляд, в большей степени соответствует сущности данного феномена и способен привнести новизну в его интерпретацию, раскрыть природу и механизмы его индивидуальных и командных аспектов.
Будущие исследования по предпринимательскому лидерству должны быть направлены на создание целостной концепции в данном научном поле посредством: во-первых, углубления изучения предпринимателя и его связи с создаваемой фирмой с целью разработки и валидации конструкта для оценки предпринимательского лидерства; во-вторых, проведения эмпирических исследований с использованием этого конструкта в различных контекстах и сопоставления полученных результатов с результатами исследований первого цикла концептуального развития предпринимательского лидерства; в-третьих, взаимного теоретического проникновения двух групп исследований, а также комбинирования различных подходов к пониманию предпринимательского лидерства.
В качестве актуальных направлений исследования можно выделить изучение менее традиционных лидерских качеств (например, «темных» сторон лидерства, под которыми понимаются отрицательные или доведенные до абсурда проявления сильных лидерских качеств) и их влияния на предпринимательскую ориентацию лидера, что позволило бы отойти от ряда существующих стереотипов.
В продолжение исследования [Harrison, Burnard, Paul, 2018], в котором представлена классификация навыков предпринимательского лидерства, используемых в условиях стран с развивающейся экономикой, требуется систематизация ситуационных практик предпринимательского лидерства и для других контекстов. Более пристальное внимание должно быть уделено оценке их влияния на параметры развития предпринимательских инициатив и деятельности фирмы.
Изучение предпринимательского лидерства как феномена командного уровня требует разработки методики оценки предпринимательского лидерства, в которой будут приниматься во внимание агрегированные на групповом уровне параметры и учитываться состояния (emergent states), возникающие в результате особой синергии группового взаимодействия в процессе реализации предпринимательских инициатив. Кроме того, для предпринимательского контекста важно достичь более глубокого осмысления особенностей индивидуальных и командных аспектов предпринимательского лидерства.
В настоящее время недостаточно работ, в которых изучаются факторы, влияющие на проявление предпринимательской идентичности, восприятие и развитие предпринимателем себя как лидера. Эмпирические исследования, проводившиеся в рамках данного направления, ограничены качественным, феноменологическим анализом на примере сопоставления женского и мужского подходов к ведению предпринимательской деятельности. На наш взгляд, требуется расширение набора рассматриваемых контекстов с культурной, институциональной точки зрения для понимания существующего разнообразия идентичностей предпринимателя,
понимания смыслов, которые предприниматели вкладывают в свою деятельность. Актуальными были бы исследования, направленные на сопоставление процессов становления предпринимателя как лидера и стадий развития предпринимательской фирмы или команды.
В процессе анализа литературы также была выявлена малочисленность исследований, рассматривающих предпринимательское лидерство как модератора и медиатора в связях между различными показателями деятельности фирмы и команды. Таким образом, дальнейшие исследования должны быть направлены на изучение более широкого перечня показателей, которые чувствительны к влиянию предпринимательского лидерства как непосредственно, так и за счет эффектов медиации и модерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящая статья посвящена анализу исследований предпринимательского лидерства с целью выделить их основные направления. Также особое внимание уделяется обсуждению проблем становления и развития предпринимательского лидерства как концепции. Термин «предпринимательское лидерство», появившийся в научно-исследовательском дискурсе в конце 1980-х гг., за три десятилетия своего использования прошел путь от понятия, неразрывно связанного с личностными характеристиками предприимчивого лидера, до находящейся в фазе своего активного оформления концепции на стыке теорий лидерства и предпринимательства.
Для современного этапа концептуального развития характерна тенденция к рассмотрению предпринимательского лидерства как динамического конструкта с точки зрения внутриорганизационных, социальных процессов, а также внешних факторов и ситуационных параметров. Важная роль в нем отводится социальным процессам взаимного влияния лидера и последователей. Данный феномен рассматривается в различных контекстах, чтобы в максимальной степени раскрыть его сущность.
Смысловая размытость понятия, недостаточное внимание, уделяемое выбору теоретической и методологической основы для исследований, ведут к неоднозначности их результатов, трудностям в понимании различий между предпринимательским лидерством в условиях различных контекстов. С целью решения данной проблемы в статье предпринята попытка систематизации подходов к определению предпринимательского лидерства и направлений его изучения.
