Менеджмент
А.Д. Ливандовская,
кандидат экономических наук, зав. кафедрой маркетинга ДВГАЭУ;
Л.В. Переверзева,
старший преподаватель филиала ДВГАЭУ г. Арсеньева
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УСПЕХ В РОССИИ
Дается понятие предпринимательства, указываются факторы, определяющие предпринимательский успех в странах с развитой рыночной экономикой и в России. Приводятся результаты социологического опроса и исследования слагаемых предпринимательского успеха у деловых людей г.Владивостока, занятых мелким и крупным бизнесом в сфере производства товаров и услуг.
Через преодоление сложных проблем с большими трудностями Россия перешла к рыночной экономике. Проводимая в стране реформа выявила множество сложностей, кризисных явлений во всех областях экономики, а также социальной сфере и политике. Сказалось и полное отсутствие опыта хозяйствования в этих условиях. Вместе с этим существует недооценка места и роли организации, планирования, контроля и мотивации в управлении предприятием. Нередко долгосрочные стратегические интересы развития фирмы приносятся в жертву задачам решения текущих проблем. Как следствие - непоследовательность в решении задач, постановке целей. Но можно надеяться, что логика проявления закономерностей перехода к рыночной экономике, появление условий для улучшения экономического положения страны обусловят переход предприятий к реальной самостоятельности, гибкости, прозорливости в ведении дел.
Именно в такой ситуации использование методов, путей и страте -гий предпринимательского искусства станет желательным и целесообразным, объективно необходимым, т.к. позволит добиться успеха и процветания фирмы. Острой потребностью становится обобщение огромного мирового опыта хозяйствования фирм в условиях развития динамичного рынка, который при острой конкуренции строго и беспристрастно проверяет его эффективность, умение предпринимателя принимать обоснованные, с точки зрения возможностей фирмы и требований рынка решения, и добиваться их выполнения.
Предприниматель, стремящийся добиться успеха, должен создавать систему организации, управления, контроля всеми сторонами деловой активности хозяйственной единицы.
Активность, инициатива, предприимчивость, предполагающие разумный, оправданный риск - непременные условия эффективной деятель-
ности любого предпринимателя. Конечно, нет универсальной формулы для достижения успеха при организации деятельности компании. Конкретные формы, направления деятельности могут значительно различаться в зависимости от масштабов и прочих характеристик хозяйственных единиц и внешней среды. Главное для достижения успеха - это целевая ориентация всей совокупности намечаемых мер, слияние в единый "технологический процесс" всех составных частей работы - исследовательской, производственной, сбытовой, управленческой, организационной и других.
Следует отметить, что в экономической литературе нет единого мнения по вопросу о сущности предпринимательства. По словам профессора Натаниэла Х.Леффа, предпринимательство представляет собой способность к нововведениям, инвестициям и расширению в отношении новых рынков, товаров и методов [5.С.53]. Следовательно, когда кто-то вкладывает средства в производство нового товара, разработку новых технологий или в создание новых рынков, то это означает, что работает именно предприниматель. По нашему мнению, предпринимательство -искусство оптимального сочетания ориентации на удовлетворение потребностей с рациональным использованием ресурсов, которое способствовало бы развитию производства в долгосрочной перспективе. В настоящее время предпринимательство может выступать в виде одной из двух форм:
1) как основная профессиональная деятельность;
2) как дополнительная к основной деятельности.
По разным оценкам предпринимательством как профессиональной деятельностью может заниматься не более 6-8% самостоятельного населения и, если говорить о предпринимательстве, как профессиональном уровне, то нужно иметь в виду, что он предполагает наличие каких-то определенных качеств, от которых зависит предпринимательский успех [2].
Предпринимателя сопровождает не только успех, но и неудачи. Экономисты считают, что свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу неудач. Зачастую причинами неудач становится низкий уровень управления (большие эксплуатационные расходы; клиенты, задерживающие платежи; низкая конкурентоспособность продукции и услуг; трудности со сбытом и др.).
На основании проведенного авторами социологического опроса в марте 2001 г. были получены данные о причинах неудач в бизнесе, отмеченные самими предпринимателями г. Владивостока (табл. 1).
