Научная статья на тему 'Предпринимательский риск как важнейшая компонента экономического механизма развития сферы потребительских'

Предпринимательский риск как важнейшая компонента экономического механизма развития сферы потребительских Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / РИСК / RISK / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ECONOMIC MECHANISM / СФЕРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ УСЛУГ / CONSUMER SERVICES MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разомасова Елена Александровна

В рамках настоящей публикации предпринимательский риск рассматривается в соответствии с принятыми в научном сообществе представлениями: как опасность недополучения дохода, возникновения материальных и финансовых потерь в предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enterprise Risk as Major Component of Economic Mechanism of Consumer Services Market Development

In the publication, enterprise risk is studied in accordance with the accepted notions of the academic community, such as the danger of profit reduction, or the material and financial losses in business activity.

Текст научной работы на тему «Предпринимательский риск как важнейшая компонента экономического механизма развития сферы потребительских»

_Аннотация

В рамках настоящей публикации предпринимательский риск рассматривается в соответствии с принятыми в научном сообществе представлениями: как опасность недополучения дохода, возникновения материальных и финансовых потерь в предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: предпринимательство, риск, экономический механизм, сфера потребительских услуг

Разомасова Елена Александровна

канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента,

Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск

razomea@land.ru

посчитаем, сколько стоит чашка кофе с учетом

издержек на коррупцию

предпринимательский риск как важнейшая

компонента экономического механизма

развития сферы потребительских услуг

Традиционно в большей части экономического мира развитием сферы услуг занимаются предприниматели, Предприниматель как субъект рыночной экономики, впервые системно описанный Кантильоном1 почти триста лет назад,преследует цель извлечения прибыли в условиях предпринимательского риска, Столетием позже Ганс фон Мангольдт установил

1 Ричард Кантильон (1680-1734 гг.), банкир, экономист и демограф, один из ранних исследователей капиталистического способа производства, По происхождению ирландец, вел свои дела в Великобритании и Франции, - Прим. ред.

наличие связи между уровнем предпринимательского риска и ожидаемой предпринимательской прибылью, где большим уровням риска соответствует надежда на более высокую прибыль, В двадцатом веке трудами ряда ученых (Хизрич, Питерс) было установлено, что предприниматель как личность не склонен к безмерному риску, Сфера его интересов лежит в проектах с умеренной степенью риска,

Риски коррупционного характера

Таким образом, чрезмерные предпринимательские риски являются фактором сдерживающим развитие предпринимательской инициати-

вы вообще и предпринимательской активности в сфере потребительских услуг, в частности. Статистические данные свидетельствуют, что в сфере потребительских услуг темпы роста числа предприятий не превышают 1,5% в год на протяжении последних десяти лет. Отсюда рабочей гипотезой является предположение о том, что темпы развития в значительной степени сдерживаются высокими предпринимательскими рисками. Опрос предпринимателей, работающих в сфере потребительских услуг, показал, что среди множества рисков, с которыми сталкиваются предприниматели в России, наиболее часто упоминаются риски коррупционного характера, которые компенсируются относительно высокими ценами за оказываемые ими услуги. При этом 23% опрошенных обязательно включают в стоимость услуг легальные и нелегальные сборы, а 61% респондентов постоянно испытывают нехватку финансовых ресурсов, поскольку вынуждены изымать оборотные средства для решения вышеупомянутых проблем. Эти проблемы предпринимателей отражают совокупный уровень риска, который должен окупаться прибылью, заложенной в цены на предоставляемые услуги. Независимо от отраслевого характера бизнеса и продолжительности работы компании на рынке услуг, коррупционные риски носят общий характер и оказывают влияние на развитие предпринимательства как в отдельных регионах, так и в так и в целом по России.

Исходя из рабочей гипотезы, мы поставили задачу найти связь коррупционных рисков с уровнем цен в сфере потребительских услуг, используя

для этой цели узкую разновидность потребительской услуги - приготовление кофе на предприятии малого бизнеса.

Стоимость чашки кофе в разных странах мира с наценкой на коррупционные издержки

С этой целью мы использовали данные международной организации по противодействию коррупции Transparency international (1) в ежегодном отчете которой отражается информация о коррупционном состоянии экономики разных стран. В соответствие этим данным мы поставили уровень цен на приготовление кофе. Приготовление кофе, как услуга выбрана нами неслучайно, поскольку она чрезвычайно широко распространена в мировой практике. Кроме того практически во всех странах технология приготовления кофе

независимо от отраслевого характера бизнеса и продолжительности работы компании на рынке услуг, коррупционные

риски носят общий характер и оказывают влияние на развитие предпринимательства как в отдельных регионах, так и в так и в целом по России

Таблица

Цены на услугу по приготовлению кофе в 14 странах мира в сопоставлении с индексом восприятия коррупции (оценки 2011 г.)

