Научная статья на тему 'Предпринимательский проект: оценка целесообразности внедрения'

Предпринимательский проект: оценка целесообразности внедрения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1793
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ / СТРУКТУРА / ПРОЕКТ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Собченко Н.В.

В статье представлен авторский подход к оценке предпринимательских проектов. и их классификация. Приведен пример оценки целесообразности внедрения конкретного предпринимательского проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпринимательский проект: оценка целесообразности внедрения»

11 (35) - 2010

Оценка бизнеса

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ: ОЦЕНКА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ

н. в. СОБЧЕНКО,

аспирант кафедры финансового менеджмента и банковского дела

E-mail: n_sobchenko@mail. ru Ставропольский государственный аграрный университет

В статье представлены авторский подход к оценке предпринимательских проектов и их классификация. Приведен пример оценки целесообразности внедрения конкретного предпринимательского проекта.

Ключевые слова: предпринимательский, структура, проект, классификация, оценка.

Несмотря на наличие ряда исследований, вопросы оценки предпринимательского проекта и эффективности деятельности предприятий остаются недостаточно проработанными. Так, в настоящее время в России нет единых, отработанных на практике комплексных методик оценки предпринимательских проектов, их отбора для реализации, стратегий осуществления и контроля за результатами.

Проводимые исследования характеризуются либо излишней теоретической углубленностью, оторванностью от практики, либо попытками определить подходы к решению той или иной отдельной задачи, связанной с оценкой предпринимательского проекта, что не позволяет взглянуть на проблему комплексно. В условиях современной экономики возникает потребность в разработке особого подхода к оценке названных проектов, который не ограничивается узкими рамками коммерческой эффективности и включает анализ социальной эффективности в качестве важнейшей составной части. Применение такого подхода необходимо для общественно значимых проектов, требующих государственной поддержки.

Развитие человеческого общества было связано с научно-техническим прогрессом и широким внедрением его достижений в производство, обуче-

ние и быт. В основе такого постоянного движения к лучшему лежит стремление людей усовершенствовать ту или иную сторону жизни. Продуктом умственной и физической деятельности многих поколений были разнообразные товарно-материальные ценности, отличающиеся от предыдущих новизной и повышенными потребительскими качествами. Одновременно осваивались новые географические районы, разрабатывались месторождения полезных ископаемых. Все это можно назвать одним емким термином — новации [1].

Любое новшество в своем развитии обычно проходит несколько стадий. В начале это научные исследования, затем инженерная практика, производство и использование нового продукта. И, несомненно, без предпринимателя, его энергии, знаний и навыков ни одно новшество не имеет шансов оказаться на последней стадии, когда люди смогут им воспользоваться с пользой для себя.

Вся совокупность указанных стадий и составляет предпринимательский проект. И любое новшество, любая новая идея, будь она сложной или простой, реализуются посредством проекта [1].

Подводя промежуточный итог, можно сказать, что под предпринимательским проектом понимается система сформулированных в его рамках целей, комплекс организационно-технической и нормативной документации, совокупность всех используемых ресурсов для реализации и создания новационных продуктов, работ, услуг, а также совокупность организационно-управленческих мероприятий по их выполнению.

Следует отметить, что существующие подходы к оценке предпринимательских проектов — как зарубежные, так и отечественные — достаточно от-

личаются друг от друга по широте спектра используемых показателей, точности оценки, возможностям применения для конкретных условий, предприятий и отраслей экономики. Часть подходов тяготеет к количественной оценке, часть — к качественной.

Но на практике методологий, основанных на оценке предпринимательских проектов, которые подходили бы для современных, устремленных в будущее фирм, недостаточно, поскольку часто трудно оценить текущую новаторскую деятельность предприятия в силу как субъективных причин, так и объективных. К ним можно отнести то, что не в полной мере используется система статистических показателей, характеризующих эту сферу деятельности промышленных предприятий. Из этих критериев широко применяемыми являются затратные, характеризующие динамику инновационного процесса по времени, обновляемости, структуре. При этом надо иметь в виду, что в результате реализации новаторских проектов темпы роста экономики могут быть временно снижены.

В настоящее время повышаются требования относительно проведения экспертиз предпринимательских проектов. Так, большое внимание уделяется срокам проведения экспертиз, согласований, продолжительности периода от подачи заявок и предложений до открытия финансирования или предоставления льгот и субсидий. Совершенствуются методы контроля, увеличивается число обязательных условий, которым должен соответствовать проект.

Для снижения риска деятельности предпринимательской структуре следует провести тщательную

Рис. 1. Классификация предпринимательских проектов

оценку предполагаемого к осуществлению предпринимательского проекта. Эффективный для одного предприятия, он может оказаться неэффективным для другого в силу разных причин.