Наибольшую долю в причинах неудач занимает некомпетентность, т.е. неспособность вести дело. Эта ситуация обусловлена недостаточным уровнем образования и квалификации предпринимателей, желанием заниматься предпринимательской деятельностью лишь для того, чтобы выжить, не потеряв себя в непростых социально-экономических условиях.
Утверждать, что предпринимательство в России носит в целом цивилизованный характер, было бы наивно, хотя и отрицать наличие таких случаев проявления организации предпринимательской активности невозможно. Сегодняшняя предпринимательская среда России состоит из двух групп предпринимателей. Первые ставят своей целью зарабаты-
вание денег любыми доступными способами - неважно, чем заниматься, лишь бы доход был и чем больше, тем лучше. Другие имеют детально разработанную, строго ориентированную на реализацию какой-либо определенной цели программу деятельности. Именно вторая группа предпринимателей и является основой для формирования цивилизованного предпринимательства в России.
Таблица 1
Причины неудач предпринимательской деятельности
Причины неудач %
Некомпетентность 44
Отсутствие управленческого опыта 17
Несбалансированный опыт 16
Отсутствие опыта в отрасли 15
Небрежность 1
Мошенничество 1
Неизвестно 6
Именно предприниматель - главная движущая сила предпринимательства. Из всех крупнейших экономистов современности только Джозеф Шумпетер исследовал влияние предпринимателя на экономику. Он объясняет эффективность предпринимательства сменой ценностных ори-ентаций, восприятий, мнений, демографическими, институциональными и образовательными изменениями, переменами, произошедшими в обществе за последние 10-15 лет. Понятие "предприниматель" постоянно эволюционировало, начиная со Средних веков, но четкого определения до сих пор нет.
Прибыль высокая
низкое высокое Удовлетворение
запросов потребителей Рис. 1. Мотивация преуспевающего предпринимателя
Наиболее точным определением считаем следующее: предприниматель - человек, который на свой страх и риск берется организовать деятельность компании (основываясь на ограниченных ресурсах) для целенаправленной работы, получения прибыли и морального удовлетворения [1].
Очень часто возникает вопрос о том, что заставляет предпринимателя действовать. Ответ на него можно получить, взглянув на график, отражающий картину побуждения преуспевающего предпринимателя.
Если предприниматель будет удовлетворять запросы потребителей на высоком уровне, то его продукция будет иметь постоянный спрос, а следовательно, и постоянную прибыль - индикатор успешности.
Стремление быть удачливым - одно из основных естественных желаний человека, в силу чего содержанием всех видов человеческой активности является стремление к успеху. Понятие успеха часто не имеет позитивной окраски для начинающих российских предпринимателей.
Одни предприниматели считают большим успехом практическую реализацию своих идей, другие - получение крупных прибылей, третьи -избежание краха, расширение производства, создание новых рабочих мест. Кроме того, предпринимательский успех связывают с идеей, желанием самоутверждения или стремлением изменить ход событий. Деньги, прибыль, капитал - все это сопровождает предпринимательский успех, но не выступает в качестве самоцели. По словам Марвина Боуэра, "прибыль действительно является показателем конкурентной ценности вклада компании в благосостояние пользователей, дистрибьюторов и всего населения. И только путем максимального увеличения данного вклада компания может максимально увеличить свою прибыль. Другими словами, необходимо сосредоточить усилия на факторах, которые производят прибыль, а не на самой прибыли. Возможно, применение прибыли в качестве показателя, а не цели, является различием только по названию, а не по сути. Может быть. Но это полезное различие для ориентации предпринимателя" [5.С.60]. Прибыль играет еще одну роль. Она является вознаграждением для предпринимателя за принятие на себя риска.
В предпринимательстве понятие успеха связано, прежде всего, с достижением полного или частичного результата, планируемого в начале реализации предпринимательского проекта или идеи. Понятие успеха определяется также моральными и этическими нормами и принципами, а не только финансовыми аспектами.
Необходимо раскрыть понятие планируемого результата, характеризующего успешность деятельности предпринимателя. Для определения успеха, сохранения жизнеспособности и эффективности предприятия предприниматель должен ставить перед собой определенные цели. При постановке разумных целей нужна оценка сил и способностей. Самооценка - творческий шаг, т.к. может открыть предпринимателю возможности завоевания новых рынков, уменьшения или увеличения номенклатуры продукции и т.д. Выделим несколько положений для оценки:
1. В высококонкурентной экономике успех сопутствует тем, кто работает на высоком профессиональном уровне.