Дальнейшая работа в области предпринимательского лидерства должна быть направлена прежде всего на создание целостности исследовательского поля посредством выявления того, все ли элементы теоретической и методологической базы соответствуют друг другу и тем смыслам, которые вкладываются в данную концепцию. В частности, целесообразно отметить необходимость более внимательного отношения к выбору методологии исследований при изучении предпри-
нимательского лидерства во вновь создаваемых фирмах и в зрелых организациях. Ввиду того что существующие шкалы для измерения предпринимательского лидерства были разработаны по результатам опросов лидеров зрелых организаций, чрезвычайно актуальной становится задача разработки шкалы на основе выборки из предпринимателей — представителей вновь создаваемых фирм, которая учитывала бы выявленные особенности феномена для этого контекста.
Концепция предпринимательского лидерства, развиваясь на стыке научных знаний сферы лидерства и предпринимательства, решает задачу объединения различных подходов, конструктов теорий лидерства и предпринимательства, которые способствовали бы лучшему пониманию предпринимательства, в том числе внутрифирменного, а следовательно, и возможностей для поддержания жизнеспособности новых фирм, а также создания и поддержания высокого уровня предпринимательской ориентации, инновационного и творческого потенциала зрелых фирм. Оформление и развитие концепции предпринимательского лидерства сделает взаимное проникновение знаний в области лидерства и предпринимательства более эффективным и целенаправленным [Cogliser, Brigham, 2004; Reid et al., 2017], обогатив их научное поле.
Литература на русском языке
Белов В. В., Белова Е. В. 2014. Проблема управленческого лидерства: психологический подход.
Управленческое консультирование 7 (67): 116-125. Галимова М. П., Балбабян А. В. 2016. Современные бизнес-модели коммерциализации новых технологий. В сб.: Ю. В. Вертакова (ред.). Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления. Материалы ХIмеждународной научно-практической конференции. Курск: ЗАО «Университетская книга»; 73-78.
Семушкина С., Мухин Д. 2013. Предпринимательское лидерство в бизнесе: сущность и оценка. Проблемы теории и практики управления (1): 120-126.
References in Latin Alphabet
Arshi T., Burns P. 2018. Entrepreneurial architecture: A framework to promote innovation in large
firms. The Journal of Entrepreneurship 27 (2): 151-179. Avolio B. J., Yammarino F. J. 2013. Reflections, closing thoughts, and future directions. In B. J. Avolio, F. J. Yammarino (eds). Transformational and Charismatic Leadership: The Road Ahead 10th Anniversary Edition. Bingley, UK: Emerald Group Publishing Limited; 449-470. Bagheri A. 2017. The impact of entrepreneurial leadership on innovation work behavior and opportunity recognition in high-technology SMEs. Journal of High Technology Management Research 28 (2): 159-166. Bagheri A., Pihie Z. A. L. 2011. Entrepreneurial leadership: Towards a model for learning and
development. Human Resource Development International 14 (4): 447-463. Berlin L. R. 2001. Robert Noyce and Fairchild Semiconductor, 1957-1968. Business History Review 75 (1): 63-101.
Bolden R. 2011. Distributed leadership in organizations: A review of theory and research. International Journal of Management Reviews 13 (3): 251-269.
Butler T. 2017. Hiring an entrepreneurial leader. Harvard Business Review 95 (2): 84-93.
Carmeli A., Schaubroeck J., Tishler A. 2011. How CEO empowering leadership shapes top management team processes: Implications for firm performance. Leadership Quarterly 22 (2): 399-411.
Chen M. H. 2007. Entrepreneurial leadership and new ventures: Creativity in entrepreneurial teams. Creativity and Innovation Management 16 (3): 239-249.
Chen M. H., Agrawal S. 2018a. What leads to effective team learning performance within university students? The moderating effects of 'Guanxi'. International Journal of Management Education 16 (3): 432-445.
Chen M. H., Agrawal S. 2018b. Exploring student's team behavior through entrepreneurship education: a time-lagged study. Education + Training 60 (7/8): 781-799.
Cogliser C. C., Brigham K. H. 2004. The intersection of leadership and entrepreneurship: Mutual lessons to be learned. Leadership Quarterly 15 (6): 771-799.
Coyle P. 2014. How entrepreneurial leadership can engage university staff in the development of an entrepreneurial culture. Industry and Higher Education 28 (4): 263-269.
Cunningham J. B., Lischeron J. 1991. Defining entrepreneurship. Journal of Small Business Management 29 (1): 45-62.