Страны мира Показатель индекса восприятия коррупции (ИВК), при min значении 10,0 Средняя цена за 1 чашку кофе с учетом фактического риска коррупции (евро)

Дания 9,3 1,2

Канада 8,9 1,1

Австрия 7,9 1,2

Германия 7,9 1,2

Велкобритания 7,6 1,4

США 7,1 1,1

Франция 6,8 1,2

Литва 5,0 1,1

Италия 3,9 1,4

Грузия 3,8 1,5

Румыния 3,7 1,4

Черногория 3,7 1,8

Россия 2,1 2,5

одинакова и имеет примерно одинаковые затратные характеристики, Данные приведены в табл. (см. выше), Связывая индекс коррупции с ценами на услуги потребительского характера, мы отыскали уравнение регрессии индекса восприятия коррупции (ИВК) на уровень цен, который показывает, что цены на услуги с высоким коэффициентом корреляции зависят от уровня коррупционных рисков, действующих в экономике,

Выполненный анализ показывает, что в странах с меньшими коррупционными рисками цены на услугу по приготовлению кофе в значительно большей степени приближаются к реальной операционной себестоимости, Ясно, что изложенный подход носит концептуальный характер, который на уровне теории позволяет утверждать, что пони-

жение уровня коррупционных рисков (как и прочих других рисков), приведет к нелинейно большему снижению цен на услуги,

Описанную связь можно рассматривать как важнейший элемент экономического механизма развития отрасли, способный обеспечить некое равновесие уровня спроса и предложения на потребительские услуги, которое складывается при условии, если совокупная прибыль производителя услуг максимальна, а цена предложения приемлема для подавляющей части потребителей, при этом риск определяет уровень равновесия, Равновесие такого типа описано Курно (Соигпо!)2,

2 Антуан Огюст Курно (1801-1877 гг.) - французский экономист, философ и математик, - Прим. ред,

согласно которому наличие определенного количества производителей услуг на отдельно взятой территории обеспечит каждому из них максимальную прибыль при гармоничном сочетании цен и спроса,

Цены на услуги, риски и покупательская способность

На примере предприятий сферы потребительских услуг, предлагающих потребителям свой продукт в виде кофе, с помощью разработанного нами инструментария мы вычислили необходимое число предприятий для г, Новосибирска при заданном уровне равной для них рентабельности бизнеса в 20%, Численность таких предприятий должна достигать 3237 ед,, В реальности же, численность предприятий, специализирующихся на приготовлении кофе в городе (на 1 января 2011 г,), составляет 434 ед,, что обеспечивает каждому из предприниматель-

ских субъектов рентабельность в размере 60%,

Для поддержания высокого уровня рентабельности бизнеса предприниматели тяготеют к центральны местам города, стараясь открывать предприятия в границах преобладания присутствия граждан со средним и высоким уровнем доходов, Для проверки этого обстоятельства, используя подход В, Кристаллера, мы провели собственные натурные измерения, подтвердившие, что сложившееся равновесие в сфере потребительских услуг Новосибирска делает услуги территориально малодоступными и дорогими для большинства граждан, С этой целью мы рассчитали значение фактической плотности предприятий сферы потребительских услуг по отношению к градостроительной норме (СНиП 2,07,01 -89),

Полученные данные показывают, что по мере удаления от центра к перифе-

0,35 0,30 0,25 0,20 0,15 0,10 0,05 0,00

И

' ■ . ■ ■ ■

■ ■

■ I комплекта рею ста

# # > # # # # у о4 ■ *

Рис. Распределение показателя плотности3 предприятий сферы потребительских услуг по районам г, Новосибирска на 01,03,2012,

3 Желательное значение показателя по отношению к численности населения должно приближаться к 1,0,

риск-менеджмент

рии, обеспеченность населения необходимыми услугами потребительского характера снижается, Картину снижения уровня видовой комплектарности потребительских услуг от центральных мест к периферии можно наблюдать по графику, представленному на рис, (см. на с. 91),

Производители потребительских услуг неохотно идут на периферию города с более низким, чем центральных местах порогом конкуренции и большим количеством людей, способных стать потенциальными потребителями услуг первой необходимости, Смысл сложившейся ситуации нам видится в том, что уровень коррупционных рисков для предпринимательских субъектов не зависит от территории нахождения их предприятия в городе, а возможность их компенсации через цены на услуги ограничена рисками и покупательной способностью, Результаты проведенного исследования предпринимательских субъектов

Новосибирска, действующих в сфере потребительских услуг, позволяют сделать вывод о том, что основная причина низких темпов развития отрасли лежит в плоскости защиты имущественных и коммерческих интересов предпринимателей от рисков, с которыми они постоянно сталкиваются,

Вывод

Таким образом, движение самого механизма развития сферы потребительских услуг может осуществляться только в процессе снижения рисков, в частности коррупционного характера,

Литература 1. Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2011 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/ state/2011/12/02/3750.

Elena A. Razomasova

Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Department of Management, Siberian University of Consumer Cooperation, Novosibirsk

Enterprise Risk as Major Component of Economic Mechanism of Consumer Services Market Development

_Abstract

In the publication, enterprise risk is studied in accordance with the accepted notions of the academic community, such as the danger of profit reduction, or the material and financial losses in business activity.

Keywords: entrepreneurship, risk, economic mechanism, consumer services market

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.