2. Фирма может способствовать формированию спроса на продукцию, если она хорошего качества.
3. Продукция и услуги фирмы быстро устаревают, но характеризующая ее репутация сохраняется годами.
Опираясь на понятия предпринимательского успеха и предпринимательских целей, можно сказать, что основным показателем успешности деятельности будет выступать степень приближения или достижения фактического состояния дел к планируемому результату. Чем выше степень достижения поставленной цели, тем выше уровень предпринимательского успеха.
Приведем правила, сформулированные Г.Фордом-старшим, поскольку они справедливы и актуальны по сей день и помогли добиться невиданного успеха его фирме.
1. Предприниматель не боится будущего и не относится почтительно к прошлому. Кто боится будущего, т.е. неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности. Неудачи дают повод начать снова и более умно. Честная неудача не позорна, позорен страх перед неудачей. Прошлое полезно только в том отношении, что указывает нам пути и средства к развитию.
2. Не обращайте внимание на конкуренцию, пусть работает тот, кто лучше в деле. Попытка расстроить чьи-нибудь дела - преступление.
3. Работу на общую пользу ставьте выше выгоды. Без прибыли не существует ни одно дело. Доходность должна быть в итоге полезной работы, а не лежать в ее основании.
4. Производить - не значит дешево покупать и дорого продавать, это значит покупать сырье по сходной цене и обращать его с возможно низкими дополнительными издержками в качественные продукты для потребителей [1].
Каждый предприниматель ставит перед собой цель, достижение которой определяет успешность его деятельности. В ходе проведенного нами социологического опроса были получены данные о ранжированных целях предпринимателей г. Владивостока (количество опрошенных -49 человек) (табл. 2).
Таблица 2
Цели деятельности предпринимателей г. Владивостока
Тип % Ранги Цели, достижение которых
предпринимателя ценностей определяет успех
Мелкое 79 1 Неполучение убытков
посредничество 2 Прибыль
Производство 15 1 Реализация идеи
услуги 2 Объемы производства, сбыта
3 Неполучение убытков
4 Прибыль
5 Стабильность фирмы
6 Определенная доля рынка
Удачливые 6 1 Значительная прибыль
посредники 2 Репутация
3 Социальное положение (власть)
4 Самовыражение
5 Сохранение устойчивости
Всего 100
Наибольшее число опрошенных (79%) занимается предпринимательством вместо или в дополнение к основной деятельности. Они не несут в основе своего труда основных предназначений предпринимательства: удовлетворения потребностей потребителя, развития производства
в долгосрочной перспективе и т.д., а лишь стремятся выжить, не потеряв себя в непростых социально-экономических условиях.
Удачливые посредники (6%) - нецивилизованные предприниматели, отвергающие влияние моральных и этических аспектов на формирование целей своей деятельности и руководствующиеся только финансовыми выгодами. Прибыль для них - самоцель.
И лишь 15% опрошенных стремятся реализовать предназначение предпринимательской деятельности, занимаясь производством реальной продукции, оказанием услуг. Это предприниматели-романтики, желающие воплотить свои цели в жизнь, стать первыми в выбранной сфере деятельности. Именно эти люди в будущем станут ключевыми фигурами в экономике не только регионов, но и страны, именно они определят ход развития, стабильность и обеспечат рост и устойчивость авторитета России в деловых кругах и мировом общественном мнении.
Независимо от сферы деятельности, ее направленности, масштабов и целей каждый предприниматель должен добиться успеха, а конкретный путь к нему зависит и от умения самого предпринимателя избрать деловую стратегию, и от тех условий, которые сопровождают его деятельность.
Форма организации процесса означает логически взаимозависимое соединение факторов (субъективных и объективных составляющих), определяющих предпринимательский успех. Задача предпринимателя сводится не просто к соединению этих составляющих, а к поиску наиболее эффективной формы комбинации факторов для каждого момента времени. Достижение поставленной цели обусловливается оптимальным сочетанием компонентов.