Чтобы адекватно охарактеризовать предпринимательский проект, надо привести обобщенную классификацию проектов (рис. 1). Их в зависимости от уровня научно-технической значимости различают несколько [2]:

- модернизационный — конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются;

- новаторский — конструкция нового изделия по виду своих элементов существенно отличается от прежнего;

- опережающий — конструкция основана на опережающих технических решениях;

- пионерный — появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции и технологии, выполняющие прежние или новые функции.

Предпринимательские проекты по объему решаемых задач подразделяются следующим образом:

- монопроекты — выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением. Они отличаются постановкой однозначной инновационной цели, осуществляются в жестких временных и финансовых рамках. Им требуется координатор или руководитель проекта;

- мультипроекты — представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение какой-либо сложной цели. Им требуются координационные подразделения;

- мегапроекты — многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроек-тов и сотни монопроектов, связанных между собой. Они требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. Формирование и реализация мегапроектов могут потребовать объединения усилий ряда отраслей, регионов, финансово-промышленных групп и крупных корпораций, группы стран. Состав стадий и этапов проекта определяется его отраслевой и функциональной принадлежностью [2].

Оценка бизнеса

11 (35) - 2010

Однако следует отметить, что предложенная классификация применима в основном к научно-техническим проектам. Предпринимательские проекты в области кадров организаций, финансового сектора будут, очевидно, иметь свою классификацию. При этом отдельные виды классификаций, например по продолжительности, могут быть общими.

Факторы, оказывающие влияние на результативность предпринимательского проекта, трудно поддаются количественной оценке, поэтому их необходимо учитывать на стадии отбора проектов. Поскольку на каждом конкретном предприятии существуют свои причины, влияющие на эффективность внедряемых проектов, универсальной сис-

темы оценки проектов нет, но ряд моментов имеет отношение к большинству предпринимательских структур. На этой основе выделяют определенные критерии оценки предпринимательских проектов.

Для любого предприятия выгодно реализо-вывать проекты, которые будут поддержаны государственными структурами. Это программы, ориентированные в первую очередь на социально-экономические результаты. В табл. 1 приведен рекомендуемый перечень характеристик предпринимательских проектов.

Важно, что показатели верхнего уровня, приоритетные направления (показатели конечного результата) — это показатели, важные для уровня

Таблица 1

Характеристики оценки предпринимательских проектов

Группа критериев Подгруппа критериев

1. Социально-экономические характеристики

1.1. Социальные 1.1.1. Благосостояние. 1.1.2. Здоровье. 1.1.3. Личная безопасность. 1.1.4. Культура. 1.1.5. Образование. 1.1.6. Быт. 1.1.7. Уровень занятости

1.2. Вклад в решение важнейших проблем развития РФ 1.2.1. Обеспечение населения теплом и электроэнергией. 1.2.2. Обеспечение населения продовольствием. 1.2.3. Обеспечение населения медицинскими услугами и медикаментами. 1.2.4. Обеспечение населения транспортом и связью

1.3. Экономические 1.3.1. Повышение эффективности использования ресурсов (трудовых, материальных, финансовых). 1.3.2. Создание новых экономически эффективных продуктов. 1.3.3. Вклад в крупные структурные сдвиги в экономике

1.4. Рыночные параметры 1.4.1. Конкурентоспособность продукции на внутреннем рынке (спрос, замещение импорта, рентабельность продукции, коммерческий риск, экономическая эффективность инвестиций, позиция в конкурентной борьбе). 1.4.2. Конкурентоспособность продукции на внешнем рынке (спрос, повышение экспортного потенциала, коммерческий риск, экономическая эффективность инвестиций, позиция в конкурентной борьбе)

2. Обеспечение национальной безопасности

2.1. Вклад в обороноспособность РФ

2.2. Вклад в экологическую безопасность 2.2.1. Вклад в снижение выброса вредных веществ в атмосферу, воду, землю. 2.2.2. Вклад в природовосстановительную деятельность

3. Научно-технические характеристики

3.1. Соответствие мировому уровню (конкурентоспособность ноу-хау)

3.2. Вклад в поддержку лидирующего положения российской науки и промышленности

3.3. Вклад в развитие других научно-технических направлений

3.4. Вклад в крупные технологические сдвиги

3.5. Вклад в развитие научно-технического потенциала

3.6. Степень новизны

Окончание табл. 1

Группа критериев Подгруппа критериев

3.7. Включение в предыдущие программы и планы

3.8. Сроки разработки

3.9. Вероятность реализуемости проекта 3.9.1. Наличие фундаментального задела. 3.9.2. Наличие кадров исследователей высшей квалификации. 3.9.3. Наличие экспериментальной и производственной базы. 3.9.4. Технический и организационный риск реализации проекта в срок

4. Экономические характеристики

4.1. Затраты на проект 4.1.1. На НИР 4.1.2. На ОКР. 4.1.3. На опытный образец. 4.1.4. Капиталовложения в создание производства. 4.1.5. Капиталовложения в процесс производства (оборотный капитал). 4.1.6. Срок окупаемости затрат