Darling J., Gabrielsson M., Seristo H. 2007. Enhancing contemporary entrepreneurship: A focus on management leadership. European Business Review 19 (1): 4-22.
Dean H., Ford J. 2017. Discourses of entrepreneurial leadership: exposing myths and exploring new approaches. International Small Business Journal 35 (2): 178-196.
D'Intino R. S., Boyles T., Neck C. P., Hall J. R. 2008. Visionary entrepreneurial leadership in the aircraft industry: The Boeing Company legacy. Journal of Management History 14 (1): 39-54.
Dinh J. E., Lord R. G., Gardner W. L., Meuser J. D., Liden R. C., Hu J. 2014. Leadership theory and research in the new millennium: Current theoretical trends and changing perspectives. Leadership Quarterly 25 (1): 36-62.
Edmondson A. C., McManus S. E. 2007. Methodological Fit in Management Field Research. Academy of Management Review 32 (4): 1155-1179.
Engelen A., Gupta V., Strenger L., Brettel, M. 2015. Entrepreneurial orientation, firm performance, and the moderating role of transformational leadership behaviors. Journal of Management 41 (4): 1069-1097.
Fernald L. W., Solomon G. T., Tarabishy A. 2005. A new paradigm: Entrepreneurial leadership. Southern Business Review 30 (2): 1-10.
Fl0istad G. 1991. Entrepreneurial leadership. Leadership & Organization Development Journal 12 (7): 28-31.
Fontana A., Musa S. 2017. The impact of entrepreneurial leadership on innovation management and its measurement validation. International Journal of Innovation Science 9 (1): 2-19.
Galloway L., Kapasi I., Sang K. 2015. Entrepreneurship, leadership, and the value of feminist approaches to understanding them. Journal of Small Business Management 53 (3): 683-692.
Greenberg D., McKone-Sweet K., Wilson H. J. 2011. The New Entrepreneurial Leaders: Developing Leaders Who Shape Social and Economic Opportunity. San Francisco, CA: Berrett-Koehler.
Gupta V., MacMillan I. C., Surie G. 2004. Entrepreneurial leadership: developing and measuring a cross-cultural construct. Journal of Business Venturing 19 (2): 241-260.
Harrison C., Burnard K., Paul S. 2018. Entrepreneurial leadership in a developing economy: A skill-based analysis. Journal of Small Business and Enterprise Development 25 (3): 521-548.
Harrison R., Leitch C., McAdam M. 2015. Breaking glass: Toward a gendered analysis of entrepreneurial leadership. Journal of Small Business Management 53 (3): 693-713.
Huang S., Ding D., Chen Z. 2014. Entrepreneurial leadership and performance in Chinese new ventures: A moderated mediation model of exploratory innovation, exploitative innovation and
environmental dynamism. Creativity and Innovation Management 23 (4): 453-471.
Hunter L., Lean J. 2014. Investigating the role of entrepreneurial leadership and social capital in SME competitiveness in the food and drink industry. International Journal of Entrepreneurship and Innovation 15 (3): 179-190.
Ireland R. D., Hitt M. A., Sirmon D. G. 2003. A model of strategic entrepreneurship: The construct and its dimensions. Journal of Management 29 (6): 963-989.
Kempster S., Cope J. 2010. Learning to lead in the entrepreneurial context. International Journal of Entrepreneurial Behavior and Research 16 (1): 5-34.
Kuratko D. F. 2007. Entrepreneurial leadership in the 21st century: Guest editor's perspective. Journal of Leadership and Organizational Studies 13 (4): 1-11.
Leitch C. M., Volery T. 2017. Entrepreneurial leadership: Insights and directions. International Small Business Journal 35 (2): 147-156.
Leitch C. M., McMullan C., Harrison R. T. 2013. The development of entrepreneurial leadership: The role of human, social and institutional capital. British Journal of Management 24 (3): 347-366.
Lewis K. V. 2015. Enacting entrepreneurship and leadership: A longitudinal exploration of gendered identity work. Journal of Small Business Management 53 (3): 662-682.
Lippitt G. L. 1987. Entrepreneurial leadership: A performing art. Journal of Creative Behavior 21 (3): 264-270.
Malach-Pines A., Levy H., Utasi A., Hill T. L. 2005. Entrepreneurs as cultural heroes: A cross-cultural, interdisciplinary perspective. Journal of Managerial Psychology 20 (6): 541-555.