Фактически не существует двух одинаковых предпринимателей, поэтому определить типичный портрет предпринимателя трудно. Исследования показывают, что предприниматели достигают более высокого уровня успеха, чем на прежнем месте работы (государственные предприятия). Что же позволяет деловому человеку добиваться успеха?
По нашему мнению, значительное влияние оказывают субъективные составляющие успеха - личностные качества самого предпринимателя. Специалисты выделяют шесть черт, переходящих друг в друга: новаторство, обоснованная рискованность действий, уверенность в себе, упорство, постановка целей, ответственность [4].
1. Новаторство - примечательная черта, т.к. каждый предприниматель стремится решать новые задачи, изготавливает продукцию новыми способами, предлагает решения, а не оправдывает неудачи. Но роль предпринимателя отличается от роли новатора, хотя оно и важно, однако новаторство станет предпринимательским только в случае претворения его в производство в пользу потребителя.
2. Обоснованная рискованность действий. Любое новое предприятие представляет риск для предпринимателя. Он может добиться успеха или потерпеть неудачу, но не может предвидеть точно того, что ожидает его бизнес. Предприниматели избегают проектов с невысокими шансами на успех. К тому же большинство предпринимателей избегает решения и простых задач, поскольку удовлетворение от выполнения этих задач неадекватно затраченным усилиям. Предпринимате-
ли тяготеют к высокому риску, потому что в этом случае будут достигнуты удовлетворение и успех от решения задач с более высокой степенью неопределенности, но соответствующих уровню их мастерства. Выбор степени риска, соответствующего способностям предпринимателя, делает риск обоснованным.
3. Уверенность в себе. Предприниматели верят в себя и в то, что смогут превзойти любого в своей области. Они не принимают имеющееся положение вещей, верят в то, что смогут изменить факты и что их шансы лучше, чем это подтверждается фактами.
4. Упорство. Предприниматель очень напряженно работает, побуждаемый желанием добиться исключительных достижений. Особенно упорны предприниматели в кризисной ситуации. Их упорство повышается, когда мастерство и талант предпринимателя может формировать события. Если ситуация не содержит вызова, то она не интересует предпринимателя.
5. Постановка целей. Предприниматель удовлетворен, лишь видя цель впереди. Для него сам выбор новой значимой цели - стимулирующий фактор. Зачастую результат становится шагом к еще одной цели.
6. Ответственность. Предприниматели хотят, чтобы заслуга достижения успеха признавалась за ними, а в случае неуспеха они принимают на себя всю вину. Предприниматель ответственен не только за себя и свои действия, но и за людей, работающих на него.
Несомненно, соединение шести доминирующих черт предпринимателя с чертами его характера формирует целостный портрет сильной личности, способной добиться любых высот и достичь любых целей.
Изучая обобщенные данные мирового опыта, нельзя не отметить значение объективных факторов, формирующих предпринимательский успех. Именно в них воплощаются субъективные составляющие [5].
Объективные составляющие образуют механизм предпринимательской деятельности, формируют ее процессы. Для того чтобы предприятие могло добиться реализации своих целей, задачи должны быть точно скоординированы. Эту проблему успешно решает управление.
Важнейшее следствие динамичного взаимодействия внутренних и внешних факторов состоит в том, что предприниматель никогда не может быть уверен, что какой-то конкретный метод, как бы хорошо он ни срабатывал, есть абсолютно верный. Поэтому быстрое изменение ориентации, которое необходимо, чтобы добиться успеха в очень неустойчивом обществе, чрезвычайно важно для предпринимателей любой сферы деятельности.
И все же управленческие решения - это всего лишь идеи, планы, а цель управления - это выполнение реальной работы реальными людьми, поэтому успешное управленческое решение - то, которое реализуется практически, превращаясь в эффективное результативное действие.
Воплотить управленческое решение предпринимателя в жизнь позволяет организация деятельности фирмы.
В ходе процесса организации предприниматель передает сотрудникам свои права и обязанности, делегируя их для разделения труда по горизонтали и вертикали. Наилучшая структура позволяет эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно рас-
пределять усилия сотрудников и, как следствие, удовлетворять потребности клиентов, достигать успеха с большой эффективностью.