4.2. Ожидаемая прибыль 4.2.1. Потенциальный размер общей прибыли. 4.2.2. Ожидаемый размер валютной прибыли. 4.2.3. Время начала получения прибыли. 4.2.4. Рентабельность капиталовложений

народного хозяйства в целом. Они являются обязательными для оценки и контроля на всех последующих более низких по иерархии уровнях, решающих частные задачи (социально-экономические приоритеты и ключевые проблемы; приоритетные направления научно-технического прогресса; государственные программы, проекты, реализующие эти программы). На следующем уровне ключевых проблем (например обеспечение теплом и энергией) добавляются внутренние автономно используемые на этом уровне характеристики.

В результате формируется система критериев, которая дает возможность оценить вклад предпринимательского проекта любого уровня в достижение конечных целей реформ и использовать эту информацию для соответствующего распределения ресурсов на реализацию таких проектов.

Согласно современным методикам полная оценка предпринимательского проекта включает в себя анализ всех перечисленных критериев и основных элементов реализации проекта. Чтобы свести полученные результаты в единое целое, можно использовать критерии, перечисленные в табл. 3.

Для получения полной оценки предпринимательского проекта экспертам необходимо оценить каждую позицию, а затем на основе обобщенной оценки принимать решение об эффективности анализируемого проекта.

Выходные количественные показатели первой группы связаны с входными показателями проектов по-разному. Например, затраты являются простой суммой затрат по отдельным проектам. Остальные характеристики (1—4) оцениваются сложно, как

результат выбора «смеси» технологий, решающих ключевые проблемы.

Для дальнейшей оценки качественных характеристик требуется детальная информация по следующим параметрам: наличие заказчиков (потребителей), конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, вклад в развитие других приоритетных направлений, степень новизны, перспективность, вклад в развитие научно-технического потенциала, соответствие продукции прогнозируемому мировому уровню, риск — научно-технический, организационный, коммерческий, требуемая поддержка (государства, частных инвесторов), имеющийся научно-технический потенциал по проблеме.

Логическим продолжением исследования станет оценка потенциала предпринимательских структур по предложенной методике, а также оценка конкретного предпринимательского проекта.

Таковым станет реализация плана «Школьное молоко» [3] на территории Ставропольского края. Для реализации необходимы инвестиции в новое оборудование в объеме 1 142 097 евро. В нашем случае условно определим: 1 евро = 40,50 руб., тогда сумма инвестиций составит 46 254 929 руб. Дополнительно для реализации проекта предприятию нужно будет произвести закупку сырья — молока в объеме 11 004 тыс. л в год. Ориентировочная стоимость 1 т молока у сельхозпроизводителей — 11 269 руб. Общая цена закупки составит 120 627 тыс. руб. Поскольку оборудование, необходимое для реализации проекта, является оборудованием со сроком службы до 10 лет, ежегодная амортизация составит 4 625,5 тыс. руб. Таким образом, затраты

Оценка бизнеса

11 (35) - 2010

за первый год составят 125 252,5 тыс. руб. Затраты на закупку молока и амортизацию оборудования, относимые на себестоимость продукции, составят в первый год реализации проекта 125 252,5 тыс. руб., тогда как выручка от поставки продукта составит 495 180 тыс. руб. К сложностям реализации проекта относится то, что производимая продукция должна выкупаться за счет бюджетных средств.

Согласно данным бухгалтерской отчетности, на конец 2008 г. ОАО «Вита», ОАО «Сыродел» и ОАО «Буденновскмолпродукт» являются финансово неустойчивыми. Надо рассмотреть, как повлияют на финансовое положение этих предпринимательских структур внедрение проекта и затраты на его реализацию.

Данные бухгалтерской отчетности и расчет ряда финансовых показателей позволяют сделать вывод, что самостоятельное внедрение данного предпринимательского проекта приведет к кризисному финансовому состоянию ОАО «Вита» и ОАО «Сыродел» (табл. 2). Однако изначальное неустойчивое финансовое состояние оставляет возможность внедрения проекта с привлечением внешних источников финансирования.

На финансовом положении ОАО «Буденновс-кмолпродукт» предлагаемый проект существенно не скажется, следовательно, данному предприятию можно рекомендовать стратегию последователя и внедрение проекта.

Далее предпринимательский проект надо оценить по предложенной выше методике, адаптировав ее под выбранные параметры (табл. 3).

Целесообразность внедрения предложенного проекта согласно данной методике оценивается как удовлетворительная. Далее рассмотрим экономическую составляющую более подробно с целью оптимизации принимаемого решения. Для этого рассчитаем для проекта такие показатели, как NPV и PI.