McCarthy D. J., Puffer S. M., Darda S. V. 2010. Convergence in entrepreneurial leadership style: Evidence from Russia. California Management Review 52 (4): 48-72.
McGowan P., Cooper S., Durkin M., O'Kane C. 2015. The influence of social and human capital in developing young women as entrepreneurial business leaders. Journal of Small Business Management 53 (3): 645-661.
Meijer A. J. 2014. From hero-innovators to distributed heroism: An in-depth analysis of the role of individuals in public sector innovation. Public Management Review 16 (2): 199-216.
Miao Q., Newman A., Schwarz G., Cooper B. 2018. How leadership and public service motivation enhance innovative behavior. Public Administration Review 78 (1): 71-81.
Newman A., Herman H. M., Schwarz G., Nielsen I. 2018. The effects of employees' creative self-efficacy on innovative behavior: The role of entrepreneurial leadership. Journal of Business Research 89 (c): 1-9.
Nicholson N. 1998. Personality and entrepreneurial leadership: A study of the heads of the UK's most successful independent companies. European Management Journal 16 (5): 529-539.
Peterson S. J., Walumbwa F. O., Byron K., Myrowitz J. 2009. CEO positive psychological traits, transformational leadership, and firm performance in high-technology start-up and established firms. Journal of Management 35 (2): 348-368.
Reid S. W., Anglin A. H., Baur J. E., Short J. C., Buckley M. R. 2017. Blazing new trails or opportunity lost? Evaluating research at the intersection of leadership and entrepreneurship. Leadership Quarterly 29 (1): 150-164.
Renko M., El Tarabishy A., Carsrud A. L., Brannback M. 2015. Understanding and measuring entrepreneurial leadership style. Journal of Small Business Management 53 (1): 54-74.
Roomi M. A., Harrison P. 2011. Entrepreneurial leadership: What is it and how should it be taught? International Review of Entrepreneurship 9 (3): 1-44.
Ruvio A., Rosenblatt Z., Hertz-Lazarowitz R. 2010. Entrepreneurial leadership vision in nonprofit vs. for-profit organizations. Leadership Quarterly 21 (1): 144-158.
Sklaveniti C. 2017. Processes of entrepreneurial leadership: Co-acting creativity and direction in the emergence of new SME ventures. International Small Business Journal 35 (2): 197-213.
Smith S., Kempster S., Barnes S. 2017. Up the ANTe: Understanding entrepreneurial leadership learning through actor-network theory. Industry and Higher Education 31 (2): 132-139.
Surie G., Ashley A. 2008. Integrating pragmatism and ethics in entrepreneurial leadership for sustainable value creation. Journal of Business Ethics 81 (1): 235-246.
Terry L. D. 1990. Leadership in the administrative state: The concept of administrative conservatorship. Administration and Society 21 (4): 395-412.
Thornberry N. 2006. Lead Like an Entrepreneur: Keeping the Entrepreneurial Spirit Alive within the Corporation. New York: McGraw Hill.
Uhl-Bien M., Arena M. 2018. Leadership for organizational adaptability: A theoretical synthesis and integrative framework. Leadership Quarterly 29 (1): 89-104.
Vaccaro I. G., Jansen J. J., Van Den Bosch F. A., Volberda H. W. 2012. Management innovation and leadership: The moderating role of organizational size. Journal of Management Studies 49 (1): 28-51.
Vaghefi M. R., Huellmantel A. B. 1998. Strategic leadership at general electric. Long Range Planning 31 (2): 280-294.
Wang C. L., Tee D. D., Ahmed P. K. 2012. Entrepreneurial leadership and context in Chinese firms: A tale of two Chinese private enterprises. Asia Pacific Business Review 18 (4): 505-530.
Welsh D. H., Raven P. V. 2011. Hope among franchise leaders: Why hope has practical relevance to franchising — An exploratory study. Canadian Journal of Administrative Sciences/Revue Canadienne des Sciences de l'Administration 28 (2): 134-142.
Yousafzai S. Y., Saeed S., Muffatto M. 2015. Institutional theory and contextual embeddedness of women's entrepreneurial leadership: Evidence from 92 countries. Journal of Small Business Management 53 (3): 587-604.
The List of References in Cyrillic Transliterated into Latin Alphabet
Belov V. V., Belova E. V. 2014. Problema upravlencheskogo liderstva: psikhologicheskii podkhod [Problem of management leadership: Psychological approach]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie 7 (67): 116-125.