Существует ряд факторов, определяющих успех предпринимательского проекта за счет высокой профессиональной организации предпринимательской деятельности. Чтобы быть успешной в течение долгого времени и выжить, достигнув целей, фирма должна быть эффективной. Еще одним фактором совершенства фирмы будет являться ее производительность. Ведь чем выше производительность, тем выше эффективность. Каждый предприниматель знает о серьезном последствии снижения производительности, т. к. это явление подчеркивается возрастающей конкуренцией, возможностью потери доли рынка и т.д. Кроме того, предприниматель для быстрого продвижения навстречу своей цели должен координировать работу и побуждать людей к ее достижению. Эта задача решается применением на практике основных принципов мотивации.
В настоящее время предприниматель для достижения своей цели чаще всего использует вознаграждение, побуждая персонал к эффективной деятельности. Вознаграждение имеет более широкий смысл, чем просто деньги или удовольствие, с которым это слово ассоциируется. Понятие вознаграждения обозначает все то, что человек считает ценным для себя. Понятие ценности специфично, и поэтому оценка и относительная ценность вознаграждения различна. Хороший предприниматель, опираясь на опыт и интуицию, знание своего персонала, должен определить, как и в каких пропорциях нужно применять вознаграждение в целях мотивации.
Еще одной составляющей предпринимательского успеха является контроль - процесс обеспечения достижения предпринимателем своих целей. Процесс контроля состоит из установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок, если присутствуют расхождения со стандартами. П.Друкер считал контроль и определение направления синонимами [3]. Контроль поддерживает все то, что является успешным, и дает ответ на вопрос, где неудача. Определяя успехи и неудачи, предприниматель может понять причины их возникновения и получить возможность достаточно быстро адаптироваться и обеспечить наибольшие темпы продвижения к основополагающим целям предприятия. Очень редко предприниматели стремятся достичь при помощи контроля полного совершенства в работе предприятия. Таким образом, если суммарные затраты на систему контроля превосходят создаваемые ею преимущества, то предприниматель не использует эту систему контроля вообще или ведет менее тщательный контроль.
Планирование является одним из наиболее важных составляющих предпринимательского успеха, хотя при переходе России к рыночным отношениям оно оказалось практически полузабытым. А ведь многолетний опыт показывает, что недооценка или сведение к минимуму планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, игнорирование или некомпетентное осуществление приводят к большим экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.
В рыночных условиях предприниматель широко использует преимущества планирования в конкурентной борьбе. И, естественно, любой серьезный предприниматель должен иметь хорошо продуманный и все-
сторонне обоснованный план - документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Он позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы, дает также возможность:
- максимально использовать конкурентные преимущества, предотвращать возможные ошибки;
- осмысливать новые тенденции и использовать их в своей деятельности;
- смягчать влияние слабых сторон деятельности компании на конечный результат;
- своевременно принимать защитные меры против разного рода рисков;
- оценивать ожидаемые результаты производственной и коммерческой деятельности компании.
И, следовательно, добиваться успеха в ходе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Кроме того, успех предпринимательской деятельности во многом зависит от качества планирования внутри фирмы, которое включает определение перспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждый предприниматель решает три задачи: что, как и для кого производить. Именно систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем сравнительной оценки альтернатив в оптимальных условиях составляет сущность планирования предпринимательской деятельности.
Для достижения успеха бизнес-план решает ряд задач: изучение емкости и перспектив будущего развития рынка сбыта, обнаружение рисков и "подводных камней", подстерегающих бизнес, нахождение показателей, по которым можно определить эффективность дела; а также обосновывает экономическую целесообразность возможных направлений развития компании (стратегии, концепции), позволяет рассчитать ожидаемые финансовые результаты деятельности, в первую очередь - объемов продаж, прибыли, доходов на капитал; определяет источники финансирования выбранной фирмой стратегии, т.е. способов концентрации денежных ресурсов.
При планировании предпринимательской деятельности нужно осмыслить место предпринимателя в системе рыночных отношений, выработать стратегию и цели развития, оценить факторы, которые будут влиять на его деятельность и на развитие фирмы. Предприниматель выбирает одну из четырех стратегий, имеющих множество альтернативных вариантов (стратегию роста, ограниченного роста, сокращения, комбинированную стратегию). При выборе они проверяются на соответствие целям компании, стадиям жизненного цикла товара, спроса, технологии производства. Одновременно он формирует стратегические задачи, определяет сроки их реализации, потребность в ресурсах.