Чистая текущая стоимость (чистый приведенный эффект, чистый дисконтированный доход, Net Present Value, NPV) рассчитывается как: п cf п I

NPV = Y-cf— -Y—1^-,

1=1(1 + rУ t0(l + rУ

где n — суммарное число периодов (интервалов, шагов);

t = 1, 2,..., n — время действия инвестиции; CFt — приток денежных средств в период t; r — барьерная ставка (ставка дисконтирования); It — сумма инвестиций (затраты) в t-м периоде. Индекс предпринимательской прибыльности (Profitability Index, PI) рассчитывается по следующей формуле:

Y NCFt

PI = ^(1 + rУ ,

Inv

где NCFt — чистый денежный поток для /-го периода;

Inv — начальные инвестиции; r — ставка дисконтирования (стоимость капитала, привлеченного для инвестиционного проекта).

Таблица 2

ОАО «Буденновскмолпродукт», руб.

Определение потенциала ОАО «Вита», ОАО «Сыродел» и

Показатель ОАО «Вита» ОАО «Сыродел» ОАО «Буденновск-молпродукт»

Излишек (+) или недостаток (—) собственных оборотных средств для формирования запасов —83 565 —38 769 —61 934

Излишек (+) или недостаток (—) собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников для формирования запасов —25 691 —16 769 —18 771

Излишек (+) или недостаток (—) общих источников формирования запасов 13 835 11 835 134 700

Трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации [0; 0; 1] [0; 0; 1] [0; 0; 1]

Излишек (+) или недостаток (—) собственных оборотных средств для обеспечения производственного процесса и для внедрения инновационного проекта —208 817,5 —164 021,5 —187 186,5

Излишек (+) или недостаток (—) собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников формирования производственно-хозяйственных запасов и внедренческих затрат —150 943,5 —142 021,5 —144 023,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Излишек (+) или недостаток (—) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат и внедрения инновационного проекта —111 417,5 —11 3417,5 9 447,5

Трехкомпонентный показатель типа инновационного потенциала [0; 0; 0] [0; 0; 0] [0; 0; 1]

проблемы и решения ' 75

Таблица 3

Оценка предпринимательского проекта «Школьное молоко»

Критерии Оценка

1 2 3 4 5

Цели, стратегия, политика и ценности предпринимательской структуры

1. Совместимость проекта с текущей стратегией *

2. Согласованность проекта с представлениями потребителей о предприятии *

3. Соответствие проекта отношению предприятия к риску *

4. Временной аспект риска *

Общая оценка *

Маркетинг

1. Соответствие проекта определенным потребностям рынка *

2. Оценка общей емкости рынка *

3. Оценка доли рынка *

4. Вероятность коммерческого успеха *

5. Возможный объем продаж *

6. Оценка конкурентов *

7. Согласованность с существующими каналами сбыта *

8. Общественное мнение о новом продукте *

Общая оценка *

Необходимые работы для внедрения проекта

1. Соответствие проекта стратегии предприятия *

2. Стоимость и время разработки проекта *

3. Отсутствие патентных нарушений *

4. Наличие производственных ресурсов *

5. Возможность будущего производства продукта и дальнейшее применение внедряемой техники *

6. Согласованность с другими проектами предприятия *

7. Наличие вредных воздействий продукта и процесса его производства на окружающую среду *

8. Соответствие проекта текущему и перспективному законодательству об охране окружающей среды *

Общая оценка *

Финансы

1. Стоимость внедрения проекта *

2. Затраты на производство *

3. Стоимость маркетинговых исследований *

4. Наличие финансовых средств в необходимые сроки *

5. Согласованность с финансированием других проектов предприятия *

6. Ожидаемая норма прибыли *

7. Соответствие проекта критериям эффективности финансовых вложений, принятых на предприятии *

Общая оценка *

Производство

1. Соответствие численности и квалификации персонала предприятия для реализации проекта *

2. Согласованность проекта с имеющимися мощностями предприятия *

3. Стоимость и наличие необходимых сырья, материалов, комплектующих изделий *

4. Издержки производства *

5. Уровень безопасности производства *

Общая оценка *

Итоговая оценка проекта *

При значениях Р1 > 1 считается, что данное вложение капитала является эффективным, при этом целесообразно принимать те проекты, где Р1 > 1,2.

Произведя расчеты, получим, что при ставке дисконта г=20 %, NPV= 273 585 тыс. руб., Р1 = 2,9. Таким образом, в случае наличия необходимого бюджетного финансирования для закупок продукции по данному проекту его следует реализовать.

Список литературы

1. Богатин Ю. В., Швандар В. А Оценка эффективности бизнеса и инвестиций: учеб. пособие для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА. 1999. 254 с.

2. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент: учебник для вузов по специальности «Менеджмент организаций». М.: ИНФРА-М. 2008.

3. URL: http://www.schoolmilk.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.