Galimova M. P., Balbabian A. V. 2016. Sovremennye biznes-modeli kommertsializatsii novykh tekhnologii [Modern business-models for the commercialization of new technologies]. In: Iu. V. Vertakova (ed.). Aktual'nye problemy razvitiia khoziaistvuiushchikh sub'ektov, territorii i sistem regional'nogo i munitsipal'nogo upravleniia. Materialy XI mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Kursk: ZAO «Universitetskaia kniga»; 73-78.
Semushkina S., Mukhin D. 2013. Predprinimatel'skoe liderstvo v biznese: sushchnost' i otsenka [Entrepreneurial leadership in business: nature and evaluation]. Problemy teorii ipraktiki upravleniia (1): 120-126.
Статья поступила в редакцию 9 сентября 2018 г.
Статья рекомендована в печать 18 февраля 2019 г.
Контактная информация
Карпинская Эмилия Олеговна — аспирант; karpinskaya.emily@gmail.com Широкова Галина Викторовна — д-р экон. наук, проф.; shirokova@gsom.pu.ru
то Приложение
з
| ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ЛИДЕРСТВА
Автор Определение Характеристики лидерства Характеристики предпринимательства Ориентация: на личность/ на процесс
[ЫррМ, 1987, р. 5] Лидер-предприниматель — это человек, который «способен рисковать, внедрять инновации, быть сосредоточенным на задаче, брать на себя личную ответственность и проявлять экономическую ориентацию» - Сосредоточенность на задаче - Способность брать личную ответственность - Экономическая ориентация - Способность рисковать - Внедрение инноваций Личность
[Теггу, 1990, р. 397] Лидеры «способны на радикальную трансформацию организации» - Способность радикально трансформировать организацию - Не включены Личность
[Рк^ас!, 1991, р. 30] «Вместо того чтобы решать, что должны делать другие, задачей... становится скорее создание условий, которые закладывают основу для активного участия сотрудников в творческих процессах, в первую очередь путем организации внутренней среды. В дополнение к традиционной технической, а также, возможно, экономической и административной компетенциям, новая роль руководителя влечет за собой социальную компетенцию» - Создание внутренней среды для активного участия сотрудников в творческих процессах - Социальные компетенции - Не включены Личность
[СипшгщЬат, ЫвсЬегоп, 1991, р. 53] «Предпринимательское лидерство предполагает нечто большее, чем набор личностных характеристик или стиль поведения по отношению к окружающим. Эта роль... может включать навыки постановки четких целей и создания возможностей... побуждения людей к действиям, сохранения организационной близости и развития системы человеческих ресурсов» - Постановка четких целей - Побуждение людей к действиям - Сохранение организационной близости - Развитие системы человеческих ресурсов - Создание возможностей Личность
ю
ЦП ЦП
to
Ln
o\
0
1
Oo to
Автор Определение Характеристики лидерства Характеристики предпринимательства Ориентация: на личность/ на процесс
[Nicholson, 1998, р. 537, 538] «В отличие от менеджеров они (лидеры-предприниматели. — Прим. авт.) стрессоустойчивы, раскованы, напористы, не экспериментальны в своих действиях, сознательны, характеризуются конформизмом и конкурентоспособностью. <...> Профиль... соответствует следующему описанию: трезво мыслящие люди, устойчивые к социализации, не отвлекаемые любопытством и движимые чрезмерной потребностью в активном доминировании » - Устойчивость к социализации - Потребность в доминировании - Стрессоустойчивость - Напористость - Осознанность - Конформизм - Конкурентоспособность - Склонность к риску Личность
[Ireland, Hitt, Sirmon, 2003, p. 971] «Предпринимательское лидерство — это способность влиять на других и стратегически управлять ресурсами, чтобы придать особое значение поведению, направленному на поиск возможностей, и поведению, направленному на поиск преимуществ» - Влияние на других - Стратегическое управление ресурсами - Поиск возможностей - Поиск преимуществ Личность
[Cogliser, Brigham, 2004, p. 773, 778] «Предпринимательское лидерство должно включать в себя генерацию идей, структурирование идей и продвижение идей (где генерация идей имеет решающее значение на ранних этапах развития фирмы, а структурирование и продвижение — на поздних этапах). <.. .> В предпринимательских условиях лидеру необходимо не только выявлять возможности, но и быть способным управлять ресурсами таким образом, чтобы достичь потенциала, связанного с этими возможностями » - Структурирование и продвижение идей - Управление ресурсами - Генерация идей - Поиск возможностей Личность