Для успеха в бизнесе важное значение будет иметь не просто правильное определение для себя рынка, но и нахождение на нем своей, часто очень узкой области или места, которое еще не занято или недостаточ-
но использовано конкурентами, т.е. ограниченная сфера предпринимательской деятельности, ориентированная на определенного потребителя и позволяющая предпринимателю наиболее эффективным образом реализовать свои возможности.
В концепции предпринимательского успеха весьма важную, а иногда и основополагающую роль играет необходимая в данный момент информация. Коммерческая информация представляет собой совокупность сведений, дающих возможность деловому человеку ориентироваться в сфере собственного бизнеса в условиях внешней среды, по которым он принимает предпринимательские решения. Чем полнее, достовернее информация, тем эффективнее принимаемые решения, а значит выше получаемая прибыль. Для любого предпринимателя необходимо иметь свои достоверные источники информации, важно также обратить внимание на необходимость выработать у себя определенную культуру анализа информации.
Для получения сведений о состоянии предпринимательской деятельности в г. Владивостоке и оценки ее успешности был проведен опрос предпринимателей различных сфер бизнеса, пола, возраста. Опрос проводился путем анкетирования при личном контакте. В период с 07.04.2001 г. по 15.04.2001 г. были опрошены 40 предпринимателей. Среди опрошенных женщины-предприниматели составляли 36,73%, мужчины - 63,27%. Предприниматели в возрасте от 20 до 30 лет - 33%, от 30 до 45 лет - 49% опрошенных и от 45 до 60 лет - 18%. Эта информация свидетельствует о том, что предпринимательством довольно активно и успешно занимается слабая половина человечества. В то же время можно отметить и тот факт, что предпринимательская деятельность притягивает людей в возрасте до 45 лет (82% от опрошенных), эффективность, отдача такого ресурса очень велика и неудивительно, что они стремятся работать на себя, добиваться не чьих-то, а собственных целей.
Кроме того, проведенный опрос позволил выявить, что на начальном этапе воплощения своих идей в жизнь находятся 10,2% опрошенных, на середине пути к успеху - 32,8%, практически достигли целей - 57%. Необходимо отметить и время функционирования предприятий на рынке, так как опыт во многом определяет успех. 77,5% опрошенных занимались предпринимательской деятельностью от 3 до 5 лет, 4% - менее года, 18,5% - более 5 лет. Следовательно, большинство опрошенных предпринимателей в ходе своей деятельности достигло поставленных целей, а значит добилось успеха, поэтому может четко сформулировать приоритетные факторы и оценить их по пятибалльной системе (табл. 3).
Анализируя собранные и систематизированные данные, можно сделать выводы о состоянии предпринимательской сферы г. Владивостока.
В настоящее время наибольшее количество бизнесменов является мелкими посредниками (79%). Сегодня это вторая форма предпринимательства, выбор ее диктуется социально-экономическими условиями, утвердившимися в нашем обществе. Эту дополнительную к основной деятельности сферу предпринимательства можно отнести к примитивным ее формам, так как она носит в основном вынужденный характер.
Нужно отметить то обстоятельство, что на этапе формирования начального капитала вполне возможен достаточно широкий разброс в видах деятельности, но он должен сужаться по мере накопления капитала по профильным или наиболее прибыльным направлениям, таким, где достигается наибольший успех. Поэтому сейчас предприниматель вынужден комбинировать основные направления деятельности, и реализация его целей сопровождается стремлением использовать любую возможность, сулящую прибыль. Удачливые бизнесмены (6%) должны иметь в виду, что многие предпринимательские структуры носят временный характер, поскольку они вкладывают капитал в посредническую деятельность. А разбухшая посредническая структура в целом обязательно приведет в перспективе к отмиранию многих ее составляющих. Поэтому наиболее дальновидные бизнесмены, зарабатывающие сегодня основную прибыль на посредничестве, все более концентрируют капиталы в производственной сфере как наиболее стабильной части предпринимательской сферы (табл.3).