[Gupta, MacMillan, Surie, 2004, p. 242] «Предпринимательское лидерство создает стратегические сценарии, использующиеся для объединения и мобилизации поддерживающего персонала, который становится причастным к выявлению стратегического создания ценности и его использованию» - Объединение и мобилизация персонала - Создание стратегических сценариев - Выявление и внедрение стратегического создания ценности Процесс
О -§
s с г
n
к с
¿4
ЬЭ
н
Ьа £
3
Ьо
ю
ЦП
[Решай, 8о1отоп, ТагаЫвЬу, 2005] Успешный предприниматель и успешный лидер определяется как «способный мотивировать, ориентированный на достижения, творческий, гибкий, терпеливый, настойчивый, склонный к риску, дальновидный» - Способность мотивировать - Ориентированность на достижения - Гибкость, терпеливость, настойчивость - Дальновидность - Высокий уровень творческого потенциала - Склонность к риску Личность
[ТЬогпЬеггу, 2006, р. 35] «Лидерство требует страсти, видения, внимания и способности вдохновлять других. Предпринимательское лидерство требует всего этого, а также предполагает наличие набора навыков, который помогает лидерам-предпринимателям выявлять, развивать и использовать новые возможности для бизнеса» - Страсть - Видение - Способность вдохновлять - Поиск, развитие и использование новых возможностей Личность
[СЬеп, 2007, р. 242] Предпринимательское лидерство — это «отражение стиля лидерства предпринимателей, занимающих ведущее положение, когда они активно сочетают готовность к риску, проактивность и инновационность: а) готовность к риску — готовность поглощать неопределенность и брать на себя бремя ответственности за будущее; б) проактивность — поощрение предпринимательских инициатив, которые поддерживают инновации; в) инновационность — поощрение членов команды мыслить за рамками шаблонов и укрепление творческого мышления» - Готовность брать ответственность на себя - Готовность поглощать неопределенность - Поощрение членов команды мыслить за рамками шаблонов - Поощрение предпринимательских инициатив - Поддержание инноваций - Укрепление творческого мышления Личность
[Кига1ко, 2007, р.З] Предпринимательское лидерство характеризуется «приложением энергии и страсти при создании и внедрении новых идей и творческих решений... готовностью принимать просчитанные риски... способностью формировать эффективную команду, творческим навыком для управления необходимыми ресурсами... видением для определения возможностей в том, что другие воспринимают как хаос, противоречие и путаницу» - Формирование эффективной команды - Управление необходимыми ресурсами - Видение - Энергия и страсть к созданию новых идей и творческих решений - Определение возможностей Личность
с г с
3
а
to
Ln
oo
0
1
¡<
00 to
Автор Определение Характеристики лидерства Характеристики предпринимательства Ориентация: на личность/ на процесс
[Darling, Gabrielsson, Seristo, 2007, p. 19] Предпринимательское лидерство, будучи в высокой степени ситуационным, характеризуется четырьмя стратегиями: «внимание через видение, смысл через коммуникацию, доверие через позиционирование, уверенность через уважение. Лидеры-предприниматели убеждаются в том, что философия, миссия и цели их организации исследуются, развиваются и четко передаются. Они считают, что философия и миссия должны пропитать и наполнить все в организации и сформировать основу инновационной культуры» - Видение - Коммуникация - Позиционирование - Уважение - Формирование инновационной культуры Процесс
[Surie, Ashley, 2008, p. 235] «Лидерство, способное поддерживать инновации и адаптироваться в условиях высокой скорости изменений и неопределенности» - Не включены - Поддержание инноваций - Адаптация в условиях изменений и неопределенности Процесс
[Kempster, Cope, 2010, p. 5] Предпринимательское лидерство — это «социальный процесс становления в определенных контекстах и сообществах» - Не включены - Социальный процесс становления предпринимателя как лидера Процесс
[Roomi, Harrison, 2011, p. 2] Предпринимательское лидерство — это «объединение двух конструкций: наличие и обсуждение видения с целью вовлечения команд в выявление, развитие и использование возможностей для получения конкурентных преимуществ» - Видение - Вовлечение команды - Развитие и использование возможностей Процесс
[Greenberg, McKone-Sweet, Wilson, 2011, p. 2] Лидеры-предприниматели — это «люди, которые посредством понимания себя и контекстов, в которых они работают, действуют и формируют возможности, создающие ценность для их организаций, заинтересованных сторон и общества в целом» - Не включены - Формирование возможностей - Создание ценности для организации, заинтересованных сторон, общества Процесс
О -§
s с г
n
к с
¿4
ЬЭ
H
to £
3
bo
to un ЧО
[Leitch, McMullan, Harrison, 2013, p. 348] Предпринимательское лидерство — это «скорее лидерская роль, выполняемая в предпринимательских фирмах, чем в более широком смысле "предпринимательский" стиль лидерства» - Выполнение лидерской роли в контексте предпринимательской фирмы - Не включены Процесс
[Renko et al., 2015, p. 55] «Влияние на работу членов группы и руководство ими для достижения организационных целей, связанных с определением предпринимательских возможностей и их использованием» - Влияние на работу членов команды и руководство ими - Определение и использование предпринимательских возможностей Процесс
[Sklaveniti, 2017, p. 198] «Предпринимательское лидерство — это постоянный социальный процесс совместной работы с целью мобилизации бизнес-возможностей в организационных контекстах для достижения предпринимательских целей» - Социальный процесс совместной работы - Мобилизация бизнес-возможностей - Достижение предпринимательских целей Процесс
[Fontana, Musa, 2017, p. 3] «Предпринимательское лидерство — это уникальный стиль лидерства, который нацелен на то, чтобы разноплановые таланты работали в организации более креативно и инновационно в коллективных процессах, чтобы реагировать на неопределенную бизнес-среду (инновационный процесс) и создавать последовательные стратегии и новые результаты (инновационная деятельность)» - Организация коллективной работы талантов - Создание последовательной стратегии - Нацеленность на креативную и инновационную работу талантов - Реакция на неопределенную бизнес-среду - Достижение новых результатов Личность
[Uhl-Bien, Arena, 2018, p. 98] Предпринимательское лидерство — это «лидерство, которое нацелено на создание новых знаний, навыков, продуктов и процессов для поддержания будущей жизнеспособности фирмы» - Поддержание будущей жизнеспособности фирмы - Создание новых знаний, навыков, продуктов и процессов Процесс
с г с
3
a
ENTREPRENEURIAL LEADERSHIP:
APPROACHES TO CONCEPT DEFINITION AND MAIN RESEARCH DIRECTIONS
E. O. Karpinskaia, G. V. Shirokova
St. Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation
For citation: Karpinskaia E. O., Shirokova G. V. 2019. Entrepreneurial leadership: Approaches to definition and main research directions. Vestnik of Saint Petersburg University. Management 18 (1): 235-260. https://doi.org/10.21638/11701/spbu08.2019.204
This paper offers an analysis of the main studies on entrepreneurial leadership, which is aimed at identifying the features of concept development, generalization and systematization of knowledge in this area. The analysis was based on publications in the leading international research journals during the period from 1994 to 2018. It results in the development of the main approaches to defining the entrepreneurial leadership, which made it possible to trace the evolution of the concept development, and presentation of the research directions and their results. The entrepreneurial leadership concept, which emerged at the intersection of leadership and entrepreneurship theoretical perspectives, has now prompted far from its initial stage of development, which began in the 1980s, but it still hasn't reached its final theoretical configuration. A combination of disparate theoretical and methodological approaches in active development of empirical research on this topic results in two problems: a difficulty in understanding the entrepreneurial leadership in various contexts and ambiguous results. The revealed characteristics of the current stage of the concept development allowed us to give general recommendations regarding its further development in terms of integrity as well as to identify relevant topics for research. The importance of including the entrepreneurial leadership concept in the field of scientific knowledge is explained by the fact that it will integrate the theoretical knowledge related to the processes of becoming an entrepreneur, his or her leadership features, factors of success, determinants of new venture teams formation and development, new firms performance. The results of this study are relevant for researchers who are interested in studying both the entrepreneurship and strategic management.
Keywords: entrepreneurial leadership, literature review, research directions.
Received: September 9, 2018 Accepted: February 18, 2019
Contact information
Emilia O. Karpinskaia — PhD Student; karpinskaya.emily@gmail.com Galina V. Shirokova — Dr. Sci. in Economics, Professor; shirokova@gsom.pu.ru