Таблица 3
Приоритетные составляющие успеха предпринимателей г. Владивостока
Тип Цели бизнеса Сред- Составляющие Сред-
предпри- ний успеха ний
нимателя балл балл
Мелкое Неполучение убытков 4,7 Организация сбыта 4,95
посред- Прибыль 4,1 Рискованность
ничество действий 3,5
(79%)
Произ- Реализация идеи 4,75 Планирование 4,95
водство, Объемы производства, Организация 4,7
услуги сбыта 4,5 Мотивация себя и
(15%) Неполучение убытков 4,4 работников 4,5
Прибыль 4,2 Контроль 3,9
Стабильность фирмы 3,2 Личностные качества 3,8
Определенная доля
рынка 1,5
Удачли- Значительная прибыль 5 Личные качества 4,8
вые пред- Репутация 4,5 Рисковость действий 4,7
принима- Социальное положение 4,3 Организация 4,3
тели Самовыражение 3 Контроль 3,7
(6%) Сохранение устойчиво-
сти 2,5
Наиболее оптимально и полно комбинируют в своей деятельности субъективные и объективные составляющие успеха предприниматели, осуществляющие выпуск реальной продукции и оказывающие услуги потребителям. Такое положение объясняется тем, что они представляют собой цивилизованный тип предпринимателя, стремятся выполнить предназначение предпринимательской идеи. Осуществление проектов этими предпринимателями немыслимо без использования в деле факторов, формирующих успех, поскольку они лежат в его основе.
В ходе проведенного анализа состояния предпринимательской среды г. Владивостока была получена информация, позволяющая говорить о выделении из общей массы предпринимателей отдельных личностей, формирующих тип предпринимателя-романтика, новый для наших российских условий, но реальный в мировом опыте хозяйствования. Это тип цивилизованного бизнесмена, несущий в своей деятельности лучшее из мирового и российского опыта. Именно он в будущем будет определять состояние дел, выбирать курс развития экономики и добиваться успеха, опираясь на традиции русских и иностранных бизнесменов.
Мировой опыт свидетельствует о том, что предприниматель и его деятельность являются краеугольным камнем экономики любой страны. Именно поэтому успешность его деятельности должна находиться под пристальным вниманием экономистов и самих предпринимателей. Сложившаяся ситуация в малом и среднем бизнесе свидетельствует о том, что в России предпринимательской деятельностью занимается около 2,5 миллионов человек, в г. Владивосток официально зарегистрировано 7000 предпринимателей. Наблюдается тенденция к росту их количественного состава, изменению их качественных характеристик (увеличению доли цивилизованных предпринимателей) и сфер деятельности за счет перетока капиталов в производство и сферу услуг; в будущем несколько омолодится состав, станет больше женщин-предпринимателей.
Каждому предпринимателю нужно помнить, что предпринимательство - это искусство мыслительной деятельности и последующих практических действий, совершенствование владения этим видом искусства безгранично. Поэтому нужно добиваться успеха путем эффективного использования объективных и субъективных факторов. Достигая поставленных целей и получая результаты, значимые для потребителя, самого предпринимателя, государства и общества в целом, предприниматель формирует цивилизованный тип бизнесмена-профессионала, для которого моральные, этические ценности - не пустой звук. Ведь предпринимательство - это прежде всего самостоятельность, причем не всегда предполагающая обладание какими-то значительными материальными и финансовыми ресурсами. Тому, кто готов к этому, более других будет способствовать предпринимательский успех. Главное - не останавливаться на достигнутом, ведь достижение одной цели предопределяет формирование следующей.
Литература
1. Агиев А.И. Предпринимательство: проблемы. - М.: Наука, 1991. -
112 с.
2. Белянова Е. Мотивация и поведение российских предпринимателей // Вопросы экономики. 1995. № 6.
3. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры: практика и принципы. - М.: Бук Чектер Интернешнл, 1992. - 351 с.
4. Ксенчук Е.В. Технология успеха: ниша для того, кто ставит перед собой цели и стремится к их достижению, взаимодействуя с людьми. -М.: Дело, 1992. - 192 с.
5. Скрополис Н.К. Управление малым бизнесом. - М.: Дело, 1997. -
672 с.